Научная статья на тему 'МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ В КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА: ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА ШРЕНКА'

МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ В КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА: ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА ШРЕНКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-ландшафтное пространство / историкокультурный центр / исторический путь / историческая дорога / исторический маршрут / cultural and landscape space / historical and cultural center / historical path / historical road / historical route

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веденин Юрий Александрович

В статье рассматривается исторический путь Архангельск – Мезень и роль русского учёного Александра Шренка, давшего подробную характеристику этой территории, охватывающую самые различные научные дисциплины: географию, геологию, гидрологию, биологию, экономику, этнографию, лингвистику и т.д. Актуализация этого исторического пути, определение связанных с ним разнообразных маршрутов, сухопутных дорог и зимников, рек и каналов создаст реальные возможности для развития туризма и включения этого района Русского Севера в интенсивную социальную и экономическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HISTORICAL ROUTE IN THE RUSSIAN NORTH CULTURAL AND LANDSCAPE SPACE: FOLLOWING ALEXANDER SCHRENK

The article deals with the historical route Arkhangelsk – Mezen and the role of Alexander Shrenk, the Russian scientist, who gave a detailed description of this territory, covering a wide variety of scientific disciplines: geography, geology, hydrology, biology, economics, ethnography, linguistics, etc. Updating this historical route, identifying its various paths, land routes and winter roads, rivers and channels will create good opportunities for the development of tourism and the inclusion of this region of the Russian North into intensive social and economic activities.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ В КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА: ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА ШРЕНКА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 911.3:913

МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ В КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО СЕВЕРА: ПО СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА ШРЕНКА

Ю.А. Веденин

vedenin@gmail.com

Институт географии РАН г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается исторический путь Архангельск — Мезень и роль русского учёного Александра Шренка, давшего подробную характеристику этой территории, охватывающую самые различные научные дисциплины: географию, геологию, гидрологию, биологию, экономику, этнографию, лингвистику и т.д. Актуализация этого исторического пути, определение связанных с ним разнообразных маршрутов, сухопутных дорог и зимников, рек и каналов создаст реальные возможности для развития туризма и включения этого района Русского Севера в интенсивную социальную и экономическую деятельность.

Ключевые слова: культурно-ландшафтное пространство, историко-культурный центр, исторический путь, историческая дорога, исторический маршрут.

Для цитирования: Веденин Ю.А. Место исторического пути в культурно-ландшафтном пространстве Русского Севера: по следам Александра Шренка. Наследие и современность. 2020;з(4):52-72.

Благодарности: исследование выполнено в Институте географии РАН по теме Государственного задания №0148-201д-0008(АААА-А19-11д0221д0170-1) «Проблемы и перспективы территориального развития России в условиях его неравномерности и глобальной нестабильности».

© Веденин ЮА., 2020

52

Введение в проблему изучения исторического пути и его роли в формировании культурно-ландшафтного пространства

При рассмотрении проблем, связанных с сохранением объектов культурного наследия, основное внимание обращается, прежде всего, на сами объекты - памятники, ансамбли и достопримечательные места. Однако, когда предметом анализа становится культурно-ландшафтное пространство мира, страны, отдельных регионов и поселений, необходимо учитывать особую роль инфраструктуры, обеспечивающей возможность сохранения его как целостной, разнообразной и устойчивой системы. Одним из наиболее значимых элементов инфраструктуры культурного пространства являются разнообразные виды и формы связей между историко-культурными центрами. Это исторические пути, дороги и маршруты [1].

Исторические дороги чаще всего рассматриваются как объекты наследия, обладающие историко-культурной ценностью с точки зрения сохранности связанных с ними материальных компонентов, прежде всего их исторического обустройства [2]. Исторические маршруты и пути, как правило, используются как идентичные термины, характеризующие линии или коридоры, по которым происходит перемещение людей в целях обмена товарами, идеями, знаниями и другими ценностями между народами, странами, регионами и континентами в течение длительного периода времени [3]. В данной статье все эти термины используются для обозначения различных аспектов культурных взаимосвязей1. Определяющую роль в формировании единого культурного пространства играют исторические пути. Причины их возникновения различны. Это может быть перемещение народов, движение войск с целью подчинения новых территорий, «завоевания» новой родины.

Одним из главных стимулов возникновения исторических путей являются торговые связи. В качестве примеров может быть приведён Шёлковый путь. Многие исторические пути формируются благодаря иерархии расселения, связям столичных или региональных центров

1 Исторический путь - транзитное пространство (своеобразный коридор или полоса), по которому в течение длительных периодов исторического времени происходило перемещение людей и товаров, обеспечивающих взаимодействие межу городами, странами, народами. Исторические дороги - жёстко локализованные в пространстве линейные коммуникации, в течение многих лет обеспечивавшие перемещение людей и товаров из одних регионов, городов, сельских поселений в другие. К ним относятся разнообразные виды сухопутных дорог - тропы, грунтовые дороги, шоссе, железные дороги, а также реки и водно-канальные системы. Исторические маршруты - линейные перемещения людей и товаров, совершавшиеся в течение длительного исторического периода, в процессе которых использовались не только разнообразные комбинации дорог, но и внедорожные участки, выбираемые в соответствии с множеством возникающих в течении исторического времени природных, социальных, политических и других факторов [1].

(в России это чаще всего города, выполняющие функции губернских или областных центров) с множеством соподчинённых им поселений. Иногда в пространстве одного и того же пути располагается сразу несколько городов, сельских поселений и мест, обладающих высокой историко-культурной ценностью. Это делает их привлекательными для множества людей. В России XVШ-XIX веков особый интерес представляли местные ярмарки, когда в города или сёла, где происходили эти ярмарки, устремлялись потоки купцов, мещан и крестьян, стремящихся продать и купить местные и привозные изделия, сельскохозяйственные продукты, шкуры диких животных, рыбу, дичь и т.д. Несомненную значимость представляет связь места с выдающимися художниками, писателями, композиторами, политическими деятелями, с важными событиями, вошедшими в историю страны. Важный вклад в формирование имиджа пути и связанных с ним маршрутов вносили учёные. Они обогащали эти места информацией, позволяли узнать много нового об истории страны, об объектах культурного и природного наследия, о традиционных ценностях, о людях, которые когда-то жили и живут сейчас в этих городах, сёлах и деревнях.

