Научная статья на тему 'Культурно-исторические основы организации психологической службы в дошкольном учреждении'

Культурно-исторические основы организации психологической службы в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
295
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРУЮЩИЙ МЕТОД / PROJECTING METHOD / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ховрина Гелена Борисовна

В статье рассматриваются основные положения организации психологической службы в образовательном учреждении (на примере дошкольного учреждения) в контексте культурно-исторической психологии. Ставится проблема взаимодействия семьи и дошкольного учреждения и анализируются способы работы психолога с родителями. Игра рассматривается как проектирующий метод (экспериментально-генетический), обеспечивающий диагностику, коррекцию и развитие периода дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and historical bases of the organization of psychological service in preschool institution

In article basic provisions of the organization of psychological service in educational institution (on an example of preschool institution) in a context of cultural-historical psychology are considered. The problem of interaction of a family and preschool institution is put and ways of the psychologist work with parents are analyzed. Game is considered as projecting method (experimental-genetic) of providing diagnostics, correction and development of the period of the preschool childhood.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические основы организации психологической службы в дошкольном учреждении»

Г.Б. Ховрина

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматриваются основные положения организации психологической службы в образовательном учреждении (на примере дошкольного учреждения) в контексте культурно-исторической психологии. Ставится проблема взаимодействия семьи и дошкольного учреждения и анализируются способы работы психолога с родителями. Игра рассматривается как проектирующий метод (экспериментально-генетический), обеспечивающий диагностику, коррекцию и развитие периода дошкольного детства.

Ключевые слова: проектирующий метод, культурно-историческая психология.

Психологическая служба играет все большую роль в практической психологии образования. Сотрудники этого важнейшего подразделения образовательного учреждения должны проводить психологическую диагностику, осуществлять психологическое консультирование, организовывать психологическую коррекцию и психологическое сопровождение (развитие).

С одной стороны, каждый из перечисленных видов деятельности психолога имеет свою специфику. В них используются собственные методы, направленные на решение соответствующих задач. Вместе с тем, с другой стороны, эффективность работы психологической службы напрямую связана с их взаимодополнительным характером. Иными словами, психолог сможет правильно поставить психологический диагноз, осуществить грамотное психологическое сопровождение развития ребенка, скорректировать

© Ховрина Г.Б., 2012

Культурно-исторические основы организации психологической службы...

имеющиеся у ребенка недостатки и проблемы только в случае, если методы диагностики, сопровождения, коррекции оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Сказанное можно хорошо проиллюстрировать с помощью анализа работы психологической службы в дошкольном учреждении. Использование даже хорошо зарекомендовавших себя диагностических методик в работе с детьми, как правило, приводит к проблемам в понимании особенностей их развития. В некоторых случаях имеет место неправильный психологический диагноз в связи с тем, что дети дошкольного возраста решают/не решают представленные в методике задачи ситуативно, ориентируются на свои симпатии/ антипатии по отношению ко взрослому. Важную роль в эффективности выполнения дошкольниками заданий играют их особенности общения с окружающими.

Преодолеть все перечисленные и многие другие возрастные проблемы «чистой» диагностики ребенка дошкольного возраста возможно, если осуществлять психологическое сопровождение его обучения и развития, в случае необходимости реализовать коррек-ционную помощь его поведения и/или деятельности.

Анализ работы психологических служб дошкольных учреждений позволил выявить ряд типичных ошибок и трудностей, которые препятствуют как эффективной работе детских садов, так и психическому и личностному развитию детей.

Так, нередко психологическая диагностика бывает направлена на изучение уровня развития психических процессов (памяти, внимания, мышления). При консультировании психолог руководствуется уровнем тревожности, наличием или отсутствием страхов и т. п. Психологическое сопровождение сводится к целенаправленному формированию и, как правило, ограничивается занятиями по подготовке детей к школе и работой детей в специальных рабочих тетрадях. Психокоррекционная работа психологов в дошкольных учреждениях в лучшем случае сводится к организации подвижных игр с детьми в рамках тренинга общения и взаимодействия или к проведению психогимнастики, а в худшем случае остается за пределами деятельности психологической службы. В целом работа психолога в дошкольном учреждении, условно говоря, разбита на отдельные области, не связанные между собой, т. е. корректируется не то, что диагностируется.

