Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ (80-Е ГГ. ХIХ В. - НАЧАЛО XX В.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ'

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ (80-Е ГГ. ХIХ В. - НАЧАЛО XX В.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ / УСТЬ-КАМЕНОГОРСК / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕКА / НАРОДНЫЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулина Ирина Николаевна, Потупчик Маргарита Николаевна, Калиева Канша Саветкановна

Сибирская политическая ссылка XIX - начала ХХ в. является интересной многоплановой темой, включающей значительное количество вопросов, требующих всестороннего углубленного изучения. Несмотря на обширный круг исследований по истории политической ссылки в Сибири, некоторые вопросы вызывают необходимость тщательного изучения, среди которых следует назвать одно из направлений разносторонней деятельности политических ссыльных в изгнании - культурно-просветительскую деятельность. Актуальность данной темы определяется важностью дальнейшего развития российско-казахстанских отношений с учетом имеющегося исторического опыта взаимодействия политических ссыльных и местного населения, определения вклада и значения культурно-просветительской деятельности ссыльных в жизни региона. Статья посвящена рассмотрению культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске в 80-х гг. XIX в. - начале XX в., определению значения их деятельности для общественного развития города и региона. На основе имеющихся источников и литературы в работе отражены вопросы конкретного участия политических ссыльных в создании культурно-образовательных учреждений в городе, дополнены их биографические сведения. Благодаря культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, выступающих за ликвидацию безграмотности и развитие культуры, в Усть-Каменогорске были открыты школы, училища, библиотеки, Народный дом, организованы курсы, созданы музеи. Несомненно, в этом проявлялась их активная жизненная позиция, направленная на распространение знаний среди местного населения и культурное развитие города и края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Никулина Ирина Николаевна, Потупчик Маргарита Николаевна, Калиева Канша Саветкановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE POLITICAL EXILES IN UST-KAMENOGORSK (THE 1880S - EARLY 20TH CENTURY): SOME ASPECTS

The Siberian political exile of the 19th - early 20th centuries is an interesting multifaceted topic with a significant number of issues that require a comprehensive in-depth study. Despite the extensive range of studies on the Siberian political exile history, for some questions a thorough careful research is needed. This work is focused on one of the aspects of the versatile activities of the political exiles - cultural and educational activities. The relevance of this topic is determined by the importance of further development of Russian-Kazakh relations, taking into account the historical experience of interaction between the political exiles and the local population, determining the contribution and significance of the cultural and educational activities of the exiles in the life of the region. The article aims to review the cultural and educational activity of the political exiles in Ust-Kamenogorsk in the 1880s - early 20th century and define its significance for the social development of the city and the region. Based on the available sources and literature, the work reflects the issues of the city cultural and educational institutions formation and the actual participation of the political exiles in it. New information on their biographies is added. Many Ust-Kamenogorsk secondary and vocational schools, museums and libraries were opened thanks to the cultural and educational activities of the political exiles who advocated for the elimination of illiteracy and the development of culture. Special courses were organized, the People's House was created. Undoubtedly, this showed exiled people’s pro-active approach to life aimed at spreading knowledge among the local population and the cultural development of the city and the region.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ (80-Е ГГ. ХIХ В. - НАЧАЛО XX В.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 94(574) ББК 63.3(5Каз)5-7

Культурно-просветительская деятельность политических ссыльных в Усть-Каменогорске (80-е гг. XIX в. — начало XX в.): некоторые аспекты

И.Н. Никулина1, М.Н. Потупчик2, К.С. Калиева3

'Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова (Барнаул, Россия)

3Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева (Усть-Каменогорск, Казахстан)

The Cultural and Educational Activities of the Political Exiles in Ust-Kamenogorsk (the 1880s — Early 20th Century): Some Aspects

I.N. Nikulina1, M.N. Potupchik2, K.S. Kaliyeva3

'Altai State University (Barnaul, Russia)

2Altai Regional Universal Scientific Library (Barnaul, Russia)

3D. Serikbayev East Kazakhstan Technical University (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan)

