Научная статья на тему 'Социально-экономический анализ туристического сезона в Крыму'

Социально-экономический анализ туристического сезона в Крыму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / КУРОРТНЫЙ СЕЗОН / THE HOLIDAY SEASON / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURISM ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронин И.Н.

В статье дан анализ туристического сезона в Крыму в 2012 г. Выявлены основные проблемы,определены наиболее перспективные направления развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic analysis the tourist season in the Crimea

In the article analyze of the tourist season in the Crimea in 2012, identified the main problems, identified the most promising directions of development of tourism in the region.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический анализ туристического сезона в Крыму»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 107-112.

РАЗДЕЛ 2.

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 339.138:338.48

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА В КРЫМУ

Воронин И.Н.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Украина

В статье дан анализ туристического сезона в Крыму в 2012 г. Выявлены основные проблемы, определены наиболее перспективные направления развития туризма в регионе. Ключевые слова, туризм, курортный сезон, туристическая деятельность.

ВВЕДЕНИЕ

В 2012 г. туристический сезон в Крыму стал самым успешным за годы независимости Украины по количеству туристов и по объемам налоговых поступлений от курортного сезона. Количество туристов достигло 6,7 млн. чел. и превысило показатели докризисного периода, а налоговые отчисления выросли на 53 млн. грн. Кроме того, за пределами высокого сезона на 15% увеличилось количество отдыхающих, посетивших Крым в апреле-мае и на 10% - в сентябре. Т.о., регион постепенно переходит к 7-месячному курортному сезону. Именно такой период может удовлетворить инвесторов, потому что окупаемость любого более-менее крупного отеля, по мнению специалистов, начинается с 7-месячного курортного сезона.

1. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

При этом, количество туристов, которые считают Крым местом пляжного отдыха, сокращается, и впервые за 20 лет увеличилось число отдыхающих, которые приехали с целью оздоровления. Это подталкивает курортный бизнес к перепрофилированию отелей в оздоровительные центры.

В этом сезоне появилась новая тенденция в крымском туризме -перепрофилирование отелей в санатории. Еще 5-10 лет назад все было наоборот. Также меняется и география турпотоков. Количество отдохнувших в Крыму россиян увеличилось на 100 тыс. чел. И составило 1,52 млн. Доля российского туриста в общем потоке составила 25%, что на 4% больше прошлогоднего. Вместе с тем удельный вес отдыхающих из стран Западной Европы снизился с 2% до 1,2%. Тем не менее, продолжительность отдыха в Крыму ежегодно сокращается. Если в

среднем в 2010 г. количество ночевок составляло 8,2, то в 2012 г. этот показатель уменьшился до 7,8. Причем европеец в среднем проводит в Крыму до 14 дней и тратит около 14 тыс. грн., россиянин - до 12,5 дней, с затратами на отдых в 12 тыс. грн., украинец же - 6 дней и 8 тыс. грн. соответственно. Однако в разрезе затрат отдыхающих, кроме проезда и оплаты проживания, на первом месте оказались расходы на питание [1].

Однако проявилась новая проблема - прибыль от реализации сельхозпродукции уходит за пределы автономии. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия АРК, количество производимой сельхозпродукции в Крыму недостаточно, чтобы кормить круглый год даже самих крымчан, не говоря уже об отдыхающих. А чтобы прокормить 6 млн. туристов, особенно весной и зимой, нужно многое менять в аграрной системе региона [2].

Мероприятия по легализации малых баз размещения дали в этом году возможность собрать 6,4 млн. грн. туристического сбора, что на 18,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года [1].

Еще одно новшество - продажи путевок в крымские здравницы постепенно смещаются в Интернет. Туроператоры теперь сравнялись по объему продаж с продажей напрямую через Интернет. Специфика сегодняшнего крымского турбизнеса, в отличие, например, от турецкого, заключается в том, что транспортные и туроператорские услуги начисляются дополнительно на стоимость путевки. Т.е., покупка путевки непосредственного у предприятия размещения обходятся гораздо дешевле. В связи с чем, популярность туроператорских услуг постепенно падает. По общему мнению специалистов в сфере РЯ-менеджмента, в последние годы самым эффективным способом рекламы стал Интернет. По их мнению, турпродукт необходимо рекламировать на сайтах, через всевозможные 1Т-акции, социальные сети. Рекламные листовки, билборды и даже ролики по телевизору уже дают крайне низкий результат.

