Научная статья на тему 'Культурно-образовательный проект как средство развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы'

Культурно-образовательный проект как средство развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1981
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT / DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS / CULTURAL HERITAGE / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Евгений Викторович

Рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы. Педагогический смысл понятия «ценностная ориентация» подразумевает освоение окружающей действительности, приобретение жизненных ориентиров. Одним из условий развития ценностных ориентаций является выполнение культурно-образовательных проектов, которые предполагают обращение к культурным ценностям общества. Раскрываются ключевые характеристики культурно-образовательных проектов. Автором представлено основное содержание, а также результаты педагогического исследования, проводимого в общеобразовательных учреждениях Республики Коми, направленного на выявление динамики развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы в процессе выполнения культурно-образовательных проектов. Выводы, сделанные автором относительно эффективности модели внедрения культурно-образовательных проектов в школьную практику, подтверждены высокими исследовательскими результатами опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляков Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

In the article deals with the problem of development of the value orientations of primary school students. Pedagogical sense of concept "value orientation" implies mastering of surrounding reality, acquisition of vital reference-points. One of terms of development of the value orientations is implementation of cultural-educational projects that supposes an address to the cultural values of society. The article describes descriptions of culturaleducational projects. The author presents basic content, and also results of the pedagogical research conducted in schools of Komi Republic, that was directed to the exposure of dynamics of development of the value orientations of primary school students in the process of implementation of cultural-educational projects. The conclusions made by the author in relation to efficiency of the model of introduction of cultural-educational projects in school practice are confirmed by high research results of the experimental work.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный проект как средство развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы»

УДК 37.0

Е. В. Поляков

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы. Педагогический смысл понятия «ценностная ориентация» подразумевает освоение окружающей действительности, приобретение жизненных ориентиров. Одним из условий развития ценностных ориентаций является выполнение культурно-образовательных проектов, которые предполагают обращение к культурным ценностям общества. Раскрываются ключевые характеристики культурно-образовательных проектов. Автором представлено основное содержание, а также результаты педагогического исследования, проводимого в общеобразовательных учреждениях Республики Коми, направленного на выявление динамики развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы в процессе выполнения культурно-образовательных проектов. Выводы, сделанные автором относительно эффективности модели внедрения культурно-образовательных проектов в школьную практику, подтверждены высокими исследовательскими результатами опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: культурно-образовательный проект, развитие ценностных ориентаций, культурное наследие.

Современная школа является социокультурным институтом, на который государство возлагает задачу формирования мировоззрения личности в соответствии с общекультурным кодом, содержащим важнейшие культурные и социальные характеристики общества [1]. Гуманистическая парадигма образования предполагает обращение к культурным ценностям. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что одним из требований школьного образования является присвоение обучающимися общечеловеческих ценностей, а также освоение культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы [2].

По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, развитие ценностных ориентаций является непрерывным процессом, протекающим в течение всей жизни человека (Л. С. Выготский, Л. Колберг, Дж. Ловингер, Ж. Пиаже, Д. Б. Элько-нин и др.). Ценности всегда носят социальный характер. Они развиваются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. На процесс развития ценностных ориентаций большое влияние оказывает социализация личности, которая включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются «импульсом» ее действий и поступков. Система личностных ценностей складывается в процессе дея-тельностного «распредмечивания» индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Педагогический смысл самого понятия

«ориентация» подразумевает освоение окружающей действительности, приобретение жизненных ориентиров [3]. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориен-таций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ценностные ориентации являются частью мировоззрения личности. Их развитие как целостной психологической структуры происходит в подростковом возрасте, что соответствует возрасту обучающихся основного общего образования [4]. Именно в основной школе подросток «ищет себя», ищет свое место в мире. В подростковом возрасте «закладываются» ценностные ориентиры, которые могут стать базовыми для формирования целостной психологической структуры. Следствием этого является значимость «правильных ориентиров», которые станут определяющими в дальнейшем развитии обучающегося. Особое значение для развития ценностной структуры личности подростка определяется характерной для этого возрастного периода специфической ситуацией развития - возникновение чувства «взрослости», которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др.). С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования и развития собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, которая определяется развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали.

