Научная статья на тему 'Культурно-исторические традиции: взгляд через призму человеческого бытия'

Культурно-исторические традиции: взгляд через призму человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
404
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Байдачная Е. В.

В работе анализируются вопросы существования культурно-истори­ческих традиций в экзистенциализме К. Ясперса и М. Бубера. Делается вывод о том, что в философии Ясперса и Бубера ведущую роль в бытовании культурно-исторических традиций играет специфически человеческий способ наследования – экзистенциальный опыт усвоения и транс­ляции культурных ценностей и смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические традиции: взгляд через призму человеческого бытия»

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ © Байдачная Е.В.*

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань

В работе анализируются вопросы существования культурно-исторических традиций в экзистенциализме К. Ясперса и М. Бубера. Делается вывод о том, что в философии Ясперса и Бубера ведущую роль в бытовании культурно-исторических традиций играет специфически человеческий способ наследования - экзистенциальный опыт усвоения и трансляции культурных ценностей и смыслов.

Социокультурная проблема сохранения и приумножения культурноисторического наследия тесно связана с научно-практическими и теоретическими проблемами изучения культурно-исторических традиций. Исследование культурно-исторических традиций не исчерпывается изучением содержания наследия конкретных культур и предполагает их рассмотрение как важного компонента культурной динамики. Междисциплинарное изучение культурно-исторических традиций требует методологического участия философии, а значит осмысления их как универсального феномена культуры, которая предстаёт как совокупность способов человеческого бытия в мире. В связи с этим актуальным является обращение к наследию экзистенциализма, в котором сущность, существование, цели и ценность культуры рассматриваются через призму человеческой экзистенции.

Экзистенция (с латинского - существование) в философии экзистенциализма - специфически человеческий способ существования. В экзистенциализме он либо раскрывается как принципиальное неопределяемое переживание, либо как «вопрошание» мира о смысле человеческого существования [1, с. 45-47]. Отсюда современная культура, достигшая стадии цивилизации, понимается как совокупность объектов культуры, которые создаются людьми творчески: через постижение-переживание смысла существования. В современном обществе культура как результат творческой деятельности человека, отчуждается от человека, становится инструментом его порабощения. Человек утрачивает свои родовые человеческие качества, определяющим из которых является свобода. Безликий цивилизованный человек живёт сиюминутными интересами, но в кризисных ситуациях, осознавая конечность своего существования, пустоту и никчёмность будней, он постигает его смысл - свободу и ответственность быть (человеком) в мире. Этот момент острого переживания смысла существования и решимость следования ему на практике - экзистенция, как безусловная ценность человека, противопоставляется в экзистенциализме культуре-цивилизации.

* Доцент кафедры Философии, культурологии и социологии, кандидат философских наук.

В историческом аспекте экзистенция трактуется как «историчность» -переживающее вопрошание о смысле человеческого бытия в конкретной и уникальной исторической ситуации. Следовательно, настоящее человека детерминировано прошлым его сообщества, однако, смысл его существования выходит за пределы бытия сообщества. Отсюда двойственное понимание исторически совместного бытия в философии существования: с одной стороны оно предстаёт как неподлинный способ человеческого бытия -повседневное существование безличного человечества, с другой, как подлинно исторический способ бытия человека, разделяющего судьбу своего исторического сообщества.

Отметим, что разделение истории на объективную и субъективную, то есть отчуждённое человеческое существование в истории и научную картину истории, с одной стороны, и собственный способ существования человека в истории, с другой, восходит к противопоставлению объективного времени и субъективного его переживания в экзистенциализме.

Противоречия исторического существования человека осмысляются К. Ясперсом и М. Бубером посредством противоположных по смыслу экзистенциа-лов «судьбы» и «рока». Экзистенциал «судьба» фиксирует личную вовлечённость человека в историческую ситуацию, «рок» выступает характеристикой антиисторичного существования. Исходя из интерпретации двойственности исторического бытия человека, философы развивают положение о судьбе культуры, выступают с критикой современной цивилизации как культуры, утратившей свои трансцендентные основания, во власти рока «абстракции».

