Научная статья на тему 'Культурно-исторические аспекты топонима "Белокуриха"'

Культурно-исторические аспекты топонима "Белокуриха" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИМОЛОГИЯ / ТОПООСНОВА / ТОПОФОРМАНТ / ПЕРВОПРОХОДЦЫ / СТРУКТУРА / ГИДРОНИМ / АРХИВНАЯ КАРТА / ВЕРСИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулятин В.А.

В статье характеризуется город-курорт Белокуриха известная здравница, куда приезжают гости со всех уголков России. Здесь проводятся съезды, форумы, конференции, в том числе и на международном уровне. Белокуриха включена в международный туристический маршрут «Великий Шелковый путь». Происхождение названия «Белокуриха» одна из примечательных страниц истории, повествующих о культурно-историческом наследии первых русских поселенцев в предгорьях Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кулятин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические аспекты топонима "Белокуриха"»

Таким образом, в настоящее время идет процесс активного возрождения народных обычаев, традиций и праздников, в том числе и основанных на славянской культуре. Как правило, они становятся основным мероприятием при организации этнографического туризма. В меньшей степени элементы древнеславянской культуры на сегодняшний день применяются в процессе анимационного обслуживания на туристических комплексах Алтайского края. На наш взгляд, разнообразить отдых туриста, сделать его ярким и насыщенным, и в то же время познавательным, может сделать анимационные программы, основанные на традициях древнеславянской культуры. Кроме того, перспективным может стать организация досуга отдыхающих, связанная с возрождением древнеславянской культуры, в сельских гостевых домах, в связи с тем что в нашем преимущественно аграрном регионе в последние годы большое внимание уделяется развитию сельского туризма. Подобные программы имеют возможность сделать алтайский турпродукт более конкурентоспособным и способствовать увеличению турпотока в Алтайский край.

Список литературы

1. Бутузов, А. Г. Этнокультурный туризм в России: состояние проблемы и перспективы развития (региональный аспект) // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва, 28-29 апр. 2009 г.). - Москва : Диалог культур, 2009. - С. 193-194.

2. Зорин, И. В. Туристский терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - Москва : Сов. спорт, 2010. - 664 с.

3. Этнология (Этнография) : учеб. для бакалавров / под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина. - Москва : Юрайт, 2014. -580 с.

4. Осипов, Г. Россия хочет развивать этнический туризм / Г. Осипов // Турбизнес. - № 8. - Июнь 2011. -С. 16.

5. Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия / К. Чумаков // Новая жизнь. - 2006. - № 5. - С. 15-16.

6. Яркина, М. Ю. Роль этнографического туризма в туристской индустрии регионов России: зарубежный опыт развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.secna.rU/media/f/service_tourism_sod2015.pdf.

7. Этнографический туризм в Алтайском крае [Электронный ресурс] / Визиталтай.рф : международ. тур. портал. - Барнаул, [б. и.]. - Режим доступа: http://www.visitaltai.info/what_do/articles/tourism_types/3761/.

УДК 81'373.21(571.150)

В. А. Кулятин санаторий «Родник Алтая», Белокуриха, Россия

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОПОНИМА «БЕЛОКУРИХА»

В статье характеризуется город-курорт Белокуриха - известная здравница, куда приезжают гости со всех уголков России. Здесь проводятся съезды, форумы, конференции, в том числе и на международном уровне. Белокуриха включена в международный туристический маршрут «Великий Шелковый путь». Происхождение названия «Белокуриха» - одна из примечательных страниц истории, повествующих о культурно-историческом наследии первых русских поселенцев в предгорьях Алтая.

Ключевые слова: этимология, топооснова, топоформант, первопроходцы, структура, гидроним, архивная карта, версия.

V. A. Kulyatin Sanatorium «Rodnik Altai», Belokurikha, Russia

THE CULTURAL AND HISTORICAL ASPECTS OF THE TOPONYM «BELOKURIKHA»

The article characterizes the resort town of Belokurikha - a well-known health resort, where visitors from all corners of Russia come. Here congresses, forums, conferences are held, including the international level. Belokurikha is included in the international tourist route «The Great Silk Road». The origin of the name «Belokurikha» is one of the remarkable pages of history that tells about the cultural and historical heritage of the first Russian settlers of the foothills of the Altai.

