Научная статья на тему 'Культурно-образовательный проект в преподавании исторического краеведения как средство развития ценностных ориентаций школьников'

Культурно-образовательный проект в преподавании исторического краеведения как средство развития ценностных ориентаций школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭКСКУРСИЯ / МУЗЕЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / PROJECT-BASED LEARNING / CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT / REGIONAL STUDIES THROUGH HISTORY / VALUE ORIENTATIONS / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / EXCURSION / MUSEUM / RESEARCH ACTIVITY / DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Евгений Викторович

В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы в процессе выполнения культурно-образовательных проектов. Раскрываются ключевые характеристики культурно-образовательных проектов. Представлены основное содержание, а также результаты педагогического исследования, проводимого в общеобразовательных учреждениях Республики Коми, которое было направлено на выявление динамики развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы в процессе выполнения культурно-образовательных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляков Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT IN TEACHING REGIONAL STUDIES THROUGH HISTORY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN''S VALUE ORIENTATIONS

The article considers the problem of development of value orientations of basic school students in the process of implementing cultural-educational projects. Besides, the article describes the key features of cultural-educational projects. The author presents the main contents as well as the results of a pedagogical research conducted in educational institutions of the Republic of Komi, which was aimed at revealing the dynamics of the development of value orientations of basic school students in the process of implementing cultural-educational projects.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный проект в преподавании исторического краеведения как средство развития ценностных ориентаций школьников»

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

A CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT IN TEACHING REGIONAL STUDIES THROUGH HISTORY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN,S VALUE ORIENTATIONS

Е.В. Поляков E.V. Polyakov

Метод проектов, культурно-образовательный проект, историческое краеведение, ценностные ориентации, социализация личности, экскурсия, музей, исследовательская деятельность, динамика развития ценностных ориентаций, культурное наследие. В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы в процессе выполнения культурно-образовательных проектов. Раскрываются ключевые характеристики культурно-образовательных проектов. Представлены основное содержание, а также результаты педагогического исследования, проводимого в общеобразовательных учреждениях Республики Коми, которое было направлено на выявление динамики развития ценностных ориентаций обучающихся основной школы в процессе выполнения культурно-образовательных проектов.

Project-based learning, cultural-educational project, Regional Studies Through History, value orientations, socialization of personality, excursion, museum, research activity, dynamics of development of value orientations, cultural heritage. The article considers the problem of development of value orientations of basic school students in the process of implementing cultural-educational projects. Besides, the article describes the key features of cultural-educational projects. The author presents the main contents as well as the results of a pedagogical research conducted in educational institutions of the Republic of Komi, which was aimed at revealing the dynamics of the development of value orientations of basic school students in the process of implementing cultural-educational projects.

Современная школа представляет собой социокультурный институт, задача которого состоит в том, чтобы формировать мировоззрение личности в соответствии с общекультурным кодом, содержащим важнейшие культурные и социальные характеристики общества [Ванюшкина, Коробкова, 2012, с. 10]. Гуманистическая парадигма образования предполагает обращение к культурным ценностям. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что одним из требований школьного образования является присвоение обучающимися общечеловеческих ценностей, а также освоение культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы

[Федеральный государственный образовательный стандарт..., 2013, с. 6]. Одними из важных задач образования являются принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата [Данилюк, Кондаков, Тиш-ков, 2009, с. 12].

Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. Согласно данному подходу процесс развития ценностных ориентаций

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н и

щ

М

школьников предполагает перевод объективно значимых ценностей в субъективные (З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская, А.В. Кирьякова и др.). Особое значение в развитии ценностных ориентаций школьников играет деятельность (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков и др). По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека [Ананьев, 2001, с. 146].

Образование является социальным институтом, исторически возникшим и развивающимся с целью удовлетворения потребностей общества в социализации новых поколений [Валяева, 2012, с. 178]. Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются «импульсом» ее действий и поступков. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного «распредмечивания» индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

В настоящее время проблема развития ценностных ориентаций нашла отражение в трудах многих ученых-педагогов, однако актуальным вопросом в современном образовании остается комплексное изучение педагогических условий развития ценностных ори-ентаций обучающихся. Одним из таких условий является проектная деятельность школьников при изучении объектов культурного наследия. Проектная деятельность - один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений школьника.

