Научная статья на тему 'Возвращение представителей этнических общностей Дагестанской АССР (аварцы, даргинцы и др. ) из восстановленной Чечено-Ингушской АССР в 1957-1960-е гг. И работа органов государственной власти по их обустройству'

Возвращение представителей этнических общностей Дагестанской АССР (аварцы, даргинцы и др. ) из восстановленной Чечено-Ингушской АССР в 1957-1960-е гг. И работа органов государственной власти по их обустройству Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
425
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ АССР / ПЛОСКОСТНАЯ ЗОНА / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950-Х НАЧАЛО 1960-Х / ВОЗВРАЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР / АВАРЦЫ / ДАРГИНЦЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ЛЬГОТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ / DAGESTAN ASSR / PLAIN TERRITORY / THE SECOND HALF OF THE 1950S EARLY 1960S / THE RETURN OF THE POPULATION FROM THE CHECHEN-INGUSH ASSR / AVARS / DARGINS / RESETTLEMENT LAND FUND / ECONOMIC ARRANGEMENT OF SETTLERS / STATE AID / RESETTLEMENT BENEFITS / ADMINISTRATIVE MEASURES FOR SETTLERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамазанова Дильшад Шагидиновна

В статье освещается ход процесса возвращения в Дагестанскую АССР представителей этнических общностей республики (аварцы, даргинцы и др.), размещенных в 1944 г., исходя из экономической целесообразности, в «новых районах ДАССР» (Веденский, Ножай-Юртовский, Саясановский, Чеберлоевский, а также Курчалоевский и Шароевский районы, за исключением северо-западной части этих районов, и восточная часть Гудермесского района), переданных республике после спецпереселения чеченцев и ликвидации Чечено-Ингушской АССР. Представлена картина проведенной органами государственной власти ДАССР масштабной перекройки территории в плоскостной зоне Дагестанской АССР, где под строительство новых поселков для переселенцев был создан Переселенческий земельный фонд. Освещаются решения директивных органов, методы и характер их работы, направленной на обустройство переселенцев, в том числе и меры административного давления на местные структуры власти и волю переселенцев. Приводятся архивные документы, подтверждающие, что организация совхозов, строительство переселенческих поселков, хозяйственное устройство переселенцев на необжитых землях сопровождались оказанием значительной государственной помощи и предоставлением им льгот по переселению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рамазанова Дильшад Шагидиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The return of the representatives of the ethnic communities of the Dagestan ASSR (Avar, Dargin and other people) from the restored Chechen- Ingush ASSR in 1957-1960s and the resettlement assistance activity by public authority

In 1944, due to economic expediency, the representatives of the ethnic communities (Avar, Dargin and other people) were resettled in the “new districts of the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic” (Vedensky, Nozhai-Yurtovsky, Sayasanovsky, Cheberloevsky, as well as Kurchaloevsky and Sharoevsky districts except for the northwestern part of these districts and the eastern part of the Gudermessky district). These districts were transferred to the republic after the special resettlement of the Chechens and the abolition of the Chechen-Ingush ASSR. The study described the return of the representatives of the ethnic communities (Avar, Dargin and other people) to the Dagestan ASSR. The study presented a large-scale reconstruction of the plain territory in the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic, where public authorities created a Resettlement Land Fund for the construction of new settlements for displaced persons. The author considered the resolutions of the decision-making bodies, the methods and nature of their resettlement assistance activities, including administrative pressure on local power structures and the will of immigrants. The research provided the archival documents confirming that the creation of state farms, the construction of resettled settlements, the economic arrangement of settlers in the uninhabited lands were accompanied by the provision of massive state aid and resettlement benefits.

Текст научной работы на тему «Возвращение представителей этнических общностей Дагестанской АССР (аварцы, даргинцы и др. ) из восстановленной Чечено-Ингушской АССР в 1957-1960-е гг. И работа органов государственной власти по их обустройству»

УДК 94:325.254.2(=1.470.67+470.66)"1957/1960" Рамазанова Дильшад Шагидиновна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории России XX-XXI вв.

