КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ ТАДЖИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН СОВРЕМЕННОСТИ
Шомуродов Б., Назарамонов Ш.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
В последнее время в мире наблюдается повышение интереса к обсуждению культурно-цивилизационной парадигмы, как в круге науки, так и в отдельности среди политиков, культурологов и философов, и даже широкой общественности, в том числе журналистов, но чаще всего в таких измерениях Запад вставляется в противовес Востоку.
У нас в Таджикистане в последнее время эти сравнения связаны с бурной глобализацией общественных процессов, переструктурированием мирового геополитического пространства, глубоким кризисом в отношениях между светской и исламское- религиозной общественности, а также необходимостью осмысления результатов общественно-политических преобразований в Таджикистане и необходимостью прогнозирования её будущего развития.
Цель нашего обсуждения обусловлена необходимостью анализа влияния культурно-цивилизационных факторов на проблемы национального единства и консолидации таджикского общества в будущем. При этом, применение геополитической концепции С. Хантингтона или концепции архетипа К. Юнга в аналитической психологии, так же, как и концепция дихотомия мировой культуры в нашем случае не применяются. Хотя эти, концепции открывает широкие возможности для прогнозирования развития всяких процессов культурной бытие в долгосрочной перспективе.
Возможность восстановить свою подлинную историю, свои всемерно признанные богатейшие культурные и духовные ценности, а также гуманные традиции и обычаи. В основном культура и цивилизация народов, живущих в Таджикистане, с самого начала культурогенеза и истории развивались в их взаимной связи, путем обмена материальными и духовными ценностями, заимствованием тех или иных технических, технологических, научных, религиозных, философских, литературных и политических идей.
Однако, нельзя игнорировать тот факт, что любая цивилизация характеризуется определенной историко-духовной целостностью, проходит свой жизненный путь. Представители разных цивилизаций имеют разные взгляды на отношения человека и Бога, человека и общества, гражданина и государства, родителей и детей, мужчины и женщины. По-разному осознаются такие общественно значимые категории, как свобода и власть, права и обязанности, равенство и иерархия. Такие различия в таджикской культуре сложились на протяжении веков. Большинство цивилизационных аспектов у таджиков представлены теперь другими странами и регионов.
Прочти тысячелетиями на протяжение истории пределы таджикской цивилизации проходили через территории своих соседей, так как данная цивилизация не имело четких границ, и сами таджики не овладели свою независимость. Поэтому исторически таджики меняли свою идентичность, поскольку культуры таджиков взаимодействовало и взаимо-обогащалась с соседями, соответственно изменялись степень различия или сходства цивилизационных ценностей внутри региональной цивилизации.
Потому, на первый взгляд наверное, не нужны особые обоснования выделения в качестве отдельного объекта изучения таджикской цивилизации, но так как по древности существования и по своей характерных ценностей она сопоставима с великими цивилизациями, которые считаются колыбелями азиатской или ближневосточной цивилизации, а по четкости своего ареала она напоминает цивилизации более низкого порядка - иранскую арабскую, или даже индийскую и китайскую. Особенность ее заключается в том, что она почти не смешивается с окружающими (и даже проникающими в нее) культурами и потому аналитически легко выделяема, хотя и здесь невозможно этого утверждать.
В отличие же от расколотых, разорванных культур таджикская культура содержит в себе одну господствующую линию культуры (а не несколько противоборствующих, как в расколотой) и сегодня она соотносит себя с одной цивилизацией, хотя политика стремятся соотнести её к другой цивилизации. В этом смысле она не стремится изменить свою цивилизационную идентичность. Населения, проживающего на нынешней территории Таджикистана, всегда уверен в том, какую цивилизацию считать своей. Хотя по политическим теориям таджики являются примером разорванной культуры, так как на протяжении нескольких веков, она то присоединилась к одной то к другой. Сегодня, как правило, иногда она стремится достучится к Западу, а иногда к арабской, но история, культура и традиции имеют глубокие национальные корни (истоки), актуальные национальные интересы, которые не всегда совпадают с западными, так и арабской или тюркской. Тут вероятнее всего можно согласится с мнением С. Хантингтоном, а именно с его теорией о будущем столкновения культур и цивилизаций. Согласно его мнению, между культурой или
цивилизациями находятся так называемые «линии разломов» - границы и пределы, которые в связи с особенностями своего географического расположения, а также исторического, экономического и социально-политического развития. находятся в сферах интересов конкурирующих, или переходят от влияния то одной, то другой. Но именно на таких «линиях разлома» возможен новые конфликты, который уже будет происходить не по линии противостояния между двумя системами, а по линии различия между культурами, вдоль которых всегда будут вспыхивать схватки - как межгосударственного, так и внутреннего характера.
