Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ'

КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОРОГА / ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Веденин Ю.А.

Литературное путешествие в данной статье рассматривается как переданное в литературной форме представление о многообразии мира, воспринимаемого человеком в процессе его физического или виртуального перемещения в географическом пространстве. Одним из важнейших оснований для типологии литературных путешествий является соотношение между реальными и вымышленными субъектами и объектами, включёнными писателем в своё повествование. В соответствии с взаимоотношением между реальностью и вымыслом литературные путешествия делятся на четыре основных типа: реальное путешествие в реальном мире; сочинённое (придуманное) путешествие в реальном мире; сочинённое (придуманное) путешествие в квазиреальном мире; сочинённое (придуманное) путешествие в фантастическом мире. Литературные путешествия различаются по объёму, характеру и многообразию заложенной в них информации - от путевых дневников, в которых обозначается время и место пребывания на маршруте, фиксируется характер деятельности, даётся краткая характеристика природных и культурных ландшафтов, городов и сельских населённых пунктов, до литературных произведений, в которых представлена авторская интерпретация информации о реальных и вымышленных объектах, событиях, персонажах, с которыми автору или его героям приходится сталкиваться во время путешествия. Среди важнейших характеристик, которые могут быть учтены при разработке типологии литературных путешествий, особое место занимают временные параметры: продолжительность путешествия, его положение в историческом времени и соотношение с временными циклами - природными и социальными. Литературные путешествия охватывают самые разнообразные пространства - от космоса до небольших локальных территорий. Литературные путешествия могут стать основанием для выявления новых объектов культурного наследия. Фактически, каждое литературное путешествие характеризуется определённым маршрутом, использует разнообразные типы дорог, троп, других территорий и акваторий, обеспечивающих возможность передвижения, и становится одним из компонентов исторического пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND GEOGRAPHICAL APPROACH TO STUDY LITERARY JOURNEYS

This article regards a literary journey as a representation of the diversity of the world, perceived by a person in the process of his physical or virtual movement in geographical space, conveyed in literary form. One of the most important grounds for the typology of literary journeys is the idea of relationship between real and fictional subjects and objects included by the writer in his narrative. According to the relationship between reality and fiction, literary journey is divided into four main types: real travel in the real world; composed (invented) journey in the real world; a fictional (invented) journey in a quasi-real world; a fictionalized journey through a fantasy world. Literary journeys differ in their volume, nature and variety of information contained in them - from travel diaries, which indicate the time and place of stay on the route, the nature of the activity is fixed, a brief description of natural and cultural landscapes, cities and villages is given to literary works, which present author's interpretation of information about real and fictional objects, events, characters that the author or his characters have to deal with during the journey. Among the most important characteristics that can be taken into account when developing a typology of literary travels, a special place is occupied by temporal parameters: the duration of travel, its position in historical time and its relationship with time cycles - natural and social. Literary journeys cover a wide variety of spaces - from outer space to small local territories, which, it would seem, cannot be correlated with our idea of travel. Literary travels can become the basis for identifying new cultural heritage sites. All of these concepts can be used when considering literary travels. In fact, each literary journey is characterized by a certain route, uses various types of roads, paths, other territories and water areas that provide the possibility of movement, and becomes one of the components of the historical path.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВА

THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART

Научная статья

География культуры

УДК: 911.3:913

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-232-257

КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

Юрий Александрович Веденин

Институт географии Российской Академии наук, г. Москва, Россия, vedenin37@gmail.com

Аннотация. Литературное путешествие в данной статье рассматривается как переданное в литературной форме представление о многообразии мира, воспринимаемого человеком в процессе его физического или виртуального перемещения в географическом пространстве. Одним из важнейших оснований для типологии литературных путешествий является соотношение между реальными и вымышленными субъектами и объектами, включёнными писателем в своё повествование. В соответствии с взаимоотношением между реальностью и вымыслом литературные путешествия делятся на четыре основных типа: реальное путешествие в реальном мире; сочинённое (придуманное) путешествие в реальном мире; сочинённое (придуманное) путешествие в квазиреальном мире; сочинённое (придуманное) путешествие в фантастическом мире.

Литературные путешествия различаются по объёму, характеру и многообразию заложенной в них информации - от путевых дневников, в которых обозначается время и место пребывания на маршруте, фиксируется характер деятельности, даётся краткая характеристика природных и культурных ландшафтов, городов и сельских населённых пунктов, до литературных произведений, в которых представлена авторская интерпретация информации о реальных и вымышленных объектах, событиях, персонажах, с которыми автору или его героям приходится сталкиваться во время путешествия. Среди важнейших характеристик, которые могут быть учтены при разработке типологии литературных путешествий, особое место занимают временные параметры: продолжительность путешествия, его положение в историческом времени и соотношение с временными циклами - природными и социальными.

Литературные путешествия охватывают самые разнообразные пространства - от

космоса до небольших локальных территорий. Литературные путешествия могут стать основанием для выявления новых объектов культурного наследия. Фактически, каждое литературное путешествие характеризуется определённым маршрутом, использует разнообразные типы дорог, троп, других территорий и акваторий, обеспечивающих возможность передвижения, и становится одним из компонентов исторического пути.

Ключевые слова: литературное путешествие, исторический путь, историческая дорога, исторический маршрут

Для цитирования: Веденин Ю.А. Культурно-географический подход к изучению литературных путешествий. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2022;5(3):232-257. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-3-232-257

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Vedenin Yu., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Благодарности. Статья выполнена в рамках ГЗ ИГ РАН «Проблемы и перспективы территориального развития России в условиях его неравномерности и глобальной нестабильности» №0148-2019-0008, №АААА-А19-119022190170-1.

Original article Geography of culture

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-3-232-257

CULTURAL AND GEOGRAPHICAL APPROACH TO STUDY LITERARY JOURNEYS

Yury Vedenin

Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, vedenin37@gmail.com

Abstract. This article regards a literary journey as a representation of the diversity of the world, perceived by a person in the process of his physical or virtual movement in geographical space, conveyed in literary form. One of the most important grounds for the typology of literary journeys is the idea of relationship between real and fictional subjects and objects included by the writer in his narrative. According to the relationship between reality and fiction, literary journey is divided into four main types: real travel in the real world; composed (invented) journey in the real world; a fictional (invented) journey in a quasi-real world; a fictionalized journey through a fantasy world. Literary journeys differ in their volume, nature and variety of information contained in them - from travel diaries, which indicate the time and place of stay on the route, the nature of the activity is fixed, a brief description of natural and cultural landscapes, cities and villages is given to literary works, which present author's interpretation of information about real and fictional objects, events, characters that the author or his characters have to deal with during the journey. Among the most important characteristics that can be taken into account when developing a typology of literary travels, a special place is occupied by temporal parameters: the duration of travel, its position in historical time and its relationship with time cycles - natural and social. Literary journeys cover a wide variety of spaces - from outer space to small local territories, which, it would seem, cannot be correlated with our idea of travel. Literary travels can become the basis for identifying new cultural heritage sites. All of these concepts can be used when considering literary travels. In fact, each literary journey is characterized by a certain route, uses various types of roads, paths, other territories and water areas that provide the possibility of movement, and becomes one of the components of the historical path.

Keywords: literary journey, historical path, historical road, historical route

For citation: Vedenin Yu. Cultural and geographical approach to study literary journeys. Heritage and Modern. Times. 2022;5(1):232-257. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-3-232-257.

Acknowledgements. The article was made within the framework of the GS IG RAS "Problems and Prospects of the Territorial Development of Russia in the Conditions of Its Un-evenness and Global Instability" No. 0148-2019-0008, No. AAAA-A19-119022190170-1.

© Веденин Ю.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

Введение

Существуют различные формы накопления и трансляции информации о путешествиях. Это могут быть труды учёных, представляющих различные отрасли науки - истории, географии, геологии, биологии, этнографии, искусствознания, экономики, социологии и т.п. Это могут быть архивные материалы, музейные ценности, собранные в результате экспедиций, хранящиеся в частных и государственных учреждениях, многие из которых открыты для специалистов и широкой публики. Это могут быть произведения искусства, созданные писателями, художниками, кинематографистами и другими авторами, работающими в этой сфере культуры. Результаты их деятельности могут быть изложены в рукописных и печатных текстах, картах и атласах, аудиовизуальных произведениях - кинофильмах, телевизионных передачах, радиопрограммах, социальных сетях и т.д.

