Научная статья на тему 'Приближение к Беловодью (из дневника экспедиции на Алтай)'

Приближение к Беловодью (из дневника экспедиции на Алтай) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
545
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приближение к Беловодью (из дневника экспедиции на Алтай)»

Алексей Палкин

Приближение к Беловодью (из дневника экспедиции на Алтай)

Ни землей, ни водой ты не найдешь пути к гипербореям.

Пиндар1

В соответствии с планом научно-исследовательской работы Евразийского центра геополитического моделирования Челябинского государственного университета летом 2002 года была осуществлена экспедиция на Алтай, которая состоялась с 8 по 26.07.2002 года.

Маршрут: Челябинск - Новосибирск - Бийск - Горно-Алтайск - За-мульта - Мульта - Тихонькая - Верхний Уймон - Нижний Уймон - Тюн-гур - Горно-Алтайск - Бийск - Новосибирск - Челябинск.

В состав экспедиции, кроме автора, входили художники Яков Евгеньевич Ваганов и Надежда Геннадьевна Русинова.

Цель экспедиции: обнаружить и изучить остатки (и их проявления) Изначальной Примордиальной Традиции и ее вторичных форм в виде их носителей, литературы, духовного наследия, легенд.

По нашему предположению, Алтай - место, где сохранились в неприкосновенности некоторые наиболее яркие вторичные формы Изначальной Примордиальной Традиции в виде старообрядчества и его многочисленных толков и согласий, буддизма, шаманизма.

У староверов существует легенда о Беловодье - далекой стране на крайнем востоке Евразии, где сохранилась иерархия и царство, где соблюдены все пропорции Святой Руси, Третьего Рима, симфония властей, есть истинный Патриарх и истинный Царь из династии Рюриковичей (возможно, неубиенный в 1591 году в Угличе сын Ивана IV Грозного царевич Димитрий).

В литературе можно встретить следующие определения «Беловодья»: «Беловодье - легендарная страна вольной жизни. О ней слагали сказки, шепотом передавали друг другу чудесные истории. В поисках Беловодья пришли в горы Алтая первые русские люди» .

А также: «Беловодье - название легендарной страны, где, по народным представлениям, распространенным среди старообрядцев XVIII -XIX вв., сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде: с благоверным государем и святейшим патриархом во главе... с

236

сонмом благочестивого духовенства. Предполагалось, что Беловодье находится на Востоке... Многие старообрядцы пытались найти эту страну. Время от времени появлялись те, кто утверждал, что побывал там. Мечта о Беловодье нашла выражение и в старообрядческой литературе»3.

В музее Верхнего Уймона на Алтае хранится один из дневников местных старожилов, где сказано, что на Беловодье надобно ехать до города Бийска и по Смоленской области до деревни Устюбы. Потом путь пройдет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше...

Многие понимали, что им не найти сказочную страну с сияющими церквами и храмами. Скитальцы-староверы остались в Уймонской долине, и по берегам Катуни появлялись новые острова «древлего благочестия». Вокруг Верхнего Уймона вырастали заимки и выселки, деревеньки и хутора. Предки жителей Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений на старую веру. После раскола Русской Православной Церкви хранители старых обрядов ушли сначала через реку Керженец в Семеновском уезде Нижегородской губернии, но там они не нашли спасения. По имени реки их стали называть кержаками. Бегство от реформ Никона привело староверов на Север, в Полесье, на Дон, в Сибирь.

Сибирь на территории Евразии тогда являлась почти единственным нетронутым «цивилизацией» районом. Сибирь в истории Евразии оставалась скрытой, неизвестной, таинственной. Могло показаться, что ее охраняет и сохраняет особая высшая сила.

Р.П. Кучуганова приводит воспоминания М.А. Затеевой (1907 г. р.): «До Уймона-то жила я на Бухтарме, в деревне Белая. Деды наши бежали туда от щепоти (никоновские законы вместо двуперстия заставляли креститься тремя пальцами, это смущало старообрядцев, которые считали, что щепотью не Богу молишься, а дьяволу)»4.

По пути протопопа Аввакума начинался великий исход России на Восток, где утверждалось вопреки всему «древлее благочестие». Староверов вела в Сибирь и на Алтай переходившая из одного поколения в другое легенда о заветном Беловодье.