В настоящее время проблема развития ценностных ориентаций нашла отражение в трудах многих

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 8 (173)

ученых-педагогов. Разработаны некоторые проблемы развития и присвоения ценностных ориента-ций посредством эстетического и идейного восприятия художественного образа (Н. Б. Королько-ва), с помощью средств художественной культуры (О. Н. Апанасенко, С. А. Куликова), комплексного освоения различных видов искусства (О. В. Ибрагимова). Актуальным вопросом в современном образовании остается комплексное изучение педагогических условий развития ценностных ориен-таций обучающихся. Одним из таких условий является проектная деятельность школьников при изучении объектов культурного наследия. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений школьника. Метод проектов инициирует обучающихся к познанию мира и себя в этом мире.

Ученический проект обладает собственной спецификой:

- имеет обучающий характер и потому, как правило, не является полностью самостоятельным продуктом, он создается при участии руководителя, направляющего и корректирующего школьное исследование;

- не предполагает создание уникального продукта, «неповторимость» предлагаемых результатов заключается лишь в том, что они являются собственным прочтением, как правило, уже известного человечеству опыта;

- изначально не ориентирован на внедрение результатов в практику, а следовательно, имеет «имитационный» характер [5].

При этом школьный проект сохраняет алгоритм, присущий любой проектной деятельности, и включает следующие компоненты:

- формирование идеального прообраза - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- определение методов исследования и последовательности действий, способов оформления конечного продукта, согласование со всеми заинтересованными сторонами;

- реализация идеи соответствующими средствами и подведение итогов проекта - сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов и их презентация [5].

В данной работе особый интерес вызывает рассмотрение культурно-образовательного проекта как педагогической категории. Данный тип ученического проекта направлен на исследование различных проблем, явлений и событий культуры, осмысление культурных доминант, определяющих развитие общества в разные исторические эпохи.

Культурно-образовательный проект, в отличие от обычного проекта, развивается в логике куль-

турного развития и должен соответствовать определенным требованиям:

- независимо от содержания выстраивается как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема анализируется в контексте культурных процессов и явлений. Это приучает школьников рассматривать события, памятники, феномены культуры как отражение идей и мировоззренческих позиций, оказавших влияние на образ той или иной эпохи и развитие культуры в целом;

- подразумевает разрешение проблемных ситуаций;

- содержит интегративное начало, объединяя знания различных областей человеческой деятельности, и строится на принципе многоканальности, что предполагает использование для решения поставленной проблемы различных способов познания;

- опирается на самостоятельную активную исследовательскую деятельность учащихся, позволяя сместить акценты с усвоения информации на овладение различными способами взаимодействия с миром своего окружения [5].

Обязательными условиями реализации культурно-образовательных проектов является освоение окружающего культурного пространства. Важно подчеркнуть, что изучение памятников культуры региона в рамках проектной деятельности происходит не посредством рассматривания «копий» (фотографии, репродукции, видеоматериалы), а предполагает «живое общение» с объектами культурного наследия.

Реализация культурно-образовательного проекта представляет собой последовательный алгоритм действий, разработанный для достижения поставленных результатов в пределах определенных временных рамок, и включает в себя несколько этапов. Первый этап - это определение проблемы в контексте региональных культурных процессов. Важно, чтобы будущая тема ученического культурно-образовательного проекта была личностно значимой для школьника. После этого обучающимся необходимо определить методы исследования и последовательность действий, а также способы оформления конечного продукта.