Особое место в этой системе занимают литературные путешествия. В современном литературоведении существуют различные толкования этого понятия [1-6].

Некоторые авторы рассматривают литературное путешествие как «литературный жанр, в основе которого лежит описание путешественником достоверных сведений о каких-либо незнакомых читателю странах, землях, народах» [7; 8]. Тем самым литературное путешествие сводится к традиционному представлению о травелоге, как рассказе писателя о своём реально осуществлённом проекте. Существуют и другие, более развёрнутые определения литературного путешествия. Приведём в качестве примера следующее высказывание: «Путешествие (жанр) -область научно-популярной, приключенческой, художественно-психологической, документальной литературы, использующая как основу сюжета тему странствия. Организующим началом путешествия выступает маршрут и авторское начало, именно они вносят порядок в разрозненные впечатления и создают единую Картину Мира» [9].

В данной статье мы будем придерживаться именно такого, максимально широкого подхода к определению литературного путешествия. Литературное путешествие рассматривается нами как переданное в литературной форме представление о многообразии мира, воспринимаемого человеком в процессе его физического или виртуального перемещения в географическом пространстве. При этом писатель или его герои выступают в роли "homo in motu".

С литературными путешествиями связаны самые разнообразные виды литературного творчества. Выше уже говорилось о научно-популярной, приключенческой, художественно-психологической и до© Vedenin Yu., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

234 ISSN 2619-0214 (Print)

кументальной литературе. Я бы расширил этот список, добавив к нему такие направления как сатирико-юмористическое, публицистическое, краеведческое и просветительское. При этом важно отметить, что на самом деле все они пересекаются между собой. В частности, краеведческий аспект может присутствовать в научно-популярной, приключенческой и документальной литературе, сатирико-юмористический - в приключенческой и художественно-психологической литературе, а просветительский - в научно-популярной, приключенческой и документальной литературе. Следует также иметь в виду, что нет жёсткой границы между научной и художественной литературой. Некоторые книги, по-свящённые описанию научных экспедиций, написаны с мастерством подлинных литераторов, прекрасным языком, с описанием эстетических и сакральных характеристик местности, социально-психологических аспектов в поведении местного населения. Среди них сочинения известных русских учёных-путешественников: В.К. Арсенье-ва, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Э.М. Мурзаева и других.

К проблеме типологии литературных путешествий

Типология литературных путешествий может быть построена на разных подходах и принципах. В данной статье мне хотелось бы обсудить некоторые из них и выделить наиболее перспективные.

Соотношение между реальностью и вымыслом. Одним из важнейших оснований для типологии литературных путешествий может стать представление о соотношении между реальными и вымышленными субъектами и объектами, включёнными писателем в своё повествование. В роли субъектов литературных путешествий выступает сам писатель или герои его произведений. В качестве объектов литературных путешествий рассматриваются территории, культурные и природные ландшафты, разнообразные географические объекты и элементы - реки, озёра, горы, леса, городские и сельские поселения, их жители, а также история, мифы, фольклор и другие нематериальные ценности. В соответствии с взаимоотношением между реальностью и вымыслом литературные путешествия делятся на четыре основных типа:

А. Реальное путешествие в реальном мире. К ним относятся литературные произведения, в которых авторы рассказывают о совершённых ими путешествиях. Это, прежде всего, путевые заметки или путевые дневники [2, 3]. Многие из их авторов не оставили заметного следа в литературе, но зато благодаря им мы можем себе представить, как выглядели в прошлом территории различных стран, расположенные там поселения, их жители. В качестве примера можно привести тексты, напи-

санные в первой половине XIX века в России. Это «Журнал путешествия из Москвы в Нижний, 1813 года» И.М. Долгорукова, «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П.И. Сумарокова (1800), «Путешествие в Полуденную Россию» В.В. Измайлова (1802) и ещё много других.

Среди авторов подобного рода сочинений есть и известные писатели, в том числе А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум», И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»; А.П. Чехов «Из Сибири», Д.Н. Мамин-Сибиряк «От Урала до Москвы», В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»; В.А. Солоухин «Владимирские просёлки» и др. Во многих книгах, относящихся к данному типу литературных путешествий, просматривается интерес авторов к краеведческой тематике, ориентация на рассказ о городских и сельских поселениях, мимо которых приходилось проезжать авторам этих произведений; об архитектурных, исторических, этнографических, природных достопримечательностях, расположенных вдоль их маршрута; о людях, с которыми они встречались на своём пути [10; 11].

Очень важно разнообразие интересов и особенности целеполага-ния авторов путевых заметок. Так, например, спутники Екатерины II, сопровождающие её во время путешествия из Санкт-Петербурга в Крым и обратно, особое внимание обращали на красоту и благоустройство городов, которые они посещали, на тот энтузиазм, с которым местные жители встречали русскую императрицу (Сегюр, 1865). В некоторых сочинениях наблюдается явный крен к публицистике, когда основное внимание автора обращается на проблемы, которые следует выявить, прокомментировать и наметить пути их решения. Нередко эти тексты несли на себе явную политическую окраску. Среди такого рода сочинений следует назвать книгу Астольфа де Кюстина «Николаевская Россия», в которой он описал своё путешествие по России, в том числе и дорогу от Санкт-Петербурга в Москву. Это путешествие произвело на него весьма мрачное впечатление, отражённое в его книге, где описываются ужасные (по мнению иностранца) условия жизни людей, нищета и убогость увиденных им деревень, свидетельства рабского труда и отсутствие какой-либо заботы о путниках.

Б. Сочинённое (придуманное) путешествие в реальном мире. В качестве примера можно привести сочинения Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан», Г. Мало «Без семьи», М.М. Додж «Серебряные коньки» и т.д. Для того, чтобы сделать свои сочинения более привлекательными для читателя, авторы этих книг особое внимание обращают на приключенческую составляющую описываемого ими путешествия. Их герои постоянно попадают в сложные, нередко опасные ситуации. Им приходится преодолевать горные хребты, пустыни, тропические леса, ледовые пространства Арктики, посещать страны,

где живущие вне современной европейской цивилизации люди сталкиваются с разбойниками и бандитами и т.п. Одна из прагматических целей литературных произведений подобного рода - познакомить своих читателей, прежде всего школьников, со страной, с её природными ландшафтами, старинными городами, с культурными традициями и жизненным укладом живущих там людей; при этом необходимо было сделать это таким образом, чтобы чтение не воспринималось как скучное и нудное занятие. Нередко автор маскирует придуманное им путешествие под реальную поездку. Именно так выстраивали своё повествование многие русские писатели. Среди таких сочинений следует назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «У синего моря» И.С. Соколова-Микитова и «Птицы, или Новые сведения о человеке» А. Битова. «Путешествие в каждом из этих случаев выдуманное, даже если Карамзин на самом деле бывал в Швейцарии или Париже, а Со-колов-Микитов на самом деле ездил к Баренцеву морю» [4; 6].

В. Сочинённое (придуманное) путешествие в квазиреальном мире. Среди наиболее известных примеров таких сочинений - поэма Гомера «Одиссея» и роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». В них не указано точное название мест, которые посещали герои этих произведений. Но на самом деле эти места соотносятся с реальными географическими объектами. В поэме Гомера - это острова на Ионическом и Средиземном море, возможно, остров Пелопоннес и Ионические острова. В романе Стивенсона события разворачивались скорее всего, в Карибском море, очевидно на острове Пинос (в 70 километрах от Кубы).

В русской литературе можно вспомнить роман Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Павел Чичиков в поисках «мёртвых душ» побывал на территории центральной России, где посетил типичные для этого региона малые города, дворянские усадьбы и деревни. Правда, фамилии многих помещиков, которых он встречал на своём пути, напоминали о его родной Полтавщине (Коробочка или Петух). К этому же типу литературных путешествий можно отнести сочинения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». В них авторы строят своё путешествие на сочетании реальных мест (Москвы, Тифлиса, Пятигорска, среднеазиатской пустыни, гор Кавказа, Волги и др.) с вымышленными населёнными пунктами (Арбатов, Старого-род, Черноморск, Удоев), с разнообразными, не привязанными точно к местности ландшафтами, которые им приходится пересекать во время своих частых переездов по стране. При этом, очевидно, что образ большинства этих городов и мест был навеян воспоминаниями о родине писателей -Одессы и Черноморском побережье.

