Научная статья на тему 'Научные школы основа развития педагогического университета'

Научные школы основа развития педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные школы основа развития педагогического университета»

К. НИКИФОРОВ, профессор, проректор по научно-исследовательской работе

Научные школы - основа развития педагогического университета

Реализация задачи преобразования Калужского государственного педагогического университета в классический университет во многом зависит от уровня развития научно-исследовательской деятельности.

Старейшая научная школа в области педагогики была создана усилиями профессора Д.М. Гришина, с именем которого связан длительный период становления и развития педагогического образования в Калужской области. В настоящее время продолжаются исследования проблем активизации познавательной деятельности учащихся и студентов, вопросов интенсификации учебно-воспитательного процесса, педагогического общения, нравственного воспитания (профессора С.И. Маслов, Н.А. Савотина, Н.В. Карташёв, Е.И. Хачикян). Формированию научных школ по этим направлениям долгое время способствовал диссертационный совет при университете, присуждавший ученые степени доктора и кандидата педагогических наук по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика профессионального образования».

В университете активно исследуются аксиологические проблемы образования (профессор С.Н. Касаткина, профессор, лауреат премии имени К.Э. Циолковского и премии имени С.Т. Шацкого, член-корреспондент РАО А.Ф. Иванов). Проводилось изучение философских и теоретико-методологических основ педагогических воззрений отечественных педагогов и психологов, рассматривался генезис ценностей отечественного образования и воспитания.

Научной школой по методике обучения математике (профессор, член-корреспондент Международной академии высшей школы Ю.А. Дробышев, профессор, лау-

реат премии имени К.Э. Циолковского, член-корреспондент Международной академии высшей школы И.В. Дробышева) разработана концепция подготовки будущего учителя к дифференцированному обучению учащихся, построена и внедрена в учебный процесс студентов соответствующая предметно-уровневая модель. Нашими учеными предложена программа создания комплекса историко-математической и историко-методической литературы для обеспечения необходимых научных исследований. Проведены исследования, связанные с вопросами информатизации и гуманитаризации математического образования и реализации парадигмы личностно-ориен-тированного обучения. Организована серия всероссийских конференций «Математика в современном мире », которые посвящаются юбилеям ученых-математиков, уроженцев калужского края (П.Л. Чебышёва, А.Я. Хинчина и других).

В области психологических наук про-

фессором Е.И. Горбачевой сформулирована концепция предметно-избирательного мышления и исследуются потенциал и границы его теоретического и практического применения. Раскрываются возможности методик, ориентированных на новый вид диагностического критерия - степень субъективной восприимчивости к предметно-релевантным компонентам задачи.

В основе научной школы юридической психологии (профессора В.Ф. Енгалычев, В.Н. Абрамова, В.П. Белянин) лежит совокупность идей, принципов и практических разработок, системно организованных в виде концепции профессионально-образовательной подготовки специалиста-психолога, работающего в сфере права (юридического психолога). Одним из важных этапов стала разработка оригинальной программы дисциплины «юридическая психология». При университете функционирует лаборатория судебно-психологических исследований, которая помимо организации экспертиз предоставляет студентам возможность стажировки в качестве эксперта-психолога.

Многие годы в университете плодотворно развивается научное направление по изучению отечественной литературы Серебряного века (профессор А.П. Черников, профессор, лауреат премии имени И.В. и П.В. Киреевских Н.И. Пак). Одним из важнейших аспектов исследований является возвращение в русскую литературу творческого наследия русской эмиграции, обнародование важных фактов литературной жизни русского зарубежья, научное осмысление всей совокупности сложных проблем художественной жизни России XX столетия как единого целого. Организована серия международных чтений, посвященных писателю Б.К. Зайцеву, чья молодость прошла в калужском крае и нашла художественное воплощение в автобиографической прозе.

В области лингвистики исследуются различные аспекты лексической семантики (ассертивной ее стороны и прагматичес-

ких составляющих самой разной направленности), актуальные проблемы современной и исторической лексической семантики слов непроизводных и производных (профессора О.П. Ермакова, А.Н. Еремин, профессор, лауреат премии имени А.Л. Чижевского Ю.Ю. Ушакова). Недавно была организована всероссийская научная конференция «Семантика языковых единиц разных уровней », посвященная таким темам лингвистических изысканий, как собственно лексическая семантика, семантика в морфологии, словообразовании, синтаксисе, семантика интонации, семантика в межъязыковой коммуникации.

