Раздел 6 СОЦИОЛОГИЯ
Редактор раздела:
ЮРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСТОВ - д-р социологических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, зам. председателя диссертационного совета по социологии при Алтайском Государственном университете (г. Барнаул)
УДК 502.7, 908, 911.5
Melnicova E.E. SOME ASPECTS OF PERCEPTION IN SACRED STUDY TOURISM IN THE CASE ALTAI REGION AND ALTAI REPUBLIC. In this article we characterize the notion of «sacred object», «sacralization», «sacral tourism». Marked the emergence of a new trend in tourism and identifies some of its features. In the case of multiple objects in the Altai region and the Altai Republic describes features of the image perception of tourists sacred object and the process of sanctification. Shows the author's program of sociological study of tourists and gives tours of its main results.
Key words: perception, sacredness, the aesthetic value of landscape, a cult object, tourism, sacral tourism.
Е.Е. Мельникова, аспирант Института Водных и Экологических Проблем СО РАН,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ САКРАЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Охарактеризованы понятия «сакральный объект», «сакрализация», «сакральный туризм». Обозначено появление нового направления в туризме и указаны его особенности. На примере нескольких объектов в Алтайском крае и Республике Алтай описаны особенности восприятия туристами образа сакрального объекта и процесса сакрализации. Приведена авторская программа социологического изучения туристов и обозначены ее основные результаты.
Ключевые слова: восприятие, сакральность, эстетическая ценность ландшафта, культовый объект, туризм,сакральный туризм.
В настоящее время в туризме сформировались и активно развиваются новые направления, связанные с посещением сакральных мест, именуемых в народном обиходе также как «места силы». Одним из таких направлений, является сакральный туризм, под которым понимают маршруты и туры по сакральным местам, с посещением религиозных культовых и археологических объектов (курганы, мегалиты, наскальные рисунки, храмы). Известно, что в традициях многих этнических групп было принято иметь свои родовые и культовые места, используемые для совершения сакральных действий. Понятие «сакральнос-ти» при этом, предполагает святость, освященность, связь с религиозным культом. Процесс наделения отдельных объектов, вещей, явлений священным, сакральным содержанием называется сакрализацией.
Часто такие места бывают отмечены различными культовыми сооружениями (обоо-таш, каирн, тур, ритуальные ленточки - «кыйра», кресты, петроглифы и т.п.). Практика их возведения отражает особенности ритуальных традиций, передающихся из поколения в поколение, а также мировоззрение местного населения, проживающего в определенной местности.
Таким образом, сакральными объектами являются локальные географические объекты или их взаимосвязанные сочетания, определенным образом влияющие на человека, часто отмеченные культовыми сооружениями и почитающиеся в народной традиции как «святое, священное место». Это могут быть горы, озера, водопады, пещеры, реки, родники, ключи, пруды, рощи, деревья, плато и др. В этом случае их называют священными (святыми) местами.
В научной литературе практически отсутствуют исследования, как сакрального туризма, так и специфики восприятия сак-
рального объекта. В связи с этим, актуальным является вопрос изучения особенностей формирования нового направления туризма, раскрытия его сути и содержания, а также определения того, что представляет собой сакральное место, каким его воспринимает турист. При этом, с одной стороны, возникает необходимость повышения туристской привлекательности региона и формирование местного туристского продукта, с другой стороны, особое отношение местного населения к таким местам и к туристам, посещающим их, поскольку приезжие не знают этих традиций, и не всегда их соблюдают. Так, по многим этническим убеждениям, некоторые культовые места должны быть закрыты для посещения, и тогда нужно говорить об ограничении доступа к таким местам и проведении соответствующего исследования [1; 2].
Наиболее популярными сакральными регионами среди российских туристов считаются - Алтай, Крым, Карелия, Соловецкие острова, Байкал, Тыва и Хакассия.
