Научная статья на тему 'Культурно-региональный компонент в образовании'

Культурно-региональный компонент в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-региональный компонент в образовании»

МГТУ им. Н.Э. Баумана организована профессиональная студенческая волейбольная команда мастеров «Ока», занимающая лидирующие позиции в первой лиге первенства России среди мужчин. Сборная команда по фитнес-аэробике «Флеш» является двукратным чемпионом России и бронзовым призером международных соревнований в Голландии. В числе наших выдающихся спортсменов - мастер спорта международного класса по фехтованию Светлана Кор-

милицина, мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо Елена Рубцова, мастер спорта по легкой атлетике Егор Овсянкин, мастер спорта по плаванию Евгений Кутенков.

Образование в современном вузе непременно включает в себя и воспитание. Тем более это относится к педагогическому вузу, где воспитательный аспект является приоритетным в профессиональной подготовке специалистов: воспитатель сам должен быть воспитан.

Культурно-региональный компонент в образовании

Н. МЫСЛИНСКАЯ, доцент, директор музея истории университета

Усиление внимания к ценностям родного края является для государства важной задачей, от решения которой зависит отношение граждан к своей стране, а в конечном счете - ее национальная безопасность.

С Калужским краем связаны имена многих выдающихся ученых и инженеров, писателей и поэтов, философов и художников, общественных и государственных деятелей и педагогов. Среди них: Е.Р. Дашкова, П.Л. Чебышёв, П.М. Голубицкий, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, С.Н. Трубецкой, П.А. Кропоткин, Н.Ф. Федоров, Н.В. Тимофеев-Ресовский, С.Т. Шацкий, М.И. Цветаева, В.Д. Поленов и др. В Калуге и ее окрестностях бывали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь.

К.Г. Паустовский, проживший около 15 лет в Тарусе Калужской области, считал эти годы самыми плодотворными и счастливыми. «Я не променяю Среднюю полосу на самые прославившиеся красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки...», - писал наш соотечественник.

Можно выделить такие ценностно нагруженные аспекты регионального образо-

вательного компонента, как исторические события, природа и природные богатства, наука, техника, образование, история и современность, литература, искусство и духовное богатство. Остановимся на некоторых методах и средствах работы по реализации их воспитательного потенциала в нашем вузе.

Безусловной образовательной и просветительской направленностью обладают научно-популярные издания, рассчитанные на

116

Высшее образование в России • № 4, 2008

широкий круг читателей, изданные за последние годы в Калуге.

Прежде всего отметим фундаментальный труд авторского коллектива под руководством доктора исторических наук профессора КГПУ В.Я. Филимонова «Калужская энциклопедия» (Калуга, 2000. 692 с.). Эпиграф к энциклопедии гласит: «Любить родной край - значит изучать его прошлое, знать настоящее, заботиться о лучшем будущем». Это издание задумывалось как «народная книга», написанная самими калужанами о своих селах, городах и людях, имена которых хранит память. «Калужская энциклопедия» является учебным пособием по краеведению для различных образовательных учреждений. Однако эта книга будет интересна для любого человека, желающего узнать о Калужском крае: для калужанина и жителя области - поможет осознать свою причастность к событиям истории и современности, для недавно поселившихся на территории области - ознакомиться с историей, культурой и традициями земли, для гостей Калуги - найти общее и особенное в сравнении с их родными местами.

Большой популярностью пользуются также такие коллективные научно-популярные монографии, как «Платоны и Не-втоны земли калужской» / Отв. ред. К.Г. Никифоров (Калуга, 2002. 323 с.) и «Калужские вехи временных лет» / Отв. ред. К.Г. Никифоров (Калуга, 2004. 432 с.).

В первой книге на примере Калужского края анализируется вкладроссийской провинции в отечественную науку и культуру. Каждая глава посвящена одному из выдающихся российских деятелей, связанных с калужской землей: Е. Дашковой, П. Чебы-шёву, П. Голубицкому, К. Циолковскому, С. Трубецкому, Ю. Вульфу, А. Теренину, А. Чижевскому.