Сибирская политическая ссылка XIX — начала ХХ в. является интересной многоплановой темой, включающей значительное количество вопросов, требующих всестороннего углубленного изучения. Несмотря на обширный круг исследований по истории политической ссылки в Сибири, некоторые вопросы вызывают необходимость тщательного изучения, среди которых следует назвать одно из направлений разносторонней деятельности политических ссыльных в изгнании — культурно-просветительскую деятельность. Актуальность данной темы определяется важностью дальнейшего развития российско-казахстанских отношений с учетом имеющегося исторического опыта взаимодействия политических ссыльных и местного населения, определения вклада и значения культурно-просветительской деятельности ссыльных в жизни региона. Статья посвящена рассмотрению культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске в 80-х гг. XIX в. — начале XX в., определению значения их деятельности для общественного развития города и региона. На основе имеющихся источников и литературы в работе отражены вопросы конкретного участия политических ссыльных в создании культурно-образовательных учреждений в городе, дополнены их биографические сведения.

Благодаря культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, выступающих за ликвидацию безграмотности и развитие культуры, в Усть-Каменогорске были открыты школы, училища, библиотеки, Народный дом, организованы курсы, созданы музеи.

The Siberian political exile of the 19th — early 20th centuries is an interesting multifaceted topic with a significant number of issues that require a comprehensive in-depth study. Despite the extensive range of studies on the Siberian political exile history, for some questions a thorough careful research is needed. This work is focused on one of the aspects of the versatile activities of the political exiles — cultural and educational activities. The relevance of this topic is determined by the importance of further development of Russian-Kazakh relations, taking into account the historical experience of interaction between the political exiles and the local population, determining the contribution and significance of the cultural and educational activities of the exiles in the life of the region. The article aims to review the cultural and educational activity of the political exiles in Ust-Kamenogorsk in the 1880s — early 20th century and define its significance for the social development of the city and the region. Based on the available sources and literature, the work reflects the issues of the city cultural and educational institutions formation and the actual participation of the political exiles in it. New information on their biographies is added. Many Ust-Kamenogorsk secondary and vocational schools, museums and libraries were opened thanks to the cultural and educational activities of the political exiles who advocated for the elimination of illiteracy and the development of culture. Special courses were organized, the People's House was created. Undoubtedly, this showed exiled people's pro-active approach to life aimed at spreading knowledge among the local population and the cultural development of the city and the region.

Несомненно, в этом проявлялась их активная жизненная позиция, направленная на распространение знаний среди местного населения и культурное развитие города и края.

Ключевые слова: политические ссыльные, Усть-Каменогорск, культурно-просветительская деятельность, библиотека, Народный дом.

DOI: 10.14258/izvasu(2022)6-04

Key words: political exiles, Ust-Kamenogorsk, cultural and educational activities, library, People's House.

Сибирская политическая ссылка является интересной многоплановой темой, включающей значительное количество вопросов, требующих всестороннего углубленного изучения. Несмотря на обширный круг исследований по истории политической ссылки в Сибири, некоторые вопросы вызывают необходимость тщательного исследования, среди которых следует назвать одно из направлений разносторонней деятельности политических ссыльных в изгнании — культурно-просветительскую работу.

Актуальность данной темы определяется важностью дальнейшего развития российско-казахстанских отношений с учетом имеющегося исторического опыта взаимодействия политических ссыльных и местного населения, определения значения культурно-просветительской деятельности ссыльных в жизни региона. Целью исследования явилось рассмотрение культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске в 80-х гг. XIX в. — начале XX в., определение значения их деятельности и вклада в общественное развитие города и региона.

Имеющийся в настоящее время значительный исторический материал по истории политической ссылки в Сибири позволяет рассмотреть содержание культурно-просветительской деятельности ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске в 80-х гг. XIX в. — начале XX в.

Среди дореволюционных исследователей необходимо отметить книгу Дж. Кеннана, посетившего Сибирь в 80-х гг. XIX в., в которой содержится информация о политических ссыльных Усть-Каменогорска [1]. В работе Н. Коншина представлены биографии административно-ссыльных Степного края, в том числе находившихся в Усть-Каменогорске [2]. Деятельность революционных разночинцев в 80-х гг. XIX в. в Казахстане рассмотрена в работе В.З. Галиева [3], в дальнейшем раскрывающего общественную деятельность политических ссыльных в Северо-Восточном Казахстане на рубеже XIX — начала XX в. [4]. Г.Т. Мусабалина освещает социально-экономические и административные вопросы политической ссылки в Восточный Казахстан [5]. В ряде работ исследуется просветительская деятельность российской интеллигенции,

в том числе политических ссыльных, культурно-историческое влияние на общественную жизнь в Степном генерал-губернаторстве и конкретно в Семипалатинском крае [6, 7]. Исследования И. Н. Никулиной содержат конкретные сведения о деятельности политических ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске в 80-90-х гг. XIX в. [8, 9]. В книге польского историка А. Кияса рассматривается пребывание в XIX в. ссыльных поляков в Казахстане [10].