Одним из них, получивших известность благодаря наличию интересных культовых мест и сакральных объектов, является Алтай (Алтайский край и Республика Алтай). Наряду с традиционными туристскими объектами, такими как гора Белуха, Каракольские озера, Телецкое озеро, здесь находятся природные объекты, ещё не получившие значительной известности среди туристов. Из их числа, для исследования восприятия сак-ральности, были выбраны гора Бабырган (Советский район, Алтайский край), окрестности с. Макарьевка (Алтайский район, Алтайский край), Крепкие озера (Усть-Коксинский район, Республика Алтай).
Краткая характеристика объектов исследования
1. Гора Бабырган находится на границе Алтайского и Советского районов Алтайского края на левом берегу Катуни в 14
км от села Платово. Ее абсолютная высота составляет 1008,6 м, превышение над уровнем Катуни 700 метров. Вершина горы представляет собой плато, на котором расположены многочисленные останцы, имеющие живописные формы выветривания высотой от 2 до 20 метров. Гора сложена гранитами и сиенитами среднего девона. Гора Бабырган является самой северной вершиной так называемого «северного фаса Алтая» [3]. В настоящее время гора известна только как памятник природы и живописный экскурсионный объект. Вместе с тем, по мнению автора, что гора, имеет определенное сакральное значение. Это подтверждается тем, что в сказаниях и легендах, на протяжении многих веков на горе проводились камлания, так как она являлась тотемной для нескольких местных алтайских племен. В 2009 году в окрестностях горы было открыто 8 археологических памятников [4].
В весенний период 2009 и 2011 годов автором были проведены исследования горы Бабырган, включающие осмотр и составление краткого географического описания объекта, а также социологический опрос туристов и местных жителей, целью которого было установить, как воспринимается гора разными категориями населения. Так, по результатам работ, было установлено, на восприятие объекта не влияет демографический фактор (пол, возраст, образование и т.п.). Сакральность горы проявляется, в первую очередь, в орографическом факторе: гора имеет значительное превышение над окрестностями. А в соответствии с мифами и преданиями, возвышенности и горы, значительно выделяющиеся в окружающем ландшафте, всегда почитались и считались сакральными.
2. Бассейн Крепких озер, является одним из привлекательных для туристов в Центральном Алтае благодаря наличию здесь нескольких ландшафтных комплексов и нетронутых антропогенной деятельностью природных объектов (рис.1). Устойчивого массового потока в этот район пока нет, но с каждым годом количество групп возрастает, что свидетельствует о растущей популярности. Комплекс Крепких озер вызывает у туристов интерес не только как живописный природный объект, но и как сакральное место.
Крепкие озера находятся на юге Усть-Коксинского района на границе Катунского заповедника и являются одним из наиме-
Рис.1. Верхнее Крепкое озеро
нее освоенных туристами районов Республики Алтай. Комплекс Крепкие озера представляет собой систему из 14 озер - трех (Нижнего, Среднего и Верхнего), расположенных в троговой долине и 11 высокогорных каровых озер, расположенных в нишах экзарационного рельефа Катунского хребта. Озера Нижнее, Среднее и Верхнее - морено-подпрудные озера, образованные конечными моренами последнего оледенения, строение озерной котловины которых, полностью повторяет форму трога.
Наибольшей туристско-рекреационной привлекательностью обладает Верхнее Крепкое озеро (рис. 1), длина которого - 900 м, ширина - 350 м. Озеро расположено на высоте 1933 м, в 7 км от устья реки Крепкой. Температура воды - 8-10 оС в летний период. Берега покрыты редким кедровым лесом, зарослями карликовой березы. С трёх сторон озеро окружают отвесные скалы. С южной стороны в долину спускается водопад. Среди туристов считается, что озеро «живое» и очень чувствительно ко всему, с чем соприкасается, поэтому здесь нельзя ругаться, ссориться, мусорить и следует вести себя уважительно, что характерно для всех сакральных объектов.
