Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессионально-личностное становление / культурно-образовательная среда / учебное заведение / teacher / professional and personal formation / cultural and educational environment / educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

В статье обозначен ведущий вектор развития университета обеспечение профессионально-личностного становления будущего педагога. Рассмотрена роль в данном процессе специально созданной культурно-образовательной среды учебного заведения. Проанализированы направления создания культурно-образовательной среды учебного заведения, разработанные и апробированные В.А. Сухомлинским. Среди них: гуманистическая личностная направленность отношений в коллективе учебного заведения; демократический стиль отношений в педагогическом коллективе; создание условий для постоянного самосовершенствования педагогов в профессиональной и общекультурной сфере; организация совместной творческой (научно-исследовательской и художественно-эстетической) деятельности педагогов и обучающихся (студентов); координация воспитательных усилий учебного заведения и общественности; педагогически целесообразная и культуросообразная организация предметной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article identifies the leading vector of the university's development ensuring the professional and personal development of the future teacher. The role of a specially created cultural and educational environment of an educational institution in this process is considered. The directions of creating a cultural and educational environment of an educational institution, developed and tested by V.A. Sukhomlinsky, are analyzed. Among them: humanistic personal orientation of relations in the staff of the educational institution; democratic style of relations in the teaching staff; creation of conditions for continuous self-improvement of teachers in the professional and general cultural sphere; organization of joint creative (research and artistic and aesthetic) activities of teachers and students (students); coordination of educational efforts of the educational institution and the public; pedagogically appropriate and culturally appropriate organization of the subject environment.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

9. Котлярова, И.О. Инновационные технологии реализации программ дополнительного профессионального образования / И.О. Котлярова, И.А. Волошина, М.С. Павловская, Н.Г. Анкудинова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2021. - Т. 13, № 4. - С. 96-105. - DOI: 10.14529/ped210409

10. Кречетов, И.А. Реализация адаптивного обучения: методы и технологии / И.А. Кречетов, В.В. Романенко, В.В. Кручинин, A.B. Городович // Открытое и дистанционное образование. - 2018. - № 3 (71). - С. 33-40. - DOI: 10.17223/16095944/71/5

11. -Макарова, Н.С. Педагогический университет в условиях цифровой трансформации образования / Н.С. Макарова // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему. Материалы I Всероссийской международной научной конференции. -Омск: Ом ГПУ, 2019. - С. 176-181

12. Распоряжение Правительства РФ от24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки системы образования на период до 2030 года». - URL: https://clck.ru/32VmcE (дата обращения: 31.09.2023)

13. Рыбцова, Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова,-Москва: Юрайт, 2018.-90 с.

14. Скрыпникова, H.H. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика / H.H. Скрыпникова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. - С. 74-78

15. Снопкова, Е.И Педагогические инновации - ориентиры развития профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы / Е.И. Снопкова // Авиационный вестник. - 2020. - № 3,- С. 74-78

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье обозначен ведущий вектор развития университета - обеспечение профессионально-личностного становления будущего педагога. Рассмотрена роль в данном процессе специально созданной культурно-образовательной среды учебного заведения. Проанализированы направления создания культурно-образовательной среды учебного заведения, разработанные и апробированные В.А. Сухомлинским. Среди них: гуманистическая личностная направленность отношений в коллективе учебного заведения; демократический стиль отношений в педагогическом коллективе; создание условий для постоянного самосовершенствования педагогов в профессиональной и общекультурной сфере; организация совместной творческой (научно-исследовательской и художественно-эстетической) деятельности педагогов и обучающихся (студентов); координация воспитательных усилий учебного заведения и общественности; педагогически целесообразная и культуросообразная организация предметной среды.

Ключевые слова: педагог, профессионально-личностное становление, культурно-образовательная среда, учебное заведение.

Annotation. The article identifies the leading vector of the university's development - ensuring the professional and personal development of the future teacher. The role of a specially created cultural and educational environment of an educational institution in this process is considered. The directions of creating a cultural and educational environment of an educational institution, developed and tested by V.A. Sukhomlinsky, are analyzed. Among them: humanistic personal orientation of relations in the staff of the educational institution; democratic style of relations in the teaching staff; creation of conditions for continuous self-improvement of teachers in the professional and general cultural sphere; organization of joint creative (research and artistic and aesthetic) activities of teachers and students (students); coordination of educational efforts of the educational institution and the public; pedagogically appropriate and culturally appropriate organization of the subject environment.

Key words: teacher, professional and personal formation, cultural and educational environment, educational institution.

