Научная статья на тему 'Перспективы использования сакрального культурно-исторического наследия в туризме'

Перспективы использования сакрального культурно-исторического наследия в туризме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
761
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / САКРАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ШАМАНИЗМ / БЕЛОВОДЬЕ / ШАМБАЛА / SACRAL HERITAGE / SACRAL TOURISM / SHAMANISM / BELOVODE / SHAMBALA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арефьев В. Е.

Рассмотрены теоретические аспекты сакрального пространства и наследия. Сакральное культурно-историческое наследие является важнейшим ресурсом для развития туризма, в том числе и на Алтае. Действующие тематические туристские маршруты показывают, что на Алтае существуют сакральные места, посещение которых оставляет у людей сильные эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF SACRAL CULTURAL HERITAGE IN TOURISM

The theoretical aspects of sacral space and heritage are viewed. Sacral cultural and historical heritage is an essential resource for the development of tourism, including the Altai. Existing and emerging thematic tourist routes show that in the Altai there are sacred places, visiting which leaves people a strong emotion.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования сакрального культурно-исторического наследия в туризме»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТУРИЗМА

УДК 338.48

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САКРАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ТУРИЗМЕ

В. Е. Арефьев

Алтайский государственный университет, Барнаул

PROSPECTS OF SACRAL CULTURAL HERITAGE IN TOURISM

V. E. Arefiev

Рассмотрены теоретические аспекты сакрального пространства и наследия. Сакральное культурно-историческое наследие является важнейшим ресурсом для развития туризма, в том числе и на Алтае. Действующие тематические туристские маршруты показывают, что на Алтае существуют сакральные места, посещение которых оставляет у людей сильные эмоции.

Ключевые слова: сакральное наследие, сакральный туризм, шаманизм, Беловодье, Шамбала.

The theoretical aspects of sacral space and heritage are viewed. Sacral cultural and historical

heritage is an essential resource for the development of tourism, including

the Altai. Existing and emerging thematic tourist routes show that in the Altai

there are sacred places, visiting which leaves people a strong emotion.

Key words: sacral heritage, sacral tourism, shamanism, Belovode, Shambala

Википедия определяет: «Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле все, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром».

Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и т. п. Сакральное по определению шире, чем религиозное. Сакральное измерение может обнаруживаться даже у тех вещей, которые находятся вне компетенции религии: например, особое переживание природы, политических и социальных событий, не квалифицируемых конкретно внутренних состояний — все это может иметь отношение к интуиции сакрального. Сакральность характеризуется специфическим видением мира, в котором любой объект, любая вещь распознается как образ, символ, как сгусток духовной энергии, «силы». Это измерение реальности вызывает в душе человека особое чувство, трепет, который сопряжен с широким комплексом сложных ощущений. Термин «сакральное» часто противопоставляют как жизненный принцип меркантильности общества потребления. Сакральное противоположно мирскому, повседневному.

Сакральное культурно-историческое наследие является важнейшим ресурсом для развития туризма. На Алтае оно уже давно активно и успешно используется для развития внутреннего туризма. Приток въездных туристов из европейской части России и из-за ее пределов в регион оставляет

желать лучшего. Для решения этого вопроса необходимы кооперация между странами и использование таких специфических ресурсов культурно-исторического наследия, как идеи Северной Шамбалы, шаманизма, Беловодья и т. п. Интерес у туристов к этим религиозным разработкам появился давно и продолжает нарастать даже без серьезной рекламы этих идей со стороны государства и турбизнеса. Практическое включение вышеперечисленных идей в массовый туризм может быть осуществлено в рамках реализации туристских концепций путешествий по Чайному или Шелковому пути, а также в процессе организации посещения многочисленных сакральных мест Центральной Азии. На Алтае в этом отношении наиболее известны гора Белуха и плато Укок. Но это лишь вершина айсберга...

