Научная статья на тему 'Исследование идей выготского: пересекая границы'

Исследование идей выготского: пересекая границы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
176
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование идей выготского: пересекая границы»

Жизнь науки и образования

Г.К. Уразалиева

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕИ ВЫГОТСКОГО: ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ

29 августа - 1 сентября 2007 г. в столице Чехии Праге проходила 17-я ежегодная конференция Европейской Ассоциации Образования детей раннего возраста (EECERA). Наряду с EECERA организатором конференции выступила Международная ассоциация Step by step (ISSA). «Исследование идей Выготского: пересекая границы» - так звучала тема конференции этого года в унисон всё более возрастающему в мире интересу к творчеству выдающегося российского психолога. Основным предметом обсуждения участников форума явился опыт, проблемы и перспективы реализации идей Л.С. Выготского в сфере образования и шире - поддержки психического развития детей в дошкольных учреждениях и начальной школе. В научном комитете конференции Россию представляла директор ИП им. Л.С. Выготского РГГУ Е.Е. Кравцова.

Работа конференции началась с демонстрации видеообращения дочери Л.С. Выготского Г.Л. Выгодской, текст которого опубликован в настоящем номере журнала.

В своем пленарном докладе Е.Е. Кравцова отметила, что «неклассическая» психология Выготского не сводится к академическим исследованиям, результаты которых «задним числом» внедряются в практику. Это - проектирование, построение такой практики (в частности, образовательной), внутри которой возникает сам предмет исследования и практической работы. При этом психолог ничего не корректирует, не формирует и не развивает -вместо этого он создает условия, в которых можно корректировать, формировать или развивать, делая это только совместно с педагогом, детьми и их родителями. В докладе были представлены иллюстрации подобного подхода из опыта образовательной работы по программе «Золотой ключик».

Различные грани «неклассической» психологии развития и образования раскрыли в своих докладах современные зарубеж-

Исследование идей Выготского: пересекая границы

ные последователи теории Выготского - Дж. Верч (США), П. Хаккарайнен (Финляндия), Б. Ван Оерс (Нидерланды), С. Мантовани (Италия), а также российские исследователи -Л.Ф. Обухова, Т.В. Ахутина, В.А. Гуружапов, Е.В. Филиппова, Е.Г. Юдина, И.А. Корепанова и др.

Участие в работе ряда семинаров, организованных в рамках конференции, приняли представители ИП им. Л.С. Выготского РГГУ.

Г.Г. Кравцов подчеркнул, что идея произвольности высших психических функций выступает центральной в концепции Выготского. Именно поэтому волевое развитие - магистральная линия становления личности в онтогенезе. Такие психические функции, как речь, воображение, внимание, рефлексия, по сути, являются волевыми свойствами психики. В них воля выражена в своей «превращенной» форме, свойственной детскому возрасту, в котором она как таковая еще не сложилась. Эти функции -изначально произвольные, а значит - высшие. Это отличает их от памяти, эмоций, мышления, восприятия, которые в своем развитии проходят путь от элементарных - к высшим, будучи детерминированными волевыми функциями.

В.Т. Кудрявцев сформулировал основные положения концепции воображения как универсальной человеческой способности. Способность к воображению проявляется не только в создании новых образов действительности. Воображение - это еще и развитое умение смотреть на мир и проблематизировать его «глазами другого человека» (всего человеческого рода), что позволяет ему видеть действительность по-настоящему целостно, интегрально, обобщенно (Э.В. Ильенков) и определяет саму возможность порождения новых образов. На развитие воображения в этой его функции нацелена программа развивающего дошкольного образования «Тропинки», разработанная докладчиком и его коллективом.

Тема развития воображения затрагивалась и в выступлении Г.Б. Ховриной. Анализ опыта целенаправленного развития воображения у детей 3-10 лет и коррекционной работы с учащимися начальных классов позволил ей сделать вывод о том, что принципы такого развития совпадают с принципами построения лич-ностно ориентированного образования на разных возрастных этапах.

Ж.П. Шопина рассмотрела механизмы расширения зоны ближайшего развития. Этот процесс связан с изменениями в характере общения взрослого и ребенка. Исследование особенностей этого общения показало, что в онтогенезе оно носит весьма неод-

Г.К. Уразалиева

нородный характер, проявляясь в различных формах. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, автор доклада выделила этапы развития позиций общения в детства: «пра-мы», «выше», «ниже», «на равных», «самостоятельный». Наличие у ребенка этих позиций позволяет судить об уровне сформированнности («широте») у него зоны ближайшего развития.

В своем выступлении Н.В. Разина отправлялась от известного положения Л.С. Выготского, согласно которому основные характеристики критического и литического возраста определены присущей ему психологической формацией. Проведенная диагностика развития воображения (новая формация литического дошкольного возраста), речи (новая формация критического трехлетнего возраста) и манипулятивной деятельности (новая формация литического раннего возраста) дала возможность разделить детей в соответствии с разными психологическими возрастами. При этом у одних детей психологический и биологический возрасты совпадали, у других психологический возраст несколько отставал от биологического. Результаты этой диагностики были использованы при разработке специальной образовательной программы, ориентированной на изменение психологического возраста детей.

Г.А. Мишина проанализировала особенности ранних этапов развития речи в его нормальном и аномальном вариантах. Результаты специального экспериментального исследования свидетельствует о том, что ведущей функцией речи детей в возрасте 16-24 месяцев в обоих вариантах служит информативная функция. Иерархия других функций отражает индивидуальные особенности развития ребенка.

В стендовом докладе Т.Н. Котовой и А.А. Котова подчеркивалось, что изменения, характеризующие развитие мышления детей 7-9 лет, обусловлены модификацией репрезентативной способности. Если дошкольники используют естественный путь поэлементного «ситуационного» представления проблемной ситуации, то младшие школьники обращаются к культурному инструменту ее репрезентации в качестве задачи.

К конференции был издан сборник ее материалов на английском и русском языках, а также приурочен тематический выпуск журнала «Дети в Европе» ('Children in Europe') - «Лев Выготский и его культурно-исторический подход».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.