Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

КУЛЬТУРНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / религиозная безопасность / сайентология / фундаментализм / секты / national security / religious security / Scientology / fundamentalism / cult

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джеваков Замба Мергенович

Предметом исследования данной статьи являются различные религиозные и псевдорелигиозные течения, существовавшие и существующие на сегодняшний день на территории Российской Федерации, деятельность которых ввиду их чрезмерной радикальности представляет угрозу для национальной безопасности. Представлена историческая ретроспектива различных религиозных и псевдорелигиозных групп и течений, а также проанализировано их текущее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND CONFESSIONAL ASPECTS OF THE SECURITY OF THE RUSSIAN STATE

The article describes the study of various religious and pseudo-religious patterns existing on the territory of the Russian Federation. Their activities are associated with an increase of threat to the interests of national security. The research analyzes a historical retrospective of various and pseudoreligious groups and movements as well as their current status.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 299 DOI: 10.53315/1995-0713-2023-57-1-97-102

ББК 87

З.М. Джеваков

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

КУЛЬТУРНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Предметом исследования данной статьи являются различные религиозные и псевдорелигиозные течения, существовавшие и существующие на сегодняшний день на территории Российской Федерации, деятельность которых ввиду их чрезмерной радикальности представляет угрозу для национальной безопасности. Представлена историческая ретроспектива различных религиозных и псевдорелигиозных групп и течений, а также проанализировано их текущее состояние.

Ключевые слова: национальная безопасность, религиозная безопасность, сайентология, фундаментализм, секты.

Z.M. Dzhevakov

Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikov

CULTURAL AND CONFESSIONAL ASPECTS

OF THE SECURITY OF THE RUSSIAN STATE

The article describes the study of various religious and pseudo-religious patterns existing on the territory of the Russian Federation. Their activities are associated with an increase of threat to the interests of national security. The research analyzes a historical retrospective of various and pseudo-religious groups and movements as well as their current status.

Key words: national security, religious security, Scientology, fundamentalism, cult.

Конфессиональные аспекты безопасности российского государства

Когда распался Советский Союз, а власти отказались от идей коммунизма как базовой картины мира в социуме, это привело к кризису поиска духовной основы. Множество людей потеряло ясные морально-духовные ориентиры. В данной ситуации разные церковные конфессии и религиозные направления приступили к полномасштабной борьбе за прихожан и последователей. Причем в борьбе приняли активное участие как доминирующие, привычные для этого региона церкви, так и церковные и псевдоцерковные организации, порой имеющие явный сектантский уклон.

В РФ в девяностых и первой половине нулевых годов вели работу и структуры, появившиеся в дальнем зарубежье, и те, что возникли на территории бывшего СССР. Среди них стоит упомянуть о кришнаитах, саентологах, «Церкви объединения» Муна, «Аум синрикё»1, «Церкви Сатаны», «Белом Братстве», «Богородичном центре», «Церкви последнего завета» [2]. Каждое из перечисленных религиозных образований возникло и распространялось на территории СНГ преимущественно благодаря деятельности зарубежных проповедников, а небольшая часть церковных объединений появилась как чисто «отечественный продукт».

'Признана террористической структурой, запрещенной в России.

В качестве примера приведем саентологов1 или мунитов2. Бывшие советские граждане порой предпочитали выбирать именно эти сектантские организации, а не традиционные конфессии, поскольку успели разочароваться в последних или полагали, что те испортили себе репутацию, сотрудничая с властью во времена СССР или в ельцинский период.

Интересна деятельность такой новой религиозной организации, проводившей работу в те годы в России, как «Аум синрикё».

Как и большая часть других неорелигиозных направлений, это учение было синкретическим, но основывалось оно не на христианстве. Ее фундаментом был буддизм Ваджраяны3 (считается неорелигиозным учением) [4].

