Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В АНАЛИЗЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В АНАЛИЗЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бостанджиева Татьяна Михайловна, Алферова Елена Ивановна, Алферова Анна Дмитриевна

Статья посвящена изучению особенностей социализации современных подростков в свете культурно-исторической теории. Авторы проводят сравнительный анализ особенностей социализации современных подростков и подростков 90-х годов, выявляют различия, возникшие в результате изменения социальной ситуации развития. В статье приведены результаты изучения социально-психологических особенностей подростка в сферах школьного обучения, семейного воспитания, общения со сверстниками, интимно-личностного общения, социально-экономической деятельности и компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL-HISTORICAL ASPECT IN THE ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF MODERN

This article dwells upon the research on features of the modern teenagers' socialization in the culture-historical aspect. The authors carry out a comparative analysis of the modern and late nineties teenagers' socialization, reveal differences, accured as a result of the social development situation's change. The article contains the results of study of the social-psychological specifics of a teenager in the areas of schooling, family education, agemate interaction, intimate interaction, socioeconomic activity and computing technologies.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В АНАЛИЗЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В АНАЛИЗЕ ОСОБЕННОСТЕЙ _СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ_

THE CULTURAL-HISTORICAL ASPECT IN THE ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF

SOCIALIZATION OF MODERN

Бостанджиева Татьяна Михайловна

кандидат психол. наук, доцент

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

г. Тобольск Алферова Елена Ивановна кандидат психол. наук, доцент

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

г. Тобольск Алферова Анна Дмитриевна студентка 4 курса Социально-педагогического факультета

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

г. Тобольск

Bostandzhieva Tatiana Mikhaylovna,

candidate of Psychological Sciences, assistant professor of the Mendeleev Tobolsk Teaching Institute,

branch of the FSBEIHPE Tyumen State University in Tobolsk.

Aferova Elena Ivanovna

candidate of Psychological Sciences, assistant professor of the Mendeleev Tobolsk Teaching Institute,

branch of the FSBEI HPE Tyumen State University in Tobolsk.

Alferova Anna Dmitrievna,

A fourth-year student of the Mendeleev Tobolsk Teaching Institute, branch of the FSBEI HPE Tyumen State University in Tobolsk, branch of study: Psychology and Social Education Science.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению особенностей социализации современных подростков в свете культурно-исторической теории. Авторы проводят сравнительный анализ особенностей социализации современных подростков и подростков 90-х годов, выявляют различия, возникшие в результате изменения социальной ситуации развития. В статье приведены результаты изучения социально-психологических особенностей подростка в сферах школьного обучения, семейного воспитания, общения со сверстниками, интимно-личностного общения, социально-экономической деятельности и компьютерных технологий.

ABSTRACT

This article dwells upon the research on features of the modern teenagers' socialization in the culture-historical aspect. The authors carry out a comparative analysis of the modern and late nineties teenagers' socialization, reveal differences, accured as a result of the social development situation's change. The article contains the results of study of the social-psychological specifics of a teenager in the areas of schooling, family education, agemate interaction, intimate interaction, socioeconomic activity and computing technologies.

Ключевые слова: подростки, социализация, социальная ситуация развития, сферы социализации.

Key words: teenagers, socialization, social development situation, socialization fields.

Основной тезис культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его последователей состоит в утверждении того, что структура и развитие психических процессов человека порождаются культурно-опосредованной исторически развивающейся практической деятельностью. Развитие новых форм поведения человека изменяют материальные объекты, используя их как средство регулирования своих взаимодействий с миром и между собой. С точки зрения «общего закона культурного развития» Л.С. Выготского, все средства культурного поведения по своей сути социальны.

Развитие личности подростка обусловлено освоением ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. Система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности в процессе совместных действий, происходящих в ходе практической деятельности

Социализация ребёнка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких учёных, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связана со станов-

лением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фель-дштейн пришёл к выводу, что раскрытие особенностей этой деятельности обеспечивает возможности познания важных моментов становления сознания, выявления путей направленного развития личности ребёнка. Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса [1; 2].

Задачей данного исследования является изучение особенностей социализации современного подростка в культурно-историческом аспекте. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №7 г. Тобольска. Всего в нём приняло участие 62 человека, учащиеся 6 (21 человек), 7 (21 человек) и 9 (20 человек) классов.

