Научная статья на тему 'Тоталитарная секта «Аум Синрикё» и религиозная безопасность Японии'

Тоталитарная секта «Аум Синрикё» и религиозная безопасность Японии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4145
706
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ / «АУМ СИНРИКЁ» / СЁКО АСАХАРА / «АУМ СИНРИКЁ» В РОССИИ / RELIGIOUS SECTS / AUM SHINRIKYO / SHOKO ASAHARA / AUM SHINRIKYO IN RUSSIA
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тоталитарная секта «Аум Синрикё» и религиозная безопасность Японии»

Тоталитарная секта «АУМ Синрикё» и религиозная безопасность Японии

Е. А. Сиваков

Религия - один из древнейших феноменов человеческой природы. Согласно Фрейду религия является универсальным феноменом, связанным с «исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества». Религия стремится связать человека с Богом, с высшей, трансцендентной силой, ее главная цель - обеспечить человека моральной опорой и дать ответ его духовным исканиям. Связь, которую осуществляет религия, носит сугубо личный характер. Тонкость феномена религии заключается в том, что она, выступая предметом индивидуальной веры и самостоятельной мировоззренческой парадигмой, не может быть идентифицирована в рамках шкалы Истинное - Ложное. При этом то, что понимается под религией в настоящее время, носит характер организованного института, в котором доминирует влияние человека - основателя религии1.

Религия, как отмечал М.Вебер, в значительной мере определяет «векторы социального поведения людей». Свобода вероисповедания относится к основным правам человека - т. е. тем естественным правам, которые закреплены в конституционных правах и свободах (иными словами, законодательно регламентированы) и обеспечены системой гарантий и механизмов защиты2. По сей день практически во всех обществах религия продолжает оставаться существенным компонентом жизнедеятельности людей, достаточно независимым от политики и экономики - однако иногда она становится послушным инструментом в руках тех, кто использует ее в своих корыстных интересах.

Свобода вероисповедания приводит к распространению в настоящее время такого явления, как религиозный плюрализм, когда, помимо основных мировых религиозных течений, возникает еще и множество так называемых «новых религий», представляющих собой ответвления первых. При этом среди новых религий немало таких, которые не только негативно воздействуют на психическое здоровье своих адептов, но и представляют серьезную угрозу для общества, используя террористические методы для достижения своих целей. Именно поэтому в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод сделана следующая оговорка: «Свобода отдельной религии должна

1 Новейший философский словарь. М., Серия: Мир энциклопедий. Книжный дом. 2003.

2 Конституция Российской федерации. М., 2001, с. 28.

быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали или для охраны прав и свобод других...»3.

Принимая во внимание описанные выше морально-этические аспекты, связанные со спецификой религиозного знания, становится понятно, почему при разработке законодательных актов, которые бы гарантировали религиозную безопасность, эксперты испытывают сложности как с определением понятия, так и с поиском способов противодействия опасным представителям «новых религий». Говоря о терминологии, следует отметить, что наиболее точно отражает сущность опасных для общества религиозных объединений термин «деструктивная религиозная организация», имеющий своими аналогами два других - «деструктивный культ» и «тоталитарная секта».

При этом совершенно необходимо различать понятия «секта» и «тоталитарная секта», поскольку само по себе понятие «секта» не несет в себе негативной коннотации. Официальное определение этого понятия таково: религиозная секта (лат. secta — замкнутая группа людей), обособленная группа верующих, отошедших от той или иной церкви или общины4. Итак, секта - это группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества. Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как ответвлений от каких-либо традиционных религий, и это наименование не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов и постепенно превращаться в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только некоторыми догматами.

Деструктивное религиозное объединение, напротив, представляет из себя авторитарную иерархическую организацию любой ориентации, разрушительную по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Пытаясь определить, где проходит граница между религией и сектой, эксперты сталкиваются с проблемой нахождения объективного критерия. Можно сказать, что критерий, наилучшим образом характеризующий секту, - это использование веры для достижения целей, не

3 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (http://www.hro.org/ ёосз/Иех/сое/сопу.Ыш)

4 Вронский О. Г., Колосов Д. В., Родин А. В. История отечества с древнейших времен до наших дней. М.,Славянский дом книги, 2003, с.634.

имеющих ничего общего с духовностью, таких, как обогащение, амбициозные планы и т. д. Многие секты сегодня преследуют и такую корыстную цель, как господство над людьми.

Говоря о религиозной жизни современной Японии, следует отметить ее высокую диверсифицированность, при которой в полном согласии действуют и сосуществуют многие конфессии. Это связано с особенностями исторического формирования религиозного осознания японцев. Фактически отношения государства и религии были оформлены в соответствующих статьях конституции 1947 г., где были провозглашены свобода религии и принцип секуляризации, т. е. четкое разделение светской и религиозной жизни без взаимного вмешательства. После установления законодательного барьера между общественной (политической) и частной (религиозной) жизнью отношение японцев к вере стало делом сугубо личным, интимным, а вопросы о принадлежности к той или иной конфессии - бестактными и неэтичными. В апреле 1951 г. был принят Закон о религиозных юридических лицах, предоставивший всем религиозным организациям право владеть храмами и святилищами, заниматься хозяйственной деятельностью, а всем органам государственной власти - не вмешиваться в отправление служб и другую религиозную деятельность. В результате не только административные органы, но и полиция, и суды по большей части смотрели сквозь пальцы на порой противоправные поступки религиозных организаций. Предлог был весьма убедительным: принцип невмешательства государства в дела религии. Но именно из-за этого была написана одна из самых драматических страниц в истории новых религий.

