Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АКТУАЛЬНОСТЬ РАВНОМЕРНОГО РАЗВИТИЯ ПО СЕЗОНАМ И РЕГИОНАМ ПОЛУОСТРОВА'

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АКТУАЛЬНОСТЬ РАВНОМЕРНОГО РАЗВИТИЯ ПО СЕЗОНАМ И РЕГИОНАМ ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
733
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ВИД ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванова Л. Ф.

В статье обосновывается актуальность развития культурно-познавательного туризма в позднеосенний, зимний и весенний периоды времени в Республике Крым и важность работы по равномерному распределению турпотока по регионам полуострова, чтобы снизить нагрузку на Южный берег. Представлен анализ развития туризма в Крыму, позволивший сделать выводы по сильным и слабым сторонам данного вопроса, выделить перспективы и угрозы, возможные риски для дальнейшего развития различных видов туризма в регионе, в частности - культурно-познавательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванова Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND COGNITIVE TOURISM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: RELEVANCE OF EVEN DEVELOPMENT BY SEASONS AND REGIONS OF THE PENINSULA

The article justifies the relevance of the development of cultural and cognitive tourism in the late autumn, winter and spring periods of time in the Republic of Crimea and the importance of working on the even distribution of tourist traffic across the regions of the peninsula in order to reduce the burden on the South Coast. An analysis of tourism development in Crimea was presented, which allowed to draw conclusions on the strong and weak sides of this issue, to highlight prospects and threats, possible risks for further development of various types of tourism in the region, in particular - cultural tourism.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АКТУАЛЬНОСТЬ РАВНОМЕРНОГО РАЗВИТИЯ ПО СЕЗОНАМ И РЕГИОНАМ ПОЛУОСТРОВА»

2. Kovalev O. G., Timonin N. M. Psychology of suicidal behavior of convicts: a monograph. Vladimir: Yurist, 2002. - 103 p.

3. Safuanov F. S. Forensic psychological examination: textbook. M.: Yurayt, 2017.

4. Kholopova E. H. Postmortem forensic psychological examinations in civil cases //Arbitration and civil process. 2005. No. 10.

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АКТУАЛЬНОСТЬ РАВНОМЕРНОГО РАЗВИТИЯ ПО СЕЗОНАМ И

РЕГИОНАМ ПОЛУОСТРОВА

CULTURAL AND COGNITIVE TOURISM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: RELEVANCE OF EVEN DEVELOPMENT BY SEASONS AND REGIONS OF

THE PENINSULA

УДК 316.7

Иванова Л. Ф., кандидат педагогических наук, доцент культурологии, доцент кафедры Туризма и гостиничного дела, Московский гуманитарный университет

Ivanova L.F., lili.ivan7@yandex.ru

Аннотация

В статье обосновывается актуальность развития культурно-познавательного туризма в позднеосенний, зимний и весенний периоды времени в Республике Крым и важность работы по равномерному распределению турпотока по регионам полуострова, чтобы снизить нагрузку на Южный берег. Представлен анализ развития туризма в Крыму, позволивший сделать выводы по сильным и слабым сторонам данного вопроса, выделить перспективы и угрозы, возможные риски для дальнейшего развития различных видов туризма в регионе, в частности - культурно-познавательного туризма.

Annotation

The article justifies the relevance of the development of cultural and cognitive tourism in the late autumn, winter and spring periods of time in the Republic of Crimea and the importance of working on the even distribution of tourist traffic across the regions of the peninsula in order to reduce the burden on the South Coast. An analysis of tourism development in Crimea was presented, which allowed to draw conclusions on the strong and weak sides of this issue, to highlight prospects and threats, possible risks for further development of various types of tourism in the region, in particular - cultural tourism.

Ключевые слова: Республика Крым, туризм, культурно-познавательный вид туризма.

Keywords: Republic of Crimea, tourism, cultural type of tourism.

Тренд интереса к культурно-познавательным туристским поездкам, удовлетворяющим когнитивную потребность туристов, наблюдается как во всем мире, так и в России. Регионы РФ выбирают приоритетными и развивают те направления и виды туризма, которые наиболее соответствуют имеющимся туристским ресурсам, связывая коммерческие интересы бизнеса, приоритеты государственной политики и потребности туристов. Республика Крым, обладая богатыми природно-рекреационными и культурно-историческими ресурсами, становится с каждым годом все популярнее у российских туристов. В течение последних шести лет уровень туристской инфраструктуры в Республике Крым меняется благодаря активной политике развития туризма в регионе. Появляются новые объекты показа, предприятия размещения, преобразовываются туристские центры, улучшается дорожная инфраструктура, установлено железнодорожное сообщение полуострова с материком. Но лечебно-оздоровительная и рекреационная составляющая пока остается популярнее нежели другие, что и сказывается на неравномерном сезонном распределении туристского потока. Хотя мировая практика туризма показывает то, что дестинации, обладающие богатой историко-культурной составляющей (например, Европейское Средиземноморье), привлекают к себе туристов круглогодично, индустрия гостеприимства даже в месяцы, когда

пляжный сезон закрыт, принимает достаточно большое число путешествующих с культурно-познавательными, спортивными и иными целями, не связанными лишь с рекреационным отдыхом на приморских курортах.