С целью изучения социально-психологических особенностей подростка нами был взят опросник

Д.В. Ярцев установил, что у подростков начинают происходить изменения базовых потребностей, что подтверждают наши исследования. Полученные в ходе изучения данные свидетельствуют о том, что современный подросток имеет эмоционально-позитивное отношение к своей семье. По мере взросления роль семьи возрастает (6 класс -80%, 7 - 86%, 9 - 90%). Так, ответы на вопросы «нравится ли тебе общаться с членами своей семьи?» и «чувствуешь ли ты себя уверенно в семей-

Д.В. Ярцева, состоящий из 24 вопросов. Все вопросы можно разделить на 5 блоков: семья, школа, референтная группа, интимно-личностные отношения и социально-экономическая деятельность. Кроме того, нами был разработан ещё один блок вопросов, направленный на изучение значимости для современных подростков компьютерных технологий. По результатам исследования проводился сравнительный анализ особенностей социализации современных подростков и подростков 90-х годов (на основе результатов, полученных Д.В. Ярцевым) [3].

За 20 лет, прошедших после исследований Д.В. Ярцева, существенно изменилась социальная ситуация развития, что привело к изменению отношений людей к жизни. Результаты исследования значимых сфер отношений подростков в шестом, седьмом и девятом классах приведены на рисунке 1.

ном кругу?» в основном положительны во всех исследуемых классах, причём чувство уверенности подростка в семье увеличивается с возрастом (6 -80%, 7 - 85% 9 - 100%). При этом у современных подростков не наблюдается тенденции к отгороженности от семьи. Для подростков 90х годов характерна немного иная картина: если в 5-6 классах только 20% детей проявляли нежелание пользоваться опытом родителей в решении своих личных проблем, то к 9 классу этот показатель поднимался

Социальная ситуация развития современных подростков

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80%

79%

72%

77%

86%

74%

70%

73%

67%

6 класс

I Семья I Школа

I Социально-экономическая деятельность

90%

82%

81%

75%

72%

7 класс 9 класс

■ Референтная группа

■ Интимно-личностные взаимоотношения

■ Значимость компьютерных технологий

Рис. 1 Социальная ситуация развития современных подростков

до 68%, что указывало на постепенное их отдаление от семьи.

При анализе результатов исследования рефе-рентности группы мы выявили, что значимость её для подростков довольно высока, однако в 7 классе наблюдается снижение показателя (6 - 79%, 7 -74%, 9 - 82%). При этом в 6 и 7 классе субъективная значимость дворовой компании выше, чем в 9. Об этом говорит количество положительных ответов на вопрос «следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?» (6 - 70%, 7 - 80%, 9 -55%). В своём исследовании Д.В. Ярцев указывает, что субъективная значимость дворовой компании по мере взросления снижается: 5-6 классы - 69%, 78 - 46%, 9 - 37%, что значительно ниже современных показателей.

Следующий блок вопросов был направлен на получение информации о том, как складываются интимно-личностные отношения со сверстниками. Результаты исследования показали, что потребность в дружеских отношениях больше присуща 6 и 9 классу (77% и 81% соответственно). У 7 класса этот показатель равен 67%. Это свидетельствует о том, что подростки сохраняют потребность в интимно-личностном общении со сверстниками. Около 98% всех участников опроса высказались за необходимость таких отношений, реально же их имеют 90%. В настоящее время подростки не испытывают внутренней неуверенности в том, что они могут не соответствуют «идеалу друга». Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «можешь ли ты сказать, что ты сам - настоящий друг?» (6 класс -90%, 7 - 75%, 9 - 95%). В своём исследовании Д.В. Ярцев указывает, что около 98% учащихся указали необходимость таких отношений, но реально их имеет 74%. На вопрос о том, является ли учащийся сам другом, утвердительно ответили лишь 50% всех опрошенных.

Также в подростковом возрасте проявляется первый интерес к противоположному полу. По результатам опроса, 55% процентов шестиклассников считают, что «в их возрасте возможно испытывать чувство глубокой симпатии, любви», к 7 классу этот показатель повышается до 60%, к 9 - до 95%. При этом наблюдается опасливое отношение к таким переживаниям: во всех классах зафиксировано 46% положительных ответов на вопрос «имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни?». В своём исследовании Д.В. Ярцев указывает примерно такие-же результаты: 40% пятиклассников считают, что в их возрасте возможно испытывать чувство глубокой симпатии, к старшим классам этот показатель увеличивается до 95%. Опасливое отношение к такого рода переживаниям увеличивается из класса в класс: 28% в 5-6, 35% в 7-8, 53% в 9.

