Научная статья на тему 'КРУГ ЧТЕНИЯ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.'

КРУГ ЧТЕНИЯ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / КРУГ ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ / КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулина Ирина Николаевна, Потупчик Маргарита Николаевна

Статья посвящена изучению круга чтения различных групп населения в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Книга как важный атрибут духовной реализации общества заняла ведущее место в системе культурных ценностей эпохи, стала важнейшим средством человеческого общения. Большой вклад в развитие культурной жизни Алтайского округа внесла техническая и научная интеллигенция, а также немногочисленные ссыльные, активно занимавшиеся просветительской деятельностью среди малоимущих слоев населения. Изучение книжных коллекций ссыльных, их деятельности по открытию библиотек, в основе которых лежали частные коллекции, способствуют расширению представлений о характере и объеме их разносторонней деятельности. Конец XIX - начало XX в. характеризуется в Сибири социальной активностью самых разных слоев населения, ростом потребности общества в печатном слове. Благодаря активной работе «Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии» стали открываться бесплатные сельские библиотеки. Они выполнили свою главную задачу в распространении книги в отдаленных поселениях Томской губернии. В Сибири наблюдается изменение традиционного уклада крестьян в связи с расцветом кооперативного движения, предполагающего распространение теоретических и практических знаний. Кооперативы начали организовывать библиотеки. Постепенно происходят важные качественные изменения в читательских предпочтениях: все большим спросом пользуется классическая литература, специализированные книги и периодические издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READING CIRCLE IN THE TOMSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article is devoted to study of the reading circle of various population groups in the Tomsk Province in the second half of the 19th - early 20th centuries. The book, as an important attribute of the spiritual realization of society, took a leading place in the system of cultural values of the era, became the most important means of human communication. A great contribution to the development of the cultural life of the Altai district was made by the technical and scientific activities among the poor. The study of book collections of exiles, their activities in opening libraries, which were based on private collections, contribute to the expansion of ideas about the nature and scope of their versatile activities. The end of the 19th - early 20th centuries is characterized in Siberia by the social activity of various segments of the population, an increase in the need of society for a printed word. Thanks to the active work of the «Society for the Promotion of the Construction of Rural Free Libraries», in the Tomsk Province, free rural libraries began to open. They completed their main task in distributing the book in the remote settlements of the Tomsk Province. In Siberia, there is a change in the traditional way of peasants in connection with the heyday of the cooperative movement, the alleged dissemination of the theoretical and practical knowledge. The cooperatives began to organize libraries. The important qualitative changes in reading preferences are gradually taking place: classical literature, specialized books and periodicals are in increasing demand.

Текст научной работы на тему «КРУГ ЧТЕНИЯ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.»

УДК 94(571.16):028

ББК 63.3(2Рос-4Том)53+78.07

Круг чтения в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в.

И.Н. Никулина1, М.Н. Потупчик2

'Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова (Барнаул, Россия)

The Reading Circle in the Tomsk Province

in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries

I.N. Nikulina1, M.N Potupchik2

'Altai State University (Barnaul, Russia)

2Altai Regional Universal Scientific Library (Barnaul, Russia)

Статья посвящена изучению круга чтения различных групп населения в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. Книга как важный атрибут духовной реализации общества заняла ведущее место в системе культурных ценностей эпохи, стала важнейшим средством человеческого общения. Большой вклад в развитие культурной жизни Алтайского округа внесла техническая и научная интеллигенция, а также немногочисленные ссыльные, активно занимавшиеся просветительской деятельностью среди малоимущих слоев населения. Изучение книжных коллекций ссыльных, их деятельности по открытию библиотек, в основе которых лежали частные коллекции, способствуют расширению представлений о характере и объеме их разносторонней деятельности. Конец XIX — начало XX в. характеризуется в Сибири социальной активностью самых разных слоев населения, ростом потребности общества в печатном слове. Благодаря активной работе «Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии» стали открываться бесплатные сельские библиотеки. Они выполнили свою главную задачу в распространении книги в отдаленных поселениях Томской губернии. В Сибири наблюдается изменение традиционного уклада крестьян в связи с расцветом кооперативного движения, предполагающего распространение теоретических и практических знаний. Кооперативы начали организовывать библиотеки. Постепенно происходят важные качественные изменения в читательских предпочтениях: все большим спросом пользуется классическая литература, специализированные книги и периодические издания.

Ключевые слова: история культуры, круг чтения, читательская аудитория, книжная культура.