Организация «АУМ Синрике» - тоталитарная секта, использовавшая для достижения своих целей террористические методы, получила печальную известность во всем мире. Ее основатель, Асахара Сёко (настоящее имя - Мацумото Тидзуо) родился в семье бедного ткача циновок татами в деревеньке на о-ве Кюсю. Наследственным заболеванием в семье было слабое зрение: еще в детстве Асахара потерял зрение из-за глаукомы, как и его старший брат, тоже ослепший в раннем детстве. В шесть лет Асахара был отправлен в интернат для слепых, где обучился иглоукалыванию и массажу, став по окончании института специалистом по иглотерапии. Тогда же он начал интересоваться религией и философией - некоторое время Асахара провел в Индии, где обучался у знатоков буддизма, причем изучал он не только буддизм, но и теории Мао Цзе Дуна. После женитьбы, в 1978 г. Асахара работал в аптеке г. Фунабаси префектуры Тиба - и привлекался к судебной ответственности за мошенничество при выписке счетов на сумму 6,7 млн. иен. В 1981 г. он открыл собственную Китайскую клинику иглоукалывания и гомеопатических препаратов в этом же городе и организовал продажу фальшивых лекарств, предлагая лечение страдающим ревматизмом людям старше 60 лет. На продаже фальшивых лекарств он «заработал»

около 40 млн. иен, после чего был арестован и по суду оштрафован на 20 тыс. иен.

В это же время, начиная с 1977 г., Асахара начал заниматься йогой и созданием своего учения. В 1981 г., ознакомившись с философией и историей религии, он присоединился к новой религиозной секте под названием Агон Сю, чье учение представляло собой слияние элементов раннего буддизма, тантризма, индуизма и йоги. После ареста за торговлю поддельными лекарствами его вынудили покинуть секту Агон Сю -и тогда в 1984 г. он вместе с несколькими товарищами открыл учебный центр йоги AUM Inc. в Токио и одновременно основал компанию по продаже религиозных товаров. В этом же году Асахара открыл зал для занятий йогой и основал компанию по продаже религиозных товаров, а в 1986 г. его организация приняла облик религиозной секты. Причем убежденный в своих «сверхспособностях» он называет созданную им организацию «Общество святых отшельников-мудрецов». В этом же году Асахара начинает позиционировать себя как святого человека: он совершает поездку в Гималаи и затем объявляет, что достиг «окончательного спасения»5. С июля 1987 г. его организация получила название «АУМ Синрике» («Учение истины АУМ») - первая часть названия организации представляет собой тантрическую сложную биджа-мантру (короткая мантра из одного слога), являющуюся составной из трех звуков, каждый из которых в свою очередь символизирует функцию по отношению к Вселенной, т. е. она является как бы аббревиатурой, поэтому и состоит из трех заглавных букв. С 1989 г., когда секта была официально зарегистрирована японскими властями и создала множество отделений по всей стране, она приобрела известность в Японии. Организация начинает усиленную пропагандистскую кампанию по призыву новых верующих, что становится причиной трений с общественностью.

В связи с тем, что «АУМ Синрике» во многих документах именовала себя «буддийской общиной», духовные представители Далай-Ламы поспешили провести разграничение между буддизмом и деятельностью секты, заявив: «Ни Далай-Лама, ни представители традиционного тибетского буддизма не одобряют того, что он делает. Приверженцы традиционного буддизма не поддерживают миссионерскую работу и считают, что принципам буддизма противоречит стремление обращать в свою веру других людей. Эта секта ни в коем случае не принадлежит к тибетской традиции. Тибетские буддисты не занимаются обращением в свою веру, не пытаются создавать отдельные группы, секты верующих. Подход Асахара состоит в следующем: он говорит людям, что вам следует обращать в свою веру других людей, и, если вы обратите как

5 Асахара Сёко. Досье (http://www.km.m/file/index.asp?data=21.09.2006%2015:ll:00& archive=on)

можно больше людей, вы обретете большую духовную заслугу. Этот подход вредоносен во всемирном масштабе, поскольку он лишь создает противоречия между представителями разных религий. И уважение между представителями разных религий в настоящее время уменьшается благодаря деятельности именно таких сект, благодаря именно такому подходу. Поскольку люди пытаются вовлечь друг друга в различные группировки или обратить друг друга в свою веру, возникают религиозные конфликты»6.

Примечательно, что, согласно учению «АУМ Синрике», освобождение людей от страданий и болезней и обретение счастья в этом мире, помимо религии, требует еще и политической активности. Для этой цели была сформирована «Партия истины», и в 1990 г. она выдвинула 25 кандидатов на выборы в Палату представителей Японии, но потерпела поражение, набрав всего 1782 голоса. Считается, что именно с тех пор деятельность организации приобретает антиобщественный характер.

В своей книге «Провозглашая себя Христом» Асахара объявил себя очередным воплощением Христа (Мессии) на Земле. Одним из его аргументов в пользу этого утверждения являются трактовки пророчеств Нострадамуса, а также то, что у него «такая же волнистая борода, как и у Иисуса Христа». Асахара писал: «Сим провозглашаю себя Христом. Я думаю, что вы сами убедитесь в этом, читая эту книгу. До 23 октября 1991 г. я не читал ни одной страницы Нового Завета за исключением Откровения Святого Иоанна Богослова. Я убедился, что в этой книге содержится пророчество о том, что я являюсь Спасителем... Иисус говорит, что тот, кто “будет свидетельствовать обо Мне”, и есть “Дух истины, который от Отца исходит”. Это относится ни к кому другому, как ко мне»7. Толкуя Откровение Иоанна Богослова, Асахара предрекал 1 августа 1999 г. катастрофу Армагеддона (третью мировую войну) и утверждал, что все люди грешны и для спасения душ они должны быть убиты. И только если четверть мировой популяции людей станет последователями его учения, то, по его словам, можно будет «избежать взрыва горы Фудзи, уменьшить вред от третьей мировой войны и других бедствий, вызванных людьми и явлениями природы». Причем даже в предсказании грядущего апокалипсиса присутствовал неизменный для «АУМ» политический оттенок: Асахара заявил, что Армагеддон, третью мировую войну с Японией начнут Соединенные Штаты Америки.

