КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ: АКТУАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10311
Галина Станиславовна ТИХОНОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры
e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов досуга на основе актуализации базовых понятий технологии культурно-досуговых программ. Исходным ключевым понятием выступает собственно культурно-досуговая программа, формообразующие сущностные свойства которой, по мнению автора, заключены в её структурных значениях - «культура», «досуг», «программа», усвоение функциональной роли которых даст студентам полное представление о программе как культурной форме. Кроме этого, в статье выявляются функциональная роль концепции как существенного элемента замысла, определяющей мировоззренческий контент программы, особенности отбора и обработки выразительных средств, композиционного построения и режиссёрско-постановочного её обеспечения. Усвоение ключевых позиций технологии культурно-досуговых программ, по мнению автора, позволит будущим специалистам более чётко представлять культурно-досуговую программу как объект и предмет своей профессиональной деятельности, осуществлять организацию данных программ, способных наравне с другими формами культуры эффективно участвовать в формировании духовного мира личности и общества.
Ключевые слова: культурно-досуговая программа, самобытность культур-но-досуговой программы, концепция как мировоззренческий элемент замысла программы, выразительные средства, композиционное построение, постановочные технологии.
CULTURAL AND LEISURE PROGRAM FROM CONCEPT TO IMPLEMENTATION:ACTUALIZATION OF KEY CONCEPTS
Galina S. Tikhonovskaya, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of cultural and leisure activities, faculty of state cultural policy, Moscow state Institute of culture
e-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of improvement of professional training of students-future specialists of leisure on the basis of actualization of basic concepts of technology of cultural and leisure programs. The original key concept actually acts cultural and leisure program, forming the essential properties which, in the opinion of the author, enclosed in its structural values - «culture», «leisure», «program», the assimilation of the functional role which will give students a comprehensive view of the program as a cultural form. In addition, the article reveals the functional role of the concept as an essential element of the plan, which determines the ideological content of the program, the features of the selection and processing of expressive means, compositional construction and its Director-staging support. Mastering the key
positions of the technology of cultural and leisure programs, according to the author, will allow future specialists to more clearly represent the cultural and leisure program as the object and subject of their professional activities, to carry out the organization of these programs that can, along with other forms of culture, effectively participate in the formation of the spiritual world of the individual and society. Keywords: cultural and leisure program, originality of cultural and leisure program, concept as a worldview element of the program, expressive means, compositional construction, educational technologies.
Обращение автора к заявленной теме настоящей статьи обусловлено сложившимися некоторыми проблемами освоения технологий культур-но-досуговых программ будущими специалистами досуга в учебно-образовательном процессе. В условиях значительного сокращения аудиторных часов, увеличения объёма самостоятельной работы студентов, в частности, по профильным дисциплинам - технологиям культурно-досуговых программ, возникает проблема соотношения главного (инвариантного) и факультативного (вариативного) в данных технологиях, актуализации тех ключевых понятий, которые составляют базовую основу технологического процесса создания программы. Эта проблема подтверждается и анализом самостоятельных работ студентов (курсовых, дипломных), выявившим острую потребность в более углублённом и расширенном теоретическом обосновании ключевых (базовых) понятий технологии культурно-досуго-вых программ и механизмов их функционирования в процессе реализации данных технологий. И это понятно: культурно-досуговая программа будет являться объектом и предметом, а также существенным результатом профессиональной культурно-досуговой деятельности будущих специалистов - продюсеров-постановщиков программ.
Родовые художественно-педагогические основания технологий куль-турно-досуговых программ предоставляют неограниченные возможности для продуктивного сценарно-постановочного обеспечения различных типов программ, от замысла до практического воплощения, но эффективность такого обеспечения, безусловно, зависит от знания и умения специалистов оперировать ключевыми понятиями данных технологий, определяющих культурно-досуговую программу как профессиональное явление и презентацию её в обществе как самодостаточную и самобытную культурную форму.
В современных социокультурных условиях, когда, согласно суждению известного кинорежиссёра А. Кончаловского, «самобытность перестаёт быть необходимостью. Оригинально сегодня - это то, что продаётся. То, что не продаётся, не оригинально» [5, с. 131-132], всё больше актуализируется проблема повышения институционального статуса культурно-до-суговой программы, упрочения её значимости в сознании гражданского общества. Этому во многом способствует усвоение будущими специалистами досуга исходных функций, которые выполняет данная программа
[12, с. 12-13], а также профессиональным исполнением технологий её организации, и в ряду этих технологий первой ключевой позицией выступает собственно понятие «культурно-досуговая программа», её сущностные формообразующие свойства и характеристики, предопределяющие основу для дальнейшего технологического моделирования программы.