Keywords: etymology, topographic basis, topoform, pioneers, structure, hydronym, archive map, version.

Сто пятьдесят лет назад впервые были исследованы термальные воды Белокурихи. Так началась история курорта на юге Сибири. На протяжении столь длительного времени были написаны и опубликованы десятки научных работ по истории курорта Белокуриха. Основное внимание в работах ученых уделялось становлению курорта, изучению термальных источников Белокурихи, характеристике радиоактивных лечебных вод, радоновой терапии и другим лечебным факторам. Научные исследования в этой области продолжаются и сегодня. Одним из малоизученных вопросов, касающихся истории Белокурихи, - это вопрос о происхождении названия известной ныне здравницы. Как появился и что хранит в себе топоним «Белокуриха»? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Каждое географическое название имеет свою историю и связано с географической средой, поэтому в топонимии отражены все сферы социальной сферы человека. Исследование географических названий нашего региона дает возможность заглянуть в историческое прошлое, установить пути миграций первых русских поселенцев в предгорья Алтая, их жизненный уклад, культурные традиции. Поиск ответа на вопрос о происхождении географического названия - задача непростая, здесь необходимы знания из области истории, географии, лингвистики, «так как географические названия - это не случайные слова. Их появление в тот или иной период исторически обусловлено. Иногда языковой анализ дает возможность двояко объяснить топоним, и только знание природных особенностей, а также истории местности помогает выбору надежной этимологии» [1, с. 22].

Попытки дать ответ на вопрос о происхождении топонима Белокуриха предпринимались не единожды. В материалах о Белокурихе существует несколько версий. Например, еще в конце 90-х было выдвинуто предположение о том, что в основе топонима Белокуриха лежит тюркское (алтайское) название реки Беле - кюр («Рябиновый мост»), которое русские переселенцы заимствовали, добавили «иха», получилось Белекюриха, это слово русскими стало произноситься как Белокуриха. То есть, согласно этой версии, топоним Белокуриха, не-русский по происхождению, но стал русским по употреблению. В топонимии Алтая (Горного Алтая) есть примеры подобного способа образования топонимов, и, по мнению исследователей, этот способ словообразования продуктивен. При заселении новых земель русские поселенцы или создавали свою топонимическую систему, или приспосабливали к нормам своего языка уже имеющиеся названия. Примером тому река (село) Корболиха. В основе этого гидронима лежит тюркское название реки Корболу. До прихода русских поселенцев район реки Кор-болу бы местом кочевий тюркоязычных народов. От них река и получила свое название. Русские поселенцы адаптировали это тюркское название реки к своему языку (усечение суфф. лу), присоединив формант - «иха». Другим наглядным примером заимствования тюркского названия реки, состоящего уже из двух слов, является название реки (села) Сараса. Тюркское (алтайское) название Сары - Суу («Желтая вода»). То есть нынешние названия этих рек являются не-русскими по происхождению, но стали русскими по употреблению. Структура этих тюркских гидронимов (Корболу; корбо - тюркс. кустарник + лу - суффикс; Сары - Суу; сары - тюркск. желтый + суу - вода), заимствованных русскими, не вызывает сомнений относительно их (тюркского) происхождения, что нельзя сказать о структуре гидронима Беле - кюр. Дело в том, что в структуре иноязычных названий рек, состоящих из двух слов, конечное слово имеет значение «вода», «река». Такая конструкция является традиционной, что дает возможность по «этому конечному слову узнать хантыйские, селькупские, тюркские и другие названия. У тюрок «река» обозначается словами ИЛГА, ЮЛ, СУ: Илгай, Мрассу, и др. [2, с. 34]. Как видно, в названии реки Беля - кюр конечное слово имеет значение «мост» (кюр), а не «река», «вода», что противоречит не только традиционной модели тюркских названий рек, но и географическому признаку реки. В природе не существует рябинового леса, так как рябина - это одиночно растущее дерево. Поэтому в долине реки Белокурихи не существовало и не существует (в чем можно и сегодня убедиться) рябиновых зарослей в виде «мостов». Становится очевидным: алтайское название реки Беле -кюр («Рябиновый мост») является вымыслом. Река не могла получить название по географическому признаку, которого у нее (реки) никогда не существовало и которое, к тому же не являлось традиционным для алтайских (тюркских) названий рек. Таким образом, версия алтайского (тюркского) происхождения топонима Белокуриха оказывается несостоятельной. Между тем, каким могло быть алтайское название реки Белокуриха, может представлять немалый интерес, для той же экскурсионной деятельности. Опираясь на традиционную модель тюркских названий рек, а также на географические реалии, можно обозначить несколько вариантов алтайского наименования реки Белокурихи. Как известно, алтайское слово пелэ, беле (беля) может употребляться не только в значении «рябина», но и в значении «кордон» (урочище). Например, в окрестностях Телецкого озера есть населенный пункт под названием Беле, что в переводе означает Кордон. Исток реки Белокурихи находится у горы Синюхи, в районе которой и поныне сохранилось название Кордон. В этом случае алтайское название реки могло сложиться на основе Беле в значении «Кордон», то есть по месту истока реки, соответственно, с добавлением слова суу, которым у тюрок обозначалась «река». Таким образом, алтайское название реки Белокурихи произносилось как Беле (Пэле) - Суу, что могло означать «Река на Кордоне», «Текущая с Кордона». Нельзя не принимать во внимание и такой вариант: серные источники алтайцы