Таким образом, хотя идеология секты и была проникнута японской спецификой, ее убеждения имеют тесную связь со многими современными религиозными течениями по всему миру. Например, тот факт, что Асахара мнил себя реинкарнацией Иисуса Христа, позволил ему

6 Падение «АУМ Синрикё». - Япония сегодня (http://www.japantoday.ru/znakjap/politik/ 0204/Р-У20.8Ыт1)

7 Асахара Сёко. Провозглашая себя Христом, М., АУМ Синрикё, 1993, с. 87.

добавить к буддийской доктрине такие традиционно иудейско-христианские понятия, как Страшный Суд и Армагеддон. В связи с этим, а также в целях получения более ясной картины особенностей этого учения, стоит подробнее остановиться на его истоках. Учение основано на тибетской религии, характерными чертами которой являются сверхъестественные силы и эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека). Якобы «содержащее в себе сущность всех религий» учение носит эклектический характер и содержит в себе множество разрозненных элементов: из северного буддизма (махаяны), тибетского эзотерического буддизма, индуизма, в частности, индийской йоги, тантризма и христианства. Кроме того, в этот коктейль были подмешаны еще китайское учение о горных отшельниках, западный спиритизм, астрология, текст Апокалипсиса и предсказания Нострадамуса. Сам Аса-хара утверждал, что учение основывалось на его альтруистической философии, в центре которой стоит идея «спасения» всего человечества, основанная на трех принципах: 1) избавление людей от болезней; 2) достижение счастья в этом мире; 3) достижение просветления и освобождения8.

Кроме того, можно вспомнить средневекового буддийского мыслителя Синрана, чья школа рассматривается многими религиоведами как исток японского мистицизма9. Особенно важно в учении Синрана то, что он разрушил устоявшиеся представления относительно Добра и Зла: он утверждал, что представления о Добре и Зле относительны. Синран рассматривал Добро как одно из измерений Зла, которое путем самоотрицания превратилось в свою противоположность, и считал, что нельзя ограничиться простым избеганием Зла. Таким образом, человек, оказавшийся в плену категорических представлений о Добре, на самом деле пребывает во Зле. Коротко позиция Синрана выражалась так: «возвести в принцип отсутствие принципа». По учению Синрана, сердце человека изначально нельзя считать ни хорошим, ни дурным - оно может стать добрым или злым, потому что легко изменяется под воздействием кармы10.

Тезис Синрана - «ради спасения в Чистой Земле можно убить и сто, и тысячу человек» - долгое время воспринимался в Японии как гипербола, иносказание. Никому и в голову не могло прийти, что такое может произойти в реальной действительности, да еще в наши дни. Возникает вопрос: зачем кому-то понадобилась «последняя мировая война», почему мир должен обрести спасение именно таким образом?

8 Латышева М. Преподобный терроризм. (http://www.mssk.ru/st.php7idaFl000105)

9 Накамура Юдзиро. Зло и грех в японской культуре. Еще раз об «АУМ Синрикё», (перевод Л.Ермаковой), - «Иностранная литература», 1997, №8.

10 Введение в буддизм. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке (http://buddhism.org.rn/ buddhism_09.html)

По словам Асахара, современное положение в мире таково, что последняя мировая война все равно неизбежна, причем в самом ближайшем будущем. Следовательно, необходимо сделать все для того, чтобы люди, избранные свыше (т. е., попросту говоря, члены «АУМ Синрике»), смогли при этом выжить. Целесообразнее нанести упреждающий удар по предполагаемым противникам и истребить их в возможно большем количестве. Может показаться, что случайные жертвы отдали свою жизнь понапрасну, однако на самом деле это не так - мистический статус душ невинно убиенных существенно повысится благодаря происшедшему.

Известно, что Асахара вынашивал планы захвата мировой власти. Структура его организации была похожа на структуру правительства Японии и включала в себя различные «министерства» по всем сферам жизни японского общества (что примечательно, ключевой пост в кабинете был отведен министру науки) и «секретариат», которые должны были стать основой будущего государства. Таким образом, организационная структура «АУМ Синрике» - государство в государстве - была призвана заменить японскую власть после Апокалипсиса. Для наведения порядка Асахара намеревался создать масштабные «полицейские силы», которые должны были пройти подготовку В России! 1.

Притязания на мировое господство не были пустым звуком. Свои цели Асахара излагал следующим образом: «Гитлер был политическим диктатором, Мао Цзэдун был идеологическим диктатором. Для того чтобы привести людей к освобождению, я хотел бы стать религиозным диктатором»!2.