DOI: 10.14258/izvasu(2021)6-05

The article is devoted to study of the reading circle of various population groups in the Tomsk Province in the second half of the 19 th — early 20 th centuries. The book, as an important attribute of the spiritual realization of society, took a leading place in the system of cultural values of the era, became the most important means of human communication. A great contribution to the development of the cultural life of the Altai district was made by the technical and scientific activities among the poor. The study of book collections of exiles, their activities in opening libraries, which were based on private collections, contribute to the expansion of ideas about the nature and scope of their versatile activities. The end of the 19 th — early 20th centuries is characterized in Siberia by the social activity of various segments of the population, an increase in the need of society for a printed word. Thanks to the active work of the «Society for the Promotion of the Construction of Rural Free Libraries», in the Tomsk Province, free rural libraries began to open. They completed their main task in distributing the book in the remote settlements of the Tomsk Province. In Siberia, there is a change in the traditional way of peasants in connection with the heyday of the cooperative movement, the alleged dissemination of the theoretical and practical knowledge. The cooperatives began to organize libraries. The important qualitative changes in reading preferences are gradually taking place: classical literature, specialized books and periodicals are in increasing demand.

Key words: cultural history, reading circle, readership, book culture.

На современном этапе происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование информационного общества, что, несомненно, влияет на необходимость выработки новых подходов к сохранению и развитию традиционной культуры, в том числе книжной культуры. Книга занимает важное место в осмыслении социокультурного развития общества в определенную историческую эпоху, является памятником материальной и духовной культуры, книга — «это "потребитель" достижений науки, культуры и образования, но книга при этом — и барометр культуры общества, его духовности, источник знаний и прогресса» [1, с. 47]. Конец XIX — начало XX в. характеризовался в Сибири значительными социально-экономическими преобразованиями, связанными со строительством Транссиба, усилившимся переселенческим потоком. Все это повлияло на динамичность развития книжной культуры, на возрастание роли книги в сфере обучения грамоте, в распространении новых знаний. Обращение к имеющемуся опыту формирования книжной культуры на региональном уровне является достаточно актуальным в условиях трансформации общества в XXI в. В связи с этим возникает потребность в исследовании проблемы круга чтения различных слоев населения, позволяющей не только сохранить духовные традиции, но и обеспечить их адаптацию к условиям современной информационной среды.

В настоящее время исследователями накоплен значительный исторический материал по изучению книжной культуры, характера читательских запросов различных социальных слоев населения, позволяющий изучить круг чтения населения Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в.

Особого внимания заслуживают работы исследователей, в которых затрагиваются общие вопросы бытования и распространения книги. Исторические закономерности в преемственности традиционной книжной культуры, вопросы, посвященные поиску форм сосуществования книги в современном информационном обществе, роль книги и чтения в формировании исторической составляющей общественного сознания раскрыты в работах С.Н. Лютова [2; 3]. Роль народных чтений, библиотек, читален в развитии внешкольного образования в Российской империи в конце XIX — начале XX в. исследована Т.В. Макарьян [4], в становлении внешкольного образования в Томской губернии — Н.Е. Зайцевой [5]. Основные тенденции формирования читательских практик в Томске на рубеже XIX-XX вв., просветительские формы продвижения книги в широкие народные массы выявлены в исследовании Т.Л. Воробьевой [6].

Источниковой базой исследования явились материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Исторического архива Омской области (ИАОО), Государственного архива Томской области (ГАТО), от-

четы Общества попечения о начальном образовании, отчеты совета Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии, воспоминания М. Андроновского о пребывании в сибирской ссылке его отца И. Андроновского, опубликованные в журнале «Сибиряк», издаваемом в Варшаве Союзом сибиряков.

Цель данной работы — выявление круга чтения населения Алтайского округа, характера их читательских предпочтений, что, в свою очередь, может раскрыть в целом отношение к книге, чтению, культуре.

В основе проведенного исследования был положен принцип историзма, позволивший рассмотреть роль чтения в жизни населения Томской губернии, показать важность открытия и значение библиотек в деле развития просвещения, дать характеристику во взаимосвязи с процессами, происходившими в регионе во второй половине XIX — начале XX в.

Принцип научной объективности позволил изучить механизм становления книжной культуры, осветить основные направления развития библиотечной системы в данный период.