Г. Сочинённое (придуманное) путешествие в фантастическом мире. В русской литературе к этой группе путешествий следует отнести

«Аэлиту» А.Н. Толстого, «Землю Санникова» В.А. Обручева, произведения Стругацких, И.А. Ефремова и т.д. В качестве наиболее яркого примера из мировой литературы можно привести книги Л.Р.Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец», К.Д. Саймака «Паломничество в волшебство». В данном случае в роли литературных героев выступают не только люди, но и мифологические существа, взятые из различных древних сказаний - гоблины, эльфы, тролли и т.п. Во время своих путешествий они сталкиваются с многочисленными препятствиями, преодолевают горные перевалы, водные пространства, пустыни.

К этой же группе сочинений можно отнести и героев популярных детских книг-сказок. Одним из таких героев является Винни-Пух, кукольный медвежонок, известный в нашей стране благодаря переведенной на русский язык Борисом Заходером книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Этот герой отправляется со своими друзьями в поход по «игрушечной» стране, где встречается с кукольными персонажами, пришедшими к нам из мира книжных иллюстраций и мультфильмов. Следует заметить, что волшебные ландшафты, в основном, не отличаются от ландшафтов, которые можно встретить на Земле. Однако предпочтение отдаётся наиболее экзотичным территориям - горным странам, пустыням, тропическим лесам и т.д.

Степень и характер информационной нагрузки текста

Литературные путешествия различаются по объёму, характеру и многообразию заложенной в них информации. Это могут быть путевые заметки, написанные в форме своеобразного дневника, где обозначается время и место пребывания на маршруте, фиксируется характер деятельности, даётся краткая характеристика природных и культурных ландшафтов, городов и сёл, пересекаемых во время путешествия. В качестве примера могут быть рассмотрены дневники А.У. Болотникова и Н.Я. Озерцковского, относящиеся к 1782-1783 гг., русского поэта В.А. Жуковского, в котором он описывал своё путешествие по российским губерниям с Великим князем Николаем Павловичем, или сочинения И.М. Долгорукова, в которых описываются дороги, по которой он ехал, разнообразные поселения, которые он посетил, местные жители, с которыми он встречался во время своей поездки.

В особую группу могут быть отнесены литературные произведения, включающие информацию о природных особенностях местности, социально-экономических или социокультурных характеристиках регионов, городских и сельских поселений, о людях, населяющих эти территории, о наследии и традиционной народной культуре. Создание такого рода про© Vedenin Yu., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

238 ISSN 2619-0214 (Print)

изведений связано с работой в архивах, с использованием разнообразных литературных и научных источников, а также с научно-исследовательской деятельностью автора. К ним можно отнести не только научно-популярные книги, но и некоторые романы Жюля Верна, насыщенные сведениями, почерпнутыми из энциклопедических справочников и работ, написанных учёными, инженерами, политиками. Другой пример, это повесть русского учёного геолога и писателя В.А. Обручева «Земля Санникова», в которой рассказывается о древней истории Земли. Путешественники, попавшие на неведомые ранее острова, встречаются с доисторическими растениями и животными, известными благодаря исследованиям учёных-палеогеографов, геологов и палеонтологов.

Третью группу составляют литературные произведения, в которых представлена авторская интерпретация информации о реальных и вымышленных объектах, событиях, персонажах, с которыми автору или его героям приходится сталкиваться во время путешествия. Особый интерес вызывает ассоциативная насыщенность текста, обсуждение религиозных, философских, политических и психологических аспектов, объясняющих отношение автора к данной теме. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, где название населённых пунктов, мимо которых проезжал автор, виды, которые открывались из окон его кареты, служили лишь поводом для размышлений о судьбе России, о крепостничестве, о рабской жизни русского крестьянина, о его протесте против господствующей в стране системы. В данном случае Радищев взял в качестве образца модную в те годы повесть Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», в которой также как и у Радищева маршрут путешествия наполнен рассуждениями о самых разных, отнюдь не всегда связанных с данным местом сюжетов, событий, персонажей.

В качестве другого примера я хотел бы привести роман Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В этом романе рассказывается об усадьбах, деревнях, сёлах и городах, которые посетил герой романа Павел Чичиков, и о людях, с которыми ему приходилось встречаться на своём пути. Однако главная тема, которую обсуждает автор романа - это представление автора о России, о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться людям, живущим в этой стране. Фактически в книге дан развёрнутый образ жизни страны, естественно в авторской интерпретации. Ещё одним ярким примером такого рода художественных произведений являются многие повести и рассказы К.Г. Паустовского, в частности «Повесть о жизни», «Повесть о лесах», «Мещёрская сторона» и т.д. В них рассказывается о разнообразии природной среды, красоте и таинстве лесных ландшафтов, о характере и психологическом портрете лю-

дей, с которыми он встречался во время своих путешествий; создаются весьма лапидарные, но вместе с тем точные и ёмкие образы расположенных там же городов и сёл.

Временные характеристики литературного путешествия

Среди важнейших характеристик, которые могут быть учтены при разработке типологии литературных путешествий, особое место занимают временные параметры: продолжительность путешествия, его положение в историческом времени и соотношение с временными циклами - природными и социальными.

Литературное путешествие обычно связывают с каким-либо одним конкретным маршрутом, осуществляемым в течение некоторого временного периода. При этом литературное путешествие может занимать как весьма долгое время - от года и более, так и очень краткое - до нескольких дней или даже часов. Для примера вспомним путешествие Одиссея, которое продолжалось около двадцати лет и походы героев К.Г. Паустовского по Мещере, многие из которых осуществлялись в течение одного - двух дней.

Думается, что исходя из продолжительности путешествий, их следует разделить на несколько групп. Первая группа - это путешествия, продолжающиеся в течение года и более. Ко второй группе относятся путешествия, захватывающие несколько месяцев или сезонов. Третья группа объединяет путешествия, продолжительность которых исчисляется днями. И наконец, возможно выделить ещё одну группу литературных путешествий, совершаемых в течение нескольких часов. Это так называемые «микропутешествия». Их рассмотрение в качестве литературных путешествий в контексте географической науки вызывает определённые сомнения, поскольку чаще всего они осуществляются на малых территориях, не входящих в сферу интереса географии. Однако нам представляется, что они должны учитываться в нашей типологии, поскольку взаимозависимость между пространственными и временными параметрами литературных путешествий на самом деле весьма относительна.

Иногда путешественник преодолевает огромные пространства за очень короткое время и, напротив, знакомство с небольшой территорией растягивается на месяцы и даже годы. Причём это отнюдь не всегда связано с техническим прогрессом. Вспомним путешествие кузнеца Ва-кулы, который за одну ночь пролетел расстояние от Диканьки до Петербурга и обратно. А ведь это произошло во времена царствия Екатерины Великой, т.е. в конце XVIII века, когда ещё не было авиации. Правда, для этого ему пришлось оседлать чёрта, что свидетельствует о том, что в

книге описывается виртуальное путешествие. Это во многом определило и характер окружающей его среды: «Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они. Всё, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало своё; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне» (Н.В. Гоголь).

С другой стороны, многие повести М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, И.С. Соколова-Микитова рассказывают о пребывании на небольших территориях, которое могло продолжаться очень долго и во время которого автору или его литературному герою приходилось прокладывать разные маршруты, преодолевать топкие болота, дикие лесные чащобы или плыть на лодке. Длительные путешествия тесно связаны с сезонными природными циклами. В России и многих европейских странах большая часть путешествий совершается летом, с захватом весенних дней и осенней поры. При этом многие авторы пишут о том, как при переходе от одного сезона к другому меняются погодные условия, характер растительности, состояние дорожных путей. Особое внимание обращается на изменение красочной палитры ландшафта, что связано с появлением цветущих растений и изменением окраски листвы у деревьев при переходе от весны к лету, от лета к осени, а также на трудностях, возникающих во время переезда из одного места в другое.

