Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ'

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковные организации / конфессии / неорелигиозные структуры / church organizations / confessions / neo-religious structures

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катмашева Г.В.

В статье рассматривается роль религиозных социальных институтов различных конфессий в обществе на различных исторических этапах. Борьба религиозных социальных институтов различных конфессий с различными сектами. И возрождение влияния религиозных организаций в обществе на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGIOUS INSTITUTIONS IN THE SOCIETY AT DIFFERENT HISTORICAL STAGES

The article reviews the role of religious institutions of various denominations in society at different historical stages. The conflict of religious institutions of various denominations with various sects. Аnd the revival of the religious organizations influence on the society at the present stage.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ»

1(44), 2022 г.

DOT: 10.24412/2071 -7830-2022-144-83-86 КАТМАШЕВАГ.В

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ

ФГНОУ НО «Кашьщтт государственным университет им. ПН 1хцхх)тикта», г. Элиста,Россия,

KatmashevaijV а,gks.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль религиозных социальных институтов различных конфессий в обществе на различных исторических этапах. Борьба религиозных социальных институтов различных конфессий с различными сектами. И возрождение влияния религиозных организаций в обществе на современном этапе.

Ключевые слова: церковные организации, конфессии, неорелигиозные структуры.

Роль церковных организаций различных конфессий всегда была огромна в обществе Она служила не только религиозно-духовным, организационно-хозяйственным подкластером, но оказывала большое влияние на идеологическую и, соответственно, на политическую жизнь общества.

В древнем мире, в период городов-государств, а через этот этап развития прошли фактически все древние цивилизации на Востоке и Западе - в Древнем Египте, Месопотамии (города-государства Шумера и Аккада), Древней Индии, Китая и, конечно, Древней Греции, давшей нам примеры классических полисов, и Италии (мы помним, что Рим был лишь одним из городов-государств на Италийском полуострове, получившем гегемонию в результате жесточайших войн). При этом, что

на Западе, так и на Востоке, мы можем наблюдать, что из огромного пантеона богов, каждый город-государство имеет своего покровителя, особо почитаемого в этом государственном образовании.

При этом, непременной частью религиозных культов стало почитание определённого божества полиса: граждане торжественно шествовали, неся статую бога. Таким образом, появились в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Среди праздничных мероприятий обязательными были пиршества: в жертву обычно приносились лишь внутренности жертвенных животных, большая часть туши шла на пиршественное угощение.

Еще одна интересная особенность взаимосвязи религии и общества в древнем мире: это практически полное отсутствие монотеистических религиозных взглядов и широкое присвоение религиозных культов и идей захваченных и присоединённых народов или территорий, если иметь ввиду проживание народа с единым языком и схожими религиозно-политическими представлениями, как например в Древнем Египте. В итоге появляются государства с симбиозом различных религиозных культов, в которых происходит обмен разными религиозно-мистическими идеями. Пример огромных держав, таких как Древняя Персия или Древнеримская Республика (а позже Империя), показывает, как на огромной территории продолжали существовать различные религиозные культы, при господстве религиозных идей государствообразующих народов. При этом эти идеи не насаживались насильно на завоёванных территориях, а приходили только как «имперский» фактор, подчеркивая захват земли, но не претендуя на «души» населения. Наоборот, зачастую религиозные идеи с захваченных территорий проникали в среду «имперских» граждан, получая постепенно широкое распространение или же завоевывая «сердца и души» в какой-то определенной социальной группе. Так культ восточного божества Митры широко распространился в римской армии в Т—IV веках н. э. как «митраизм». А раннее христианство, воспринимавшееся римлянами, как «восточная религия», в конце концов стала господствующей, государственной религией.

В средневековье, особенно ранее, религиозные институты продолжали играть важнейшую роль. Некоторые из ранних христианских философов, например, Августин Аврелий полагали даже, что вне церкви, церковной организации нет правового порядка.

Церковь строилась как авторитарно-монархическая организация. При этом зачастую духовные лидеры, не удовлетворялись только религиозной властью, но и всерьез начинали претендовать на права и светских правителей, что зачастую приводило к столкновению, иногда выливавшуюся и в вооруженную борьбу между ними.

В этих противостояниях, зачастую церковные иерархи широко использовали свои возможности в духовных службах для нужд общества, как эффективное оружие в политической борьбе. Так, в противоборстве гвельфов и гибеллинов. Римские Папы широко использовали экскоммуникацию и интердикт. При этом, экскоммуникация - отлучение от церкви, означало не просто лишение человека всех его прав как члена христианской церкви. Отлучение означало, по сути дела, изъятие человека из общества, ведь он впредь не мог принимать участия в обрядах и таинствах, а всем христианам следовало избегать с ним всяческого общения.

Интердикт- запрещение всех церковных действий и треб, например, исповеди, бракосочетаний, отпеваний и зачастую налагался на население целой страны или города, находившихся под влиянием политических противников Римско-католических первосвященников, что, конечно, приводило к недовольству политикой местных правителей и росту социально-общественного напряжения на этих территориях, а зачастую и восстаниям против светского властителя.

В средневековье одной из главных задач церкви в обществе было формирование и поддержка религиозного миропонимания жизни. В то же время практически постоянно, при этом в различных конфессиях, возникали различные секты, объявлявшиеся еретическими официальными религиозными структурами.

А° 1(44) 2022г.

