Научная статья на тему 'КГПУ им. К. Э. Циолковского: прошлое, настоящее и будущее'

КГПУ им. К. Э. Циолковского: прошлое, настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КГПУ им. К. Э. Циолковского: прошлое, настоящее и будущее»

ЮБИЛЕЙ

КГПУ им. К.Э. Циолковского:

^ТеСсоРТеКТр прошлое, настоящее

и будущее

История педагогического образования в калужском крае берет свое начало с 1786 г., когда по именному указу императрицы Екатерины II в Калуге было создано Главное народное училище, в старшем, четвертом классе которого готовились учителя для уездныхучилищ. В1804 г. оно было преобразовано в классическую гимназию, однако ее выпускной класс остался педагогическим. С 1913 по 1918 гг. подготовка учителей велась и в Калужском учительском институте.

В 1875 г. в Калуге открылось реальное училище, где в 1896-1897 учебном году работал учителем математики К.Э. Циолковский. Именно в это время Константин Эдуардович занимается разработкой теории ракеты и конструирует знаменитую воздуходувку. Ныне здание реального училища является одним из наших учебных корпусов.

Нужно сказать, что в стенах исторических зданий университета учились многие знаменитые писатели, философы, ученые, краеведы, инженеры и политические деятели: братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие (один из них, Сергей Николаевич, стал ректором Московского университета), физики А.П. Соколов и А.Н. Теренин, математик А.Я. Хинчин, инженер-энергетик Н.Н. Вашков -один из разработчиков плана ГОЭЛРО, писатели Б. Зайцев, Г. Медынский.

Калужский государственный педагогический институт был открыт в 1948 г. на базе двухгодичного учительского института, существовавшего короткое время в начале 40-х гг. На 1948— 1849 учебный год был определен кон-

тингент приема в количестве 150 чел. (исторический факультет — 50 чел., физикоматематический — 50, русского языка и литературы — 50). В 1963 г. произошло знаменательное событие — институту было присвоено имя К.Э. Циолковского.

Большой вклад в становление и развитие КГПИ внес ректор М.А. Касаткин, проработавший в должности около 20 лет (1960—62, 1970—87). Благодаря Михаилу Андреевичу в Калуге появилась своя профессура, а в 1975 г. открылась аспирантура по специальностям «Теория функций и функциональный анализ», «Теория физики», «Методика преподавания русского языка». В 1973 г. Калужский пединститут в связи с юбилеем был награжден почетной грамотой Верховного Совета РСФСР за заслуги в подготовке кадров. Можно с уверенностью утверждать, что именно КГПИ сто-

ял у истоков высшего образования в Калужской области.

В начале 90-х гг. Калужский государственный педагогический институт выступил инициатором внедрения нового хозяйственного механизма в основные направления своей деятельности. Это позволило создать на основе экономических методов управления современную систему организации подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Институт стал единственным педагогическим вузом России, на базе которого был открыт консорциум «Образование — Кадры XXI века» (соучредитель — Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис») по президентской программе подготовки управленческих кадров. В1991 г. КГПИ однимиз первых среди педвузов перешел в порядке эксперимента на многоуровневую систему педагогического образования. Разнообразная инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава вэтот период поставила Калужский педуниверситет в ряд ведущих педагогических вузов страны. В этом немалая заслуга ректора университета профессора В.А. Лыткина, возглавлявшего вуз с 1987 по 2004 гг.

Учитывая позитивные результаты инновационной деятельности КГПИ, его роль и значимость в системе российского педагогического образования, коллегия Государственного комитета РФ по высшему образованию присвоила ему в 1994 г. статус педагогического университета.

Сегодня в Калужском государственном педагогическом университете трудятся свыше 500 преподавателей, из них 62% имеют ученую степень или звание, около 30 являются действительными членами и членами-корреспондентами государственных и общественных академий наук, заслуженными работниками высшей школы РФ. В структуре университета два института, восемь факультетов, на которых обучаются свыше четырех тысяч студентов дневной формы обучения и более двух тысяч студентов заочной формы обучения.

Научно-исследовательская и научноорганизационная деятельность в КГПУ им. К.Э. Циолковского на всем протяжении его истории являлась неотъемлемой частью общей системы подготовки высококвалифицированных специалистов общего и профессионального образования.

Важным звеном в этой деятельности являются областные олимпиады школьников по всем учебным дисциплинам и областные научно-практические конференции школьников «Молодость — науке», которые традиционно проводятся на базе нашего университета. Стало хорошей традицией, что многие победители этих состязаний, становясь студентами, начинают активно участвовать в университетской научной жизни.