Накамура Юдзиро выдвигает еще одну, крайне неожиданную версию деструктивной направленности «АУМ». Это - обостренное «чувство момента», которым обладал Асахара. Он все время жил в ощущении, что его время уходит, и очень торопился. Заявляя о надвигающейся гибели мира, на самом деле Асахара все время помнил об угрозе, нависшей над его собственной жизнью, которая всецело зависела от динамики его быстро прогрессирующей болезни (сахарного диабета), и больше всего опасался, что рухнет построенная им пирамида власти!3. В таких случаях воля к власти обычно бывает неразрывно связана с комплексом саморазрушения, который в свою очередь еще более обостряет честолюбие и властные инстинкты.

Любопытно, что на философию «АУМ Синрике» также оказал огромное влияние (разумеется, без всякой своей на то воли) и американский

!! Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. -Информационно-аналитический вестник. Белгород, 1997, №1, с.214.

12 Там же, с.215.

13 Накамура Юдзиро. Зло и грех в японской культуре. Еще раз об «АУМ Синрике», (перевод Л. Ермаковой), - «Иностранная литература». 1997, №8.

фантаст русского происхождения Айзек Азимов: Асахара, по собственному признанию, видел себя одним из героев Азимова, Гарри Шелдоном - блестящим математиком, который сформулировал новую науку «психоисторию» (науку истинного предсказания) и пытался спасти человечество от Апокалипсиса, сформировав секретное религиозное общество, которое должно будет восстановить цивилизацию после ее падения!4.

Этот факт объясняет, почему Асахара стал инициатором создания при «АУМ Синрике» научно-исследовательского центра и вербовал себе в единомышленники многих ученых. Действительно, ядро «АУМ» составляли люди с высшим образованием и достаточно амбициозные -в секте работало около 8 тыс. врачей, юристов, ученых - однако всех их объединяло такое качество, как маргинальность: все они не нашли себе места в обществе. В секту также привлекались люди состоятельные, которые могли пожертвовать значительные средства. При этом такие члены секты всегда оставались на периферии организации.

Объединяющей характеристикой тоталитарных сект является то, что их членами становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. В секту попадает тот, кто не хочет искать ответы о смысле бытия; о том, как познать истину. Обычно такой человек ищет легкий путь к духовности и находит его в некоем суррогате, при помощи которого его заманивают в секту, где используют потом в корыстных целях. При этом человек как бы избавляется от ответственности за собственную жизнь, оказываясь в полной зависимости от сектантского учения. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Так, в постиндустриальной Японии адептами секты становились многие студенты колледжей и университетов, где в конце 80-х работали вербовщики «АУМ Синрике». Что же заставляло молодых и перспективных людей, только начинающих жить, разделять идеи культа, проповедующего апокалипсис? Если анализировать причины их интереса к «АУМ», то можно отметить следующее. Одна из них состоит в том, что после войны в Японии наблюдался очевидный духовный вакуум, и молодежь - прослойка, наиболее склонная к религиозным поискам, - реагировала на эту ситуацию болезненно. Для многих последователей, особенно молодых, главная привлекательная черта «АУМ» заключалась именно в силе воли Учителя, в его непререкаемой властности, которая сочеталась в нем с явным стремлением к гибели. Верующим казалось, что благодаря мощному саморазрушительному порыву в Учителе как бы оживает вся жизненная энергия космоса. По

14 Латышева М. Преподобный терроризм (Ы1р:/Л¥^*г\¥.т88к.т/81:.р11р?1с1аг=1000105)

словам специалиста по новым религиям Сусуму Симадзоно, «сила Асахара, несомненно, таилась в его дерзости и неуемной энергии»!5.

«АУМ» внес в японскую религию принципиально новый элемент: требование тотального подчинения лидеру, которое осуществлялось через суровую аскетическую практику. Секта была построена по строго централизованному принципу, с реализацией принципа абсолютного подчинения нижестоящих адептов вышестоящим. Каждый новый адепт культа заносился в компьютерный каталог, ему присваивался личный номер и, после инициации, новое имя. После этого все происходящее с адептами культа строго учитывалось и фиксировалось: изменение сознания, денежные пожертвования, цвет и размеры сданной одежды, количество реализованных кассет, книг и плакатов, дружеские связи, посещение семинаров и медитаций и т. д. Специфическими чертами секты являлось также использование глубокой конспирации, режима секретности внутри культа и культивирование тотальной слежки среди адептов. Кроме того, адепт мог подвергаться культовому воздействию и вне общения с другими адептами: по оценкам специалистов, до 80% адептов «АУМ Синрике» пришли в культ после просмотра телевизионных и прослушивания радиопрограмм этого культа. Также отмечалось использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Культовая практика в «АУМ Синрике» представляла собой совокупность многообразных форм йоги, которые позволяли достичь экстаза, сложных и динамических галлюцинаций и даже самадхи - экстремального, почти безжизненного состояния. Таким образом, очевидно, что эта практика содержит в себе факторы риска, особенно для той части верующих, которые по состоянию своего здоровья, либо неокрепшего молодого организма и психики не в состоянии выносить чрезмерные психофизические и моральные нагрузки. Также известно, что на занятиях руководители заставляли адептов многократно повторять строки из произведений Учителя, в частности, следующие: «Человек непременно умрет. Человек обязательно умрет». Подобного рода занятия являлись одним из путей подготовки человека к необходимости пожертвовать жизнью во имя целей «АУМ Синрике»!6.

Важнейшим отличием стратегии «АУМ Синрике» от прочих культов, имеющих тайный, эзотерический характер, когда главные истины тщательно скрываются от посторонних, была ее ярко-выраженная политизированность, а также четкое выделение стратегических соперников. Так, в январе 1995 г. в ежемесячном журнале «Ваджрана Сакка»,

!5 http://www.japantoday.ru/znakjap/nauka/0204/N-Y3. shtml

16 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. -Информационно-аналитический вестник. Белгород, 1997, №1, с.230.