Метод проектов давно вошел в обиход современного учителя, однако сегодня появляются новые трактовки его «прочтения». Одним из таких нововведений является культурно-

образовательный проект, который направлен на исследование обучающимися различных проблем, явлений и событий культуры, осмысление культурных доминант, определяющих развитие общества в разные исторические эпохи.

Культурно-образовательный проект, в отличие от обычного проекта, развивается в логике культурного развития и должен соответствовать определенным требованиям:

- независимо от содержания выстраивается как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема анализируется в контексте культурных процессов и явлений;

- подразумевает разрешение проблемных ситуаций;

- содержит интегративное начало, объединяя знания различных областей человеческой деятельности, как гуманитарных, так и естественнонаучных;

- опирается на самостоятельную активную исследовательскую деятельность обучающихся, позволяя сместить акценты с усвоения информации на овладение различными способами взаимодействия с миром своего окружения [Ребенок в поликультурном пространстве..., 2013, с. 29].

Культурно-образовательный проект по сравнению с традиционным ученическим проектом - исследование, обладающее большей степенью самостоятельной активности школьников, в ходе которого ученику или группе обучающихся предоставляется значительная свобода в выборе проблемы и темы исследования, способов освоения материала и принятия решений. Обязательными условиями реализации проектов этого типа являются интеграция, объединение для решения культурологической проблемы содержания ряда предметных дисциплин, как гуманитарных, так и естественнонаучных, а также освоение окружающего культурного пространства. Важно подчеркнуть, что изучение памятников культуры региона в рамках проектной деятельности происходит не путем рассматривания «копий» (фотографии, репродукции, видеоматериалы), оно

предполагает непосредственное знакомство с объектами культурного наследия.

Реализация культурно-образовательного проекта представляет собой последовательный алгоритм, разработанный для достижения поставленных результатов в пределах определенных временных рамок и включает в себя следующие этапы работы.

Этап первый - определение проблемы в контексте региональных культурных процессов. Целевыми ориентирами данного этапа работы являются пробуждение интереса у школьников к будущей теме, сознание важности выполнения ими проекта. Необходимо, чтобы будущая тема ученического культурно-образовательного проекта была личностно значимой для школьника. После этого учащимся нужно определить методы исследования и последовательность действий, а также способы оформления конечного продукта.

Этап второй - выполнение обучающимися проекта. Предполагает самостоятельную работу школьников по выбранным темам проектных работ. Целевые ориентиры данного этапа работы заключаются в том, чтобы обучающиеся научились находить, систематизировать, обрабатывать и оценивать для себя новую информацию, переводя её из категории объективных ценностей в субъективные. В процессе выполнения культурно-образовательных проектов обучающиеся «выходят в город» на экскурсии, образовательные путешествия; посещают музеи различного профиля: краеведческие, исторические, историко-культурные, мемориальные, художественные; знакомятся с первоисточниками в библиотеках и архивах. К реализации проекта должны быть привлечены музейные сотрудники, однако стоит отдельно отметить, что цели и задачи посещения «хранилища прошлого» определяются не работниками музея, а педагогами. Именно учитель рассматривает музей как полноценное образовательное пространство, в стенах которого школьники не просто расширяют кругозор, а приобретают знания и навыки, компетенции, логически связанные с образовательной программой учебного учреждения.