Мы хотели бы рассмотреть структурную организацию и процесс формирования исторических путей и связанных с ними исторических маршрутов на примере анализа системы пространственных связей между Архангельском и сетью поселений, расположенным вдоль рек Пинеги и Мезени.

Исторический маршрут А.И. Шренка

Одним из первых авторов, который дал развёрнутое описание маршрута из Архангельска в Мезень, был замечательный российский учёный Александр Шренк (Александр Густав фон Шренк)2. Он был участником и организатором нескольких научных экспедиций, с целью изучения мало изведанных и неописанных регионов России. Это Русский Север, Средняя Азия и Сибирь. Его путевые заметки охватывали широкий круг проблем, связанных с самыми разными науками: геологией, ботаникой, зоологией, географией, экономикой, социологией и даже фольклористикой. Всё это нашло отражение в книге «Путешествие к северо-востоку Европейской России», написанной по результатам экспедиции 1837 года, от Петербурга через Архангельск, Мезень, Усть-Цильму до Пустозерска3. В данной статье мы остановимся на его путешествии от Архангельска до Мезени и оттуда в Санкт-Петербург (рис. 1).

2 А.И. Шренк родился в 1816 году в имении Тризново Тульской губернии, учился в Дерптском университете, работал в Ботаническом Саду в Санкт-Петербурге, а затем вернулся в свою «almamater» Дерптский университет.

3 Впервые эта книга опубликована на немецком языке: Дерпт, 1848; на русском языке: СПб., Типография Григория Трусова, 1855, 665 с.

Рис. 1. Схема маршрута Александра Шренка от Архангельска до Мезени и обратно

Проделанный им маршрут охватывал значительную часть исторического пути Архангельск - Мезень; при этом часть своего путешествия он проплыл по рекам, проехал и прошёл по почтовым трактам, просёлочным дорогам и тропам. Ему пришлось преодолевать заболоченные территории, где дорог вообще не было. Александр Шренк выехал из Архангельска 28 апреля 1837 года. Он намеревался довольно быстро доехать до Мезени и затем до Пустозёрска. Однако из-за природных катаклизмов ему приходилось вносить коррективы в свой заранее запланированный маршрут. Когда он готовился к своему путешествию, то был уверен, что будет ехать по дороге, на повозке, запряжённой лошадьми, где он будет получать необходимые услуги. Для этого у него были все основания. Его маршрут почти полностью совпа-

дал с почтовыми трактами Архангельск - Пинега и Пинега - Усть-Цильма. Это хорошо видно при сравнении текста его книги с Генеральной картой Архангельской губернии 1824 года. Вдоль дороги, по которой он должен был ехать, размещались почтовые станции, где содержались лошади. Эти станции обслуживались специальными станционными смотрителями [4]. Однако уже на самом первом этапе путешествия ему пришлось внести коррективы в свой план, и он «принуждён был ехать водою 8 вёрст от Архангельска до Холмогор, потому что все низменные дороги были затоплены. ...Точно так же продолжал ...путь от Холмогор далее, отчасти сухим путём, по испорченным дорогам, а отчасти водою, вдоль рукавов реки, переплывая луга и острова, покрытые водою...» [5, с. 51-52].

Конечно, как учёный естественник, предпринявший своё путешествие по заданию Петербургского ботанического сада, особое внимание он уделяет описанию флоры, фауны и геологических объектов. Вместе с тем, он нередко сопоставляет рассказ о природных особенностях местности с описанием хозяйственной деятельности проживающих там людей. Это можно проиллюстрировать следующим текстом: «Двинские острова большею частью суть необитаемые плоские низменности, покрытые лугами или поросшие ольховыми и ивовыми кустарниками; они ежегодно затопляются водою вполне или отчасти, чем самым Двина, подобно египетскому Нилу, оплодотворяет свои берега, которые летом расцветают роскошными лугами и высокая трава коих в большом количестве доставляет превосходный подножный корм, что особенно способствует преуспеянию скотоводства в здешнем краю и, невзирая на суровый климат, споспешествует поддержанию здесь отличной породы голландского рогатого скота в ее первоначальной красоте. Овцеводство же не удается по причине сырости и низменного положения страны и потому редко встречается» [5, с. 46].

В своих заметках, касающихся самого путешествия, он предстаёт перед нами, прежде всего, как географ-страновед и реальными объектами его описания становятся ландшафт, люди и дороги. Он подробно описывает трассу своего передвижения. Его путешествие по Пинеге началось с села Усть-Пинега. «<От Усть-Пинеги почтовая дорога тянется на расстоянии 181 версты по долине реки Пинеги... До ближней станции в деревне Нижней Паленге, отстоящей 13 вёрст от Усть-Пинеги, она ведёт по правому берегу и большею частью в виду реки, спокойно протекающей здесь между крутых и отвесных скал известняка, окаймлённых высоким лиственничным, сосновым и еловым лесом; в настоящее время года Пинега превратилась в значительную реку и представляла живописный вид» [5, с. 54].

В дальнейшем его передвижение вдоль реки Пинеги проходило, в основном, по воде. «<У деревни Угзенги, при устье речки того же имени, в 22 верстах от Нижней Паленги, мне пришлось снова переезжать Пинегу...,...Мы употребили не менее 9 часов времени на проезд расстояния 22 верст до ближней станции, в деревне Кузонема... 5 мая, рано утром, мы снова пустились в путь водою, через высоко потопленные низменности:. начиная от Угзенги скалистых обнажений более не встречается, а с ними вместе исчезает и лиственница. При менее сильном течении мы успешнее подвигались вперёд и вскоре достигли станции Вешкомы, на левом берегу Пинеги, в 20 верстах от Кузонемы» [5, с. 57, 61].