принадлежащем «АУМ», была опубликована статья откровенно антисемитского характера «Еврейские амбиции: тотальное покорение мира». Этот трактат позиционировал себя как манифест десятилетия антисемитской пропаганды в Японии!7.

Также сообщалось, что на сайте «АУМ» специальный раздел был полностью посвящен именно антисемитской направленности деятельности секты, где были размещены тексты «Протоколов сионских мудрецов» с комментариями, а также 58 статей крайней антисемитской направленности (примечательно, что они были доступны только в русскоязычной версии сайта)!8.

С начала 90-х годов Асахара Сёко начал постепенно переходить от слов к действиям. Так, в апреле 1990 г. «АУМ» произвела атаку на японский парламент с применением ботулотоксина, а в июне 1993 г. мишенью террористов стала свадьба наследного принца. Позже, в том же месяце члены секты совершили попытку распыления штаммов сибирской язвы с крыши здания в Токио. К счастью, в результате этих терактов пострадавших не было. В 1994 г., чтобы доказать справедливость своих пророчеств и приблизить ожидаемый Апокалипсис, Асахара отдал личный приказ об осуществлении террористического акта с использованием отравляющих веществ. Теракт был совершен в японской префектуре Нагано, в результате чего погибло семь человек -факт изготовления адептами этой организации отравляющего газа для данного теракта позже признали руководитель химических испытаний Масами Цутия и врач Икуо Хаяси. Следующим, получившим печальную известность во всем мире, шагом адептов «АУМ» стал террористический акт в метрополитене Токио. Во время часа пик в центральной части токийского метро утром 20 марта 1995 г. пятеро специально отобранных боевиков секты с помощью зонтиков проткнули целлофановые пакеты, в которых находился жидкий нервно-паралитический газ зарин (еще немецкие нацисты применяли его в отношении узников концлагерей), после чего спешно вышли на поверхность. В день «зариновой атаки» в метрополитене Токио от распыленного под землей адептами секты отравляющего газа погибло 12, и получили травмы различной тяжести более 5 тыс. человек. Поезда и станции метро превратились в подземные ловушки. У многих пострадавших после этого теракта, ставшего самым крупным за всю послевоенную историю страны, до сих пор не прекращаются головные боли и проблемы с дыханием.

С самого начала полицейского расследования трагедии руководство секты стало яростно отрицать свою причастность к этой акции. Однако тщательный обыск зданий и складов на принадлежащем секте участке земли у подножия национальной святыни - горы Фудзи - показал

17 Кармон Элай. Антисемитизм «АУМ Синрикё» - Опасное возрождение, ЮТ, 1999, с.34.

18 Там же, с. 62.

обратное. На этом участке «АУМ Синрике» был возведен небольшой химический завод, оснащенный дорогостоящим первоклассным оборудованием, а также было складировано свыше тысячи бочек с 40 различными химическими веществами. Эти химические вещества были подобраны таким образом, что из них можно было создавать или смертоносные газы, или искусственные наркотики, или взрывчатку. Следственными органами Японии было установлено, что на химическом минизаводе «АУМ Синрике» было налажено производство нервно-паралитических газов, в том числе зарина, который был применен во время смертоносной газовой атаки в токийском метро. При производстве таких газов необходимо тщательно соблюдать технологический процесс и меры безопасности, а на минизаводе газ производился кустарно с многочисленными нарушениями, что, по предварительным данным, не раз приводило к человеческим жертвам: по свидетельству ряда приверженцев секты, на территории завода по ночам происходили тайные захоронения, без ведома властей. Существует вероятность, что это были жертвы производства или испытания зарина!9.

«АУМ Синрике» известна своим увлечением новейшими технологиями военного применения. Организация занималась бактериологическим оружием: при обыске в центре «АУМ» было обнаружено до 500 томов по биохимии, в том числе книги по культивированию бактерий. Найдены были также и инкубационные установки, «бульоны» с бактериями - в общем, все, что требовалось для производства отравляющих веществ бактериологического типа. Секта пыталась создать собственное биологическое оружие, мечтала разработать технологии, способные провоцировать крупные землетрясения. В результате расследования японской полиции удалось также обнаружить у одного из адептов секты подробную секретную документацию о сверхсложнейшем и сверх-новейшем процессе обогащения урана. «АУМ Синрике» вела также ядерные исследования непонятного назначения на своей главной базе у подножия Фудзи, которая была впоследствии разгромлена полицией20.

Выясняется, что предсказываемый Асахара «конец света» собирался организовать он сам, причем основательно к этому подготовился, пытаясь создать оружие массового уничтожения и выстроив противоатомное убежище, снабженное индивидуальными средствами защиты, поскольку сам Асахара, разумеется, планировал выжить. Оказывается, «АУМ Синрике» располагала большим массивом закрытой информации об атомных объектах в России, на Украине и ряде других стран. Как сообщило в 2000 г. Токийское полицейское управление, группировка религиозных фанатиков добыла эти данные путем нелегального

19 Жаринов К. В. Терроризм и террористы. Минск, 1999, с. 23.

20 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. -Информационно-аналитический вестник. Белгород, 1997, №1, с.265.