Книга как незаменимый инструмент духовной реализации общества заняла ведущее место в системе культурных ценностей эпохи, стала «строительным материалом» развивающегося социума, важнейшим средством человеческого общения. Большой вклад в развитие культурной жизни Алтайского округа внесла техническая и научная интеллигенция, а также политические ссыльные, активно занимавшиеся просветительской деятельностью среди малоимущих слоев населения. Изучение круга чтения вышеназванных групп населения округа способствует расширению представлений о характере их разносторонней деятельности: от хозяйственной, научной до культурно-просветительской.

Книги занимали важное место в жизни политических ссыльных. Именно книги помогали сносить лишения, переживать все тяготы изгнания и вместе с тем создавали основу для общения и дальнейшей разносторонней общественной деятельности, прежде всего культурно-просветительской. Политические ссыльные оказали определенное влияние на формирование книжной культуры и потребности к чтению у местного населения.

Известно, что ссыльный Ипполит Андроновский, участник восстания 1863 г. в Царстве Польском, с 15 октября 1864 г. находившийся в Бийске, затем приблизительно с 1868 г. в Барнауле [7, л.15; 8, с. 6], имел свою библиотеку. Семья Андроновских обладала собственной библиотекой, содержащей литературу на польском языке, выписывая польские журналы «К1о8у», «Тудс^шк Пш^сдаапу», «Ш^потес», «Зкдао», «Ш1есгогу Кх^гтпе» и др. Важно отметить, что книги и журналы этой библиотеки были широко доступны друзьям и знакомым, в основном поли-

тическим ссыльным, а также некоторым представителям местной интеллигенции [9, с. 22].

Известный просветитель и общественный деятель В.К. Штильке, высланный административным порядком в 1876 (1879) г. в Барнаул за пропаганду народнических взглядов, имел также собственную библиотеку [10, л. 1; 11, с. 59-60]. В феврале 1887 г. он пожертвовал свое книжное собрание для открытия публичной библиотеки в Барнауле [12, с. 50-51]. Подчеркнем, что именно по предложению В.К. Штильке Барнаульская городская дума «инициировала перед губернскими властями вопрос об организации городской общественной библиотеки» [13, с. 73]. Следует отметить, что многие ссыльные, находившиеся в Барнауле, жертвовали свои книги в библиотеку Общества попечения о начальном образовании, основанного в 1884 г. по инициативе В.К. Штильке. Так, в отчетах данного Общества за 1888, 1889, 1891 гг. сообщалось о пожертвовании книг в библиотеку ссыльными А. Сулиным, П. Шатько, С. и М. Швецовыми, В. Штильке, Н. Шером, Ф. Олесиновым, И. Овсянкиным, Н. Зобниным и др. [14, с.15; 15, с. 13; 16, с. 31]. Подчеркнем, что библиотечный комитет вынес «глубочайшую благодарность Н.М. Зобнину» за передачу в библиотеку журналов «Царь Колокол» и др. [16, с. 32].

Многое для становления библиотечного дела восточных окраин Казахстана, входивших в состав Алтайского горного округа, сделано исследователем, общественным деятелем Е.П. Михаэлисом, который был выслан из Петербурга за революционную деятельность в Семипалатинск. Е.П. Михаэлис стал инициатором создания в 1883 г. общественной библиотеки в Семипалатинске, в основу которой была положена его коллекция научной литературы. Инициативу Михаэлиса активно поддержали политические ссыльные, группировавшиеся вокруг статистического отдела, С.С. Гросс, А.А. Леонтьев, П.Д. Ло-бановский, А.Л. Блек и др. [17, с. 1-13]. В 1896 г. книги из личной коллекции Е.П. Михаэлиса и других политических ссыльных, таких как А.Н. Федоров, О. Кос-тюрин, стали частью фонда вновь открытой библиотеки в Усть-Каменогорске, фонд которой насчитывал 385 названий книг (830 томов) и 33 названия периоди-

ческих изданий. Разносторонность личности Е.П. Михаэлиса была отражена в его личном собрании документов, в котором было значительное количество книг на немецком, французском и английском языках. В личном архиве Евгения Петровича находились рукописи и многочисленная переписка с разными людьми: Н.В. Шелгуновым, Д.И. Менделеевым, А.О. Ковалевским, Л.Ф. Пантелеевым и др. [18, с. 3].

Тем самым политические ссыльные оказывали посильную помощь в организации библиотек, способствуя расширению кругозора и удовлетворению потребностей населения в чтении, способствовали формированию социокультурного фона Томской губернии.

