Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПЛАТФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ'

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПЛАТФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стеценко Владимир Вадимович

В статье анализируются факторы, влияющие на профилактику и противодействие пропаганде идеологии терроризма и экстремизма. Исследуется молодежь как социальная группа, особо уязвимая для распространителей деструктивных идеологий. Делается вывод о необходимости, актуализации культурно-просветительского инструментария в контексте защиты молодежи от информационных проявления экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL EDUCATION AS A VALUE-SENSE PLATFORM FOR PREVENTION OF EXTREMISM IDEOLOGY IN YOUTH ENVIRONMENT

The article analyzes the factors affecting the prevention and counteraction of the propaganda of the ideology of terrorism and extremism. Young people are studied as a social group that is especially vulnerable to distributors of destructive ideologies. The conclusion is drawn about the need for updating cultural and educational tools in the context of protecting young people from informational manifestations of an extremist orientation.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПЛАТФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ»

принципов западной демократии и свободы. Во второй половине XIX в. с расширением масштабов геополитических притязаний западной буржуазии, начали формироваться претензии к созданию мировой капиталистической империи под эгидой США. К концу XIX в. пиратская политика Америки по отношению к другим государствам вывела ее на 1-е место в мире по национальному богатству, национальному доходу и уровню развития основных отраслей промышленности. Если с 1600 по 1699 г. в мире в войнах погибло всего 3,3 млн., то появление и развитие на земном шаре буржуазии увеличило эту цифру в десятки раз» [8]. Конечно, причины стремительного развития США нельзя связывать исключительно с колонизацией и грабежом слаборазвитых стран. У Америки был свой внутренний потенциал для развития. Теме не менее, без реализации агрессивных планов, часто связанных с войной и использованием природных ресурсов захваченных территорий, хозяйственный успех США был бы менее заметным. Цифры, которые называет В.Б. Вилькоцкий, свидетельствуют о стремительном увеличении «градуса» агрессивности США и Европы. По вине западного мира, утверждает исследователь, с 1700 по 1800 г. в войнах было убито 5,3 млн., с 1801 по 1913 г. - 5,6 млн., с 1914 по 1918 г. - 10 млн. человек [8].

Запад наслаждался захватом новых территорий и упивался собственными победами, видя, что никто не в силах дать ему отпор. Мир сполна испытал на себе все ужасы и несправедливость формирующейся буржуазной системы. Подавляющее большинство народов и государств включилось в глобальное расширение капитализма, в формирующуюся буржуазную планетарную модель в роли наймита Запада, образуя сеть зависимых от метрополий колоний.

История не раз свидетельствовала о том, что рабство не может быть вечным. Так произошло и в этот раз. Уже на этапе нового времени, в то время как едва успели сформироваться западные империи, началась антиколониальная борьба. Она продолжится и в период новейшего времени. Итогом ее станет освобождение народов и государств.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Маркс, К. Капитал. Т.1. - URL: http://libelli.ru/works/kapital/24.htm (дата обращения: 12.01.2020).

2.Бауман, З. Европейский путь к мировому порядку. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/Article /baum evr.php (дата обращения: 09.01.2020).

3.Баумгартен, А. Американский геноцид. Часть 1: Эпоха Колумба. - URL: http://left.ru/2002/22/baumgarten72. html (дата обращения: 02.04.2020).

4.Хлебников, П. Необъявленные войны США / П. Хлебников. - М.: Мысль, 1984. - 271 с.

5.Поправка президента Теодора Рузвельта к Доктрине Монро. 1904 г. // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.2. Международные отношения в 1648 - 1918 гг. / сост. Д.В.Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 211-212.

6.Сесиль Родс о планах установления мирового господства Великобритании // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн. 2. Международные отношения в 1648 - 1918 гг. / сост. Д.В.Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 218 -220.

7.Стрепетов, В.И. Просчеты идеологических диверсантов / В.И. Стрепетов. - Л.: Лениздат, 1976. - 273 с.

8.Вилькоцкий, В.Б. Нравы буржуазного общества. - URL: http://samlib.ru/w/wilxkockij_w_b/nrawy burzhuaznogoobshestwa.shtml (дата обращения: 12.11.2019).