Второй этап - выполнение обучающимися проекта, который предполагает самостоятельную работу школьников по выбранным темам проектных работ. В процессе выполнения культурно-образовательных проектов учитель организует проведение экскурсий, а также посещение музеев. К реализации проекта должны быть привлечены музейные сотрудники, однако цели и задачи музейной экскурсии определяются педагогами.

Третий этап - защита проектных работ. На заключительном этапе культурно-образовательного

проекта предполагает представление ученического проекта, а также защита проектных работ обучающихся. Защита представляет собой проблемное обсуждение, в результате которого высказываются версии по поводу заявленной проблемы проекта. Сами продукты проектной деятельности должны отражать разнообразные материальные и виртуальные формы представления культуры. Так, итогом культурно-образовательного проекта может быть индивидуальное или совместное создание обучающимися коллажа, инсталляции, экспозиции, виртуального музея, инсценировки и др.

Культурно-образовательный проект является эффективным средством развития ценностных ориен-таций школьников. Это подтверждают результаты педагогического эксперимента, проведенного в общеобразовательных учреждениях Республики Коми в 2014-2015 учебном году. Стоит отметить, что Республика Коми - многонациональный регион. Госу -дарственными языками Республики Коми являются коми и русский языки. В регионе активно реализуется национальная образовательная политика, направленная на сохранение родного (коми) языка и традиционной культуры народа коми. Экспериментальная работа проводилась в следующих образовательных учреждениях, имеющих разный статус и профиль: государственная общеобразовательная школа-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю. А. Спиридонова г. Сыктывкара; средняя общеобразовательная школа с. Сторожевска (Корткеросский р-н Республики Коми); средняя общеобразовательная школа п. Приозёрный (Корткеросский р-н Республики Коми). Данные образовательные учреждения имеют свою специфику, которая характеризуется активной реализацией этнокультурной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта. Гимназия искусств при Главе Республики Коми является инновационным учебным заведением республиканского значения. В гимназии реализуются дополнительные общеобразовательные программы художественной и социально-педагогической направленности: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Хореографическое искусство», «Этнокультурное образование». Гимназия является республиканским ресурсным центром, реализующим интегративную модель этнокультурного образования (2013-2017 гг.). Сторожевская средняя общеобразовательная школа, как и общеобразовательная школа с. Приозёрный, имеют статус республиканской опорно-методической площадки - проект «Реализация этнокультурной составляющей в содержании основных образовательных программ» (2014-2016 гг.).

В педагогическом эксперименте приняли участие 278 обучающихся. Контингент школьников

разнился по уровню интеллектуальных возможностей. Так, в гимназических классах, в отличие от сельских школ, больше одаренных обучающихся, проявивших себя в различных областях деятельности.

Первый этап проведенной экспериментальной работы - констатирующий эксперимент, который предполагал выявление первоначальных ценностных ориентаций обучающихся основной школы. Обучающимся 6-9-х классов предлагалось ответить на вопросы анкет, выявляющих уровень развития ценностных ориентаций. Так, для 6-х классов была составлена анкета с замеряемой ценностной категорией «труд как ценность». Обучающимся 7-х классов предлагалось ответить на вопросы анкеты с замеряемой ценностной категорией «познание как ценность». Для обучающихся 8-х классов была разработана анкета с замеряемой ценностной категорией «культура как ценность». Обучающимся 9-х классов предлагалось ответить на вопросы анкеты с замеряемой ценностной категорией «Отечество как ценность».