Действующие и разрабатываемые сакральные туристские маршруты показывают, что на Алтае существуют сотни сакральных мест, посещение которых оставляет у людей сильные эмоции. При этом надо понимать, что Белуха и Укок в силу их труднодоступности не могут стать объектами массового туризма. Массовый сакральный туризм развивается на базе более легкодоступных ресурсов. Например, туристский маршрут, посвященный преданиям предгорного Алтая, с 2015 г. начинает развиваться неподалеку от строящегося курорта «Белокуриха-2». Он объединит несколько природных памятников, священных для туболаров, кумандинцев, телеутов, меркитов и других древних народов, когда-либо населявших эти земли. По сообщению Interfax-Russia.ru и по словам пресс-секретаря ЗАО «Курорт Белокуриха» С. Сазоновой, маршрут будет проходить через таежный массив. Одной из его конечных точек станет вершина горы Сухая грива, с которой открывается прекрасный вид на Пред-алтайскую равнину. Кроме того, продвигаясь по маршруту, туристы смогут увидеть знаменитую скальную гряду Каменный город, а также скалы Лепесток Цветка, Амбарчики, Трон Неба, у каждой из которых есть своя история. Преодолеть этот маршрут можно будет несколькими способами: пешком, на конях, а также на велосипедах. Причем путешествовать по сакральным местам Алтая туристы смогут как организованными группами, так и поодиночке.

Подготовка информационного сопровождения такого маршрута — дело непростое и очень ответственное. К этой работе привлечены профессионалы самого высокого уровня, например председатель Совета зайсанов (старейшин) Республики Алтай и президент общественной организации «Союз национальных культур Алтая». С их помощью удалось воссоздать древние легенды, связанные с местными скалами, а также их старинные имена. Ведь такие незамысловатые названия, как Амбарчики или Каменный город, они получили лишь в ХХ в., шаманы и старейшины же называли их совсем иначе. Например, скалы, известные сегодня как Каменный город, в древности называли Поясом Сартакпая — великого богатыря из алтайских легенд. Согласно преданию много веков подряд он охранял священную землю Алтая от злых духов. Но однажды случился Великий потоп, земля размякла и не смогла больше выдерживать богатыря. Тогда, чтобы стать легче, великану пришлось избавиться от оружия и доспехов. Последним, что скинул с себя Сартакпай, был его волшебный пояс. Богатырь специально обратил его в скалу, чтобы никто не смог воспользоваться его силой.

Специалисты, занимающиеся развитием маршрута, планируют выпустить сборник легенд древнего Алтая. Вскоре с некоторыми из этих сказок можно будет познакомиться в парке, посвященном древнему культу Солнца, который расположится близь базового района «Белокуриха-2» — отправной точки всех туристских маршрутов. Там будут находиться три чадыра (национальное жилище народов Алтая), календарь тысячелетий, совмещающий солнечный и лунный календари, а также один из девяти великих шаманских бубнов Алтая — бубен Солнца, олицетворяющий силу этой стихии. Здесь, в Алтайском крае, в шаговой доступности от нового курорта находятся настоящие места силы, долгое время скрытые от чужих глаз. Если бы эта красота находилась в Европе, из нее давно бы сделали место поклонения, поскольку древняя земля дает силы каждому, кто приходит к ней за помощью. Эти уникальные места были давно известны, но из-за своей удаленности доступны лишь небольшому количеству туристов. А в настоящее время появилась возможность открыть их для всех. Но для этого нужна соответствующая инфраструктура, так называемая отправная точка маршрута, которой и станет этнопарк, посвященный древнему культу Солнца. Запуск такого маршрута не только поможет увеличить туристский поток в регион, но и будет способствовать возрождению утраченных семейных ценностей и традиций, возродить которые организаторы надеются с помощью создаваемого турпродукта.

Что касается шаманизма, то он представляет собой народное мировоззрение, наполненное мифическими представлениями о связях человека со стихийными силами природы. По археологическим данным, шаманские ритуалы практиковались в Сибири еще в эпоху неолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем и его последователями, шаманизм сложился естественным историческим путем. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нем могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром, т. е. в шамане.

Мифы и шаманизм Алтая уже давно стали как объектом чисто научного интереса, так и важнейшим ресурсом для привлечения туристов в регион. В связи с этим изучение и популяризация алтайских мифов и шаманизма является весьма актуальной научно-практической проблемой. Решение комплекса задач, связанных с данной тематикой, позволяет глубже понять культурно-исторические тенденции в развитии народов Алтая, разработать интересные экскурсионные программы.

К сожалению, после «расшаманивания» в 1930-х гг. ХХ в. шаманизм в целом и шаманы в частности на Алтае были почти полностью уничтожены. После распада Советского Союза и ликвидации доминирующей атеистической коммунистической идеологии начались процессы восстановления шаманизма и появления новых шаманов.

Шаманизм — это не просто вера в духов. Шаманизм — это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами. Духи нечасто открывают человеку свое присутствие и довольно редко стремятся проявить свои намерения. Значит, человек сам должен обращаться к ним. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранники — шаманы. Шаман становится магом и волшебником только во время камлания, лишь тогда, когда он призывает к себе всю свою дружину духов. После камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в самого обычного человека, и его уже ни о чем не спрашивают [1].

Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет письменного изложения своих основ, положений, деклараций. Нет и канонических правил, заповедей, запретов, текстов молений. Все учение держится лишь на устно-визуальной базе и крайне простом священном ритуальном реквизите. В алтайском шаманизме нет профессиональной иерархической специализации на основе определенных обрядов и испытаний, через которые должны проходить шаманы при своем становлении. Камы появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя свое становление под покровительством духов, получив от них свой бубен, кам становится признанным избранником божеств. Деятельность кама не зависит ни от светских, ни от духовных властей. Духовных властей у шаманистов Алтая никогда не было, а светские власти предпочитали не вмешиваться в дела избранников духов [5].

Если шаманы — это реальные люди, и туристы могут с ними не только общаться, но и получить помощь (например, медицинскую или советом), то Шамбала для большинства людей представляет собой «идеальный мир», к которому, впрочем, стремятся миллионы. Тибет и Гималаи, идея расположенной там Шамбалы столетиями привлекают огромное количество путешественников и туристов. Знание о том, что в районе Алтая существует Северная Шамбала, продвигалось многими известными людьми, в том числе семьей Рерихов. Собственно говоря, факт посещения Н. К. Рерихом района горы Белухи во многом поспособствовал тому, что в самые сложные 1990-е гг. туризм в этом удаленном, периферийном районе стал активно развиваться.

Шамбала — это местонахождение Цели, или Замысла. Это Цель, или Замысел, который невозможно понять, пока не следуешь Плану. И в этом — ключ к пониманию. Шамбала — не Путь, а Главный Центр, в котором находится в связанном, относительно статическом состоянии энергия — энергия, которую держит наготове и применяет для реализации творческих целей посредством фокусировки намерения Великий Совет, действующий под направляющим оком Господа Мира. Шамбала — это главная точка напряжения на планете. В этом напряжении определяется и выявляется Любящая Интеллектуальная Воля, свободная от всякого своеволия и ментальных пристрастий. Шамбала — это главный принимающий агент солнечного потока на планете, но в то же время и главное место распределения энергий для царств природы, включая пятое. Из точки напряжения воплощаются и постепенно проявляются с помощью эволюционных процессов жизненный План Планетарного Логоса и его Воля. Шамбала принимает энергию от различных Сущностей, или центров, выражаю-

щих и энергетизирующих жизнь, находящихся в нашей Солнечной системе и вне ее, т. е. от Венеры, от Центрального Духовного Солнца, от тех обусловливающих нашу эволюцию созвездий, через которые наше Солнце проходит в данный момент, от Большой Медведицы и других космических центров. Сириус, столь важный фактор в духовной жизни нашей планеты, шлет свои энергии непосредственно через Иерархию, и они обычно поступают в планетарную жизнь через Шамбалу. Шамбала — это, выражаясь символически, Головной центр нашей планетарной Жизни, фокусирующий Волю, Любовь и Интеллект в одно великое и фундаментальное Намерение и удерживающий эту сфокусированную точку на протяжении всего жизненного цикла планеты. Шамбала — мифологическая страна, располагающаяся где-то на территории Тибета.

У российских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает Шамбалу. Старообрядцы искали Беловодье сначала на Урале, затем на Севере, потом — в Сибири, добравшись в XVIII в. до Алтая, где многие и остались жить

Беловодье, так же как и Шамбалу, именуют «прародиной Мудрости, универсального знания и Счастья». Однако многие исследователи неправильно стремятся отождествить их, ведь простое сравнение сюжетных деталей буддийского мифа о чистой земле и христианского мифа старообрядцев о справедливом обществе где-то за Уралом показывает, что различий больше, чем совпадений. По вере русских, Беловодье — реальное место на земле, где нет гнета власти и царит справедливость. Напротив, Шамбала у буддистов — это невидимая земля, ставшая таковой после посвящения в Кала-чакру. Если Беловодье стремились найти ради спокойной мирской жизни, то Шамбалу искали ради получения знаний и духовного просветления. Немаловажная деталь: миф о Беловодье возник почти на семь столетий позже первых свидетельств о Шамбале.