На успешность туристического сезона-2012 повлиял ряд и внешних факторов, таких как стабильная финансовая ситуация в России и частично в Украине, частичное восстановление турпотока из Беларуси, а также рост количества заходов круизных судов, и некоторое снижение турпотока в Турции.

Со стороны крымских властей была проведена активная рекламная кампания Дней Крыма по городам Украины и регионам ближнего зарубежья, а также масштабная «война» за доступность пляжей и легализацию малых баз размещения. Благодаря инициативе Министерства курортов и туризма АРК было легализовано около 2,7 тыс. малых отелей. По мнению специалистов, еще до 1/3 находится в «тени», основная же масса уже стала налоговыми плательщиками. Благодаря этому на 53 млн. грн. увеличились доходы от курортной отрасли. По расчетам чиновников, Крым должен получать минимум 150 млн. грн. турсбора при условии легализации всех баз размещения и частных отелей. Только узаконивание частных домовладений, в которых количество койко-мест не превышает 30, должно было принести 25 млн. грн. По их же расчетам неорганизованные отдыхающие уплатили только 21% от полученной местными бюджетами общей суммы туристического сбора, что в абсолютном выражении составляет всего 770 тыс. грн. [1].

108

Поступления же от туристического сбора (1% от стоимости проживания) гораздо ниже фактического потенциала. Если перевести на количество туристов, то эта цифра составляет 1,5 грн. на 1 чел./год. Это, по мнению специалистов, достаточно низкая сумма. Они считают, что кратно увеличить поступления позволят поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, позволяющие платить туристический сбор авансом. Общий доход от туристической отрасли, включая смежные, составляет на сегодня примерно 2,5 млрд. грн. в год платежей в госбюджет Украины. В первую очередь это НДС, налог на прибыль и целый ряд других налогов. В местных бюджетах остаются только налоги из фонда оплаты труда, туристический сбор и небольшие платежи за землю. Уже назрело увеличение экономических полномочий автономии в части оставления значительной части этих налогов в крымском и местных бюджетах [3].

За последние 2 года республиканский бюджет на обеспечение курортного сезона вырос почти в 2 раза и финансируется в полном объеме из 3-х основных источников: крымского бюджета, бюджета совместной инициативы ЕС и за счет частного капитала. Соотношение вкладываемых финансовых средств этих источников приблизительно одинаково. Главная задача Правительства Крыма -создание мощного бюджетообразующего рекреационного комплекса. Так ставит акценты по отношению к Крыму Кабинет Министров Украины и именно таким определен Крым в Стратегии развития до 2020 г. Это комплексная задача, которую правительство Крыма решает поэтапно. В 2011 г. в крымскую инфраструктуру уже было вложено более 2 млрд. грн., в т.ч. 1 млрд. грн. государственного целевого финансирования. Больше всего инвестировано в крымские дороги - 473 млн. грн. на дороги общего пользования и 31 млн. грн. на дороги в населенных пунктах. В восстановление набережных (противооползневые работы) в приморских городах и поселках было вложено 60 млн. грн., еще 65 млн. грн. потрачено на реконструкцию очистных сооружений. В 2012 г. государственные инвестиции в инфраструктуру полуострова продолжались прежними темпами. В масштабную реконструкцию здания Центрального Симферопольского аэровокзала было вложено около 10 млн. грн. В результате площадь залов ожидания увеличена в 2 раза до 1,5 тыс. кв. м, пропускная способность - до 300 пассажиров в час. Это, по мнению чиновников, оправданные инвестиции, т.к. спрос на воздушное сообщение с Крымом растет. Третий год подряд прирост авиапассажиропотока в среднем составляет на 13-15% в год. Симферопольский аэропорт по пассажиропотоку занимает 2-е место в стране после международного аэропорта Борисполь (Киев). В 2012 г. в Крым прилетело почти 0,5 млн. чел., большая часть из них - туристы. Запущено 8 новых авиарейсов, в т.ч. в Баку (Азербайджан), Минск (Беларусь), Новосибирск, Екатеринбург и Самару (Россия) [2].