По нашему мнению, понятие культурно-досуговой программы следует рассматривать как структурное образование, базирующееся на трёх органично взаимосвязанных значениях: «культура», «досуг», «программа», каждое из которых обладает своими существенными характеристиками и исполнением своей родовой функции.
Так, значение «культуры» указывает на прямое цивилизационное развитие человека, формирование мира «возделанных» личностей, сознание и поведение которых мотивируется и регулируется не биологическими, а социально-культурными интересами и потребностями, удовлетворяемыми ими же творчески и технологически созданными формами в процессе исторического становления и развития социально-культурной и досуговой деятельности.
Функция культуры в культурно-досуговой программе проявляет себя в реализации таких целей и задач как развитие, воспитание, образование личности, в совершенствовании социокультурной среды её обитания, а также формировании генетически предопределённого уважения и почитания ментальных культурных традиций, созданных предшествующими поколениями и составляющих одну из базовых основ культуры личности российского гражданского общества.
Участвуя в разнообразных формах культурно-досуговой деятельности - образовательных, творчески развивающих, праздничных, релак-сационно-развлекательных, личность так или иначе восходит на новый уровень культурной экзистенции, приобретает комплекс культурных парадигм - мышления, поведения, отношения, общения, способность к мировоззренческим - общественно-политическим, морально-нравственным, эстетическим оценкам и суждениям, и в конечном итоге сама становится носителем ценностей, идеалов, влияющих на духовно-ментальную основу и атмосферу общества.
В этом многомерном и многоуровневом процессе следует выделить задачу воспитания гражданственно-патриотической направленности личности, которое осуществляется трансляцией всей совокупности культурного наследия, в том числе и ценностно-смысловым содержанием народной традиционной культуры.
Согласно суждениям, периодически высказываемыми в СМИ (например, Москва, РИА Новости от 22 мая 2019 г.), укоренение ментальных устоев в сознании российского гражданского общества вызывает раздражение западных политиков и рассматривается как одна из серьёзных
угроз всему западному миру. И это объяснимо. Россия и её гражданское общество во все времена отличалось сильным ратным и патриотическим духом, способностью героически противостоять любому посягательству извне, и формированию таких качеств во многом способствовали ценности русской культуры, в том числе и народно-традиционной.
А.Д. Жарков, отмечая значимость использования народных традиций в праздничных формах культурно-досуговой деятельности, пишет: «Народные традиции и фольклор могут служить серьёзной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев... Они могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием» [3, с. 419-420].
Значение «досуг» определяет границы свободного времени, предоставляющего человеку возможность прежде всего для восстановления телесных сил, затраченных в сфере трудовой деятельности, а также для культурного развития - интеллектуального, эстетического и др. Сублимирующее значение досуга было определено ещё в древности, в частности Аристотелем: «Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитаться» [1, с. 671]. И, согласно утверждению древних, достижению продуктивности досуга способствуют занятия музыкой, хореографией, спортом.
Среди установленных основных характеристик свободного времени -его объём, структура, содержание - наиболее значимым является последнее, поскольку в нём сосредоточивается вся совокупность ценностных сведений и смыслов, получаемых человеком в процессе само- и дополнительного образования путём участия в любительском творчестве, потреблении различных культурных форм - чтении, посещении театров, музеев, различных зрелищных культурных программ и др.
Будущему специалисту важно усвоить, что досуг, как сфера жизнедеятельности человека, является источником, питающим его социокультурное развитие. Педагогические свойства досуга базируются на целях, принципах, функциях, методах социальной педагогики, декларирующей примат культурного развития личности, воспитание, формирование гуманистической направленности её сознания, способности к созидательному социальному действию и социальному творчеству [10]. Движущей силой этого процесса являются профессионально организованные социально-культурная и досуговая деятельность, своими формами, средствами и методами приобщающие людей к раритетам культуры, их ценностно-смысловому содержанию.
Значение «программы» характеризуется одним из определений, данным в словаре С.И.Ожегова, - краткое содержание театральных, концертных, цирковых представлений; листок, буклет с перечнем исполняемых
номеров, выступлений [7]. Углубляясь в сущность этого значения применительно к понятию «культурно-досуговая программа», необходимо выделить так называемый принцип программности, определяющий особенности структурной организации данной программы. Согласно суждению известного учёного Н.А.Хренова, «программный принцип организации художественной картины мира, как правило, воплощается в явлениях зрелищной культуры [13, с. 312]. Это, как известно, такие зрелищные феномены, как эстрадные, концертно-зрелищные, цирковые и театрализованные представления и другие постановочные формы культурно-досуго-вой деятельности.
