Научная статья на тему 'Культурно-образовательное пространство Хабаровского края в 1930-1960-е гг.: институциональный аспект'

Культурно-образовательное пространство Хабаровского края в 1930-1960-е гг.: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / региональная культура / культурно-образовательное пространство / социокультурные институты / институциональная форма / Хабаровский край / culture / regional culture / cultural and educational space / social and cultural institutions / institutional form / Khabarovsk Territory

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тюрин Алексей Викторович

В статье дано определение культурно-образовательного пространства как системы регулятивных оснований человеческой деятельности и ее ценностного содержания, воплощенного в разнообразных продуктах социально-культурной деятельности. Реализован институциональный аспект анализа структуры культуры. Рассматриваются институты культуры и образования, которые принимали активное участие в становлении культурно-образовательного пространства Хабаровского края в 1930-1960-е гг. Даны характеристики таким институциональным формам, как дома культуры, сельские клубы, избы-читальни, красные яранги, парки культуры, библиотеки, музеи, учреждения дополнительного образования детей и т. п. Отмечен недостаток в количестве и качестве профессионально подготовленных кадров соответствующей квалификации в различных областях художественного творчества. Региональная институциональная сфера образования оценена с точки зрения реализации в ней задач подготовки, обучения и переобучения специалистов для различных областей сферы культуры и искусства, сохранения и развития кадрового потенциала отрасли не только Хабаровского края, но и Дальнего Востока в целом. Обозначены функции учреждений культурно-просветительного образования, выполняющих задачи подготовки профессиональных кадров для сферы культуры: культпросветшколы, народных университетов, краевого лекционного бюро, краевого методкабинета, Дома народного творчества, музыкального и художественного училища и школы. Подчеркнута роль Хабаровского государственного института культуры как ведущего звена регионального культурно-образовательного пространства. Для достижения цели исследования были привлечены материалы из Государственного архива Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тюрин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational space of the Khabarovsk territory in the 1930-1960s: institutional aspect

The article defines the cultural and educational space as a system of regulatory foundations of human activity and its value content, embodied in a variety of products of social and cultural activities. The institutional aspect of the analysis of the structure of culture is implemented. The institutes of culture and education, which took an active part in the formation of the cultural and educational space of the Khabarovsk Territory in the 1930s – 1960s, are considered. The characteristics of such institutional forms as the house of culture, rural clubs, reading rooms, red yarangas, parks of culture, libraries, museums, institutions of additional education of children, etc. are given. The lack of quality and quantity of professionally trained personnel with relevant qualifications in various fields of artistic creativity is noted. The regional institutional sphere of education is evaluated from the point of view of the implementation of the task of training, training and retraining of specialists for various fields of culture and art, preserving and developing the personnel potential of the industry not only in the Khabarovsk Territory, but also in the Far East as a whole. The functions of institutions of cultural and educational education that perform the tasks of training professional personnel for the cultural sphere are designated: a cultural educational school, public universities, a regional lecture bureau, the regional methodology center, the House of folk art, musical and art schools. The role of Khabarovsk State Institute of Culture as the leading link in the regional cultural and educational space is underlined. To achieve the goal of the study, materials from the State Archive of the Khabarovsk Territory were attracted.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательное пространство Хабаровского края в 1930-1960-е гг.: институциональный аспект»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-584 УДК 008.009

А. В. Тюрин https://orcid.org/0000-0003-4820-3678

Культурно-образовательное пространство Хабаровского края в 1930-1960-е гг.: институциональный аспект

Для цитирования: Тюрин А. В. Культурно-образовательное пространство Хабаровского края в 1930-1960-е гг.: институциональный аспект // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 235-242.

В статье дано определение культурно-образовательного пространства как системы регулятивных оснований человеческой деятельности и ее ценностного содержания, воплощенного в разнообразных продуктах социально-культурной деятельности. Реализован институциональный аспект анализа структуры культуры. Рассматриваются институты культуры и образования, которые принимали активное участие в становлении культурно-образовательного пространства Хабаровского края в 1930-1960-е гг. Даны характеристики таким институциональным формам, как дома культуры, сельские клубы, избы-читальни, красные яранги, парки культуры, библиотеки, музеи, учреждения дополнительного образования детей и т. п. Отмечен недостаток в количестве и качестве профессионально подготовленных кадров соответствующей квалификации в различных областях художественного творчества. Региональная институциональная сфера образования оценена с точки зрения реализации в ней задач подготовки, обучения и переобучения специалистов для различных областей сферы культуры и искусства, сохранения и развития кадрового потенциала отрасли не только Хабаровского края, но и Дальнего Востока в целом. Обозначены функции учреждений культурно-просветительного образования, выполняющих задачи подготовки профессиональных кадров для сферы культуры: культпросветшколы, народных университетов, краевого лекционного бюро, краевого методкабинета, Дома народного творчества, музыкального и художественного училища и школы. Подчеркнута роль Хабаровского государственного института культуры как ведущего звена регионального культурно-образовательного пространства. Для достижения цели исследования были привлечены материалы из Государственного архива Хабаровского края.