Среди наиболее распространенных ересей в христианстве, можно назвать монофизитство, оно отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа, а несторианство доказывало положение о «самостоятельно существующей» человеческой природе Христа, адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении Богом человеческого сына Христа.

Во времена расцвета средневековья протестные религиозные движения были направлены уже против самого института церкви, против всепроникающей церковной регламентации жизни. К таким ересям можно отнести ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция, ХТ-ХШ вв.), вальденсов (Франция, конец ХТГ в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция, ХП-ХТП вв.) и др. Еретические движения классического средневековья отражали в основном интересы малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, проповедовали философию аскетизма.

Возникали различные течения и в исламе. Так, мессианские идеи вдохновили исламские социальные и религиозные движения известные, как «Махдизм», сторонники которого верили в скорое появление Махди - в исламе своего рода мессия, который появится перед концом света

В VTT - XIII веках, возникло и широко распространилось аскетично-мистическая тенденция, получившая широкую известность как «суффизм». Можно также вспомнить такие течения как «имаилизм», «зейдитизм», «гулитизм».

Даже в тибетском буддизме, в XIV веке, возникло новое направление, по своей сути и стремлению способствующее очищению религии, возрождению дисциплины среди монашества и т.д., очень похожее на европейский «протестантизм» XVI века. Это школа «Гелугпа», основатель которой Чжэ Цонкапа, одной из своей главной цели ставил очищение тибетского буддизма. Не зря в начале своего существования, эта школа рассматривалась остальными тремя «старыми» школами тибетского буддизма (Ньигма, Сакьяпа и Кагью), как «сектантская» и религиозно-феодальная междоусобная борьба, сотрясавшая Тибет в XV- первой трети XVH веков, являющейся по сути борьбой сторонников «старых» школ тибетского буддизма с последователями Гелугпы.

Многие члены общества, на разных исторических этапах, прекрасно понимали силу влияния церковных организаций на общество. Российский юрист и философ И. А. Ильин (1883 - 1954 гг.) писал: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению... Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг» [1, с. 150].

В XX веке, в период мировых войн, глубоких мировых экономических, социально-политических и духовно-нравственных кризисов, включая и целенаправленную антирелигиозную борьбу, как например в СССР, происходит переоценка значения церкви в обществе. Общество все больше отделяется от церковной организации, и принадлежность к той или иной конфессии зачастую сводится только к посещению религиозных служб в культовых сооружениях, предназначенных для совершения богослужений и религиозных обрядов

После распада СССР и советского блока в Восточной Европе, огромная масса населения осталась без внятных духовно-моральных ориентиров. В этих условиях церковь различных конфессий и направлений начала широкомасштабную борьбу за «души». В этом активно участвовали не только конфессии традиционные для данной территории, но и религиозные структуры других вероисповеданий, иногда даже сектантского толка. Примером может служить широкая деятельность структур сайентологов или представителей «Церкви объединения». При этом, люди на постсоветском пространстве, зачастую отдавали таким структурам предпочтение перед традиционными конфессиями, разочаровавшись в них или считая, что они скомпрометировали себя в период советской власти и в 90- е годы XX века.

Как интересный пример деятельности, таких неорелигиозных структур, действовавшие в тот период на территории Российской Федерации, может служить деятельность «Аум синрикё».

Во-первых «Аум синрикё», как и многие неорелигиозные учения была синкретической, но возникла не на основе христианства, а базировалась на буддизме ваджраяны (рассматривается как псевдобуддийское новое религиозное движение). Первые последователи этой неорелигиозной, милленаристской, экстремистской, тоталитарной, деструктивной секты, появились в России в начале 1990-х годов.

После того, как в 1995 году было принято судебное решение о ликвидации «Аум синрикё» в России, нелегальные ячейки этой секты, в России продолжали существовать. Именно граждане Российской Федерации (Дмитрий Сигачев, Борис Тупейко, Дмитрий Воронов, Александр Шевченко), будучи последователями «Аум синрикё» намеревались в 2000 году провести на территории Японии ряд террористических актов с целью добиться освобождения из японской тюрьмы Сёко Асахара и его ближайших сподвижников. При этом они планировали привезти Сёко Асахару на территорию России, где и укрыть его от преследования.

И только в 2016 году в Российской Федерации международное религиозное объединение «Аум Синрикё» было признано террористической организацией и запрещена её деятельность на территории России.

Таким образом, сегодня мы наблюдаем взаимопроникновение церковно-религиозных организаций различных конфессий, включая и неорелигиозные структуры, на территории, на которых они традиционно распространены не были. Всеобщая глобализация и интеграция приводит к распространению не только технических элементов и культурных заимствований, но и распространению религиозных учений в новых для себя обществах. Например, распространение буддизма, в форме различных школ, когда не только в странах Западной Европы и США, но и в Африке появляются буддийские центры, распространяющие это философско-религиозное учение среди местного населения. Так, гражданин Конго Бхикку Бодхираджа, посвящённый в буддийские монахи в 2000 году, построил четыре буддийских храма в основных городах страны.

Бханте Буддхаракхита из Уганды, основал Угандийский буддийский центр

В Танзании (в городе Дар-эс-Салам) есть храм и буддистский центр.

В ЮАР существует африканская буддийская семинария.

Таким образом, в XXI веке, религиозно-церковные структуры получают возможность работы в новых для себя условиях, на новых территориях.

1. Цит. по Общая теория права. Курс лекций/Под общей ред. В.К.Бабаева. - Нижний Новгород, 1993, 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.