Адепты «Аум синрикё» у нас стали появляться с первых лет существования РФ. В 1992-м состоялся визит главы и основателя секты Сёко Асахары в наше государство. У него были встречи с некоторыми политическими и церковными деятелями, выступления в Московском госуниверситете, Московском инженерно-физическом институте, Московском техническом госуниверситете имени Баумана, Московском институте международных отношений и иных крупных учебных заведениях перед учащимися.

Его приезд и выступления имели мощную РЯ-поддержку. В частности, в начале работы в РФ «Аум синрикё» обзавелась ежедневной часовой радиопрограммой на «Маяке» и тридцатиминутной еженедельной телепередачей на «2x2». В середине 1992 г. организацию зарегистрировал Минюст России.

В течение двухлетней деятельности российский филиал успел провести крупные мероприятия, достаточно упомянуть о музыкальном концерте в «Олимпийском». Помимо этого, из нашей страны транслировалась религиозная передача по радио, в частности, на Японию.

В 1995 г. «Комитет по спасению молодых людей от псевдорелигий» подал иск, и Останкинским межмуниципальным судом был вынесен вердикт ликвидировать «Аум синрикё» в РФ [5]. В это же время арестовали Тосиясу Оути, Кэйдзи Танимуру и Рио Андо, возглавлявших российский филиал секты. Им предъявили обвинение в том, что они организовали структуру, представляющую опасность для личности и прав россиян, а также причинили ущерб обманными действиями. Но суд так и не состоялся, их выпустили под поручительство и с условием невыезда. Позже было принято решение о прекращении дела, так как в результате расследования правоохранительные органы заключили, что подозреваемые по причине изменившейся ситуации уже неопасны для общества.

Со временем выяснилось, что такое решение нельзя назвать правильным. Ведь ряд ячеек секты продолжал действовать, а отдельными адептами (Д. Сигачевым, А. Шевченко, Б. Тупейко, Д. Вороновым) планировалась серия терактов на родине Асахары в 2000-м с целью освобождения из тюрьмы самого основателя и его приближенных. Причем они собирались перевезти Асахару в РФ, в которой надеялись спрятать его от закона.

Саентология является международным движением, которое многие авторы относят к неорелигиозным движениям гностической направленности. Создано в 1950-х в Соединенных Штатах Лафайетом Рональдом Хаббардом. Вероучение и практики базируются на представлении, что люди - это духовные сущности, проживающие множество жизней. Число адептов, исходя из различных оценок, может составлять и сотни тысяч, и 10000000.

2Мунизм (Церковь объединения) представляет собой неорелигиозное учение (секту), которое создал Мун Сон Мён в середине 1950-х в южнокорейской столице. Следующие десятилетия муниты распространились во множестве государств и имеют сегодня около 6000000 адептов.

3Ваджраяна является тантрическим учением, возникшим в рамках Махаяны в пятом столетии. Больше всего последователей имеет среди россиян, тибетцев, непальцев, монголов и японцев.

По словам специалиста по религиоведению Игоря Кантерова, которые он произнес в 2005 г., в нашей стране продолжается незаконная деятельность отдельных ячеек адептов «Аум синрикё» [1]. По сведениям Генеральной прокуратуры, на 2016 г. число приверженцев сектантской организации в РФ составляло до 30000 человек [6]. Весной 2016 г. полиция и Следственный комитет осуществили множество рейдов по месту жительства сектантов с целью их ареста [6].

Осенью 2016 г. ВС РФ признал эту международную религиозную структуру террористическим объединением и запретил ее в нашей стране [7].

Итак, в настоящее время мы видим, как религиозно-церковные структуры разных конфессиональных направлений (в том числе и новые религиозные движения) проникают в регионы, где до этого их никогда не было. Благодаря интегрированию и глобалистским процессам распространяются в новом для себя пространстве как технологические составляющие и культурные аспекты, так и верования.

На этом фоне власти в содружестве с традиционными для нашей страны конфессиями обязаны делать все от них зависящее, чтобы не дать возможности таким сектам проникать к нам и распространяться.

