Педагогика
УДК 378: 378.046.4
кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербургский университет МВД России, ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России) (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербургский университет МВД России, ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России) (г. Санкт-Петербург)
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Инновационные образовательные технологии среди которых важное место занимает цифровизация профессионального образования также, как и цифровизация экономики в целом, в настоящее время становится главным среди высших учебных заведений. Современное состояние развития образовательной системы в России связано с определенными проблемами, встречаемыми преподавателями в процессе обучения студентов вузов, это и компьюретизация учебных заведений, и состояние знаний и умений как профессорско-преподавательского состава так и обучающихся в применении инновационных образовательных технологий. В статье рассматривается вопрос о новейших образовательных технологиях, используемых преподавателями в процессе обучения студентов вузов, а также дипломированных специалистов, проходящих программы дополнительного образования. В результате авторамми работы доказывается тезис о том, что инновационные технологии оказываются применимы во всех аспектах образовательного процесса, реализующегося как в высшей школе, так и в рамках дополнительного образования.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, инновационные технологии, цифровые технологии, образовательные технологии, высшее образование, дополнительное образование, качество обучения, интерактивность занятий, смешанное обучение, онлайн-курсы, персонификации обучения, образовательный маршрут.
Annotation. Innovative educational technologies, among which an important place is occupied by the digitalization of vocational education, as well as the digitalization of the economy as a whole, is currently becoming the main one among higher education institutions. The current state of development of the educational system in Russia is associated with certain problems encountered by teachers in the process of teaching university students, this is the computerization of educational institutions, and the state of knowledge and skills of both the teaching staff and students in the application of innovative educational technologies. The article deals with the issue of the latest educational technologies used by teachers in the process of teaching university students, as well as graduates undergoing additional education programs. As a result, the authors of the work prove the thesis that innovative technologies are applicable in all aspects of the educational process, which is implemented both in.
Key words: professionalism, competence, innovative technologies, digital technologies, educational technologies, higher education, additional education, quality of education, interactivity of classes, blended learning, online courses, personalization of learning, educational route.
Введение. Системы высшего и дополнительного профессионального образования являются динамичными структурами, которые призваны отвечать требованиям современных реалий. Сегодняшний мир - это глобальное сообщество, переживающее четвёртую промышленную революцию, что связана с быстрым темпом развития информационных, цифровых и виртуальных технологий, проникающих в том числе и в образовательную практику.
Инновационные технологии в обучении есть продукт инновационной деятельности преподавателя. Их использование нацелено на раскрытие «способов, методов взаимодействия преподавателей и учащихся» [6, С. 37], что, несомненно, качественно влияет на уровень достигаемых образовательных результатов обучающимися [15, С. 75].
Одной из основных задач, поставленных в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [12], является задача подготовки преподавателей и студентов и, в особенности, будущих учителей к решению проблем цифровой трансформации образования. Среди цифровых технологий, применяемых в вузах, сегодня особое внимание уделяется универсальным сквозным цифровым технологиям, потому, что они не связаны с конкретной сферой или продуктом, а используются во всех отраслях экономики, в социальной сфере и в государственном управлении. Освоение педагогами и студентами сквозных цифровых технологий является актуальной педагогической задачей.
Изложение основного материала статьи. Применение инновационных технологий привносит в ход обучения интерактивные и активные формы, что способствует реализации важнейшего принципа - субъектности обоих сторон образовательного процесса. Активность студентов и слушателей в процессе получения знаний и формирования умений становится гарантом формирования их основных компетенций, поскольку в таких условиях актуализируется самостоятельность в решении учебных задач, осознание сотрудничества пары «преподаватель-студент».
Интерактивность занятий способствует развитию навыков работы в команде, совершенствует коммуникативные, лидерские и организаторские качества личности, востребованные как «мягкие навыки» и необходимые в любой профессиональной сфере. Зачастую инновационные технологии связываются с применением на занятиях компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, что расширяет личностно воздействующее пространство университета, включая совершенствование цифровых компетенций и цифровой профессиональной компетентности обучающихся [9, С. 101]. Именно поэтому инновационные образовательные технологии находят свою реализацию как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании.