Следующая станция, на которой они сделали остановку во время своего плавания, была деревня Юрола (Юрольское), расположенная на левом берегу Пинеги. На противоположном берегу можно было видеть старинный, основанный в 1606 году Красногорский Богородиц-кий монастырь (рис. 2). Вот что пишет о нём А. Шренк. «Против Юролы, на правом берегу реки, построена принадлежащая к селению церковь, а далее, где правый берег достигает самого значительного своего возвышения, виднеются здания Красногорского мужского монастыря, который в старину назывался Черногорским, а нынешним своим наименованием обязан темно-красному цвету береговых обрывов»4 [5, с. 64].

ш

Рис. 2. Руины Красногорского монастыря. Фото М. Кулешовой

4 Несколько слов о судьбе этого монастыря. В 1920 году Красногорский монастырь был закрыт. Затем в зданиях монастыря размещалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов там находился психоневрологический интернат. В настоящее время сохранилось лишь несколько руинированных строений.

И последующие путешественники, проезжающие мимо этих мест, не могли остаться равнодушными при виде монастыря. Это видно из книги С. Максимова, который побывал здесь в185б году. «Крутая, с трудом одолимая гора ведёт в монастырь; на самой возвышенной точке её расположены каменные строения этой небольшой и бедной обители, обнесённые деревянною стеною. Вид с колокольни поразителен, восхитителен: лучше его не найти во всей Архангельской губернии. Провожавший меня монах, сказывавший, что отсюда видно вёрст за пятьдесят, прибавил: «<сам владыко залюбовался!» [6] (рис. 3).

Рис. 3. Вид от стен Красногорского монастыря на долину Пинеги. Фото М. Кулешовой

Недалеко от монастыря, на правом берегу Пинеги находится одно из самых примечательных и красивых мест Пинежья. Сейчас эта территория относится к Пинежскому природному заповеднику. В результате карстовых рельефообразующих процессов там сформировался комплекс подземных и поверхностных карстовых форм рельефа, отличающийся широким видовым разнообразием (рис. 4). Среди них пещеры, воронки, рвы, котловины и провалы. Основная ценность этого ландшафта заключается в том, что на его территории можно увидеть более сотни пещер.

Протяжённость самых больших пещер более километра. В большинстве крупных пещер можно увидеть ручьи и реки. В некоторых пещерах встречаются водопады, подземные озера [7]. Почему-то А. Шренк не оставил нам описание этого ландшафта, хотя он неоднократно обращается к характеристике геологического строения берегов

Пинеги, в том числе и при описании этой части своего маршрута. Приведу один из примеров такого описания: «В 2 вёрстах ниже Юро-лы левый берег Пинеги окаймлён белоснежными утёсами кристаллического гипса.... Заметив, с каким вниманием я рассматривал эти утёсы, гребцы мои стали мне рассказывать о достопримечательных, больших и пространных пещерах, находящихся неподалёку от города Пинеги» [5, с. 64].

Рис. 4. Скальные обнажения в Пинежском заповеднике. Фото М. Кулешовой

Следующий населённый пункт, в который прибыли путешественники, был уездный город Пинега. Вот краткое описание этого городка, приведённое в книге А. Шренка. «Куча потемневших от ветхости деревянных домов не придаёт благоприятного вида городку, заключающему в себе около 600 жителей обоих полов; главное украшение его составляет новая каменная церковь, построенная на открытом месте, на берегу реки, подле старой деревянной, в которой божественную службу отправляют только в летнее время. Постройка здесь общеупотребительная во всем северном крае: это большею частью строения в два этажа, из коих в верхнем живут почётные лица дома, а в нижнем помещается домашняя прислуга. Нередко также бывает между здешними горожанами, как и у сельских обывателей, что сам домохозяин с своей семьёю занимает нижний этаж, а в верхнем одна или две комнаты устраиваются для приёма гостей. С жилыми покоями под одною крышею обыкновенно находится хлев, коего верхняя часть употребляется для завоза экипажей и для склада разного домашнего скарба; к этому сараю снизу ведет дощатый подъезд» [5, с. 68].

59

Особое внимание А. Шренк обращает на ярмарки; он подробно описывает товары, которые там продавались и покупались, информирует читателя об их стоимости, перечисляет города и местности, откуда приезжали гости этих ярмарок. В Пинеге в те годы действовали две ярмарки: Никольская ярмарка, которая проходит зимой, 6-12 декабря и Благовещенская, устраиваемая весной, 25-30 марта. «На них съезжаются купцы из Галича и Каргополя, из Архангельска и Холмогор, равно как и торгующие мещане из Мезени и даже Пустозёрска. Предметы обмена суть сырые произведения севера, в особенности меха и пернатая дичь, которые отсюда развозят далеко по всему государству; кроме того, рогатый скот, рыба, сало морских зверей и т.п.; взамен этих товаров из внутренних губерний привозят хлеб и мануфактурные товары: шёлковые и шерстяные ткани, ситцы и холстинки; Архангельск доставляет солёную треску, которая, как ежедневная пища туземного крестьянина, после хлеба составляет один из важнейших жизненных припасов; из Мезени же и Пустозёрска получается большая часть мехов, а также и дорогая соленая рыба, развозимая отсюда по всей России. На эти ярмарки приезжают также и самоеды с Канинского полуострова, к ярмарке появляются со своими чумами и стадами в окрестностях городка Пи-неги. Они привозят меха и оленьи шкуры» [5, с. 68-69].