Дагестанского государственного университета

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР (АВАРЦЫ, ДАРГИНЦЫ И ДР.) ИЗ ВОССТАНОВЛЕННОЙ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР В 1957-1960-Е ГГ. И РАБОТА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ИХ ОБУСТРОЙСТВУ

https://doi.org/10.24158/fik.2018.4.19 Ramazanova Dilshad Shagidinovna

PhD in History, Associate Professor, Department for Russian History of the XX-XXI Centuries, Dagestan State University

THE RETURN OF THE REPRESENTATIVES OF THE ETHNIC COMMUNITIES OF THE DAGESTAN ASSR (AVAR, DARGIN AND OTHER PEOPLE) FROM THE RESTORED CHECHEN-INGUSH ASSR IN 1957-1960S AND THE RESETTLEMENT ASSISTANCE ACTIVITY BY PUBLIC AUTHORITY

Аннотация:

В статье освещается ход процесса возвращения в Дагестанскую АССР представителей этнических общностей республики (аварцы, даргинцы и др.), размещенных в 1944 г., исходя из экономической целесообразности, в «новых районах ДАССР» (Веденский, Ножай-Юртовский, Саясановский, Чеберлоев-ский, а также Курчалоевский и Шароевский районы, за исключением северо-западной части этих районов, и восточная часть Гудермесского района), переданных республике после спецпереселения чеченцев и ликвидации Чечено-Ингушской АССР. Представлена картина проведенной органами государственной власти ДАССР масштабной перекройки территории в плоскостной зоне Дагестанской АССР, где под строительство новых поселков для переселенцев был создан Переселенческий земельный фонд. Освещаются решения директивных органов, методы и характер их работы, направленной на обустройство переселенцев, в том числе и меры административного давления на местные структуры власти и волю переселенцев. Приводятся архивные документы, подтверждающие, что организация совхозов, строительство переселенческих поселков, хозяйственное устройство переселенцев на необжитых землях сопровождались оказанием значительной государственной помощи и предоставлением им льгот по переселению.

Ключевые слова:

Дагестанская АССР, плоскостная зона, вторая половина 1950-х - начало 1960-х, возвращение населения из Чечено-Ингушской АССР, аварцы, даргинцы, Переселенческий земельный фонд, хозяйственное устройство переселенцев, государственная помощь, льготы по переселению, меры административного воздействия на переселенцев.

Summary:

In 1944, due to economic expediency, the representatives of the ethnic communities (Avar, Dargin and other people) were resettled in the "new districts of the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic" (Vedensky, Nozhai-Yurtovsky, Sayasanovsky, Cheberloevsky, as well as Kurchaloevsky and Sharoevsky districts except for the northwestern part of these districts and the eastern part of the Gudermessky district). These districts were transferred to the republic after the special resettlement of the Chechens and the abolition of the Chechen-Ingush ASSR. The study described the return of the representatives of the ethnic communities (Avar, Dargin and other people) to the Dagestan ASSR. The study presented a large-scale reconstruction of the plain territory in the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic, where public authorities created a Resettlement Land Fund for the construction of new settlements for displaced persons. The author considered the resolutions of the decision-making bodies, the methods and nature of their resettlement assistance activities, including administrative pressure on local power structures and the will of immigrants. The research provided the archival documents confirming that the creation of state farms, the construction of resettled settlements, the economic arrangement of settlers in the uninhabited lands were accompanied by the provision of massive state aid and resettlement benefits.

Keywords:

Dagestan ASSR, plain territory, the second half of the 1950s - early 1960s, the return of the population from the Chechen-Ingush ASSR, Avars, Dargins, Resettlement Land Fund, economic arrangement of settlers, state aid, resettlement benefits, administrative measures for settlers.

После объявленной руководством СССР в 1957 г. реабилитации репрессированных народов большинство из них получили право на возвращение в родные места. При восстановлении Чечено-Ингушской АССР и изменении административных границ Дагестанской АССР заселенные в 1944 г. в «новые районы» [1] на земли спецпереселенцев (чеченцев) большие группы людей аварской и даргинской национальности во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. вынуждены были освободить уже обжитые земли и вернуться на прежнее место жительства, в разрушенные в большинстве своем населенные пункты, а также осваивать новые места поселения. Данные события в той или иной степени нашли отражение в современной исторической литературе [2]. Вместе с тем выявленные в фондах Центрального государственного архива Республики

Дагестан новые документы позволяют реконструировать полную картину процесса возвращения «дагестанцев» в ДАССР и их хозяйственного обустройства в указанный период.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современной Республике Дагестан широко распространено мнение о том, что гражданам, вернувшимся в 1950-1960-х гг. из восстановленной Чечено-Ингушской АССР, государство не оказало какой бы то ни было помощи.