Второй этап эксперимента - непосредственное выполнение обучающимися культурно-образовательных проектов. Проектная работа проводилась в рамках учебного курса «История и культура Коми края». Педагог предлагал обучающимся проблемное поле исследования, на основе которого школьники определяли свою собственную проблему и тему будущего проекта. Проблемное поле исследования для каждого класса отличалось в соответствии с психолого-педагогическими особенностями конкретного школьного возраста, а также уровнем подготовки изучаемой проблемы исследования. Так, для обучающихся 6-х классов было предложено задание расширить их представление о культуре древних коми посредством выполнения проектов «Наследие древних коми в современности». Обучающимся 7-х классов предлагалось разработать проекты под общей проблемой «Противостояние религий». Идея разработки будущих ученических проектов предполагала осмысление таких понятий, как «война за веру» и «единство в многообразии», осознание необходимости включения подростков в исследовательскую деятельность как одну из важных составляющих личностного развития. Разработка данного проекта основана на необходимости пересмотра отношения каждого человека к «чужой» культуре на примере культурных традиций старообрядчества и православия. Обучающимся 8-х классов было предложено задание выполнить проект «Мифы и реальность». Выполнение культурно-образовательных проектов на обозначенную проблему исследования предполагало решение школьниками различных вопросов и проблем, касающихся осмысления

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 8 (173)

и толкования того или иного мифа. Обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить культурно-образовательные проекты под общей проблемой: «ХХ век - портрет эпохи». Идея разработки представляемого проекта возникла в результате осмысления понятия «границы времени», осознания необходимости включения подростков в социально значимую проектную, творческую деятельность. Выполнение культурно-образовательных проектов предполагает решение обучающимися различных вопросов и проблем, касающихся осмысления произошедших событий того или иного исторического периода ХХ в.

Все предлагаемые обучающимися проекты рассматривались как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема анализировалась в контексте культурных процессов и явлений. Специфика культурологического содержания данного вида проектов имеет ценностную основу. Развитие ценностных ориентаций происходило уже на начальной стадии разработки будущего проекта - при выборе темы предполагаемого проекта. Выбор всегда является личностным определением, что уже, в свою очередь, инициирует ценностную установку школьников к будущему исследованию.

Выполнение культурно-образовательных проектов предполагает обращение обучающихся к разнообразным памятникам и объектам культурного наследия. В педагогической трактовке культурное наследие само по себе является системой ценностных ориентиров, что подтверждается рядом функций объектов культурного наследия. Так, наряду с информационной и познавательной можно выделить аксиологическую функцию культурного наследия, которая ориентирует личность и общество в мире ценностей, формирует и расширяет представления об идеалах, нормах, канонах. Большую роль в духовном развитии личности играют антропосозида-тельные функции культурного наследия, которые позволяют раскрыть такие вопросы, как рождение и развитие человека, его культурная самоидентификация, стимулирование его творчества. Наличие памяти и «отношений» со своим прошлым дает возможность личностного саморазвития.

В процессе выполнения культурно-образовательных проектов обучающиеся выходили в город на экскурсии, образовательные путешествия, посещали музеи различного профиля: краеведческие, исторические, историко-культурные, мемориальные, художественные, знакомились с первоисточниками в библиотеках и архивах.

Существенным элементом экспериментальной работы стала защита проектных работ обучающихся, в ходе которой школьники отстаивали свою точку зрения, свои позиции. Представление ре-

зультатов проектов, их обсуждение, диспут, дискуссия инициировали ценностное отношение обучающихся не только к исследуемой проблеме, но и расширяли их кругозор в мире объективных ценностей.