Естественно, присутствует риск, что церковь может опять стать политическим и общественным придатком государственной власти, сделаться пешкой в противостоянии разных политических сил. Во избежание такой ситуации необходимы четкие законы, регулирующие деятельность в этом направлении и властей, и участников религиозной жизни вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

Проблемы с безопасностью могут присутствовать и со стороны религиозных фундаменталистов. И это касается и ислама, и православия.

Мусульманские фундаменталисты в исламских республиках РФ обладают своими отличительными чертами, потому их стоит рассмотреть особо.

Источниками и социальной основой фундаменталистских настроений на северокавказских территориях РФ являются те же причины, что и в чисто мусульманских странах. Речь об экономических проблемах, безработице (в особенности это касается молодых людей), неверии населения в демократические ценности, слабости светских оппозиционеров, обостряющейся борьбе между представителями разных национальностей, этносов, кланов.

Очередной всплеск фундаменталистских настроений произошел в 1990-е гг., что связано с проникновением «ваххабизма» в новую Россию1. В ваххабизме произошла эволюция идей ханбалитского мазхаба (основоположник - богослов Ахмад ибн Ханбаль). Это течение считается правоверной школой (всего их четыре), признанной всем мусульманским миром. Основная особенность ханбалитского мазхаба состоит в абсолютном отказе от «нововведений», о которых ничего не говорят правоверные предания (хадисы), которые не освящены единодушным мнением богословских деятелей (традиция иджм), поэтому вступающие в противоречие с сунной.

Наряду с отрицанием «нововведений» ваххабизм ратует за то, чтобы вернуть мусульманству чистоту, которое оно имело при пророке Мухаммеде. Еще нужно строго соблюдать принцип монотеизма, не поклоняться никакому святому и священному месту, быть пуританином в жизни. В настоящее время ваххабизм перестал бороться с нововведениями наподобие телевизора и телефона, но его представители все еще непримиримы к приверженцам иных направлений мусульманской религии.

1Ваджраяна является тантрическим учением, возникшим в рамках Махаяны в пятом столетии. Больше всего последователей имеет среди россиян, тибетцев, непальцев, монголов и японцев.

На исламских территориях РФ приверженцы «ваххабизма», ратующие за «неиспорченный ислам», занимаются навязыванием собственной веры и мировоззрения приверженцам иных существующих тут вариантов мусульманства: шафиитского мазхаба, тарики и так далее. Сильнее всего такой «ваххабизм» борется с «народным исламом», с давно устоявшимися в северокавказском регионе обычаями в быту и культуре, со светским поведением мусульманского населения [10].

В православном христианстве после перестройки тоже появилось немало движений, опирающихся на фундаменталистские идеи. Из того периода мы можем упомянуть о РНЕ («Гвардии Баркашова»), «Памяти», «Союзе православных братств», СПХ. Что касается «Памяти» и отделившихся от нее «Баркашовцев», то их интересовали в основном национальные и политические идеи [13]. Наиболее яркая организация в религиозных кругах - «Союз православных хоругвеносцев», которая запомнилась разными акционистскими мероприятиями. И хотя отдельные представители РПЦ были против, монархисты настояли на том, чтобы Николай II и его семья были канонизированы. Благодаря этому православные монархисты стали лояльнее к руководителям РПЦ [9].

Помимо этого, православные фундаменталисты существовали как малочисленные объединения или просто как печатные и интернет-издания, речь, в частности, о «Благодатном огне» и «Руси Державной». Сюда еще можно добавить белогвардейские, монархистские и казачьи клубы.

На сегодняшний день всю совокупность фундаменталистских движений в православии мы можем разбить на 3 категории: условных церковников, монархистов, а также националистов и конспирологов [14].

Условные церковники - это категории, прежде всего, интересующиеся религиозной повесткой и скрытно аффилированные с Московским Патриархатом.