3. Село Макарьевка находится в Алтайском районе Алтайского края на стыке Предалтайской равнины и северных хребтов Алтая. В окрестностях села был выявлен ряд природных объектов, представляющих туристско-познавательный интерес. К этим объектам относятся: камень со знаком «Знамени Мира», который связывают с именем Н.К. Рериха, скальный комплекс «Каменные ворота», родник «Дед Белый» и «Зелененький», считающиеся в этой местности лечебными, скальный комплекс «Отстой» - известный так же как «Макарьевская магнитная аномалия», а также археологические памятники Осокино-1 и Осо-кино-2, датируемые VI-11 вв. до н.э.
«Каменные ворота» - скальные выходы живописных форм выветривания, похожие на ворота, располагающиеся на высоте почти тысяча метров над уровнем моря на г. Аммоналка. По наблюдениям местных жителей, здесь отмечается повышенная встречаемость природных самосветящихся образований (шары, полосы, кольца), НЛО. Местные жители и туристы, посещающие Каменные ворота, отмечают «особый повышенный энергетический фон» этого места, благоприятно действующий на человека.
В настоящий момент «Каменные ворота» не являются популярным туристско-экскурсионным объектом, однако, обладают достаточным потенциалом для использования его в качестве нового объекта сакрального туризма.
Методы исследования. В ходе исследования, наряду с географическим описанием и осмотром сакрального объекта, были использованы социологические методы по специально разработанной программе и методике. Программа включала в себя разработку анкеты отдельно для туристов (приложение 1) , а также вопросы для социологического опроса касательно сакральных объектов, особенностей их восприятия.
В анкете предусмотрены вопросы, помогающие определить цели, мотивы путешествия, субъективные оценки и впечатления от посещения сакральных мест. Предлагаемая респондентам анкета имела следующую структуру.
«Паспорт», включающий вопросы о личности респондента: возраст, пол; место проживания, род занятий. Вопросы о том, что привлекает больше всего в туризме, основные цели и мотивы путешествий, задавался вопрос «Являлись ли ранее участником экологических, духовных, эзотерических туров»; «если да, то где проходили подобные маршруты»; «Что больше всего понравилось»; «Оказывает ли на Вас какое-либо воздействие посещение сакрального объекта (места силы)»; «Какие чувства,
Таблица 1
Цели и мотивы посещения природного сакрального объекта, % от общего количества респондентов
№ п/п ——^^^^^ Возрастная группа Цель " —— 15 до 20лет 20до 30лет 30 до 40лет 40до 60лет Итого
1 Наслаждение красотой природных ландшафтов 16,00 18,00 5,00 10,00 49,00
2 Оздоровление, восстановление физических сил 3,64 15,35 4,2 16,01 39,2
3 Самосовершенствование 1,77 5,60 12,3 18,13 37,8
4 Посещение сакрального объекта 2,65 9,30 11,2 13,85 37,00
5 Восстановление психических и эмоциональных сил 1,1 17,90 9,40 6,60 35,00
6 Общение 12,20 8,16 4,84 6,30 31,5
7 Отдых (отдых от работы, бездеятельность) 3,8 8,50 7,5 10,3 30,1
8 Историко-культурные познания 0,05 2,16 0,05 1,39 3,5
9 Развлечение 0,03 0,65 0,01 0,01 0,7
10 Другое 0,0175 0,0175 0,0175 0,0175 0,07
эмоции Вы испытываете во время посещения сакрального объекта и после посещения»; «Какие места силы в Алтайском регионе Вам известны»; «Повязывали ли Вы когда-нибудь на дерево (куст) ритуальную ленту (кыйра)»; «Строили ли когда-нибудь каменные пирамиды (каирны, туры)»; «Если строили, то с какой целью».