называют: Кукур - Суу (Кукюрсу). Кукур суу - букв. серный источник» [3, с. 46]. Поэтому, учитывая, что в прошлом выходы термальных источников были в непосредственной близости от реки (с запахом серы), можно предположить: алтайское название реки Белокурихи могло сложиться на основе Кюкюр, то есть «Серная река (вода)» (Кюкюр - Кем или Кюкюр - Суу). Весьма любопытным представляется и такой вариант. Считается, что алтайское название горы Церковки - это Карча. Однако слово карча означает «целое дерево с корнями, подмытое и снесенное водою, а также замытое в пески под водою, опасное для рыболовов, а также затонувшие стволы деревьев, пни и коряги». Подобным признаком может обладать река. Горные реки у выхода из теснины изобилуют карчами, что весьма характерно и для реки Белокурихи. Отсюда алтайское название реки (Белокурихи) Карча, которое закрепилось за горой, у подножия горы река, изобилующая теми самыми карчами, вытекает из ущелья.

В 2016 году была опубликована «совсем свежая» версия, согласно которой наименование нашей местности (реки) восходит к древнетюркскому слову Бюлю - гюр, что означает «бурлящая вода, поднимающая со дна камушки». Однако подобного толкования термина «бюлю» в словарях не существует. Тогда как, согласно тем же словарям, слово Бюлю не тюркского происхождения, а образовано от бурятско-монгольского «бюглюю» и означает «глухая тайга, затишье, безветренное место, захолустье» [4, с. 52]. По этим признакам местности река Вилюй, что в республике Саха, получила от якутов название - Бюлю. Таким образом, слово Бюлю в якутском языке появилось в результате ассимиляции якутов с бурятско-монгольским населением и, разумеется, не имеет никакого отношения, как к истории нашей местности, так и к природным особенностям реки Белокурихи.