Ключевые слова: культура, региональная культура, культурно-образовательное пространство, социокультурные институты, институциональная форма, Хабаровский край.

A. V. Tyurin

Cultural and educational space of the Khabarovsk territory in the 1930-1960s: institutional aspect

The article defines the cultural and educational space as a system of regulatory foundations of human activity and its value content, embodied in a variety of products of social and cultural activities. The institutional aspect of the analysis of the structure of culture is implemented. The institutes of culture and education, which took an active part in the formation of the cultural and educational space of the Khabarovsk Territory in the 1930s - 1960s, are considered. The characteristics of such institutional forms as the house of culture, rural clubs, reading rooms, red yarangas, parks of culture, libraries, museums, institutions of additional education of children, etc. are given. The lack of quality and quantity of professionally trained personnel with relevant qualifications in various fields of artistic creativity is noted. The regional institutional sphere of education is evaluated from the point of view of the implementation of the task of training, training and retraining of specialists for various fields of culture and art, preserving and developing the personnel potential of the industry not only in the Khabarovsk Territory, but also in the Far East as a whole. The functions of institutions of cultural and educational education that perform the tasks of training professional personnel for the cultural sphere are designated: a cultural educational school, public universities, a regional lecture bureau, the regional methodology center, the House of folk art, musical and art schools. The role of Khabarovsk State Institute of Culture as the leading link in the regional cultural and educational space is underlined. To achieve the goal of the study, materials from the State Archive of the Khabarovsk Territory were attracted.

Keywords: culture, regional culture, cultural and educational space, social and cultural institutions, institutional form, Khabarovsk Territory.

За последние несколько лет в научном оборо- но-образовательная среда», «культур-те появились такие понятия, как «культур- но-образовательное развитие», «культур-

© Тюрин А. В., 2019

но-образовательный комплекс», «культурно-образовательное пространство». Они выступают объектом анализа в пограничных областях взаимодействия культурологии, социологии, философии, педагогики, в зоне формирования новых областей научного знания о человеке и обществе. Культурно-образовательное пространство интегрирует понятия «культура» и «образование», которые тесно взаимосвязаны: культура отражает ценностные компоненты духовной и материальной деятельности человека, а образование является способом и целенаправленно планируемым процессом овладения культурой. В культурно-образовательном пространстве возможно сосуществование различных пластов культуры - прошедших и современных, и оно воспринимается как система регулятивных оснований человеческой деятельности и ее ценностного содержания, воплощенного в разнообразных продуктах социально-культурной деятельности [3; 7; 9; 23].

Но, несмотря на активное введение в научный оборот и использование понятия «культурно-образовательное пространство региона», в исследовательской практике пока еще нет его точной формулировки, понимания структуры, функций и задач. Осмысление задач, стоящих перед региональным социумом, предполагает и анализ культурно-образовательного пространства региона с целью определения направлений его перспективного развития.

Наша цель - исследование на основе архивных материалов процесса становления и развития в Хабаровском крае в 1930-1960-е гг. институтов культуры и образования - библиотечных, клубных, театральных, досуговых, музейных учреждений, кинопрокатной деятельности, системы дополнительного художественного образования детей, системы среднего, высшего и дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Институциональный аспект анализа структуры культуры представлен в исследованиях Л. Н. Когана, Л. К. Кругловой, Б. К. Малиновского, Ю. М. Резника, А. Я. Флиера и др. [4; 5; 6; 12; 18; 19; 20; 21].

Советский период в истории России получил неоднозначную оценку в научной среде. Он ознаменовался большими достижениями в разных областях человеческой деятельности и диктатом коммунистической партии,

подчинившей своей идеологии экономическую, социальную, политическую, культурную сферы общества. По мнению С. Я. Сущего, особенности

культурной политики советского периода, способ взаимосвязи центра и периферии позволяют говорить о

центростремительной-авторитарной форме

функционирования отечественной системы, при которой влияние Москвы доминирует на всей территории СССР [16].