Судьба культуры ставится в зависимость от личностной вовлечённости экзистенциальных субъектов в культурно-историческую ситуацию, то есть осмысляется как судьба сообщества экзистенциальных личностей, связывающих личное историческое самоосуществление с историческим осуществлением культуры. Поэтому в экзистенциализме культура понимается как способ исторического сосуществования экзистенциальных личностей.

Идеализируя доиндустриальное прошлое Европы, экзистенциалисты противопоставляют «народ» интернациональной «массе». К. Ясперс подробно останавливается на этом вопросе в своей работе «Истоки истории и её цель». Человек «народа» «обладает личными чертами», открыт для истинного постижения искусства и «применяет шкалу ценностей и членений» [2, с. 142-143]. Наивность этого рассуждения, Ясперс завершает выводом, справедливость которого трудно оспорить: разделяя судьбу своего народа, человек должен выполнить задачу «перенятия наследия» [2, с. 143].

В более поздней работе «Духовная ситуация времени» К. Ясперс, в частности, анализирует факторы, способствующие передачи наследия. Философ обращает внимание на процесс перенятия «образованности», усвоения культурного наследия, то есть на «воспитание». Подлинное воспитание у К. Ясперса имеет функцию передачи экзистенциальной традиции как «духа

целого». Ясперс К. пишет о роли «трансцендирующей» свободной личности педагога, об уникальности, «предельности», ситуативности педагогического процесса [3, с. 352-358].

Мы уже писали, что в экзистенциализме «историчность» - это экзистенциальное отношение человека к объективному историческому процессу, в который он «вовлечён» в данной ситуации. Для уяснения позиции Ясперса и Бубера необходимо раскрыть содержание понятия «экзистенциальная традиция». Человек в течение своей жизни повторяет опыт всего человечества. Элементы этого опыта имеют универсальный культурно-исторический характер. Человек переживает опыт любви, творчества, болезней, потери близких, рождения детей и так далее. Повторение такого опыта раскрывает его сущностную связь с другими людьми, его человечность. Он осознаёт себя частью человеческого сообщества. Только при «сущностном повторении», человек, осознаёт свои истоки, своё единство и ответственность перед сообществом [2, с. 252] «Историчное» - это всегда настоящее человека, так как основная черта истории - «переход», а «историчность» - это «повторение» [2, с. 251, 253] «Историчность ... являет собой традицию», - утверждает К. Ясперс [2, с. 242] Следовательно, экзистенциальная традиция у К. Ясперса предстаёт как возобновляемая «историчность», как исторически повторяющийся экзистенциальный опыт.

Бубер М. пишет: «Каждая большая, охватывающая народы культура зиждется на некотором первоначальном событии - встрече, на прозвучавшем некогда у её истока ответе, адресованном Ты, на сущностном акте духа» [4, с. 34]. При условии, что этот акт с решимостью повторяется из поколения в поколение множеством индивидуальных существований, происходит трансляция и созидание культурных ценностей. А значит, определяющим центральным фактором развития культуры выступает «непрестанно обновляющийся процесс - отношение» [4, с. 35].

Взгляд на историю через историчность экзистенциального субъекта порождает своеобразное видение культурно-исторических традиций. Здесь выделяются два плана рассмотрения - собственно культурные ценности и смыслы, процессы культурного наследования и специфически человеческий способ культурного наследования - «экзистенциальная традиция» - опыт переживающего осмысления наследия и наследования в универсальных для человеческой культуры формах этого опыта.

В экзистенциальном опыте происходит продуктивное для реализации человека усвоение культурного наследия человечества. При этом для экзистенциализма имеет первоочередное значение не само «наследие», которое «перенимает» и «усваивает» человек в совместном бытие, а экзистенциальный акт «перенятия» и «усвоения» культурного наследия. Человек соприкасается с вечным, вновь и вновь повторяя «встречу», пробуждая экзистенцию как «историчность». Такое экзистенциальное отношение в истории

становится, также как экзистенциальное отношение двух современников, вневременным.