Принцип программности определяет специфику организации радио и телепрограмм, а также такого феномена, как программная музыка, - музыкальное произведение, созданное на основе литературного сюжета или заглавия, отражающего какое-либо явление действительности (например, «Картинки с выставки» Мусоргского) [6, с. 441].
Специфику реализации принципа программности в культурно-до-суговой программе определяют особенности её драматургической организации, простирающиеся от форматов сценарного плана, предусматривающего краткое перечисление сценических действий (номеров), следующих в определённом порядке; сценария - подробной литературной и организационной разработки какой-либо единичной программы до масштабного сценарно-постановочного проекта, посвящённого общественно-значимому событию, требующего проведения цикла программ во времени и пространстве (Год семьи, Год литературы, Год театра и др.).
Таким образом, принцип программности является «организующим началом» (Н.А.Хренов) зрелищных форм культуры, в том числе и досуговых программ, определяет специфику структурной организации содержания программ в профессионально исполненных драматургических формах.
Обозначенные выше характеристики культурно-досуговой программы определяют не только её самодостаточность, но и уникальную самобытность, которую можно квалифицировать как совокупность устойчивых свойств и качеств - функциональных, общественно-значимых, технологических, позволяющих данной программе занимать своё место в ряду форм культуры, с определённой долей востребованности функционировать в социокультурном пространстве общества с целью его духовного развития и совершенствования.
В научной и учебной литературе установлено, что моделирование замысла является ключевой позицией, определяющей исходное начало организации культурно-досуговой программы. Наряду с усвоением общих теоретических положений замысла, важно обратить внимание студентов на механизм функционирования тех элементов, которые определяют мировоззренческий контент программы. Таким элементом выступает кон-
цепция - ведущая идея-мысль (зерно замысла), отражающая сущностный ценностный смысл события, которому посвящена программа.
Концепция применительно к явлениям художественного творчества рассматривается в литературе как феномен, определяющий стратегию художественных школ, их методов, течений и направлений, в том числе и отдельного художественного произведения. Художественные произведения, созданные великими мастерами, во все времена отличались идейно-концептуальной направленностью, отвечающей ментальным интересам общества, что и определило их статус непреходящих духовных и культурных ценностей.
По нашим наблюдениям, современные формы культуры, в том числе и культурно-досуговые программы, привлекают внимание потенциальных реципиентов познавательной направленностью содержания, первые приметы которого уже выявляются в названии (заглавии) той или иной программы.
Согласно теории литературоведения [5], заглавие - это стянутое до объёма двух-трёх слов литературное произведение, а само произведение - развёрнутое до конца заглавие. Краткость, информационная ёмкость, оригинальность, смысловая привлекательность - сущностные черты заглавия. В заглавии, как правило, просматривается идейно-концептуальная основа, формирующая побудительную познавательную мотивацию реципиента. В названии художественного произведения, в том числе и культурно-досуговой программы, отражаются приметы времени, востребованные в обществе идеи, мнения, назревшие бытовые и социальные проблемы.
Так, примером мировоззренческой идеи-концепции, заключённой в названии программы, может служить ставший традицией праздничный бал выпускников школ Санкт-Петербурга - «Алые паруса», собирающий многотысячную молодёжную аудиторию не только города, но и молодёжь других регионов России, устремляющейся в этот день к берегам Невы, чтобы окунуться в романтическую атмосферу этого праздника, воочию увидеть плывущий корабль под алыми парусами, ставший стойким символом вступления молодых людей в новую жизнь, свершения всех стремлений и светлых мечтаний.
Привлекает внимание своим ненавязчивым пафосом концептуальное название праздника города «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь» (пгт Шаховская, Московская область), в котором отчётливо просматривается идея уважительного и бережного отношения к истории и традициям своей малой родины.
Сформированный замысел предопределяет целенаправленный отбор выразительных средств, на основе которых моделируется содержание культурно-досуговой программы. Следует заметить, что студенты заоч-
ного обучения, осуществляющие организацию программ в своих учреждениях культуры, отмечают эту процессуальную часть технологии как самую затруднительную. Объясняется этот факт отсутствием у многих специалистов-практиков достаточных знаниевых представлений о специфике выразительных средств, элементарных закономерностях функционирования и механизмах их взаимодействия в культурно-досуговой программе.