Итак, по мнению С. Хантингтона, современные конфликты - это конфликты цивилизаций. Причинами цивилизационных конфликтов могут быть нерешённые государственные и этнические границ, неодинаковый уровень жизни различных этносов, живущих в одной стране, экологические факторы, насильственная ассимиляция и тому подобное. У нас же конфликты могут иметь своеобразное этническое, религиозное, местное или региональное окраску. Наиболее важной и возможно оживлённой разделённой линии в Средней Азии является граница с Афганистаном и Ираном, как на территории Таджикистана, так и её соседей сформировавшийся в начале XX века, отделяя стран бывшего страны советов, но эта линия не совпадает с историческим рубежом между культурами или цивилизациями.
Права человека и свобода, индивидуализм и либерализм, конституционализм и власть закона, в том числе, и в религиозной сфере, отделение религии и государства. Ни один из этих факторов нельзя считать характерным только для нас, но именно их сочетание обусловливает своеобразие нашей культуры. Сегодня, когда все больше утверждают, что процессы модернизации должны завершаться отступлением религии в частную сферу, и где бы религия ни проявлялась в общественной жизни, это можно отнести к незавершенному или неудачному проекту модернизации. Возможно, не только теоретически, но на самом деле действительно, так называемое «отступление религии» было довольно простым делом даже с начала 19-го века. То есть разделении государства и религии, на самом деле было адаптировано к совершенно разным видам государства.
Хотя существуют совершенно разные способы, которыми переговоры между религией и политикой работают сами собой. Существуют различные виды чувств, даже в этих трех современных государствах и обществах. Есть разные виды реакции людей на то, что является нарушением «светских» принципов.
На самом деле, в вопросе об отношениях между религией и государством возникает много вопросов, связанных с секуляризмом. Результатом является недостаточное понимание вопроса о взаимоотношениях, таких как распределение полномочия, и рассматривается с точки зрения противоречия между ценностями взаимоисключающих: ценности религия и ценности современного государства. Кроме того, это смешивание происходит потому, что государство чувствует, что оно является носителем различных несовместимых значений со значениями религии, и это «чувство можно было бы получить, если бы не стало состояние нынешней части нового глобального исторического контекста и плоды его достижения - это больше, чем истинное выражение местного или общего консенсуса» [4].
Изучение религии против секуляризации было горячей темой для многих социологи на протяжении десятилетий, но стоит отметить, что «секуляризация» не является синоним слова «демократия», «свобода» или любой подобный модернистский термин. Действительно, некоторые версии светского общества потенциально столь же ограничительно и тоталитарны, как и строжайшая теократия (например, СССР или маоистский Китай); секуляризм не является синонимом свобода.
С веберовской точки зрения рационально-правовой авторитет предпочтительнее, чем традиционный и харизматичный; таким образом, функциональный / светский предпочтительнее священного /теократического. По словам Томаса Лукмана: «Светские» сегменты социальной структуры разработали прагматические нормы, чьи фактические (или предполагаемая) тенденция к «функциональной рациональности» оправдывала освобождение института национальные домены из ценностей, воплощенных в традиционном сакральном космосе». [5, с. 121].
Но существуют и другие мнения, к примеру М. Сейид Кутб утверждает, что религия и государство неразделимы в исламе, поскольку Бог является единственный источник законодательства. М. Сейид Кутб поддерживает эту предпосылку, утверждая, что люди, принимающие законы своим коллективным разумом, наделяют их ложно божественными ролями. Идеи Кутба направлены на построение теократического государства, которое порождает его законность со стороны религии, а не общества. Это именно то, что современный джихадист верили в движениях в двадцатом и двадцать первом веках. Некоторые ученые рассматривать современные законы как «законы неверных», т. е. установленные неверными, которые делают мусульман следуйте за ними.