Относительно переселения дагестанского населения из восстанавливаемой ЧИАССР завотделом переселения и оргнабора рабочих Совета министров ДАССР А. Гамзатов в справке от 12 января 1957 г. на имя Председателя Совета министров республики М.-С.И. Умаханова отмечал: «Полагая, что данное переселение является не обычным..., а чрезвычайным явлением, считал бы необходимым просить бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет министров Федерации разрешить переселить в течение 1957-1959 гг. 11 тыс. семей колхозников, составляющих 47 колхозов Веденского, Андалалского, Ритлябского и Шурагатского районов, переданных из ЧИАССР, и разместить их на территории Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизилюртовского, Ленинского и Карабудахкентского районов, изъяв для этого необходимую часть земель у горных колхозов, закрепленных за ними на плоскости под зимние пастбища, а также отрезав излишки земель у колхозов плоскостных районов и образовав в местах вселения дополнительно два аварских и один даргинский район» [3, л. 203-208].

Расходы по переселению из ЧИАССР и хозяйственному устройству колхозов и населения, планировке 30 новых поселков, мелиоративному, водохозяйственному и ирригационному строительству, раскорчевке и подъему целины, обводнению и осушению земель, строительству домов для переселенцев, зданий под школы, больницы, медицинские пункты, административные и культурно-бытовые учреждения, строительству водоисточников, электростанций, дорог, мостов, линий связи и радиофикации, а также затраты на проведение проектно-изыскательных работ предполагалось отнести на счет государственного бюджета.

Правительство ДАССР, осведомленное о готовившихся центром (Москва) решениях по восстановлению ЧИАССР, заранее определилось со своей позицией в данном вопросе: 1) вернуть в состав ЧИАССР ее районы, 2) возвратить в ДАССР граждан республики, 3) взамен попытаться вернуть в состав ДАССР Кизлярский, Крайновский, Тарумовский, Ачикулакский и Карано-гайский районы [4, л. 4] бывшей Грозненской области, изъятые из состава Дагестана в 1938 г.

«Дагобком КПСС и Совет министров Дагестанской АССР просили ЦК КПСС решить положительно вопрос о возвращении в состав Дагестана» указанных районов, «с учетом того, что около 500 га земель колхозов Дагестана в виде отгонных пастбищ расположено именно на их территории» [5, с. 250-251]. Вскоре Кизлярский, Крайновский, Тарумовский и Караногайский районы бывшей Грозненской области были включены в границы Дагестанской АССР. В республике сформировалась новая обширная природно-экономическая зона по обоим берегам реки Терек в нижнем ее течении [6, л. 356].

Ходатайства дагестанского населения о переселении из ЧИАССР в адрес руководства ДАССР активно поступали с февраля до июня 1957 г. Республиканские же власти, в свою очередь, сообщали в центр, что «дагестанцы (в основном аварцы и даргинцы), проживавшие в Шу-рагатском, Веденском, Ритлябском и Андалалском районах, отошедших в состав ЧИАССР, возбудили ходатайство о переселении их в плоскостную зону Дагестанской АССР» [7, л. 41-44]. По мнению руководства ДАССР, это ходатайство было вызвано как экономическими соображениями, так и различием национальных особенностей и культуры аварцев, даргинцев и чеченцев, и власти посчитали целесообразным его удовлетворить. Прием переселенцев в районы их выхода в 1944 г. категорически запрещался до решения Совета министров ДАССР [8, л. 10].

По имеющимся данным, в феврале 1957 г. в указанных четырех вошедших в состав ЧИАССР районах насчитывалось 87 населенных пунктов, 47 колхозов, 11 200 хозяйств с населением 46 тыс. чел. (аварцы и даргинцы). В апреле и мае 1957 г. в различных справках, направляемых в центр, органами власти указывалось уже «48 колхозов с количеством населения до 12 тыс. хозяйств» [9, л. 9]. Из них по плану переселения первоначально было предусмотрено переселить в 1957 г. 4 тыс. хозяйств.

