Научная статья на тему 'Дальневосточный культурный туризм как фактор влияния на систему подготовки бакалавров-музеологов'

Дальневосточный культурный туризм как фактор влияния на систему подготовки бакалавров-музеологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / MUSEOLOGY / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ-МУЗЕОЛОГОВ / ИСТОРИКО-МУЗЕЙНЫЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / FAR EASTERN REGION / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ETHNOGRAPHIC CENTER / АРТЕФАКТ / ARTIFACT / UNDERGRADUATE MUSEUM STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алепко Александр Валентинович

В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности в Дальневосточном регионе России. Раскрываются особенности туристической сферы Хабаровского края, даётся краткая характеристика археологической коллекции одного из самых привлекательных для туристов музея Хабаровского краевого краеведческого музея. Определено содержание и особенности изучения дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Музеология», с учётом географического положения, социально-экономического развития и межкультурных коммуникаций региона. Автор делает вывод о важности историко-музейного профиля в российском и в региональном образовании. В статье подчёркнуто, что подготовка бака-лавров-музеологов в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности является в ближайшие десятилетия достаточно перспективным направлением деятельности Хабаровского государственного института культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Far Eastern Cultural Tourism as a Factor of Influence on Undergraduate Museum Studies

The article addresses the problem of undergraduate training in the field of cultural tourism, excursion activities and museology in the Far Eastern region of Russia. The author focuses on the features of the tourism sector development in Khabarovsk territory. A brief description of the archaeological collection of one of the most attractive Museums for tourists the Khabarovsk Regional Museum of Local Lore is given. The article dwells on the content and features of the disciplines included in the curriculum of bachelors majoring in «Museology», taking into account the geographical location, socio-economic development and cross-cultural communications of the region. The author emphasizes the importance of historical and Museum studies in Russian and in regional education. The article comes to a conclusion that undergraduate training in the field of cultural tourism and excursion activities is in the coming decades quite a promising area of activity of the Khabarovsk State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «Дальневосточный культурный туризм как фактор влияния на систему подготовки бакалавров-музеологов»

Дальневосточный культурный туризм как фактор влияния на систему подготовки бакалавров-музеологов

Алепко Александр Валентинович - д-р истор. наук, проф., кафедра культурологии и музео-логии. E-mail: [email protected]

Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровск, Россия Адрес: 680045, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности в Дальневосточном регионе России. Раскрываются особенности туристической сферыi Хабаровского края, даётся краткая характеристика археологической коллекции одного из самых привлекательных для туристов музея - Хабаровского краевого краеведческого музея. Определено содержание и особенности изучения дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Музеология», с учётом географического положения, социально-экономического развития и межкультурных коммуникаций региона. Автор делает вывод о важности историко-музейного профиля в российском и в региональном образовании. В статье подчёркнуто, что подготовка бака-лавров-музеологов в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности является в ближайшие десятилетия достаточно перспективным направлением деятельности Хабаровского государственного института культуры.

Ключевые слова: музеология, подготовка бакалавров-музеологов, историко-музейный профиль подготовки, культурный туризм, Дальневосточный регион, этнографический центр, артефакт

Для цитирования: Алепко А.В. Дальневосточный культурный туризм как фактор влияния на систему подготовки бакалавров-музеологов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 130-135.

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-130-135

Подготовка студентов по профилю «Куль- городах. Дальневосточный регион рекреа-турный туризм и экскурсионная деятель- ционно освоен менее остальных террито-ность» в рамках подготовки бакалавров-му- риальных субъектов страны. Он охватывает зеологов в Дальневосточном регионе России огромную территорию, слабо заселённую и является одним из перспективных направле- отличающуюся суровыми климатическими ний. Растущее внимание административных условиями зимнего периода, ограничива-и экономических структур к туристической ющими возможности инфраструктурного сфере вытекает из необходимости культурно- развития. Между тем территория современ-го развития края, а также из перспектив меж- ного Приамурья является исторической ро-дународных культурных обменов со странами диной малочисленных народов - удэгейцев, Азиатско-Тихоокеанского региона. нанайцев, негидальцев, орочей, нивхов, эвен-

Очевидно, что историко-культурный по- ков, которые сформировались в результате тенциал Дальнего Востока России не столь многовекового взаимодействия вынужден-значителен, как соответствующий потенци- ных переселенцев с коренными обитателями ал европейской части России, что обусловле- региона. В крае имеется более двух тысяч но более поздним освоением его территории памятников истории и древней культуры [1]. русскими людьми. Большинство памятников Среди них не только первобытные стоянки, культурного наследия находятся в крупных но и средневековые бохайские и чжурчжэнь-

ские городища в Бикинском, Уссурийском и Шкотовском районах, монгольская «Ставка маршалов восточных походов», минский буддийский храм Юннин, Тырские стелы и кумирня на Нижнем Амуре и др. Настоящим экскурсом в историю служат галереи наскальной живописи. Самыми признанными являются писаницы у села Сикачи-Алян. Это изображения на базальтовых валунах и прибрежных скалах правобережья Амура севернее г. Хабаровска. Возраст петроглифов сикачи-алянской группы - от девяти до четырёх тысяч лет.