Западной цивилизации характерны другие идеи относительно культурных ценностей и религиозной идентичности. У С. Хантингтона: «Такие западные идеи, как индивидуализм, либерализма, конституционализм, отделение церкви от государства, как правило, не имеют резонанса в исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской или православной»
Если же взять вопрос о цивилизации шире, выхода за рамки "Восток-Запад", то за пределами анализа остаются целые континенты и народы мира. Цивилизация наших предков до сих пор поражает воображение исследователей. На поверхность начинает всплывать культура и цивилизация арийских племен, когда-то населявших обширную территорию от севера Индии и до степей и лесных массивов Центральной Азии и России, и переселившихся на Запад. Арийская цивилизация и ест тот мостик, который некогда связывал Восток и Запад. Арийцы были первыми оседлыми племенами этой большой территории. Они первыми пришли к монотеизму и высоким нравственным нормам социального и личного поведения. Именно у них мы находим первым мысли о взаимоотношениях человека и природы, Духа и Вселенной; у арийцев была развитая космологическая наука, выраженная в сложных символах- знаках, которые до сих пор сохраняют тайну их высокого мышления. Арийцам были известны законы природы. И мы обязаны им своими индоевропейскими языками, искусством, первыми философскими идеями и т.п.
Предки современных народов Востока открыли письменность, наука, промышленность (производства бумаги, фарфора, пороха, приборов и механизмов, красителей и т. д.), приучали животных, создавали различные виды полезных видов растений, орошаемое земледелие, формы литературы и искусства. Восточная цивилизация и культура, к которым с гордостью мы себя относим, всегда было присуще стремление нравственным, духовным образом подготовить народ к предстоящим переменам. Человечность, доброта, милосерднее и взаимная терпимость уважение и сострадание таджиков, известные всем испокон века, образует атмосферу добросердечности и доверия.
Таким образом, могущество как арийской, так и исламской, конечно заключается в силе духовного развития. Этим цивилизациям характерные стремление абстрагироваться от мира материального, попытки самопознания и самосознания. Если для европейца главным является реализовать себя в земной жизни, то для нас на Востока, спасти душу и реализовать свой потенциал в потусторонних проекциях. Если для западно-христианского типа цивилизации характерна либерально индивидуалистическая идеология, то полностью противоречит восточным традиционалистской корпоративным концепциям, где община, коллектив, а не индивид, выступает субъектом политических, экономических и общественных отношений. Отсюда совершенно разное понимание человека, индивида в социокультурной системе. На Западе человек воспринимается как самодостаточная единица, носитель неотъемлемых естественных прав, время преобладают в своей значительности самого носителя этих прав. Теперь же и у нас в человеческих отношениях становится основным критерием становится рациональность и целесообразность, но у нас они также связаны с нравственностью, чего нахватало всегда на Западе.
К тому же мы находимся в постоянном взаимодействии с социумом, что везде детерминируется религиозными нормами, запад же не лишён индивидуального статуса, тогда как мы рассматриваемся только как неотъемлемый элемент общественного организма. Для восточных цивилизаций характерными чертами выступают тотальный конформизм, самоизоляция и неприятия альтернативных моделей общежития. Для восточных цивилизации характерна сакрализация государства во главе с царем, императором, президентом и др.
После краха стержневой государства евразийцев, которой по А. Тойнби был СССР, на постсоветском пространстве начался сложный, но невыворотной процесс возвращения бывших республик в органическое, присущее им цивилизационное русло - исламское, западное или другое. По нашему мнению, Таджикистан относится к расколотым странам постсоветского пространства, на поле которого идет ожесточенная борьба геополитическая борьба разных цивилизаций. Несмотря на определенные колебания политических настроений таджикских граждан, время работает в пользу нашего полного и окончательного вхождения в семью цивилизованных стран. Очевидные преимущества демократических преобразований все больше осознаются таджикским обществом, особенно молодежью, которая будет определять исторический путь Таджикистана в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М .: АСТ, 2014. - 571с.
