Научная статья на тему 'Выход за пределы урбанизационного и информационно-технического пространства'

Выход за пределы урбанизационного и информационно-технического пространства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бережная М. П.

Научно-технический прогресс способствовал формированию иных взаимоотношений в результате производства и потребления. В итоге, можно наблюдать усиление процессов отчуждения в обществе и появление его новых видов. Но было замечено, что человек старается тем или иным способом выйти из формы отчуждаемого пространства в какую-либо иную форму. Таким образом, определенному виду отчуждения соответствует та или иная форма ухода. В данной статье будут рассматриваться формы ухода из урбанизационного, информационного и технического отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выход за пределы урбанизационного и информационно-технического пространства»

конкретного человека в исторической ситуации. Сущностная сторона культурно-исторического процесса, таким образом, предстаёт как момент личностной вовлечённости в культурно-историческую ситуацию, переживание самой ситуации и своей вовлечённости. Поэтому культурно-историческая динамика ставится в зависимость от постоянства и периодичности воспроизводства специфически человеческого способа существования в истории культуры. Трансляция культурного «наследия», как содержания и цели исторического существования человека, оказывается вторичной по отношению к самой «историчности», к «повторению» специфически человеческого способа бытия. То есть связь поколений устанавливается, не столько через «перенятие» ценностей минувших эпох, сколько через отношение человека к ним и к самому «перенятию». Сам процесс творчества возможен только при условии возобновления экзистенциального опыта. Следовательно, в философии К. Ясперса и М. Бубера ведущую роль в бытовании культурно-исторических традиций играет специфически человеческий способ наследования -исторически повторяющийся экзистенциальный опыт усвоения и передачи культурных ценностей и смыслов, одновременно выступающий условием творчества, определяющий характер развития отдельных культур и открытое, незавершённое существование человеческой культуры в целом.

Список литературы:

1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования: пер. с нем. / О.Ф. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - 222 с.

2. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - С. 28-287.

3. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - С. 288-419.

4. Бубер М. Я и Ты: пер. с нем. / М. Бубер. - М.: Высшая школа, 1993. -175 с.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ УРБАНИЗАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

© Бережная М.П.*

Алексеевский Филиал Белгородского государственного университета,

г. Алексеевка

Научно-технический прогресс способствовал формированию иных взаимоотношений в результате производства и потребления. В итоге,

* Ассистент кафедры Экономики, бухгалтерского учета, финансов и менеджмента.

можно наблюдать усиление процессов отчуждения в обществе и появление его новых видов. Но было замечено, что человек старается тем или иным способом выйти из формы отчуждаемого пространства в какую-либо иную форму. Таким образом, определенному виду отчуждения соответствует та или иная форма ухода. В данной статье будут рассматриваться формы ухода из урбанизационного, информационного и технического отчуждения.

В современном обществе происходит трансформация системы ценностей и разрушение традиционных форм культуры. Это приводит к усложнению социальной среды и индивидуализации личности. В связи с этим все большую остроту и актуальность приобретает вопрос об уходе человека из жизни, общества и культуры, как феномена современности.

В широком смысле уход - это выход из системы культурных ценностей. В узком смысле под уходом мы понимаем превращенную форму отчуждения человека в обществе. Отчуждение - это такое отношение между субъектом и какой-либо его функцией, которое складывается в результате разрыва их изначального единства, и ведет к тому, что субъект в результате этого разрыва становится функцией вновь образовавшейся социальной структуры. Одного существования индивида недостаточно, важно, чтобы он обрел заложенную в нем сущность как программу развития [6].

Существует много разновидностей отчуждения, но каждая его форма взаимосвязана друг с другом, так, что сплетение всех форм и видов отчуждения создает так называемую матрицу культурного существования человека. Отчуждение как матрица существования человека предопределяет ситуации его культурного ухода. Таким образом, уход - это реальный или мысленный выход человека за пределы каких-либо социокультурных систем.

Каждому виду отчуждения соответствует определенная форма ухода. Так, нами было выявлено, что урбанизационное, информационное, техническое отчуждение провоцирует уход человека в отшельничество, лень, апатию, астенические состояния.

Такая форма выхода из урбанизационного отчуждения, как отшельничество представляет собой отказ от общения с людьми, который выражается в уходе в пустынные места. В древности отшельничество как редкое явление встречалось в иудаизме, в практике последователей позднеантичных философских школ (неоплатоники); чаще - в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (например, в буддизме, даосизме). Особенного развития оно достигло у христиан. В средние века отшельничество постепенно стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное её контролю отшельничество [2].

Однако в последнее время, по причине бесконечно растущих городов, усиления потоков информации и неблагоприятного влияния техники, поня-

тие отшельничества принимает, скорее, бытовой характер, чем религиозный. Люди, порой в одиночку, а порой и целыми семьями покидают города и все имущество, чтобы уединиться в лесу, пустыне или горах и начать новую жизнь, далеко отличную от городской.

Человек, решивший стать отшельником, скорее сильная личность, чем слабая, и мотивы у него не имеют ничего общего со сведением счетов с жизнью. Это скорее желание наказать себя за что-то, искупить вину, либо это просто побег от уголовной ответственности.