От того времени в Пинеге мало что осталось. Построенный в начале XIX века храм Троицы Живоначальной был взорван в 1936 году. Не дошли до наших дней ещё несколько существовавших в городе церквей и общественных зданий. Но до сих пор здесь сохраняется так называемый Володинский квартал, комплекс домов, построенных приблизительно в те же годы, когда здесь был А. Шренк5 (рис. 5). Пинега хранит память о людях, которые жили в этом городе, о сосланных в него политических оппонентах власти. Среди них участники большевистской революции (ноябрьского переворота 1917 года) -Климент Ворошилов и Алексей Рыков, а также известный советский писатель Александр Серафимович.

Однако наиболее значимой для этих мест из ссыльных была фигура князя В.В. Голицына, фаворита царицы Софьи, сестры Петра I, жившего в Пинеге в 1711-1713 гг., сосланного в этот город по Указу Петра I. Сергей Максимов в своей книге, посвящённой Русскому Северу, отметил, что Голицын стремился улучшить жизнь местного населения. Благодаря Голицыну в этих местах, прежде всего на Пинеге и Мезене, был выведена известная в России порода лошадей, которые получили название мезенки. Ещё один интересный факт, связанный с Голицы-

5 Володинский квартал находится в центре посёлка Пинеги. Здесь расположены жилые дома трех братьев, представителей купеческой семьи Володиных - магазины, склады, пекарня Товарищества "Братья Володины". Дома построены по проектам профессиональных архитекторов в стиле позднего классицизма.

ным: «Князь Голицын любил ходить из Пинеги в Красногорский монастырь, подолгу сидел в деревнях, смотрел на хороводы и учил крестьянских девушек петь московские песни, которые, действительно, выдаются из ряду туземных и слышатся только пока в одних этих восьми деревнях, отделяющих город от монастыря» [6].

Рис. 5. Володинский квартал в Пинеге. Фото М. Кулешовой

Выехав из города Пинеги, А. Шренк и его спутники продолжили свой путь по воде. Нередко, в своих описаниях прибрежных ландшафтов, Шренк выступает не столько в роли учёного, сколько художника, любующегося красотой открывающихся перед ними пейзажей. «<Берег возвышается крутыми и нависшими утесами, которые, будучи прорезаны глубокими расщелинами, образуют нередко прекрасные группы скал, которым для живописного действия недостает только роскошной зелени лиственных лесов. Лиственница уже исчезает вместе с известняком, сосны и ели покрывают лесистую страну. По окраине же глинистого берега во множестве произрастает ТиззПа до/аг/ага, растение, приветствующее первым цветом северную весну» [5, с.72].

Последним населённым пунктом, который Шренк и его спутники видели на Пинеге, была деревня Усть-Иожуга (Ежуга), которая располагалась на правом берегу Пинеги, при впадении в нее реки Иожуги (Ежуги). Сейчас этой деревни уже нет. Однако память о ней должна быть сохранена в истории русской культуры. В этой деревне, через 6 лет после экспедиции Шренка, родилась Мария Дмитриевна Криво-

поленова, легендарная русская сказительница, выступавшая в 1912-1916 годах в Москве, Петербурге, Твери и даже на Кавказе [8]. Она получила широкое признание. Ею восхищался Б. Пастернак. Художники Е.В. Гольдингер и П.Д. Корин написали её портреты. С.Т. Коненков сделал скульптуру «Вещая старушка» (1916) под впечатлением от выступления Кривополеновой. Здесь же, на берегах Пинеги закончилась её жизнь. Она похоронена на кладбище деревни Чакола, что расположена недалеко от Усть-Ежуги, ближе к Карпогорам.

Именно в Ежуге почтовый тракт, который до этого шёл вдоль реки Пинеги, резко поворачивает на восток по направлению к берегам реки Мезени. Возможность устройства здесь проезжей дороги определялась природными особенностями ландшафта, который сформировался от Пинеги до Мезени. Вот как о нём пишет А. Шренк: «При Усть-Иожуге начинается так называемая Верхняя или Нисе-горская Тайбола, имя, означающее необитаемую полосу земли, на протяжении около 100 верст, между долиною реки Пинеги при Усть-Иожуге и течением реки Мезени при селе Большенисегоре... Эта необитаемая полоса земли состоит из лесистых равнин, покрытых только изредка невысокими холмами и перерезанных множеством ручьев и речек... Хвойные боры, которые здесь, не прерываясь, тянутся на расстоянии 100 верст, состоят из высоких елей, сосен и лиственниц, под защитою которых и лиственные леса, берёзы и осиныпреуспевают лучше, нежели в ином месте здешнего края; среди этих лесов произрастают ольховник, черёмуха и рябина. Из кустарников заметил я жимолость (Lonicerapallasii), здесь называемую кобылицею, красную и чёрную смородину, первую под именем кислицы, вторую - просто смородины» [5, с. 76, 82].

В дальнейшем маршрут А. Шренка в сторону Мезени проходил уже по почтовому тракту, с остановками на расположенных там станциях. Это Кокорная изба, Колодливая изба, Чубласский ручей и За-лазная речка. Следует отметить, что все эти станции были устроены вне населённых пунктов. Вот что пишет о них Шренк. «(Упомянутые четыре хижины, служащие станциями, где проезжающий может получить одновременно пару лошадей, суть единственные места со временными обитателями, которые, по известной очереди, прибывают сюда из деревень, лежащих по берегам Пинеги и Мезени, и, исполняя возложенную на них обязанность, около полугода проводят жизнь в Тайболе» [5. с. 82].

При описании местных ландшафтов Шренк в полной мере использует свои знания в области естественных наук. Но он заметно отличается от большинства своих собратьев по цеху. Так, например, при описании многих природных феноменов, он опирается не только на природоведческие дисциплины, но и на лингвистическую науку.