Одна из важных примет конца XIX — начала XX в. — пробуждение социальной активности самых разных слоев населения, рост потребности общества в печатном слове. Связано это было с модерни-зационными изменениями в Сибири: сооружением Транссибирской магистрали, ускорением темпов заселения и хозяйственного освоения земель, увеличением крестьянского сословия и городского населения, изменением уровня образования.

Если экономически Сибирь, в том числе сибирская деревня, была в достаточной степени подготовлена к изменениям, то в культурном отношении она не могла соответствовать практическим требованиям роста промышленного и сельскохозяйственного производства, не могла в полной мере решать важнейшие вопросы, возникающие по мере развития: совершенствование форм экономической деятельности, повышение культуры производства, в целом повышение производительности труда. Еще острее обозначились вопросы широкого распространения образования, в том числе внешкольного. Главным каналом книго-распространения в сельской местности стали библиотеки. В Алтайском округе на рубеже XIX-XX вв. на селе действовали лишь библиотеки при учебных заведениях. В 1894 г. Общество любителей исследования Алтая инициировало изучение начальных школ Алтайского округа с точки зрения экономического, санитарного и учебного развития. Были собраны также сведения, которые, не претендуя на полноту данных, все же дают некоторое представление о состоянии школьных библиотек (табл. 1) [19, с. 66].

Таблица 1

Школьные библиотеки Алтайского округа

Типы школ Количество школ Количество книг (экз.)

всего в том числе имеющих библиотеки общее количество в среднем на одну школу

Сельско-волостные 38 37 9940 261,5

Церковно-приходские 41 27 2903 70,8

Школы грамоты 16 8 473 29,6

Горнозаводские 8 8 1144 143

Казачьи 5 5 203 40,6

Миссионерские 5 2 100 20

Частная Константиновская 1 1 265 265

ИТОГО: 114 88 15028 131,8

В среднем на школу приходилось по 131,8 экземпляра книг. Этого было явно недостаточно, если учесть, что книгами пользовались не только ученики, учителя, но и грамотные жители сел. Сохранились ответы учителей о чтении и читателях: «Желающих читать масса, библиотека так мала, что невозможно удовлетворить желающих», «Читают много и очень охотно», «С каждым годом количество читателей возрастает и возрастает. Масса просит книги» и др. [19, с. 68].

На все возрастающие запросы населения возможностей школьных библиотек не хватало, необходимо было добиваться открытия народных бесплатных библиотек, забота о которых легла на местное сообщество. Помощь в организации таких библиотек на Алтае в пополнении фондов оказало открытое известным книготорговцем и просветителем П.И. Макушиным «Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии» (далее — Общество). За 10 лет при активном содействии Общества в Алтайском округе было создано почти 140 библиотек. При Обществе была организована комиссия, которая формировала списки из книг, разрешенных для народных библиотек Министерством народного просвещения. Министерство выпускало специальные издания, такие как «Каталог книг и периодических изданий для бесплатных народных читален», «Каталог книг для употребления в низших училищах ведомства

Статистика свидетельствует о том, что в данных библиотеках также в первую очередь берут повести, рассказы, сказки. Это вполне понятно, так как около 60 % читателей составляли дети и молодежь в возрасте до 20 лет. В одном из отчетов Общества приво-

Министерства народного просвещения и для публичных народных чтений», а также публиковало такие сведения в «Журнале Министерства народного просвещения». Комиссия составляла примерные каталоги, которые служили основой формируемого фонда сельской библиотеки. Комплекты для библиотек формировались очень тщательно, учитывались такие данные, как число жителей селения, число грамотных, количество учащихся. При подборе книг по сельскому хозяйству всегда интересовались родом занятий крестьян сел, в которых открывалась библиотека.

В течение 1902-1907 гг. в Томской губернии было открыто 49 библиотек, совокупный фонд которых составлял более 16,7 тыс. экземпляров (в среднем на каждую библиотеку по 341 книге). Общество периодически собирало статистические данные о составе читателей и тематике выданных книг. Анализ читательских предпочтений первых бесплатных сельских библиотек показал, что в первую очередь пользуется спросом беллетристика (62,2%), затем литература религиозного и духовно-нравственного содержания (16,3%), книги по географии и о путешествиях — 6,1%, литература сельскохозяйственного содержания, по медицине и естествознанию — 4,2%, мало востребована литература юридического содержания и по обществоведению (0,3%). Данные по тематике выдачи в библиотеках Алтайского округа представлены в таблице 2 [20].