Выбор в пользу отшельничества дается нелегко, особенно, если есть опыт жизни в обществе, в кругу семьи и близких людей. И случаи осознанного отшельничества случаются один на миллион населения. Без опыта и навыков выжить вдали от всего мира очень сложно. И самая большая трудность заключается не столько в бытовом отношении, сколько в психологическом и социальном. Ведь жить вдали от общества, не иметь всех благ, которыми может воспользоваться любой городской человек - это не главная проблема. Основное - это отсутствие коммуникативных возможностей. Еще Преп. Никита Стифат говорил: «Безмолвие есть состояние ума, несужаемого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге, не-тревожимое и невлаемое, светлое созерцание, ведение Божиих тайн, слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восторжение ума, беседы Божий, неусыпное око, молитва умная, беструдный в великих трудах покой, и, наконец, единение и совокупление с Богом». А Преп. Филофей Синайский считал, что очень редко можно найти «безмолствующих умом». На это способны те, кто использует все средства для того, чтобы привлечь к себе Божественную благодать и духовное утешение [3].

Вместе с тем, отшельничество положительно сказывается на самосовершенствовании души и укреплении духа, силы воли, выносливости. За пределами мирской суеты человек находит в себе гармонию, становится успокоенным и духовно полноценным.

Образ жизни отшельников бывает разным: одни полностью изолируют себя от любых контактов с миром; другие одиночество чередуют с беседами о пути к истине с другими отшельниками; третьи живут общинами со строго установленными правилами общежития. Несмотря на разные формы и методы уединения, цель у отшельников в одиночестве, разорвав связь с миром, подвергаясь страданиям и лишениям, совершенствовать свою душу. Достигнув полной отрешенности от других людей и от мира, человек избавляется от мирских представлений об истинном и ложном, от желаний, ощущений и мыслей. При отшельничестве противоречия и различия, связанные с истинным и ложным, высоким и низким положением, бедностью и богатством, жизнью и смертью, долголетием и преждевременной смертью, большим и малым, красивым и безобразным, достигается состояние, при котором все вещи и «Я» составляют одно целое.

Можно прийти к выводу, что отшельничество не столько является феноменом и категорией, требующей философского осмысления, сколько выступает в роли средства постижения истины и достижения единения с природой, Абсолютом, способом вступления на Путь к истине, посредством самопознания и самосовершенствования [5].

Еще одной формой выхода из урбанизационного отчуждения можно считать лень. В настоящее время наше общество достигло такого парадоксального состояния, когда погружение в решение бытовых и финансовых вопросов и в городскую суету не просто граничит с ленью. Наше общество -общество господствующей лени. Лень пронизывает сверху донизу все общество, являя собой суть человеческого существования. В таком состоянии лень выступает не столько неким психологическим состоянием или настроением, сколько интуитивной (а иногда и осознанной) мировоззренческой позицией, принципом человеческого бытия, единственно возможным способом миропостижения. Более того, лень выступает актом творческого созидания и единственным способом сохранения человеческого «Я».

В мире, где господствуют информационное, финансовое, психологическое и другие давления, лень - единственный способ этому противостоять.

Окружающий нас повсюду технический прогресс также способствует росту лени в обществе. В то время, когда еще несколько лет назад многие бытовые потребности необходимо было удовлетворять вручную, то сегодня большую часть работы берут на себя машины. Но скорее, такая лень затрагивает в первую очередь не столько физическую активность, сколько мышление. Становится лень даже думать [8].

Для начала важно понять, где корень лени. Самая простая форма лени -это знакомое всем нежелание что-либо делать. Это чувство рождается еще в детстве, но излечимо, если правильно подойти к этой проблеме и без давления на личность объяснить важность и необходимость какого-либо занятия. Второй тип лени присущ эгоистам. Это люди, которые не желают себя утруждать ради других. Для себя они готовы на многое, но если речь заходит о ком-то, кому нужно помочь, у них находится масса причин и отговорок. Такая лень идет рука об руку с паразитизмом, и временно победить ее может только важное событие в жизни, в частности, неприятное, которое откроет человеку глаза на его поведение. Третий тип - лень по отношению к самому себе. Причиной может быть депрессия, болезнь... Эта лень рождается в отчаявшемся человеке, переживающем внутреннюю душевную драму. Из-за нее он утратил волю к жизни, ему ничего не хочется, общаться с кем-то - в тягость. Без срочной помощи близких людей, полных энергии и любви, не обойтись. Такого человека необходимо «встряхнуть» и заставить жить. С ленью можно справиться только в случае сильного действия извне. Нужен какой-то толчок со стороны. Различные чувства, эмоции (обида и страх, любовь и ненависть). А также и жизненные обстоятельства могут сыграть большую роль в борьбе с ленью. Главное, чтобы в этой битве внутри человека всегда была

любовь к жизни. Ленью может быть и хроническая усталость от все тех же немыслимых потоков информации и растущего давления городских джунглей.