Несколько лет назад в Республике Алтай был построен единственный старообрядческий храм, который находится в поселке Замульта. Его прихожане малочисленны и относятся к Русской Православной Старообрядческой Церкови (поповцы - белокриницкие). Поповцы на Алтае вообще редки, по сравнению с более радикальными беспоповцами.

Вот что сказано про поповцев в словаре: «Белокриницкая иерархия -иерархия Древлеправославной Церкви Христовой, восстановленная в полноте трех чинов в 1846 г. в с. Белая Криница на Буковине (ныне в Черновицкой области Украины, тогда - Австрийская империя) путем

237

присоединения к старообрядчеству митрополита босно-сараевского Амвросия.

В 1988 г. Освященный собор принимает решение об учреждении в Москве митрополии и избирает митрополитом архиепископа Алимпия. На том же соборе старообрядческая Церковь в России, приемлющая бе-локриницкую иерархию, приняла официальное наименование: Русская Православная Старообрядческая Церковь»5.

Основу староверов Алтая составляют беспоповцы.

В поселке Мульта живут представители Спасова согласия, или не-товцы - «беспоповцы, существенно отличающиеся от прочих тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других восточнохристианских деноминаций. Одно из самых радикальных старообрядческих направлений. Считают, что Церковь ушла на небеса. В миру царствует Антихрист. Отрицают таинства, священников, скорбя об иерархии.

Того, кто общается с иноверными в молитве или в еде, они считают "мирским". Умерших стараются не отпевать в церкви и не хоронить на общем кладбище.

. нетовцы (как, впрочем, и представители других беспоповских согласий) считали, что антихрист воцарился, благодати, священства и церквей больше нет, спастись можно только через молитву Спасову (Иесусо-ву) и через покаяние Богу наедине. Название согласия происходит от слова "нет" - так как (по разным версиям) у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства, нет священников, монашества, нет храмов. Спасовым согласием нетовцы называются потому, что "надеются на одного Спаса", также они называют свое согласие "по Спасовой милости". Появилось согласие на Керженце»6.

Учение нетовцев о сущности мира как о страдании и безысходности повторяет буддизм. Излюбленный православный мотив нетовцев - история о царевиче Иоасафе, которая вплоть до деталей повторяет каноническую историю Будды. Этот же сюжет о царевиче Иоасафе был излюбленным в Нило-Сорской пустыни . «Я распознал в этом напеве старый сти-хирь о Иосафе, Сыне Царя. Это был старинный напев о жизни Будды, причем жизнь Учителя была представлена под именем жизни Иосафа, сына Царя Индии. Иосаф, Иосафат - это измененное Боддиссатв, искаженное в арабском произношении»8, - писал Н.К. Рерих.

Можно сделать предположение о взаимовлиянии в данной местности на эзотерическом уровне православия и буддизма.

12.07.2002 г. состоялся подъем на гору Филаретка (1783 м), которая находится рядом с поселком Замульта. С нее была видна самая высокая гора азиатской части России - гора Белуха (4506 м). В Замульте нам рассказали легенду, связанную с Филареткой.

238

Филарет жил в конце XIX века. Он был хорошим плотником - до сих пор в Мульте сохранились дома, срубленные им. Он поставил и молебный дом на берегу Катуни, который долго служил людям; даже в 30-е годы туда ходили молиться.

Шли годы. Филарет состарился. Одолела его душу великая скорбь. Филарет видел вокруг себя измену старой вере - табак стали курить, выпивать не по времени, сквернословить. Он решил уйти из долины и отмаливать грехи вероотступников. Поднялся Филарет на высокую гору, построил келью и стал там жить в полном уединении. После своего ухода он уже не возвращался в долину. Филарет проводил свою жизнь в непрестанной молитве. Пищу ему приносили единоверцы и родственники. Филарет пророчествовал и наставлял: если оставят люди старую веру, то уйдет из мира последняя любовь и люди начнут друг друга уничтожать.

Келья старца постепенно стала местом паломничества для староверов. Власти видели в нем бунтовщика, обвиняли Филарета в гордыне и самолюбовании. «Мирские» не верили, что рядом живет старец в святости, по обычаям старой веры. Но люди нуждались в нем. К нему шли больные с просьбой о помощи. Многим старец помог. «Слабы стали люди, потеряли старую веру - и ослабли», - печалился Филарет.