2. Тойнби А. Дж Постижение истории / А. Дж Тойнби. - М .: Прогресс, 1991. - 736с.
3. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л.Н. Гумилев. - М .: Мысль, 1989. - 764с.
4. Hassan al-Turabi, Dialogues in Islam, democracy, the state, the West', the new House, Beirut. 1995
5. Luckmann, T. (1979). The structural conditions of religious consciousness in modern societies. Japanese Journal of Religious Studies, 6, 121-137.
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ ТАДЖИКОВ В
контексте глобализацИонных перемен современности
Рассматриваются актуальные проблемы единства Таджикистан и таджикского общества в контексте цивилизационной парадигмы современности, анализируются основные современные тенденции преодоления искусственного раздела таджиков, их культурные корни и цивилизационные воздействия на них.
Автор уделяет внимание тому, что все перемены связани с бурной глобализацией общественных процессов, переструктурированием мирового геополитического пространства, глубоким кризисом в таджикском обществе, связанные с событиями на «арабской весны», а также необходимостью осмысления результатов общественно-политических преобразований в странах постсоветского пространства и необходимостью прогнозирования их будущего развития.
Цель статьи обусловлена необходимостью анализа влияния цивилизационных факторов на проблемы национального единства и консолидации таджикского общества в будущем.
Ключевые слова: цивилизация, консолидация, глобализация, культура, ценности, линия разлома, рациональность и целесообразность, самопознания и самосознания.
TAJIK CULTURAL AND CIVILIZATIONAL PARADIGMS IN THE CONTEXT OF THE GLOBALIZATION CHANGES OF OUR TIME
Actual problems of the unity of Tajikistan and Tajik society in the context of the civilizational paradigm of our time are examined, the main modern trends in overcoming the artificial division of Tajiks, their are analyzed cultural roots and civilizational influences on them.
The author pays attention to the fact that all changes are connected with the rapid globalization of social processes, the restructuring of the world geopolitical space, the deep crisis in Tajik society, related to the events of the "Arab spring", as well as the need to comprehend the results of socio-political transformations in the countries of the former Soviet Union and the need predicting their future development. The purpose of the article is due to the need to analyze the influence of civilizationalfactors on the problems of national unity and the consolidation of Tajik society in the future.
Keywords: civilization, consolidation, globalization, culture, values, fault line, rationality and expediency, self-knowledge and self-awareness.
Сведения об авторах:
Шомуродов Баходир — кандидат культурологии, доцент кафедры философии культуры Таджикский государственный педагогический университет именни Садриддина Айнг, E-mail: shomurodov1958@gmail.com, телефон: (+992) 933242344 Назарамонов Шабоз - кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры Таджикский государственный педагогический университет именни Садриддин Айнг, E-mail: nshahboz@mail.ru, Телефон: (+992) 938868413
About the authors:
Shomurodov Bahodir - Candidate of Cultural Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of Culture of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, E-mail: shomurodov1958@gmail.com, phone: (+992) 933242344
Nazaramonov Shaboz - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of Culture of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, E-mail: nshahboz@mail.ru, phone: (+992) 938868413
СВЕДЕНИЯ О РУИ ГОНСАЛЕСА ДЕ КЛАВИХО И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ««ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В САМАРКАНД КО ДВОРУ ТИМУРА (1403-1406)»
Джонмуродов Ш.М.
Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни
О биографии Руи Гонсалеса де Клавихо в имеющиеся литературы почти отсутствуют необходимые материалы. Те незначительные сведения, которые нам доступны, получены из его труда «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406)». Руи Гонсалес де Клавихо был представителем богатого рода. Его год рождения не известен. Он являлся камергером кастильского короля Энрике III (1379-1406) сына Леоноры Арагонской, а позже, леонского короля Генриха III де Трастамара (1390 - 1407) [5, с.7].
В начале XV в. между Востоком и Западом через Средиземное и Черное моря, осуществлялась интенсивная торговля, в котором наряду с западноевропейскими купцами были заинтересованы и правящие круги среднеазиатских стран, так как пошлины, взимаемые