Но парадокс заключается в том, что против лени вести борьбу не нужно и бесполезно. Лень исчезает, как только появляется такая цель, которая увлекает и ведет к осуществлению желаний. Без этого любые задачи кажутся навязанными. Поэтому мудрее порой ничего не делать, чем тратить свою жизненную энергию впустую. Если лень вызвана усталостью, необходим отдых. Какое-то время необходимо сдерживать себя от всяких действий. Это поможет разобраться, действительно ли нужно то, что решено сделать, или последовать лени и не торопиться.

Таким образом, лень - это своеобразный протест организма на информационный, урбанизационный и технический прогрессы, бешеный ритм жизни и бесконечную суету. Поэтому лень - это не порок, а скорее добродетель. Своим протестом лень заставляет человека остановиться и решить - важна ли ему жизнь именно такая, какую он живет или стоит задуматься и сделать лучший выбор, который благоприятно бы складывался на здоровье и развитии.

Сродни лени состояние безразличия или апатии. Но если лень базируется на витальной основе, то безразличие и апатия несут в себе разрушающие жизнь и личность элементы. Безразличный человек не испытывает никаких чувств, никакого особого интереса к кому-либо или чему-либо; его не трогают другие; что-то происходит, но его жизнь от этого никак не меняется. Он не уделяет никакого внимания тем людям и вещам, которые его не интересуют. Безразличному - нет дела до происходящего, ему ничего не интересно. Следует знать, однако, что за видимым безразличием могут скрываться разнообразные состояния бытия. Один использует безразличие как прикрытие своей уязвимости; другие могут лишь казаться безразличными, не проявлять никаких эмоций, но на самом деле быть внимательными и объективными; а третьи действительно могут быть безразличными ко всем окружающим, всему происходящему, в том числе и к своей жизни [7].

Часто безразличие - это защитная реакция организма. После сильного потрясения, которое сопровождается расходованием жизненной энергии, в нервной системе растраченная энергия восполняется. Но в такой период у человека опускаются руки, пропадает желание бороться и искать решение, в результате проблемы могут перерасти в настоящий кризис. Последствия состояния безразличия очень губительны. Становясь безразличным к себе, человек тормозит в своем развитии, не ставит перед собой новых целей и не стремится к их достижению. Проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. Постепенно это ведет его к полной к деградации [1].

Апатию можно определить как противоположность жизни, или точнее витальности. Апатия может быть разной силы, и её функции могут быть разными. Можно выделить следующие формы апатии: небольшая апатия как защита от чрезвычайного воздействия современного мира, как возможность отступле-

ния после поражения; при значительных трудностях - как углубление в себя, отстранение от внешнего мира, а когда это длится дольше, это ведёт к утрате своей сущности, переходит в депрессию, и, когда это не меняется, переходит в оцепенение. Нередко наряду с апатией проявляются признаки абулии - болезненного безволия, отсутствия желаний и побуждений к деятельности [4].

Мы рассмотрели некоторые формы ухода из такого вида отчуждения, как урбанизационное и информационно-техническое и выяснили, что, не смотря на всю сложность структуры отчуждения и его протекания в социуме, наша цель заключается не в поиске путей снятия отчуждения, а в доказательстве того, что отчуждение - это естественный, а скорее, неизбежный процесс проявления жизни, который, в свою очередь, имеет не только отрицательные моменты, но положительные стороны, такие как саморазвитие, самопознание, открытие новых путей реализации индивидуальности через отчуждение. Можно также заметить, что и методы ухода могут быть как положительными, так и отрицательными для индивида и его бытия.

Рассмотренный с таких позиций феномен ухода предстает как сложный процесс реализации сущностных черт человека в условиях «нечеловеческого» бытия.

Список литературы:

1. Безразличие как реакция на стресс [Электронный ресурс] // Психология. Электронный журнал. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2274.htm (дата обращения: 25.08.2010).

2. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/artide085868.html (дата обращения: 20.08.2010).

3. Добротолюбие. Избранное для мирян [Электронный ресурс]. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2001. - Режим доступа: http://korolev.msk.ru/ books/919/dobmir/H39-T.htm (дата обращения: 25.08.2010).

4. Кукульскиене А. Соотношение апатии и витальности в психотерапии депрессии [Электронный ресурс] / А. Кукульскиене // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии: сб. Т. 2 / Сост. Ю. Абакумова-Кочюнене, - Бирштонас-Вильнюс: ВЕЭАТ, 2005. - Режим доступа: http://hpsy. №^1^x2274^ (дата обращения: 25.03.2011).

5. Матеев Д.А. Осмысление феномена одиночества в философии востока / Д.А. Матвеев // Научный журнал. - 2007. - № 3. - С. 417.

6. Пивоваров Д.В. Понятие отчуждения: альтернативные подходы [Текст] / Д.В. Пивоваров // Известия Уральского государственного университета. -2007. - № 54. - С. 80-92.

7. Психоаналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psiho-analitika.ru/tesaurus/193/59704 (дата обращения: 25.07.2010).

8. Философия лени. Лень как мировоззренческая позиция [Электронный ресурс] // Сapitan_blood. - Режим доступа: ht:tp://capitan-blood.livejour-nal.com/78874.html (дата обращения: 19.07.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.