Введение. Утверждение в образовании личностно-ориентированной образовательной парадигмы актуализирует потребность модернизации системы высшего педагогического образования в направлении усиления ее гуманитарно-культурологической составляющей и ориентации на целостное личностное становление будущего педагога. Культурологическое измерение современного педагогического образования должно основываться на освоении будущими педагогами, прежде всего, культурных смыслов, которые образуются в процессе взаимоотношений человека с природной и социальной окружающей средой в системе этнической или исторической культурной системы. В то же время овладение смыслами человеческой культуры возможно только в процессе формирования ценностного отношения личности к миру, действительности, самой себе в этом мире. Следовательно, определяющим фактором, обусловливающим эффективность процесса педагогического образования, должна стать специально организованная окружающая среда, где происходит профессионально-личностное становление молодежи - культурно-образовательная среда педагогического университета.

Изложение основного материала статьи. К.К.М. Клакхон считал, что «культура - это часть окружающего мира, созданная самим человеком» [1, С. 9]. Здесь, бесспорно, подразумевается далеко не только материальная среда - здания, бытовые вещи и др.; обязательно предполагается еще и наличие специфической духовной окружающей среды - систем норм и ценностей, менталитета, традиций и тому подобное.

Таким образом, педагогически целесообразно организованная культурно-образовательная среда учебного заведения -это весь уклад жизни коллектива педагогов и обучающихся (студентов) с присущими ему отношениями, приоритетами. Это также и педагогически целесообразная и культурно соответствующая организация предметной среды, которая также должна выполнять культуротворческую функцию.

На основе многолетней творческой педагогической деятельности В.А. Сухомлинским были предложены и апробированы основные направления создания культурно-образовательной среды учебного заведения. К ним относятся следующие:

1. Гуманистическая личностная направленность отношений в общешкольном коллективе. Многолетний опыт работы директором сельской школы привел В.А. Сухомлинского к убеждению, что коллектив учителей и коллектив учеников не

отделены друг от друга. Они создают единый общешкольный коллектив, главной ценностью и движущей силой которого является индивидуальность каждого его члена. При этом он подчеркивал, что учебно-воспитательная работа школы воплощается, прежде всего, через коллектив педагогов [2]. Ученый всегда призывал директоров школ находить, открывать неповторимые черты учителей, их задатки, способности, увлечения, создавать условия для их развития и, исходя из этого, строить систему работы с учительским коллективом [2]. Поэтому в своей практической деятельности по вопросам организации культурно-образовательной среды школы определяющую роль он отводил индивидуальной работе с учителями.

Развитие тенденций относительно внедрения принципов гуманизации образовании в сфере его функционирование вызвано рядом проблем, на решения которых направлены анализируемые в данном исследовании стратегии. В частности, гуманизация образования направлена на преодоление основного недостатка традиционной школы - ее обезличивания, пренебрежения к субъектам образовательного процесса.

Актуальность развития гуманистического мировоззрения вызвана осознанием теоретиками образования того факта, что сегодня все чаще наблюдается несоответствие и противоречие между уровнем образованности человека и состоянием его духовного и морального развития, вызывающее проблему дегуманизации межгрупповых и межличностных отношений, в частности в молодежных кругах. Необходимость следования гуманистическим идеалам в системе воспитания нового поколения вызвана ухудшением нравственной атмосферы, снижением авторитета нравственных идеалов и моральных норм в современном обществе.

На практике одним из путей гуманизации образования является «очеловечивание» атмосферы учебно-воспитательного процесса, обеспечение соответствующей гуманистической среды в высшем учебном заведении, атмосферы, стимулирующей самореализацию преподавателя и студента на основе взаимного доверия и творческого взаимодействия.

Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что в содержание индивидуальной работы с учителями В.А. Сухомлинский включал изучение уровня их образованности и определение путей самосовершенствования, создание для каждого педагога условий, гарантирующих творческую свободу решения воспитательных и образовательных задач, предоставление учителям непосредственной практической помощи в организации учебно-воспитательной деятельности. При этом индивидуальную работу он стремился строить на взаимоотношениях доверия между учителем и руководителями - директором и завучем. Призывая педагогов изучать в ходе личного общения индивидуальность ученика, его наклонности, способности, таланты, а также негативные черты характера, В.А. Сухомлинский сам неукоснительно придерживался этих психолого-педагогических требований в отношениях с коллегами.

2. Демократический стиль отношений в педагогическом коллективе. Стиль общения В.А. Сухомлинского с коллегами и учениками всегда отличался тактичностью, отсутствием категоричности суждений. Изучение разнообразных источников свидетельствует, что индивидуальные беседы В.А. Сухомлинского с учителями управляемой им школы часто помогали в решении сложных педагогических ситуаций, служили действенным средством передачи приобретенного учебно-воспитательного опыта, способствовали развитию профессионального мастерства учителей.