Так, например, экспедиция Александра Шренка из Санкт-Петербурга в Пустозерск продолжалась с 7 апреля по 31 октября 1837 года. Он застал ещё начало весенней распутицы и закончил своё путешествие поздней осенью. Он стал свидетелем наступления и исчезновения белых ночей. Он мог видеть сезонные изменения в хозяйственной деятельности местного населения, в частности, в сельском и лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве. Всё это можно проследить по его книге «Путешествие к северо-востоку Европейской России».

Сезонный цикл нашёл отражение и в путевых заметках А.П. Чехова, в которых он рассказывает о своём путешествии по Сибири [1; 12]. Его пребывание на территории Западной Сибири в весеннее время, когда природа ещё только освобождалась от снега, и земля ещё не покрылась травяным покровом, когда большая часть деревьев ещё не оделась в зелёный наряд, произвела на него довольно мрачное впечатление. В то же время Восточная Сибирь и Дальний Восток, которые он увидел

уже летом, когда на зелёном фоне полей и лесов можно было увидеть полевые цветы, вызывали у него только позитивные эмоции.

Большая часть литературных путешествий привязана к определённому историческому времени. Об этом свидетельствуют даты написания книги и осуществления путешествия - реального или воображаемого. Это позволяет нам, читателям, перемещаться во времени и ощущать себя участником или свидетелем событий, происходивших в далёком прошлом, стать участником экспедиций, которые могли бы произойти в будущем.

Д.Н. Замятин выделяет три этапа формирования литературных путешествий в России: до начала XIX века; с начала XIX века до 1910-х годов, и с 1910-х годов по настоящее время [13; 14]. На первом этапе русская литература о путешествиях - это, прежде всего, путевые заметки или дневники, в которых даётся довольно сухая информация о том, что путник увидел на своём пути, что поел, как переночевал, чему удивился. Следующий этап, который Д.Н. Замятин называет «золотой порой путешествий в русской литературе», наступает в XIX веке и продолжается до первых десятилетий XX века. Начало этого периода связано с военными компаниями против Наполеона и походами русской армии в Европу, а также с завоеванием новых территорий, в частности Кавказа и Средней Азии. В 1840-х годах, по словам Замятина, «в русской литературе начинаются процессы образного освоения всего богатства путешествий... Появились профессиональные очеркисты и писатели, целиком отдававшие себя путешествиям, физиологии путешествия, чувствовавшие запах пространства» [14, с. 27]. Среди них: Василий Боткин, Сергей Максимов, Владимир Немировича-Данченко, Василий Розанов.

Третий этап становления русской литературы о путешествиях, по Замятину, начинается примерно с 1910-х годов. Это связано с проникновением образного представления о путешествиях вглубь всей русской литературы. Здесь следует назвать, прежде всего, таких писателей и поэтов как Андрей Белый, Велимир Хлебников, Осип Мандельштам, Андрей Платонов и Борис Пастернак. Можно вспомнить путевую прозу Белого и Мандельштама в связи с их путешествием в Армению. Естественно, вспоминается роман Пастернака «Доктор Живаго», в котором рассказывается о путешествии на Урал. Д.Н. Замятин вспоминает Иосифа Бродского, который создал серию образов наиболее значительных для него мест, правда не связанных в единый маршрут, но зато ставших очень важной частью его геобиографии.

Особый интерес представляет сравнение текстов путевых заметок, путевых дневников, описаний путешествий, совершавшихся в разные времена писателями или героями литературных произведений по

одному и тому же маршруту. Такой приём позволяет понять, как менялся не только облик ландшафтов, городов и сельских поселений, но и отношение к ним авторов этих книг, людей, посещающих эти места в разные исторические периоды. В путевых заметках, описывающих путешествия между Великим Новгородом, Санкт-Петербургом и Москвой, совершавшихся в XVI - первой половине XIX века, основное внимание обращалось на описание быта, обрядов и обычаев, одежды и поведения городских и сельских жителей, представителей разных сословий. В конце XIX - начале XX века интерес несколько сместился. Доминирующее место в литературных путешествиях заняли история места, объекты наследия, условия жизни местного населения, память о людях, внёсших особый вклад в становление государства - политиках и полководцев, писателей и художников и т.д. [15].

Выше уже говорилось о том, что обычно к жанру литературных путешествий относят какой-либо конкретный маршрут, совершённый в определённый временной период. Однако, объём и содержание этого понятия могут быть значительно расширены. Мы можем использовать жанр литературных путешествий как особую форму описания жизнедеятельности человека в многообразной и изменчивой среде обитания. В соответствии с этим, вся жизнь человека или какой-либо этап его жизненного цикла могут быть представлены в виде литературного путешествия. В данном случае следует вспомнить работы замечательного шведского учёного Торстена Ха-герстранда в области географии времени (хроногеографии) [16].

В соответствии с его исследованиями мы можем построить пространственно-временную модель жизненного цикла человека, его геобиографию. В этой модели можно показать не только сам процесс перемещения человека в пространстве-времени, но и пространственно-временное распределение событий, связанных с поведением литературных героев, их восприятием окружающей среды - культурных и природных ландшафтов, с разнообразными материальными объектами и нематериальными явлениями, с людьми, с которыми им приходится встречаться на протяжении их жизни. В контексте представления о литературном путешествии я хотел бы напомнить рассуждения Д.Н. Замятина о творчестве русского поэта А. Григорьева. «Вполне очевидно, что можно говорить о геобиографии поэта. Он чётко осознает себя сыном Поволжья, сравнивая себя с Фетом, порождением орловской Украйны, и мечтает о собственной книге «Глушь» в письме к Н.Н. Страхову: «Сюда войдут и заграничные мои странствия, и первое странствие мое по России, и жажда старых городов, и Волга, как она мне рисовалась, и Петербург издали, и любовь-ненависть к Москве - подавившей собою вольное развитие местностей... - вся моя нравственная жизнь...» [14, с. 27].

В мировой литературе есть довольно много авторов, которые именно так изображали жизнь своих героев. Это, прежде всего, Мигель де Сервантес, который представил жизнь Дон Кихота в виде постоянных странствий, в начале виртуальных, поскольку он всегда в своих мечтаниях стремился повторить судьбу странствующего рыцаря, а затем в реальности, когда он уже покинул своё жилище и отправился на поиски приключений. Одним из ярких примеров подобного рода произведений в отечественной литературе является «Повесть о жизни» К.Г. Паустовского, в которой жизнь писателя представлена как постоянное перемещение в пространстве. При этом он создаёт целую систему образов ландшафтов, которые стали частью его биографии. Это не только крупные города - Киев, Москва, Одесса, которым писатель уделяет особое внимание, но и небольшие городки, такие как Батуми, Таганрог, Лубны или Епифань, а также многочисленные села и старинные усадьбы, природные урочища. Важное место в этих описаниях занимает дорога, рассказ о том, что происходило с ним во время его многочисленных поездок, о своих спутниках, о людях, с которыми ему тогда пришлось встретиться.

Пространственные масштабы литературных путешествий

Литературные путешествия охватывают самые разнообразные пространства - от космоса до небольших локальных территорий, которые, казалось бы, не могут быть соотнесены с нашим представлением о путешествиях. Тем не менее, все они нашли отражение в мировой и отечественной литературе.

Космос. Литературным космическим путешествиям посвящено множество сочинений писателей-фантастов. Среди наиболее известных зарубежных авторов следует назвать С. Лема, К. Саймака, Р. Брэдбери, А. Азимова и многих других. Из книг, написанных русскими писателями, можно вспомнить А.Н. Толстого «Аэлита», А. Беляева «Прыжок в ничто», И. Ефремова «Туманность Андромеды», А. и Б. Стругацких «Путь на Амальтею» и «Страна багровых туч», Кира Булычёва «Приключения Алисы». Благодаря им возникло множество новых, необычных для большинства людей виртуальных ландшафтов, где можно было встретиться с экзотическими растениями и фантастическими животными, с самыми разнообразными формами организации жизни. Благодаря путешествиям героев этих книг по космическому пространству создалось представление о том, что в космосе могут жить разумные существа, которые стоят намного выше людей по своему разуму и умению создавать благоприятную для жизни среду. Некоторые писатели-фантасты

создавали легенды о том, что расцвет высокотехнологических цивилизаций в космосе уже пройден и там остались лишь безжизненные пустыни, океаны, моря, где путешественник ещё может увидеть следы от бывших там когда-то монументальных сооружений и обустроенных ландшафтов. Именно такую картину братья Стругацкие показали в своём романе «Остров».

