Научная статья на тему 'Культурно-просветительская работа в деревне в годы Гражданской войны (1918-1920 гг. ): проблемы и уроки (на материалах Верхнего Поволжья)'

Культурно-просветительская работа в деревне в годы Гражданской войны (1918-1920 гг. ): проблемы и уроки (на материалах Верхнего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская работа в деревне в годы Гражданской войны (1918-1920 гг. ): проблемы и уроки (на материалах Верхнего Поволжья)»

Культурно-просветительная работа в деревне в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)..,

2. Freizeitlager zwingen zur Gemeinschaft // Das Deutsche Mädel. - 1935. - Juli. - S. 1.

3. Der Gesundheitsdienst des Bundes deutscher Mädel in der HJ. - Berin: J. F. Lehmanns Verlag, 1941. - 180 S.

4. JM-Führerinnendienst. Bayerische Ostmark. 1939. Mai. - 24 S.

5. JM-Führerinnendienst. Bayerische Ostmark. 1941. Mai/Juni. - 24 S.

6. Der Jungmädeldienst. Übersicht über Wesen, Form und Arbeit des Jungmädelbundes in der HJ. -Berlin, 1940. - 32 S.

7. Kaufmann G. Das kommende Deutschland. Die Erziehung der Jugend im Reich Adolf Hitlers.

3. Aufl. - Berlin: Junker und Dünnhaupt Verlag, 1943. - 376 S.

8. Kock L. «Man war bestätigt und man konnte was!» Der Bund Deutscher Mädel im Spiegel der Erinnerungen ehemaliger Mädelführerinnen. - Münster, New York: Hoffannn und Campe, 1994. - 280 S.

9. Mädel im Dienst. BDM-Sport. 2. Aufl. -Potsdam: Ludwig Voggenreiter Verlag, 1940. - 288 S.

10. Mädel im Dienst. Ein Handbuch. 1934. -Potsdam: Ludwig Voggenreiter Verlag, 1934. - 304 S.

11. Schirach B. Die Hitler-Jugend. Idee und Gestalt. - Berlin: Junge Generation Verlag, 1934. - 240 S.

12. Spiele und Staffeln für Sommertage // Das Deutsche Mädel. - 1940. - Mai. - S. 20.

Н.И.Захарова

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕРЕВНЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 гг.): ПРОБЛЕМЫ И УРОКИ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Культурно-просветительная работа в деревне с первых же лет советской власти явилась важной составной частью политики большевиков. В исторической литературе более широкое освещение получила эта работа, проводимая в мирных условиях, в частности, во времена новой экономической политики. Разработка таких проблем как становление системы культпросветорганов и учреждений в условиях Гражданской войны, сопровождавшееся ломкой всего уклада деревенской жизни и противоречивостью позиции крестьянства в отношении новой власти, приобретают огромную значимость. Обращение к опыту на основе новых документов и подходов в исторической науке позволяет увидеть эволюцию культурно-просветительной работы, ее влияние на характер и исход Гражданской войны. Заслуживает внимание опыт культпросветработы в Верхнем Поволжье, характеризовавшийся как общими чертами, так интересными начинаниями и особенностями.

Придавая большое значение культпросветра-боте, компартия и советская власть создали для ее проведения систему органов и учреждений. Агитационные секции создавались при губернских комитетах. Ввиду острой кадровой проблемы, обострившейся проводимыми в уездах и волостях партмобилизациями, губкомы партии рекомендовали привлекать к работе среди крестьян

местную интеллигенцию, особенно учительство. На деле же, как информировал Костромской губ-ком ЦК в мае 1920 г., учителя принимали очень небольшое участие в культурно-просветительной работе деревни, ограниченное постановкой спектаклей, ведением кружков1. Основную нагрузку на себя взяли приезжие агитаторы из города, воспринимаемые крестьянством отчужденно, а порой и откровенно неприязненно.

Сеть культпросветучреждений в деревне и арсенал средств ведения работы отличались разнообразием. Преобладали митинговые формы. В различных документах, печати, на митингах, собраниях звучали призывы: «Лишь победа на фронте, усиленный труд и просвещение в тылу могут победить разруху; и так за молот и плуг, винтовку и букварь, граждане»2.