В.А. Сухомлинский считал, что следует дать возможность каждому учителю посетить как можно больше своих уроков, уроков опытных коллег, а также воспитательных мероприятий разнообразной направленности. Это не только помогало в овладении педагогическим мастерством, но и способствовало установлению в учительском коллективе доброжелательной атмосферы, основанной на принципах взаимоуважения, демократизма и гуманизма.

Педагогическая система В.А. Сухомлинского известна как система «воспитания без наказаний». Анализ архивных материалов свидетельствует, что он убежденно отвергал «сильные» средства воздействия не только в своих книгах, но и в повседневной учебно-воспитательной работе [3].

3. Создание условий для постоянного самосовершенствования педагогов в профессиональной и общекультурной сфере. К содержанию профессионально-педагогического самообразования В.А. Сухомлинский включал самостоятельное овладение педагогом литературы по педагогике, психологии, методикам обучения и воспитания. Действенным средством расширения общекультурного и профессионального кругозора педагогов, как считал ученый, является прослушивание научно-популярных и просветительских радио- и телепередач.

Изучение воспоминаний коллег В.А. Сухомлинского показывает, что он постоянно заботился об эффективности профессионального и общекультурного самообразования педагогов. Анализ школьной документации, хранящейся в педагогически-мемориальном музее В.А. Сухомлинского, свидетельствует, что к коллективным формам психолого-педагогической подготовки педагогов он относил работу психологических и специальных семинаров, педагогического совета, методических объединений. В них воплощались в жизнь теоретические разработки ученого по формированию духовной культуры педагогов и их педагогического мастерства.

Поскольку В.А. Сухомлинский считал показателем развития общей культуры и уровня профессиональной подготовки педагога его речевую культуру, на заседаниях педагогического совета систематически изучались различные аспекты формирования речевой культуры педагога и обучающихся. Например, на повестку дня выносились вопросы единого речевого режима школы, пути повышения уровня речевой культуры обучающихся, рассказ педагога как метод преподавания и воспитания обучающихся и другие. В.А. Сухомлинским были разработаны и введены в практику профессионально-педагогической подготовки педагогов пути повышения уровня их речевой культуры, среди которых изучение передового педагогического опыта, произведений современных авторов, упражнения в написании произведений-миниатюр на материале наблюдений природных явлений и трудовых процессов.

В.А. Сухомлинский справедливо требовал, чтобы каждый педагог был в курсе всех новостей научной и культурной жизни общества. Изучение его произведений показывает, что он постоянно следил за тем, чтобы в библиотеке и методическом кабинете школы всегда были журналы, справочники, словари, книги по различным областям науки, и искусства [4].

5. Координация воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Важным условием эффективности образовательной работы была, по убеждению В.А. Сухомлинского, координация действий педагогов и родителей, семьи, общественности. Изучение трудов педагога-новатора, воспоминаний его коллег и обучающихся показывает, что главным залогом эффективности совместных усилий школы и семьи в направлении разностороннего развития обучающихся он считал психолого-педагогическую образованность родителей [4].

Выводы. Изучение и творческая реализация в условиях современных педагогических университетов предложенных и апробированных В.А. Сухомлинским направлений создания культурно-образовательной среды учебного заведения будет способствовать, по нашему мнению, эффективности осуществления культуротворческой функции педагогического высшего учебного заведения относительно профессионально-личностного становления будущих педагогов.

Литература:

1. Клакхон, К.К.М. Зеркало для человека [Текст]: Введ. в антропологию / К.К.М. Клакхон. - Санкт-Петербург: Евразия, 1998. - 351 е.; 20 см. - (Психология. Антропология. Культурология).; ISBN 5-8071-0009-3

2. Сухомлинский, В.А. (1918-1970). Избранные произведения [Текст]: В 5-ти т. / [Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др.; Вступ. статьяА. Дзеверина, С. 7-56]. - Киев: Рад. школа, 1979-1980. -20 см.

3. Сухомлинский, В.А. (1918-1970). Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. шк., 1984. - 254 е.; 21 см. -(Пед. б-ка. ПБ).; ISBN В пер. (В пер.): 95 к.

4. Сухомлинский, В.А. (1918-1970). Как воспитать настоящего человека: (Этика ком. воспитания): Пед. наследие / В.А. Сухомлинский; [Вступ. ст. О.В. Сухомлинской]. - Москва: Педагогика, 1989. - 286, [1] е.: портр.; 22 см. - (Б-ка учителя).; ISBN 5-7155-0145-8 (В пер.): 1 р. 30 к.