В.В. Стеценко

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПЛАТФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье анализируются факторы, влияющие на профилактику и противодействие пропаганде идеологии терроризма и экстремизма. Исследуется молодежь как социальная группа, особо уязвимая для распространителей деструктивных идеологий. Делается вывод о необходимости, актуализации культурно-просветительского инструментария в контексте защиты молодежи от информационных проявления экстремистской направленности.

Ключевые слова. Экстремизм, терроризм, идеология, пропаганда, молодежь, молодежная политика, культурная политика, профилактика экстремизма, культурное просветительство.

V.V. Stetsenko

CULTURAL EDUCATION AS A VALUE-SENSE PLATFORM FOR PREVENTION OF EXTREMISM IDEOLOGY IN YOUTH ENVIRONMENT

Abstract. The article analyzes the factors affecting the prevention and counteraction of the propaganda of the ideology of terrorism and extremism. Young people are studied as a social group that is especially vulnerable to distributors of destructive ideologies. The conclusion is drawn about the need for updating cultural and educational tools in the context of protecting young people from informational manifestations of an extremist orientation.

Key words. Extremism, terrorism, ideology, propaganda, youth, youth policy, cultural policy, the prevention of extremism, cultural enlightenment.

Проблематика распространения экстремисткой идеологии и терроризма в молодежной среде выделяется в качестве одной из актуальных тем современной повестки дня российского и зарубежного общественно-политического дискурса.

Рост числа уголовных процессов, обусловленных экстремисткой деятельностью, свидетельствует об общественной опасности распространения экстремизма и терроризма. Можно выделить две доминирующие «болевые точки», в которых выражена опасность экстремизма: во-первых, суть данного процесса, которая проявляется в демонстрации крайних взглядов, основанных на насилии и призывам к насилию; во-вторых, отсутствие в обыденном сознании четких границ между допустимым изъявлением собственной позиции касательно спорных вопросов политики или общественной жизни и экстремизмом. Пристальное внимание в контексте противодействия экстремистским идеологиям вызывает молодежь, т.к. данная возрастная группа обладает особыми социальными характеристиками и обостренным восприятием окружающей обстановки, вследствие чего молодежная среда является «питательной почвой» для активизации радикальных воззрений, а также накопления и реализации негативного протестного потенциала. Именно молодые граждане часто становятся целью для вербовщиков экстремистских организаций, использующих российскую молодежь в своих (в т.ч. политических) интересах.

Отметим, что доктринально значимые документы в сфере молодежной политики манифестируют, что за прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке ценностей предыдущих поколений, ослаблении связей преемственности между поколениями. Транзитивные социальные процессы, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему участия молодёжи в жизни общества. Во-первых, молодёжь - одна из значительных социально-демографических групп российского общества. Во-вторых, молодые люди являются частью наиболее социально активного населения страны. Отсутствие молодежной политики в смутные годы после крушения СССР, рост числа маргинальных и экстремистских движений, отсутствие государственной идеологии, пропаганда чуждого западного уклада жизни привели к утрате духа гражданственности и патриотизма у целых поколений российской молодежи. В настоящее время самоидентификация молодёжи неоднозначна. С одной стороны, молодые люди составляют значительную долю в составе новых социальных слоёв, растет число молодых лидеров общественных движений и политических партий. С другой стороны, молодёжь оказалась одной из самых незащищённых социальных групп, существует острое несоответствие новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества8.

Полагаем, что корни экстремистских тенденций среди молодежи можно проследить в системном кризисе социокультурной среды Российского общества. В этой связи обозначим позиции экспертов, исследующих данную проблематику.

Р.П. Кошкин, критикуя модифицированную культурную среду и искусственный человеческий тип с заранее заданными параметрами нравственного, общественного, религиозного поведения, связанного с появлением таких понятий, как «наркокультура», «права религиозных и сексуальных меньшинств», «феминизм», предлагает специальные культуроохранные мероприятия для возрождения и сохранения культуры как безопасной для человека среды обитания. Автор акцентирует внимание на приоритете личности перед государством, так как существование государства оправдано только прикладными соображениями: организация, защита, наказание граждан [3].