Это можно увидеть из следующего текста: «Слово Иожуга, например, природный финн произносит Иоссуга; в этом же последнем легко узнается слово Иоссу-иогги, которое по-эстонски, а это наречие мы имеем полное право употреблять для целей этимологических выводов наравне с финским, ибо нам неизвестно, с которым из этих языков было в большем сродстве наречие древнечудское, обозначающее бегущую, т.е. быстро текущую реку (от глагола иоос-ма - бежать и иогги - река); наименование это, вероятно, указывает на часто встречающиеся в реке быстрицы; и действительно, мы находим их в верхнем течении Иожуги на нескольких местах, где воды ее с сильным стремлением текут по руслу, покрытому каменными валунами; эти быстрины дали реке ее чудско-финское имя, переиначенное в русское, очень близкое к тому название» [5, с. 79].

Последняя станция, до которой доехал Шренк на своём пути к берегам Мезени, было село Большенисегоры. Отсюда А. Шренк направился в город Мезень. Несмотря на то, что эти места с городом Мезень связывал почтовый тракт, Шренк решил продолжить своё путешествие по воде. Своё решение он объясняет следующим образом: «В Большени-сегоре я нанял большую лодку с двумя гребцами, которые взялись довезти меня вниз по Мезени до городка, ибо и здесь большая дорога на правом берегу реки была непроходима» [5, с. 88].

Описанию города Мезень А. Шренк посвятил отдельную главу. В ней он рассказывает о географическом положении Мезени, о том, какие дороги и маршруты связывают этот город с Пинегой и Архангельском. «Расстояние его от Архангельска, если ехать через Нисе-горскую Тайболу (имеется ввиду тот первоначальный маршрут, который избрал А. Шренк для своего путешествия в Мезень - Ю.В.), по коей, впрочем, ездят только летом, 504 версты; по правому же зимнему пути через Кулойский Посад, где давно уже определено было проложить почтовый тракт, который, однако ж, по причине лесных болот, доселе ещё остаётся непроезжаемым, считается не более 376 вёрст» [5, с. 94].

Шренк пишет ещё об одном историческом маршруте, который в те годы довольно активно использовался для сплава леса. Он начинался от Мезенской губы, куда впадает река Кулой, в устье которой расположено село Долгощелье (Шелье), которое с Мезенью связывала не только река Мезень, но и сухопутная дорога. Благодаря морскому приливу плоты перегонялись вверх по Кулою, а затем, после длинного речного залива Курьево буксировались до деревни Кулогоры. Оттуда уже волоком перевозились до реки Пинеге. Посетивший Мезень в 1985 году К. Случевский также пишет об этом маршруте, как весьма востребованном и активно используемым: «...из Северной Двины идут в реку Пинега, оттуда, волоком в полторы версты длиной, до реки Кулоя,

следовательно, к Белому морю. Близ устья Кулоя, чуть-чуть обрисовывалась на низменном берегу деревня Щелье, от которой до города Мезени берегом 85 вёрст» [9, с. 148].

Несколько слов о самом городе Мезени. Вот какое описание оставил нам Шренк: «(Число жителей, коих считается до 500 душ мужского и 650 женского пола, составляют торгующие мещане и немногие купцы. Более обширная часть, слободка Окладникова, служит местопребыванием городских и уездных присутственных мест, почему здесь живут все чиновники. Деревянные, более или менее на один покрой построенные дома видом своим согласуются с нависшими над ними северными береговыми туманами, и однообразие этих потускневших рядов строений прерывается только двумя церквами, которые, находясь на открытом месте, почти в середине слободы, выстроены из дерева, третья церковь находится вне города, при кладбище, а четвертая в северной слободке Кузнецовой. Для воспитания юношества в Мезени учреждено низшее народное училище, где три учителя обучают детей обоего пола грамоте, письму, Закону Божию и арифметике. Небольшая, но сообразно цели избранная библиотека, находившаяся при училище, могла действительно изумлять здесь, где можно было почитать себя за пределами просвещённого мира» [5, с. 95]. Одним из важных событий, которые в те годы происходили в Мезени, была Мезенская ярмарка; на неё приезжали купцы из Холмогор и Пинеги, других мест Архангельской губернии.

Долгое время Мезень была местом ссылки, а в советское время там размещались лагеря, входившие в систему ГУЛАГа. Среди наиболее известных ссыльных, которые были сосланы в Мезень, следует назвать, прежде всего, протопопа Аввакума (1664-1666). После Мезени, в которую А. Шренк прибыл 12 мая 1837 года, он побывал ещё в Усть-Цильме на Печоре и Пустозёрске. Затем вернулся в Мезень. Пробыв там несколько дней, 11 октября он направился в обратный путь, в Санкт-Петербург. Из города он доехал на лошадях до деревни Дорогая Гора или Дорогорская, затем переправился через реку и пешком дошёл до села Кимжа (рис. 6). Следует заметить, что Шренк в своей книге ни разу не дал описания сёл и деревень, мимо которых он проезжал. Между тем, на примере Кимжи, можно было представить, как были красивы и оригинальны северные деревни. В Кимже до сих пор сохраняются традиционные для этих мест строения - дома, амбары, бани, мельницы, поминальные кресты. Один из самых значимых памятников, находящихся в этой деревне - пятиглавая деревянная шатровая Одигитриевская церковь, построенная в 1709 году.

Рис. 6. Деревянные дома в селе Кимжа. Фото Ю. Веденина

А. Шренк писал о том, что от Кимжи отходит зимник, который позволяет значительно сократить путь до Пинеги, по сравнению с тем почтовым трактом, по которому он прибыл на берега Мезени. В эти же годы была сделана попытка построить новую почтовую дорогу, которая позволила бы значительно сократить продолжительность времени поездки от Мезени в Пинегу, а затем в Архангельск в летний сезон. Однако во время пребывания там Шренка, эта дорога ещё не была окончена. Оставалось обустроить ещё 30 вёрст, «но так как это пространство наполнено самыми топкими мшистыми болотами, то и вся дорога остается пока без употребления, по крайней мере для тех, которые не имеют желания пройти несколько вёрст пешком» [5, с. 474].