Наши студенты работают в этнографических и археологических экспедициях, проводят научные исследования в области естественных и гуманитарных наук. В университете действуют студенческие научные семинары, лаборатории, кружки, объединенные Студенческим научным обществом, которое курирует профессор университета, доктор биологических наук, академик РАЕН Г.В. Чернова.

Результаты исследований студенты докладывают на ежегодных студенческих научных конференциях, а важнейшие из них представляются на всероссийских и международных форумах. За достижения в учебе и успешную научно-исследовательскую деятельность талантливые студенты университета отмечаются областными стипендиями имени выдающихся ученых-ка-лужан.

Одаренные выпускники, проявившие склонность к научным исследованиям, поступают к нам в аспирантуру. Ежегодно в университете обучается свыше 130 аспирантов; системой подготовки диссертаций через соискательство охвачено еще более 50 молодых ученых.

В КГПУ функционируют кандидатские диссертационные советы по четырем специальностям технических, биологических

и географических наук. Их возглавляют ведущие профессора университета: заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук О.О. Мильман и член-корреспондент РАЕН, доктор биологических наук Г.А. Шестакова. На протяжении многих лет при университете успешно функционировал и единственный в регионе докторский диссертационный совет по четырем специальностям психологических и педагогических наук, возглавлявшийся профессором, доктором педагогических наук С.Н. Касаткиной.

В год защищается около 15 кандидатских и 2—3 докторские диссертации. В учебном процессе задействовано 49 докторов наук и профессоров, 213 кандидатов наук и доцентов. Вместе с аспирантами и студен-тами-старшекурсниками они ведут плодотворную научно-исследовательскую работу на кафедрах и в научных лабораториях.

В последние годы научная деятельность в вузе осуществляется по 30 направлениям гуманитарных и естественных наук, соответствующим приоритетным направлениям развития науки и техники РФ. Исследования выполняются по заказу Минобрнауки РФ, других организаций и предприятий, по грантам РФФИ и РГНФ. Высокий уровень их проведения способствовал формированию в университете ряда научных школ, которые широко известны не только в стране, но и за рубежом (по педагогике, психологии, теплофизике, радиобиологии, экологии, русской словесности). Остановимся кратко на деятельности научно-исследовательских лабораторий университета.

Основное направление научной деятельности лаборатории биоиндикации (руководитель — доктор биологических наук, профессор А.Б. Стрельцов) — разработка фундаментальных основ биологической оценки экосистем, биомониторинг объектов и территорий, создание и ведение банка данных экоинформации. Лаборатория выполняет научно-исследовательские работы по заказам ведомств по охране окру-

жающей среды Калуги, Калининграда, Королёва, Дубны.

Лаборатория проблем биологического действия электромагнитных излучений и лазерной генетики - совместное подразделение университета и Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск). Научная тема лаборатории, возглавляемой академиком РАЕН Г.В. Черновой, - изучение действия электромагнитных излучений различных длин волн, в частности генетических эффектов лазерного излучения. В 2004 г. за работы в области радиобиологии Г.В. Черновой и ее ученикам, кандидатам биологических наук О.П. Эндебере, В.Е. Кузьмичеву и Н.В. Ерголь-ской была присуждена областная премия им. Н.В. Тимофеева-Ресовского.

Основные цели работы лаборатории зоологического мониторинга (руководитель - кандидат биологических наук, доцент В.А. Марголин) - мониторинг фауны, населения и фенологических фаз жизненного цикла позвоночных животных Калужской области; создание сети ключевых орнитологических участков в охраняемых природных территориях, в том числе в заповеднике «Калужские засеки» и национальном парке «Угра ». Лаборатория работает по международной программе «Important Bird Areas», координируемой Союзом охраны птиц России. Необходимо отметить, что большинство специалистов лаборатории начали свои исследования еще в студенческом научном кружке, 35-летие активной деятельности которого мы отпраздновали в ноябре 2004 г.

Научно-исследовательская лаборатория теплофизики ведет теоретические и экспериментальные исследования проблем теплофизики и молекулярной физики, гидродинамики жидкостей и газов, энергосберегающих технологий. По результатам разработок сотрудниками лаборатории в 2003-2004 гг. получен ряд патентов РФ. В 2004 г. за работы в области геотермальной энергетики руководитель лаборатории, доктор технических наук О.О.

Мильман был удостоен Государственной премии .

Сфера деятельности лаборатории судебно-психологических исследований (руководитель — доктор психологических наук, профессор В.Ф. Енгалычев) — проведение судебно-психологических экспертиз по уголовным и гражданским делам; консультационные услуги участникам досудебного и судебного процессов; разработка психологических рекомендаций и психологических портретов; внесудебное разрешение споров и конфликтных ситуаций; изучение проблем психологии расследований. Сотрудники лаборатории выполняют заказы правоохранительных и правоприменительных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов.