Культурно-образовательный проект направлен на освоение обучающимися культурного наследия, которое, в свою очередь, обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Это обусловлено рядом функций объектов культурного наследия. Так, наряду с информационной и познавательной можно выделить аксиологическую функцию культурного наследия, которая ориентирует личность и общество в мире ценностей, формирует и расширяет представления об идеалах, нормах, канонах. Большую роль в духовном развитии личности играют антропо-созидательные функции культурного наследия, которые позволяют раскрыть такие значимые философские вопросы, как рождение и развитие человека, культурная самоидентификация, стимулирование творчества и др. Наличие памяти и «отношений» с прошлым дает возможность личностного саморазвития обучающегося. Особое место в системе ценностных основ культурного наследия имеет коммуникативная функция, которая предполагает обмен и взаимодействие всех участников культурного процесса. С точки зрения В.С. Библера, культуру можно определить как «форму одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форму диалога и взаимопорождения этих культур» [Библер, 1991, с. 8]. Коммуникативная функция культурного наследия решает определенные дидактические задачи, направленные на организацию группового обсуждения, «диалога» между участниками образовательного процесса - обучающимися и изучаемым объектом -памятником культуры.

Этап третий - защита проектных работ. Целевым ориентиром данного этапа работы является формирование у обучающихся личного интереса к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире. Заключительный этап культурно-образовательного проекта предполагает представление ученического проекта, а также защиту проектных работ обучающихся в форме

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

проблемного обсуждения, диспута, дискуссии в результате которых высказываются версии по поводу заявленной проблемы проекта. Сами продукты проектной деятельности должны отражать разнообразные материальные и виртуальные формы представления культуры. Так, итогом культурно-образовательного проекта может быть индивидуальное или совместное создание обучающимися коллажа, инсталляции, экспозиции, виртуального музея, инсценировки и др.

Выполнение культурно-образовательных проектов целесообразно проводить в рамках учебного курса «Историческое краеведение». Главной задачей данного образовательного курса является формирование у обучающихся способностей к самостоятельному анализу историко-культурных событий региона. Осознание исторических процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет школьнику адаптироваться в окружающей действительности и решать собственные жизненные проблемы. Познание культурного наследия родного края, являющегося составной частью окружающего мира и отражающего историческое развитие общества, помогает ученику понять значимость прошлого для настоящего и будущего, что способствует повышению личностного роста школьника, формированию и развитию его ценностных ориентиров.

Культурно-образовательный проект является эффективным средством развития ценностных ориентаций школьников. Это подтверждают результаты педагогического эксперимента, проведенного в общеобразовательных учреждениях Республики Коми в 2014-2015 учебном году. Стоит отметить, что Республика Коми -многонациональный регион. Государственными языками Республики Коми являются коми и русский. В регионе активно реализуется национальная образовательная политика, направленная на сохранение родного (коми) языка и традиционной культуры народа коми. Экспериментальная работа проводилась в следующих образовательных учреждениях, имеющих разный статус и профиль: Государственная общеоб-

разовательная школа-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова г. Сыктывкара; «Средняя общеобразовательная школа» с. Сторожевск (Кортке-росский р-н Республики Коми); Средняя общеобразовательная школа п. Приозёрный (Кортке-росский р-н Республики Коми). Данные образовательные учреждения имеют свою специфику, которая характеризуется активной реализацией этнокультурной составляющей федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В педагогическом эксперименте приняли участие 278 обучающихся. Контингент школьников разнился по уровню интеллектуальных возможностей. Так, в гимназических классах, в отличие от сельских школ, больше одаренных обучающихся, проявивших себя в различных областях деятельности.

Первый этап проведенной экспериментальной работы - констатирующий эксперимент, который предполагал выявление первоначальных ценностных ориентаций обучающихся основной школы.

Обучающимся 6-9 классов предлагалось ответить на вопросы анкет, выявляющих уровень развития ценностных ориентаций. Так, для 6 классов была составлена анкета с замеряемой ценностной категорией «труд как ценность». Обучающимся 7 классов предлагалось ответить на вопросы анкеты с замеряемой ценностной категорией «познание как ценность». Для обучающихся 8 классов была разработана анкета с замеряемой ценностной категорией «культура как ценность». Обучающимся 9 классов предлагалось ответить на вопросы анкеты с замеряемой ценностной категорией «Отечество как ценность». Выбор указанных ценностных категорий для обучающихся определенных классов обусловлен тематикой ученических проектов, а также психолого-педагогическими особенностями учащихся разных классов.