Однако осуществить мероприятия в строгом соответствии с планом не удавалось. Это следует из письма руководства республики на имя Председателя Совета министров РСФСР М.А. Яс-нова. В документе отмечается, что органы власти республики «в связи с непредвиденной обстановкой вынуждены были уже в прошлом году переселить 13 000 семей, из которых переселено в настоящее время (по состоянию на 19 октября 1957 г. - Д. Р.) 8,5 тыс.» [10, л. 398]. Ситуация серьезно осложнилась в связи с тем, что на тот период было построено «лишь 550 домов и 2 500 времянок, находились в строительстве 612 домов и 1 400 времянок». Сообщалось также, что «большинство переселенцев было размещено в малопригодных помещениях и палатках.

Это вызвало массовые заболевания, особенно детей» [11]. Указывался недостаток автотранспорта, что поставило «в катастрофическое положение переселение, обустройство колхозников, обеспечение продовольственными и промышленными товарами первой необходимости населения горных районов, завоз которых в осенне-зимний период невозможен. По этой же причине был сорван завоз топлива, овощей в города ДАССР. Почти приостановлено капитальное строительство и другие работы» [12]. В связи с этим последовали новые обращения в Правительство РСФСР о срочной помощи республике, в первую очередь автотранспортом.

Разница в данных, указанных в первоначальных планах органов власти и их же отчетах по переселению, объяснима. Она обусловлена решениями органов власти от 27 июня [13], 23 июля [14] и 22 августа [15] 1957 г. о переселениях из ЧИАССР, когда в Дагестанскую АССР разрешили переселиться и гражданам ДАССР, и русским не только из Шурагатского, Веденского, Ритлябского и Андалалского районов, но и из других районов ЧИАССР. (Например, из села Дал-лагкау (колхоз им. Сталина) Коста-Хетагуровского района в ДАССР возвратились 400 дагестанских хозяйств; из села Ачалуки (колхоз им. Хрущева) Малгобекского района ЧИАССР - 90 хозяйств; из села Хакмадой (колхоз им. Ленина) Цумадинского (Шароевского) [16] района - 100 хозяйств [17, л. 91-96]; из колхозов им. Калинина и им. Ленина Шалинского района ЧИАССР в совхоз Аксай Хасавюртовского района вернулись 280 хозяйств [18, л. 91-96].)

Для разработки мероприятий по организованному и планомерному переселению граждан республики из отошедших к ЧИАССР районов в марте 1957 г. была образована республиканская Комиссия под руководством зампредседателя Совета министров ДАССР Д.С. Азиева [19, л. 196-197].

Первоначально (из расчета намеченных под переселение 11 200 хозяйств с населением в 46 000 чел.) предполагалось осуществить следующие мероприятия: организовать в составе ДАССР из переселяемого населения четыре новых административных района, в том числе три аварских и один даргинский; создать переселенческий земельный фонд за счет земель колхозов «без дальнейшего оформления в вышестоящих инстанциях»; распространить льготы по переселению, предусмотренные постановлением Совета министров СССР от 19 февраля 1953 г. № 517, на колхозы и колхозников, переселяемых в ДАССР; организовать в составе треста «Дагестан-строй» строительное управление «с четырьмя крупными механизированными строительными участками с передвижными отрядами для осуществления строительства по переселению»; начиная с 1957 г. выделить средства на осуществление первоочередных мероприятий, в частности на проектно-изыскательные работы под строительство переселенческих поселков и индивидуальных жилых домов для переселенцев, строительство 11 200 жилых домов с надворными постройками для переселенцев из расчета по 16 тыс. р. каждый - 180 млн р., школ: 10 на 440 мест каждая и 20 по 280 мест - 36 млн р., административных зданий, бань и клубов (с читальнями и библиотеками) в 30 населенных пунктах - 45 млн р., больниц: 5 участковых по 25 койко-мест, 25 фельдшерско-акушерских медицинских пунктов - 12,5 млн р., сельских магазинов, складов и хлебопекарен - 15 млн р., дорог, мостов, линий связи, радиофикации и электрификации -45 млн р., бытового водоснабжения - 10 млн р. [20, л. 43].