Общее число респондентов составило 78 человек. По результатам анкетирования и опроса туристов была составлена сводная таблица целей посещения сакрального объекта по основным предложенным вариантам, и рассчитаны значения по каждому фактору по возрастным группам (таблица 1).
Результаты опроса и их обсуждение
Из анализа таблицы 1 следует, что основными мотивами посещения сакрального объекта являются: оздоровление (восстановление физических сил); самосовершенствование (раскрытие духовного мира, медитации, познание своего «Я»); отдых и наслаждение природой; посещение места силы; приобретение новых знаний, эмоций и впечатлений (новые места); психологическая и эмоциональная разгрузка; философские: переосмысление ценностей, поиск себя, получение ответов на вопросы; психологический туризм (участие в тренингах и программах); религиозные и эзотерические; уфологические.
Во время посещения сакрального объекта, туристы испытывают следующие эмоции и состояния: эйфория, радость, слезы, транс, ощущение пространства, спокойствие, положительные эмоции и ощущения, умиротворение, душевная близость с местом, теплые ощущения.
После посещения: подъем физических и эмоциональных сил, спокойствие, счастье, желание вернуться, уверенность в себе, расширяются горизонты сознания, самоанализ, ощущение внутреннего очищения, приятные воспоминания, необычное состояние. По заявлениям некоторых туристов, очень часто после контактов с сакральным объектом у них раскрываются экстрасенсорные и творческие способности, проявляется ярко выраженный оздоровительный эффект.
На вопрос «Являлись ли Вы участником подобных туров», более 50% опрошенных ответили, что уже участвовали в подобных турах. Наиболее часто маршруты проходили в следующих местах: Усть-Коксинский район (г. Белуха, Мультинские озера, Крепкие озера, Аккемское озеро), Чемал и Каракольские озера, Телецкое озеро, Чулышманская долина, Мажой, Актру, оз. Сав-вушки (Колыванское), Онгудайский район (с. Иня), Саяны, Ха-кассия, Владивосток.
Отвечая на вопрос, о том, «Какие места силы в Алтайском регионе Вам известны» были названы следующие объекты: г. Белуха, долина Актру, Мультинские озера, Крепкие озера, Долина Ярлу, Шавлинское озеро, оз. Дарашколь, Каракольские озера, плато Укок, Чулышманская долина, Телецкое озеро, Чемал, о. Патмос, Долина Духов, Голубые озера, Черга, Замки Духов.
На вопрос о том, способствует ли сакральный туризм решению каких-то личных задач человека, почти все респонденты дали положительный ответ. В частности, со слов респондентов, улучшается психо-эмоциональное и физическое состояние че-
ловека, т.е. он оказывает некоторый терапевтический эффект; он помогает решить те задачи, которые человек ставит перед собой, т.е. стимулирует и мотивирует человека; путешествия объединяют людей и дают возможность пообщаться, поделиться опытом; помогают понять взаимосвязь человека с Природой и убедиться, что есть некие сверхъестественные силы (природы, духов); способствует экологическому воспитанию (люди, видя мусор, начинают убирать его); помогает каждому, ступившему на этот путь решить какую-то его личную внутреннюю задачу и прикоснуться к своим корням.
Что касается аспектов восприятия сакральности, то следует отметить, что она подразумевает особое состояние сознания, имеющее выражение в разного рода символических действиях. Для туристов все проявления сакральности объекта представляются чем-то необычным и сверхъестественным, и в то же время родным и близким. Так, 65% опрошенных указывают, что посещение сакрального объекта оказывает на них явное воздействие (5% - что не оказывает, а 30% - затрудняются ответить).
Проведенные исследования подтвердили тот факт, что на восприятие сакральности объектов туристами влияет ландшафтный фактор: чем выше эстетическая ценность ландшафта, к которому привязан сакральный объект, тем выше степень его сакральности. Так, например, установлено, что одни типы ландшафтов являются для респондентов наиболее привлекательными и значимыми, другие менее.