Е.Г. Сулименко усматривает взаимосвязь внутренних угроз культурной безопасности и таких негативных проявлений, как ксенофобия, экстремизм, девиантное поведение, маргинализация и криминализация общества, ослабление института семьи как проводника традиционных ценностей. Внешние угрозы автор связывает с унификацией культур в условиях глобализма, утратой национальной ментальности, экспансией Запада в медиапространстве, развязыванием против России войн нового типа - информационных. Все эти факторы в совокупности препятствуют становлению России как основного центра влияния в мировом сообществе. Для противостояния угрозам дестабилизации российского общества необходимо системное применение системы культурно-воспитательных мер образовательного, нравственного правового характера.

Автор отмечает факт того, что в специфических условиях российской государственности экстремизм представляет особую опасность. Во-первых, социально-экономическая неустроенность большего числа граждан провоцирует негатив и агрессию в социуме, во-вторых, наблюдается проникновение в социокультурную среду деструктивной информации. По мнению Е.Г. Сулименко, экстремизм формирует концепт «антикультура», который характеризуется нетерпимостью и страхом, нейтрализовать который можно с помощью комплекса идеологических и воспитательных мер [8].

Авторы П.П. Баранов, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев указывают на такие аспекты сетевого общества как социальный атомизм, космополитизм, индивидуализм, что может быть особо опасно в нашей стране, где отсутствует эффективная государственная молодежная политика по воспитанию патриотизма и морально-нравственных качеств [5].

Авторами выделяются следующие направления сетевой войны, ведомой рядом стран и центров влияния против России: подрыв морально-нравственных основ российского общества и его разобщение, негативное

8 Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 308 с.

295

информационное воздействие на население, прежде всего на молодежь, как наиболее восприимчивую часть общества, разжигание межнациональной и религиозной розни, дестабилизация социокультурной сферы, создание отрицательного информационного фона вокруг образа России через СМИ.

Исследователи относят к угрозам культурной безопасности распространение низкопробной массовой культуры, ориентированной на маргинальные слои, попытки исказить историю России, ее роль в мировой цивилизации, популяризация образа жизни основанного на чуждых ценностях и ориентирах.

В настоящий момент противоборство государств осуществляется с применением различных технологий социального управления и воздействия, среди которых ученые выделяют: трансляцию в общественное сознание апатии и социальной пассивности, контроль образования и информационных потоков, подрыв авторитета традиционных религий, запрет духовно-нравственного просвещения, пропаганда деструктивных и агрессивных идей через СМИ, искажение исторических фактов, культ потребительства, создание управляемого хаоса, распространение сепаратистских идей, создание структур так называемого гражданского общества, нацеленных на противостояние государству.

По мнению авторов, одна из главных идей политтехнологов западных стран - это формирование в России человека особого типа - потребителя, который не будет отличаться всесторонним умственным, нравственным и духовным развитием и идеально впишется в реалии общества потребления, ценности которого исключительно материальны. Указанные цели реализуются путем коммерциализации, деградации системы образования, снижения его уровня.

Согласимся с утверждением исследователей о том, что основные проблемы современного социума порождаются упадком духовности. Морально-нравственный регресс создает предпосылки таких явлений, как коррупция, агрессия и криминал, кризис семейных ценностей и демографический спад. Мрачными последствиями духовно-нравственного кризиса является одно из первых мест России среди развитых стран по числу разводов, абортов, алкоголизму, криминалу. Исправить эту критическую ситуацию возможно лишь с помощью возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Осуществлять эту непростую миссию государство должно в том числе через поддержку социальных институтов, транслирующих духовность и культуру в общество.