В XVII в. многие православные не приняли преобразования русского патриарха Никона и откололись от ортодоксальной церкви. В старообрядческих преданиях, в рукописях говорится о бегстве из Соловецкой обители и прочих мест Государства Российского немалого числа раскольников. Даже приводятся конкретные сведения о колонистах, мол, живут они «в глубине окияна-моря, в месте, называемом Беловодием, где и озер много, и семьдесят островов, некоторые из них по 600 верст» и т. д. Правда, позднее русские странники изменили свои представления о местонахождении Страны Счастья и искали ее и в Китае, и в Монголии, и в Тибете, вплоть до некоего «Опоньского государства».

По легенде, записанной Н. К. Рерихом, дорога в Беловодье лежит через Алтай: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь, через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье. В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества».

Путь в страну Беловодье описан в рукописном «Путешествии инока Марка в Опоньское царство», где он якобы обнаружил 179 православных церквей и среди них 40 русских. Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Куньлуня, приводится в романе П. И. Мельникова «В лесах». Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 г., но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лоб-нор в 1860 г., где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю.

Выдающийся исследователь Центральной Азии Н. М. Пржевальский ревностно искал следы 130 старообрядцев с Алтая в окрестностях Лобнора. Свидетельства о поисках русскими староверами Беловодья зафиксированы также первопроходцами в Центральной Азии П. К. Козловым, Г. Е. Грум-Гржимайло, В. Рокхаллом, Г. Бонвало. Сохранились сведения о путешествии братьев Семена и Хрисан-фа Бобровых, группы под руководством Емельяна Зырянова, отряда под водительством некоего Ивана и т. д. Они искали Беловодье, подразумевая под этим мифическую страну, где с древних времен в чистоте, т. е. в виде, не затронутом реформами патриарха Никона, сохранилась православная вера, и просто вольное место, где можно жить в достатке, укрыться от религиозных притеснений и стать недосягаемыми для властей. Многие руководители староверческих походов вглубь Китая предварительно выезжали в район Лобнора на разведку и поэтому отлично знали, что никаких описываемых в легенде о Беловодье старинных православных городов с «церквями, митрополитами и епископами» в китайских землях нет.

Сегодня потомки старообрядцев, отправившихся в XVIII в. на поиски Беловодья, зовутся «кержаками», «каменщиками», «стариковскими». Они обособленно проживают в больших поселках и очень щепетильно относятся к приему новых членов в свою среду. Например, на Алтае одним из таких поселений является районный центр Усть-Кокса. А селу Верхний Уймон, находящемуся в 15 км от села Мульты, около 300 лет. Отличительная особенность — чистота в поселке и раскрашенные яркими красками палисадники и фасады домов. Раньше староверы жили в русских избах-пятистенках и носили льняную одежду, украшенную символическими узорами. Сегодня их быт изменился, появились большое количество кирпичных домов и обычная европейская одежда, но по-прежнему приезжие отмечают изобилие молока и меда в селениях староверов, колоритные колодцы-журавли и ухоженные сады.

Сложившаяся на Алтае в XVIII в. община староверов жила по своим правилам и порядкам, по неписаным, но строго соблюдавшимся законам. Им запрещалось пить алкоголь, курить табак. Воровство и ложь считалась самыми страшными грехами. За тяжелые проступки изгоняли из общины. Семьи у староверов были большие, до 15-20 человек. Это были очень трудолюбивые и чистоплотные люди, привыкшие много и честно работать с детских лет. Сегодня Алтай с его староверами, знаменитым снежным массивом Белухой — высочайшей вершиной Алтая и Сибири (4506 м), является своеобразной Меккой для туристов. Именно у подножия Белухи, в живописной Уймонской долине, Н. К. Рерих добивался получить концессию на разработку месторождений. Его «Великий план» по созданию монголо-сибирского буддистского государства предусматривал строительство здесь будущей столицы под названием Звенигород. Но его планы не сбылись. А распространенные им легенды о Беловодье и Шамбале причудливо перемешались в сознании людей и стали ошибочно связываться с горой Белухой. Наибольший приток паломников приходится на август, когда, по убеждению последователей Рериха, гора Белуха «открывается» для связи с Космосом (использованы материалы сайтов: http://www.sunhome.ru, автор: Алиса Бейли; http://www.chinovnic.ru, автор: Эдуард Шмонин; http://overtone.ru/info/tibet/shambala).