Согласно исследованию Д.А. Дирина [5], наиболее привлекательными для респондентов являются высокогорные луговые и гляциальные комплексы, а непривлекательными признаны гольцы и пойменные темнохвойные травянисто-моховые леса, а также заболоченные и переувлажненные участки долин с угнетенной древесной растительностью.
В результате сакрализации ландшафта формируется понятие «сакральный ландшафт», который является одним из важных типов культурного ландшафта [6]. Каждый конкретный «сакральный ландшафт» несет свои структурные особенности, черты и имеет определенное семантическое содержание.
Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено, что свойства ландшафта являются основополагающими в сакрализации отдельных географических объектов и ландшафта в целом. Среди факторов, повышающих степень сакральности ландшафта, значительное место занимает эстетическая ценность ландшафта и особенности рельефа. По результатам социологического обследования туристов, были выявлены цели и мотивы посещения сакрального объекта и участия в туре, в которых, одним из основных, является удовлетворение эстетических потребностей; описаны эмоциональные и психологические особенности восприятия сакрального объекта; были озвучены конкретные места, относимые респондентами к числу сакральных. Рассмотренные сакральные объекты гора Бабырган, Крепкие озера и окрестности села Макарьевка, характеризуются высоким туристско-рекреационным и эстетическим потенциалом и приобретают всё большую популярность среди туристов.
Приложение 1.
Анкета
опроса туристов по сакральному туризму и сакральным объектам
1. В каком регионе (городе, стране) Вы проживаете?
2. Ваш возраст: _
3. Ваш пол:
V муж.; о жен.
4. Ваш род деятельности:
5. Что Вас больше привлекает в туризме?
V отдых
V общение
V восстановление психологических и эмоциональных сил
V историко-культурные познания
V оздоровление, восстановление физических сил
V развлечение
V наслаждение красотой природных ландшафтов
V самосовершенствование
V посещение сакральных объектов, мест силы
V другое:_
6. Являлись ли Вы участником следующих туров:
V экологический
V духовный
V эзотерический
Если да, то где проходили данные маршруты?_
7. С какими целями Вы участвовали в данных турах?
8. Были ли достигнуты Ваши цели в этих путешествиях?
V да
V нет
V частично
9. Из каких источников Вы узнали о существовании таких туров?
V ту
V газеты, журналы
V семинары, конференции
V электронная рассылка
V Интернет
V общение с коллегами
V другое:_
10. Почему Вы выбрали для себя сакральный тур?
11. Что Вам больше всего понравилось из путешествия по сакральным местам Алтая?
12. Оказывает ли на Вас какое-либо воздействие посещение сакрального объекта (места силы)
V да
V нет
V затрудняюсь ответить
13. Какие чувства, эмоции Вы испытываете:
во время посещения сакрального объекта (места силы)
после посещения места силы_
14. При посещении места силы отмечали ли Вы что-нибудь необычное?
V да Что именно_
V нет
15. Какие «места силы» в Алтайском регионе Вам известны?
16. Как Вы считаете, воздействие некоторых участков земной поверхности может быть отрицательным, плохо влиять на живые организмы?
V да В чем оно заключается?_
V нет
17. Какие природные и историко-археологические объекты, по-вашему, мнению могут считаться сакральными?
18. Скажите, повязывали ли Вы когда-нибудь на дерево (куст) ритуальную ленту (кыйра)?
V да
V нет
V нет, но если бы проезжал(ла) мимо, то повязал(а) бы
19. Строили ли Вы когда-нибудь каменные пирамидки (каирны) или проводили другие действия с камнями?
V да Можете пояснить цель:_
V нет
V нет, но если бы если бы остановился(лась) в таком месте, то думаю построил(а) бы.
20. Как вы думаете, сакральный туризм решает какие-то задачи?