доступа в компьютерные сети, используя «родственные» частные компании. Например, одна из них, компьютерная фирма «Вэйнкер» имела контракт на разработку системы обработки деловых данных для крупной машиностроительной корпорации «Исикавадзима-Харима» - из ее базы данных сектанты скачали, в частности, информацию о заказанном Россией устройстве, связанном с процессом обработки плутония. Были украдены также данные о системе безопасности на Чернобыльской АЭС, которую заказало министерство иностранных дел Японии для предоставления Украине в качестве помощи. Путем компьютерной кражи сектанты получили данные о ядерных объектах в КНР, Южной Корее и на Тайване, а также собрали немало закрытых сведений о путях и методах перевозки радиоактивных веществ внутри Японии2!.

Асахара Сёко, скрывавшийся от властей в религиозном центре секты недалеко от Токио, был арестован 16 мая 1995 г., а к марту 1996 г. еще свыше 400 адептов секты; все они подозревались в совершении разного рода преступлений, в том числе убийств и похищений людей. В декабре 1995 г. по решению суда был наложен арест на все банковские счета и недвижимость секты, а весной 1996 г. «АУМ Синрикё» была объявлена банкротом. Ее штаб-квартира в Токио была закрыта, имущество подлежало распродаже, а вырученные средства пошли на выплату компенсаций жертвам террористического акта 1995 г. По сообщению газеты «Иомиури», имущество «АУМ Синрикё» на момент террористического акта в марте 1995 г. оценивалось не менее чем в 2,5 млрд. иен, или 29 млн. долл. Асахара (или те, кто стоял за его спиной) оказался обладателем земельных участков общей площадью 136 тыс. кв. м, 16 зданиями в Токио и в десяти префектурах страны22.

Судебный процесс по делу секты «АУМ Синрикё» тянется уже в общей сложности 12 лет и не завершен до сих пор. 27 февраля 2004 г. Асахара Сёко был вынесен смертный приговор. Он был признан виновным по главным пунктам из 13 предъявленных ему обвинений, связанных с убийствами 27 человек. Токийский окружной суд признал, что Асахара сыграл главную роль в организации газовой атаки в Токийском метро, такой же, как в г. Мацумото годом раньше, а также в убийстве вместе со всей семьей адвоката, пытавшегося помогать жертвам сектантов23.

Сам Асахара свою вину не признает до сих пор, и немаловажно подчеркнуть, что за его освобождение до сих пор ратует множество сторонников, причем весьма недвусмысленно. В конце марта 1997 г. было совершено покушение на начальника Главного полицейского управления Кодзи Кунимацу, возглавлявшего комиссию по расследо-

21 Православие.Ru (http://www.pravoslavie.ru/news/03_31/06.htni)

22 Тай тэроридзуму сэисо (Борьба с терроризмом). - Иомиури симбун Кэнса Хомбу. 2002, с. 139.

23 http://www.japantoday.ru/arch/news/0311/0311. shtml

ванию террористического акта в токийском метро. Неизвестный выпустил в него несколько пуль и скрылся. В Интернете функционирует несколько сайтов (в том числе русскоязычных) в поддержку своего духовного лидера, а адвокат Асахара Ватанабэ Осаму даже издал несколько лет назад книгу под названием «Думаете, казните Асахара и жить станет легче?». В своем труде Ватанабэ утверждает, что исход суда был предрешен еще до его начала, т. е. судьи, закрывая глаза на реальные факты, просто разворачивали сценарий, написанный государством и ежедневно озвучиваемый СМИ24.

Вместе с бывшим лидером «АУМ Синрике» к казни через повешение были приговорены еще 12 членов секты, однако до сих пор ни один из приговоров не приведен в исполнение - это при том, что в сентябре 2006 г. смертный приговор Асахара был подтвержден высшей судебной инстанцией Японии, а Верховный суд, признав его виновным по всем 13 пунктам обвинения, отклонил последнюю жалобу адвокатов.

Несмотря на отрицательное отношение общества к «АУМ Синрике», эта секта и сейчас продолжает обретать своих последователей. Согласно опросу, проведенному Кимиаки Нисида, профессором университета Сидзуока, последователи «АУМ Синрике» в отличие от адептов других сект необычайно уверены в истинности своего учения и достоинствах этой религиозной организации, даже тогда, когда они покидают секту. Как показывает статистика, из 200 бывших последователей «АУМ Синрике», обратившихся за консультацией к психологам, лишь 40 человек окончательно порвали с сектой и ее учением25.

К сожалению, секта «АУМ Синрике», признанная международными религиозными и правовыми организациями тоталитарной и деструктивной, широко распространила свое влияние и на Россию, где ее филиал начал действовать еще с конца 80-х годов и был зарегистрирован в начале 1992 г. Будучи тонким психологом, Асахара весьма точно рассчитал время и направление основного удара своего учения. «АУМ» в целях собственного расширения и укрепления использовала то хаотическое состояние, в котором оказалась Россия после распада системы социализма, когда наступил период полнейшей идеологической и религиозной растерянности. Благодаря своему «постмодернистскому» характеру, «АУМ», искусно комбинировавшая восточный мистицизм и научность, обладала особой притягательностью. Богатые финансовые возможности позволяли организации оплачивать теле- и радиотрансляцию, так что пропаганда велась весьма активно. В итоге в 1993-1994 гг. «АУМ Синрике» была в России самой широкорекламируемой органи-

24 Ватанабэ Осаму. Думаете, казните Асахара и жить станет легче? (http://verityl. word-press.com/vatanabe)

25 Падение «АУМ Синрике». - Япония сегодня (http://www.japantoday.ru/znakjap/politik/ 0204/Р - Y2 0. shtml)

зацией. В первые несколько месяцев своей деятельности она заплатила около миллиона долларов, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2x2». Громадные средства были потрачены на рекламу в печати, миллионными тиражами издавались цветные листовки и плакаты, рекламные объявления транслировались по всей радиосистеме московского метрополитена. В том же году секта была зарегистрирована министерством юстиции - с центром в Москве. С того времени с периодичностью в один - два месяца стали проводиться массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах26. Вскоре адептами «АУМ Синрике» в России стали уже около 55 тыс. человек.