Далее было изучено отношение подростков к школе. Исследование выявило наличие общего эмоционального приятия, почти не изменяющегося от класса к классу (6 - 72%, 7 - 70%, 9 - 75%). В своей работе Д.В. Ярцев приводит данные, указывающие на принятие подростками школы, которое

уменьшается с возрастом: 56 класс - 92%, 7-8 -83%, 9 - 59%.

Результаты обработки ответов на вопрос «рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?» свидетельствуют о том, что школа почти не является средой, в которой подросток учится решать свои личные проблемы и эффективно взаимодействовать с социумом. Положительно на этот вопрос ответило около 46% всех учеников, участвующих в опросе. В своём исследовании Д.В. Ярцев отмечает снижение субъективной значимости школы для подростка как в личном, так и социальном аспектах (80% учащихся 5-6 классов утвердительно отвечали на тот же вопрос, 7-8 - 51%, 9 -16%).

При этом, школа продолжает давать предметные знания. К такому выводу мы пришли, проанализировав ответы на вопрос «используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?» и получив средний процент утвердительных ответов по всем классам, равный 90. Кроме того, по мере взросления наблюдается возрастание критичности по отношению к учителям. Если в 6-7 классе процент положительных ответов равен 25-30, то к 9 классу он повышается до 40. Сходные результаты мы видим в исследованиях Д.В. Ярцева: 90% опрошенных ответили, что используют получаемые в школе знания, критичность же по отношению к учителям возрастает от 6% в 5 классе до 32% в 9 классе.

Ещё один блок вопросов был посвящён изучению взглядов подростка на некоторые аспекты социально-экономических отношений. Все опрошенные подростки проявляют интерес к этой сфере (6 - 75%, 7 - 73%, 9 - 72%). Среднее значение положительных ответов на вопрос «нужны ли тебе деньги на собственные нужды?» - 91%, что указывает на то, что у подростков есть эта потребность. Многие учащиеся задумываются о том, как их можно заработать (90%). При этом реально зарабатывают около 50% учащихся. В своей работе Д.В. Ярцев указывает, что подростки в 90х годах не только хотели иметь собственные деньги (87%), и задумывались над тем, как их заработать (75%), но и реально их зарабатывали около 24% всех учащихся.

Последний блок вопросов был посвящён значимости компьютерных технологий. Исходя из результатов опроса, эмоциональная зависимость от компьютерных технологий сравнительно низкая, и с возрастом наблюдается тенденция к снижению интереса (6 - 58%, 7 - 48%, 9 - 18%). Опрос показал, что в среднем шестиклассники проводят за компьютером 5,5 часов в день, семиклассники -чуть больше 4,5, девятиклассники - около 4 часов. На вопрос «Хотел бы ты проводить всё своё свободное время за компьютером, планшетом?» положительно ответило 40% подростков, учащихся в 6 и 7 классе. В 9 классе этот показатель равен 15%. Это может быть связано с более высокой нагрузкой у девятиклассников. Также на вопрос «Чувствуешь

ли ты себя увереннее в социальных сетях, чем в реальной жизни?» положительно ответило 70% шестиклассников, 60% семиклассников и только 30% девятиклассников. Это может быть связано с тем, что к 9 классу подростки чувствуют себя увереннее в реальных сферах отношений, чем в социальных

На первом месте у современных подростков семья, в системе отношений, находится в большем приоритете, в сравнении с подростками 90-х годов. Однако эти результаты не совпадают с традиционным положением возрастной психологии о базовой потребности подростков в общении со сверстниками. Полученный факт указывает, что наблюдается тенденция к смещению установок, современные подростки отдают предпочтение общению с родителями, нежели сверстниками. Данные показатели могут быть связаны с тревожностью, негативным опытом общения со сверстниками в школе и сложностью с принятием правил компании, в которой они находятся.