Планета Земля. Первые литературные произведения, выполненные в данном масштабе, - это научные отчёты о путешествиях, совершённых известными мореплавателями, в том числе и российскими, в частности И.Ф. Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским. Затем появились книги, в которых были описаны приключения самых известных и популярных мореплавателей, открывателей новых земель и континентов -Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Джеймса Кука. Не меньший интерес проявлялся к приключениям прославленных пиратов, в частности Флинта или его сподвижников - героев романа Стивенсона «Остров Сокровищ». Однако наибольший вклад в разработку этой темы был сделан Жюль Верном, автором таких широко известных книг как «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней», «Пятнадцатилетний капитан». В русской литературе подобным примером может служить роман И.А. Гончарова «Фрегат Паллада».

Трансграничные путешествия. В мировой литературе существует много произведений, посвящённых этой теме. В России среди писателей и просвещённых путешественников во все времена особый интерес проявлялся к поездкам на Европейский континент [17; 18]. Одним из первых русских путешественников, оставивших нам свои путевые заметки о посещении Европы, был стольник граф П.А. Толстой. В 16971699 годах он посетил Польшу, Священную Римскую империю, в том числе Венецию, Милан, Сицилию и Мальту.

Впоследствии появилось множество сочинений, посвящённых этой теме. В качестве примера можно привести путевые заметки А.Р. Воронцова, Василия Зиновьева, С.И. Плещеева, Алексея Бобринско-го, незаконного сына Екатерины Великой. Первым писателем, создавшим полноценное художественное произведение, которое может быть отнесено к жанру литературных путешествий, был Н.М. Карамзин. После него о своём путешествии в Европу писали многие русские писатели, в частности, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, сформировавшие у многих поколений русских людей представление о Европе и европейцах, о культурном и природном разнообразии европейского континента.

Путешествия, охватывающие отдельные страны и их внутренние регионы. В мировой литературе накопилось довольно много

книг, в которых рассказывается о путешествиях писателя или его литературных героев по какой либо отдельной стране. Благодаря этим сочинениям читатели знакомятся с национальными ландшафтами, реками и озёрами, лесами и полями, городами и сельскими поселениями, разнообразными достопримечательными местами. По ним можно сформировать образ страны. Так, например, о Голландии нам рассказал М.М. Додж в своей повести «Серебрянные коньки», о Швеции - С. Ла-герлеф («Путешествие Нильса с дикими гусями»), о Великобритании и Ирландии - Уолтер Мэккин («Голуби улетели»), о Франции - Гектор Мало («Без семьи») и т.д.

Крупные страны, такие как Россия или Соединённые Штаты Америки, чаще всего были представлены книгами, в которых авторы делились своими впечатлениями от путешествия по отдельным регионам страны. В американской литературе в качестве примера можно привести книгу Стейнбека «Путешествие с Чарли в поисках Америки». В России в XVIII-XIX веках было написано множество книг, чаще всего путевых заметок, авторами которых стали образованные люди - государственные деятели, политики, представители дворянского и купеческого сословий, учителя и студенты. Среди них следует вспомнить Н.Я. Озерцковского, П.И. Сумарокова, В.В. Измайлова и многих других сочинителей. Однако истинно художественные произведения, в которых рассказывается о путешествиях по территории России, в частности по Сибири и Дальнему Востоку, были написаны значительно позднее, уже в конце XIX века. Среди авторов этих книг были известные русские писатели: А.П. Чехов, И.А. Гончаров, Н.Г. Гарин-Михайловский, М.М. Пришвин. К этому списку можно присоединить К.К. Случевского [5; 19], С.В. Максимова, авторов книг о Русском Севере, а также В.К. Арсеньева, запечатлевшего образ Дальнего Востока. Локальные небольшие территории (муниципальные образования, природные и историко-культурные территории и участки). Это могут быть городские территории, села и деревни с окружающими их пространствами, дворцово-парковые и усадебные ландшафты. Казалось бы, они не представляют для нас как географов, особого интереса. Однако для некоторых писателей именно эти территории являются наиболее привлекательными, и именно там они ощущают себя путешественниками, открывающими для читателя свой особый микрокосмос.

Фактически именно в этом масштабе работал К.Г. Паустовский, когда он рассказывал о красоте ландшафтов Мещеры и живущих там людях. В качестве другого примера можно привести повести и рассказы Юрия Коваля, посвящённые Вологодской Земле. Я имею в виду повесть «Самая легкая лодка в мире» и цикл рассказов «Чистый Дор». Одним из

приёмов, которым нередко пользуются в литературных путешествиях -это обращение к сказочному миру. В сказке Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали» рассказывается, как дети, по воле случая превратившиеся в миниатюрных человечков, оказались в абсолютно незнакомом им мире. Он показался им огромным. На самом деле это был небольшой участок, заросший травой, где протекали ручьи и росли многочисленные растения. Там жило множество насекомых, которые казались этим ребятам фантастическими и гигантскими по своим размерам существами. Именно там им пришлось совершить очень длительное и долгое (как им казалось) путешествие, которое на самом деле продолжалось всего несколько дней.

Ландшафтная составляющая литературного путешествия

Большинство литературных путешествий позволяет читателю познакомиться с самыми разнообразными природными, антропогенными и культурными ландшафтами. При этом, в зависимости от творческой ориентации писателя, его культурных и профессиональных приоритетов меняется характер организации литературного путешествия и доля представленности в нём разных типов ландшафтов. Многие авторы основное внимание уделяют описанию городских и сельских поселений, отдельных объектов культурного и природного наследия. Тем самым формируется дискретный образ путешествия.

В других сочинениях одним из компонентов литературного путешествия становится тема дороги и окружающих ландшафтов. Благодаря этому литературное путешествие воспринимается как некий континуум. Вспомним Н.М. Карамзина: «Дорога идёт вдоль по берегу Эльбы. На левой стороне за рекою видны горы, покрытые частым зелёным березняком и ольхами; а на правой плодоносная равнина с полями и деревеньками, которую в отдалении ограничивают виноградные сады» [20]. В большинстве литературных путешествий хорошо видно, каким ландшафтам отдаёт предпочтение сам автор.

Природные ландшафты наиболее полно представлены в научных или научно-популярных книгах, написанных учёными естественниками - географами, геологами, биологами, гидрологами и т.д. Однако и среди профессиональных литераторов интерес к этой теме проявлялся весьма заметно. Это, прежде всего, сочинения М.М. Пришвина. География его поездок была чрезвычайно широка. Но наиболее привлекательными для него были удалённые от крупных городов малоизвестные широкой публике уголки Центральной России и Русского Севе© Веденин Ю.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

ISSN 2619-0214 (Print) 247

ра. Эта тема была очень близка и К.Г. Паустовскому. Для этого достаточно познакомиться с его повестью «Мещёрская сторона» и рассказами, в которых описывается природа Рязанской и Владимирской областей. В них он повествует о своих путешествиях по мещерским болотам, лесным массивам, многочисленным озёрам и рекам. Благодаря его книгам мы можем ощутить красоту природы самых разных регионов Российской империи или Советского Союза - Украины, Русского Севера, Колхиды в Грузии, восточного побережья Каспийского моря и т.д.

Руральные ландшафты. В повести В.А. Солоухина «Владимирские просёлки» автор вспоминает о том, как он пешком обошёл множество сёл, познакомился со многими людьми, рассказал о своём отношении к этой земле, обратив особое внимание на её историю, оценил современную ситуацию и поделился мыслями о будущем. Это путешествие заняло у него 40 дней. Оно началось 7 июня 1956 года, «от деревянного моста через реку Киржач, что служит в этом месте границей между областями Московской и Владимирской» [11; 21, с. 17]. Этой же теме посвящены многие романы, повести и рассказы писателей, традиционно относимых к так называемым «деревенщикам» - В.И. Белова, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина и т.д. Хотя там так же, как и в произведениях художественной литературы, связанных с презентацией природных ландшафтов, тема путешествий раскрыта лишь косвенно.