Археологическая коллекция Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова включает богатый вещественный материал, всесторонне характеризующий материальную и духовную культуру древних народов Дальнего Востока России от древнекаменного века до палеоэтнографическо-го периода. На сегодняшний день коллекция насчитывает более 140 тыс. предметов, среди которых десятки тысяч каменных артефактов, орудий охоты и рыболовства, керамики, украшений, предметов культа. Многие из них являются особо ценными и уникальными. Предметы из многих коллекций вошли в экспозицию «Музей археологии», созданную в 1998 г. Археологическая коллекция музея является ценным историческим наследием Дальневосточного региона, представляет интерес для научных исследований российских, американских, японских, корейских, китайских учёных. Фонды музея насчитывают около 160 тыс. археологических предметов, 1,2 тыс. из них - уникальны.

Сегодня в крае развиваются различные виды культурного туризма. Это этнографические туры, позволяющие познакомиться с культурой и традициями коренных народов севера: нанайцев, ульчей, эвенков, удэгейцев, негидальцев, орочей. Экскурсионные программы предусматривают путешествия по рекам на оморочках, «камлания» у костра. В настоящий момент в крае созданы районные этнографические центры, где можно увидеть уникальный «Медвежий праздник»,

посмотреть выступления обрядовых театров, побывать в музее под открытым небом «Ульчская деревня» на территории с. Джари Нанайского района, а также в музее декоративно-прикладного искусства с. Ачан Амурского района.

Для иностранных туристов Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур, привлекательным объектом для расширения культурного кругозора [2], что особенно проявляется в инфраструктуре крупнейшего туристского центра - Хабаровска. В городе есть Дальневосточный художественный музей, располагающий коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств; концертный зал органной музыки Хабаровской краевой филармонии; современный спортивно-зрелищный комплекс «Платинум Арена» - крупнейший на Дальнем Востоке и в Сибири; культовые учреждения различных конфессий, а также широкая сеть современных культурных и развлекательных объектов. В то же время в регионе наблюдается недостаток внимания к потенциально возможным объектам культурного туризма. Так, в пос. Чныррах Николаевского района Хабаровского края разрушается уникальный историко-культурный объект -заброшенная Николаевская крепость, построенная русскими моряками в 1855 г.

При выполнении условий устойчивого развития туристской отрасли, при грамотном совершенствовании нормативно-правовой базы и при учёте сильных и слабых сторон туристской отрасли Хабаровского края в сочетании с уникальнейшими историко-культурными ресурсами формируются предпосылки для создания нового туристского продукта, который может успешно конкурировать с зарубежными аналогами в борьбе за возможного туриста. В связи с этим становится очевидной важность развития принципиально новых туристских продуктов историко-культурной направленности с ориентацией на мировой рынок. Развитие комплексных туристских продуктов привле-

чёт внимание потенциальных туристов. При этом туристские продукты должны быть всесторонне проработаны и развиты, основаны на предпочтениях иностранных туристов, подкреплены соответствующей информацией; им должны сопутствовать развитая туристская инфраструктура, спектр дополнительных услуг и хорошее обслуживание.

Это обусловливает необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области культурного туризма со знанием иностранных языков. Надо сказать, что сегодня менее половины персонала туристских фирм и предприятий туристской инфраструктуры региона владеют иностранными языками. В связи с этим в Хабаровском государственном институте культуры в рамках направления «Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия» (профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность») особое внимание уделяется изучению китайского языка. Было бы целесообразным предусмотреть его изучение в течение четырех семестров (540 час.), пригласив преподавателей - носителей языка. В качестве иностранного языка по выбору можно было бы определить японский язык.