Другой типичной ошибкой психологических служб дошкольных учреждений является то, что в их деятельности практически не предусмотрена работа с родителями. В лучшем случае родите-

Г.Б. Ховрина

лям сообщается о проблемах ребенка. Помимо этого, родители еще участвуют в психологических консультациях в основном как зрители, или, как и в первом случае, им сообщают об изъянах в поведении, деятельности, развитии ребенка. Такое «игнорирование» родителей ведет, с одной стороны, к тому, что многие важные пристрастия ребенка, особенности его поведения и деятельности, личностные проявления и т. п. остаются за рамками внимания психолога психологической службы. Помимо этого, с другой стороны, даже квалифицированная психологическая помощь, организованная специалистами психологической службы, проводимая без поддержки родителей, оказывается малоэффективной.

Наконец, третьей типичной ошибкой деятельности большинства психологических служб дошкольных учреждений является невнимание психологов к развитию взрослых, работающих в дошкольном учреждении с детьми. Воспитатели и помощники воспитателей, специалисты, методисты, руководители нуждаются в постоянной работе психолога. Психолог должен работать с педагогическим коллективом, поскольку именно сотрудники дошкольного учреждения организуют развивающую образовательную среду, необходимую для психического и личностного развития каждого ребенка.

Понятие развивающей среды было введено в психологию Л.С. Выготским, который подчеркивал, что развитие ребенка возможно лишь при развитии взрослых, с которыми он взаимодействует. В этом контексте эффективная работа специалиста психологической службы дошкольного учреждения предполагает, что он находится в гуще событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми (воспитателями, специалистами по физическому воспитанию, ритмике, музыке и т. п.).

Жизнь ребенка в программе «Золотой ключик» регламентирована разными событиями: детям необходимо тщательно продумать план по оказанию помощи народам Севера, которые пострадали от злой Колдуньи, или заняться разработкой проекта и строительством дома для Домовенка, который поселился в группе, а иногда надо подумать и о воспитании и обучении первобытных людей, которые едят пищу руками, спят на полу, укрывшись шкурой животного, и т. п. Активное включение психолога в организацию и реализацию событий позволяет ему наблюдать за ребенком, видеть его достоинства и недостатки, общаться с ним, организовывать условия, необходимые ребенку для развития/коррекции. При этом психолог привлекает к работе с ребенком других взрослых сотруд-

Культурно-исторические основы организации психологической службы...

ников дошкольного учреждения и родителей ребенка, что делает проводимую психологическую работу эффективной.

Создание развивающей среды, по мнению Л.С. Выготского, непосредственно связано с возрастными особенностями ребенка. В этом контексте основным методом работы специалиста психологической службы дошкольного учреждения является игра. «Действия в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, вносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных»1. Для психолога игра является тем проектирующим методом (экспериментально-генетическим, по терминологии Л.С. Выготского), вмещающим в себя все основные направления его практической деятельности. В игре раскрываются все тайные стороны психики ребенка (наличие или отсутствие страхов, застенчивость, тревожность или агрессивные тенденции, неуверенность в себе и др.), положительные и отрицательные стороны воспитания и взаимодействия с родителями. Игра как проектирующий метод обнаруживает «особенности индивидуальной психики, недоступные другим методикам»2. В одном детском саду, работающем по программе «Золотой ключик»3, дети стали свидетелями похищения Снежной Королевой бурого медвежонка, который пришел к ним в гости. Это тот самый медвежонок, который проснулся зимой и решил прогуляться по лесу, потому что ему стало скучно лежать в берлоге. Гуляя по лесу, он заблудился и вышел на дорогу, которая привела его к детскому саду. Дети сначала объяснили медвежонку, почему некоторые животные зимой спят, рассказали о смене времен года, а потом по просьбе воспитателя решили организовать ему экскурсию по Москве. В первой половине дня дети составляли экскурсионный маршрут, а после дневного сна они стали свидетелями похищения. Дети по-разному отреагировали на это событие, кто-то испугался и громко заплакал, кто-то, крепко сжимая кулачки, грозился застрелить Снежную Королеву, а кто-то предлагал ее поймать и посадить на печку. В результате специально смоделированной ситуации были выявлены дети со страхами, с тенденцией к проявлению агрессии в поведении и позитивно настроенные дети, принимающие игровую ситуацию и предлагающие «умные» способы борьбы со Снежной Королевой.

В игре можно не только обнаружить те или иные тенденции, нарушения или отклонения от нормы в развитии, но и корректи-

Г.Б. Ховрина

ровать их. Подтверждение этому можно найти в работе К.М. Гу-ревича, который писал: «...желательно использовать результаты психологических диагностических исследований не только для установления индивидуального психологического статуса учащихся, но и для выработки психологических рекомендаций, имеющих своей целью исправление, коррекцию выявленных в исследованиях недостатков психического развития. Можно полагать, что в настоящее время сравнительно более действенными были бы рекомендации, направленные на коррекцию умственного развития. Методики, выявив его недостатки, позволят путем анализа полученных результатов и с учетом всех данных об испытуемом найти причины этих недостатков, построить и осуществить план по их устранению. В этом и состоит принцип коррекции. Можно надеяться, что многое из того, что будет применено и проверено на методиках диагностики умственного развития, в дальнейшем будет использовано при диагностировании и коррекции других сторон психического развития»4.