В настоящее время, после запрещения деятельности филиала секты в России, движение «АУМ Синрике» сейчас не имеет такой массовости, какая была до 1995 г., однако, по данным правоохранительных органов, несколько разрозненных групп ее последователей общей численностью около 1500 человек в условиях конспирации действуют во многих российских городах, а также государствах СНГ. Некоторые группы отошли от учения Асахара и выдвигают свои теории, например, секта Гухья-Самаджа в Симферополе. Самая крупная из известных баз располагается в деревне Ельцы Юрьев-Польского района Владимирской области, где построены три современных коттеджа, возведена гостиница и центр отдыха27. Примечательно, что эти группы номинально действуют на законных основаниях и не могут быть привлечены к ответственности. Закон о свободе совести 1997 г., введя понятие «религиозная группа без права юридического лица», по сути, позволяет им действовать без регистрации и распространять свое «учение», если только не имеет места такое вопиющее нарушение уголовного кодекса, как в следующем эпизоде.

Так, летом 2000 г. в центре Владивостока сотрудниками ФСБ был задержан один из членов «АУМ Синрике» Алексей Юрчук. Как показало предварительное следствие, вместе с 15 другими членами секты он готовился к освобождению своего духовного лидера Асахара Сёко. По информации спецслужб, еще в 1999 г. в России члены этой организации начали тайную подготовку серии террористических актов в крупных городах Японии. Предполагалось, что взрывы, которые должны были прогреметь на всей территории Страны восходящего солнца, заставят правительство Японии освободить лидера секты. После этого на частном катере, закупленном членами группы фанатиков, предполагалось переправить его в Приморье, где для нелегального размещения

26 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. -Информационно-аналитический вестник. Белгород, 1997, №1, с. 223.

27 Православие.Яи (http://www.pravoslavie.ni/news/16_03/05.htni)

Асахара во Владивостоке и в поселке Славянка было приобретено несколько квартир. На тот случай, если бы их замыслы были раскрыты и правоохранительные органы начали аресты, фанатики намеревались захватить заложников в Приморье и добиваться своей цели террористическими методами, даже если бы пришлось прибегнуть к массовым убийствам. Осенью 1999 г. Юрчук связался с одним из руководителей «АУМ Синрике» в Японии и договорился о материальной поддержке, получив на операцию по освобождению Асахара порядка 100 тыс. долл. На эти деньги было закуплено вооружение: пистолеты, автоматы, взрывчатка. Несколько взрывов в трех японских городах - Токио, Аомори и Саппоро - должно было произойти в середине июля 2000 г., накануне саммита «Большой восьмерки» на Окинаве. В правительство Японии стали поступать письма с угрозами терактов, если Асахара Сёко не будет освобожден, но за две недели до начала акции члены террористической группы были арестованы28.

Следует отметить, что в ежегодном докладе госдепартамента США о международном терроризме 2 мая 2002 г., в перечне террористических организаций Россия упоминается именно как страна с неустановленным числом сторонников японской секты «АУМ Синрикё». Таким образом, террористическая деятельность секты «АУМ Синрикё», по мнению американского госдепартамента, оказалась значительно более разрушительной, нежели военные действия чеченских экстремистов. О продолжении деятельности секты свидетельствует и наличие в свободном доступе в Интернет ряда тематических веб-сайтов, разрабатываемых адептами секты «АУМ Синрикё», таких, как, например, активно функционирующее «Сообщество учеников Духа Истины Его Святейшества Преподобного Учителя»29.

Сегодня «АУМ Синрикё», даже лишившись своего духовного лидера и будучи запрещенной японскими властями за многочисленные преступления, продолжает свою деятельность. Секта изменила название на «Алеф», активизировала свою деятельность и представила журналистам штаб-квартиру в Токио и новые офисы в префектуре Осака30. По данным министерства юстиции Японии, в рядах «Алеф» в настоящее время состоят 7,5 тыс. последователей в Японии и несколько сотен за границей.

Согласно сообщению «Асахи симбун», секта проводит крупномасштабную кампанию по вербовке новых приверженцев с помощью электронной почты, с использованием университетских базы данных, чтобы войти в контакт с более чем 40 тыс. студентов колледжей. Особую тревогу у правительства вызывает то, что «новая АУМ», владеющая в

28 Слова и дела российских учеников Асахара (http://iriney.vinchi.ru/sects/killers/aum/002.htm)

29 http://community.livejoumal.com/shinrike/

3 0 http ://www.rian.ru/ rian/ intro. cfm?nws_id=603432

настоящее время 13 компьютерными фирмами, активно пропагандирует свои идеи в Интернете - этим направлением деятельности «Алефа» непосредственно руководит один из ближайших сподвижников Асахара, Фумихиро Дзёю31. Примечательно, что последний является бывшим руководителем культа «АУМ Синрике» в России. В декабре 1999 г. он вышел на свободу после тюремного заключения и, согласно сделанному в январе 2002 г. заявлению правления секты, сейчас является лидером секты.