Во второй книге ставилась задача «описать узловые моменты истории страны через судьбы соотечественников - подвижников, внесшихбесспорный вкладв развитие культуры - ученых, писателей, фило-

софов, мореплавателей, архитекторов. Ее герои - прежде всего события, а уже затем стоящие за ними люди » (с. 6-7).

Книги адресованы учителям школ, преподавателям высших и средних учебных заведений, студентам и старшеклассникам, всем, кто интересуется краеведением и историей России. «Историческая память формирует нравственный климат, в котором живет народ», - считал Д.С. Лихачев.

Проводя идею гуманитаризации образования, мы следуем полипредметной базовой модели, которая предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путем его диффузного и равномерного распределения по учебным дисциплинам. Онанаиболее доступна всем учебным учреждениям, т.к. не требует дополнительного выделения часов; систематизация и обобщение регионального материала здесь осуществляется в рамках учебного плана и во внеклассных мероприятиях. Более того, именно в данной модели воплощается тесная связь регионального материала и в целом гуманитарного аспекта образования с содержанием самого предмета.

Конкретизируем сказанное на примере обучения студентов в рамках дисциплины «Теория и методика обучения физике ». В научно-методическом анализе отдельных разделов (тем), изучаемых в школьном курсе в соответствии со стандартом образования, студентам предлагается система ориентиров в реализации регионального компонента, включающая возможное содержание и методы работы. На основе ряда заданий и самостоятельной творческой работы студенты убеждаются, что материалы регионального характера могут способствовать:

■ развитию положительной мотивации изучения предмета благодаря личной причастности учащихся к месту событий в истории, осознанию духовных, природных, культурно-исторических ценностей родного края;

■ развитию мышления и научного ми-

ровоззрения - с помощью специальных задач, упражнений, творческих работ, выполненных на региональном материале;

■ формированию нравственно-этических и патриотических ценностей благо даря использованию биографических сведений об ученых региона, их вкладе в отечественную и мировую культуру;

■ развитию эстетических качеств - через экскурсии на природу, ознакомление с творчеством писателей, художников, поэтов края;

■ экологическому и политехническому образованию.

Таким образом, региональный компонент образования способствует решению дидактических, воспитательных и развивающих задач при обучении данному предмету, в том числе в контексте личностно-ори-ентированного подхода.

Автором статьи (в соавторстве с М.В. Герасимовой) издан «Сборник вопросов и задач по физике на основе региональных материалов для 7-11-х классов » (Калуга, 2002.140 с.). Структура «региональных задач» включает преамбулу, условие задач,

вопрос, дополнительное задание. Наличие преамбулы, т.е. введения в условие задачи, способствующего направленности его восприятия и ценностной ориентации, является особенностью таких задач. Она может включать краткие сведения об авторе произведения, фрагменты которого использованы для составления условия задачи; краткие сведения о значении научного труда, технического достижения, производственного процесса и т.д., акцентирование внимания на нравственно-эстетических, мировоззренческих, методологических и т.д. ситуациях; краткие исторические сведения о природных, технических и т.д. явлениях; значение для самого учащегося решения данной задачи и др.

Приведем пример.

Преамбула: К.Э. Циолковский мечтал о том, что научные знания и их применение к техническим устройствам сделают жизнь человека богатой и комфортной в любых природных условиях, даже в пустыне. В работе « Освоение жарких пустынь» К.Э. Циолковский предлагает способ получения воды из воздуха (!).