Выявив в игре детей с тенденцией к проявлению агрессии, им можно предложить подумать, что будет, если они начнут стрелять в лед, а можно ли справиться со Снежной Королевой другими способами. Можно предложить вспомнить, а как в сказке маленькая Герда смогла победить Снежную Королеву. Оказывается, что прежде чем вступить в единоборство со Снежной Королевой, ее надо найти. А куда она могла отправиться: на север, юг, восток или запад? Дети начинают готовиться к путешествию на Север, а для этого надо научиться ходить на лыжах по глубокому снегу, будучи привязанными веревкой друг к другу, как альпинисты в горах. Также они разучивают песни и слушают мелодии народов Севера. Таким образом, внимание ребенка переключается на содержательную деятельность, связанную с поиском разумных неагрессивных способов борьбы со Снежной Королевой.

Ребенку, который испугался, можно предложить нарисовать портрет Снежной Королевы, прорисовывая ее красивый наряд, корону, волосы. Сравнить ее с другими королевами или принцессами. Рисование портрета может сопровождаться рассказом о том, что Снежная Королева холодная, потому что она никого не любит или потому что у нее нет друга. Превратить Снежную Королеву в добрую фею можно, если найти ей друга.

С помощью игры можно скорректировать и систему межличностных отношений в группе дошкольников. Ребенку, с которым не желают играть другие дети, потому что он «все рушит», поиграть

Культурно-исторические основы организации психологической службы...

с психологом в соседней комнате, создавая ситуацию секретности, тайны, что привлечет внимание других детей к этой ситуации и желание сотрудничать с «плохим ребенком», который может рассказать другим детям о том, во что он играл с психологом. А играет психолог с ребенком в Снежное королевство, из кубиков строится замок, кубики превращаются в помощников Снежной Королевы и т. д.

Моделируя игровую ситуацию, психолог одновременно решает проблему не только диагностики и коррекции, но и развития (формирования) в рамках развивающей программы обучения с учетом возрастных особенностей. В случае работы психолога с дошкольниками игра выступает в качестве проектирующего метода, предложенного в свое время Л.С. Выготским как основного метода изучения личности в развитии. Умение профессионально грамотно применять в практической деятельности проектирующий метод и является отличительной особенностью организации психологической службы в контексте культурно-исторической психологии.

Помимо работы с детьми игра помогает психологу организовывать деятельность взрослых. Так, подготовка к большой игре-событию предполагает психологическую подготовку коллектива: кто какие роли будет исполнять, как построить сценарий-сюжет, какие педагогические задачи можно будет решать в ходе такой игры - вот далеко не полный перечень проблем, который решает психолог в педагогическом коллективе. При этом он широко использует игру, проводя разного рода взрослые праздники, организовывая тренинги, при постановке психологических по своей сути спектаклей. Игра помогает снять отчуждение и даже неприятие у отдельных членов коллектива, способствует единению педагогов, убирает барьеры в решении сложных задач. Эти игры могут быть похожими на детские игры, ведь хорошо известно, что взрослые любят дурачиться не меньше детей. В то же время эти игры могут иметь совершенно иной характер, например обсуждение тех или иных ролей или событий с определенной позиции или изображение детей, для которых это событие готовится. В любом случае психолог в такой игре получает возможность понаблюдать за личностными и профессиональными особенностями сотрудников дошкольного учреждения и, в случае необходимости оказать психологическую помощь.

Использование игры в качестве основного метода работы психологической службы обеспечивает активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Помимо того, что в игровой деятельности родителей, организованной психологом, он получает возможность выявить

Г.Б. Ховрина

специфику детско-родительских отношений, у него появляется возможность создать условия для развития или в случае необходимости коррекции общения и взаимодействия ребенка в семье.

Организация больших игр-событий, где участвуют дети, их родители и педагоги, способствует созданию единой образовательной среды, в которой есть условия для развития всех ее участников. Помимо этого, игра помогает психологу избежать эмоционального выгорания и обеспечивает развитие профессионального и личностного самосознания.

Итак, культурно-историческая основа организации психологической службы в дошкольном учреждении - особый подход к построению жизнедеятельности детей и взрослых, реализующийся с помощью игры и через игру, ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Примечания

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб., 2008. С. 291.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» / Под ред. Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Е.Л. Бережковской. М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007. Гуревич К.М. Указ. соч. С. 290.

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.