Примерно в 2015 году стала раскручиваться организация «Божья воля», которую возглавлял Дмитрий Цорионов (его знали больше под именем Энтео). Но эта структура так и не смогла дорасти до полноценного общественного движения, хотя были и провокационные выходки, и шумиха в медиапространстве. Вся организация, по сути, состояла из самого Цорионова и его приятелей. По некоторым сведениям, работу «Божьей воли» курировали силовики, а по линии Московского Патриархата - священник Всеволод Чаплин. Какое-то время покровительство силовиков давало Цорионову определенный «иммунитет» от преследования. Но все поменялось, когда члены организации пришли в ЦВЗ «Манеж» и стали громить скульптуры «богопротивной» экспозиции. В этот момент их кураторы поняли, что действия «Божьей воли» принимают нежелательный оборот.

В этот же период с руководящего поста в РПЦ сняли Чаплина. Что касается Цори-онова, то он все больше интересовался политикой, уйдя в оппозицию к существующей власти. В итоге в 2017 г. «Божья воля» раскололась, Энтео был исключен из организации. В настоящий момент проект не распался, но существует только в Интернете.

Приблизительно в этот же период боксером В. Носовым и композитором А. Кор-мухиным было организовано движение «Сорок сороков» [13]. Эта структура была связана с Московским Патриархатом теснее, чем «Божья воля». Движение «Сорок сороков» (ДСС) и руководители Московского Патриархата (МП) согласовывали каждую акцию. По словам Андрея Кормухина, он и адепты его движения являются «кирилловской гвардией».

Зачастую «Сорок сороков» использовали в качестве боевой силы в конфликтах, касающихся возведения церквей в столице и иных субъектах РФ. Но потом руководители МП поняли, что из-за силовых мероприятий и открытых конфликтных ситуаций

по поводу строительства создается серьезный негатив в СМИ, поэтому активистов «Сорока сороков» начали привлекать лишь изредка. Сегодня руководители ДСС начали заниматься преимущественно политикой. Кормухина можно нередко увидеть в медиапространстве, он владеет раскрученным 1е^гат-каналом. Располагая отделениями во множестве российских городов, движение способно превратиться в серьезную силу, но на это нужно много денег, а их у ДСС пока недостаточно.

Монархисты. В данную категорию входят различные монархические структуры. Можно упомянуть о Русском Имперском Движении (в Соединенных Штатах оно признано террористическим), РИСО, иных организациях, у которых в названиях присутствуют слова «память», «имперский» и тому подобные. Православное христианство у монархических объединений связано с авторитаризмом, с любовью к сильному царю, способному навести порядок в стране.

Основные занятия подобных обществ - проведение нескончаемых дней памяти, форумов, попытки переименовать улицы, избавиться от одних памятников, чтобы заменить их другими. Сильнейший игрок на данном поле - «Двуглавый Орел», который активно продвигается интернет-каналом «Царьград ТВ». Финансирование поступает от миллиардера Константина Малофеева, который и возглавляет организацию. Должность его зама занята историком Леонидом Решетниковым, который имел звание генерала в СВР России.

Националисты и конспирологи

Организации националистического толка. Эти объединения отличаются от предыдущих исключительно идеологией. Монархисты строят свои идеологические программы на великодержавности и эзотерическом монархическом культе, а иногда и на явном царебожии. А вот националистические структуры (несмотря на наличие имперского дискурса) больше похожи на неонацистов, которые делают акцент на почве, крови и борьбе с сексуальными меньшинствами, исламизацией страны или мигрантами. Религиозность в разных движениях может присутствовать в той или иной степени, порой они опираются не на православное христианство, а на родноверие, однако последних совсем мало [8].

Открытые контакты с руководством Патриархата подобные структуры не поддерживают, но иногда в их работе не обходится без участия эксцентричных священников или монахов, которые зачастую входят в раскольнические организации. Примером таких структур является Русская народная линия, которая уже раскололась. Стоит упомянуть о Русском Корпусе, Имперском Легионе, фашиствующем (в открытую пользуются свастиками) Национальном Консервативном Движении. Ведется деятельность и другими околонацистскими и парамилитаристскими движениями.