Одновременно предусматривались и другие меры: выделить через Сельхозбанк колхозам в местах вселения долгосрочный кредит на возведение построек производственного назначения сроком на 15 лет, а также на приобретение рабочего и продуктивного скота для колхозных животноводческих ферм - сроком на 10 лет, выделить стройматериалы, транспортные средства [21, л. 43-44].

Совет министров РСФСР постановлением № 206 от 12 апреля 1957 г. разрешил Совету министров ДАССР переселить население из названных выше районов ЧИАССР. Однако республиканские органы власти не были удовлетворены решением, принятым Правительством РСФСР. По их мнению, оно не учитывало в полной мере все потребности республики для осуществления мероприятий по переселению граждан ДАССР из ЧИАССР. Это нашло отражение в письме-обращении от 25 апреля 1957 г. Председателя Совета министров ДАССР М.-С.И. Умаханова и первого секретаря Дагобкома КПСС А.Д. Даниялова к Председателю Совета министров РСФСР М.А. Яс-нову и секретарю ЦК КПСС по РСФСР Н.И. Беляеву. В письме читаем: «Учитывая особенности предполагаемого переселения 11 200 хозяйств колхозников-дагестанцев из ЧИАССР, мы просили установить и соответствующие льготы. Однако в постановлении Совета министров РСФСР от 12 апреля 1957 г. № 206 "О переселении колхозников Андалалского, Веденского, Ритлябского и Шурагатского районов по их просьбе из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР" льготы, которые испрашивались республикой и были поддержаны Совмином РСФСР перед Совмином СССР, не получили отражения. Между тем известно, что даже для колхозников, переселяющихся в плановом порядке с гор на плоскость, .Совет министров СССР распоряжением от 21 января 1956 г. № 343-р обязал Министерство финансов СССР выдавать колхозникам-переселенцам горных районов ДАССР кредит на строительство домов с надворными постройками в сумме до 15 тыс. р. на одну семью с отнесением 35 % ссуды на счет государственного бюджета. В связи с

изложенным и учитывая особенности переселения дагестанского населения из ЧИАССР Совет министров ДАССР и Обком КПСС вынуждены еще раз обратиться в Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет министров РСФСР и настоятельно просят принять первоначально согласованные в центральных органах предложения о кредитах и льготах для переселяемых колхозников из ЧИАССР в Дагестанскую АССР» [22, л. 33].

Кроме вопроса о льготах никак не решался и вопрос о формировании Переселенческого земельного фонда. Из сообщений Правительства ДАССР в центр следует, что свободными государственными земельными фондами, на которых возможно было бы разместить переселенцев, республика не располагала. В то же время отмечалось, что переселяемые из ЧИАССР в ДАССР граждане лишены возможности возвратиться в горы, откуда они были переселены в 1944 г.

Республиканские органы власти планировали создание переселенческих земельных фондов за счет: 1) земель, закрепленных за 57 колхозами 14 горных районов на плоскости площадью 25 760 га; 2) избыточных земель 20 колхозов плоскостных районов на площади 56 147 га, необходимых в основном для наделения переселенцев пахотной землей, а также для компенсации изымаемых земель у горных колхозов под переселение; 3) земель подсобных хозяйств и организаций общей площадью 3 953 га, в том числе: от Дагмясотреста - 2 400 га, завода Почтовый ящик № 1 - 1 153 га и земель спецназначения - 400 га. Одновременно намечалось изъять в Переселенческий фонд 2 500 га избыточных земель от совхоза «Аксай» системы Дагвинтреста в Хасавюртовском районе. Общая площадь земель, которая была намечена властями к отводу в Переселенческий фонд, составляла 88 360 га, что позволяло обеспечить наделение переселенцев 4-6 га удобной земли на двор.