Отметим, что концепция «историчности» включает идею героического отношения к миру. Героический пафос исторического существования в экзистенциализме воплощается в идее «избранности». В философии К. Ясперса экзистенциальное сообщество понимается как «аристократия духа», призванная вывести мир из неподлинности события [2, с. 144] Поэтому творцом культуры может стать не каждый человек, но только - «гений».

Через призму экзистенциальной историчности картина истории также описывается в героических тонах. Значимыми для человека становятся экзистенциальные устремления, выводящие историю человечества за пределы исторического времени. Таким образом, историчность творческой личности понимается в философии Ясперса как организующий момент культурноисторического процесса.

Необходимо отметить, что в концепции Осевого времени Ясперса предметом рассмотрения является история культуры в целом, её развитие связывается с постоянным пробуждением экзистенции [2, с. 39], тогда как в религиозной философии Бубера речь идёт, прежде всего, о культуре того или иного исторического сообщества, выделяемого по религиозному признаку. Поэтому у М. Бубера интерпретация истории культуры как судьбы носит ярко выраженный эсхатологический характер. В то время как особенностью философии К. Ясперса является акцент на незавершённость истории, что соответствует экзистенциальным представлениям о незавершённости индивидуального человеческого существования.

В концепции Ясперса и Бубера раскрывается и другая значимая для существования культуры функция традиции: создание новых ценностей культуры обусловлено сущностным «повторением» экзистенциального опыта. Творческая личность соотносит смысл своего бытия со смыслом бытия своего народа в масштабах конкретной исторической ситуации. Соответственно культурно-историческая традиция, согласно экзистенциализму, - это и процесс коэкзистенциальной трансляции, пробуждения экзистенции, воспроизведения момента зарождения культуры - «встречи» экзистенциальных личностей. То есть под культурно-исторической традицией понимается экзистенциальное отношение двух личностей на основе стремления к трансцендентному смыслу, взятое в исторической протяжённости. Реализация экзистенциальных возможностей личности и масштабность данного процесса служит залогом существования культуры. Культурно-исторический процесс, соответственно характеризуется нелинейностью, открытостью, незавершённостью и непредсказуемостью.

Исходя из вышесказанного, подведём итоги. В экзистенциализме К. Ясперса и М. Бубера осмысляется внешняя и глубинная сущностная сторона культурно-исторический процесса: как изменение и появление новых форм культурного мира и «историчность» - момент подлинного существования

конкретного человека в исторической ситуации. Сущностная сторона культурно-исторического процесса, таким образом, предстаёт как момент личностной вовлечённости в культурно-историческую ситуацию, переживание самой ситуации и своей вовлечённости. Поэтому культурно-историческая динамика ставится в зависимость от постоянства и периодичности воспроизводства специфически человеческого способа существования в истории культуры. Трансляция культурного «наследия», как содержания и цели исторического существования человека, оказывается вторичной по отношению к самой «историчности», к «повторению» специфически человеческого способа бытия. То есть связь поколений устанавливается, не столько через «перенятие» ценностей минувших эпох, сколько через отношение человека к ним и к самому «перенятию». Сам процесс творчества возможен только при условии возобновления экзистенциального опыта. Следовательно, в философии К. Ясперса и М. Бубера ведущую роль в бытовании культурно-исторических традиций играет специфически человеческий способ наследования -исторически повторяющийся экзистенциальный опыт усвоения и передачи культурных ценностей и смыслов, одновременно выступающий условием творчества, определяющий характер развития отдельных культур и открытое, незавершённое существование человеческой культуры в целом.

Список литературы:

1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования: пер. с нем. / О.Ф. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - 222 с.

2. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - С. 28-287.

3. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - С. 288-419.

4. Бубер М. Я и Ты: пер. с нем. / М. Бубер. - М.: Высшая школа, 1993. -175 с.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ УРБАНИЗАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА © Бережная М.П.*

Алексеевский Филиал Белгородского государственного университета,

г. Алексеевка

Научно-технический прогресс способствовал формированию иных взаимоотношений в результате производства и потребления. В итоге,

* Ассистент кафедры Экономики, бухгалтерского учета, финансов и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.