Дадим краткую характеристику тем институциональным формам культуры и образования, которые в рассматриваемый нами период наиболее активно участвовали в формировании и развитии регионального культурно-образовательного пространства. Согласно архивным данным, в 1940-1956 гг. сеть культурно-просветительских учреждений Хабаровского края была представлена следующими вариантами [2; 13]: районные дома культуры, сельские клубы, избы-читальни, красные яранги, парки культуры, краевые, областные, городские, окружные, районные и сельские библиотеки, детские библиотеки, библиотеки-автомобили, краеведческие музеи, культпросветшкола, краевое лекционное бюро, краевой методкабинет, Дом народного творчества, музыкальные и художественные училища и школы.

К середине 50-х годов увеличивается рост количества тех институциональных форм культуры Хабаровского края, которым отведена основная роль - просвещение населения, приобщение его к культурным ценностям. Наибольшее значение в развитии культуры в Хабаровском крае имели такие институты, как сельские клубы, сельские библиотеки и избы-читальни.

Клуб - это учреждение, получившее в период советской власти наиболее широкое распространение, имеющее своей задачей политическое развитие, производственное просвещение, повышение культурного уровня и организацию отдыха трудящихся. В конце 1950-х годов произошли изменения не только в структуре клубной сети, но и формах клубной деятельности. Появились такие учреждения клубного типа, как дома культуры, которые были способны более полно удовлетворить разнообразные потребности населения. В отличие от клуба, дом культуры - более крупное учреждение, решающее политические, культурно-просветительские и досуговые задачи. В них открывались кружки художественной самодеятельности, проводились смотры и конкурсы коллективов народного творчества, создавались автоклубы и агитбригады для культурного обслуживания населения отдаленных сел, красных уголков, производственных бригад предпри-

ятий и колхозов. К 1955 году планировалось увеличить количество районных домов культуры до 43, а сельских клубов - до 430 [13, л. 18]

К клубным учреждениям относились и так называемые красные яранги - своеобразный передвижной клуб, культурно-просветительное, пропагандистское учреждение, оборудованное в переносном жилище коренных малочисленных народов Крайнего Севера. В красных ярангах проводили «ликбезы», политинформации, профилактику здоровья, слушали музыку и радио, читали книги и газеты. За каждой красной ярангой был закреплен штатный ответственный работник.

Наряду с клубами, значительную роль в развитии культуры Хабаровского края в этот период играют библиотеки. В деятельности библиотек как институтов, где происходит хранение, обработка и трансляция социально значимой информации, проявляются такие функции культуры, как информационная, мемориальная, аксиологическая, организуется непосредственная близость к творцам культуры, включенность работников библиотек в повседневную жизнь региона.

В библиотеках Хабаровского края в этот период остро ощущался недостаток кадров и их низкая квалификация. Так, в 1946 году в областных и краевых библиотеках труд 288 работников, из них высшее образование имели всего 4 чел., высшее библиотечное - 6 чел., незаконченное высшее - 2 чел, среднее - 60 чел., среднее библиотечное - 2 чел. При этом стаж работы до 1 года был у 138 чел., от 1 до 5 лет - у 108 чел. Стаж работы до 1 года был у 108 чел., от 1 до 5 лет - у 116 чел. [11, л. 49, 50]. К 1950 году в Хабаровском крае не хватало до 40 работников с высшим образованием и до 60 - со средним специальным [13, л. 95]. Как отмечается в служебной записке Краевого культпросветотдела, в библиотеках продолжается текучесть кадров, которая объясняется низким материальным обеспечением, отсутствием финансирования на мероприятия по повышению квалификации и большим числом переездов женщин (работниками библиотек были преимущественно женщины) по месту жительства мужей.

Изба-читальня - один из основных видов сельских клубных учреждений культуры в СССР до начала 1960-х годов. Это учреждение сочетало функции библиотеки и клуба и сыграло положительную роль в ликвидации неграмотности и малограмотности сельского населения. В 1950-е годы избы-читальни трансформировались в клу-

бы. Снижение количества изб-читален связано с тем, что их функции на селе передаются более современным учреждениям - клубам и домам культуры. К 1955-1956 гг. планировалось снизить количество изб-читален до 80-50 [13, л. 18]

Вспомогательную роль в развитии библиотечной деятельности играют библиотеки-автомобили (передвижные библиотеки, или, на современном языке, - библиомобили или биб-лиобусы). В Хабаровском крае они как институциональная форма культуры не прижились. Это связано с тем, что функционирование таких моделей затруднялось из-за сурового дальневосточного климата, плохого состояния дорог и труднодоступности отдаленных районов.