В сухопутном транспорте - для Крыма было приобретено 42 комфортабельных троллейбуса и 25 автобусов, отремонтирована уникальная троллейбусная линия Симферополь-Алушта-Ялта, восстановлено 6 трамваев в Евпатории. За счет этих вложений в только 1-м квартале 2012 г. внутренние пассажироперевозки выросли на 11,4%. Расширено до четырех полос еще 4 км трассы Харьков-Симферополь (88,5 млн. грн. из госбюджета), продолжается расширение трассы Симферополь-Алушта.

109

Около 65% крымских туристов, попадают в Крым по железной дороге. В текущем году было улучшено качество их обслуживания, подготовлены 44 дополнительных помещения билетных касс, организована работа 7 передвижных радиофицированных касс по реализации железнодорожных билетов, проведен косметический ремонт зданий станций и вокзалов, отремонтированы посадочные платформы. Уже открыты 2 платформы нового пригородного железнодорожного вокзала г. Симферополя. Одним из первых в Украине запущен пригородный трамвай повышенной комфортности. Сегодня он трудится по маршруту Феодосия-Джанкой-Армянск [4].

К чести руководства автономии уделяется большое внимание и экологии. К высокому сезону в Крыму ликвидирована 71 несанкционированная свалка и вывезено 230 т бытового мусора, расчищены 72 родника, очищены от мусора 20 км прибрежной зоны рек и водоемов, очищены от мусора 52 км полосы отвода автомобильных дорог, расположенных на территории государственного лесного фонда.

Немаловажным для Крымского полуострова является его культурное наследие. Это существенное конкурентное преимущество автономии. Около 12 млн. грн. вложено в реставрацию музеев, ведется работа по отнесению Ханского дворца в г. Бахчисарай в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Три пилотных музея будут приведены к мировым стандартам за счет проекта Европейского Союза.

В 2012 г. в Крыму работали более 40 новых туристических маршрутов и программ. Кроме того, были разработаны военные туры, квесты-экскурсии, конные, велосипедные, археологические и даже троллейбусные маршруты [2].

Молодежь весьма активно поддерживает развитие событийного туризма в Крыму - именно этот сегмент в структуре населения страны является постоянным посетителем многочисленных фестивалей и концертов, количество которых ежегодно увеличивается. Например, в сентябре в Крыму состоялось 6 джазовых фестивалей. Самым масштабным событием из них стал X Международный музыкальный фестиваль «Джаз Коктебель», который посетили около 5 тыс. чел. Из них 80% приехали в Крым специально для того, чтобы побывать на этом фестивале. Это свидетельствует о том, что это мероприятие уже сформировало определенный туристический поток в Крым.

Основой крымского курорта, как известно, всегда было лечение и оздоровление. Однако имидж пляжного региона работает на Крым всего 2 месяца в году. И именно на продвижении оздоровительных возможностей Крыма Правительство автономии концентрирует свои усилия, как в прошлом, так и в этом году. В результате этой работы с января 2012 г. прирост количества туристов составил 8-10%.

Самым знаковым событием в крымской туриндустрии за последние 20 лет эксперты называют проект «Поддержки развития туризма в Автономной Республике Крым». Он был презентован 2 марта 2012 г. в рамках XXI Международной туристической ярмарки «Крым. Курорты. Туризм-2012». Данный проект разработан экспертами ЕС с привлечением специалистов Министерства курортов и туризма АРК. Европейский Союз выделяет 5,5 млн. евро на поддержку

110

реформирования крымских курортов. В первую очередь на улучшение качества сервиса и на привлечение инвестиций [2].

В рамках реализации Стратегии развития полуострова до 2020 г. Министерство курортов и туризма АРК осуществляет проект «Дни Крыма», реализация которого позволит донести объективную и актуальную информацию о возможностях крымского санаторно-курортного оздоровления регионам Украины, России и Беларуси, которые определены, как приоритетные. Весной 2012 г. Дни Крыма провели во Львове, Виннице, Днепропетровске, Харькове, а также в Ростове-на-Дону, Белгороде, Курске и Туле (Россия).