При проведении данного исследования были использованы в качестве источников материалы Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК), Государственного архива Восточно-Казахстанской области (ГАВ КО), Исторического архива Омской области (ИАОО), воспоминания, материалы периодической печати, справочные издания.

Цель данной работы — рассмотрение культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске в 80-х гг. XIX в. — начале XX в., определение значения их деятельности и вклада в общественное развитие города и региона.

Исследование основано на использовании принципа историзма, позволившего показать и оценить культурно-просветительскую деятельность политических ссыльных в Усть-Каменогорске. Принцип научной объективности сделал возможным изучение условий проживания ссыльных, их деятельности, формирования взаимоотношений с местным населением в конкретно-исторической обстановке.

Использование формально-количественного метода позволило определить персональный состав политических ссыльных, находившихся в Усть-Каменогорске.

В соответствии с решением Совета по тюремным делам Министерства внутренних дел в 1882 г. Усть-Каменогорск был определен одним из основных мест пребывания политических ссыльных в Степном крае [11, с. 18]. Ссылка в Степное генерал-губернаторство, в котором часть территории Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области входила в состав Алтайского горного округа, началась фактически с 1882 г. Следует отметить, что многие ссыльные

были переведены в Усть-Каменогорск из других мест назначения по их просьбам, подаваемым в высшие инстанции власти. В Усть-Каменогорске были хорошие условия жизни, имелось значительно больше возможностей для безбедного существования. Находившийся здесь политический ссыльный А. В. Гедео-новский, вспоминая Усть-Каменогорск, писал о прекрасном, здоровом климате и имеющихся в городе дешевых продуктах [12, с. 206].

Политические ссыльные, проживающие в Усть-Каменогорске, осуществляли обширную культурно-просветительскую деятельность, имевшую прогрессивное значение в развитии края. Практически «все культурные мероприятия и улучшения города проходили по инициативе и старанию политссыль-ных» [13, л. 50].

Среди политических ссыльных Усть-Каменогорска особенно выделялся известный ученый и общественный деятель Евгений Петрович Михаэлис. За участие в студенческих беспорядках в 1861 г в Санкт-Петербургском университете он был выслан под надзор полиции в Петрозаводск Олонецкой губернии, затем переведен в Тару Тобольской губернии. В 1869 г. ему был разрешен переезд на жительство в Семипалатинск, в 1882 г. он был переведен в Усть-Каменогорск [14, л. 1; 15, с. 12, 15]. В Усть-Каменогорске Е.П. Михаэлис принимал активное участие в делах городского самоуправления. Будучи гласным городской думы, он ратовал за развитие просвещения и культурное благоустройство города. Михаэлис вложил немало сил в создание культурных учреждений, «ему, как и другим политическим ссыльным, принадлежит большая заслуга в открытии в Усть-Каменогорске городской библиотеки, народного дома, городского училища, женского Мариинского училища, женской гимназии и приходских школ» [16, л. 8]. Дом Е.П. Михаэлиса в Усть-Каменогорске был своеобразным культурным центром, в котором сложился небольшой кружок прогрессивно настроенных представителей городской интеллигенции и политических ссыльных А.Н. Федорова, Ц.Л. Тэраевича и др. Здесь обсуждались актуальные общественные проблемы, прочитанные новинки русской и иностранной литературы. Можно сказать, что этот центр являлся «оазисом» в городе. Некоторые члены кружка являлись гласными городской думы, в том числе Е.П. Михаэ-лис, что предоставляло определенные возможности для осуществления в городе прогрессивных общественных начинаний [15, с. 22].