Местные старожилы говорят, что Филарет умер в 1907 году. Рассказывают, он знал о дне своей смерти, заранее предупредил людей. Похоронили старца рядом с кельей. После его смерти осталась тайная книга Филарета, которая и сейчас хранится у наставника общины староверов Мульты.

После смерти гора, где он жил, стала называться Филареткой. Сейчас она еще больше обросла лесом, цветами и лекарственными травами. Наверное, на гору снизошла Божья благодать: как выпадет старинный праздник - народ идет на Филаретку поклониться памяти старца и совершить молитвы.

В чем же специфика устройства жизни староверов? В старообрядческой общине власть принадлежит наставнику. Он проводит моленья, учит в молебном доме чтению, святому писанию, крестит взрослых и детей, «сводит» жениха и невесту, отпевает покойников.

Молебна - изба, где вдоль стены тянется широкая скамья, возле иконостаса стоит стол с богослужебными книгами. Староверы не только молились в молебном доме, но и пели духовные стихи.

Старообрядцы всегда молятся с лестовкой (распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок); она как свидетель того, что ты молишься. По лестовке отсчитывают число молитв, положенное наставником.

239

Совершают ежедневное моление перед восходом Солнца и подкла-дывают под руки подручники (молитвенный коврик, используемый для того, чтобы класть на него руки при земных поклонах).

Дома строили в старое время невысокими, потолки были низкие, пороги высокие, окошки маленькие - чтобы расходовалось меньше дров и лучше держалось тепло. В старообрядческом доме можно увидеть полати, русскую печь, полки с посудой, божницу, сундук. Полати располагались у потолка. В стене напротив печи вбивались деревянные колья для лопатины (верхняя одежда). Справа в горнице - передний угол. Угол напротив печи - куть (место хозяйки). А по центру была грядка (полка для разного белья). Стол в горнице стоял у стены против входа.

Вся жизнь в старообрядческой избе была организована вокруг русской печи. За печкой был вход в «подполье». В переднем углу староверы располагали божницу из двух полочек.

У староверов запрещается резать хлеб ножом. Его ломают руками.

В каждом доме есть наборы посуды для «добрых» и «мирских». Пришедшего в дом гостя хозяйка тихо спросит: из «добрых» он или из «мирских». Затем его будут кормить из определенной посуды. Староверы не употребляют пищу совместно с «мирскими». Они могут есть только из чистой, «доброй» посуды. Если посуда обмирщена, то ее долго будут мыть в речке с молитвой. Потом идут освящать в молебный дом.

Староверы не пьют воду из ковша. Обязательно нальют в стакан.

Староверы за «мирским» вытирают дверную ручку и пол. Изумительная чистота всегда сохраняется в домах староверов. И поэтому в их деревнях не было эпидемий. Чума, оспа, тиф, холера обходили стороной.

Крестьяне-староверы живут в очень большом достатке. Держат помногу скота, да и охота приносит им большую добычу.

Жители поселка Замульта производят неизгладимое впечатление. Они отличаются открытостью, честностью, уважительностью. Они очень приветливы и прилагали все усилия, чтобы нам у них понравилось.

10 и 24.07.2002 г. экспедиция находилась в столице республики Алтай -Горно-Алтайске. Ойротская автономная область была создана 1 июня 1922 года и входила в состав Алтайского края РСФСР.

7 января 1948 года она была переименована в Горно-Алтайскую автономную область. В декабре 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете Горного Алтая. А в начале августа 1991 года был принят Закон об образовании Республики Алтай.

Площадь республики - 92,6 тыс. кв. км. По площади Алтай сравним с площадью такого государства, как, например, Венгрия. Территория Алтая с севера на юг протянулась более чем на 400 км и с запада на восток -на 360 км.

240

На юго-востоке республика граничит с Монголией и Китаем, а на юго-западе - с Казахстаном. Географически Алтай находится в центре Евразии и на почти одинаковом расстоянии от четырех океанов.

Коренные обитатели Алтая называются алтайцами. Алтайцы - это конгломерат семи крупных древнетюркских племен: телеутов, шорцев, кумандинцев, тубаларов, челканцев, алтай-кижи и теленгитов.

По переписи 1987 года общая численность алтайцев составила 70 тысяч человек. Из них свыше 60 тысяч проживает на территории республики и составляет около 30% населения.

Все племена разговаривают на родном алтайском языке, который по научной классификации относится к алтайской семье языков.