118

Высшее образование в России • № 4, 2008

Условие: «Вырываем большую, длинную яму, к концам суженную. Дно и стенки ямы нужно выложить. каким-нибудь... слоем, плохо пропускающим воду. Яма засыпается камнями. На одном конце ямы ставится ветрянка, которая работает. вдувая роторной воздуходувкой воздух, который входит в один конец и выходит в другой. Эта яма и набирает нам воду. Утром мы проведем вдувание воздуха в яму. каменная масса или песок быстро воспримут эту температуру, когда это произойдет, мы вдувание воздуха останавливаем, во время жары же - снова его возобновляем ». По расчетам К.Э. Циолковского, 1 м3 воздуха при температуре 00С утром и +400С днем (в самую жару) при относительной влажности 50% дает 21,2 г воды.

Вопросы: В чем «секрет» получения воды таким способом? Убедитесь в правильности расчетов ученого путем собственного решения. Почему со временем количество воды, выделяемое из воздуха в данном устройстве, уменьшается (об этом пишет и сам Циолковский)?

В дидактическом плане задача связана с идентификацией и объяснением физических явлений, расчетом физической величины и практическим использованием науч-ныхзнаний. Реализация развивающей цели обучения осуществляется через применение знаний в измененной (а для некоторых учащихся - в новой) ситуации. Воспитательный аспект задачи связан с ознакомлением учащихся с гуманистической миссией науки в обществе, в чем был убежден сам К.Э. Циолковский.

Вопросы и задачи составлены на основе фрагментов научных трудов К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, П.М. Голубицко-го, писателей К.Г. Паустовского, Б. Зайцева и др., воспоминаний современников о К.Э. Циолковском, материалов периодической печати о природных явлениях и технических сооружениях Калуги и области. Материалы сборника, кроме непосредственного применения при решении задач,

могут быть использованы по усмотрению учителя (студента) для постановки проблемной ситуации, иллюстрации изучаемых явлений, организации домашней творческой работы учащихся, во внеклассной работе по предмету.

Активной формой организации творческой деятельности студентов является составление региональных задач. Реализуются три уровня этой деятельности: анализ образовательных возможностей текста и решение готовой задачи под руководством преподавателя; самостоятельный анализ образовательных возможностей текста и составление задач по готовому тексту; самостоятельный анализ образовательных возможностей и составление задач по самостоятельно подобранному тексту.

Опыт нашей работы показывает, что составление региональных задач вызывает интерес студентов, т.к. развивает их мышление и организует творческий потенциал. В дальнейшем региональный материал используется студентами в самостоятельной работе и в педагогической практике. Он обширен и многогранен, поэтому закономерен вопрос о принципах его отбора при диффузном введении таких сведений в обучение. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие требования:

• использование материала регионального содержания не должно ослаблять деятельность учителя в предметном аспекте; региональные материалы должны способствовать повышению интереса к предмету и повышению качества знаний;

• из большого количества региональных сведений нужно отбирать наиболее существенные;

• необходимо учитывать особенность восприятия материала на данном возрастном и предметном уровне развития учащихся;

• региональные сведения должны включаться в обучение с целесообразной частотой и при разнообразии методов.

• учащиеся (студенты) должны

иметь возможность продолжить ознакомление с региональным материалом самостоятельно.

Реализации регионального компонента способствует работа со студентами и учащимися в музее истории университета (директор музея Н.Л. Мыслинская) и в музее А.Л. Чижевского (директор музея Е.Л. Прасолова). Оба музея выстраивают свою деятельность по следующим направлениям:

• научно-исследовательское(работа студентов в архивах, с трудами ученых и др.);

• просветительское (ознакомление студентов и учащихся школ с историей университета);

• учебное (семинарские занятия по

истории педагогики, философии образования, теории и методике обучения; подготовка рефератов и курсовых работ на базе материалов музея; ознакомительная практика для студентов Института социальных отношений).

В музеях ежегодно проводится конференция «Связь времен », посвященная истории и развитию идей ученых, чья жизнь связана с Калужским краем.

Эмоциональный и эстетический фон музея, проблемная форма проведения экскурсий, учет интересов посетителей, наглядность способствуют активному восприятию содержания экскурсии и формированию истинных ценностей у молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.