Деятельность музея как важнейшего института культуры в Хабаровском крае была направлена на сохранение культурного наследия, имеющего непосредственную ценность для истории и культуры не только региона, но и в целом Дальнего Востока и России. Так, например, одним из крупнейших музеев Хабаровского края является Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, ведущий свою историю с 1894 года. Другой крупный региональный музей - Художественный - был основан в 1931 году в г. Хабаровске. Первоначально его коллекции формировались на основе поступлений из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея Эрмитаж, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Следующий институт культуры в Хабаровском крае, формирующий эстетические вкусы и потребности, оказывающий влияние на становление гармоничной личности, представлен театром - учреждением, занимающимся устройством представлений. В Хабаровском крае в советское время действовало несколько крупных краевых и городских театров, но немногочисленные театральные труппы были не только в городах, но и в сельских поселениях края.

Так, в 1926 году в Хабаровске появился театр музыкальной комедии (в настоящее время - Хабаровский краевой музыкальный театр) - «Пролетарский коллектив комической оперы». Первый спектакль - оперетта И. Кальмана «Сильва». В 30-е годы театр осуществляет постановку ряда опер, балетов и концертных программ.

В 1933 году Хабаровский городской совет впервые рассмотрел вопрос об организации стационарного драматического театра, и в 1946 г.

театру было передано помещение клуба Народного комиссариата внутренних дел в уникальном здании под названием «Дом коммуны». 16 марта 1946 года состоялось открытие Хабаровского краевого театра драмы, и первый спектакль «Памятные встречи» по пьесе К. Утевского был посвящен героям, отстоявшим нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

В 1940 г. в длительную гастрольную поездку на Дальний Восток был отправлен Ленинградский Новый театр под руководством Б. Сушкевича, здесь труппу застала война. В Хабаровске театр работал в 1942-1943 годах, и именно тогда молодые актеры-энтузиасты показали несколько спектаклей для детей в здании Дома пионеров, нынешнем ТЮЗе. Постановки вызывали большой зрительский интерес, поэтому после отъезда Нового театра было принято решение об организации ТЮЗа. 11 июня 1944 г. состоялось официальное открытие Хабаровского краевого театра юного зрителя постановкой по пьесе И. Штока «Осада Лейдена».

Комсомольский-на-Амуре театр драмы был открыт в ночь на 1 января 1934 года постановкой по роману Д. Фурманова «Чапаев». Коллектив театра составляли актеры, прибывшие из западных городов страны. В советское время театры города Хабаровска и Хабаровского края переживали непростые времена, связанные с недостатком финансирования, слабой материально-технической базой, кадровыми проблемами, сменами режиссеров.

Архивные материалы и материалы периодической печати свидетельствуют, что на Дальнем Востоке, в том числе и в Хабаровском крае, бурно развивалось народно-инструментальное исполнительство. В 1920-1930-е гг. рабочие клубы в городах и поселках Хабаровского края имели в своем составе кружки художественной самодеятельности. Поэтому с конца 1950-х годов в Хабаровском крае активно развивается профессиональное музыкальное образование. В результате сформировалась серьезная профессиональная среда для обучения не только музыкантов-исполнителей, руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов для учреждений клубно-просветительской деятельности, но и педагогов-преподавателей для музыкальных школ и кружков самодеятельного музыкального творчества [17,с.189-190].

Классическая музыкальная культура Хабаровского края была представлена филармонией -учреждением, занимающимся организацией кон-

цертов и пропагандой музыкального искусства. 1938 год - год основания Концертной организации, которая впоследствии переросла в Хабаровскую краевую филармонию. Все годы своего существования филармония вела активную кон-цертно-просветительскую работу. Для этого нужны были профессиональные кадры, а их не хватало [2, л. 2, 4].

В Хабаровском крае были очень востребованы кадры в области кинопрокатной деятельности. Постоянно открывались новые кинотеатры в городах и сельской местности [14, л. 88]. Два крупнейших кинотеатра края - «Гигант» (образован в 1931 году на базе бывшего «Дома колхозника») и «Совкино» (старейший на Дальнем Востоке кинотеатр, был открыт в марте 1910 года под названием «Гранд-Иллюзион») - давали более 30 % всего плана кинопоказов края [14, л. 89].

Парки также входят в состав институциональных форм культуры

Хабаровского края. Один из старейших парков Хабаровского края - Краевой парк им. Н. Н. Муравьева-Амурского, его история начинается с 1894 года, когда городской сад был принят в ведение города. В 1928 году решением горисполкома «на территории береговой полосы, городского сквера, Орлова поля, сада на Военной горе» организован парк культуры и отдыха. Для выполнения всех задач, стоящих перед парком, требовались квалифицированные кадры: методисты, экскурсоводы, культорганизаторы и

др.

