УДК 024
Яшкова Жанна Олеговна
соискатель кафедры библиотековедения и книговедения
Московского государственного института культуры,
главный библиограф Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.П. БОГОЛЮБОВА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Yashkova Zhanna Olegovna
PhD applicant, Library Science and Bibliology Department, Moscow State Institute of Culture, Chief Bibliographer, Bogolyubov Library of Arts
CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE BOGOLYUBOV LIBRARY OF ARTS AS AN IMPORTANT FACTOR OF USERS' AESTHETIC EDUCATION
Аннотация:
Эстетическое воспитание читателей является одним из приоритетных направлений деятельности Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова. Основные направления работы Библиотеки направлены на сохранение и пропаганду культурного наследия с целью повышения значимости культуры в обществе. Культурно-просветительская деятельность Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова в Год литературы направлена на эстетическое воспитание пользователей, содействие повышению роли русского языка и литературы в обществе.
Ключевые слова:
Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова, публичная библиотека, образовательная деятельность, эстетическое воспитание, самообразование, культурная политика, русский язык, литература.
Summary:
Aesthetic education of readers is one of the priority activities of the Bogolyubov Library of Arts. The main activity areas of the Library are focused on the preservation and popularization of the cultural heritage in order to upgrade the value of culture in the society. During the Year of Literature the cultural and educational activities of the Bogolyubov Library of Arts will focus on the aesthetic education of users, promotion of the role of Russian language and literature.
Keywords:
Bogolyubov Library of Arts, public library, educational activities, aesthetic education, self-education, cultural policy, Russian language, literature.
В век ускорившегося темпа жизни и высоких информационных технологий материальные ценности часто оттесняют утверждение нравственных идеалов человека, необходимость его духовного совершенствования на второй план, поэтому сегодня в социально-экономическом развитии общества эстетическое воспитание актуально как никогда.
Смысл культурной политики государства заключается в ее гуманистическом аспекте - создании условий для духовного роста человека, а не только в сфере управления духовным наследием человечества.
Приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства, эстетическое образование - вот необходимые условия для достижения главной цели - формирования творчески развитой индивидуальности, целостной личности, действующей по законам красоты.
Культура - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах духовного и материального труда, в духовных ценностях, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношения людей к природе, к самим себе и между собой [1, с. 468]. Все это не представляется возможным без эстетического воспитания и самовоспитания.
В современном обществе библиотеки являются одной из важнейших составляющих культуры, поскольку они хранят культурные ценности в виде произведений печати, аудио- и видеодокументов, рукописей. Выполняя свою культуротрансляционную функцию, библиотеки распространяют эту часть национального достояния, способствуя эстетическому образованию и самообразованию своих пользователей.
Миссия современной библиотеки заключается в сохранении культурного наследия, просветительстве, распространении культурно-исторических знаний, нравственном воспитании молодежи, развитии творческого потенциала, а также эстетическом воспитании своих пользователей [2, с. 10].
Формирование чувства сопричастности к культурному наследию и духовно-нравственного отношения к нему, уважение к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей - основные задачи воспитания нравственных качеств личности.
Эстетическое воспитание пользователей в библиотеке - это процесс формирования и развития эстетического, чувственно-эмоционального и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных явлений и объектов реальности, так как искусство является многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания. Произведения искусства представляют собой богатый источник эстетического наслаждения, радости, духовного обогащения. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на чувства человека [3, с. 372]. Также эстетическое воспитание является одним из универсальных аспектов культуры личности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при саморазвитии и самообразовании личности [4, с. 156].
Формирование эстетической культуры личности - цель эстетического воспитания в библиотеке. Эстетическая культура - это важнейший компонент духовной культуры личности, которая позволяет видеть прекрасное, наслаждаться увиденной красотой, творить ее своими руками, а также овладевать эстетическими (художественными) знаниями, чувствами, потребностями, интересами, идеалами, эстетическим отношением к природе и искусству, эстетическим вкусом, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.
Любая цель не может быть рассмотрена без задач. Эстетическое воспитание пользователей в библиотеке решает такие задачи, как формирование гармоничной личности, эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное и ценить его, выработка эстетических вкусов и развитие эстетических чувств. Также нельзя не оценить побуждение к развитию творческих способностей и формированию стремления быть прекрасным во всем: в делах, поступках, мыслях и внешнем виде.
Культура в современном мире - это духовный фундамент патриотизма и государственности. Неотъемлемой частью культуры является родной язык и литература, которая отражает нравственные, эстетические и духовные ценности. Указом Президента РФ от 12.06.2014 № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы» 2015 год объявлен Годом русской литературы. Целью проекта, по мнению В.В. Путина, является привлечение внимания общества к литературе и чтению, так как «язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции - это основа основ, и внимание к ним государства и общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ». Поиски путей повышения интереса к чтению у подростков и молодежи являются одним из приоритетных направлений, и особая роль в решении поставленной задачи отводится библиотекам как культурным, информационным и образовательным учреждениям страны [5, с. 32].