Требования ФГОС ВО по вышеупомянутому направлению устанавливают обязательное преподавание дисциплины «История», являющейся одной из базовых для подготовки бакалавров-музеологов1. Понятно, что для студентов-дальневосточников наибольший практический интерес представляет изучение Восточной Азии - близлежащего региона, являющегося частью Азиатско-Тихоокеанского региона и включающего множество стран с разнообразными культурами, религиями, политическими

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 - Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия (утв. приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2016 г. №788). URL: http://fgosvo.ru/uploadflles/ fgosvob/510304.pdf

режимами и экономиками. Поэтому при преподавании учебной дисциплины «История» необходимо учитывать исторические аспекты развития Дальневосточного региона России и стран АТР. В рабочем учебном плане ХГИК по программе бакалавриата по вышеупомянутым направлению и профилю подготовки в вариативной части блока Б.1 Дисциплины (модули) установлено преподавание таких дисциплин, связанных с туристской отраслью Дальневосточного региона, как «Основы регионоведения», «Археология Приамурья», «История и культура Дальнего Востока России», «Культура коренных малочисленных этносов юга Дальнего Востока России», «Мифология коренных малочисленных этносов юга Дальнего Востока России», «История культуры и искусства стран АТР», «Традиционная культура стран Восточной Азии» и «Региональная культурная политика».

Надо отметить, что при организации образовательного процесса для студентов-му-зеологов по данным дисциплинам возникли некоторые проблемы. Во-первых, дефицит учебной литературы. Существующие учебные пособия по культурному туризму малочисленны [3-6], в том числе по таким дисциплинам, как «Мифология коренных малочисленных этносов юга Дальнего Востока России», «История культуры и искусства стран АТР» и «Основы региональной культурной политики». Во-вторых, при создании на кафедре учебных пособий не всегда учитывалось своеобразие терминологии стран АТР и объяснялось её значение. В связи с этим возникла необходимость публиковать в виде приложений к пособиям краткие словари китайских, японских и корейских терминов, а в отдельных, наиболее важных для обучения случаях - раскрывать их знаково-символическое значение.

В плане подготовки специалистов для регионального выездного туризма особого внимания требует изучение Китая. Список преподаваемых дисциплин было бы целесообразно пополнить такими дисциплинами,

как «История Китая», «Литература и религия Китая», «География культурного туризма Китая» и «Китайский язык». По одному из этих предметов студентам было бы полезно выполнение курсовых работ на основе личных наблюдений во время обучения в КНР, что в настоящее время практикуется в рамках учебных студенческих обменов, организуемых ХГИК с китайскими вузами. Как показывает опыт, на первых занятиях при преподавании раздела «Китай» учебной дисциплины «История и культура стран АТР» студентам требуется знать произношение и написание на китайском языке названий основных географических терминов, таких как «север», «юг», «запад», «восток», «гора», «река», «озеро», «море», «залив» и т.п. Их знание способствует быстрой ориентации студентов в географической и историко-культурной карте КНР, а также логическому запоминанию географических названий. Целесообразно также в течение двух учебных семестров уделить внимание характерным чертам и этапам эволюции китайского общества, особенностям исторического формирования и современного функционирования основных общественных институтов, соотношению факторов внутреннего развития и внешних влияний. Необходимо делать акцент на изучении биографий исторических личностей и их значении в формировании национального самосознания китайцев. Следует заметить, что практический опыт выполнения студентами курсовых и выпускных работ показал их достаточно высокий интерес к китайской культуре, что выразилось в содержательно подобранном материале с элементами собственного анализа.

Думается, что изучение вышеупомянутых предметов студентами-музеологами поможет им при осуществлении своей профессиональной деятельности. К тому же на кафедре культурологии и музеологии ХГИК имеется опыт преподавания этих учебных дисциплин по программам магистратуры и аспирантуры. Очевидно, что качество усвоения студентами учебного ма-

териала во многом зависит от уровня специальной подготовки преподавательского состава. Значит, преподавателям требуются систематические стажировки для повышения квалификации - как в ведущих вузах страны, так и за рубежом. Необходимо также уделить особое внимание студентам, командируемым для обучения в вузы КНР. Будет целесообразным предусмотреть для студентов конкретные практические задания на период учебной командировки, а также ввести в практику написание ими подробных курсовых отчётов по результатам самостоятельного изучения культуры современного и традиционного Китая.