Происхождение тюрков прослеживается с нашей эры, с их участия в создании государственных объединений в Центральной Азии. Данная проблема исследуется в работе Л.Н. Гумилева «Древние тюрки»9. Предками древних тюрков являются гунны, которые господствовали в Центральной Азии в середине первого тысячелетия новой эры. Государство гуннов просуществовало до конца первого века новой эры, и Алтай находился в сфере его политического господства. В состав России алтайцы вошли в 1756 году.

Алтайский ученый С.С. Каташ пишет о значении Алтая: «.на территории нашей республики находятся уникальные памятники общечеловеческого значения. Это археологические памятники, наскальные рисунки - петроглифы, наконец, самая древняя на территории Евразии «Ула-линская стоянка» первобытного человека, знаменитые и ставшие известные всему миру Пазырыкские курганы, Денисова пещера, высветившая более двадцати культурных периодов эволюционного развития человечества, и многие другие, не говоря уже о природных, географических достопримечательностях, о памятниках древней культуры аборигенов, первозданном языке алтайских тюрков, он именуется «алтайской семьей» языков, куда входят три группы: японо-корейская, тунгусо-маньчжурская и тюрко-монгольская, а также всемирно известный фольклор племен Алтая, их древние обычаи и обряды и самобытная этнография. Не зря наш Алтай стали называть этнографическим музеем. Все это дало возможность утвердиться в мировой науке научным направлениям под названием алтаистика и тюркология.»10.

Приоритетным направлением в хозяйстве Алтая является животноводство. Говоря о специфике животноводства, нельзя обойти вниманием мараловодство. Во многих хозяйствах держат маралов, иногда в большом количестве. Панты маралов идут на продажу, за что получают большие деньги. Существует мнение, что целебны не только рога марала, но и кровь: во время срезки рогов ее пили свежей и заготавливали, настаивая на водке. Выгоды от мараловодства очень велики, некоторые жертвуют

241

пашней ради новых маральников. Недаром маралий рог называли «золотым». Люди лечатся пантами. И в чистом виде, и в смеси с лечебными травами они избавляют от многих болезней. Обжаривают панты в масле, делают из них порошок, настои на вине. Нет цены такому лекарству. Оно лечит сердце, нервную систему, заживляет раны и язвы. Даже выварка и то целебна. Старинные рецепты медицина использует для получения пантокрина.

О мараловодстве Рерих Н.К. писал: «Маральи рога и мускус кабарги до сих пор являются ценным товаром. Нужно исследовать целебные свойства толченого рога марала. Весенняя кровь, налившая эти мохнатые рога, конечно, напитана сильными отложениями.»11.

19.07.2002 приехали в Верхний Уймон, где посетили музей Н.К. Рериха. Семья Рерихов была в Верхнем Уймоне с 7 по 19 августа 1926 года. В музее находится описание структуры института Гималайских исследований «Урусвати» (Индия). Из трудов Н.К. Рериха нами была почерпнута масса интересных сведений о Беловодье и старообрядчестве на Алтае.

В Нижнем Уймоне Михаил Петров и несколько сподвижников организовали рериховскую общину. С ними состоялась встреча, где нам были продемонстрированы музыкальные возможности варгана. Сакральный инструмент варган служит у шаманов для обряда камлания - вызывания духов.

У старообрядцев отношение к Рерихам отрицательное. На мой взгляд, необходимо отличать научную деятельность Рерихов от религиозной.

Какое же значение придавал Н.К. Рерих Алтаю и что он писал о нем? Отмечая взаимообогащение буддизма и православия на Алтае, Н.К. Рерих писал: «С каких же пор пошла весть о Беловодье?» - «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию».

Значит, в основе сведений о Беловодье лежит сообщение из буддийского мира. Тот же центр учения жизни перетолкован староверами»12.

Говоря о староверах и легенде о Беловодье, Н.К. Рерих отмечал: «В тех же Алтайских округах живет много староверов. Века тому назад они скрылись в темных лесах, спасая свою старую веру от новых законов Никона, а затем Петра.

В чистоте и строгости еще соблюдается там старинная вера. Они имеют свои иконы и своих начетчиков и блюдут свои молитвы и обычаи. И даже при последних событиях в Сибири этот край внутренне был мало затронут. В середине XIX столетия необычная весть была принесена к Алтайским староверам: «В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справед-

242

ливость. Там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье»13.

