Фролов Федор Сергеевич, аспирант кафедры национальной безопасности ФГБОУ ВПО «Российская академия НХиГС при Президенте Российской Федерации»,
г. Москва.
119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82. Тел.: (495) 933-80-30. Е-mail:forlourambler.ru
Ф.С. Фролов
КУЛЬТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
В условиях современного мироустройства возникла новая угроза национальной безопасности Российской Федерации - культурнолингвистическая экспансия (далее - КЛЭ). Суть данной проблемы заключается в том, что ряд стран под эгидой мира, международного сотрудничества, дружбы и культурного обмена осуществляет на территории Российской Федерации враждебную деятельность, направленную на внедрение и изменение сознания населения нашей страны. В этом контексте речь идет об угрозе социальной диссоциации1 в масштабе государства и изменении мышления индивида, социальных общностей, социальных групп и общества на уровне самоидентификации каждого гражданина [12]. В основе КЛЭ лежит несиловой аспект ведения войны.
Понятие «экспансия» амбивалентное. Экспансия (от лат. expansio -распространение) - расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая экспансия) [10]. Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы [6]. Экспансионизм -агрессивная политика с целью захвата чужих территорий и рынков сбыта [9].
В информационном обществе сфера распространения экспансии - это не только захват чужих территорий и рынков сбыта, но и информационных пространств. Ядром информационного пространства является общественное сознание и массовая психика. Для нас важно то, что экспансия есть агрессивное
действие, несущее угрозу общественному сознанию и массовой психике. По А.Н. Леонтьеву, «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» [7]. Сознание, как форма отражения объективной действительности, состоит из трех слоев. В данном контексте наиболее важным из них является рефлексивный слой, в основе которого лежат смыслы и языковые значения [8]. Именно на этом уровне, который соответствует категории «интеллект», в предложенной А.Я. Анцуповым структуре психики человека, зарождается мышление, речь и язык [3].
Вместе с тем, одной из основных черт сознания является его мотивационно-ценностный характер [7]. Ценности оказывают существенное влияние на формирование индивидуального и общественного сознания, тогда как в основе национальных ценностей лежат национальные культура и язык.
Основные цели культурно-лингвистической экспансии:
1) использование культурно-лингвистической модели в частичном, либо полном вытеснении из сознания индивида и этнических общностей категорий язык, культура и ценности для прекращения процесса их идентификации с национальным государством;
2) культурная и этническая ассимиляция культурно-лингвистической модели населением государства-жертвы для восприятия им государства-агрессора в качестве дружественного партнера-союзника.
Так, этническая общность - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, которые обладают специфическими особенностями культуры, общим языком и характерными чертами психики, а также самосознанием и самоназванием (автоэтнонимом). Этнические общности, различающиеся стадиями развития, могут быть представлены родами, племенами, народностями и нациями. Различные этнические общности обладают этническими и этносоциальными признаками, среди которых одним из главнейших является язык [11].
Другими словами, процесс поиска идентичности, т.е. тождественности индивида с членом социальной группы или общности, является ключевым в формировании и существовании национального государства. В данном контексте процесс идентификации опирается на присутствие в сознании индивида категорий, позволяющих ему соотносить себя с этнической общностью и национальным государством в целом. В массовом сознании этнической
общности такими исторически сложившимися категориями являются общий язык, культура и формирующиеся за счет их синергии ценности.
В свою очередь, определить принадлежность этнической общности к национальному государству возможно путем соотнесения ее численности к этническому большинству, историей сосуществования, взаимоотношений и взаимопроникновения их культур, языка и ценностей. Этническое большинство является статусной характеристикой этнической группы: доминирующее
положение в регионе (государстве); на языках этой группы ведется большая часть социальной коммуникации. Поскольку численная характеристика чаще всего совпадает со статусной, то «большинство» обычно имеет статусно-оценочную характеристику «доминирующая группа» [11].
Вместе с тем, структура национального государства неоднородна, т.е. этническое большинство такого государства в разных его регионах может также представлять и этническое меньшинство. В этом смысле, такие регионы являются целевыми для воздействия на сознание населения посредством культурно-лингвистической модели. Одна из задач иностранных специалистов по информационному противоборству в этих регионах заключается в организации деятельности, направленной на вытеснение культурно-лингвистической модели доминирующей группы национального государства в регионе, в котором она составляет меньшинство, своей не менее мощной и привлекательной моделью. Таким образом, создается угроза смещения языковых, культурных и ценностных ориентиров в сознании населения региона в сторону модели государства-агрессора, и появляются предпосылки к росту процесса социальной диссоциации. Разрастание масштабов этих явлений напрямую угрожает целостности государства, так как может привести к выходу региона из его состава.