Обозначим ряд факторов, способствующих, по нашему мнению, генезу экстремистских настроений среди молодежи:

-напряженная обстановка в обществе, выраженная совокупностью негативных социальных тенденций, влияющих на молодежь, таких как невысокий уровень и качество образования, агрессивная конкуренция на рынке труда, отсутствие социальной справедливости;

-криминализация общественных отношений, вовлечение молодежи в противозаконную деятельность; -искажение ценностных ориентиров;

-деятельность зарубежных религиозных организаций и сект, насаждающих религиозный экстремизм; -активность националистических и сепаратистских группировок;

-оборот запрещенных средств, которые могут быть использованы в ходе экстремистских акций (изготовление и приобретение взрывчатки и оружия);

-использование психологических особенностей характерных для молодежной среды (таких как агрессия, неустойчивость психики, склонность к внушению) для совершения действий экстремистского характера;

-применение информационных ресурсов экстремистскими организациями для пропаганды и координации действий.

Экспертами, участвовавшими в социологическом опросе, проведенном ЮРИУ РАНХиГС, при активном участии Ростовской научной элитологической школы, основанной заслуженным деятелем науки РФ, профессором А. В. Понеделковым, были обозначены следующие обстоятельства, обуславливающие уязвимость социальных институтов перед пропагандой терроризма: -либеральные взгляды;

-фундаментальные национальные и религиозные противоречия;

-отсутствие единого смыслообразующего ядра, объединяющего государство и общество; -социально-экономическая напряженность, падение уровня жизни; -агрессивное продвижение религиозных воззрений;

-усиление активности организаций, получающих зарубежное финансирование; -безразличие основной массы населения;

-недостатки семейного воспитания, отсутствие эффективной профилактической и просветительской работы с молодёжью;

-применение сторонниками террора новых информационных технологий.

Основными каналами по распространению экстремисткой идеологии респонденты назвали интернет (99%), каналы религиозной пропаганды (87%), оппозиционные СМИ (74%) [6].

Российский и международный опыт профилактики экстремизма в молодежной среде свидетельствует о необходимости разработки содержательной программы противодействия данному явлению; в противном случае меры, направленные на противодействие деструктивной идеологии, не будут иметь должного эффекта.

В этой связи в Российской Федерации был принят Комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2019 - 2023 годы, который призван обеспечить снижение «градуса» радикализации различных слоев населения с акцентом на молодежь.

Достичь заявленные целевые ориентиры призван комплекс задач, в число которых входит:

- повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние;

- реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;

- совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;

- развитие организационных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма отражает ряд достижений в контексте противодействия экстремистской идеологии: сформирован определенный уровень осознания молодыми людьми преступной сущности терроризма; увеличилась эффективность информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности; были существенно ограничены возможности для проникновения в информационно-телекоммуникационные сети материалов экстремистской направленности; произошло повышение эффективности функционирования системы оказания профилактического воздействия на молодёжь.

Вместе с тем в документе констатируется ряд проблемных тенденций в сфере противодействия и профилактики экстремизма: пропагандистско-вербовочная деятельность, экстремистского содержания, направленная на молодежь, принимает всё новые, изощрённые формы; наличие неиспользованных резервов на различных уровнях власти по противодействию идеологии терроризма; научно-методическое сопровождение анти-экстремистской деятельности не соответствует в должной мере практическим требованиям и нуждается в доработке [2].

Отметим, что согласно экспертному опросу, проведенному в ЮРИУ РАНХиГС в 2019 году, 65% респондентов считают Комплексный план, утвержденный Президентом РФ эффективным нормативно-правовым базисом противодействия идеологии терроризма, вместе с тем 59% опрошенных отмечают, что меры, предпринимаемые по противодействию пропаганде терроризма, не всегда достигают должного результата [6].

Cчитаем, что наряду с государственными органами важную роль в процессе профилактики и противодействия идеологии терроризма играют общественные институты, образовательные организации, а также экспертное сообщество. В этой связи обозначим проблемно-событийное наполнение основных российских дискуссионных платформ, посвященных противодействию идеологии экстремизма.

Крупнейшей научно-экспертной платформой выступает Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде». На данном мероприятии ежегодно происходит обсуждение комплекса вопросов совершенствования системы подготовки педагогических и управленческих кадров по направлению противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде; происходит обмен опытом работы и современными методами формирования у молодежи и детей неприятия идеологии терроризма и экстремизма. Особое внимание в рамках форума отводится проблематике защиты информационного пространства от экстремистской пропаганды, которая как отмечают эксперты, должна осуществляться с помощью полезных ресурсов просветительской направленности.