Начиная с 50-х годов в Хабаровском крае формировалась система дополнительного художественного образования детей (музыкальные школы, школы искусств и т. п.). В 1956 году в Хабаровском крае было всего 10 музыкальных и художественных школ (г. Хабаровск, г. Николаевск, г. Биробиджан, г. Петропавловск, г. Комсомольск) [1, л. 147, 189].

Также следует отметить, что в Хабаровском крае в этот период появляются учреждения, которые можно по функциям отнести к культурно-просветительным и культурно-образовательным. Различные учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров готовили и поставляли в сферу культуры работников, владеющих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и компетенциями. Так, например, в Хабаровском крае, как и во многих союзных и автономных республиках, краях и областях, с 1946 года действовал мето-

дический кабинет культурно-просветительной работы, который был подчинен действовавшему с 1936 года в Москве Центральному научно-методическому кабинету культурно-просветительной работы. Главными задачами методических кабинетов и центров были подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, школ передового опыта и т. д.

В 1945 г. по образцу Всесоюзного лекционного бюро при Комитете по делам высшей школы в Хабаровском крае также было создано лекционное бюро. В его задачи входили организация публичных лекций о международном положении, текущих политических и культурных событиях, по историческим, культурным и другим вопросам, а также публикация лучших лекций в газетах и журналах.

Дом народного творчества также выполнял в Хабаровском крае важную организационную и методическую работу, курировал работу творческих самодеятельных коллективов районных Домов культуры и сельских клубов, проводил семинары по повышению квалификации руководителей и работников сферы культуры и искусства края, являясь новым, более высоким типом учреждений культуры, своего рода методическим центром территории [14, л. 119, 121, 123].

В Хабаровском крае в 1961 году работало 23 народных университета культуры, к 1970 году их было 17. Обучение в народных университетах культуры было бесплатное, без отрыва от производства. Базой их работы являлись школы, высшие и средние специальные учебные заведения, клубные учреждения, производственные помещения предприятий, колхозов и совхозов. Около 800 слушателей занимались на факультетах и отделениях литературы, музыки, изобразительного искусства [8, л. 4, 5, 6]. Наиболее активно работа велась в народном университете культуры в с. Амурзет (руководитель - заведующая районной библиотекой, количество слушателей 100 человек), в с. Ленинское (занятия проводили директор музыкальной школы и педагоги, а также работники дома культуры, местные поэты и писатели, количество слушателей - 120 человек). В Охотском народном университете культуры ректором был замполит районной милиции, факультеты объединялись по отраслям знаний (правовых знаний, здоровья и долголетия, педагогических знаний, будущего воина, эстетики и литера-

туры), а посещало эти факультеты около 170 человек.

Для того чтобы успешно реализовать государственную политику в сфере культуры и искусства на территории, отдаленной от центральной России, власти стремились к созданию и поддержке социальной инфраструктуры, в том числе и образования. Для выполнения поставленных задач нужны были профессионально подготовленные кадры соответствующей квалификации в различных областях художественного творчества. В 1930-1960-е гг. в Хабаровском крае создаются учреждения культурно-просветительного образования, выполняющие функцию подготовки профессиональных кадров для сферы культуры.

Культпросветшкола в Хабаровском крае была образована в Биробиджане на базе Хабаровского краевого культурно-просветительного техникума по подготовке клубных и библиотечных работников. Немного позже она была переименована в училище. Все эти десятилетия педагогический коллектив своим упорным творческим трудом создавал кадры культуры не только края, области, города, но и всего Дальнего Востока и Крайнего Севера. Однако в 1940-1950-е гг. подготовленных для края специалистов было недостаточно, ощущался постоянный кадровый голод. Так, в 1950 и 1951 гг. выпуск в культпро-светшколе был 42 и 40 чел. соответственно, в то время как прием в эти же года был увеличен и достигал 115 и 120 чел. [13, л. 17]. А в 1954 г. выпуск составил уже 68 чел. [13, л. 67]. С 1947 по 1960 г. культпросветшкола выпустила 727 специалистов, в том числе 443 клубных и 284 библиотечных, однако в государственной сети культпросветучреждений осталось работать всего 85 человек [14, л. 85]. В 1960 году специальное образование имели только четверть всех клубных работников края и немногим более половины от общего числа библиотечных работников [15, л. 32].