О сакральных местах и шаманизме много можно не говорить — эти феномены давно известны на территории всех стран Большого Алтая: Монголии, Китая, Казахстана, России. Намного важнее понять, как увязать их посещение туристами, которые будут путешествовать вокруг Большого Алтая по Шелковому или Чайному пути. Туристские проекты «Большой Алтай», «Шелковый и Чайный пути» имеют в перспективе важнейшее значение для будущего алтайского туризма во всех странах региона.

Проект «Шелковый путь» развивает Всемирная туристская организация UNWTO (United Nations World Tourism Organization). Он предполагает создание глобального туристского бренда на основе торгового маршрута Великого шелкового пути, возникшего во II в. до н. э. По планам, этот возрожденный в новом воплощении путь должен соединить 24 государства (среди них Азербайджан, Армения, Грузия, Греция, Египет, Россия и др.). Губернатор Алтайского края заявил о проекте как потенциально об «одном из наиболее востребованных туристских маршрутов». Алтайский край — один из первых регионов, который включился в этот проект при поддержке Всемирной туристской организации UNWTO. Было принято решение на основе существующих связей с древним Великим шелковым путем разработать новый турпродукт как инструмент продвижения Алтайского края. Сейчас нужно выбрать правильное направление развития маршрута и уже потом формировать его соответствующее наполнение. Поэтому пока маршрут «собирается» географически, а дальше уже последует работа по его конкретному туристскому содержанию.

Маршрут Великого чайного пути признан властями регионов России, КНР, Монголии и бизнес-сообществом названных сран, наполнение этого туристского бренда конкретикой и придание ему серьезного международного статуса стало вполне реальной задачей сегодняшнего дня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арефьев В. Е. Мифы и шаманизм Алтая. — Барнаул, 2002. — 75 с.

2. Каташ С. С. Мифы и легенды Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1978. — 112 с.

3. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. — Новосибирск, 1995. — 75 с.

4. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991. — 320 с.

5. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. — Новосибирск, 1992. — 176 с.

6. Слово об Алтае. История, фольклор и культура. — Горно-Алтайск, 1990. — 400 с.

7. Мнение алтайских шаманов // Российская газета. — 2013. — 17 янв.

8. Алиса Бейли [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sunhome.ru/books/n.alisa_beyli

9. Эдуард Шмонин [Электронный ресурс]. — URL: http://www.chinovnic.ru.

10. [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikipedia.org.

УДК 65.011

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Г. В. Высоцкая

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск

TECHNOLOGIZATION OF COMPANY ACTIVITIES

IN SERVICES SECTOR

G. V. Vysotskaya

В рамках технологизации своей деятельности предприятия сферы услуг ориентированы на внедрение технологических инноваций, которые базируются на разработке технологической стратегии деятельности предприятия.

Ключевые слова: предприятие сферы услуг, технологизация, технологические инновации, технологическая стратегия.

Companiesin services sectorwithin technologization are focused on implementation of technological

innovations that are based on development of technological strategy of company activities.

Key words: Companyin services sector, technologization, technological innovations, technological strategy.

При рассмотрении предприятия сферы услуг как технологической системы становится явно выраженной такая его миссия, как реализация новшеств, доведенных до конкретных технологий. Любые новшества, внедряемые в деятельность предприятия сферы услуг, соизмеряются и соотносятся с экономическими результатами, к которым должны привести. Более того, в процессе материализации идеи происходит углубленное и детальное конструирование, что на практике означает переход к этапу технологизации, а затем — к этапу реализации.

Под технологизацией деятельности в данном случае мы понимаем рациональную организацию работы, включающую в себя расчленение процесса применения технологий на цепочку операций, сроки реализации процесса и однозначность выполнения операций [1].

Технологизация предполагает прежде всего дробление управленческого процесса на отдельные процедуры и операции, осуществляемое не только в силу разделения труда и специализации. Такое дробление позволяет рационализировать труд, осуществлять контроль за ходом процесса в промежуточных временных точках, способствует своевременному выявлению отклонений, дает возможность для отделения стереотипных процедур от творческих. При технологизации можно избежать ненужных и второстепенных процедур, исключить дублирование работ, сократить документооборот, сформулировать четкие требования к качеству результата на каждом этапе управленческого процесса. Технологизация позволяет усилить эффект человеческих действий не через отдельные элементы, а путем сочетания их в единую цепь.

В основе технологизации деятельности предприятия сферы услуг должна лежать цель получения эффекта, который отразится в усилении его экономических преимуществ. Для достижения такого эффекта технологии должны применяться многократно, при этом необходимо алгоритмизировать деятельность:

— в соответствии с логикой процесса преобразования объекта;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.