Изучая разделения староверов на толки и согласия, а также легенды о связи Алтая и Урала при великом переселении народов, Н.К. Рерих писал: «Не менее глух и заброшен Алтай, так называемая теперь Ойротия ...

Староверы, издавна поселившиеся в этом малодостигаемом краю, конечно, являются единственными крепкими хозяевами.

На Алтае, соприкасаясь со староверами, было поразительно слышать о многочисленных религиозных сектах, и посейчас на Алтае существующих.

Поповцы, беспоповцы, стригуны, прыгуны, поморцы, нетовцы, которые вообще ничего не признают, - сколько непонятных разделений.

И это в 1926-м году. Здесь же находятся и хлысты, пашковцы, и штундисты, и молокане - нескончаемое разнообразие верований, исключающих друг друга.

Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, установленное большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Бе-

14

луха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища» .

Уймонский край называют краем сказаний и легенд. Рассказывают о тайных ходах и пещерах, через которые ушли хранители сокровенных знаний. Они часто возвращаются и приходят к праведникам. Интересны эти сказания тем, что перекликаются со сказами Урала, а также указаниями на возможные тайные пути, ведущие к центрам сакральных знаний. Н.К. Рерих записал в 1926 году легенду об алтайской чуди: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый Царь пришел Алтай воевать и как зацвела Белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым Царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокро-вищами.»15.

Эту же легенду рассказал старожил Верхнего Уймона Л. О. Огнев: «Давным-давно не росла в Уймоне белая береза. И поняли люди, что надо им будет идти к Белому Царю. Не захотели люди ему подчиняться за то, что он преследовал праведников. Выкопали они большие-пребольшие ямы, поставили в ямы столбы, на столбы крышу, навалили на крышу камней и земли, а потом притащили в яму весь свой скарб, загнали туда же

243

же скотину, привели все свои семьи и подрубили столбы. Эти ямы можно и сейчас в Уймоне тамо-ка за притором увидеть. И долго еще народ находил в этих ямах самые разные вещи. И назвали эти ямы у нас в Уймоне чудью.»16

В Уймоне считают, что слово «чудь» связано с чудом. Нас «чудо» удивляет и кажется странным, но только на первый взгляд. В Уймонской долине верят в то, что есть где-то заветные места, куда ушла тайными тропами неведомая чудь и куда попадали праведники.

Об этом на Алтае рассказывали Н.К. Рериху: «Дед Атаманова и отец Огнева ходили искать Беловодье, через Кокуши горы, через Ергор - по особой тропе. Бывает, что и Беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина Беловодская вышла, давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее, чем наши, одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Сроки на все особые.»17

Интересна также легенда про Белого Бурхана, в которой прослеживаются одновременно мессианские, эсхатологические и социальные мотивы: «В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придет сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану .

Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они назвали ее. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления Благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на Белом коне появляется на горах Алтая и растет вера в Белого Бурхана. В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдет последняя битва людей и что из-за далекой Белой Горы сияет уже свет Белого Бурхана. И при этих словах головы собеседников обращаются на юг от Алтая, туда, где далеко вздымаются высочайшие горы, сверкающие в снежном уборе. Такое случилось среди ойротов в Алтайских горах»18.

10 и 24.07.2002 г. в Кырлыке видел таинственные, легендарные пещеры, о которых писал в своё время Н.К. Рерих: «Остановились в Кыр-лыке. Придется здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут прихода Белого Бур-хана. В скалах, стоящих под Кырлыком, чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли. Здесь также пещеры и тайные ходы -от Тибета через Куэнь-Лунь, через Аттын-Таг, через Турфин; "длинное

244

ухо" знает о тайных ходах. Сколько людей спасались в этих ходах и пещерах! И явь стала сказкой»19.

Легенды гласят, что в Уймонской долине на Алтае в местечке Кыр-лык начинается вход в подземные пещеры, ведущие в Сердце Азии.

От мифов перейдем к историческим событиям, которые говорят о значении данного региона для судьбы Евразии.

Следует обратить внимание на идею евразийцев и их предшественников (барон Унгерн-Штернберг, доктор Бадмаев) об ориентации России на Восток. Для этого необходимо было осуществить план по углублению контактов России с Монголией, Японией, Маньчжурией и другими восточными странами и районами. Реализация подобных планов означала бы, с одной стороны, создание геополитического союза, с другой - прикосновение России к метафизическим учениям Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм).