Изучая происхождение географических названий, необходимо учитывать, что топонимы несут в себе вполне объективную информацию, так как они возникают в результате осмысленного акта познания человеком своей среды обитания. В топонимах могут быть скрыты объективные исторические данные, элементы культурных традиций, сведения этнографического характера, признаки ландшафта и т. п. Поскольку возникновение топонима Белокуриха, так или иначе, связано с приходом русских поселенцев в окрестности Белокурихи, обратимся к истории освоения русскими первопроходцами предгорий Алтая. История заселения Алтая русскими людьми связана с приходом сюда старообрядческого населения. Историей алтайского старообрядчества занимались Н. В. Алексеенко, Ю. С. Булыгин, Н. Г. Аполлонова, С. И. Гуляев, Г. Н. Потанин и многие другие ученые. Согласно исследованиям учёных, активное распространение старообрядчества в Сибири начинается в последней четверти XVII в. Основной причиной массового продвижения старообрядцев в Сибирь стали религиозные гонения со стороны официальных властей. Подтверждением тому являются документально зафиксированные факты сожжения раскольников властями города Тобола в 1676 и в 1683-1684 годах. Самосожжения старообрядцев произошли в Березовском на реке Тобол в 1679 году, в Каменском под Тюменью и в Кургайской слободе в 1687 году. На территории Сибири старообрядчество распространялось в соответствии с общей направленностью продвижения русского населения - с северо-запада на юго-восток. Так старообрядцы оказались на Алтае. Скрываясь от религиозных гонений в труднодоступных ущельях Алтайских гор, старообрядцы основали здесь ряд поселений. Сегодня хорошо известно, что одним из первых поселений, основанных старообрядцами в ближайших окрестностях ныне города - курорта, была деревня (ныне село) Солоновка, которая почти пятьдесят лет тайно существовала за «военной линией». Дата основания этого поселения точно не установлена. На официальном сайте Смоленского района указываются 1721-1737 гг. Эта хронологическая ориентировка говорит о приходе основателей Солоновки намного раньше появления здесь «пашенных людей», обосновавшихся на предгорной равнине, как известно, только в начале XIX века. Вероятно, Солоновка была не единственным «тайным» поселением староверов в окрестностях Белокурихи, так как среди староверов были отшельники, которые вели уединенный образ жизни.

Освоение гор Алтая русскими первопроходцами не могло не отразиться на топонимике этого региона. По мнению О. Т. Молчановой, «когда русскими переселенцами осваивались необжитые земли, то вся топонимическая система создавалась заново. В этом случае географические названия были русскими как по происхождению, так и по употреблению» [5, с. 43]. Расселение староверов в предгорьях Алтая привело к возникновению здесь географических названий с формантами «уха», «юха» и «иха», о чем свидетельствуют работы ученых. Обратимся к ним. «Первоначально носители топоформанта -иха появились в Приишимье, оттуда уже в первые десятилетия XVIII века их основная часть двинулась на юго-восток, в Верхнее Приобье. Исторически это совершенно достоверный процесс: выходцы с Ишима упоминаются при заселении Верхней Оби. Есть основания связать носителей топонимической модели «-иха» с наиболее активным «пионерным» отрядом колонистов, выступавшим в соответствии со сложившимися в его среде традициями и хозяйственными стереотипами в роли первопроходцев. В этом случае становится понятным процесс образования «каймы» топонимов на «-иха» в предгорной зоне Алтая: от Белокурихи на северо-востоке до Коробихи на западе и юге». Было ли это активное колонизированное движение населения старообрядческим? По-видимому, да». «Трудно удержаться от предположения, что активизация использования форманта «-иха» алтайскими