Одна из старейших научных школ университета разрабатывает проблемы истории и исторической грамматики западногерманских языков (профессор А.Л. Зеле-нецкий). Анализируется специфика функционирования определенного языкового явления в древнегерманских памятниках различных жанров в зависимости от их содержания, представленных в них литературных традиций, личности автора и иных факторов, формирующихте или иные типы текстов.

В университете сформировалась языковедческая школа, развивающая научные традиции триединства гуманитарных наук - логики, риторики и грамматики - на основе оригинальной лингвистической концепции, вбирающей все параметры рефлексивного понимания языковых сообщений (профессор Л.Г. Васильев). Важнейшим объектом исследований является аргумен-тативный дискурс в его рационально-нормативной и риторико-воздействующей разновидностях, а также метаязык аргумен-тативных исследований. Предметом исследования в широком смысле выступают языковые (структурные, семантические и прагматические) особенности аргументативно-го дискурса, а также когнитивные механизмы, лежащие в основе создания дискурс-ныхязыковых манифестаций.

Междисциплинарная научная школа прикладной социологии (профессор

А.К. Зайцев) занимается социальным планированием, заводской социологией и социальными конфликтами, а также управленческим консультированием:разработкой и реализацией научных рекомендаций в области налаживания современной кадровой работы и управления предприятиями, разработкой и проведением ролевых игр как метода консультирования управленческих команд. Социологические исследования проводятся по заказам ведущих отечественных заводов, компаний и фирм.

Одно из перспективных научных направлений - исследование места и роли русской философии в становлении и развитии основ духовной культуры России (профессор А.С. Стрельцов). Теория культуры базируется на представлении о живом единстве и взаимосвязи философии, религии, науки, образования и воспитания.

В качестве основной темы исследований научной школы отечественной истории (профессор В.Я. Филимонов) выступает история крестьянства западного региона России. Новым и перспективным направлением деятельности исторической школы стала организация всероссийских конференций «Н.В. Устрялов в истории мировой политической мысли», посвященных выпускнику калужской гимназии, известному русскому философу и правоведу.

Научная школа по экологии (профессор, член-корреспондент РАЕН Г.А. Шестако-ва, профессор, лауреат премии имени К.Э. Циолковского И.Н. Лыков, профессор, лауреат премии имени Н.В. Тимофеева-Ресовского А.Б. Стрельцов)изучает различные аспекты охраны среды обитания, её защиты от антропогенного воздействия. Разработан методологический принцип комплексного подхода к оценке качества среды физико-химическими и биоиндикационными методами с использованием ГИС-

технологий для организации и проведения биологического мониторинга на основе изучения стабильности экосистем. Создана и активно работает уникальная проблемная лаборатория биоиндикации. Ее сотрудники проводят исследования не только в стране, но и за рубежом: уже организовано пять экспедиций в Юго-Восточную Азию. Молодые ученые имеют возможность защитить кандидатские диссертации по экологии в диссертационном совете при университете.

Основной целью исследований, проводимых научной школой радиобиологии не-ионизирующих излучений (профессор, действительный член РАЕН Г.В. Чернова, профессор, лауреат премии Правительства РФ А.Ю. Кожухарь), является выявление общих закономерностей формирования ответных реакций живых объектов на воздействие неионизирующих электромагнитных излучений (ЭМИ) различных областей спектра, в том числе на генетическом уровне. На основе полученных результатов разрабатываются и предлагаются некоторые практические рекомендации.

В университете ведутся активные исследования по рациональному природопользованию, геоэкологии, демографии и экономической географии (профессор В.А. Семенов). Их основное направление - оценка водных ресурсов, изучение экологического состояния водных объектов, их охрана и рациональное использование. В числе

выполненных научных проектов для Калужской области - комплексная оценка гидроэкологического состояния водных и воднорекреационных ресурсов; оценка неблагоприятных экологических последствий техногенных воздействий на водные объекты; исследование болотно-речных и озер-но-речных систем как компонентов обеспечения экологической безопасности. В диссертационном совете при университете молодым ученым, которые проводят исследования в этом направлении, присуждаются ученые степени кандидата географических наук.

Теоретические и экспериментальные исследования проблем теплофизики и молекулярной физики, гидродинамики жидкостей и газов, энергосберегающих технологий активно ведутся на кафедре физики и в проблемной лаборатории теплофизики (профессора О.О. Мильман, А.Г. Кар-пушин, В.А. Федоров). По результатам разработок получен ряд патентов РФ. В 2004 г. за работы в области геотермальной энергетики профессор О.О. Мильман был удостоен Государственной премии РФ в области науки и техники. На протяжении ряда лет функционирует профильный диссертационный совет, присуждающий ученые степени кандидата технических наук.