Другим примером экспертной площадки, посвященной профилактике экстремизма является специализированный форум "Современные системы безопасности - Антитеррор". Секции данного мероприятия посвящены вопросам защиты информационного пространства от распространения идеологии терроризма, а также профилактике экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде.

Следует отметить работу Международной научно-практической конференции «Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремизму и терроризму». Секции данной дискуссионной площади включают в себя широкий круг вопросов, связанных с социально-психологическими, политико-правовыми и культурными факторами противодействия экстремизму и терроризму, проблематикой духовно-культурной направленности, а также проблемами воспитания молодежи.

Значимым примером агрегации мнений представителей научно-экспертного сообщества является социологический опрос, проведенный ЮРИУ РАНХиГС. Данное исследование выявило распространённость среди государственных служащих и научных работников позиции, согласно которой, в деле противодействия идеологии экстремизма акцент должен быть сделан не на укреплении силовой, охранительной составляющей, а на реализацию потенциала гражданского общества, совершенствование воспитательных технологий, развитие мер профилактической направленности, формирование антитеррористического сознания [6].

Таким образом, полагаем очевидным, что наряду с силовыми методами борьбы с терроризмом и экстремизмом одним из важнейших сдерживающих факторов, препятствующих распространению экстремистской идеологии, является профилактика молодежного экстремизма, которая включает в себя комплекс воспитательных и пропагандистских мер.

Вопросами профилактики экстремизма в молодежной среде активно занимается ряд российских исследователей, таких как Т.А. Боголюбова, А.А. Гаджиева, В. К. Довгяло, А.А. Найда, Е.О. Кубякин, Н.В. Стариков, Т.А. Юмашева.

Таким образом, в контексте нивелирования угроз распространения террористической идеологии, а также усиления показателей защищенности российского социума от экстремистской пропаганды полагаем

целесообразным обратиться к концепции культурного просветительства как к перспективному направлению государственной культурной политики, объединяющему различные дискурсы социальных коммуникаций и соответствующему актуальным геополитическим трендам.

Мы понимаем концепт «культурное просветительство» как разновидность неформального образования по целенаправленному распространению социально значимых сведений, базирующихся на специфических национальных смыслах, традиционных для российской цивилизации, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

По нашему мнению, технологии формирования и трансляции культурного просветительства целесообразно строить на основе технологии «Диалога культура» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). При этом сошлемся на мнение доктора философских наук В.С. Степина, что в выработке новых смысловых ориентиров и поиске современных стратегий цивилизационного развития в ситуации глобальных перемен неоценимую роль может сыграть диалог культур, который открывает возможности использования коммуникационной/техногенной культурой достижений традиционных культур, а культурное многообразие и взаимодействие являются условиями развития общества [7]. Диалог в этой технологии сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей рефлексивной и других функций личности, предстает как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание. В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.

Целями диалога культур являются: формирование диалогического сознания и мышления, свободного от плоского рационализма, монофилии культуры; обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Проектируя технологию культурно-исторического просветительства, в рамках актуального политического дискурса, мы опираемся на следующие функции диалога культур: на формы организации обучения и принцип организации самого содержания науки (диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления) [1].

Процесс культурно-исторического просветительства осуществляется в социуме при активном участии большого числа факторов и под влиянием внешних социально-политических процессов. Для того, чтобы выстроить эффективную модель культурно-исторического просветительства, целесообразно выяснить, какова роль внешней среды (семьи, школы, группы) в становлении человека как активного, сознательного, патриотично настроенного члена социума нами был выбран средовой подход. Средовой подход обращается к человеку со стороны естественного и социального окружения, превращаемого субъектом управления в среду его развития и формирования. В практическом смысле средовой подход - это совокупность приемов косвенного (через среду) управления процессами развития и формирования человеческой личности.

Своеобразие средового подхода выражается в его принципах: преобладания детерминации над индетерминацией; опосредованности; упорядоченности и системности. С помощью средового подхода мы планируем выстроить модель, в которой воспитание ответственной, толерантной, нравственной личности - это цель, благоприятная среда - средство, порядочный образ жизни - способ достижения цели, культурно-историческое просветительство - источник прогресса и положительных изменений в личности [4].

