работу, адаптироваться в коллективе, сделать первые карьерные шаги, сменить работу в случае неудачи, сменить профессию, если была допущена ошибка при ее выборе, и т.д. Таким образом, система высшего образования, учитывающая интересы выпускников, должна решить вопрос о том, каковы те компетенции, которые должен формировать любой вуз у своих студентов. В равной мере студент должен понимать, каковы те качества, которые он должен культивировать в себе в период обучения в вузе, независимо от того, какую специальность он приобретает.
Рынок труда только усиливает остроту данного вопроса, поскольку ситуация на нем весьма динамична. Постоянно меняются номенклатура выпускаемой продукции, система управления производством, оборудование, технологические процессы, система контроля качества, формы собственности, юридические нормы и т.п. В этих условиях очевидно, что высшее образование не может дать человеку всех знаний, которые будут необходимы ему в течение долгой про-
фессиональной жизни. С точки зрения работодателя высшее образование должно формировать те качества специалиста, которые сделают его конкурентоспособным на рынке труда, поскольку конкурентоспособность предприятия тесно связана с личными профессиональными качествами работающих на нем людей.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в связке с междисциплинарным является важной задачей для преподавателя иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации в неязыковом вузе. Ее успешное решение позволит интегрировать и актуализировать информацию по различным предметам, формировать позицию к избранной профессии путем решения и обсуждения проблемных ситуаций, развивать личностные качества, способствовать появлению и упрочнению профессиональных мотивов и качеств. Занятия по иностранному языку могут быть построены так, как этого требуют интересы студентов.
Библиографический список
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Златоуст, 1999. 472 с. 2. Баранников А.В. Компетентностный подход и качество образования. М., 2008.
3. Государственный Образовательный стандарт высшего профессионального образования.- http:/ntf.vspu.ac.ru
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2002. №5. С.34-42.
5. Иванцова Н.А. Условия становления субъектной позиции студента в образовательном процессе высшего профессионального образования // Вестник ИрГТУ. 2008. №3. С.227-229.
6. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.,1980.
7. Мастерство и личность учителя. На примере преподавания иностранного языка / Е.И.Пассов [и др.]. М.: Флинта, 2001. 240 с.
8. Солдатенко И.В. Реализация междисциплинарного подхода на занятиях по иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации в неязыковом вузе // Вестник ИрГТУ. 2011. №9. С.279-282.
9. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. Совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей). 13 мая 2011 г. иР1_: http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm
УДК 338.465(571.53)
КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РАЙОНАХ ЦЕЛИННОГО ОСВОЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950-1970-х ГГ.
Л
М.Р.Татарникова1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассматривается значительное увеличение темпов культурно-бытового строительства в сельских районах Иркутской области. Отмечено, что это было вызвано начавшимся освоением целинных и залежных земель в восточных районах страны. Строительство было направлено на увеличение объектов культуры и социального значения.
Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: строительство; целинные и залежные земли; объекты культурно-бытового значения; электрификация; радиофикация.
CULTURAL AND COMMUNITY DEVELOPMENT ON IRKUTSK REGION VIRGIN LANDS IN 1950-1970s M.R. Tatarnikova
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003.
The paper reports that the significant growth in the pace of cultural and community development in the rural areas of the Irkutsk region was caused by the initiation of virgin and long-fallow lands development in the eastern parts of the country.
1Татарникова Марина Романовна, аспирант, тел.: 89246091848, e-mail: [email protected] Tatarnikova Marina, Postgraduate, tel. 89246091848, e-mail: [email protected]
Construction was aimed at increasing the number of cultural and social objects. 14 sources.
Key words: construction; virgin and long-fallow lands; cultural and social objects; electrification; installation of radio.
После сентябрьского пленума 1953 г. «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» культурно-бытовое строительство в колхозах и совхозах Иркутской области приобрело широкий размах. Центральные органы, местные партийные и советские организации по мере укрепления колхозов и совхозов стали придавать больше значения жилищному и культурно-бытовому строительству на селе.
В 1953 г. культурно-бытовое строительство в районах освоения целинных и залежных земель находилось в неудовлетворенном состоянии и не отвечало задачам, поставленным Сентябрьским Пленумом 1953 г. В большинстве населенных пунктов не было клубов, изб-читален, библиотек, радио, где могли бы проводить культурное время работники колхозов и совхозов. Во многих сельских клубах не было выставок, рассказывающих о передовых колхозниках или механизаторах.