Однако просветительство не решало проблем, связанных с необходимостью привлечения крестьянства на сторону большевиков. Напротив, отчужденность проводимой культпросветработы от интересов деревни в совокупности с недостатками проводимой государственной политики, в частности в экономической области, все более обостряла ситуацию. Только за 1918 г. на территории Верхнего Поволжья произошло около 48 выступлений крестьян. На лето и осень 1919 г. пришелся наивысший подъем антисоветских крестьянских выступлений, принявших массовый и организо-

© Н.И. Захарова, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

107

ИСТОРИЯ

Н.П. Пигалева

ванный характер3. О масштабе крестьянского движения в середине 1919 г. говорит тот факт, что только количество принявших участие красноармейцев в их подавлении достигло в Ярославской губернии 10 тыс., а общее число участников этих выступлений можно было определить числом в 25-30 тыс. человек4.

Ошибки политики власти пытались компенсировать жестким подавлением выступлений крестьян с участием вооруженных отрядов, распространявших на население институт заложников и штрафов, взимавших с крестьян контрибуцию5. Такая позиция лишь обострила взаимоотношения крестьянства с новой властью и заставила центральную власть задуматься о необходимости ведения более разумной политики, отвечающей интересам, потребностям сельского населения для привлечения его на свою сторону. Об этом говорил В.И. Ленин на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования в ноябре 1920 г.: «Мы по всей линии своей просветительской работы не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительскую работу вне связи с политикой.. .нужно практически показать, как надо социализм строить. Вся пропаганда должна быть построена на политическом опыте хозяйственного строительства .. .»6 В то же самое время негативную оценку получил и имеющийся организационный аппарат агитаторов, «который уже существует, но еще работает несовершенно и неудовлетворительно», разобщено7.

Изменения в партийно-государственную политику внес в марте 1919 г. VIII съезд РКП(б), на котором крестьянский вопрос занял ведущее место. По итогам съезда на всей территории Верхнего Поволжья при партийных комитетах были организованы отделы по работе в деревне. Они подбирали и утверждали районных, губернских и уездных организаторов8. Осенью 1920 г. был образован Главный политико-просветительный комитет республики - Главполитпросвет, а позже - губернские и уездные политпросветы. Идейное руководство осуществляли ЦК РКП(б), губ-комы, укомы, волкомы партии. Непосредственно работу среди крестьян в волости вели волостные организаторы, которые должны были «иметь идейное руководство над всеми ячейками волости... давать разъяснения всех изданных циркуляров и декретов советской власти, организовывать

сеть учреждений (библиотеки, избы-читальни, и т.д.)»9. По мере развития культпросветработы создавались все новые структуры: отдел по работе среди женщин, инструкторско-агитационная коллегия и др. Возникали новые формы работы в деревне. Так, в Костромской губернии в одной из первых возникли и получили общероссийское признание беспартийные конференции крестьян. Всего в губернии в 1919-1920 гг. состоялось свыше 250 конференций беспартийных рабочих и крестьян, на которых присутствовало около 40 тыс. делегатов10. В их работе наряду с коммунистами принимали участие делегаты от уездных городов, всех волостных и сельских советов. На них освещались вопросы текущего момента, политики большевиков в различных сферах, в том числе земельной. По словам самих участников конференций, «деревня поднимается», «возвращаясь на местах, делегаты конференций становятся агитаторами среди крестьян»11. Эффективную роль в изменении позиции крестьянства к власти сыграли «недели крестьянина», «недели фронта», в ходе которых рабочие направлялись для оказания практической помощи деревне12.

Заслуживает внимания и опыт проведения в губернии «красных повозок», сотрудники которых обследовали в волостях избы-читальни, клубы, народные дома, организовывали новые культпрос-ветучреждения, ячейки РКП(б) и РКСМ13. Все это и дало основание Костромскому губкому партии в докладе о работе в деревне за 1920 г. отметить положительные сдвиги, в частности, «уяснение задач текущего момента крестьянами», принятие «довольно успешных резолюций в коммунистическом духе». А самое главное отзывы самих крестьян: «Наконец-то советская власть додумалась прислать своих представителей поговорить с нами по деловым вопросам... До сих пор никто не бывал за исключением отрядов по реквизиции фуража, хлеба и скота, почему мы до сих пор имеем превратное понятие о советской власти»14.