Орест Федорович Костюрин, высланный из Одессы 5 октября 1883 г. за политическую неблагонадежность и организацию революционного кружка в Степное генерал-губернаторство, был водворен в 1884 г. в Усть-Каменогорск [2, с. 65; 17, л. 7, 8; 18, л. 1, 22]. Известно, что О.Ф. Костюрин хорошо ри-

совал, поэтому не случайно Народный дом в Усть-Каменогорске был построен по его эскизам [15, л. 4]. О.Ф. Костюрин избирался городским головой Усть-Каменогорска на протяжении 1896-1904 гг., состоял почетным блюстителем приходского училища города, входил в комитет по сбору пожертвований на постройку Народного дома и на первом же заседании в 1900 г. из собственного жалования пожертвовал 300 рублей [19, с. 2].

Владислав Люциан Францевич Гинтовт-Дзевял-товский, высланный по обвинению в политической неблагонадежности на три года под гласный надзор полиции, в 1883 г. водворенный в Усть-Каменогорск, в 1885 г. переведен в Семипалатинск, после окончания срока ссылки принимал активное участие в городских делах Усть-Каменогорска [2, с. 806-807; 10, 8. 42]. Опыт работы библиотекарем в русской эмигрантской библиотеке в Париже помог В. Гинтовту-Дзевялтовскому в организации народной библиотеки в Усть-Каменогорске. В. Гинтовт-Дзевялтовский, как и другие передовые, прогрессивно настроенные горожане и политические ссыльные, входил в Общество попечения о народном образовании, ставшее инициатором создания библиотеки в Усть-Каменогорске. Для библиотеки, открытой 20 марта 1896 г. по инициативе политических ссыльных и передовой интеллигенции, в здании городского общественного управления было выделено отдельное помещение. В. Гинтовт-Дзевялтовский, Е.П. Михаэлис, А.Н. Федоров, О.Ф. Костюрин и другие политические ссыльные передали в фонд вновь открытой библиотеки книги из личных коллекций, что послужило основой книжного собрания. Имеются сведения, что библиотека неплохо развивалась: фонд в 1898 г. насчитывал 830 экземпляров, 33 названия периодических изданий, в течение года книговы-дача составила 3262 книги. А по количеству читателей — библиотеку посещало 428 читателей — это была одна из самых многочисленных городских библиотек Казахстана [20, с. 76].

Активно участвовал в культурных мероприятиях Усть-Каменогорска Александр Николаевич Федоров, высланный за организацию революционного кружка в Одессе на жительство под гласный надзор полиции в местности Западной Сибири на пять лет административным порядком, в 1884 г. водворенный в Усть-Каменогорск [2, с. 64]. Занимаясь разведением пчел, вместе с Е. П. Михаэлисом он организовывал курсы, выставки. Федоровым был основан в Усть-Каменогорске уникальный музей по истории пчеловодства, собрана богатейшая библиотека [21, л. 1]. Пять процентов от ежегодных доходов «образцово-показательной» пасеки, начиная с 1900 г. и до окончания строительства, А. Н. Федоров подписал на строительство Народного дома в Усть-Каменогорске. Уместно отметить, что с 1911 г. он ежегодно орга-

низовывал курсы по пчеловодству, на которых изучались и другие сельскохозяйственные предметы (садоводство, земледелие) [21, л. 2]. По воспоминаниям политического ссыльного С.П. Швецова А.Н. Федоров «произвел целый переворот в пчеловодстве Южного Алтая и оставил после себя ревностных учеников», приобретя репутацию прекрасного педагога [22, с. 101, 109]. Как известно, одной из важных форм просветительской работы в пореформенный период в России была организация народных чтений. Необходимо отметить, что к чтению в качестве лекторов допускались лица, имеющие разрешение от губернского начальства. А.Н. Федоров был назначен заведующим и организатором народных чтений в Усть-Каменогорске, «утвержден начальником [Семипалатинской] области... Это имя является гарантией успеха чтений» [23, с. 3].

Многое было сделано для развития Усть-Каменогорска Е.П. Михаэлисом, А.Н. Федоровым, О.Ф. Костюриным после их избрания как наиболее прогрессивных людей города в состав гласных городской думы, при этом О. Костюрин избирался городским головой Усть-Каменогорска. Тем самым для них открылись дополнительные возможности продуктивной хозяйственной и культурной деятельности. Политический ссыльный, секретарь Семипалатинского областного статистического комитета Н.Я. Коншин в путевых заметках отмечал, что «.ни в одном из семипалатинских городов нет такого деятельного городского управления, как в Усть-Каменогорске. Кучке интеллигентных людей удалось войти в состав городских уполномоченных, и городские дела быстро приняли иной, чем прежде, характер. Например, на народное образование город потратил в прошлом году более

четверти всех своих доходов. В городе возникает общество попечения о начальном образовании; поднят вопрос об устройстве музея» [24, с. 3-4].