дят подробные сведения о наиболее спрашиваемых книгах в Колыванской библиотеке Змеиногорского уезда: Баранцевич «Сирота» (выдано 29 раз), Жуковский «Сказка об Иване-царевиче» (выдано 26 раз), Вучетич «Красный фонарь» (выдано 26 раз),

Таблица 2

Выдано книг по отделам в библиотеках Алтайского округа за 1906 г., экз.

Название библиотеки Всего в том числе следующего содержания

духовного содержания история и биографии география и путешествия беллетристика естествознание, медицина, сельское хозяйство книги юридического содержания

Жуланихинская (Барнаульского уезда) 170 14 13 10 133 - -

Койновская (Барнаульского уезда) 1400 607 78 - 700 15 -

Лянинская (Барнаульского уезда) 713 78 74 98 463 - -

Мало-Бащелакская (Бийского уезда) 552 38 50 51 351 51 11

Улалинская (Бийского уезда) 883 7 65 84 601 126 -

ВСЕГО: 3718 744 280 243 2248 192 11

Проценты 100 20,0 7,5 6,5 60,5 5,2 0,3

Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой» (выдано 24 раза), Жуковский «Двенадцать спящих дев» (выдано 22 раза), Твен «Принц и нищий» (выдано 21 раз), Л. Толстой «Война и мир» (выдано 20 раз), Загорский «Юрий Милославский» (выдано 20 раз), Пушкин «Сочинения» (выдано 18 раз), Бичер Стоу «Хижина дяди Тома» (выдано 14 раз) [20, с. 15]. Занимательные истории, пьесы хорошо подходили для чтения вслух, что широко практиковалось для малограмотных и неграмотных жителей. Народные чтения с «туманными» картинками по различной тематике (духовно-нравственные рассказы, беседы о природных явлениях, об исторических событиях, сельском хозяйстве и др.) являлись одним из источников дополнительного просвещения широких слоев населения, поддерживали интерес к книге, чтению. В библиотеках увеличивалось число читателей, количество выдаваемых изданий, например, Койновская библиотека: в 1906 г. — 120 читателей, выдано 1400 книг, в 1907 г. соответственно — 148 и 2000; Парфеновская библиотека: в 1904 г. выдано 298 книг, в 1905 г. — 320; Колыванская: в 1903 г. — 70 читателей, в 1904 г. — 78, в 1907 г. — 119 [20, с. 24, 30].

Постепенно происходит рост читательской активности в сельской местности, наблюдаются важные качественные изменения. В государственном архиве Томской области находится много документов, направленных томскому губернатору с просьбами об открытии бесплатных сельских библиотек. Имеется, например, рапорт от 7 января 1908 г. от Барнаульского уездного исправника: «.. .ввиду отсутствия в селе Средне-Красиловском, той же волости, полезных книг на почве общеобразовательной, религиозно-нравственной и сельского хозяйства и отдаленности этого села от города Барнаула, я полагал бы, возбужденное . ходатайство об открытии в названном селе бесплатной библиотеки-читальни, удовлетворить» [21, л. 8]. Как писал один из многочисленных авторов в совет Общества, «.в первый год всех захватили две книги: «Князь Серебряный» и «Хижина дяди Тома» . Потом понравилась книжка «Среди черных дикарей» и обошла почти всех посетителей библиотеки. Постепенно вкусы изменяются, начинают просить Чехова и Достоевского» [22, с. 13]. Заметный вклад в развитие культуры Алтая начала XX в. внесли различные общественные организации, профессиональные общества, кооперативные объединения, создаваемые в данный период. Культурно-просветительская деятельность профессиональных обществ и кооперативных объединений заключалась в проведении бесед, лекций, распространении популярных брошюр и книг по кооперации, в организации курсов, детских праздников, увеселений для взрослых, спектаклей, драматических и музыкальных кружков, литературных вечеров,

в создании книжных лавок, читален, библиотек, народных домов. Количество библиотек, создаваемых при помощи Общества и активном участии кооперативов, всего за 2,5 года увеличилось на треть и составило в Барнаульском уезде — 139, Змеиногорском-28, Бийском — 42 [23, л. 28]. Библиотеки, открытые при помощи потребительских и кредитных товариществ, маслодельных артелей и кооперативов, могли потратить на закупку книг по 100-150 руб. единовременно при открытии, а затем ежегодно выписывали из магазина П.И. Макушина новые книги, газеты и журналы. В первую очередь требовалась литература по ведению сельского хозяйства, межеванию земель, новой технике. Даже небольшой кооператив мог позволить себе выписывать 4-5 наименований периодических изданий, в первую очередь алтайских — «Алтайский крестьянин», «Жизнь Алтая», а также кооперативные журналы «Объединение», «Общее дело», «Союз потребителей». А более крупные выписывали до 20 журналов и газет, среди которых «Биржевые ведомости», «Копейка», «Всеобщая газета», «Уральский край», «Сибирская жизнь», «Обской вестник», «Сибирский земледелец и садовод», «Омский телеграф», «Природа и люди», «Современный мир», «Русское богатство», «Вестник знания», «Заря жизни», «Русское слово», «Современное слово», «Задушевное слово», «Наша мысль», «Пробуждение», «Искры», «Сатирикон». По некоторым данным, кооперативы Алтайского округа выписывали до 290 (287) периодических изданий [24, с. 172].