Перемена тактики дала власти реальные результаты. Центр крестьянских выступлений переместился на отдаленные уезды губерний Верхнего Поволжья или в те уезды и районы, где слабо была поставлена работа отделов по работе в деревне.

Подводя итог, следует отметить, что за годы Гражданской войны был положен переход от культурно-просветительной работы к политико-массовой работе, нацеленной на формирование в лице крестьянства союзников новой власти.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

Проблемы развития учебной и материально-технической базы образовательных учреждений..,

Эволюция культпросветработы была вызвана объективными причинами исторического момента, когда в условиях Гражданской войны и роста крестьянских выступлений, в том числе в Верхнем Поволжье, поддержка крестьянства имела решающее значение для установления и развития советской власти. Однако при всем своем размахе результативность культпросветработы оставалась низкой. Отчасти, это было обусловлено отсутствием опыта подобной работы и нехваткой подготовленных кадров, что затрудняло возможность развернуть широкую сеть культпросветуч-реждений. Преобладание митинговых форм и приемов воздействия на массы не позволяло работникам вникнуть в конкретные условия деревни, действительные проблемы населения. Не учитывалась патриархальность крестьянства, оказавшегося не готовым к быстрому и кардинальному изменению привычного уклада жизни. В целом же, проводимая агитация и включение деревни в активную преобразовательную деятельность послужили мощным фактором, предопределившим исход Гражданской войны и поддержку советской власти.

Примечания

1 Во имя победы революции: Костромская губерния в период Гражданской войны 1918-1920 / Сост. И.Е. Травина, Л.И. Федорова; под ред. М.Н. Белова. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. - С. 179.

2 Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), ф. 1, оп. 1, д. 477, л. 46.

3 См.: Миловидов В.Л. Страницы российской истории: избранные статьи и очерки. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 118-130.

4 См.: Советская деревня глазами ВЧК -ОГПУ - НКВД, 1918-1939 гг. - М.: РОССПЭН, 2000. - Т. 1. - С. 171.

5 Тихонова О.В. Крестьянские выступления в 1918-1921 гг. как одна их форм Гражданской войны: общее и особенное (на материалах Верхнего Поволжья) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Исторические науки»: «Волжский рубеж». - 2004. - №>2. - С. 81.

6 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 41. Май-ноябрь 1920. - М.: Политиздат, 1981. - С. 399.

7 Там же. - С. 148-150.

8 ГАНИКО, ф. 1, оп. 1, д. 232, л. 31-31 об.

9 VIII конференция РКП(б). Протоколы. Декабрь 1919 г. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 235-239.

10 Очерки истории Костромской организации КПСС. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1967. -С. 183.

11 См.: Известия Яргубисполкома. - 1919. -2 ноября.

12 Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 5, д. 232, л. 12; ф. 13, оп. 3, д. 1298, л. 19.

13 Во имя победы революции. - С. 214-215.

14 См.: Красный мир. - 1920. - 7 февр.

Н.П. Пигалева

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1953)

Экономический потенциал страны за годы Великой Отечественной войны сильно пострадал. Страна потеряла 1/3 своего материального богатства. Огромный урон понесла система образования. Были разрушены сотни школьных зданий, многие из них в годы войны служили не по назначению. Следовательно материальная база школ, даже не находящихся на оккупированных территориях, была сильно подорвана.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны советские люди приступили к восста-

новлению народного хозяйства: необходимо было в сжатые сроки поднять из руин разрушенные врагом города и села, сделать новый шаг в развитии экономики, культуры и образования. План четвертой пятилетки (1945-1950 гг.), озаглавленный как «План повышения материального и культурного уровня жизни народа» в третьем разделе особо указывал на необходимость восстановления и расширения сети начальных и средних школ, высших учебных заведений. Требовалось «.увеличить количество начальных, семи-

© Н.П. Пигалева, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.