Решение этой проблемы во многом зависит от количества учебных часов, отведённых на изучение этой части технологии программы. Так, например, на творческих специализациях вузов искусств и культуры изучение выразительных средств той или иной культурной формы выделяется в отдельный предмет, позволяющий студентам основательно усвоить эту ключевую позицию.
Искусное оперирование средствами выразительности - одно из основополагающих профессиональных умений специалиста досуга. Началом этого процесса выступает понимание, что выразительные средства - это искусственно созданный язык поэтического творчества (понятия «язык искусства», «язык культуры»», «язык поэтического творчества» были введены А.А. Потебней), функциональная роль которого заключается в передаче различных видов информации в художественных образах и формах. При этом выразительные средства - это системное образование, представляющее структурный набор изобразительно-выразительных элементов, адекватно соответствующих тому или иному виду творческой деятельности.
Характерный для культурно-досуговой программы исторически сложившийся синкретизм предопределяет формирование структуры выразительных средств, включающей неограниченное разнообразие документального, художественного и технического творчества, явлений живой и социальной природы и других форм человеческой жизнедеятельности.
Практикой организации культурно-досуговых программ доказано, что в данной структуре ведущую роль играют выразительные средства искусства, усиливающие не только художественное качество программы, но и обеспечивающие её презентацию как художественной формы.
Многие режиссёры-постановщики массовых представлений отмечали необходимость знания всех видов искусств (А.Д. Силин, И.М. Туманов, И.Г. Шароев). Интерес представляет суждение о мастерстве писателя К.Г Паустовского: «...знание всех смежных областей искусства - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки необыкновенно обогащают внутренний мир прозаика и придают особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов, свойственным поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясности линий скульптуры и ритмов и мелодичностью музыки» [8, с. 178].
Понятно, что знание видов искусств не только повышает общий уровень эрудиции специалиста досуга, но и формирует умение оперировать их выразительными средствами - языком звуков музыки, пластических движений танца, языком художественно организованного слова, как правило, объединяющего все выразительные компоненты программы. Эти требования в полной мере касаются специалистов досуга - сценаристов-постановщиков программ.
В практике организации культурно-досуговых программ сложились устойчивые технологические способы введения выразительных средств искусств в структуру данных программ:
— первый способ предусматривает создание оригинальных художественных произведений - речевых, вокальных, музыкальных, пластических, видеосюжетов и других специально для конкретной программы, в соответствии с потребностью её идейно-тематического замысла;
— второй способ - заимствование самостоятельно существующих известных произведений литературы и искусства, выступающих в качестве цитаты, аргумента, подтверждающих ту или иную мысль программы;
— третий способ, ремейк, - переделка известных художественных произведений, преследующая цель трансляции какой-либо идеи на основе ассоциативного использования мотивов и содержания авторитетных художественных источников, но при этом оперирование данным способом требует от специалиста досуга профессиональной этики, художественного вкуса, чувства меры, исключающих мировоззренческие смысловые искажения используемых произведений.
В то же время культурно-досуговая программа не может быть осуществлена вне композиционного построения её содержания. Композиционная организация отобранного материала завершает сценарную разработку программы и является неотъемлемой частью технологии её создания. Актуализация этой ключевой позиции обусловлена функциональными свойствами композиции, определяющими как технологическую основу построения различных художественных произведений в том числе и культурных программ, так и творческую, дающую возможность данным произведениям предстать перед реципиентом в оригинальной форме и содержании.
Следует заметить, что специальных научных исследований специфики композиционного построения различных форм культурно-досуговой деятельности практически не осуществлялось, отсутствует и учебная дисциплина, направленная на углублённое изучение этой части технологии культурно-досуговых программ. Освоение феноменальных свойств композиции и особенностей их проявления в различных формах и жанрах данных программ позволяет сформировать у студентов такие профессиональные качества, как эстетический вкус (чувство меры), композиционное
мышление (понимание структурной целостности программы, заключающейся в оптимальном сочетании и взаимодействии частей и целого), чувство гармонии формы и содержания, выступающей критерием совершенства и др. При этом следует обратить внимание студентов, что, наряду с устойчивыми базовыми основаниями, композиция не знает творческих ограничений и в каждом отдельном случае представляет оригинальную конструкцию, обусловленную замыслом сценариста-постановщика куль-турно-досуговой программы.