В 2012 г. по сравнению с прошлым цены на санаторно-курортные услуги в Крыму увеличилась не более чем на 3-7% и остаются самыми недорогими на Черноморском побережье по сравнению с ценами рекреационных предприятий других стран этого региона. Так, цена на размещение в отелях подорожала не более чем на 5%. Всего в Крыму функционирует более чем 3 тыс. больших и малых отелей, а также свыше 560 здравниц. На подготовку сезона отельный сектор вложил 1 млрд. грн., в прошлом году эта сумма составляла 600 млн. грн., в 2010 - 300 млн. грн. [4].

В 2012 г. на полуострове работало 558 пляжей. Из них 339 пляжей санаторно-курортных, оздоровительных учреждений (лечебные - 82, оздоровительные - 191, детские - 66) и 219 пляжей общего назначения для посещения всеми желающими. Список бесплатных пляжей был опубликован на сайте Министерства курортов и туризма АРК [3].

В этом году Ассоциация «Крым-пляж» при участии Минкурортов с учетом существующей зарубежной практики организации пляжного отдыха разработала систему категоризации крымских пляжей по 5-ти категориям. Между собой категории отличаются количеством предоставляемых на пляже услуг. I и II категории пляжей включают в себя минимальный набор услуг, таких как кабины для переодевания, мусорные урны, туалеты. III, IV и V - предусматривают более широкий спектр услуг: web-камеры, Wi-Fi, водные аттракционы, пляжные кафе-бары, спортивные площадки и др. Цель создания этой системы - обеспечение безопасности на пляжных территориях, соответствие пляжей санитарным нормам. Это позволило выстроить рейтинг качества пляжей, создать конкурентную среду, улучшая при этом качество услуг. Категоризация пляжей осуществлялась на добровольной основе. По итогам проведения категоризации пользователю пляжа выдавался сертификат и соответствующий знак категории пляжа, который будет представлять собой прямоугольный флаг голубого цвета с белой волнистой линией, цветным логотипом Крыма и информацией о категории, наименовании пляжа, периоде действия этого знака [5].

ВЫВОДЫ

Подводя итог прошедшему туристическому сезону в Крыму, необходимо отметить, что положительная динамика в его развитии наблюдается уже на протяжении последних 2-3 лет. И это не должно не радовать. Однако множество

111

нерешенных многолетних проблем крымского туризма, как то сезонность, устаревшая рекреационная инфраструктура, проблемы транспорта, легализация мини-гостиниц и пр. могут свести на нет все положительные тенденции последних лет.

Список литературы

1. Сайт Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым [электронный ресурс]. -Режим доступа : www.crimea.gov.ua.

2. Сайт Министерства аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым [электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minagro.crimea.ua.

3. Сайт Главного управления статистики в Автономной Республики Крым [электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.sf.ukrstat.gov.ua.

4. Сайт Совета Министров Автономной Республики Крым [электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.crimea-portal.gov.ua.

5. Сайт Ассоциации «"Крым-Пляж" - объединение арендаторов и пользователей пляжей» [электронный ресурс]. - Режим доступа : http://crimea-beach.com.ua.

Воронш 1 М. Соцiально-економiчний aHaai3 туристичного сезону в Криму / 1 М. Воронш // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iменi В. I. Вернадського. - Серiя : Географш. -2013. - Т. 26 (65), № 2 . - С. 107-112.

У статп проведено анатз туристичного сезону в Криму в 2012 р. Виявлено основш проблеми, визначено найбшьш перспективш напрями розвитку туризму в репош. Ключовм слова: туризм, курортний сезон, туристична д(яльтсть.

Voronin I. Socio-economic analysis the tourist season in the Crimea / I. Voronin // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series : Geographic. - 2013. - V. 26 (65), No 2. - P. 107-112. In the article analyze of the tourist season in the Crimea in 2012, identified the main problems, identified the most promising directions of development of tourism in the region. Keywords: tourism, the holiday season, tourism activity.

Поступила в редакцию 03.04.2013 г.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.