Достижению заявленной цели призваны способствовать следующие направления профилактической деятельности:

-формирование среди населения (прежде всего молодых людей), активной гражданской позиции, ориентированной на неприятие и отторжение терроризма и экстремизма через проведение комплекса общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября).

-предупреждение вовлечения в террористическую деятельность лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма, с помощью проведения бесед при участии представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологов призванных обеспечить стойкого неприятие идеологии терроризма и привитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

-снижение уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма путём воспитательных, культурно-просветительских и тематических мероприятий, с привлечением лидеров общественного мнения, организаций и движений, представляющих интересы молодежи, а так же разработка и внедрение информационных и методических материалов по вопросам предупреждения распространения идеологии терроризма среди молодежи.

Полагаем, следует обозначить комплекс мер, которые, по нашему мнению, могут быть эффективны в целях парирования экстремистских проявлений в молодежной среде:

-разработка и внедрение программы по противодействию экстремизму в контексте государственной молодежной политики, ориентированной на долгосрочную перспективу;

-актуализация патриотической доминанты в рамках воспитательной работы с молодежью; -применение семейно-родовой связи для воздействия на молодых людей, склонных к радикализации; -возрождение уважения к авторитету и жизненному опыту старших членов социума; -участие институтов гражданского общества и различных конфессий в профилактике экстремизма и терроризма;

-преодоление нигилистических тенденций в правосознании молодых людей;

-обновление форм работы по воспитанию молодых людей;

-повышение квалификации кадрового состава, занимающегося профилактикой экстремистских и ксенофобских настроений среди молодежи;

-создание в виртуальном пространстве площадок для дискуссий по молодежной проблематике с применением технологии «веб-конференции»;

-разработка статистических материалов, отражающих особенности и тенденции девиаций, распространенных в молодежной среде.

Выделим формы работы, которые могут быть применены для профилактики экстремизма и ксенофобии в учебных заведениях:

-индивидуальные беседы; -факультативные занятия; -встречи с психологом;

-тренинги, круглые столы, форумы, конференции, экскурсии, спортивные мероприятия; -проведение на базе образовательной организации антитеррористических воспитательных и культурно -просветительских мероприятий;

-контроль несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации. Конечная цель деятельности по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде — это создание в общественном сознании надежных барьеров, выстроенных на фундаменте мощной профилактической и просветительской деятельности, препятствующих распространению деструктивных идеологий терроризма и экстремизма. Необходимо добиться отторжения и осуждения экстремизма как метода разрешения социальных конфликтов всеми российскими гражданами. Идеологии экстремизма и терроризма может противостоять позитивное общественное сознание, исключающее возможность применение насильственных средств для достижения каких-либо целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер, В. С. Школа диалога культур: идеи. Опыт. Проблемы / В. С. Библер, С. Ю. Курганов, Р.Р. Кондратов, Е. И. Берлянд. -Кемерово: Алеф., 1993. - 415 с.

2. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665) [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 15.04.2020).

3. Кошкин, Р. П. Влияние культуры образования и воспитания на национальную безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://sec.chgik.ru/vliyanie-kulturyi-obrazovaniya-i-vospitaniyana-natsionalnuyu-bezopasnost/ (дата обращения: 25.04.2019).

4. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. - М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 157 с.

5. Овчинников, А. И., Мамычев А. Ю., Баранов П. П. Основы национальной безопасности / А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев, П. П. Баранов. - М.: Риор: ИНФРА-М, 2017. - 224 с.

6. Противодействие идеологии терроризма. Информационно-аналитические материалы Круглого стола с международным участием. -Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2019 - 352 с.

7. Степин, В.С. Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2011. - №»1. - С. 3-13.

8. Сулименко, Е. Г. Культурная политика как фактор национальной безопасности в условиях глобализации: автореф. дте. канд. культ. наук / Е. Г. Сулименко. - М., 2008. - 27 с.

9. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 308 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.