V да Какие?_
V нет
V затрудняюсь ответить Дополнения, пожелания, замечания:
Благодарим за помощь. Барнаул 2011
Библиографический список
1. Жерносенко, И.А. К вопросу о феномене сакрального центра / А.А Тишкин, И.А. Жерносенко // Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ. - Барнаул, 2010.
2. Жерносенко, И.А. Современные подходы к изучению сакральных центров Алтая как основа для формирования ноосферного типа мышления / И.А. Жерносенко, Д.И. Мамыев // Алтайский текст в русской культуре. - Барнаул, 2006. - Вып. 3.
3. Ревякин, В.С. Природные условия и ресурсы // В предгорьях Алтая. Очерки истории и культуры. - Барнаул; Алтайское, 1998.
4. Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009г.: археология, этнография, устная история // Материалы VI регион. научно-практич. конф. памяти А.П. Уманского // под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой, А.Н. Телегина [и др.] - Барнаул, 2009. - Вып. 6.
5. Дирин, Д.А. Подходы к оценке эстетических ресурсов горных ландшафтов (на примере бассейна р. Мульта) // Ползуновский вестник. - 2004. - № 2.
6. Кулешова, М.Е. Всемирное наследие и место в нём культурных ландшафтов // Наследие и современность: сб.ст. - М., 2007. -Вып. 15.
Bibliography
1. Zhernosenko, I.A. K voprosu o fenomene sakraljnogo centra / A.A Tishkin, I.A. Zhernosenko // Altayj sakraljnihyj: kuljtovihe i arkheoastronomicheskie smihslih svyatilith. - Barnaul, 2010.
2. Zhernosenko, I.A. Sovremennihe podkhodih k izucheniyu sakraljnihkh centrov Altaya kak osnova dlya formirovaniya noosfernogo tipa mihshleniya / I.A. Zhernosenko, D.I. Mamihev // Altayjskiyj tekst v russkoyj kuljture. - Barnaul, 2006. - Vihp. 3.
3. Revyakin, V.S. Prirodnihe usloviya i resursih // V predgorjyakh Altaya. Ocherki istorii i kuljturih. - Barnaul; Altayjskoe, 1998.
4. Polevihe issledovaniya v Verkhnem Priobje i na Altae. 2009g.: arkheologiya, ehtnografiya, ustnaya istoriya // Materialih VI region. nauchno-praktich. konf. pamyati A.P. Umanskogo // pod red. M.A. Demina, T.K. Theglovoyj, A.N. Telegina [i dr.] - Barnaul, 2009. - Vihp. 6.
5. Dirin, D.A. Podkhodih k ocenke ehsteticheskikh resursov gornihkh landshaftov (na primere basseyjna r. Muljta) // Polzunovskiyj vestnik. -2004. - № 2.
6. Kuleshova, M.E. Vsemirnoe nasledie i mesto v nyom kuljturnihkh landshaftov // Nasledie i sovremennostj: sb.st. - M., 2007. - Vihp. 15.
Статья поступила в редакцию 26.10.12
УДК 616.89-008.441.44 (470)
Cherepanova M.I. SOCIAL EXEPTION AS ONE OF THE FACTOR REPRODUCTION SUICIDAL RISKS OF OLD MEN. The article is devoted to the problems of social exception as one of the factors reproduction suicidal risk of old men population in society of Russia. The author define social conditions and factors of increasing suicidal behavior in conditions of social exception . The article inludese general facts and analyse suicidal risk among the old men population. It can be interesting of use for sociology of risk, sociology of old men population and sociology of deviations .
Key words: social exception, social factors of exception, social conditions of exception, suicidal risk, reproduction of risk, society of risk, social surroundings of risk.