Думается, что в качестве приоритетных направлений развития педагогических инновационных технологий в пространстве современных вузов становятся дистанционные, т. к. они наилучшим образом отвечают запросам сегодняшнего студента.
Следует отметить, что в случае обучения иностранных граждан такого рода технологии становятся незаменимыми, поскольку позволяют получать знания вне зависимости от месторасположения слушателя, разницы в часовых поясах, без привязки к определённому рабочему месту.
Таким образом, получили своё распространение массовые открытые онлайн-курсы, предоставляемые университетами разных стран, адаптирующими свои программы обучения под запросы современного общества, уже в полной мере ощутившими удобство дистанционного образования. Кроме того, на сегодняшний день идёт активная разработка
специализированных адаптивных курсов. Это можно считать новой вехой в развитии личностно-ориентированного подхода в образовании и принципов индивидуализации обучения, поскольку выстроенные по такой модели курсы способны в автоматическом режиме производить «измерение множества параметров обучаемого» [10, С. 34] (учитывать потребности, способности и стартовую знаниевую базу студентов / слушателей, предлагая различные форматы трансляции новых сведений, определяя объём необходимой теоретической информации, избирая темп речи преподавателя и количество визуализации.
Помимо дистанционного образования в вузовской практике и в процессе обучения иностранных слушателей на курсах переподготовки широко применяется технология смешанного обучения, которая предполагает сочетание форматов проведения встреч студентов с преподавателем (в онлайн или очном режиме). По замечанию H.H. Скрыпниковой, наибольшее распространение получает технология «перевёрнутого класса», когда теоретический блок дисциплин или курсов осваивается студентами самостоятельно, а возникшие вопросы и трудности усвоения, практико-ориентированные задания решаются совместно с педагогом [14, С. 75]. Следует признать, что данная технология выступает мощным инструментом на пути интенсификации и оптимизации образовательного процесса, а также позволяет укреплять позиции личностно-ориентированного и компетентностного подходов, персонификации обучения.
Ещё одним направлением в педагогической инноватике становится внедрение в практику обучения студентов и слушателей курсов переподготовки технологий проблемного обучения и кейс-стади. Данные технологии зарекомендовали себя в качестве эффективных, поскольку обладают широким развивающим потенциалом и активизируют самостоятельность обучающихся в ходе освоения учебных программ. А, как известно, информация, добытая собственными силами, более глубоко усваивается, поскольку проходит стадию анализа и критического осмысления.
Среди инновационных образовательных технологий выделяются и те, что направлены на организацию целостного образовательного процесса и управления им. К ним, например, относится технология моделирования индивидуальных образовательных траекторий. Сущность её заключается в том, что обучающийся с учётом личных образовательных потребностей, профессиональных стремлений и «осознанного формирования компетенций» планирует собственный образовательный маршрут [5, С. 107]. Данная технология также способствует реализации субъектности студента / слушателя, поскольку он принимает непосредственное участие в формировании образа профессионального будущего, максимально используя потенциал образовательной организации.
При таких условиях роль преподавателя изменяется: он оказывает поддержку обучающемуся, координирует его действия, помогает в процессе осуществления саморефлексии деятельности и даёт рекомендации по выбору дисциплинарных модулей, как обязательных, так и факультативных, а следовательно, выступает в роли тьютера, наставника, консультанта, ментора [7, С. 62].
В свете концепции непрерывного образования освоение программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки можно рассматривать в качестве звена индивидуальной траектории обучения. Причём для слушателей такой подход становится особенно плодотворным, поскольку они получают возможность обучаться в разных университетах одновременно, обогащая свои профессиональные компетенции.