Конспирологи. Это крупное и активное фундаменталистское направление, в рамках которого произошло смешение совершенно разных взглядов и идеологий православного христианства вместе с приверженцами антиэкуменизма, теорий заговора, с теми, кто активно выступает против вакцинации, паспортизации и присвоения человеку номера, евреев, цифровой трансформации, вышек 5в, Запада, сексуальных меньшинств, сегодняшнего Патриарха и так далее. Представители данной категории не доверяют ничему из происходящего на планете, постоянно ищут масштабные заговоры, зато верят в любую конспирологическую теорию, которая иначе объясняет события или явления.

Идеи у этой категории крайне разнообразны и явно шизофреничны, что делает этих людей весьма активными, но и весьма раздробленными. В основном они распространяют текстовую, графическую и видеоинформацию конспирологического

содержания, в редких случаях организуют и участвуют в уличных акциях и конференциях, где решают, каким образом им поднять с колен страну или победить глобальный заговор.

Сегодняшние православные фундаменталистские движения не занимаются терроризмом, как это зачастую происходит у исламских фундаменталистов. Их деятельность отличается разнообразием и схожа с разрозненной субкультурой, а не с серьезным социальным движением. И хотя многие идеи, которые пропагандируют православные фундаменталисты, физически не могут быть реализованы, их поддерживает немалый процент социума, который не устраивает сложившаяся ситуация в стране и мире [13].

Список литературы

1. Аум Синрикё /И.Я. Кантеров // М., Большая российская энциклопедия, 2005 -С. 493. - (Большая российская энциклопедия). (в 35 т.)/ гл. ред. Ю.С. Осипов, 2004-2017, т. 2.

2. Силантьев Р. А. К проблеме классификации организаций, запрещенных в России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2017. - С. 177-188.

3. Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной и духовной безопасности российского общества. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28383/ (дата обращения: 10.01.2023).

4. Пахомов С. В. Буддизм в Японии. Религиоведение: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

5. Решение Останкинского межмуниципального (районного) народного суда г. Москвы от 18 апреля 1995 года. - URL: http://www.sclj.ru/court_practice/detail.php? ELEMENT_ID=3997&SECTION_ID=156 (дата обращения: 12.01.2023)

6. В Москве и Петербурге прошли массовые задержания адептов секты «Аум Синрикё». - URL: https://lenta.ru/news/2016/04/05/aum/ (дата обращения: 12.01.2023)

7. Верховный суд запретил секте «Аум Синрикё» работать в России. - URL: https://iz.ru/news/633421 (дата обращения: 12.01.2023)

8. Мильков В. В. Неоязычество // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. - 2-е изд., и доп. - М.: Республика, 2002. - С. 294-299.

9. Кернер В.Ф. История канонизации святой Царской семьи в Русской Православной Церкви в России и за рубежом // Церковь. Богословие. История. - 2021. - С. 8-20.

10. Изучение региональных особенностей ислама в Российской Федерации в новейшее время. - URL: https://islamjournal.ru/2018/id42/ (дата обращения: 13.01.2023)

11. Убийца Даниила Сысоева найден и убит. - URL: https://www.interfax.ru/ russia/128140 (дата обращения: 13.01.2023)

12. Движение «Сорок сороков»: православный фундаментализм во враждебном окружении . - URL: https://www.keston.org.uk/rr/71/01-Lunkin-40x40-71.pdf (дата обращения: 14.02.2023)

13. Волобуев А.В. Русский православный фундаментализм: социально-философские аспекты // Гуманитарный вестник. - 2019. - С. 1-11

14. Современные фундаменталистские православные движения в России. -URL: https://reltoday.com/wp-content/uploads/2020/05/fundamentalistskie-pravoslavnye-dvizhenija.pdf (дата обращения: 13.12.2022)

15. Осипова В.В. Нетрадиционные религиозные движения в общественно-политической жизни России 1990-2015 гг.: Автореф. дис. канд. истор. наук. - Москва, 2021, 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.