Первичным ориентиром композиционного построения культурно-досу-говых программ могут служить устоявшиеся в практике принципы драматургической организации программы:
— дивертисментный - предполагающий набор содержательных компонентов, не обусловленных какой-либо сюжетно-преемственной связью, но с точки зрения композиционного построения важно выделить элементы, условно акцентирующие начало, середину (кульминацию) и завершение программы;
— сюжетно-тематический - предполагает отбор содержательных компонентов в соответствии с тематическим замыслом программы, требующих преемственной сюжетной связи, в которой чётко выделяются структурные элементы композиции - экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация, развязка и окончание, чаще реализуемые в художественно организованном слове ведущего, выполняющего функцию сквозного действия в программе;
— театрализованный - предполагает организацию программы с опорой на базовые основы театральной драматургии, которой присущи художественный вымысел, образная персонификация, развитие действия на основе конфликта, протекающего строго по указанным выше законам композиционного построения.
Режиссёрско-постановочное обеспечение является неотъемлемой частью технологии культурно-досуговых программ, реализующей функцию организации (воплощения) данных программ в реальном времени и пространстве. На сегодняшний день в распоряжении специалистов досуга имеется достаточно большое количество литературы, в которой раскрывается творческий опыт известных мастеров режиссуры массовых представлений, и других зрелищных форм (Э.В. Горюнова, А.Д. Силин, И.М. Туманов, И.Б. Шубина, И.Г. Шароев и др.). Однако чётко сформулированные закономерности и сформированные на их основе ключевые позиции и понятия, образующие знаниевую базовую основу данной деятельности, практически отсутствуют, в этой связи и ссылки на эти источники в самостоятельных работах студентов встречаются весьма редко.
В процессе освоения этой части технологии важно обратить внимание студентов, что постановочный процесс в культурно-досуговой программе
базируется на теоретико-концептуальных основаниях режиссуры -системном подходе к созданию сценического произведения (К.С. Станиславского), художественной целостности спектакля (А.Д. Попова), сущностных свойствах профессии режиссёра (В.И. Немировича-Данченко). В то же время в процессе постановки культурно-досуговой программы специалист досуга сталкивается с особенностями, такими как специфическая форма драматургии программы, существенно отличающаяся от классической (театральной) драматургии, разновидностью драматического действия, обусловленного типологическими различиями программ, способом общения, в котором субъект (исполнитель) и объект (реципиент) вступают в субъектно-субъектное взаимодействие, вместе создающее досуговое действие, спецификой монтажного соединения разнофактурных и разножанровых выразительных средств, наконец, владение объективно заданным творческим методом, соответствующим определённому типу программы (метод игры, иллюстрации, театрализации).
Всё обозначенное выше, безусловно, требует более расширенных и углублённых теоретических разработок в направлении систематизации ключевых понятий и позиций, определяющих специфику режиссёрско-по-становочного обеспечения культурно-досуговой программы.
В заключение отметим: запрос российского гражданского общества на художественно организованные культурные формы, обладающие глубоким интеллектуальным содержанием, неоднократно доказывался социологическими и специальными исследованиями, а также практикой деятельности учреждений культуры. Духовный фон, формируемый данными учреждениями в пространстве своей деятельности, всё больше становится конкурентной культурной силой, способной противостоять симулякрам массовой культуры.
Возможность культурно-досуговой программы наравне с другими формами культуры участвовать в формировании духовного мира личности и общества во многом зависит от профессионального исполнения технологий программ, субъектом которого будет выступать специалист, обладающий глубокими базовыми знаниями данных технологий и умением органично сочетать их с новыми технологическими тенденциями, постоянно возникающими в сфере социально-культурной и досуговой деятельности.
Литература
1. Аристотель. Этика, Эстетика. Поэтика. Минск: Харвест, 2011. 1280 с.
2. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен
// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
2003. № 2. С. 72-79.
3. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2012. 480 с.
4. Козловский В.И. Креативные аспекты рекламной коммуникации. М.: МГУКИ, 2002. 175 с.
5. Литературный словарь. М.: Луч. 2007. 320 с.
6. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990 672 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1983. 816 с.
8. ПаустовскийК.Г. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. Золотая роза. Повесть. Рассказы. М., Художественная литература, 1972. 429 с.
9. Самохвалова В.И. Язык искусства. М.: Знание, 1982. 64 с.
10. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
11. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-до-суговых программ: учеб. пособ. для студ. вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2014. 238 с.
12. Тихоновская Г.С. Теоретико-методологические основы технологии культур-но-досуговых программ. М.: МГИК, 2017. 167 с.
13. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006. 646 с.