Подтверждением качества проведенного эксперимента стали результаты формирующего эксперимента, в ходе которого обучающимся предлагалось ответить на вопросы анкет. Обработка диагностических материалов позволила констатировать, что у обучающихся заметно повысился общий уровень развития ценностных ориентаций. Большинство респондентов имеют высокий и средний уровень развития ценностных ориентаций. Так, в ходе проводимого формирующего эксперимента в 8-м классе гимназии искусств при Главе Республики Коми им. Ю. А. Спиридонова г. Сыктывкара была выявлена положительная динамика развития ценностных ориентаций школьников. По сравнению с результатами школьного анкетирования на этапе констатирующего эксперимента из 11 респондентов к концу учебного года количество обучающихся с высоким уровнем развития ценностных ориента-ций (замеряемая ценностная категория «культура как ценность») увеличилось на 30 %. Данный уровень свидетельствует об истинной роли культуры в жизни конкретного подростка. У обучающихся, достигших высокого уровня, велика потребность в освоении материального и духовного мира культуры, это вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни школьников. Стоит подчеркнуть, что к окончанию педагогического эксперимента в этом же классе полностью отсутствовал низкий порог развития ценностных ориентаций, тогда как на стадии констатирующего эксперимента он составлял 10 %. Сравнивая результаты педагогического эксперимента, стоит отметить, что динамика развития ценностных ориентаций обучающихся гимназических классов выше, чем у обучающихся сельских школ. Это вызвано рядом факторов. Во-первых, в гимназических классах у школьников наблюдается более высокая степень обученности, чем у обучающихся сельских школ. Также немаловажную роль играет «местный фактор». Культурно-образовательный проект предполагает знакомство с памятниками истории и культуры, проведение экскурсий в музеи различного профиля. В условиях сельской местности приобщение школьников к ценностям региональной культуры возможно лишь в ходе выездной экскурсии.

Таким образом, проведенный эксперимент доказал результативность реализации культурно-образовательных проектов в школьной практике как эффективных средств развития ценностных ориентаций школьников. Культурно-образова-

тельный проект является относительно новой педагогической категорией. В отличие от существующих традиционных ученических проектов, выполнение культурно-образовательных проектов определяется процессом деятельностного «рас-

предмечивания» школьниками содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, которые являются системой ценностных ориентиров.

Список литературы

1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. СПб.: АППО, 2012. 176 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013. 63 с.

3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 190 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

5. Мой первый проект: организация индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников: метод. пособие / под редакцией С. В. Алексеева, Л. М. Ванюшкиной. СПб.: СПб АППО, 2013. 185 с.

Поляков Е. В., методист.

Коми республиканский институт развития образования.

Ул. Орджоникидзе, 23, Сыктывкар, Республика Коми, Россия, 167982. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 23.12.2015.

E. V. Polyakov

CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS OF PRIMARY

SCHOOL STUDENTS

In the article deals with the problem of development of the value orientations of primary school students. Pedagogical sense of concept "value orientation" implies mastering of surrounding reality, acquisition of vital reference-points. One of terms of development of the value orientations is implementation of cultural-educational projects that supposes an address to the cultural values of society. The article describes descriptions of cultural-educational projects. The author presents basic content, and also results of the pedagogical research conducted in schools of Komi Republic, that was directed to the exposure of dynamics of development of the value orientations of primary school students in the process of implementation of cultural-educational projects. The conclusions made by the author in relation to efficiency of the model of introduction of cultural-educational projects in school practice are confirmed by high research results of the experimental work.

Key words: cultural-educational project, development of value orientations, cultural heritage.

References

1. Vanyushkina L. M., Korobkova E. N. Obrazovaniye vprostranstve kul'tury [Education in the space of culture]. St. Petersburg, APPO Publ., 2012 (in Russian).

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary (complete) general education]. Moscow, Prosvyashcheniye Publ., 2013 (in Russian).

3. Kiryakova A. V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey [Theory of orientation of personality in the world of values]. Orenburg, 1996 (in Russian).

4. Bozhovich L. I. Lichnost' i eye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its forming in child's age]. Moscow, Prosvyashcheniye Publ.,1968 (in Russian).

5. Moypervyyproekt: organizatsiya individyal'nykh obrazovatel'nykh proektov vo vneurochnoy deyatel'nosti shkol'nikov: metodicheskoye posobiye / pod redaktsiei S. V. Alekseeva, L. M. Vanyushkinoy [My first project: organization of individual educational projects in extracurricular activity of schoolchildren: methodical manual]. St. Petersburg. APPO Publ., 2013 (in Russian).

Polyakov E. V.

Komi Republican Institute of Development of Education.

Ul. Ordzhonikidze, 23, Syktyvkar, Komi Republic, Russia, 167982. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.