Основные направления деятельности Калужского института социологии и консультирования (директор — главный редактор журнала «Социальный конфликт», доктор философских наук, профессор А.К. Зайцев) — управленческое консультирование и социологические исследования. Ведущие консультанты института стажировались в Голландии, Великобритании, Германии и США.

Археологические экспедиции проводят профессиональную разведку в рамках федеральной программы «Сохранение историко-культурно-го наследия народов РФ», по результатам которой в окрестностях Калуги выявлено сорок новых памятников археологии. Второе направление деятельности экспедиции — раскопки античных памятников Северного Причерноморья (в сотрудничестве с Таманской и

Анапской экспедициями Института археологии РАН).

Важным фактором развития КГПУ как научно-образовательного центра является его сотрудничество с вузами и научными учреждениями РФ и зарубежных стран. Формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области образования и науки, является одним из приоритетных направлений нашей деятельности.

Ведущие ученые страны - частые гости нашего университета, они проводят здесь научные консультации, выступают с лекциями перед преподавателями и студентами. Особый интерес вызвали яркие лекции члена-корреспондента РАН М.Я. Марова о последних достижениях в изучении Солнечной системы, доктора педагогических наук, профессора МПГУ В.А. Гусева о проблемах изучения математики в средней школе, доктора физико-математических наук В.А. Смирнова и доктора педагогических наук, профессора И.М. Смирновой о новых учебниках по геометрии, доктора педагогических наук, профессора, лауреата Государственной премии в области образования А.Г. Мордковича. Широкий резонанс вызвало и выступление аспиранта Оксфордского университета В. Партлетта, который находился в нашем университете

с целью изучения материалов по теме своей диссертации: «Станислав Шацкий и его образовательная колония «Бодрая жизнь». 1910-1930-е годы».

На базе КГПУ регулярно проводятся всероссийские и международные научномемориальные, научно-методические и научно-практические конференции, в которых принимают участие ведущие российские и зарубежные исследователи.

Сегодня перед учеными встают проблемы, которые невозможно решить в рамках отдельной области научного знания, и на передний план выходит задача развития интегративных процессов в естествознании. Уникальная серия международных конференций «Актуальные проблемы современного естествознания », продолжая традиции выдающегося русского биофизика А.Л. Чижевского, уделяет первостепенное внимание кооперации специалистов различного профиля — физиков и математиков, химиков и биологов, медиков и технологов — в междисциплинарном подходе к комплексным проблемам современной науки.

Всероссийские научно-практические конференции «Математика в современном мире» приурочены к юбилеям ученых-ма-тематиков, связанных с калужским краем (180-летие П.Л. Чебышёва и 110-летие А.Я. Хинчина). Отличительной чертой этих конференций, проводимых под председательством ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего, является сотрудничество преподавателей с учеными, занимающимися чистой и прикладной математикой, а также проблемами математического образования.

В 2002 и 2005 гг. были проведены международные конференции по физике электронных материалов, которые в соответствии с традициями университета ставили

своей задачей организацию научного общения ученых разных направлений на стыке физики конденсированного состояния, электронного материаловедения и твердотельной электроники. В конференции приняли участие коллеги из Азербайджана, Армении, Беларуси, Бельгии, Израиля, Казахстана, Молдавии, Польши, Украины, Швеции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительна роль ученых и преподавателей университета в сохранении и развитии наследия выдающихся русских ученых. В 1989 г. по инициативе профессора Е.Л. Прасоловой у нас был создан кабинет-музей А.Л. Чижевского — один из первых в стране мемориальных центров ученого, именно в Калуге заложившего основы науки о солнечно-земных связях. Здесь воссозданы фрагменты интерьера дома Чижевских начала XX в., а в его фондах имеются публикации, отображающие калужский период жизни и творчества ученого, современное развитие его идей. На базе музея ведется активная научно-просветительская работа.

В связи с 50-летием университета (1998 г.) был открыт музей истории КГПУ им. К.Э. Циолковского. Представленные здесь экспонаты рассказывают о том, как начиная с 1786 г. велась подготовка учителей в калужском крае. Цель музея — накопление, сохранение и передача духовного богатства исторического прошлого университета молодому поколению будущих учите-

лей. В стенах музея проводятся семинарские занятия, выполняются реферативные, курсовые и дипломные работы, готовятся материалы к празднованию юбилейных дат в истории университета. Экскурсии, проводимые директором музея доцентом кафедры общей физики Н.Л. Мыслинской, пользуются большой популярностью.