Активно участвовал в подготовке профессиональных кадров на Дальнем Востоке России Хабаровский музыкальный театральный техникум (1935 г., в настоящее время - Хабаровский краевой колледж искусств). В 1935 г. в структуру техникума входили фортепианное, вокальное, театральное отделения, а также отделения виолончели и баяна, с 1936 г. - отделения духовых инструментов. В 1937 г. техникум был переименован в музыкальное училище в связи с внутренней реорганизацией - прекращением функцио-

нирования театрального отделения. В 1941-1947 гг. училище было закрыто. В 1947 году неофициально (по личной инициативе преподавателей), а в 1948 году официально училище было открыто вновь. Отделения виолончели и баяна преобразовались в струнное отделение и отделение народных инструментов. Открывались новые отделения, расширяя спектр специальностей: ди-рижерско-хоровое (1948), теоретическое (1959), народов Севера (1960). В 1963 г. в учебном заведении открылось театральное отделение, что сопровождалось переименованием его в Хабаровское училище искусств.

Однако в крае в советское время наблюдался постоянный дефицит квалифицированных специалистов по разным направлениям деятельности в сфере культуры, а качество знаний и умений выпускников культпросветшколы и музыкального училища зачастую было очень низким «вследствие слабой воспитательной работы с учащимися и действующей до последнего времени программой обучения, оторванной от практики, от жизни» [14, л. 84].

В связи с острой нехваткой кадров для работы в области кинопрокатной деятельности в 50-60-е гг. в Хабаровске действовала школа киномехаников [15, л. 21], в которой прошли обучение десятки работников городов и сел края. Также долгое время до открытия института культуры в крае работал Учебно-консультационный пункт Ленинградского библиотечного института.

Следует отметить, что на работу в сферу культуры приходили специалисты-выпускники других образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки и реализующих образовательные программы по смежным направлениям. Так, например, кузницей кадров для региональной музейной и библиотечной деятельности стал Хабаровский государственный педагогический институт (1934 г.), реализующий в разные годы образовательные программы по истории, филологии, изобразительному искусству, дизайну, культурологии.

Отметим и Хабаровский педагогический техникум, который в 1937 году был реорганизован в Хабаровское педагогическое училище. Училище вносило свой вклад в подготовку кадров в сфере искусства: с целью подготовки учителей пения и руководителей хора для общеобразовательных школ в 1957 году открыто музыкальное отделение, но его выпускников охотно принимали на работу и в учреждения культуры и дополнительного образования Хабаровского края.

Следует отметить, что с целью улучшения кадрового положения Министерство культуры ежегодно направляло в Хабаровский край специалистов - музыкантов, актеров, культпросветработников и др. Так, в 1958 году было направлено 35 человек, в 1959 году - 54 человека, в 1960 году - 30 человек. Многие из них оставались работать в крае, принимали активное участие в творческой, административной, методической, образовательной деятельности, готовя квалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства.

Однако только в 1968 году в Хабаровском крае была образована единственная организация высшего профессионального образования в области культуры и искусства - Хабаровский государственный институт культуры. Главной задачей Хабаровского государственного института культуры как регионального вуза было обеспечение конкретного региона - Хабаровского края и шире - всего Дальнего Востока - квалифицированными кадрами в достаточном количестве и желаемого уровня подготовки. Современный региональный вуз как учреждение образования и одновременно культуры должен был представлять собой ведущее звено регионального культурно-образовательного пространства, развивающее и преобразующее это пространство под культурные потребности и запросы людей и региональной экономики.

Таким образом, рассмотренные нами институты культуры и образования принимали активное участие в становлении культурно-образовательного пространства Хабаровского края, выполняя задачи по развитию региональной системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства, по сохранению и развитию кадрового потенциала учреждений культуры и искусства не только Хабаровского края, но и Дальнего Востока в целом.

Библиографический список

1. Бюджет и планы по труду на 1954-1956 гг. [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 3. Л. 146, 147, 189.

2. Годовые отчеты управления и учреждений культуры о выполнении планов по труду за 1968 г. [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 140. Л. 2, 4.

3. Ирхен, И. И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России: монография [Текст] / И. И. Ирхен. - М. : МГУКИ, 2012. - 239 с.

4. Коган, Л. Н. Социология культуры [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Коган. - Екатеринбург : Уральский государственный университет, 1992. - 120 с.

5. Круглова, Л. К. Культурология: учеб. пособие [Текст] / Л. К. Круглова. - СПб. : СПГУВК, 2006. -609 с. - С. 224-226.

6. Малиновский, Б. К. Научная теория культуры [Текст] / Б. К. Малиновский // Вопросы философии. -1983. - № 2. - С. 120-121.