старожилами была стимулирована также и получением дополнительных сведений о характеристичности топонимов с окончанием на «-иха» Костромскому Поволжью, ассоциировавшемуся с протекающей в этих местах рекой Керженец. Поэтому формант «-иха» на позднем этапе своего бытования мог, действительно, быть включен в культурный комплекс «кержаков»-старообрядцев в качестве некоторого идейно-исторического обоснованного компонента их притязаний на особую этническую историю» [6, с. 28]. Исследователь Н. А. Смирнова отмечает: «...внеязыковой причиной большого распространения на Алтае топонимов с суффиксом «-их(а)» является влияние старообрядцев, закрепленное большим количеством переселенцев из северных губерний.» [7, с. 35]. По мнению И. А. Воробьевой, доктора филологических наук, профессора, распространение топонимов с суффиксом «-их(а)» на территории Сибири, и в частности на Алтае, связано с расселением старообрядцев. «Среди поселений старожилов особый интерес представляют селения, в названиях которых есть суффикс «-их», реже «-ух», «-юх», «-ых». В Европейской части они устойчиво связываются с расселением старообрядцев. Эти суффиксы наиболее распространены в Среднем Поволжье, оттуда плотной полосой идут на Вятку, через Урал к Томску и далее расходятся веерообразно в южную Сибирь и на восток до Тихого океана. На Алтае такие названия встречаются повсеместно: Выдриха, Тележиха, Повалиха, Прослауха и др. Это может считаться одним из свидетельств широкого расселения здесь староверов» [8, с. 24]. Этот перечень можно продолжить географическими названиями, которые сохранились и в окрестностях города-курорта: гора Синюха, Толстуха, Воструха, Теплуха, Глухариха, река Устаури-ха и, соответственно, река Белокуриха. Наличие характерных формантов (уха, юха, иха) в данных топонимах указывает на то, что все эти географические названия возникли с приходом староверов в окрестности Белокурихи. Осваивая предгорья Алтая, староверы селились обособленно, создавая тем самым заново топонимическую систему, то есть давали свои названия географическим объектам. Наглядный тому пример - гора Аарча (Можжевеловая). У староверов эта гора получила название Синюха или Сумна1. Словообразовательная структура топонимов на «юха», «уха» и «иха» показывает, что семантика образующих основ этих топонимов относится к двум группам: а) названия естественно-географического; б) культурно-исторического характера, к которой относится гидроним Белокуриха, в основе последнего - фамилия (антропоним) первопоселенца на реке Белокурова. Основанием тому служит архивная карта, на которой обозначено однодворное поселение - заимка Белокурова (Вь clokourowa). Обозначение на карте географических объектов не только на русском, но и на немецком языке может указывать на составителей этой карты. Но более важно здесь другое: на карте не обозначено близлежащее от заимки Белокурова поселение - село Новотырышкино. Это обстоятельство говорит о появлении заимки Белокурова еще в XVIII веке, поскольку дата возникновения села Новоты-рышкино приходится, как известно, на начало XIX века. О старшинстве заимки Белокурова на реке говорил сотрудник Краевого архива Н. Савельев, который еще в 1963 году высказал мысль о том, что свое название река могла получить по фамилии первопоселенца на реке, указывая на «старшинство заимки» [9]. Кроме того, ныне село Старо-Белокуриха, (которое возникло, по сути, на месте заимки), первоначально именовалось Белокурово, что говорит о появлении Белокурова на реке до прихода «пашенных людей». Другое дело, что с приходом А. Дорофеева и Я. Клепикова на реку Белокуриху в 1803 году, Белокуров покинет свою заимку. Произойдет это до «ревизии» Штемберга. Поэтому Белокурова нет в документах переписи - «ревизских сказках», которые составлял Штемберг в 1804 году.

Теперь обратимся к другой составляющей топонима Белокуриха - форманту «иха». Как известно, сам топоним состоит из топоосновы, которая не существует в чистом виде и всегда дополняется до целого слова, оформляется с помощью вспомогательного элемента - топоформанта. В данном случае, в структуре гидронима Белокуриха формант «иха» является дополнительным элементом основы фамилии (антропонима) «белокур», указывая на значение принадлежности. Эта топонимическая модель была традиционной и наиболее активной в гидронимии: «.суффикс «их(а)» обычно присоединялся к основам, указывающим на физико-географические особенности реки.., но более всего к основам антропонимов.» [10, с. 54]. Так река (Белокуриха) получила свое название по «принадлежности» к человеку, который волей исторической судьбы оказался первым на ее берегах. Следует отметить, что фамилия Белокуров необычная: помимо значения белокурый, белолицый, она имеет значение «обеленный», то есть свободный от всех податей человек. Таким образом, в наименовании реки воплощались элементы культурно-исторического характера первых русских поселенцев в предгорьях Алтая, их «особая этническая история».

1 Сумная. Сумная - иное название горы Синюхи. Происхождение этого оронима по сей день остается загадкой. Версия о том, что на этой горе разбойники хранили награбленные богатства сумах (отсюда якобы и название), мягко говоря, малоубедительна. Прилагательное Сумный (сумная) означает печальный, задумчивый. В этом случае происхождение названия Сумная могло быть связано с проживанием в окрестностях горы старообрядческого населения, в социокультурной среде которого одним из характерных элементов были «печальные» мотивы.

Как известно, там, где сегодня расположен курорт, были выходы термальных вод. В результате над рекой (Белокурихой), у места выхода термальных источников возникало природное явление - «белое курение».

