Научная статья на тему 'Культурное многообразие как основа формирования поликультурной компетентности'

Культурное многообразие как основа формирования поликультурной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ПЛЮРАЛИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ГЕТЕРОГЕННАЯ ГРУППА / CULTURAL DIVERSITY / PLURALISM / EDUCATION / GLOBALIZATION / MULTICULTURAL COMPETENCE / COGNITIVE COMPONENT OF MULTICULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брук Жанна Юрьевна, Марченкова Алена Васильевна

В статье представлены современные взгляды на процесс развития культурного многообразия в мире. Являясь следствием современных тенденций в политике и экономике всех стран мира, культурное многообразие определяет необходимость формирования умения взаимодействовать с представителями различных культурных и социальных групп. Авторы предлагают пример и анализ результатов внедрения проекта «Книга народов мира» в начальной школе как один из способов формирования основ поликультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL DIVERSITY AS A BASIS OF MULTICULTURAL COMPETENCE

The article presents modern views on the development of cultural diversity in the world. Cultural diversity is a consequence of current trends in politics and the economy of all countries in the world. It determines the person`s ability to interact with representatives of various cultural and social groups. The authors offer an example and analysis of the project "The Peoples World Book" in primary school as one of the ways to form the multicultural competence.

Текст научной работы на тему «Культурное многообразие как основа формирования поликультурной компетентности»

УДК: 37.035.6

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК ОСНОВА

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ж.Ю. Брук, А.В. Марченкова

Аннотация. В статье представлены современные взгляды на процесс развития культурного многообразия в мире. Являясь следствием современных тенденций в политике и экономике всех стран мира, культурное многообразие определяет необходимость формирования умения взаимодействовать с представителями различных культурных и социальных групп. Авторы предлагают пример и анализ результатов внедрения проекта «Книга народов мира» в начальной школе как один из способов формирования основ поликультурной компетентности.

Ключевые слова: культурное многообразие, плюрализм, образование, глобализация, поликультурная компетентность, когнитивный компонент поликультурной компетентности, гетерогенная группа.

CULTURAL DIVERSITY AS A BASIS

OF MULTICULTURAL COMPETENCE

Zh. Bruk, А. Marchenkova

Abstract. The article presents modern views on the development of cultural diversity in the world. Cultural diversity is a consequence of current trends in politics and the economy of all countries in the world. It determines the persons ability to interact with representatives of various cultural and social groups. The authors offer an example and analysis of the project "The Peoples World Book" in primary school as one of the ways to form the multicultural competence.

Keywords: cultural diversity, pluralism, education, globalization, multicultural competence, cognitive component of multicultural competence.

Современный этап развития человечества характеризуется, с одной стороны, развитием социальной унификации, с другой стороны, стремлением каждой личности и социальной группы сохранить свою национальную, религиозную, культурную и другую идентичность [3, с.21].

По мнению американских ученых Г. Драйдена и Дж. Вос, данная ситуация порождает закономерность: чем больше развиваются процессы глобализации, построения единой экономической системы, тем больше общество приближается к тому, что называется «культурным национализмом»; чем больше каждый человек включается в процесс глобализации, тем больше стремится сохранить обособленность, сохранить свой язык, держаться родных корней и родной культуры; чем больше происходит расцвет технологий, тем больше наблюдается стремление людей сохранить собственную культурное наследие в музыке, танцах, языке, искусстве или истории [5, с.75].

Проблемы национального, религиозного, политического и социального плюрализма и разнообразия являются широко обсуждаемыми темами в политических, общественных и академических кругах различных стран мира. Об актуальности проблемы свидетельствуют

материалы Всемирной конференции ЮНЕСКО 1994 года, конгресс Генеральной ассамблеи ООН 2006 года, Всегерманской комиссии ЮНЕСКО 2010 года, Конвенции ООН принятой ЕС 23 декабря 2010 года. В центре внимания этих документов находятся вопросы внутренней и международной миграции, мультикультурализм, разумное использование интеллектуальных ресурсов (человеческого капитала), интеграция в социум различных групп населения, что рассматривается как серьёзный вызов для политического, социокультурного и

экономического развития разных стран мира.

Проблему сохранения культурных традиций упомянул Конрад Лоренц, австрийский ученый-этолог, в своем труде «8 смертных грехов цивилизованного человечества» еще в XX веке. Он описал причины конфликтов между различными этническими группами и представителями субкультур. Высокая оценка всех символов и ценностей собственной группы в сумме с незнанием особенностей культуры других групп приводит к необоснованной агрессии и усилению межэтнических конфликтов. Независимое развитие этнических групп является основой для расширения различий между ними и причиной проблем в процессе их взаимодействия [6].

Проблема существования в поликультурном пространстве - это проблема отдельной личности, групп людей и целых государств. Человеческая жизнедеятельность всегда опиралась на принципы толерантности и гармонизации взаимодействия, эмоциональной отзывчивости, однако, в связи с современными тенденциями глобализации, усиления миграции, формирования культурного многообразия в социуме всё сложнее становится сдерживать этнические, религиозные, социальные конфликты между людьми. Многообразие становится проблемой, в том числе, и в образовании.

По мнению М.Н. Певзнера, есть характерное в поведении представителей различных культур - стремление к однородности своего окружения. Такое стремление продиктовано ощущением ясности, предсказуемости, комфорта. Каждый человек предпочитает общаться с людьми, имеющими одинаковые взгляды, интересы - таким образом, люди чувствуют себя боле комфортно в гомогенной группе, чем в гетерогенной. Но несмотря на стремление к унификации, в повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью

взаимодействовать с представителями различных культурных, социальных и других групп, поэтому многообразие и плюрализм являются в современном мире актуальными понятиями [7].