Для выявления уровней развития ценностных ориентаций были разработаны соответствующие критерии для обработки анкет, которые представлены в табл.

Е.В. ПОЛЯКОВ. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития ценностных ориентаций обучающихся 6-9 классов

Класс

Замеряемая ценностная категория

Уровень развития ценностных ориентаций

низкий

средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий

Труд

как ценность

Незначительная ценность труда для школьника или отсутствие этой ценности в сознании личности

Понимание школьниками значения труда; восприятие труда как важной ценности в жизни; отсутствие полного осознанного самоопределения по отношению к труду как ценности

Готовность обучающихся приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе

Познание как ценность

Потребность в познании минимальная или фактически отсутствует. Школьник избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности

Понимание обучающимися значения образования, восприятие познания как важной ценности в жизни

У обучающихся велика потребность в познании; познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни

Культура как ценность

Незначительная ценность культуры для конкретной личности или отсутствие этой ценности в сознании личности

Понимание обучающимися значения культуры, восприятие культуры как важной ценности в жизни

Потребность в освоении материального и духовного мира культуры вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни школьников

Отечество как ценность

Незначительная ценность Отечества для школьника или отсутствие этой ценности в сознании личности

Понимание и восприятие Отечества как важной ценности в жизни человека

Духовная зрелость

школьника, выражающаяся в любви к России и малой родине. У обучающихся велика потребность приносить своей деятельностью пользу на благо Отечеству

Второй этап эксперимента - непосредственное выполнение обучающимися культурно-образовательных проектов. Проектная работа проводилась в рамках учебного курса «История и культура Коми края». Педагог предлагал обучающимся проблемное поле исследования, на основе которого школьники определяли собственную проблему и тему будущего проекта. Проблемное поле исследования для каждого класса отличалось в соответствии с психолого-педагогическими особенностями конкретного школьного возраста, а так-

же уровнем подготовки изучаемой проблемы исследования. Так, для обучающихся 6 классов было предложено задание расширить их представление о культуре древних коми посредством выполнения проектов «Наследие древних коми в современности». Обучающимся 7 классов предлагалось разработать проекты под общей проблемой «Противостояние религий». Идея разработки будущих ученических проектов предполагала осмысление таких понятий, как «война за веру» и «единство в многообразии»; осознание необходимости

§ К

Д

Н

и

щ м

6

7

8

9

включения подростков в исследовательскую деятельность как одну из важных составляющих личностного развития. Разработка данного проекта основана на необходимости пересмотра отношения каждого человека к «чужой» культуре на примере культурных традиций старообрядчества и православия. Обучающимся 8 классов было предложено задание выполнить проект «Мифы и реальность». Выполнение культурно-образовательных проектов на обозначенную проблему исследования предполагало решение школьниками различных вопросов и проблем, касающихся осмысления и толкования того или иного мифа. Обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить культурно-образовательные проекты под общей проблемой: «ХХ век - портрет эпохи». Идея разработки представляемого проекта возникла в результате осмысления понятия «границы времени», осознания необходимости включения подростков в социально значимую проектную, творческую деятельность. Выполнение культурно-образовательных проектов предполагает решение обучающимися различных вопросов и проблем, касающихся осмысления произошедших событий того или иного исторического периода ХХ века.

Развитие ценностных ориентаций в ходе выполнения проектных работ обучающимися происходит уже в самой деятельности, которая определяется как сложное интегральное образование, в основе которого лежит внутреннее побуждение личности к осуществлению познавательной деятельности как ценности [Чига-нова, 2015, с. 166]. Все предлагаемые обучающимся проекты рассматривались как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема анализировалась в контексте культурных процессов и явлений. Специфика культурологического содержания данного вида проектов имеет ценностную основу. Развитие ценностных ориентаций происходило уже на начальной стадии разработки будущего проекта - при выборе темы предполагаемого проекта. Выбор всегда является личностным определением, что уже, в свою очередь, ини-

циирует ценностную установку школьников к будущему исследованию.