Все это привело бы к переориентации русского сознания от европейского атеистического и рационалистического мира к восточному миру живых и духовных учений. Речь шла о возрождении России с помощью Востока и подпитке России сакральными энергиями. По замыслу евразийцев, вступив в диалог с традициями Востока, православие восстановит метафизические истоки своей веры (возможно, в старообрядческом направлении).

После Октябрьской революции 1917 года осевая функция России в отношении интеграции азиатских стран в едином геополитическом и стратегическом блоке становится актуальной. Эта тема активно обсуждается и исследуется в специальных закрытых центрах. Молодой русский историк Олег Шишкин в своей книге «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж» приоткрывает завесу тайн и рассказывает о специальной структуре советской разведки, руководимой Глебом Бокием и патронируемой членом ЦК Москвиным, которая работала над созданием стратегического блока азиатских народов под контролем Москвы, используя их сакрально-географические традиции. Важная функция и миссия в этих планах отводилась ученому А.В. Барченко и художнику Н.К. Рериху.

Одним из ключевых регионов в соответствии с конечными целями уникального плана выступал Алтай. Именно на Алтае начинались тайные тропы бегунов (голбешников, странников, пустынников), которые вели к эзотерическим центрам буддизма.

13 июня 1926 года происходит встреча художника Н.К. Рериха и ученого А.В. Барченко, на которой последний передает Рериху секретную информацию по ситуации на Алтае и в Центральной Азии. Летом 1926 года на Алтай по очереди отправляются А.В. Барченко и Н.К. Рерих.

А.В. Барченко на Алтае, кроме общих сведений о тайной «тропе голбешников», успел познакомиться с несколькими местными колдуна-

245

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми. Колдуны поразили Александра Васильевича своими магическими возможностями, связанными с воздействиями на погоду и практикой гипнотических состояний.

5 июля 1926 года, еще в Москве, Елена Ивановна Рерих внесла следующую запись в свой дневник: «Можно ручаться относительно успеха Таши-ламы, но необходимо выдвинуть претворение буддизма в ленинизм. Сумейте найти нужную ноту с монгольским правительством. Нужно горами двигать. Но нетрудно похвалить молодую страну. Действуйте прежде всего, все для действия 17-го. Старайтесь успеть»20.

Также семья Рерихов искала какую-то старую китайскую дорогу, которая проходила мимо горы Белухи.

С 17 по 24 августа 1926 года Рерих исчез или, как говорят, «ушел в Шамбалу». Что же это было за исчезновение и какую дорогу искал Рерих на склонах Белухи?

Вероятно, Н.Рерих, Ю.Рерих, Рамзан и местный проводник рано утром 17 августа вышли из Верхнего Уймона и, преодолев несколько километров тайги верхом на лошадях, подошли к горе Белухе и спустились к Чуйскому тракту, уходившему в Монголию. Здесь их уже ждали три автомобиля марки «Додж» с сотрудниками ОГПУ, в чью задачу входило доставить пассажиров 20 августа в Пекин и обратно. В Пекине художник принял участие в секретных трехсторонних переговорах в одном из буддийских монастырей, которые вели представители Таши-ламы, левые го-миньдановцы и «американцы» Рерихи. Исходя из интересов советского государства, художник хотел въехать в Тибет как 25-й князь Шамбалы, о котором говорили, что он придет с севера, принесет спасение всему миру и станет царем света. Носил он по этому случаю парадное ламское одеяние.

Исходя из поставленных целей, одной из задач Рериха было создание «Всемирного Союза Западных Буддистов».

Попытка Рериха в итоге потерпела неудачу. Для нас же важно отметить, что исходным местом на территории России по осуществлению задуманной Рерихом идеи является Алтай. План переориентации России на Восток достоин внимания, и идея реализации его в современной ситуации представляется достаточно актуальной.

Сегодня России необходимо утвердить свое срединное и центральное место на материке. Это предполагает необходимость активного духовного диалога и стратегического союза с Азией (Востоком и Югом), с ее сакральными традициями и скрытыми тайнами. Для осуществления данных проектов требуется евразийская открытость и готовность к гибкому общению с восточным миром (Китай, Тибет, Индия, Япония, Иран, Монголия), в котором сохранились в неприкосновенности древнейшие духовные пласты сакральных знаний.