Возникает ощущение, что «Алеф» пытается всячески оправдаться в глазах общественного мнения. Принеся официальные извинения за террористическую акцию, представители организации заявили в 1999 г., что посредством созданного компьютерного бизнеса намерены заработать средства на выплату компенсаций ее жертвам. По словам руководства, «Алеф» является совершенно безобидной религиозной организацией, и с 1999 г. она якобы выплатила в качестве компенсаций жертвам 303,5 млн. иен. Также утверждается, что организация помогает и пострадавшим от нападений на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г.

Однако министерство юстиции Японии все же признает, что «от действующих в стране религиозных сект по-прежнему исходит угроза»32. В связи с этим 10 ноября 2004 г. в Токио прошло заседание Специального комитета по вопросам общественной безопасности. Его участники приняли решение на пять лет продлить действие закона, позволяющего вести наблюдение за деятельностью организаций, члены которых совершали массовые убийства в течение последних 10 лет, в том числе с применением в этих целях отравляющего газа зарин. В этом законе, который был принят в 1999 г. и который предполагает возможность обысков без ордеров, конкретно название секты «АУМ Синрике» не указано, однако речь идет, прежде всего, о деятельности именно этой организации и смежных с ней культов.

Согласно опросу, опубликованному в 2005 г. в газете «Иомиури», 84% японцев опасались повторения терактов - особенно на фоне угроз со стороны «Аль-Каиды», вызванных развертыванием контингента сил самообороны Японии в Ираке. Однако при этом из 1795 опрошенных 73% признались, что ждут угрозы именно от «АУМ Синрике»33.

Таким образом, по мнению японских правоохранительных органов, в настоящее время секта «АУМ Синрике» все еще представляет собой несомненную опасность. При этом особая сложность в осуществлении контроля над ее деятельностью заключается в том, что ее адепты располагаются во многих странах мира, в том числе и в России. Правда, отдельными японскими аналитиками высказывается тезис о том, что

3 I Там же.

32 http://www.mofa.go.jp/annoimce/speech/im2005/un0501-3.html

33 http://www.yomiuri.co.jp/national/news/20050206i301.htm

эта опасность нагнетается японскими спецслужбами намеренно - для получения финансирования и для саморекламы34. Как бы то ни было, под лозунгом борьбы с «АУМ Синрике» и подобными ей тоталитарными сектами японские спецслужбы получают практически неограниченные санкции - вплоть до осуществления наблюдения, проведения обысков и применения спецсредств.

В последнее время проблема деструктивных культов привлекает серьезное внимание научных организаций. Так, в отдельных европейских странах эта проблема была подвергнута внимательному рассмотрению специальными комиссиями, которые назначались парламентами, и она послужила основной причиной радикального изменения религиозного законодательства - в том числе и российского.

Что касается непосредственно мер обеспечения религиозной безопасности и способов борьбы с деструктивной деятельностью отдельных сект и культов, то в этом случае наиболее проблематичным оказывается само определение религиозной организации, в качестве признаков которой обозначены: «вероучение, совершение религиозных обрядов, религиозное обучение». Очевидно, что, согласно данному определению, религиозными являются действия, совершенные только религиозной организацией. Однако если же некая группа не зарегистрировалась в качестве религиозной и не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская даже в тех случаях, когда она является однозначно оккультной. И стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, «духовное знание», как ее уже нельзя будет определять в качестве религиозной. Кроме того, даже в случае объявления религиозной организации «запрещенной» она совершенно не обязательно приостанавливает свою деятельность35.

Очевидно, что в связи с наличием значительного числа сложностей, сопутствующих важнейшему делу обеспечения религиозной безопасности, одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций.

Подводя же итог анализу идеологии и деятельности секты «АУМ Синрике», хочется привести высказывание одного из крупнейших исследователей феномена новых религий Юдзио Накамура: «История с “АУМ Синрике”, в которой переплелось множество сложных сюжетных линий, отражает самую суть культурной ситуации в современной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Митани Кадзума. «Нагаи Мими но Кокка» - Нихон но Интэридзэнсу но Якувари («Государство с длинными ушами» - роль японских спецслужб). Токио, 2004. с., 231.

35 Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта. Как противостоять ее влиянию. М., Генезис, 2005, с. 40.

Японии. Однако я больше всего боюсь, что наше общество предаст эту историю забвению, так и не разобравшись, что, собственно, произошло, не выявив главных болевых точек. Есть люди, которые пребывают в уверенности, что члены “АУМ Синрике” были просто кучкой сумасбродов, а учиненные ими преступления - вздор и случайность. Однако нечасто происходят события, в которых столь ярко выявились бы скрытые свойства японского общества и культуры»36.

«АУМ Синрике» оставила глубокий и болезненный след в японском обществе, и ее история фундаментальным образом связана с культурной и социально-исторической спецификой Японии. Общество стоит перед нелегким вопросом - как относиться к случившемуся, как его преодолеть, причем не только в религиозном отношении, но и в идеологическом, и в философском. Ведь если вспомнить о разнообразии внезапно появившихся экстремистских религиозных культов и о трагических эпизодах, напрямую связанных с этой новой тенденцией, а также о росте исламского фундаментализма, тесно связанного с проблемой международного терроризма, то можно понять, что подобные явления - характерная примета нашего времени. И чтобы все перечисленные выше напасти нашего времени получили благополучное разрешение, имеет смысл не просто бороться по отдельности - с сектантами либо с террористами, не просто устранять последствия их злодеяний, а всерьез задуматься о культуре и обществе в глобальном, общемировом контексте.

36 Накамура Юдзиро. Зло и грех в японской культуре: Еще раз об «АУМ Синрикё» (пе-ревод Л.Ермаковой). - «Иностранная литература», 1997. №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.