Не только форматы трансляции новых знаний и адаптация методов и приёмов работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях со студентами / слушателями курсов переподготовки входят в поле педагогической инноватики. Инновационные образовательные технологии также включают использование новейших инструментов для оценки и контроля качества достигнутых результатов обучения. Среди них наиболее востребованными как в вузовской практике, так и в области профессиональной переподготовки становятся технологии компьютерного и электронного тестирования, технология создания портфолио и модульно-рейтинговая система оценки степени усвоения учебного материала. Каждая из перечисленных технологий может быть применима как при дистанционной и смешанной модели обучения, так и в традиционных условиях очного взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Таким образом, следует отметить, что инновационные педагогические идеи и образовательные технологии охватывают все структурные элементы процесса обучения студентов / слушателей:
- организационные и управленческие;
- содержательные (инновационные методы и формы работы);
- дидактические (расширяют способы подачи материала, используются приложения, Интернет-ресурсы, виртуальные средства);
- технологические (новейшие инструменты трансляции знаний подчиняются целям и задачам обучения).
Выводы. Инновационный характер приобретают и технологии контроля и оценки достигнутых образовательных
результатов. Однако в условиях модернизации системы образования в связи с широким распространением идей цифровизации и компьютеризации традиционными и главенствующими остаются личностно-ориентированный и компетентностный подходы, принципы индивидуализации и персонификации обучения, субъектный характер образовательных отношений в паре «преподаватель-обучающийся». Собственно, на их укрепление в практике работы вузов и нацеливаются инновации.
Литература:
1. Абилдина, A.C. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании / A.C. Абилдина // Педагогическая наука и практика. - 2019. - №3 (25). - С. 18-23
2. Алдошина, М.И Условия проектирования эффективных профессиональных образовательных программ в современном университете / М.И. Алдошина // Педагогика и просвещение. - 2022. - №1. - С. 143-154
3. Ахмет-Уста, З.Р. Современные образовательные технологии / З.Р. Ахмет-Уста, С.А. Вовк // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №3. - С. 92-95
4. Губаренко, И.В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени / И.В. Губаренко, Д.В. Гордова // Наука. Искусство. Культура. -2013. - №4. - С. 209-214
5. Данейкин, Ю.В. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе / Ю.В. Данейкин, O.E. Калинская, Н.Г. Федотова // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 8/9. - С. 104-116. -DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
6. Джумаева, С.А. Педагогические инновации в современной системе образования / С.А Джумаева, М.Х. Хайруллаева // Научные исследования. - 2019. - №3 (29). - С. 37-39
7. Ильина, С.П. Развитие идеи индивидуализации образования как историческая предпосылка персонифицированного обучения / С.П. Ильина, Н.В. Циммерман // Человек и образование. - 2020. - № 4(65). - С. 57-63
8. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно - практической конференции. -Карачаевск, 2019. - С. 69-74
9. Котлярова, И.О. Инновационные технологии реализации программ дополнительного профессионального образования / И.О. Котлярова, И.А. Волошина, М.С. Павловская, Н.Г. Анкудинова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2021. - Т. 13, № 4. - С. 96-105. - DOI: 10.14529/ped210409
10. Кречетов, И.А. Реализация адаптивного обучения: методы и технологии / И.А. Кречетов, В.В. Романенко, В.В. Кручинин, A.B. Городович // Открытое и дистанционное образование. - 2018. - № 3 (71). - С. 33-40. - DOI: 10.17223/16095944/71/5
11. -Макарова, Н.С. Педагогический университет в условиях цифровой трансформации образования / Н.С. Макарова // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему. Материалы I Всероссийской международной научной конференции. -Омск: Ом ГПУ, 2019. - С. 176-181
12. Распоряжение Правительства РФ от24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки системы образования на период до 2030 года». - URL: https://clck.ru/32VmcB (дата обращения: 31.09.2023)
13. Рыбцова, Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова,-Москва: Юрайт, 2018.-90 с.