7. Малышкина, Н. А. Предмет и содержание понятия «Культурно-образовательное пространство» [Текст] / Н. А. Малышкина // Университетское образование в полиэтничных регионах Поволжья: к 50-летию Чувашского гос. ун-та им. И. Н. Ульянова (VI Арсентьевские чтения). - Чебоксары, 2015. -С. 161-165.

8. Материалы о работе университетов культуры [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 157. Л. 1-6.

9. Мурзина, И. Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал [Текст] : монография / И. Я. Мурзина. - М. : Перо, 2014. - 197 с.

10. Отчет о работе культурно-просветительных учреждений Хабаровского края за 1948 год [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 2Б. Л. 95.

11. Отчет о работе культурно-просветительных учреждений Хабаровского края за 1947 год [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 2А. Л. 49, 50.

12. Резник, Ю. М. Культура как предмет изучения [Текст] / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. - 2001. - Т. 3. - Вып 1 (7). - С. 176-195.

13. Сеть культурно-просветительских учреждений Хабаровского края за 1940-1956 гг. [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 2. Л. 1, 17, 18, 19, 66, 67, 68.

14. Стенограмма краевого совещания работников культпросветучреждений [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 13. Л. 1, 82-99, 119-124.

15. Стенограмма краевого совещания работников культуры Хабаровского края [Текст] // ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 19. Л. 1, 2, 19-37.

16. Сущий, С. Я. Пространство культуры: истори-ко-социодинамический аспект [Текст] : монография / С. Я. Сущий. - Ростов н/Д : Логос, 1995. - 179 с.

17. Тюрин, А. В. Народно-инструментальное музыкальное творчество как фактор формирования национальной и региональной культуры (на примере Дальнего Востока России) [Текст] / А. А. Тюрин // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: трудоустройство и адаптация молодого специалиста: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 мая 2017 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е. В. Савелова, сост. Е. Н. Лунегова. - Хабаровск : ХГИК, 2017. - 256 с.

18. Флиер, А. Я. Культура как инструмент управления [Текст] / А. Я. Флиер // История и культура Приамурья. - 2007. - № 2. - С. 16-27.

19. Флиер, А. Я. Культура как система институтов посредничества [Текст] / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2015. - № 3 (7). - С. 7.

20. Флиер, А. Я. Социальная реальность глазами культуролога [Текст] / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2015. - № 4 (8). - С. 6.

21. Флиер, А. Я. Философские пролегомены к нормативной теории культуры [Текст] / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2019. - № 1 (21). - С. 1.

22. Янутш, О. А. Культурно-образовательное пространство: к определению границ и содержания понятия [Текст] / О. А. Янутш // Человек и культура. -2017. - № 5. - С. 38-44.

23. Schreuder P. R., Dekker J. J. H. The Emergence of Institutional Educational Spaces for Young Children: In Pursuit of More Controllability of Education and Development as Part of the Long-Term Growth of Educational Space in History. Educational Research: The Importance and Effects of Institutional Spaces, 2013, vol. 7, pp. 61-78.

Reference List

1. Bjudzhet i plany po trudu na 1954-1956 gg. = Budget and labor plans for 1954-1956 [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 3. L. 146, 147, 189.

2. Godovye otchety upravlenija i uchrezhdenij kul'tury o vypolnenii planov po trudu za 1968 g. = Annual reports of the Department and cultural institutions on the implementation of labour plans for 1968 [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 140. L. 2, 4.

3. Irhen, I. I. Regional'noe obrazovanie v sfere kul'tury i iskusstva v globalizirujushhejsja Rossii: mono-grafija = Regional education in culture and art in globalizing Russia: a monograph [Tekst] / I. I. Irhen. - M. : MGUKI, 2012. - 239 s.

4. Kogan, L. N. Sociologija kul'tury = Culture sociology [Tekst] : ucheb. posobie / L. N. Kogan. - Ekaterinburg : Ural'skij gosudarstvennyj universitet, 1992. -120 s.

5. Kruglova, L. K. Kul'turologija: ucheb. posobie = Culturology: a manual [Tekst] / L. K. Kruglova. - SPb. : SPGUVK, 2006. - 609 s. - S. 224-226.

6. Malinovskij, B. K. Nauchnaja teorija kul'tury = Scientific theory of culture [Tekst] / B. K. Malinovskij // Voprosy filosofii. - 1983. - № 2. - S. 120-121.

7. Malyshkina, N. A. Predmet i soderzhanie ponjatija «Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo» Subject and content of the concept «Cultural and educational space» [Tekst] / N. A. Malyshkina // Universitetskoe obrazovanie v polijetnichnyh regionah Povolzh'ja: k 50 letiju Chu-vashskogo gos. un-ta im. I. N. Ul'janova (VI Arsent'evskie chtenija). - Cheboksary, 2015. - S. 161-165.