По инициативе и под руководством доктора исторических наук профессора В.Я. Филимонова группа ученых университета осуществила уникальную работу: подготовила и в 2000 г. издала первую в истории региона «Калужскую энциклопедию», а уже в 2004 г. осуществила ее дополненное издание. В 2007 г. как результат усилий нашего института естествознания вышла в свет «Красная книга» Калужской области.

Калужский край уникален с точки зрения истории отечественной науки и культуры. С ним связаны славные имена столь многих ученых, что их вполне хватило бы на несколько развитых европейских государств. Это Екатерина Дашкова и Сергей Трубецкой, Пафнутий Чебышёв и Павел Голубицкий, Константин Циолковский и Александр Чижевский, Николай Тимофеев-Ресовский и Александр Теренин, Петр Кропоткин и Дмитрий Блохинцев... Преподаватели университета составили костяк авторского коллектива (руководитель — профессор К.Г. Никифоров), подготовившего на протяжении 2002—2004 гг. научнопопулярные монографии «Платоны и Не-втоны земли калужской» и «Калужские вехи временных лет». Эти книги рассказывают о жизни и творчестве мыслителей и общественных деятелей, причастных к истории калужского края.

Университет не только бережно хранит наследие прошлого, но и уверенно шагает в ногу со временем. Сегодня КГПУ принимает активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование», особенно в той его части, которая связана с внедрением современных образовательных технологий. В частности, ведется большая работа по созданию электрон-

ных учебников для средних школ. На каждом факультете реализуются программы подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в учебном процессе. Наряду с обязательными курсами информационной направленности читаются спецкурсы, проводятся соответствующие практикумы. Практически на каждой кафедре создан пакет программ-ныхпродуктов обучающего и контролирующего характера.

В 2006 г. КГПУ выиграл конкурс НФПК на реализацию проекта «Информатизации системы образования». В настоящее время наш вуз является одним из федеральных центров по созданию методики подготовки учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов. В рамках реализации данного проекта на базе университета была проведена международная конференция «Информатизация-2007 ».

КГПУ им. К.Э. Циолковского координирует деятельность учебных заведений области для решения стратегических задач региональной системы образования. С 1991 г. функционирует межвузовский инженерно-педагогический факультет, созданный совместно с Калужским филиалом МГТУ им. Н.Э. Баумана. Заключены договора о совместной работе с Кондровским, Кировским, Мещовским педагогическими колледжами, Калужским педагогическим училищем, Сосенским радиотехническим техникумом, Тарусским профессиональным лицеем № 34, профессиональными лицеями № 13 и № 16 г. Калуги. В декабре 2004 г. с педагогическими училищами Калужской области заключен договор о создании Ассоциации учебных заведений педагогического профиля. Ученые-педагоги университета руководят экспериментальными образовательными площадками в школах Калуги, Обнинска, Кирова, Бабы-нинского и Кировского районов.

Совместно с министерством образования, культуры и спорта Калужской области университет выступил с инициативой создания целевой программы «Региональ-

ный университетский округ», направленной на повышение эффективности и качества профессионального образования, использования интеллектуальных и материальных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы.

Главная достояние университета — это наши студенты и выпускники. Ведь именно ради них и существует наш вуз. Мы гордимся нашими студентами Виктором Алексаниным, Екатериной Анохиной, Русланом Джабаровым, Маргаритой Серовой и многими другими, получившими награды Министерства образования и науки РФ, Российской молодежной научной выставки «Шаг в будущее», ставшими победителями и призерами студенческих олимпиад. В рамках ассоциации педагогического образования, созданной образовательными учреждениями Калужской области, ежегодно проводится областной конкурс «Будущий учитель». Для поддержки талантливой молодежи мы подписали договор с губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым о создании губернаторских групп на базе педуниверситета.

Среди студентов и выпускников КГПУ — чемпионы страны, Европы, мира, участники Олимпийских игр. Основу волейбольной команды «Ока-Буревестник» — победителя всероссийских соревнований среди студентов — и футбольного клуба «Локомотив» составляют студенты университета. Наша команда по спортивной аэробике «Флэш» — двукратный чемпион России и призер международных соревнований.

Все долгие годы плодотворной работы наш вуз неизменно следовал своей миссии, выраженной словами великого российского ученого и мыслителя К.Э. Циолковского: «Основа всех разумных и добрых поступков и нашего будущего благосостояния есть знание». Вот уже 60 лет мы не только даем это знание студентам, но и успешно учим их, как им воспользоваться, чтобы достичь жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.