В наши дни крайне слабое демографическое присутствие России в районах к востоку от Байкала и недостаточное развитие транспортно-коммуникационной сети во многом определяет социально-экономическое и культурное отставание дальневосточных территорий, а также отток населения в европейскую часть России. В силу природ-но-географической специфики дальневосточные районы страны тяготеют не столько к самому Тихому океану, сколько к странам, контролирующим наиболее развитые, климатически и экономически благоприятные участки тихоокеанского побережья. Этим определяется геостратегическое обстоятельство, являющееся для тихоокеанской России ключевым. Если рассматривать дальневосточную территорию Российской Федерации как единый ареал, то реализация присущих ему естественных экономических, политических и культурных тяготений к бассейну Тихого океана возможна не напрямую, а опосредованно - через обеспечение проницаемости географической зоны, заключённой между российскими границами и тепловодными портами восточноазиатского побережья - через территорию Китая и частично Кореи.

С учётом вышесказанного подготовка бакалавров-музеологов в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности является в ближайшие десятилетия

достаточно перспективным направлением деятельности вуза.

Литература

1. История исследования археологических памятников в Хабаровском крае. URL: http:// khabkrai-nasledie.ru/arheologija/istorija-issled-pamjatnikov/str.5

2. Серая Е.И. Управление процессом формирования и развития эколого-познавательных туристских кластеров: на примере Хабаровского края: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2013. 201 с.

3. Чубиева И.В, Павлова Е.А. Культурный туризм: учебное пособие. Киров: Междуна-

родный центр научно-исследовательских проектов, 2015. 38 с.

4. Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 136 с.

5. Истомина Э.Г., Гришунькина М.Г. Внутренний туризм и туристические ресурсы России. М.: РГГУ, 2012. 288 с.

6. Дёмина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 (28). URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480

Статья поступила в редакцию 15.05.18 Принята к публикации 12.06.18

Far Eastern Cultural Tourism as a Factor ofInfiuence on Undergraduate Museum Studies

Aleksandr V. Alepko - Dr. Sci. (History), Prof., the Department of Cultural Studies and Museo-logy, e-mail: [email protected]

Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk, Russia

Address: 112, Krasnorechenskaya str., Khabarovsk, 680045, Russian Federation

Abstract. The article addresses the problem of undergraduate training in the field of cultural tourism, excursion activities and museology in the Far Eastern region of Russia. The author focuses on the features of the tourism sector development in Khabarovsk territory. A brief description of the archaeological collection of one of the most attractive Museums for tourists - the Khabarovsk Regional Museum of Local Lore is given. The article dwells on the content and features of the disciplines included in the curriculum of bachelors majoring in «Museology», taking into account the geographical location, socio-economic development and cross-cultural communications of the region. The author emphasizes the importance of historical and Museum studies in Russian and in regional education. The article comes to a conclusion that undergraduate training in the field of cultural tourism and excursion activities is in the coming decades quite a promising area of activity of the Khabarovsk State Institute of Culture.

Keywords: museology, undergraduate Museum Studies, cultural tourism, Far Eastern region, ethnographic center, artifact

Cite as: Alepko, A.V. (2018). [Far Eastern Cultural Tourism as a Factor of Influence on Undergraduate Museum Studies]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 7, pp. 130-135 (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-130-135

References

1. Istoriya issledovaniya arkheologicheskikh pamyatnikov v Khabarovskom krae [The History of Study of Archaeological Monuments in the Khabarovsk Region]. Available at: http://khabk-rai-nasledie.ru/arheologija/istorija-issled-pamjatnikov/str.5 (In Russ.)

2. Seraya, E.I. (2013). Upravlenie protsessom formirovaniya i razvitiya ekologo-poznavatel'nykh turistskikh klasterov: na primere Khabarovskogo kraya: Cand. Diss. [Management of the Pro-

cess of Formation and Development of Ecological and Educational Tourist Clusters: On the Example of the Khabarovsk Territory. Cand. Diss.]. Saint-Petersburg, 201 p. (In Russ.)

3. Chubieva, I.V., Pavlova, E.A. (2015). Kul'turnyi turizm: uchebnoe posobie [Cultural Tourism: Study Guide]. Kirov: International Center for Research Projects Publ., 38 p. (In Russ.)

4. Sushchinskaya, M.D. (2018). Kul'turnyi turizm: uchebnoe posobie [Cultural Tourism: Study Guide]. Moscow, Yurait Publ., 136 p. (In Russ.)

5. Istomina, E.G., Grishun'kina, M.G. (2012). Vnutrennii turizm i turisticheskie resursy Rossii [Domestic Tourism and Tourism Resources of Russia]. Moscow, RSUH Publ., 288 p. (In Russ.)

6. Demina, S.A. (2014). [Cultural Tourism as One of the Directions of the Regional Cultural Policy and Its Role in the Society Development]. Politika, gosudarstvo i pravo [Policy, State and Law]. No. 4 (28). Available at: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 15.05.18 Accepted for publication 12.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.