Если раньше даже экономически «крепким» колхозам запрещалось расходовать деньги на культурное и бытовое строительство, то в новых условиях было указано, что «крепкие» колхозы могут использовать часть своих средств на строительство детских садов, яслей, родильных домов, выделять необходимые средства для строительства клубов и многого другого, что необходимо для полноценной жизни в сельской местности. «Следует также рекомендовать колхозам оказывать помощь колхозникам в производстве ремонта и строительства домов и надворных построек ...в удовлетворении других личных нужд колхозников» [1].
Предусматривалось увеличение продажи колхозам строительных материалов, отсутствие которых резко тормозило строительство в сельской местности. Это был по существу новый подход к вопросу, определивший и темпы, и характер самого строительства в сельской местности, которому до данного момента не уделяли особого внимания.
Насколько возросли объемы капитального строительства в Иркутской области, видно из следующих данных. За 1946-1950 гг. освоено капиталовложений на сумму 4664 млн рублей, из них на жилищное строительство - 190,2 млн рублей, а за 1951-1952 гг. объем капиталовложений составил уже 4732 млн рублей, из них на жилищное строительство - 535 млн рублей. На 1953 г. объем капиталовложений составил 2787,5 млн рублей [2].
Рост культуры среди крестьянства в колхозах и совхозах области, подъем сельской экономики, большие миграционные процессы после окончания Великой Отечественной войны, более тесное общение с городом через поездки на учебу колхозников и студентов, экскурсии и многое другое повлияло и на планировку самих жилых домов, которые стали строиться в сельской местности. По своей конструкции, полезной площади, кубатуре, планировке комнат, размерам окон дома колхозников более и более приближались к
типу городских квартир в отличие от старых деревенских хат и изб, низких, с небольшими окнами. В убранстве домов колхозников во всех без исключения районах страны стали преобладать элементы городского интерьера. Цитата из протокола Бюро Обкома КПСС: «... пора уже заняться и благоустройством колхозных деревень. Многие колхозные деревни Иркутской области имеют грустный вид. Новых домов почти нет в колхозах, а старые дома, как правило, стоят без крыш, без дворов и они производят тяжелое впечатление. Известно, что колхозники не имели возможности купить для своей крыши пиломатериал, гвозди и т.д. Но пришла пора по-серьезному решать вопросы, чтобы каждая колхозная деревня имела красивый и благоустроенный вид» [3].
Увеличилось производство кирпича. Если в 1940 г. в Иркутской области производилось 74 млн штук красного кирпича, то в 1952 г. производство кирпича составило 307,5 млн штук, в 1953 г. - 350 млн штук. В 1953 г. были введены в эксплуатацию Ново-Лисинский и Усольский кирпичные заводы [4].
Статистика показывает, что в 1953-1958 гг. количество вновь построенных домов возросло почти вдвое по сравнению с предшествующим пятилетием, когда шло бурное восстановление разрушенного войной жилого фонда. В 1956-1964 гг. ежегодно строилось от 400 до 800 тыс. жилых домов [5].
Стремясь создать условия для культурного обслуживания трудящихся, с 1950-х гг. активно вели строительство учреждений культуры в Аларском, Ну-кутском, Боханском районах. Так, с 1957 г. в Аларском районе построили 7 клубов. В Нукутском районе построили и сдали в эксплуатацию 9 клубов [6].
Например, в колхозе «Идеал» Аларского района в 1956 г. был построен колхозный Дом культуры на 300 мест, в котором имелись библиотека, кинобудка, типовая контора колхоза с кабинетами для председателя, его заместителя, агронома, зоотехника, секретаря парторганизации и большой комнатой для бухгалтерии. Также 10 колхозников в колхозе в 1956 г. получили большие новые дома. Появился в этом же году радиоузел, 20 домов для колхозников, детские ясли, четырехрядный коровник на 200 голов (из бутового камня), два свинарника и летний лагерь. По всему Алар-скому району в 1955 г. было построено 86 жилых домов. План строительства по району был выполнен на 106%, особенно успешно справились сельхозартели «Идеал», «Гигант», «Красный Нельхай», колхозы им. Маленкова, им. Кирова. На электрификацию района было выделено 1380 тыс. рублей. На МТС были возложены задачи по оказанию помощи колхозам в строительстве, транспортировке строительных материалов, распиловке леса. В колхозе им. Маленкова была создана своя строительная бригада, которая состояла из 16 человек [7].
Строительство шло и в самом окружном поселке Усть-Орда. В северной его части вырос новый район,
где жили мелиораторы, построили новый кинотеатр. Впервые в истории поселка стали закладывать двухэтажные кирпичные дома: комбинат бытового обслуживания, магазины, новый пищекомбинат, жилые дома.