В 1 900-е гг. в Усть-Каменогорске строился Народный дом, в основном на средства, собранные за счет общественных пожертвований, постановок любительских спектаклей, устройства ярмарок-вечеров. 24 октября 1902 г. состоялось торжественное открытие Народного дома, являющегося одной из основных достопримечательностей города [20, с. 63, 146]. В настоящее время в бывшем здании Народного дома в Усть-Каменогорске находится Восточно-Казахстанский областной драматический театр. С открытием Народного дома значительно активизировалась театральная жизнь в городе, осуществлялись постановки пьес А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя и других авторов, стали организовываться балы-маскарады. Следует отметить, что история Народного дома в Усть-Каменогорске освещалась в публикациях периодических изданий — «Сибирской жизни», «Семипалатинской жизни», «Семипалатинского листка».

Итак, благодаря культурно-просветительской деятельности политических ссыльных, выступающих за ликвидацию безграмотности и развитие культуры, в Усть-Каменогорске были открыты культурно-образовательные учреждения (школы, училища, библиотеки, Народный дом), организованы курсы, созданы музеи. Несомненно, в этом проявлялась их активная жизненная позиция, направленная на распространение знаний среди местного населения, культурное развитие Усть-Каменогорска и Степного края в целом.

Библиографический список

1. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. СПб., 1906.

2. Коншин Н. Материалы для истории политической административной ссылки в Степной край // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Семипалатинск, 1923. Вып. 14.

3. Галиев В.З. Ссыльные революционеры в Казахстане. Алма-Ата, 1978.

4. Галиев В.З. Общественная деятельность политических ссыльных в Северо-Восточном Казахстане (1890-1904 годы). Алматы, 2004.

5. Мусабалина Г.Т. Политическая ссылка в Семипалатинский край в XIX веке // Вестник Омского университета. 2009. № 1.

6. Бугтугутова Р.С., Бекишев К.О., Курманжан Д. Просветительская деятельность российской интеллигенции

среди казахского населения Степного края // Наука и реальность. 2021. №1.

7. Рамазанова Ф.С. Культурно-историческое влияние политической ссылки 2-й пол. Х1Х в. на общественную жизнь Семипалатинска // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. № 2.

8. Никулина И.Н. Польские политические ссыльные в Усть-Каменогорске (80-е — первая половина 90-х гг. XIX в.) // Региональный вестник Востока. 2014. № 4.

9. Никулина И.Н. Петербург в жизни политических ссыльных, находившихся на Алтае во второй половине XIX в. // Город на Неве в истории Алтая: люди и судьбы / отв. ред. И.Н. Никулина. Барнаул, 2020.

10. Kijas A. Polacy w Kazachstanie. Przeszlosc i teraz-niejszosc. Poznan, 1993.

11. Сапаргалиев Г.С., Дьяков В.А. Общественно-политическая деятельность ссыльных поляков в дореволюционном Казахстане. Алма-Ата, 1971.

12. Гедеоновский А.В. Из Петербурга в Сибирь // Каторга и ссылка. 1926. № 5.

13. Государственный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО). Ф. 50. Оп. 1. Д. 125.

14. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 13. Д. 6326.

15. Xотимский Ю. Михаэлис Евгений Петрович, 1841-1913 // Краеведы Восточного Казахстана / сост. Л.П. Рифель. Усть-Каменогорск, 2017.

16. ГАВКО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 69а.

17. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 15. Оп. 2. Д. 163.

18. ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Д. 5213.

19. Народный дом: письмо от Усть-Каменогорска // Сибирская жизнь. 1900. №72.

20. Черных С. Е. Начало положила крепость. Усть-Каменогорск, 2004.

21. ГАВКО. Ф. 631. Оп. 1. Д. 148.

22. Швецов С.П. Культурное значение политической ссылки в Западной Сибири // Каторга и ссылка. 1928. № 10. Кн. 47.

23. Усть-Каменогорск: [корреспонденция] // Сибирская жизнь. 1904. № 276.

24. Коншин Н. Я. По Усть-Каменогорскому уезду: путевые заметки // Памятная книжка Семипалатинской области на 1900 г. Вып. IV. Семипалатинск, 1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.