К сожалению, эта попытка, как, впрочем, и многие последующие, оказалась неудачной. Тем не менее, А. Шренк со своими спутниками продолжил свой маршрут по этой, ещё недостроенной дороге. Первую часть пути они проехали на лошадях. Затем им пришлось спешиться и отправить телегу с лошадьми назад в Кимжу. Далее они шли пешком. Переход через заболоченные территории был чрезвычайно затруднительным. Тем не менее, было видно, что маршрут популярен и востребован. Об этом свидетельствовали попадающиеся на их пути избушки, рассчитанные на пребывание в них людей. Когда заболоченные территории были уже пройдены, дорога стала более благоустроенной: «Все попадавшиеся нам теперь болота были устланы мостками». По ней путники направились к селу Немнюга, которое состояло из нескольких деревень.

65

В настоящее время такого названия, как Немнюга, нет. Сохранились две входившие в это село деревни: Совполье и Чижгора. Обе они находятся на современной шоссейной дороге Архангельск - Мезень. После Немнюги Шренк со своими спутниками направился в сторону села Кулой (какое-то время это село носило название Кулойский посад), которое «лежит на правом берегу реки Кулоя, воды которой, изобилуя рыбой, дают здешним жителям возможность заниматься ловлею сёмги. В окрестностях его находятся великолепные лиственничные рощи, из которых несколько лет тому назад вверх по реке сплавлено было в Пинеге большое количество корабельного леса» [5, с. 478]. В те годы через село проходило множество различных маршрутов - сухопутных и водных, направлявшихся из Мезени в Пи-негу и Архангельск и обратно. Однако популярность села и его особая роль в регионе в те годы была связана, прежде всего, с тем, что там находился солеваренный завод, снабжавший солью не только Пинеж-ский и Мезенский уезды, но другие города и сёла Архангельской гу-бернии6. В то же время следует отметить, что завод обеспечивал занятость местного населения и фактически выполнял градообразующие функции для Кулойского посада и близлежащих деревень. По свидетельству Шренка, при заводе находились соляной магазин, два провиантских амбара, кузница и жилой дом для служащих. В настоящее время о существовании в этих местах завода напоминают лишь остатки плотины и давно заброшенные скважины.

Из Кулоя Шренк продолжил свой маршрут. Проехав 39 вёрст, он оказался в деревне Кулагоры. Эта деревня «<расположена на трёх холмах, отделённых друг от друга небольшими ручьями, и состоит из 3 околод-ков, из которых каждый носит название своего холма: Соколова, Норя-дина и Шаньгина деревня» [5, с. 480]. На современных картах названий этих околодков нет, сохранилось лишь более общее название Кулагоры. Около Кулагор находятся истоки реки Кулой. «(Здешние крестьяне рассказывали мне, что за 50 с лишком лет тому назад между Пинегой и Кулоем существовало также искусственное сообщение, которое было устроено с целью облегчить сплав корабельного леса» [5, с. 481]. Впоследствии этим каналом перестали пользоваться, и он прекратил своё существование. В 1926-1929 году был построен новый канал, который использовался для транспортировки леса из Кулоя в Пинегу, а также для прохода судов из Пинеги в Мезень и Лешуконье. Затем его активно использовали байдарочники. После строительства шоссейной дороги Архангельск - Мезень этот канал был полностью заброшен.

6 Кулойский соляной завод был известен с XVII века. Какое-то время он принадлежал Красногорскому Богородицкому монастырю. В конце XVIII века он пришёл в запустение и фактически перестал функционировать. В конце XVIII - начале XIX вв. он начал опять выпускать продукцию и в тот момент, когда там был Шренк, завод работал в полную мощность. В конце XIX века он прекратил своё существование. И лишь на короткое время, в начале 1920-х годов и во время Великой отечественной войны он возрождался и работал, производя нужный стране продукт.

Дальнейшее путешествие Шренк продолжал уже по почтовому тракту, проложенному вдоль реки Пинеги. После того, как он добрался до Усть-Пинеги, переправился на пароме на противоположный берег Северной Двины, заехал в Холмогоры, его маршрут шёл уже по обустроенному почтовому тракту по направлению к Санкт-Петербургу.

Шренк довольно много страниц своего текста посвятил Холмо-горам. В самом начале своего маршрута, когда он в первый раз посетил Холмогоры, то его внимание привлекла скромная деревушка, где родился М.В. Ломоносов и расположенная в ней церковь с видневшейся издалека колокольней. На обратном пути он также обращает своё внимание на Холмогоры. Но на этот раз его привлекает косторезное искусство местных жителей. «Во время краткого пребывания своего в Холмогорах я из любопытства зашёл в мастерскую одного костяника, чтобы взглянуть на изделия, которые так славятся по всей России. Признаюсь, меня немало удивляло, что из грубых рук здешних бородатых художников выходят такие изящные произведения, тем более что только самая малая часть последних выде-лывается на токарном станке, остальные же все вырезываются руками, с помощию немногих простых инструментов, придуманных самими художниками. Прекрасные арабески и украшения, отличающиеся удивительною чистотою отделки и строгою сим-метриею, невольно заставляют нас удивляться тому, что люди, которые, может быть, никогда карандаша в руках не держали, могут иметь такой верный глазомер» [5, с. 487-488]. Шренк отмечает, что традиционное для этих мест мастерство художников-косторезов, как, впрочем, и других мастеров, может стать основой их экономического благосостояния. И оно имеет явно большие шансы выхода на общероссийский рынок, нежели сельское хозяйство и даже такие привычные для этих мест виды деятельности как охота и рыбная ловля. «Благодаря своей дешевизне и красоте приготовляемые здесь вещи находят себе такой легкий сбыт, что не только многие холмогорские мещане, но и жители соседней Куростровской волости исключительно посвятили себя этому промыслу, доставляющему им самые верные средства к жизни. Множество произведений такого рода хранятся в Императорском Санкт-Петербургском Эрмитаже, и они лучше всего могут свидетельствовать о том, до какой степени совершенства достигло в Холмогорах искусство вырезывания из кости» [5, с. 488].