Одним из новых для университета направлений являются исследования физики многокомпонентных электронных материалов (профессор, действительный член РАЕН К.Г. Никифоров). Изучаются закономерности формирования структурно-чувствительных свойств многокомпонентных веществ, обусловленных неидеальностью кристаллических решеток. В качестве объектов исследований были выбраны магнитные, полумагнитные и фоточувствительные полупроводники, наноструктуры металл-оксид металла, перспективные для наноэлектроники и спинтроники. Исследования проводятся совместно с ведущими научными центрами России, а также с Институтом физики Силезского университета (Польша). Организована серия между-

народных конференций, способствующих кооперации научных направлений на стыке физики конденсированного состояния, электронного материаловедения и твердотельной электроники.

КГПУ им. К.Э. Циолковского проводит активную политику в области международного сотрудничества, в том числе с Международным космическим университетом (Страсбург, Франция), Университетом Че-роки (Оклахома, США), Силезским университетом (Катовице, Польша), Национальным университетом Лаоса (Вьентьян, Лаос), Северо-Западным университетом (Сиань, Китай), Международным сообществом по изучению аргументации (Канада), в рамках международного проекта «Социальные сети связей - проблемы доверия» (Мюнхен, Германия).

Проведенные в университете научно-мемориальные конференции, посвященные выдающимся ученым-калужанам, во многом способствовали учреждению губернатором, правительством и законодательным собранием Калужской области именных премий и стипендий. Сегодня они носят имена К.Э. Циолковского, П.Л. Чебышёва, А.Л. Чижевского, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.Я. Хинчина, С.Т. Шацкого, П.Н. Голубицкого, Е.Р. Дашковой.

В настоящее время университет активно развивается. Работает аспирантура по 21 специальности в области физических, биологических, географических, технических, исторических, социологических, филологических, педагогических, психологических наук. Молодые ученые защищают диссертации как в университете (по педагогическим, техническим, биологическим и географическим наукам), так и в ведущих научных центрах страны.

Ежегодно проводится открытая университетская научно-практическая конференция, по итогам которой издается трехтомник научныхтрудов. Разработан и действует долговременный внутриуниверси-тетский тематический план НИР, конкурс внутриуниверситетских научных грантов.

В 2006 г. была принята пятилетняя областная целевая программа «Региональный университетский округ», предусматривающая существенное развитие КГПУ им. К.Э. Циолковского, в том числе в сфере создания учебно-научных базовых лабораторий, совместных кафедр и научно-исследовательских лабораторий, совершенствование материально-технической базы университетского комплекса.

Отметим, что с 2003 г. правительство Калужской области присуждает премии «Лучшему преподавателю вуза Калужской области» за активную научную и образовательную деятельность. Мы гордимся тем, что лауреатами этой престижной премии

стали многие ведущие преподаватели университета - профессора С.А. Герус, Е.И. Горбачева, Ю.А. Дробышев, В.Ф. Енгалы-чев, О.П. Ермакова, С.Н. Касаткина, К.Г. Никифоров, В.А. Семенов, А.Б. Стрельцов, Е.И. Хачикян, Н.П. Щербак, доценты А.К. Ахлебинин, Т.В. Горбунова, В.А. Романен-ко, Н.И. Симонова, Н.Ю. Штрекер.

И. КРАСНОЩЕЧЕНКО, доцент, декан факультета психологии

Центр психологической поддержки региональной жизни

Революционные процессы либерализации российского общества привели к ослаблению государственной политики в сферах культуры, образования, науки, здравоохранения. Между тем, как пишет академик РАН Д.С. Львов, «весь опыт последнего пятидесятилетия подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения и культуры и, конечно же, духовности. Поддержание и умножение этого потенциала обходится ныне крайне дорого, требует от

общества огромных ресурсов. Но без него нет и не может быть инновационного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию в современной весьма сложной геополитической и экономической обстановке...» [1, с. 61].

Реализуемый в последнее время в России курс развития страны возвращает социальные ориентиры в число приоритетных. В круге забот государства оказывается и задача включения молодых людей в социальные, экономические, политические и прочие процессы. В этих условиях КГПУ, одним из структурных подразделений ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.