14. Скрыпникова, H.H. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика / H.H. Скрыпникова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. - С. 74-78
15. Снопкова, В.И Педагогические инновации - ориентиры развития профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы / В.И. Снопкова // Авиационный вестник. - 2020. - № 3,- С. 74-78
Педагогика
УДК 37.004
кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье обозначен ведущий вектор развития университета - обеспечение профессионально-личностного становления будущего педагога. Рассмотрена роль в данном процессе специально созданной культурно-образовательной среды учебного заведения. Проанализированы направления создания культурно-образовательной среды учебного заведения, разработанные и апробированные В.А. Сухомлинским. Среди них: гуманистическая личностная направленность отношений в коллективе учебного заведения; демократический стиль отношений в педагогическом коллективе; создание условий для постоянного самосовершенствования педагогов в профессиональной и общекультурной сфере; организация совместной творческой (научно-исследовательской и художественно-эстетической) деятельности педагогов и обучающихся (студентов); координация воспитательных усилий учебного заведения и общественности; педагогически целесообразная и культуросообразная организация предметной среды.
Ключевые слова: педагог, профессионально-личностное становление, культурно-образовательная среда, учебное заведение.
Annotation. The article identifies the leading vector of the university's development - ensuring the professional and personal development of the future teacher. The role of a specially created cultural and educational environment of an educational institution in this process is considered. The directions of creating a cultural and educational environment of an educational institution, developed and tested by V.A. Sukhomlinsky, are analyzed. Among them: humanistic personal orientation of relations in the staff of the educational institution; democratic style of relations in the teaching staff; creation of conditions for continuous self-improvement of teachers in the professional and general cultural sphere; organization of joint creative (research and artistic and aesthetic) activities of teachers and students (students); coordination of educational efforts of the educational institution and the public; pedagogically appropriate and culturally appropriate organization of the subject environment.
Key words: teacher, professional and personal formation, cultural and educational environment, educational institution.
Введение. Утверждение в образовании личностно-ориентированной образовательной парадигмы актуализирует потребность модернизации системы высшего педагогического образования в направлении усиления ее гуманитарно-культурологической составляющей и ориентации на целостное личностное становление будущего педагога. Культурологическое измерение современного педагогического образования должно основываться на освоении будущими педагогами, прежде всего, культурных смыслов, которые образуются в процессе взаимоотношений человека с природной и социальной окружающей средой в системе этнической или исторической культурной системы. В то же время овладение смыслами человеческой культуры возможно только в процессе формирования ценностного отношения личности к миру, действительности, самой себе в этом мире. Следовательно, определяющим фактором, обусловливающим эффективность процесса педагогического образования, должна стать специально организованная окружающая среда, где происходит профессионально-личностное становление молодежи - культурно-образовательная среда педагогического университета.
Изложение основного материала статьи. К.К.М. Клакхон считал, что «культура - это часть окружающего мира, созданная самим человеком» [1, С. 9]. Здесь, бесспорно, подразумевается далеко не только материальная среда - здания, бытовые вещи и др.; обязательно предполагается еще и наличие специфической духовной окружающей среды - систем норм и ценностей, менталитета, традиций и тому подобное.
Таким образом, педагогически целесообразно организованная культурно-образовательная среда учебного заведения -это весь уклад жизни коллектива педагогов и обучающихся (студентов) с присущими ему отношениями, приоритетами. Это также и педагогически целесообразная и культурно соответствующая организация предметной среды, которая также должна выполнять культуротворческую функцию.
На основе многолетней творческой педагогической деятельности В.А. Сухомлинским были предложены и апробированы основные направления создания культурно-образовательной среды учебного заведения. К ним относятся следующие:
1. Гуманистическая личностная направленность отношений в общешкольном коллективе. Многолетний опыт работы директором сельской школы привел В.А. Сухомлинского к убеждению, что коллектив учителей и коллектив учеников не