Современная структура исторического пути Архангельск — Мезень

Знакомство с книгой А. Шренка позволяет значительно расширить наши знания об историческом пути Архангельск - Мезень, описать процесс формирования исторического пути, определить его

структуру, границы, конфигурацию исторических дорог и маршрутов, и построить новые туристские маршруты (рис. 7). Современное представление об историческом пути Архангельск - Мезень и его составляющих оказалось весьма неполным. В настоящее время основной трассой, обеспечивающей движение по этому историческому пути, является недавно построенная автодорога Архангельск - Мезень. Движение по этой дороге начинается от города Архангельска, с его памятниками истории и культуры, музеями, театрами. При выезде из города расположен музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Далее шоссе проходит вдоль реки Пинеги, где раскрываются живописные пейзажи, демонстрирующие красоту этих мест [8; 10].

Через относительно небольшой промежуток времени путешественники попадают в Пинежский природный заповедник с его уникальными карстовыми ландшафтами. Недалеко от заповедника расположен посёлок, бывший уездный город Пинега, первые сведения о котором относятся к XII веку, когда это место именовалось погостом Пинежский Волок. После Пинеги шоссейная дорога устремляется к берегам реки Мезени. В непосредственной близости к реке находится село Кимжа, одно из наиболее интересных сохранившихся поселений, хорошо известных среди знатоков культурных ценностей Русского Севера. И, наконец, старинный северный город Мезень, основанный ещё в ХУ-ХУ1 вв., получивший в соответствии с Указом Екатерины II от 1780 года статус уездного города.

Исторический путь Архангельск-Мезень

Условн ые обозначения

а " 16---1 1и |——Н 2а I I 3 I.......I

Исторические сухопутные и водные дороги: Современные додоги:

1а- реки; 16 - почтовый тракт: 1в - зимники 2а - автодороги; 26 - железные дорога

Маршруты: по морю, по р Ку им по почтовому тракту н зимникам

Рис. 7. Картосхема исторического пути Архангельск - Мезень

68

Но шоссе Архангельск - Мезень не единственная дорога, которая связывает эти города. После поворота к берегам Пинеги, от шоссе, ведущего к посёлку Пинега, отходит дорога, по которой можно проехать в сторону старинного русского села Карпогоры (административного центра Пинежского района), связанного с жизнью и творчеством известного русского писателя Фёдора Абрамова. Некоторые уголки Карпогор вошли в его произведения и благодаря этому стали рассматриваться как объекты наследия (рис. 8). Недалеко от Карпогор расположена деревня Верко-ла, родина Фёдора Абрамова, где находится музей писателя.

Рис. 8. Улица в Карпогорах. Фото М. Кулешовой

Важную роль в формировании исторического пути на Русском Севере играют «зимники», дороги, проложенные через заболоченные территории, пересекающие водные объекты, использование которых возможно только зимой. Благодаря зимникам можно либо сократить длину поездки, например, от Карпогор до Пинеги, либо, напротив, удлинить маршрут и включить в него ценные в историко-культурном отношении объекты, как, например, старинное село Лешуконье и другие сёла, расположенные на берегах реки Мезени [11].

Благодаря более тщательному изучению книги А. Шренка и её сопоставлению с Генеральной картой Архангельской губернии 1924 года удалось уточнить трассу почтового тракта, объединяющего Пинегу и Мезень, понять важную роль реки Пинеги с его притоком Ежугой, а также реки Мезени в повышении надёжности прохождения этого исторического пути. Оказалось, что некоторые зимние дороги (зимники), в частности,

которые пролегают от посёлка Пинеги до Карпогор и Лешуконья, частично дублирует трассу старинного почтового тракта. Важную роль в этом историческом пути играет река Кулой, которая длительное время обеспечивала связь Мезени с Пинегой, а также канал, связывавший в прошлом Кулой с рекой Пинегой. Всё это позволяет расширить границы исторического пути, который на самом деле охватывает пространство вдоль Северной Двины, Пинеги, Мезени от Нисогор до Мезенской губы, реки Кулой, и множество дорог, троп, малых рек и даже территорий, где отсутствуют чётко выраженные дороги и тропы.

На наш взгляд важно восстановить исторические маршруты, которые бы позволили расширить информативность и привлекательность этого исторического пути [12]. Особую роль в организации этих маршрутов играют исторические города и посёлки, села и деревни, связанные с памятью о выдающихся деятелях культуры, науки, политических и государственных деятелях, повлиявших на ход формирования и развития русского государства, его культуры, хозяйства, религии и искусства. Очень важно обозначить конкретные личности, которые могут стать брендом этой Земли. Это, прежде всего, Михаил Ломоносов, учёный, поэт, художник, родившийся в деревне Мишанин-ской Куростровской волости, рядом с Холмогорами. Одним из наиболее значимых людей, родившихся в Пинежье, был писатель Фёдор Абрамов, что позволяет придать особую значимость историческим поселениям Карпогоры и Веркола. К прославившим эти края людям относится и Мария Дмитриевна Кривополенова, вся жизнь которой протекла на берегах Пинеги, родившаяся в деревне Усть-Ежуга, расположенной на почтовом тракте Пинега-Мезень и похороненная в деревне Чакола. Одним из самых интересных маршрутов могло бы стать повторение путешествия А. Шренка. Сравнение исторических карт, относящихся к XIX веку, с современной картой позволяет это сделать с высокой степенью достоверности.