8. Materialy o rabote universitetov kul'tury = Materials on the work of cultural universities [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 157. L. 1-6.

9. Murzina, I. Ja. Regional'noe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: struktura, funkcii, sociokul'turnyj potencial = Regional cultural and educational space: structure, functions, socio-cultural potential [Tekst] : monografija / I. Ja. Murzina. - M. : Pero, 2014. -197 s.

10. Otchet o rabote kul'turno-prosvetitel'nyh

uchrezhdenij Habarovskogo kraja za 1948 god = Report on the work of cultural and educational institutions of the Khabarovsk Krai for 1948 [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 2B. L. 95.

11. Otchet o rabote kul'turno-prosvetitel'nyh uchrezhdenij Habarovskogo kraja za 1947 god = Report on the work of cultural and educational institutions of Khabarovsk Krai for 1947 [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 2A. L. 49, 50.

12. Reznik, Ju. M. Kul'tura kak predmet izuchenija = Culture as a subject of study [Tekst] / Ju. M. Reznik // Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo. - 2001. - T. 3. - Vyp 1 (7). - S. 176-195.

13. Set' kul'turno-prosvetitel'skih uchrezhdenij Habarovskogo kraja za 1940-1956 gg. = Network of cultural and educational institutions of the Khabarovsk Krai for 1940-1956 [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 2. L. 1, 17, 18, 19, 66, 67, 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Stenogramma kraevogo soveshhanija rabotnikov kul'tprosvetuchrezhdenij = Transcript of the regional meeting of workers of cultural and educational institutions [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 13. L. 1, 82-99, 119-124.

15. Stenogramma kraevogo soveshhanija rabotnikov kul'tury Habarovskogo kraja = Transcript of the regional meeting of culture workers of the Khabarovsk Krai [Tekst] // GAHK. F. R-1690. Op. 3. D. 19. L. 1, 2, 19-37.

16. Sushhij, S. Ja. Prostranstvo kul'tury: istori-ko-sociodinamicheskij aspekt = Space of culture: historical and sociodynamic aspect [Tekst] : monografija / S. Ja. Sushhij. - Rostov n/D : Logos, 1995. - 179 s.

17. Tjurin, A. V. Narodno-instrumental'noe muzykal'noe tvorchestvo kak faktor formirovanija nacional'noj i regional'noj kul'tury (na primere Dal'nego Vostoka Rossii) Folk instrumental musical creativity as a factor in national and regional culture formation (on the

example of the Far East of Russia) [Tekst] / A. A. Tjurin // Problemy kadrovogo obespechenija sfery kul'tury i is-kusstva: trudoustrojstvo i adaptacija molodogo special-ista: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (25 maja 2017 g., g. Habarovsk) / nauch. red. E. V Savelova, sost. E. N. Lunegova. - Habarovsk : HGIK, 2017. - 256 s.

18. Flier, A. Ja. Kul'tura kak instrument upravlenija = Culture as a management tool [Tekst] / A. Ja. Flier // Is-torija i kul'tura Priamur'ja. - 2007. - № 2. - S. 16-27.

19. Flier, A. Ja. Kul'tura kak sistema institutov posrednichestva = Culture as a system of intermediary institutions [Tekst] / A. Ja. Flier // Kul'tura kul'tury. -2015. - № 3 (7). - S. 7.

20. Flier, A. Ja. Social'naja real'nost' glazami kul'tur-ologa = Social reality with the culturologist's eyes [Tekst] / A. Ja. Flier // Kul'tura kul'tury. - 2015. - № 4 (8). - S. 6.

21. Flier, A. Ja. Filosofskie prolegomeny k norma-tivnoj teorii kul'tury = Philosophical prolegomens to the normative theory of culture [Tekst] / A. Ja. Flier // Kul'tura kul'tury. - 2019. - № 1 (21). - S. 1.

22. Janutsh, O. A. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: k opredeleniju granic i soderzhanija ponjatija = Cultural and educational space: to the definition of the boundaries and content of the concept [Tekst] / O. A. Janutsh // Chelovek i kul'tura. - 2017. - № 5. -S. 38-44.

23. Schreuder P. R., Dekker J. J. H. The Emergence of Institutional Educational Spaces for Young Children: In Pursuit of More Controllability of Education and Development as Part of the Long-Term Growth of Educational Space in History. Educational Research: The Importance and Effects of Institutional Spaces, 2013, vol. 7, pp. 61-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.