Другой равнозначной целью КЛЭ являются этническая и культурная ассимиляция культурно-лингвистической модели. Ассимиляция есть слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания [5]. Языковая ассимиляция - усвоение иноэтнического языка и признание его родным [11]. Культурная ассимиляция или аккультурация - процесс и результат взаимовлияния национальных культур и языков, заключающийся в приспособлении индивида или культурного сообщества в целом к инокультурному окружению. В результате аккультурации у
коллектива (или индивида-реципиента) происходит формирование двойного культурно-языкового сознания и развивается билингвизм [11].
Этническая ассимиляция - восприятие этносом иной культуры, смена этнической и культурной идентичности и слияние с другим этносом; может рассматриваться как вид национальной политики, направленной на стирание этнических и культурных различий и формирование моноэтнической общности [11].
Данные процессы ассимиляции могут проходить в естественной (в т.ч. скрытой, маскируясь под естественную. - Прим. авт.) и насильственной формах:
- естественная ассимиляция - происходит путем аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков (то же, что и натурализация);
- насильственная ассимиляция - происходит путем насильственного ограничения или запрета на употребление этнического языка.
Термин «ассимиляция» чаще употребляется в значении «насильственная» и несет негативную оценку («ассимиляторская языковая политика»). Для нейтральной или положительной оценки явления отдается предпочтение терминам «натурализация», «интеграция» [11].
В данном контексте речь идет о попытке осуществления насильственной ассимиляции, проводимой скрытно, не силовыми методами.
Государство-агрессор - государство, проводящее экспансионистскую политику в отношении другой страны в информационной сфере.
Государство-жертва - государство, являющееся целью экспансионизма со стороны других стран в информационной сфере.
Культурно-лингвистическая модель воздействия - это совокупность положительных культурных и лингвистических объектов или явлений культуры государства-агрессора, как системы, предназначенных для создания благоприятного внешнего образа его агрессивной деятельности в сознании населения целевого государства и подмены в нем национальных ценностей, культуры, языка.
Национальная культура, как совокупность «привлекательных» ее объектов, значение и ценность которых общепринята. Необходимо сказать, что воздействие культурно-лингвистической модели государства-агрессора осуществляется на эмоциональную составляющую человеческой психики. В
этом смысле используются, в том числе, и объекты культуры, обладающие ярким ассоциативным рядом.
Язык, как важнейший компонент национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, будучи предпосылкой и важнейшим условием его существования [4]. «Мы внедряемся в их сознание, модифицируя главный инструмент мышления: язык» [2]. Национальная культура и язык формируют национальные ценности.
Национальные ценности, как совокупность материальных и духовных ценностей страны, которым присущи вполне определенные мировоззренческие, исторические, культурологические, социально-экономические и
демографические признаки [13, с. 105].
На территории государства-жертвы реализацией КЛЭ занимаются неправительственные и иные организации, финансируемые извне как государственными, так и негосударственными фондами, компаниями и частными лицами.
Данная проблема вписывается в теорию мягкой силы1 (soft power) Джозефа Ная [1]. Вместе с тем возникает вопрос, как ввести КЛЭ в поле мягкой силы? На каком этапе культурный обмен превращается в экспансию? А признаем ли мы понятие информационной силы?
Таким образом, можно констатировать, что культурно-лингвистическая экспансия есть идеологическая, культурная и языковая непрямая агрессия одного или более государств в отношении другого (-их) государства (-в) с целью внедрения в сознание населения своей культурно-лингвистической модели, подрыва традиционных устоев общества, воспитания и подготовки лояльных групп населения и агентов влияния, формирование в этих странах «пятых колонн» для всеобъемлющего проникновения в политическую, экономическую, культурную и военную сферу государства. Дальнейшее изучение данного явления ставит вопрос о необходимости формулировки понятия «культурнолингвистическая безопасность».
* * *
1. Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
2. John Sutherland. Linguicide: The death of language // The Independent. 2002. 10 March.
3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.
4. Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации (социально-философский аспект): дис. ... канд. филос. наук. Красноярск: КГТУ, 2006. Машинопись.
5. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
6. КравченкоА.И. Культурология: словарь. М.: Академический проект, 2000.
1 Мягкая сила - это «привлекательная» сила, то, посредством чего можно привлечь, расположить людей. Средства реализации мягкой силы являются ценности, массовая культура и образ жизни. - Ф.Ф.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
9. Краткий политический словарь /под ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишкина. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.
11. Словарь социолингвистических терминов. М.: РАН, 2006.
12. Социологический словарь [Электронный ресурс] // Социологический словарь: [сайт]. URL: http://www.soclexicon.ru/dissociaciya-socialnaya (дата обращения: 10.06.2012).
13. ПрохожевА.А. Общая теория национальной безопасности, М., 2005.