Урбанизированные территории. Конечно, едва ли мы можем найти литературное путешествие, где всё действие происходит исключительно в городской среде. Однако в ряде книг, которые могут быть идентифицированы как литературное путешествие, самое серьёзное внимание уделяется описанию урбанизированных ландшафтов. Одним из таких сочинений являются «Образы Италии» П.П. Муратова, где представлены удивительные по своей выразительности портреты наиболее известных итальянских больших и малых городов, сельских поселений, где сохраняются памятники, относящие к эпохе наивысшего рассвета итальянского искусства - временам Ренессанса. При этом рассказ обо всём этом великолепии построен как некое путешествие, в процессе которого мы можем проследовать за автором и проехать по той же дорогой, по которой он следовал во время своей поездки.

Большая же часть произведений, связанных с городским ландшафтом - это короткие прогулки по городу, которые можно охарактеризовать как «микропутешествия». Классическим примером таких путешествий, являются главы из книги К.Г. Паустовского «Повесть о жизни», посвящённые Москве и Одессе. В Москве - это поездки по маршрутам двух московских трамваев - А и Б. Трамвай А (или «Аннушка») двигался вдоль Бульварного, а второй (трамвай «Букашка») - вдоль Садо-

вого кольца. Конечно, основная часть пассажиров находилась там исключительно в прагматических целях, для того, чтобы добраться до работы, магазинов или рынков, в гости к приятелям. Однако Паустовский описывает этот маршрут как путешественник, который внимательно следит за всем, что он может увидеть по дороге, удивляется неожиданным встречам, находит много интересного для себя как писателя.

«Аннушка» проходила преимущественно по тем районам Москвы, где располагались дома, заселённые изысканной и образованной публикой, ухоженные и благоустроенные. Сами бульвары использовались для прогулок людей, живущих или тесно связанных с владельцами этих домов. В непосредственной близости к Бульварному кольцу было много садов и скверов. «Букашка» обслуживала более грубую и разношёрстную публику. Вдоль трамвайных путей, по которым следовал этот маршрут, наряду с вполне приличными кварталами располагались места, уже давно приобретшие скандальную славу, в частности Сухаревка и Хитров рынок. Во всяком случае, так они воспринимались автором этой повести, который работал там вагоновожатым и кондуктором.

В повестях и рассказах, посвящённых Одессе, К.Г. Паустовский рассказывает о своих прогулках по Одессе, во время которых развёртывается тот или иной сюжет, определяющий фабулу его рассказа или главы. Как правило, героями его произведений становились реальные люди, с которыми он работал в редакциях газет, «рыбалил», заходил в различные «кафешки», наконец, просто гулял. Одновременно, он знакомит своего читателя с различными уголками Одессы и её пригородов; благодаря ему мы ощущаем совершенно особую атмосферу этого города, материализуем его топонимы, которые становятся для нас близкими и родными.

Основные направления и подходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к картографированию литературных путешествий

Во многих международных и отечественных документах, касающихся охране наследия, используются такие термины как исторические (культурные) пути, дороги и маршруты [13; 17; 22-24]. Все эти понятия могут быть использованы при рассмотрении литературных путешествий. Фактически, каждое литературное путешествие характеризуется определённым маршрутом, использует разнообразные типы дорог, троп, рек и каналов, морских и озёрных акваторий, обеспечивающих возможность передвижения, и становится одним из компонентов исторического пути как наиболее широкого понятия, охватывающего всё многообразие вышеприведённых терминов.

Исторический путь рассматривается нами как транзитное про© Веденин Ю.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

ISSN 2619-0214 (Print) 249

странство (своеобразный коридор или полоса), по которому в течение длительных периодов исторического времени перемещались люди, товары, инновации, обеспечивающие взаимодействие между городами, странами, народами. В контексте обсуждения темы литературных путешествий исторический путь следует представлять как некое направление, которое долгое время было популярным среди писателей и которому посвящено множество написанных в течение длительного исторического периода времени литературных произведений. В России можно выделить следующие исторические пути, интересные с точки зрения осознания территориальной организации литературных путешествий:

Санкт-Петербург - Москва;

Санкт-Петербург - Москва - Кавказ;

Санкт-Петербург - Москва - Крым;

Москва или Санкт-Петербург - Западная Европа;

Москва - Санкт-Петербург - Русский Север;

Москва или Санкт-Петербург - Урал - Сибирь - Дальний Восток;

Москва или Санкт-Петербург - Средняя Азия.

Наиболее популярными среди русских и зарубежных литераторов на протяжении длительной истории формирования и развития Российского государства были следующие исторические пути: Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Москва - Крым, Санкт-Петербург - Москва - Кавказ, а также пути, связывающие столицы России с Западной Европой. Следует заметить, что границы исторических путей претерпевали значительные изменения во времени. Так, например, исторический путь из Западной Европы в Россию, в XVI-XVIII веках охватывал огромную территорию, восточные границы которой проходили по рекам Северная Двина и Сухона. Однако уже в XVII веке многие путешественники использовали и западную часть этого пути, затрагивающую Новгородские и Псковские земли, территории, где впоследствии возник Санкт-Петербург.

Одним из первых путешественников, проехавшим по этому пути и оставившим нам свои путевые заметки, был Адам Олеарий, известный немецкий путешественник. Находясь в составе посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III, он посетил Россию в 1634 и 1636 гг.; побывал в Ниешанце, шведской крепости, которая располагалась на территории современного Санкт-Петербурга, затем через Ям и Копорье достиг Ладоги и далее по Волхову, миновав Великий Новгород, направился в сторону Москвы. В дальнейшем по этому пути проехало множество писателей или людей, занимавшихся сочинительством и оставивших нам свои путевые заметки или включивших эту тему в написанные ими художественные произведения. Среди них: А.Н. Ра© Vedenin Yu., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

250 ISSN 2619-0214 (Print)

дищев, В.А. Жуковский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский и, конечно, А.С. Пушкин.

Интерес к путешествиям на Кавказ был связан, прежде всего, с участием российских войск в Кавказской войне, а также с привлекательностью расположенных в Кисловодске и Пятигорске бальнеологических курортов, где собирались в XIX-XX веках русские офицеры и чиновники, представители русской аристократии и купеческого сословия. Естественно, что это направление было популярно и среди литераторов, многие из которых участвовали в военных сражениях (М.Ю. Лермонтов, А.А. Бестужев-Марлинский), выступали в роли дипломатов (А.С. Грибоедов) или отдыхали на курорте (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Шаховской, А.П. Чехов).

Исторический путь в Крым начал осваиваться российскими путешественниками в конце XVIII века, почти сразу после присоединения полуострова к Российской империи. Одной из первых, уже в 1787 году, Крым посетила императрица Екатерина II. Это путешествие было описано непосредственными участниками этой поездки, в том числе секретарём императрицы А.В. Храповицким и французским посланником Л.-Ф. Сегюром. Впоследствии в Крым устремились многочисленные гости, среди которых было и немало людей, не чуждых литературе, описавших свои путешествия в путевых заметках. Среди них В.В. Измайлов (1799), П.И. Сумароков (1799, 1802), В.Б. Броневский (1815), И.М. Муравьёв-Апостол (1820). В 1820 году в Крыму побывал А.С. Пушкин. Свои впечатления об этом путешествии он отразил в очерке «Отрывок из письма», который может быть сопоставлен с его «Путешествием в Арзрум». Во время этих поездок Пушкин побывал в Керчи, Феодосии, Гурзуфе, Симферополе и Бахчисарае. При этом отнюдь не все посещённые им места стали предметом его заметок. Кроме того, в отличие от большинства своих современников, он не умилялся увиденным, а давал им весьма сухую и трезвую оценку, рассказывая о развалинах Пантикапея или запущенности Бахчисарайского дворца [8; 25].

Исторические дороги - жестко локализованные в пространстве линейные коммуникации, в течение многих лет обеспечивавшие перемещение людей и товаров из одних регионов, городов, сельских поселений в другие. К ним могут быть отнесены водно-канальные системы, включающие как естественные водотоки, прежде всего реки и озёра, так и искусственные каналы и водохранилища; сухопутные дороги, использовавшиеся для гужевого и автомобильного транспорта; железные дороги; пешие тропы. Среди наиболее известных в русской литературе исторических дорог, проходящих по территории России и соседних с ней государств, прежде всего, следует назвать сухопутные и водные

коммуникации, связывающие Москву и Санкт-Петербург и продолжающиеся в южном направлении - на Кавказ и Крым. Это бывшие гужевые дороги, позднее преобразованные в автомобильные шоссе, водные артерии - реки, каналы и железные дороги.