В колхозе им. Парижской Коммуны Тулунского района в 1954 г. был построен клуб на 400 мест [8].
В 1950-х гг. стали заниматься культурным досугом в районах области. Например, в колхозе «Гигант», крупнейшем в Нижнеудинском районе, с 1954 г. полеводческие бригады оформляли красные уголки, где колхозники могли обсуждать свои повседневные дела, читать газеты, слушать радио. В красных уголках проводили работу агитаторы, которые занимались просветительской работой в колхозах и совхозах.
В 1950-х гг. колхозы стали увеличивать количество подписчиков на газеты и журналы. В 1954 г. в Нижнеудинском районе выписывали газеты и журналы 343 человека. Правление артели на 1955 г. выписывало более чем на 1200 рублей периодической литературы [9].
Также важный вопрос - радиофикация колхозов, от которого напрямую зависел не только информационный поток, но и комфортность проживания в сельской местности. Благодаря радиофикации оторванные от города сельские жители могли своевременно получать всю важную информацию. После 1953 г. работа по радиофикации сел и деревень получила значительный размах. В то же время Иркутская область на
1953 г. была слабо радиофицирована. В 1953 г. было радиофицировано всего 14% колхозных дворов по всей области и построено 50 радиоузлов. Но уже в
1954 г. было установлено около 10 тыс. радиоточек в колхозах [10].
Освоение целинных земель значительным образом повлияло на строительство в колхозах и совхозах Иркутской области в 1950-1970-х гг. В с. Барлук Куй-тунского района в 1953 г. была построена средняя школа, в стенах которой учились в 1950-х годах 393 человека, учителей в данной школе было 26 человек. «Изменился облик села Барлук. Имеется колхозный клуб, колхозный Дом культуры, три библиотеки. Электростанция, построенная в МТС, которая давала энергию на все общественные объекты колхоза, МТС и одновременно освещала дома рабочих, колхозников и служащих. Одновременно были проведены работы по ратифицированию и телефонизированию села» [11].
Большие изменения происходили в электрификации сел. Построена линия электропередач (35-10 киловольт и низковольтная) протяженностью 2005 километров, началось строительство высоковольтной линии Ангарск - Усть-Ордынский в 1957 г. Электроэнергию получили в 1957 г. 82 колхоза из 46 на тот момент времени. На электрификацию сельского хозяйства в Усть-Ордынском национальном округе за 1954-1957 гг. было потрачено более 33,6 млн рублей. Все колхозы и МТС Аларского района в 1957 г. были подключены к электроэнергии [12].
В рамках государственной программы по разви-
тию сельского хозяйства промышленные предприятия Иркутской области также должны были оказывать шефскую помощь колхозам и совхозам области. Так, в колхозе «Прогресс» Усольского района абразивным заводом была построена теплица площадью 209,5 кв.м с боровым отоплением. В колхозе «Страна Советов» Усольского района завод горного оборудования в 1954 г. построил котельную, была также проведена высоковольтная линия, установлены трансформаторы. Костинский леспромхоз Алзамайского района осуществлял шефство над колхозом им. Будённого и в 1954 г. взял обязательство построить там конный двор на 40 голов из материалов колхоза [13].
Культурно-бытовому развитию села способствовала также Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, в числе ее участников были передовые хозяйства СССР. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка проходила в Москве, она была регулярной и являлась большим стимулом для всех колхозов и совхозов страны. Она имела большое культурное и хозяйственное значение, также пропагандировала достижения сельского хозяйства.
На начало 1965 г. в Иркутской области имелось 58 совхозов и 173 колхоза. Совхозы области были полностью обеспечены электроэнергией, а колхозы - 152 или 88 % от их общего числа. За 1958-1964 гг. удельный вес электрифицированных колхозов повысился на 23%. Не пользовался электроэнергией только 21 колхоз, в том числе в удаленном Катангском районе из 13 сельхозартелей не пользовались электроэнергией 10, в Бодайбинском районе не пользовались электроэнергией 2 и в Братском районе 5 колхозов [14].