Исходя из вышеизложенного, возникает социальная проблема: как сформировать поликультурное пространство, в котором люди смогут эффективно взаимодействовать друг с другом? На наш взгляд, решение данной проблемы следует искать в вопросах формирования поликультурной компетентности, и начать данный процесс стоит с изменений в системе образования.

В России существуют нормативные документы, декларирующие принципы поликультурности. Так, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования должно содействовать сотрудничеству и взаимопониманию между людьми независимо от национальной, расовой, религиозной, этнической и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор убеждений и мнений [1]. Профессиональный стандарт «Педагог» включает в себя требования к подготовке педагога в контексте культурного многообразия: формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, создание позитивного психологического

климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным

общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья [2].

В контексте данных требований мы предлагаем реализацию комплекса мероприятий по формированию основ поликультурной компетентности младших школьников в условиях многообразия. Ключевым мероприятием данного комплекса является проект «Книга народов мира» для учащихся 3-х классов. Цель проекта - расширение знаний младших школьников о культурах народов мира.

На основе поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Формирование и развитие поликультурной компетентности младших школьников.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к особенностям культуры различных народов, уважения к культуре своего народа.

3. Развитие коммуникативных, регулятивных навыков.

4. Развитие творческих способностей.

5. Развитие навыков поиска и систематизации информации.

В процессе работы над проектом учащиеся проходят несколько этапов. На подготовительном этапе проводится классный час на тему «Многообразие культур», на котором детям предлагается принять на себя роль ученых-этнологов, которые занимаются сохранением культурных особенностей разных народов мира. Обсуждается актуальность данной темы, происходит знакомство с основными задачами проекта и ролью ученых.

На основном этапе проекта детям предлагается распределиться на 5 групп и выбрать народ, изучением культуры которого они будут заниматься. Далее учащиеся самостоятельно составляют план работы над проектом, в котором указывают должностные обязанности каждого члена группы. На основном этапе каждая группа занимается поиском информации по выбранной теме, используя предложенный учителем план (Место проживания народа; народные ремесла; традиционные блюда; традиционные праздники; обряды; фольклор; особенности народного костюма).

Собранная информация представляется в виде страницы из «Книги народов мира», которая оформляется с использованием различных творческих техник оформления.

Также на основном этапе группы готовятся к защите своих проектных работ.

На заключительном этапе проекта проводится «Фестиваль культур», главной частью которого будет представление и защита проектов «Страница из Книги народов мира».

Суть проекта в том, чтобы расширить познавательные границы младших школьников в области многообразия культурных различий людей. Это достигается с помощью самостоятельной поисковой деятельности учащихся в рамках проекта, в процессе которой они обобщают, систематизируют информацию, таким образом знакомясь с обычаями, культурой различных народов мира. Все это способствует формированию когнитивного компонента поликультурной компетентности младшего школьника, которая является фундаментом для развития таких качеств, как эмоционально-ценностное отношение к многообразию культурного наследия мира, формированию собственной культурной идентичности в процессе вхождения в поликультурное пространство региона, страны, мира.

Мероприятие было реализовано нами на базе МАОУ Московской СОШ Тюменского района и оказало положительное влияние на динамику

сформированности когнитивного компонента поликультурной компетентности [4]. Проект может быть использован в практике учебной и внеучебной деятельности в условиях общеобразовательных учреждений с целью развития индивидуальности каждого школьника, формирования поликультурной компетентности младших школьников, развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, исходя из современных тенденций глобализации, расширения культурного многообразия в обществе, современных требований в образовании, следует уделить особое внимание формированию поликультурной личности, умеющей эффективно взаимодействовать с представителями других культур. Для решения данного вопроса мы предлагаем сосредоточиться на подборе методов, средств и технологий по формированию поликультурной компетентности в школе и использовать проектную деятельность, в частности, разработанный и апробированный нами проект «Книга народов мира», так как реализация данного проекта позволяет расширить представления детей о культурном многообразии, что станет основой для формирования поликультурной компетентности.

1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-Ф в последней редакции / Издательство: Сфера, 2016 г. -192 с.

2. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_155553/

3. Баханов К.А. Новые подходы к историческому образованию в условиях поликультурного общества: учеб. пособие. для студ. вузов / К.А. Баханов, С.С. Баханова, Е.В. Бильченко и др.; под общ. ред. К.А. Баханова. - Львов: ЗУКЦ, 2012. - 163 с.

4. Брук Ж.Ю., Марченкова А.В. Формирование основ поликультурной компетентности младших школьников в условиях гетерогенности коллектива / Ж.Ю. Брук, А.В.

Марченкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56. - С. 190-200.

5. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении / Г. Драйден, Д. Вос // Экономика, 2003. - 672 с.

6. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц. - М.: Республика, 1998. - 393 с.

7. Певзнер М.Н., Петряков П.А. От многообразия педагогических концептов к педагогике и менеджменту многообразия: становление метатеории многообразия в российской педагогической науке / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. -Выпуск 3 (15).

Сведения об авторах:

Брук Жанна Юрьевна (г. Тюмень, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики Тюменского Государственного Университета, e-mail: bruk_882@mail.ru

Марченкова Алена Васильевна (г. Тюмень, Россия), студент 1 курса магистерской программы: Педагогическое образование: Инклюзивное образование, Институт психологии и педагогики Тюменского Государственного Университета, e-mail: 891230949288@yandex.ru

Data about the authors:

Zh. Bruk (Tyumen, Russia), Institute of Psychology and Pedagogy of the Federal State Autonomous Educational Institutions of high education "Tyumen State University", PhD, e-mail: bruk_882@mail.ru

A. Marchenkova (Tyumen, Russia), Institute of Psychology and Pedagogy of the Federal State Autonomous Educational Institutions of high education "Tyumen State University", student, e-mail: 89123949288@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.