Курортно-исторический комплекс Республики Крым представлен значительными туристскими ресурсами, которые могут способствовать созданию конкурентоспособной туристско -рекреационной индустрии круглогодично, то есть в месяцы, когда погода уже не позволяет туристам отдыхать в прибрежных курортных зонах и получать наслаждение от жаркого солнца и теплого моря. Значительное число археологических памятников, культурно-исторических маршрутов, ботанических объектов не охвачено в полную силу туристским показом вне летнего сезона (Крым: достопримечательности. Культурный туризм: сайт).

Невысокий уровень информационного обеспечения, отсутствие рекламы, инновационных подходов в организации и четкой стратегии продвижения подвидов культурного туризма, и, главное, десятилетиями в советский период времени и в последние годы с момента присоединения рассматриваемого региона к Российской Федерации сложившийся имидж Крыма, как региона именно пляжной и лечебно-оздоровительной рекреации являются факторами, сдерживающими активное развитие туризма в поздне-осенний, зимний и весенний периоды времени. К тому же эффективное использование культурно -исторических ресурсов пока затруднено рекреационной отсталостью некоторых районов, неоснащенностью средств размещения и неразвитостью туристской инфраструктуры.

В целом статистика посещения полуострова туристами такова:

- 2016 год: 5,57 млн. 42,5 % прибыли паромом, 41% авиа, 16,5 % другими видами транспорта (количество посетивших Крым достаточно высок, при том, что в 2016 году 30 июня был снят запрет на посещение россиянами Турции);

- 2017 год: 5,39 млн. 42 % прибыли паромом, 43 % авиа, 15 % другое транспортное прибытие;

- 2018 год: 6,8 млн. Открытие в мае Крымского моста позволило 47 % туристов прибыть на полуостров по новому мосту, 37 % авиа, 16 % через государственную границу со стороны Украины (Армянск, Джанкой, Перекоп);

- 2019 год: 7,43 млн. 57 % через Крымский мост (чуть более 6 тыс. туристов на поезде, 25 декабря было запущено железнодорожное сообщение), 28 % авиа, 15 % через государственную границу (Статистические данные. Министерство курортов и туризма Республики Крым: официальный сайт);

- 2020 год: 6,3 млн. 64% - автотранспортом по Крымскому мосту; 30 % -авиа, 5% -ж/д, 1% - прибыло через государственную границу.

Статистика посещения по регионам Республики Крым крайне неравномерна, рассмотрим те же годы (Республика Крым. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт):

Таблица 1. Статистика посещения по регионам Республики Крым.

год ЮБК Западное Восточное Другие

побережье побережье

2016 46,5 % 31 % 18 % 4,5 %

2017 45,3 % 21,3 % 18,6 % 14,8 %

2018 44,2 % 24,6 % 18,8 % 12,4 %

2019 48,5 % 24,3 % 14,2 % 13 %

2020 45,8 % 30 % 17,7 % 6,5 %

Неравномерное распределение потока туристов в течение года по месяцам рассмотрим на примере 2019 года:

- с января по апрель, то есть за 4 месяца Крым посетило 723 тыс. туристов;

- с май по сентябрь, то есть за пять месяцев посетило полуостров 6 млн. туристов;

- с октября по декабрь, за 3 мес. - 800 тыс. туристов (Статистические данные. Министерство курортов и туризма Республики Крым: официальный сайт).

Таким образом, за 7 месяцев в году - чуть более 1,5 млн., а за 5 месяцев, в течение которых погода располагает к пляжному отдыху - 6 млн. туристов.

Анализ развития туризма в направлении Республики Крым позволяет сделать следующие выводы по сильным и слабым сторонам данного вопроса, и выделить перспективы и угрозы, возможные риски для дальнейшего развития различных видов туризма в регионе, в частности - культурно-познавательного туризма.

Сильные стороны:

1.Уникальный культурно-исторический потенциал и богатейшие природно-рекреационные и лечебные ресурсы, благоприятный климат.

2. Этническое многообразие населения.

3. Компактность территории и транспортная доступность (сообщение с материком: авиа, автомобильное и железнодорожное сообщения; автотрасса «Таврида»).

4. Политическая важность для РФ.