Очевидно, что формирование сети исторических путей с развитой системой исторических дорог и маршрутов позволит включить в сферу туризма значительное число новых привлекательных мест -городов, посёлков, сельских населённых пунктов, ценных природных объектов.

Литература

1. Веденин ЮА. Представление о сущности и структуре опорного каркаса культурного пространства России // Наследие и современность. Т. 2, № 3. 2019. С. 7-23.

2. Шульгин П.М. Штеле О.Е. Исторические пути и дороги как объекты культурного наследия / / Наследие и современность. 2018, Т.1, № 2. С. 95-112.

3. International Charter on Routes. ICOMOS/ Quebec, 2008. http://whc.unesco.org/en/guidelines

4. Окладников НА. По старинному тракту // Республика, 3, 182 (5059). 23 ноября 2013.

5. Шренк А.И. Путешествие к северо-востоку Европейской части России. Пер. с нем. М.: ОГИ, 2009. 496 с.

6. Максимов С. Год на Севере. Архангельск: Сев.- Зап. Кн. Изд-во. 1984. 698 с. (https://royallib.eom/read/maksimov_sergey/god_na_severe.html#0)

7. Пинежский заповедник / Шалыбков А.М., Байдерин В.В., Рыков А.М., Горяч-кин С.В. // Заповедники СССР. Заповедники Европейской части РСФСР. Ч. 1. - М.: Изд-во «Мысль», 1988. С. 206-223.

8. Егорова Л. Дивная Пинега. Архангельск, ОАО «ИПП "Правда Севера"», 2007. 584 с.

9. Случевский К.К. Поездка по Северу России в 1885-1886 годах. М.: ОГИ. 2009. 272 с.

10. Данилова Г.А. Пинега: очерки природы, истории и культуры. Архангельск, ОАО «ИПП "Правда Севера"», 2009. 511 с.

11. Новиков А.В. Лешуконье. Архангельск, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2003.

12. Штюрмер Ю. По Архангельской области. Изд. «Физкультура и спорт», М., 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF HISTORICAL ROUTE IN THE RUSSIAN NORTH CULTURAL AND LANDSCAPE SPACE: FOLLOWING ALEXANDER SCHRENK

Yu. Vedenin

vedenin@gmail.com

Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russian Federation

Abstract. The article deals with the historical route Arkhangelsk — Mezen and the role of Alexander Shrenk, the Russian scientist, who gave a detailed description of this territory, covering a wide variety of scientific disciplines: geography, geology, hydrology, biology, economics, ethnography, linguistics, etc. Updating this historical route, identifying its various paths, land routes and winter roads, rivers and channels will create good opportunities for the development of tourism and the inclusion of this region of the Russian North into intensive social and economic activities.

Keywords: cultural and landscape space, historical and cultural center, historical path, historical road, historical route.

For citation: Vedenin Yu. The role of historical route in the Russian North cultural and landscape space: following Alexander Schrenk. Heritage and Modern Times. 2020;3(4):52-72.

Acknowledgments: the research was carried out at the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences on the topic of State Assignment No. 0148-2019-0008 (AAAA-A19-119022190170-1) "Problems and prospects of Russia's territorial development in the context of its unevenness and global instability".

References

1. Vedenin Yu.A. Predstavlenie o sushhnosti i strukture opornogo karkasa kuTturnogo prostranstva Rossii // Nasledie i sovremennost\ T. 2, № 3. 2019. S. 7-23.

2. Shulgin P.M. Shtele O.E. Istoricheskie puti i dorogi kak obvvektyv kuTturnogo naslediya // Nasledie i sovremennost\ 2018, T.1, № 2. S. 95-112.

3. International Charter on Routes. ICOMOS/ Quebec, 2008. http://whc.unesco.org/en/ guidelines

4. Okladnikov NA. Po starinnomu traktu // Respublika, 3, 182 (5059). 23 noyabrya 2013.

5. Shrenk A.I. Puteshestvie k severo-vostoku Evropejskoj chasti Rossii. Per. s nem. M.: OGI, 2009. 496 s.

6. Maksimov S. God na Severe. ArxangePsk: Sev.- Zap. Kn. Izd-vo. 1984. 698 s. (https://royallib.com/read/maksimov_sergey/god_na_severe.html#0)

7. Pinezhskij zapovednik / Shalybkov A.M., Bajderin V.V., Rykov A.M., Goryachkin S.V. // Zapovedniki SSSR. Zapovedniki Evropejskoj chasti RSFSR. Ch. 1. - M.: Izd-vo «Myvslv», 1988. S. 206-223.

8. Egorova L. Divnaya Pinega. ArxangePsk, OAO «IPP "Pravda Severa"», 2007. 584 s.

9. Sluchevskij K.K. Poezdka po Severu Rossii v 1885-1886 godax. M.: OGI. 2009. 272 s.

10. Danilova GA. Pinega: ocherki prirody, istorii i kuTtury\ ArxangeFsk, OAO «IPP "Pravda Severa"», 2009. 511 s.

11. Novikov A.V. Leshukone. ArxangePsk, Pomorskij gosudarstvennyj universitet imeni M.V. Lomonosova, 2003.

12. Shtyurmer Yu. Po Arxangelskoj oblasti. Izd. «Fizkultura i sport», M., 1967.

Веденин Юрий Александрович, доктор Yuri Vedenin, Doctor of Geography, Pro-

географических наук, профессор, ведущий fessor, Leading research fellow of the Insti-

научный сотрудник Института географии tute of Geography of the Russian Academy of

Российской Академии наук. Москва, Рос- Sciences. Moscow, Russian Federation.

Сведения об авторе

Author of the publication

сийская Федерация. Email: vedenin@gmail.com

Email: vedenin@gmail.com

Дата поступления 20.09.2020 Принята к публикации 10.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.