Выполнение культурно-образовательных проектов предполагает обращение обучающихся к разнообразным памятникам и объектам культурного наследия. В педагогической трактовке культурное наследие само по себе является системой ценностных ориентиров, что подтверждается рядом функций объектов культурного наследия.

В процессе выполнения культурно-образовательных проектов обучающиеся «выходили в город» на экскурсии, образовательные путешествия; посещали музеи различного профиля: краеведческие, исторические, историко-культурные, мемориальные, художественные; знакомились с первоисточниками в библиотеках и архивах.

Существенным элементом экспериментальной работы стала защита проектных работ обучающихся, в ходе которой школьники отстаивали свою точку зрения, свои позиции. Представление результатов проектов, их обсуждение, диспут, дискуссия не только инициировали ценностное отношение обучающихся к исследуемой проблеме, но и расширяли их кругозор в мире объективных ценностей.

Подтверждением качества проведенного эксперимента стали результаты формирующего эксперимента, в ходе которого обучающимся предлагалось ответить на вопросы анкет. Обработка диагностических материалов позволила констатировать, что у обучающихся заметно повысился общий уровень развития ценностных ориентаций. Большинство респондентов имеют высокий и средний уровень развития ценностных ориентаций. Так, в ходе проводимого формирующего эксперимента в 8 в классе «Гимназии искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А. Спиридонова г. Сыктывкара нами было выявлена положительная динамика развития ценностных ориентаций школьников. По сравнению с результатами школьного анкетирования на этапе констатирующего эксперимента из 11 респондентов к концу учебного года количество обучающихся с высоким уров-

Е.В. ПОЛЯКОВ. КУЛьТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛьНЫЙ ПРОЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛьНИКОВ

нем развития ценностных ориентаций (замеряемая ценностная категория - «культура как ценность») увеличилось на 27 %. Данный уровень свидетельствует об истинной роли культуры в жизни конкретного подростка. У обучающихся, достигших высокого уровня, велика потребность в освоении материального и духовного мира культуры, это вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни школьников. Стоит подчеркнуть, что к окончанию педагогического эксперимента в этом же классе полностью отсутствовал низкий порог развития ценностных ориентаций, тогда как на стадии констатирующего эксперимента он составлял 9,09 %, это является свидетельством того, что культурно-образовательный поект является эффективным средством развития ценностных ориентаций школьников.

Сравнивая результаты педагогического эксперимента, стоит отметить, что динамика развития ценностных ориентаций обучающихся гимназических классов выше, чем у обучающихся сельских школ. Это вызвано рядом факторов. Во-первых, в гимназических классах у школьников наблюдается более высокая степень обученности, чем у обучающихся сельских школ. Также немаловажную роль играет «местный фактор». Культурно-образовательный проект предполагает знакомство с памятниками истории и культуры, проведение экскурсий в музеи различного профиля. В условиях сельской местности приобщение школьников к ценностям региональной культуры возможно лишь в ходе выездной экскурсии.

Таким образом, проведенный эксперимент доказал результативность реализации культурно-образовательных проектов в школьной практике как эффективных средств развития ценностных ориентаций школьников. Культурно-образовательный проект является

относительно новой педагогической категорией. В отличие от существующих традиционных ученических проектов, выполнение культурно-образовательных проектов определяется процессом деятельностного «распредмечивания» школьниками содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, которые являются системой ценностных ориентиров.

Библиографический список

1.

3.

5.

6.

7.

8.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.

Валяева Е.В. Образовательные ценности учащихся старших классов (по материалам социально-педагогического исследования) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3. С. 178-184.

Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. СПб.: АППО, 2012. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. Ребенок в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Организация процесса освоения культурного наследия города учащимися петербургской школы: метод. пособие в помощь педагогу-тьютору / под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. СПб.: СПб АППО, 2013.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2013. Чиганова Е.А. Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. С. 166-172.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W Р2 Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н и

2

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.