М.И. Черепанова, канд. пед. наук, доц. докторант кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ
СУИЦИДАЛЬНЫХ РИСКОВ СРЕДИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена проблеме социальной эксклюзии, как одному из факторов воспроизводства суицидальных рисков среди пожилого и старческого населения. Автор определяет социальные условия и факторы эксклюзии, способствующие росту суицидального поведения среди пожилых. Статья включает обобщенные данные, описывающую специфику влияния эксклюзии на рост суицидальных рисков. Приводится ее подробный комплексный анализ. Данная статья представляет научный интерес для специалистов в области социологии риска, социальной геронтологии, а также социологии девиаций.
Ключевые слова: социальная эксклюзия, социальные факторы эксклюзии, социальные условия эксклюзии, суицидальный риск, воспроизводство риска, общество риска.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста, составляющих пятую часть населения страны. Согласно прогнозам специалистов, в период до 2016 года ожидается устойчивое увеличение численности пожилых людей (границей перехода в группу пожилых, согласно решению комитета экспертов ВОЗ, является возраст 60 лет). Однако сделан вывод, что рост масштабов старения стал для России необратимой тенденцией и в дальнейшем планка пожилого возраста будет повышаться. Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей [1]. Начавшееся в России 90-е годы резкое падение средней продолжительности жизни, снижение коэффициента рождаемости, привело в настоящее время к «серьезной асимметрии», которая нуждается, как во всестороннем научном осмыслении, так и в продуманной социальной политике в отношении лиц пожилого и старческого возраста. Кризисное, аномическое состояние современного российского общества, его рискогенная среда больше всего сказывается на наиболее социально уязвимых членах, к которым, в частности, относятся люди «третьего возраста». Необходимо выделить психологические, социальные и социально-экономические факторы риска. Например, с учетом современного уровня цен на оплату жилья и коммунальных услуг, а так же цен на продукты питания и лекарства (для пенсионеров лекарства - вещь первой необходимости) средняя по России пенсия зачастую не обеспечивает физического выживания пенсионера.
В настоящий момент в России не соблюдаются положения Европейского Кодекса социального обеспечения, по которому пенсионер должен получать не менее 50% прежнего заработка, а имеющий иждивенцев - не менее 65%. Таким образом, пенсионеры являются одной из наиболее ущемленных в материальном положении групп российского общества. Наиболее многочисленные категории пенсионеров - пожилые люди и инвали-
ды, поэтому пенсионеры по сравнению с прочими категориями населения имеют меньшие возможности улучшить свое материальное положение путем дополнительного заработка. Недостаток денежных средств порождает новые проблемы - невозможность оплатить медицинские услуги, затруднения при общении с родственниками в других городах, затруднения при оплате внутригородского транспорта [2].
Существует ряд других негативных факторов, влияющих не только на социально-экономическое, а также на социально-психологическое положение пожилых, их социальное благополучие, провоцирующих социальную эксклюзию лиц данного возраста. Среди таких факторов можно выделить, стереотипы старости и старения; геронтофобию; возрастные соматические риски; недостаточно высокий уровень образования, ограничения в доступе к виртуальной информации, удаленность места проживания (сельская местность) и др. Кроме того, данный жизненный период развития требует всех сил личности, чтобы адаптироваться к новым аскриптивным статусам пенсионера, бабушки/ дедушки, часто вдовы/вдовца, инвалида. Нередко человеку пожилого возраста приходится сталкиваться со скептическими оценками представителей своего поколения. Такое отношение в определенной степени обусловлено стереотипами, которые формируются общественным мнением, а также сужением экономической независимости пожилых людей [3].
Анализ разнообразной и многочисленной современной литературы по проблемам социальной геронтологии позволяет утверждать о том, что в России на сегодняшний момент социальная эксклюзия пожилых является неотъемлимой характеристикой социальной реальности. Проблема исключения индивида из социальной активной деятельности по возрастному критерию проявляется, прежде всего, в сужении его социального пространства. Подобные ограничения имеют негативные последствия как для общества, которое лишается носителей социального и профессионального опыта, так и для человека, которому отказано в возможности реализовывать свое «Я». Последнее противоречит представлению современных обществ о социаль-