По мнению известного исследователя Алтая А. Шапошникова, «белые, курящиеся пары над теплыми ключами и дали названия речке и поселению на ее берегах» [11, с. 18]. В дальнейшем эта точка зрения неоднократно будет высказываться в различных материалах о Белокурихе. То, что русским земледельцам по мере освоения предгорной равнины в начале XIX столетия станут известны термальные источники на реке Белокурихе, не вызывает сомнений. Однако при освоении предгорной равнины русским земледельцам, прежде всего, станет известно о существовании здесь таких поселений, как Солоновка и заимка Белокурова, что будет связано с получением дополнительных сведений, в числе которых название реки - Белокуриха, о чем свидетельствуют документы начала XIX века. «В мае 1802 года крестьяне Яков Клепиков из деревни Быстрый Исток и Андрей Дорофеев из деревни Зиминой обратились с прошением о допуске их за «военную линию», «к речке Белокурихе (выделено мной) для хлебопашества и построения необходимых избушек» [12, с. 47]. Таким образом, обозначение реки в «прошениях крестьян» свидетельствует, что к моменту прихода «пашенных людей» на предгорную равнину в начале XIX века река (Белокуриха) уже имела название. Следует отметить, осваивая новые земли, русские земледельцы уважительно относились к географическим названиям, тем более, если те были связаны с именами первопроходцев. Неслучайно, А. Дорофеев, Я. Клепиков, а затем и В. Пахомов, подселившиеся к заимке Белокурова, нарекут свое поселение по фамилии основателя этой заимки - Белокурово, о чем уже говорилось выше. Поэтому, рассматривая версию о «белых курящихся парах», мы считаем более очевидным следующий вариант. Так как у выхода термальных вод долина реки Белокурихи была заболочена (что делало ее непригодной для проживания и ведения хозяйственной деятельности), то ее освоение русскими людьми началось лишь с активным развитием мукомольного дела, то есть в более поздний период. С расширением пахотных земель и увеличением населения потребность в водяных мельницах будет постоянно возрастать. В силу этих причин, в 40-х годах XIX века у выхода реки Белокурихи из горной теснины, в непосредственной близости от термальных источников, «трое крестьян из села Новотырышкино построят мельницу, а рядом - свои дома» [13, с. 21]. Так у места выхода термальных вод, образующих те самые «белые курящиеся пары», возникнет поселение. Поэтому вполне закономерно, что наименование возникшего рядом с этим природным явлением поселка (Ново-Белокуриха), как и название реки, будет уже неразрывно связано с «белым курением», ставшим для жителей Ново-Белокурихи своего рода символом не только их поселения, но и реки.

Подводя итог вышеизложенному, сегодня можно говорить о двух вариантах, объясняющих этимологию названия Белокуриха. Каждый из этих вариантов возник в объективно сложившихся условиях и связан с определенным этапом освоения долины реки Белокурихи русскими поселенцами. Один хранит в себе фамилию первопоселенца на реке Белокурова, отражая, таким образом, историю освоения русскими первопроходцами окрестностей Белокурихи, их культурные традиции. Другой вариант обусловлен возникновением поселения в непосредственной близости от термальных источников и хранит в себе тайны «природной кладовой», что будет связано с деятельностью не одного поколения ученых, а также жителей Ново-Белокурихи, ставшей за свою 150-летнюю историю городом-курортом, здравницей, известной не только в России, но и за ее пределами.

Список литературы

1. Воробьева, И. А. Язык Земли / И. А. Воробьева. - Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во. - 1973. - С. 22.

2. Воробьева, И. А. Топонимика Западной Сибири / И. А. Воробьева. - Томск, 1977. - С. 34.

3. Молчанова, О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая / О. Т. Молчанова. - Горно-Алтайск, 1979. -С. 46.

4. Григорьева, А. А. Географическая энциклопедия / А. А. Григорьева. - Москва : Сов. энцикл. - 1960. -С. 563.

5. Молчанова, О. Т. [...]. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн изд-во, 1969. - С. 43.

6. Курилов, В. Н. Русский субэтнос Западной Сибири в середине XIX века: расселение и топонимия : дис. ... канд. ист. наук / В. Н. Курилов. - Новосибирск, 2002. - С. 28.