С конца 1960-х гг. шло замедление хода строительства на селе, систематически срывались директивные сроки представления технической документации и открытия финансирования. Медленно решались вопросы районной планировки, разработки и улучшения проектов застройки колхозов и совхозов. В то же время период целинного освоения 1950-1970 гг. можно сказать «вдохнул новую жизнь» в сельское строительство, которому ранее практически не уделяли внимания, стремясь лишь только получать прибыль от колхозов и совхозов. С 1950-х колхозники смогли немного приблизиться к уровню городского жителя, также пользоваться коммунальными благами, слушать радио, частично были механизированы средства производства, что во многом облегчало жизнь на селе. Изменилась и планировка, квартиры стали просторнее и светлее. Колхозники могли также ходить в магазины за покупками, читать книги в библиотеке, смотреть фильмы в Доме культуры. Все это говорит о том, что целинное освоение не только благотворно повлияло на увеличение урожайности за счет расширения освоенных земель, но повысило комфортность жизни колхозников и совхозников. Значительно выросла и материально-техническая база: была восстановлена и расширена сеть машинно-тракторных станций, повышена их техническая оснащенность, увеличены поставки сельскохозяйственной техники.
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. М., 1971. Т. 6. С. 433.
2. ГАНИИО, ф. 127, оп. 67, д. 2, с. 2.
3. ГАНИИО, ф. 127, оп. 35, д. 9, с. 151.
4. ГАНИИО, ф. 127, оп. 67, д. 2, с. 4.
5. ГАНИИО, ф. 447, оп. 14, д. 29, с. 51.
6. Народное хозяйство СССР. М.: Статистика,1963. С. 514.
7. В борьбе за выполнение плана // Усть-Ордынский национальный округ, газета «Знамя Ленина», 18.07.1956 г., № 84. С. 3.
ский список
8. ГАНИИО, ф. 127, оп. 35, д. 11, с. 155.
9. Культурно-бытовое строительство // ВСП, 23.01.1955 г., № 19.
10. Строительство на селе // ВСП, 18.01.1955 г., № 14.
11. Повышение производительности труда // Куйтунский район, газета «Коммунар», 22.04.1955 г., № 48, с. 1.
12. ГАНИИО, ф. 447, оп. 14, д. д. 29, с. 70.
13. ГАНИИО, ф. 127, оп. 45, д. 265, с. 9.
14. ГАИО, ф. р-1827, оп. 1, д. 75, с. 1.
УДК 316:33
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ДИСКУРСЕ
л
В.В.Тетерин1
Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 3.
Статья представляет собой обобщающий анализ существующих в зарубежной и отечественной социальной теории подходов к определению понятия «качество образования». Актуальность рассматриваемой в статье проблемы задается социокультурным контекстом развития как самого института образования, так и относительно нового для этого института феномена качества. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: образование; система образования; качество образования; оценка качества; теоретический подход.
ACTUALIZING "QUALITY OF EDUCATION" CONCEPT IN MODERN SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCOURSE V.V. Teterin
Irkutsk State University, Institute of Social Sciences, 3 Lenin St., Irkutsk, 664003.
The article presents a generalizing analysis of existing in the foreign and domestic social theory approaches to the definition of the concept of "quality of education". The urgency of the problem under consideration is determined by the soc i-ocultural context of the development of both the institute of education, and the phenomenon of quality, which is rather new for this institute. 11 sources.
Key words: education; education system; quality of education; quality rating; theoretical approach.
Сфера образования в современных условиях является объектом изучения целого ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, социологии и с недавнего времени экономики. Чем обусловлен такой высокий интерес к феномену образования, почему эта сфера жизнедеятельности человека находится в поле научных интересов обширного круга исследователей? Прежде всего, актуальность исследований феномена образования определяется возрастающей общественной значимостью образования как многомерного явления, отражающего тенденции развития современного общества. Образование становится основополагающим фактором социально-экономического и культурного развития государства, его конкурентоспособности на мировом рынке и влияния на глобальные процессы в любой сфере, будь то экономика или политика. Современные национальные системы образования претерпевают серьёзные изменения: меняют-
ся приоритеты, структура, содержание образования, вводятся новые стандарты, появляются новые типы образовательных учреждений [1]. Ведущими приоритетами образовательной политики становятся интеграция организационных и функциональных структур, эффективное распределение ресурсов внутри системы, пересмотр и адаптация образовательных программ к меняющимся условиям и запросам основных потребителей образовательных услуг. Результат образовательной деятельности становится не просто конечным продуктом, а выполняет функции регулирования и обратной связи в современном обществе. На этом фоне возрастает интерес теоретиков и практиков образовательной деятельности к понятию «качество образования».
Исключительная актуальность обеспечения качества образования, по мнению большинства исследователей, определяется объективными причинами,
Четерин Василий Васильевич, аспирант, тел.: 89501193567, e-mail: [email protected] Teterin Vasily, Postgraduate, tel.: 89501193567, e-mail: [email protected]