О дорогах как транспортных магистралях писали многие русские и зарубежные путешественники, в том числе и известные писатели. В некоторых сочинениях весьма подробно описывается инженерное устройство дорог, транспортная инфраструктура, в частности путевые дворцы и станции. Особый интерес вызывали люди, обслуживавшие эти дороги или напротив, наносящие им определённый ущерб. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» или рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Одной из самых популярных в русской литературе исторических дорог стала Военно-Грузинская дорога. Ей посвящено множество сочинений русских писателей конца XVIII - начала XX века. Однако, наиболее всего её известность связана с именами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Несомненный вклад в создании образа Военно-Грузинской дороги внесли и другие авторы. В качестве примера можно назвать роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», в котором рассказывается о приключениях героев этого романа -Остапа Бендера, Ипполита Воробьянинова и отца Фёдора.

Множество литературных сочинений посвящено рекам. В качестве примера можно привести известный очерк И. А. Гончарова «Поездка по Волге» (1873-1874) или путевые заметки Мамина-Сибиряка, дневники и записки А.Н. Островского (1856). Вспомним уже упоминавшийся роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», где было описано плавание Остапа Бендера и Воробьянинова вместе с труппой театра по Волге. Путешествия по Волге стали темой не только путевых заметок, но и пьес А.Н. Островского, где все события разворачиваются либо на палубе волжских пароходах или берегах этой реки.

Длительное время, вплоть до середины XIX века, главным транспортным средством, определяющим торговые связи, пассажирские перевозки и военные баталии был гужевой транспорт, при помощи которого осуществлялись как летние, так и зимние перевозки. Именно этот вид транспорта использовался во время путешествий А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, многих других авторов. Множество путевых заметок, романов, повестей и рассказов содержат в себе информацию об этих дорогах. Во второй половине XIX - начале XX веков важнейшую роль стали играть железные дороги. И совершенно естественно, что появились книги, посвящённые путешествиям, связанные с железнодорожным транспортом. Среди наиболее известных сочинений, относящихся уже к XX веку, повесть В. Ерофеева «Москва - Петушки». В связи

с этим следует вспомнить узкоколейную железную дорогу в Мещере Рязанской области, неоднократно и весьма детально описанную К.Г. Паустовским. При этом, благодаря К.Г. Паустовскому, мы можем представить, как выглядели в довоенное время не только дорожное полотно, паровоз и вагоны, но и пассажиры, их вещи и прилегающие к дороге станции. Мы можем узнать, о чём говорили эти люди, как они общались друг с другом, и даже особенности их поведения во время поездки.

Конечно, наиболее полно суть литературного путешествия отражается в маршрутах. Напомним, что в качестве исторических маршрутов мы рассматриваем динамичные, постоянно меняющие направление потоки людей, товаров, информации, в процессе которых используются не только разнообразные комбинации дорог, но и внедорожные пространства, выбираемые в соответствии с множеством возникающих в течении исторического времени природных, социальных, политических и других факторов [18; 26]. При рассмотрении исторических маршрутов в контексте литературных путешествий основное внимание обращается на то, что в процессе реального или виртуального перемещения в пространстве автора этих произведений или его литературных героев формируется определённый образ культурного ландшафта. При этом особое внимание обращается на ассоциативную насыщенность этого образа, что проявляется в творческом осмыслении и авторской интерпретации реального или виртуального пространства. Именно многообразие, количество и насыщенность ассоциаций, обусловленных, прежде всего, глубиной восприятия и творческого переосмысления полученной в процессе путешествия информации, определяют роль литературных путешествий в формировании мирового, национального и регионального культурно-ландшафтного пространства. Все это может быть положено в основу построения атласа литературных путешествий, в котором могут быть представлены культурно-ландшафтные характеристики историко-литературных путей, наиболее «продвинутых» в литературном отношении дорог и сеть маршрутов, показанных в виде линейных литературных ландшафтов, охватывающих значительную часть мирового и национального культурно-ландшафтного пространства.

Заключение

Создание и ретрансляция литературных путешествий, их включение в мировое и национальное культурное пространство, разработка специализированных карт и атласов, внедрение их в систему образования - всё это значительно расширяет наше представление о среде обитания, делает её более привлекательной и насыщенной. Благодаря ли-

тературным путешествиям возникает осознание гармоничной связи между природой и культурой, между материальной реальностью и духовно-интеллектуальной составляющей Ойкумены, что определяет жизнь человека, его отношение к среде обитания и характеру деятельности. Через включение литературных путешествий в программу школьного образования можно значительно усилить эффективность обучения в самых различных областях знаний - географии, литературы, истории и природоведении. При этом следует использовать всё разнообразие представлений о литературных путешествиях. Благодаря литературному описанию путешествий по реальным странам, городам и сёлам, природным ландшафтам, значительно обогащается образ Земли как в целом, так и его отдельных регионов. Но на мой взгляд не менее важно ввести в систему образования ознакомление учащихся с ландшафтами, созданными воображением писателей. Это следует начать уже на самых ранних этапах обучения, когда можно использовать доступные для детей литературные произведения для развития у них пространственного мышления, для того, чтобы научить ребёнка читать карты, чтобы ввести в его сознание понимание того, что мир разнообразен и многолик. Путешествие таких персонажей как Винни-Пух или Незнайка позволяет сделать привлекательным вхождение ребёнка в мир географических образов.

Я считаю, что следует по новому подойти к созданию мировых и национальных атласов. В них должны войти не только реально существующие океаны, континенты, страны, города и сельские местности, культурные и природные ландшафты, но и виртуальные объекты - плод творчества писателей, художников, кинематографистов. Очевидно, что в мировом атласе должны быть отражены миры, созданные всемирно известными писателями - фантастами. Некоторые из их сочинений снабжены подробными картами, разработанные самими авторами. Для того, чтобы познакомиться с придуманными ими образами, необходимо прочитать эти книги, чтобы вместе с их литературными героями увидеть великолепные ландшафты, ощутить их сказочную красоту, пережить приключения, связанные с преодолением разнообразных препятствий и трудностей, которые им пришлось пережить на этом пути, встретиться с интересными и благожелательно настроенными существами, которые оказывали помощь и обеспечивали удачное завершение их путешествия.

Литературные путешествия должны войти в туристские путеводители и туристские атласы. Необходимо разработать туры, которые могут быть названы «По следам Александра Пушкина», «По следам Карамзина», «По следам Афанасия Никитина» и т.д. Кроме того, возможно возродить многие маршруты, которые были описаны в художествен© Vedenin Yu., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

254 ISSN 2619-0214 (Print)

ной и научно-популярной литературе прошлого. Для этого следует переиздать многочисленные путевые заметки, книги, в которых рассказывается о реальных путешествиях, которые осуществлялись в России в предшествующие годы её многовековой истории. Эти книги должны быть дополнены историческими и современными картами и картосхемами, что позволит читателям и туристам стать реальными и виртуальными путешественниками.

Литература

1. Ивашина Е.С. Жанр литературного путешествия в России конца XVIII - первой трети XIX в.: автореф. дис. ... к.. филол. н.: 10.01.01. М.: МГУ, 1980.

2. Дискурс травелога: сб. ст. / сост. О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. Екатеринбург: ИМС — Изд. дом «Дискурс-Пи», 2008. С. 3.

3. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. Искусствоведение. 2008. № 3. С. 277-281.

4. Милюгина Е.Г., Строганов М.В. Русская культура в зеркале путешествий: монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - 176 с.

5. Проценко Е. Г. Литература «путешествий» в России в 1840-1850-е годы: ав тореф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.01. Л., 1984.

6. Козлов С.А. Русский путешественник эпохи Просвещения. - Санкт-Петербург: «Историческая иллюстрация», 2003. - 496 с.

7. Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.-М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

8. Роболи Т. Литература «путешествий» // Русская проза / под ред. Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова. Л.: Academia, 1926. С. 48.