Слабые стороны:

1. Наличие экономических санкций (отсюда: слабое развитие международного сотрудничества)

2. Необходимость охраны, восстановления и реставрации многих туристско-экскурсионных объектов, лечебно-оздоровительных учреждений, гостиничных предприятий.

3. Отсутствие инновационных подходов и технологий в сервисной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

4.Рекреационная отсталость некоторых районов

5.Неоснащенность средств размещения и неразвитость туристской инфраструктуры

6. Неравномерное распределение турпотока по сезонам.

7.Неравномерное распределение турпотока по регионам Крыма с наибольшей нагрузкой (почти 50 % отдыхающих) на ЮБК.

8.Невысокий уровень информационного обеспечения, отсутствие рекламы, инновационных подходов в организации и четкой стратегии продвижения подвидов культурного туризма.

Возможности:

1.Функционирование в Крыму свободной экономической зоны.

2.Заинтересованность федеральных структур в финансовой поддержке развития туристской отрасли в республике.

3.Возможности расширения сети тематических туристских маршрутов (по всем видам туризма).

4. Создание инновационных экскурсионных и развлекательных центров.

3. Создание туристско-информационных центров и интернет-сайтов с информацией о туристических предложениях полуострова.

4.Равномерное развитие туристских кластеров исходя из специфики района.

5.Перспективы для развития флота, судостроения и в целом развития Крыма как крупного международного транспортно-логистического узла.

Угрозы:

1. Трудности внешнеэкономической обстановки.

2. Конкуренция с близлежащими туристическими регионами и странами, предлагающими предложения по аналогичным видам отдыха.

3. Сложности, связанные с «невнятным» пониманием местного населения, занятого в индустрии гостеприимства, со стандартами обслуживания в сфере туризма.

В 2020 г. и в мире в целом, и в России прогнозировался дальнейший рост туризма; развитие дорожной и гостиничной инфраструктуры в Республике Крым также могло позволить повысить цифру туристских посещений. Но пандемия коронавируса и практически полный локдаун привели к сокращению числа международных туристов на 56% в январе-мае и непосредственно в мае 2020 г. на 98% по сравнению с 2019 г. Сектор внутреннего туризма в условиях

закрытых государственных границ восстанавливался быстрее, что позволило и Крыму показать среднюю загрузку объектов в июле-августе 2020 г. - 80%, по ряду объектов - более 95%. Выросла в целом цифра автотуристов, а благодаря государственной программе кэшбэка большой поток туристов в Крыму наблюдался и осенью: в сентябре в Крыму отдохнуло 1 114,3 тыс. туристов, это на 40% выше цифры аналогичного периода 2019 года, октябрь и ноябрь также показал рост - на 31% и на 10% соответственно по сравнению с 2019 г.

Анализируя проблемы и перспективы развития всесезонного культурного туризма в Крыму и повышения туристской привлекательности и культурно-символического позиционирования отдельных районов, можно констатировать необходимость создания регионального бренда именно в его историко-культурной составляющей. Все это, несомненно, еще больше будет работать на создание и поддержание благоприятного образа Республики Крым как безопасного, интересного, доступного и модного туристского направления. Климат полуострова таков, что летние месяцы являются слишком жаркими для того, чтобы путешествовать по внутренней части Крыма: пешеходными тропами, поездками и подъемами в пещерные города, посещениями культовых, дворцовых комплексов; период с октября по май месяц - самое оптимальное время для подобных активных культурно -познавательных и спортивно-оздоровительных путешествий.

Литература

1. Крым: достопримечательности. Культурный туризм: сайт. URL: https://culttourism.ru/crimea/ (дата обращения 09.04.2020 г.) - Текст: электронный.

2. Республика Крым. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. - Москва. - URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=111&freg=114 (дата обращения 09.03.2021 г.)

3. Статистические данные. Министерство курортов Республики Крым: официальный сайт. -https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (дата обращения 09.03.2021 г.)

и туризма URL:

Literature

1. Crimea: sights. Cultural tourism: site. URL: https://culttourism.ru/crimea/ (date of treatment 04/09/2020) - Text: electronic.

2. Republic of Crimea. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Federal Agency for Tourism: official site. - Moscow. - URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=111&freg=114 (date of access 03/09/2021)

3. Statistical data. Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea: official site. - URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (date of treatment 03/09/2021)

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

ОРГАНИЗАЦИИ

ANALYSIS OF METHODS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

УДК 338.4

Бекбосынова А. Б., магистрант образовательной программы Менеджмент, Академия Кайнар

Джолдасбаева Г. К., д.э.н., профессор, Алматинский технологический университет

Берикбаев С. А., заместитель директора по учебно-производственной работе, Алматинского многопрофильного колледжа

Абжалелова Ш. Р., м.э.н., доцент, Академия Кайнар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.