В таком мегаполисе, как Москва, публичные библиотеки занимают определенное место в культурной жизни города, и Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова не является исключением, представляя собой современный культурно-досуговый центр, деятельность которого отличается разнообразием форм и методов работы с пользователями.
Все мероприятия, проводимые в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова, ориентированы на такие ценности, как видение и чувство прекрасного, уважение и знание своего культурного наследия, эстетическая культура, любовь к природе и родному краю, художественно-творческая деятельность, правильные эстетические оценки и суждения, способность к художественному мышлению, духовные ценности, потребность в прекрасном, что, несомненно, является важным фактором в эстетическом воспитании пользователей.
В Год литературы эстетическое воспитание пользователей является одним из приоритетных направлений деятельности Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова, призванным содействовать библиотечному литературно-просветительскому проекту «Наше наследие». Это - оформление юбилейных комплексных книжно-иллюстративных выставок, дополненных музыкальной презентацией и устным обзором, проведение «Бунинских», «Чеховских», «Абрамовских» чтений, проведение благотворительных книжных ярмарок, организация пункта буккроссинга на территории библиотеки, оформление музыкально-литературного музея, основу которого составит коллекция народного артиста России, лауреата Государственной премии О.И. Борисова (1929-1994). Организация музея будет способствовать увеличению числа пользователей за счет привлечения профессиональной аудитории и дальнейшему развитию библиотеки как творческого центра.
В рамках образовательной программы запланированы мероприятия по продвижению русского языка: интеллектуальный турнир знатоков русской словесности, литературные викторины, конкурсы чтецов, цикл «Поэты месяца», «Поэтический час в Библиотеке», проведение литературного марафона по творчеству одного из писателей, презентация его книг и прочее.
Библиотека участвует в широкомасштабных проектах: «Библионочь-2015», «Ночь искусств», «Всемирный день книги», «День города», «День библиотекаря», «Книги - в больницы», «Лето с книгой: дни чтения в летних лагерях».
С целью продвижения чтения, русского языка, а также привлечения новых пользователей в 2015 г. планируется расширение сайта новыми рубриками «Вы пишите, мы публикуем!», «Проба пера», где будут размещены сочинения читателей библиотеки (проза, поэзия, рецензии на прочитанные книги «Моя любимая книга» и т. д.). Предусматривается оформление доски почета «Лучший читатель месяца».
Таким образом, для достижения целей и задач по эстетическому воспитанию из всех форм массовой работы с читателями Библиотекой искусств имени А.П. Боголюбова используются такие формы, как книжно-иллюстративные выставки, конкурсы творческих работ, литературно-музыкальные вечера, лектории, обзоры, беседы, библиотечные уроки и часы, литературно-музыкальные композиции, виртуальные путешествия [6, с. 16].
Важно обеспечить ознакомление пользователей с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, музыки, научить понимать выразительный язык композитора и исполнителя, художника, неразрывную связь художественной формы и содержания, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.
По словам Е.Ю. Гениевой, «библиотека - это пространство книги, а пространство книги -это и есть культура» [7, с. 108]. Одно из самых сильных средств воспитания эстетической отзывчивости и литературного вкуса - развитие культуры чтения. Книжные обзоры, лекции, беседы, проводимые в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова, учат воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, пользователь библиотеки начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.
Библиотека всегда была и остается местом, которое олицетворяет культуру на любом уровне, дает возможность человеку прийти сюда не только со своими информационными запросами, но и с духовными потребностями, потребностями проведения досуга и общения. Таким образом, культурно-просветительская деятельность Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова в Год литературы направлена на эстетическое воспитание пользователей, на сохранение и актуализацию уникального национального культурного наследия, на содействие повышению роли литературы и русского языка.
Ссылки:
1. Большая энциклопедия : в 62 т. Т. 24: Коэнзим - Курос. М., 2006.
2. Библиотечное обслуживание: Теория и методика : учебник. М., 1996.
3. Никитина И.П. Эстетика : учеб. для бакалавров. М., 2013.
4. Там же.
5. Библиотечное обслуживание ...
6. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность : лекции. Вып. 2. М., 2000.
7. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М., 2008.
References:
1. Great Encyclopedia: in 62 vols., vol. 24: Coenzyme - Kouros 2006, Moscow.
2. Library Services: Theory and Methodology: textbook 1996, Moscow.
3. Nikitin, IP 2013, Aesthetics: Proc. for bachelors, Moscow.
4. Nikitin, IP 2013, Aesthetics: Proc. for bachelors, Moscow.
5. Library Services: Theory and Methodology: textbook 1996, Moscow.
6. Dworkin, MJ 2000, Library Services: The New Reality: lecture, vol. 2, Moscow.
7. Genieva, EY 2008, Library as a center of intercultural communications, Moscow.