Так же можно говорить о том, что в зоне приоритета современных подростков находятся следующие сферы: референтная группа, сфера интимно-личностного общения со сверстниками и социально-экономические отношения. Подростки нашего времени легче устанавливают дружеские связи, что влияет на становление их самооценки и самоутверждения [4]. Они больше думают о том, как им заработать, нежели учащиеся 90х годов, для которых в приоритете было, прежде всего, обучение. Для современных учеников школа, хоть и является источником предметных знаний, но не значима в личном и социальном плане. Кроме того,

сетях, которые несут опасность своей непредсказуемостью, анонимностью и безответственностью.

Таким образом, мы можем сделать вывод о предпочтениях в системах отношений современных подростков (Рис. 2) и подростков 90х годов.

они больше склонны к критике учителей, чем учащиеся конца прошлого века. Помимо этого, современные подростки легче принимают законы и правила группы, в которой они оказываются, что ведёт как к положительным, так и к отрицательным последствиям - они больше склонны к конформизму, с большей лёгкостью идут за лидером.

Таким образом, в ходе изучения особенностей социализации современного подростка с точки зрения культурно - исторических аспектов анализа, мы обнаружили качественно новые формы опосредования развивающейся личности.

Литература:

1. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: ФЛИНТА,1999. - 672 с.

2. Бостанджиева Т.М. Динамика мотиваци-онно-потребностной сферы подростков / Т.М. Бо-станджиева // Технологии психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенного перехода (11-12 апреля 2008г.): Известия Академии педагогических и социальных наук. Том XII, часть I. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. Издательство НПО «МОДЭК», Москва-Воронеж, 2008. - С.176-185

Рисунок 2. Показатели предпочтений в системе отношений современных подростков

3. Ярцев Д.В. Особенности социализации подростка / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. -1999. - № 6. - С. 54-58.

4. Алферова А.Д. Проявление деструктивного типа самоутверждения у подростков, лишенных попечения родителей / Е.И. Алферова, А.Д. Ал-

ферова // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014 г.: в 12 частях. Часть 7. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 15-16.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИИ «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА» И «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ _РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1_

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE CONCEPTS OF "INFORMATION ENVIRONMENT" AND "INFORMATION CULTURE" WITHIN THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF MODERN RUSSIAN ORGANIZATIONS

Малиборская Ирина Леонидовна

аспирант кафедры социальной педагогики и психологии Московский педагогический государственный университет

г. Москва

Maliborskaya Irina Leonidovna

graduate student of social pedagogy and psychology Moscow Pedagogical State University, Moscow АННОТАЦИЯ:

Вв статье рассматривается понятие информационная культура и ее отличие от информационной среды в рамках организационной культуры.

ABSTRACT:

The article discusses the concept of information culture and its difference from the information environment within the organizational culture.

Ключевые слова: культура, информационная культура, информационная среда, организационная культура.

Key words: culture, information culture, information environment, organizational culture.

Для обеспечения конкурентоспособности, повышения узнаваемости и лояльности к бренду, современные организации все чаще сталкиваются с необходимостью использования информационных технологий в своей деятельности. Последние годы эта тенденция набирает обороты, уже трудно найти организацию, у которой не было бы своего корпоративного сайта или другого представления в сети Интернет, где отражена основная информация о ее истории, услугах и другая актуальная информация. Все эти тенденции погружают организацию в новое пространство, вынуждая ее адаптироваться к новым условиям, приобретать новые формы и формировать новое пространство - информационную среду. Данная среда тесно взаимосвязана с организационной культурой, но также выделяется еще один феномен - информационная культура. Соотношение этих понятий рассмотрим далее.

Е.В. Петрова предлагает достаточно содержательное определение информационной среды. «Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информа-

ционной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации - радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой». 2

Информационная среда является одной из подсистем внутренней среды организации, а также одним из центральных понятий нашего исследования. Важно отметить, что с развитием информационных сетей, включая Интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.

Выделим далее классификацию информационной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд разделяют информационную среду на два типа. «Информационную среду можно делить на внешнюю, которая включает в себя совокупность информационных каналов, потоков, сообщений за пределами организации и внутреннюю информационную среду —

1 Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ -16-06-00908 «Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы»

2 Петрова, Е.В. Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия // Материалы XXII Международного философского конгресса, секция « Философия коммуникации и информации», Сеул, Корея, 2008, с. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.