9. Савченко Т.Д. Литература путешествий о Кавказе второй половины XX в. Автореферат диссертации. Краснодар, 2009 г.

10. Мамин-Сибиряк Д.Н. От Урала до Москвы // В Парме. Пермь: Перм. книж. изд-во, 1988. С. 162-298.

11. Мельников-Печерский П.И. Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь) / / П.И. Мельников (Андрей Печерский). Полн. собр. соч. Том VII. СПб., 1909.

12. Калуцков В.Н. Южанин в Сибири: литературно-географическое исследование путешествия А.П. Чехова (на материале очерков А.П. Чехова «Из Сибири» и его путевых писем) // Географический вестник. Пермский государственный университет (Пермь). 3(58). 2021. С. 74-91.

13. Веденин Ю.А. Представление о сущности и структуре опорного каркаса культурного пространства России // Наследие и современность. 2019, т. 2, № 3 С. 7-23.

14. .Замятин Д.Н. Географические образы путешествий в русской литературе // География в школе. 2001, № 8. С. 26-29.

15. Веденин ЮА. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. - М.: Новый хронограф, 2018. 472 с.

16. Hagerstrand Torsten. The domain of human geography. In: R. J. Charley (ed.). Directions in geography. London,1973.

17. Крестев Т. Архитектура и ценности: ландшафтно-культурная среда // Наследие и современность. 2018, т. 1, № 4. С. 23-44.

© Веденин Ю.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

18. Стефко М. С. Европейское путешествие как феномен русской дворянской культуры конца XVIII - первой четверти XIX века: автореф. дис. ... к. ист. н.: 07.00.02. М., 2010.

19. Случевский К. К. По Северу России: в 3 т. / СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1886-1888.

20. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Избранные сочинения: в 2 т. M.; Л.: Художественная литература, 1964. T. 1. С. 79.

21. Солоухин Владимир. Владимирские просёлки // Лирические повести. Москва. Московский рабочий. 1962. - 551 с.

22. International Charter on Routes. ICOMOS/ Quebec, 2008. 22

23. International Cultural Tourism Charter / ICOMOS / Mexico, 1999.

24. Шульгин П.М., Штеле О.Е. Исторические пути и дороги как объект культурного наследия / / Наследие и современность. 2018. Т. 1. № 2. С. 95-113.

25. Формозов А.А. Пушкин и древности. Наблюдения археолога. М.: Издательство «Наука», 1979. - 120 с.

26. Gordon East W. The Geography behind History. New York, London: W.W. Norton and Company. 1967. 203 p.

References

1. Ivashina E.S. Zhanr literaturnogo puteshestviya v Rossii koncza XVIII - pervoj treti XIX v.: avtoref. dis. ... k.. filol. n.: 10.01.01. M.: MGU, 1980.

2. Diskurs traveloga: sb. st. / sost. O.F. Rusakova, V.M. Rusakov. Ekaterinburg: IMS — Izd. dom «Diskurs-Pi», 2008. S. 3.

3. Shachkova VA. «Puteshestvie» kak zhanr xudozhestvennoj literaturyv: voprosyv teorii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Filologiya. Is-kusstvovedenie. 2008. № 3. S. 277-281.

4. Milyugina E.G., Stroganov M.V. Russkaya kuTtura v zerkale puteshestvij: mono-grafiya. - Tverv: Tver. gos. un-t, 2013. - 176 s.

5. Procenko E. G. Literatura «puteshestvij» v Rossii v 1840-1850-e godyv: av toref. dis. ... k. filol. n.: 10.01.01. L., 1984.

6. Kozlov S.A. Russkij puteshestvennik evpoxi Prosveshheniya. - Sankt-Peterburg: «Istoricheskaya illyustraciya», 2003. - 496 s.

7. Literaturnyvj evnciklopedicheskij slovarv / Pod obshh.red. V.M. Kozhevnikova, P.A. Nikolaeva. Redkol.: L.G. Andreev, N.I. Balashov, A.G. Bocharov i dr.-M.: Sovetskaya evnciklopediya, 1987. -752 s.

8. Roboli T. Literatura «puteshestvij» // Russkaya proza / pod red. B. Evjxenbauma, Yu. Tyvnyanova. L.: Academia, 1926. S. 48.

9. Savchenko T.D. Literatura puteshestvij o Kavkaze vtoroj polovinyv XX v. Avtoref-erat dissertacii. Krasnodar, 2009 g.

10. Mamin-Sibiryak D.N. Ot Urala do Moskvyv // V Parme. Permv: Perm. knizh. izd-vo, 1988. S. 162-298.

11. MeVnikov-Pecherskij P.I. Dorozhnyve zapiski (Na puti iz Tambovskoj gubernii v Sibirv) // P.I. MeFnikov (Andrej Pecherskij). Poln. sobr. soch. Tom VII. SPb., 1909.

12. Kaluczkov V.N. Yuzhanin v Sibiri: literaturno-geograficheskoe issledovanie puteshestviya A.P. Chexova (na materiale ocherkov A.P. Chexova «Iz Sibiri» i ego putevyvx pisem) // Geograficheskij vestnik. Permskij gosudarstvennyvj universitet (Permv). 3(58). 2021. S. 74-91.

13. Vedenin Yu.A. Predstavlenie o sushhnosti i strukture opornogo karkasa kuTturnogo prostranstva Rossii // Nasledie i sovremennost\ 2019, t. 2, № 3 S. 7-23.

© Vedenin Yu., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

14. Zamyatin D.N. Geograficheskie obrazyv puteshestvij v russkoj literature // Geo-grafiya v shkole. 2001, № 8. S. 26-29.

15. Vedenin Yu.A. Geografiya naslediya. Territorialvnyve podxodyv k izucheniyu i sox-raneniyu naslediya. - M.: Novyvj xronograf, 2018. 472 s.

16. Hagerstrand Torsten. The domain of human geography. In: R. J. Charley (ed.). Directions in geography. London,1973.

17. Krestev T. Arxitektura i cennosti: landshaftno-kuTturnaya sreda // Nasledie i sovremennost\ 2018, t. 1, № 4. S. 23-44.

18. Stefko M. S. Evropejskoe puteshestvie kak fenomen russkoj dvoryanskoj kuTturyv koncza XVIII - pervoj chetverti XIX veka: avtoref. dis. ... k. ist. n.: 07.00.02. M., 2010.

19. Sluchevskij K. K. Po Severu Rossii: v 3 t. / SPb.: Tip. Ev. Goppe, 1886-1888.

20. Karamzin N.M. Pisvma russkogo puteshestvennika // Izbrannyve sochineniya: v 2 t. M.; L.: Xudozhestvennaya literatura, 1964. T. 1. S. 79.

21. Soloukhin Vladimir. Vladimirskie prosyolki // Liricheskie povesti. Moskva. Mos-kovskij rabochij. 1962. - 551 s.

22. International Charter on Routes. ICOMOS/ Quebec, 2008. 22

23. International Cultural Tourism Charter / ICOMOS / Mexico, 1999.

24. ShuVgin P.M., Shtele O.E. Istoricheskie puti i dorogi kak obvvekt kuTturnogo naslediya // Nasledie i sovremennost\ 2018. T. 1. № 2. S. 95-113.

25. Formozov A.A. Pushkin i drevnosti. Nablyudeniya arkheologa. M.: IzdateFstvo «Nauka», 1979. - 120 s.

26. Gordon East W. The Geography behind History. New York, London: W.W. Norton and Company. 1967. 203 p.

Сведения об авторе Веденин Юрий Александрович, доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории геополитических исследований Института географии РАН, Москва, Россия. Email: vedenin37@gmail.com

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 06 июля 2022. Одобрена после рецензирования: 22 июля 2022. Принята к публикации: 30 июля 2022. Опубликована: 11 декабря 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Yury Vedenin, Doctor of Geography, Professor, Leading Researcher, Geopolitical Research Laboratory, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. Email: vedenin37@gmail.com

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: July 06, 2022.

Approved after peer reviewing: July 22, 2022.

Accepted for publication: July 30, 2022/

Published: December 11, 2022.

The author has read and approved the final

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

manuscript.

© Веденин Ю.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.