Педагогика

УДК 378.046.4

доктор педагогических наук, профессор Глузман Александр Владимирович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

магистрант Юраш Ксения Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего

образования «Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье раскрыты основные теоретико-методологические положения подготовки магистрантов - будущих психологов по профилактике девиантного поведения подростков. Рассмотрены основные этапы и положения работы практических психологов по работе с подростками с девиантным поведением. Представлен некоторый опыт работы специалистов в области профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: психология подростка, подготовка практического психолога, девиантное поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.

Annotation. The article reveals the main theoretical and methodological provisions for the preparation of undergraduates - future psychologists for the prevention of deviant behavior in adolescents. The main stages and provisions of the work of practical psychologists in working with adolescents with deviant behavior are considered. Some experience of specialists in the field of prevention and correction of deviant behavior of adolescents is presented.

Key words: psychology of a teenager, training of a practical psychologist, deviant behavior, prevention, prevention, correction.

Введение. Профилактика девиантного поведения подростков является актуальной проблемой современного общества. Такое поведение подростков может привести к негативным последствиям не только для самих подростков, но и для общества. Оно часто проявляется в области морали, этики и правовой ответственности. Это может варьироваться от мелких правонарушений, таких как прогулы учебных занятий и сквернословие до более серьезных преступлений, таких как вандализм, злоупотребление наркотиками и насилие. Одним из важных инструментов для решения этой проблемы является профессиональная работа психолога в данной области воспитания подрастающего поколения.

Цель статьи проанализировать требования к подготовке магистрантов - будущих психологов для работы с подростками по профилактике их девиантного поведения.

Изложение основного материала статьи. Отечественные и зарубежные ученые посвятили множество трудов, изучая феномен девиантного поведения подростков. Л. С. Выготский в монографии «Педология подростка» писал, что основная проблема психологии во время перехода ребенка к подростковому этапу - попытка найти связь между его стадиями развития 3-х летнего возраста и переходного. В период подросткового развития наблюдаются две фазы психологических и физиологических новообразований: новые влечения и новые впечатления, которые соотносятся друг с другом и представляют собой новое эмоционально-интеллектуальное состояние подростков. Данный процесс тяжело протекает и связан с необходимостью принятия окружающим миром тех изменений, которые характерны для молодых людей [5].

В работах Б.Ц. Бадмаева анализируются три этапа развития ребенка, от раннего дошкольного возраста до подросткового: 1) непосредственно-эмоциональное общение; 2) мотивационно-потребностная часть; 3) потребность в изучении себя (младшее подростничество), потребность к формированию будущего (старшее подростничество). На всех трех этапах важную роль играет подготовка и способность ребенка к социализации, которая формируется за счет отношения родителей и учителей к воспитанию личности [3].

Развивая эти положения И. Г. Малкина-Пых рассматривала восемь возрастных кризисов, с которыми приходится сталкиваться человеку на пути своего взросления, каждый из которых, по мнению ученой, преодолеть требуется самостоятельно, но с «правильным» направлением от третьих лиц (родители, учителя, сверстники) [13].

С.Б. Думов предполагал, что причиной возникновения девиантного поведения подростков заключается в неподготовленности педагогов к работе с подростковыми изменениями. К сожалению, по некоторым причинам, во многих школах бытует мнение, что проблемы несовершеннолетнего молодого человека - проблемы его родителей. И в этой связи, склонность к девиации относят к неблагополучию семьи, что, действительно, может ярко отпечатываться на ребенке, но и не снимает ответственности и с педагогов [8]. В этой связи И.А. Зимняя в книге «Педагогическая психология» выделяла предметом педагогической психологии именно наблюдение за подростком в период его взросления. По ее мнению, учитель должен уметь распознавать изменения в психологии ребенка, выявлять его творческие начала и его направлять в нужное русло [10].

Отмечая условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков, Д.Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» подчеркивал, что к девиантному поведению склонны индивиды, социализация которых проходила в условиях одобрения отклоняющегося поведения или вовсе игнорировалась [14]. Такую же точку зрения разделял К. Роджерс, который причину девиантного поведения усматривал в окружении человека. Нереалистичные искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно провоцирует проблемное поведение [15].

Рассматривая вопрос о взаимоотношениях родителей и детей, C.B. Ефимова и В.В. Ковров выделяли такой аспект, как отсутствие взаимопонимания в агрессивно настроенных семейных отношениях, которые, очевидно, приводят к психическому отклонению в развитии ребенка, а также лишает кризис взросления подростка важного фактора для гармонизации процесса переживания - эмоциональной поддержки и необходимого позитивного ресурса [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.