Итак, благодаря подвижнической деятельности образованных людей, прежде всего политических ссыльных, заинтересованных в просвещении малоимущего населения, в Томской губернии открываются общедоступные библиотеки. Основой фондов открываемых библиотек зачастую становятся личные собрания книг, которые принадлежали известным общественным деятелям. Рост социальной активности самых разных слоев населения, наблюдавшийся на рубеже веков, привел к необходимости более широкого распространения грамотности и знаний. Благодаря «Обществу содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии», местным сообществам, различным профессиональным обществам, кооперативным объединениям в Томской губернии наблюдается рост библиотек. Именно библиотеки стали в Алтайском округе главными поставщиками книг сельским жителям, выполняя важную культурную миссию по просвещению жителей, преодолению безграмотности населения. Изучая изменения в круге читательских интересов, можно уловить связь с изменениями в социальной и духовной сферах, происходивших в жизни населения.

Библиографический список

1. Васильев В.И. Книжная культура: основные этапы развития и роль в диалоге культур и формировании единого информационного пространства СНГ (на примере российско-белорусского взаимодействия) // Диалог культур в условиях глобализации: XII Международные Лихачевские научные чтения, 17-18 мая 2012 г. Т. 1. СПб., 2012.

2. Лютов С.Н. Традиции книжности в современных интерпретациях // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 3.

3. Лютов С.Н. Книга и историческая память // Биб-лиосфера. 2017. № 4.

4. Макарьян Т.В. Развитие внешкольного образования в Российской империи конца XIX — начала XX вв. // Вестник Сургутского государственного университета. 2013. № 6.

5. Зайцева Н.Е. Библиотеки Томской губернии в становлении и развитии внешкольного образования в Сибири // Педагогическое образование. 2009. № 4.

6. Воробьева Т. Л. Книжная культура и проблема читателя в Томске на рубеже веков (конец XIX — начало XX в.) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2016. № 3.

7. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 6. Д. 778.

8. Андроновский А.К. История одной семьи как отражение социокультурной ситуации на Алтае в XIX в. // Ползуновский альманах. 2017. № 3. Т. 2.

9. Ап^опо^^Ы М. 2е ^^ротшеп о^са, ро'й^апса 1863 г., 8уЫгака // 8уЫгак. 1938. № 1-2 (14).

10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. ДП-3. 1888 г. Д. 421.

11. Гришаев В. Крамольный просветитель // Алтай. 1984. № 3.

12. Барнаул. Летопись города — хронология, события, факты. Барнаул, 2007.

13. Скубневский В.А. В.К. Штильке — гласный Барнаульской городской думы // Актуальные вопросы истории Сибири. Двенадцатые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина. Барнаул, 2019.

14. Общество попечения о начальном образовании в Барнауле за 1888 г. Барнаул, 1889.

15. Общество попечения о начальном образовании в Барнауле за 1889 г. Барнаул, 1890.

16. Общество попечения о начальном образовании в Барнауле за 1891 г. Барнаул, 1892.

17. Коншин Н.Я. Очерки деятельности Семипалатинского отдела Государственного Русского географического общества за 25 лет его существования // Записки Семипалатинского отдела Русского географического общества. Вып. 16. Семипалатинск, 1927.

18. Е.П. Михаэлис // Сибирская жизнь. 1914. № 19.

19. Рылова Е.П. Начальная школа в Алтайском округе в 1894 году // Алтайский сборник. Т. 3. Барнаул, 1898.

20. Отчет совета Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии за 1904-1907 г. Томск, 1908.

21. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 2. Д. 6055.

22. Отчет совета Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии за годы 1910-1912. Томск, 1913.

23. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6887.

24. Чедурова Е.М. Кооперативное движение в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. Барнаул, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.