246

Одновременно с этим необходимо утверждать собственную уникальную православную Традицию, обогащать ее любовью к русской истории, русской земле, русскому духу.

Говоря о значении Востока для мира, Н.К. Рерих пишет: «За периодом пробуждения Востока наступает период прямого участия народов Востока в решении судеб всего мира»11.

Пройдя многочисленные испытания на Востоке, в частности на Тибете, Рерих Н.К. делает следующий вывод: «У Востока нужно учиться, но для этого нужно усвоить психологию Востока. Восток не любит фальшивых пришельцев. Восток легко различает маскарадную подделку.

И Восток никогда не забудет свое решение.

Испытание Востока решается в первый же момент»11.

Восток - возврат к Священному, мир Абсолюта, мистерия преодоления, дорога к Единству, послание Истины и Высшей Реальности.

Все легенды и сказания свидетельствуют о наличии на Алтае неких тайных знаний и их носителей. Это и есть свидетельство и проявление Изначальной Примордиальной Традиции.

С другой стороны, православные мотивы переплетаются с буддийскими, о чем свидетельствовал Н.К. Рерих. Это говорит о едином эзотерическом измерении данных двух мировых религий в символическом изображении Беловодья.

Находясь и развиваясь на одной ограниченной территории, внешне эзотерические организации имеют единую эзотерическую точку пересечения, которая имеет все признаки Изначальной Примордиальной Традиции. Через эту «точку» происходит информационный обмен между разными традиционными религиями. Русская традиция через нее получала определенный восточный вектор. «Точка» имеет условное эзотерическое название - «Беловодье».

Экспедиция завершилась, тем не менее Беловодье не стало ближе. Чем ближе к Беловодью, тем дальше оно от тебя. Беловодье бесполезно искать на физической карте и конкретно на Алтае. Беловодье может находиться везде. И одновременно - нигде.

Оно может находиться в любой точке России. Там, где сохраняются древние обычаи, обеспечивается приоритет духовного начала. Беловодье внутри каждого из нас, как «Царство Божие».

Незачем было так далеко ехать, чтобы найти его, а значит, себя. Но тем не менее иногда необходимо ехать так далеко, чтобы найти себя, а значит, и Беловодье. Ищите себя. Ищите Беловодье, да обретете его.

247

Примечания

1 Пиндар. Десятая Пифийская песнь 29-30. Цит. по: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633.

2 Киреев С. В поисках вольной жизни. Откуда пришли старообрядцы Уймонской долины? // Мир путешествий. 1993. № 3 - 4. С. 6.

3 Старообрядчество: Опыт энцикл. слов. М., 1996. С. 44.

4 Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 16 - 17.

5 Старообрядчество. С. 44 - 46.

6 Там же. С. 189 - 190.

7 Подробнее см.: Коринфский А. Народная Русь. М., 1901.

8 Рерих Н.К. Шамбала // Сердце Азии. Минск, 1991. С.79.

9 Подробнее см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.

10 Каташ С.С. Лик Алтая. Горно-Алтайск, 2000. С.15 - 16.

11 Рерих Н.К.Из дневника Рериха Н.К. «Алтай-Гималаи» // Мир путешествий. 1993. № 3 - 4. С. 11.

12 Там же. С. 10.

13 Рерих Н.К. Шамбала. С. 77.

14 Рерих Н.К. Сердце Азии // Сердце Азии. Минск, 1991. С. 28 - 30. 16 Рерих Н.К. Шамбала. 1991. С. 79.

16 Кучуганова Р.П. Указ. соч. С. 21.

17 Там же. С. 24.

18 Рерих Н.К. Шамбала. С. 76 - 77.

19 Рерих Н.К. Из дневника Рериха Н.К. . С. 10.

20 Рерих Е.И. Рериховский вестник. СПб., 1992. Вып. 4. С. 40.

Михаил Сляднев

Старообрядчество на Южном Урале (Политика местных государственных органов по отношению к старообрядческим религиозным объединениям. 1917 - 2002 гг.)*

Старообрядчество - сложный, социально неоднородный, культурно-религиозный феномен отечественной истории и современного российского общества; совокупность различных по социальным ориентациям религиозных объединений, организаций, групп, возникших в результате раскола РПЦ в середине XVII в. после их отказа признать церковную реформу патриарха Никона, сохранивших верность традициям русского православия.

*

Материал подготовлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (шифр 03-01-00818а/Т).

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.