7. Смирнова, Н. А. Словообразовательная модель с суффиксом «-их(а)» в топонимии Алтая (в сопоставлении с именами нарицательными) / Н. А. Смирнова // Языки и топонимия Алтая. - Барнаул : Изд. АлГУ, 1981. -С. 35.

8. Воробьева, И. А. Топонимика Западной Сибири / И. А. Воробьева. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1977. -С. 24.

9. Из официального ответа сотрудника Краевого архива Н. Савельева директору курорта А. Н. Булычеву // Материалы Гос. архива Алт. края. - 1963.

10. Воробьева, И. А. Русская топонимия средней части бассейна Оби / И. А. Воробьева. - Томск, 1973. -

С. 54.

11. Шапошников, И. А. Белокурихинские целебные источники / И. А Шапошников. - Барнаул, 1916. - С. 18.

12. Булыгин, Ю. С. История заселения и образования населенных пунктов в предгорьях Алтая / Ю. С. Булыгин // Очерки истории и культуры. - Барнаул, 1998. - С. 47.

13. Шапошников, И. А. Белокурихинские целебные источники / И. А Шапошников. - Барнаул, 1916. - С. 21.

УДК [331.108.26::338.482.22]:378.6(571.150)

О. П. Кутькина

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА АЛТАЙСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСТИТУТОМ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В настоящее время Алтайский край развивается как многопрофильный туристский регион в контексте множества видов туризма: лечебно-оздоровительный, сельский, экологический, научно-познавательный, экстремальный, событийный, деловой. В связи с этим возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах для сферы туризма, подготовку которых успешно осуществляет Алтайский государственный институт культуры уже на протяжении 20 лет.

Ключевые слова: индустрия туризма, туристические кластеры Алтайского края, виды туризма, подготовка кадров, Алтайский государственный институт культуры.

O. P. Kut'kina Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE IN TRAINING OF TOURISM

INDUSTRY PERSONNEL IN THE CONTEXT OF TOURISTIC CLUSTERS DEVELOPMENT

IN ALTAI KRAI

Currently, the Altai Territory is developing as a multi-field tourist region in the context of many types of tourism: health-improving, rural, ecological, scientific-cognitive, extreme, eventful, business. In this regard, there is a growing need for highly skilled specialists for the tourism sector, whose training has been successfully carried out by the Altai State Institute of Culture for 20 years already.

Keywords: tourism industry, tourist clusters of the Altai Territory, types of tourism, personnel training, Altai State Institute of Culture.

Сегодня Алтайский край - многопрофильный туристский регион, на территории которого представлены разнообразные программы отдыха и туризма, удовлетворяющие вкусам самого притязательного потребителя.

За последнее десятилетие туризм в Алтайском крае превратился из разновидности неорганизованного отдыха граждан в полноценную и активно развивающуюся отрасль экономики региона, что способствует расширению направлений бизнеса, увеличению занятости и уровня жизни населения региона.

Реализация в 2010 году государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» позволила региону войти в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». В настоящее время в ее рамках реализуются еще три крупнейших проекта: создание автотуристского кластера «Золотые ворота» и туристско-рекреационных кластеров «Белокуриха» и «Барнаул - горнозаводской город».

В крае успешно функционируют брендовые туристические маршруты «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое Золотое кольцо Алтая».

В целях укрепления межрегиональных и международных связей Алтайский край совместно с другими регионами СФО и стран «Большого Алтая» предлагает совершенно новые продукты, аналогов которым нет на территории России. К примеру, это туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» с выходом в Кемеровскую область, с одной стороны, и в Республику Казахстан - с другой, международный трансграничный туристский маршрут «Алтай - Золотые горы», проходящий по территории Республики Алтай, Монголии, Китая, Казахстана и, конечно, Алтайского края. Проведена работа по формированию туристского маршрута «Алтай литературный» совместно с Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан.

Регион участвует и в крупных проектах развития международных туристских маршрутов. Так, в 2015 году запущен трансграничный брендовый туристский маршрут «Великий Шелковый путь», в разработке которого были использованы результаты исследования кафедры туризма АГИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.