Однако согласия на изъятие указанных земель колхозы и организации не давали, и это мероприятие требовало непосредственного вмешательства Совета министров РСФСР. Данный факт отражен, в частности, в обращении Председателя Совета министров ДАССР М.-С.И. Умаханова к первому заместителю Председателя Совета министров РСФСР Д.И. Алехину от 19 апреля 1957 г. № 8/1 [23, л. 4-5]. Отмечая, что переселение должно быть осуществлено в максимально сжатый срок - 1-2 года (вместо намечавшихся по плану четырех лет) и что существующий порядок изъятия земель у колхозов и организаций потребует много времени и задержит переселение на более длительный срок, Совет министров ДАССР просил Совет министров РСФСР «разрешить образование переселенческих фондов, а также переселение дагестанского населения, проживающего в ЧИАССР, производить по постановлениям Совета министров ДАССР и Бюро Обкома КПСС с последующим утверждением изъятия земель в вышестоящих инстанциях» [24, л. 5].

Предложение М.-С.И. Умаханова нашло поддержку, о чем свидетельствует виза Д.И. Алехина: «Согласен на образование Переселенческого фонда для переселения в 1957 г. за счет земель госфонда и колхозов с последующим оформлением в установленном порядке» [25, л. 4].

В мае 1957 г. Совет министров ДАССР и Бюро Дагобкома просили Правительство РСФСР разрешить реализацию мероприятий по плановому переселению колхозных хозяйств, организации 30 новых совхозов системы Министерства промышленности и продовольственных товаров СССР на территории Дагестанской АССР [26, л. 29]. Более того, предлагалось распространить на 1957-1960 гг. льготы по переселению на граждан, переселяющихся из ЧИАССР в ДАССР, установленные постановлением Совета министров от 19 февраля 1953 г. № 517.

Роспотребсоюз обязан был обеспечить завоз и продажу переселенческим колхозам в первом полугодии 1957 г. по безналичному расчету, без встречной продажи сельхозпродуктов целевым назначением на строительство домов с надворными постройками: леса круглого -32 тыс. кбм, пиленого - 30 тыс. кбм, шифера - 6,8 млн усл. плит, цемента - 4 тыс. т, толя -136 тыс. кв. м, гвоздей - 140 т [27, л. 25-26].

К обращению в центр прилагался также пакет документов с расчетами, отражающими, по мнению дагестанской стороны, реальные потребности республики для осуществления переселенческих мероприятий: ведомость стоимости мероприятий по переселению и хозяйственному устройству, расчеты затрат государственных средств и кредитов на переселение дагестанцев из ЧИАССР, план завоза и продажи колхозам стройматериалов для строительства переселенческих домов, копия письма Совету министров РСФСР и бюро ЦК КПСС по РСФСР о переселении из ЧИАССР в ДАССР, справка Сельхозбанка о сумме задолженности колхозов районов, отошедших к ЧИАССР, справка Управления госстраха о количестве хозяйств граждан, имеющих домостроения в районах, отошедших к ЧИАССР.

Сведения о некоторых финансовых и материальных затратах, запланированных государством на осуществление этого переселения, подробно отражены в таблицах 1-8.

Таблица 1 - Сводная ведомость стоимости мероприятий,

связанных с переселением и хозяйственным устройством дагестанского населения, переселяющегося из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР [28, л. 21]_

Наименование мероприятия Показатель Общая стоимость, млн р. В 1957 г., млн р.

Организация территории и землеустройство переселенческих колхозов (100 тыс. га) 30 колхозов 1,09 0,4

Составление проектно-сметной документации на строительство поселков и индивидуальных домов 30 поселков, 11,2 тыс. домов 1,3 0,5

Строительство индивидуальных жилых домов 11 200 179,2 64,0

Строительство школ 30 36,0 12,5

Строительство больниц и фельдшерско-акушерских пунктов 30 12,5 4,5

Строительство зданий под административные и культурно-бытовые учреждения 90 45,0 17,5

Строительство сельмагов, складов, хлебопекарен 90 15,0 6,0

Строительство дорог, мостов, линий связи и электростанций 100 км 45,0 17,5

Бытовое водоснабжение (артезианы) 90 2,25 0,9

Проведение осушительных работ в низовьях реки Акташ - 9,0 4,0

Выдача единовременного денежного пособия переселенцам 44,6 тыс. чел. 5,58 2,05

Организационные расходы по переселению (переезды и провоз имущества) и командировочные председателям колхозов - 7,25 3,0

Стоимость неиспользованных затрат и имущества, оставляемых колхозами в местах выхода - 45,0 -

Стоимость итого - 404,17 132,85

Таблица 2 - Расчеты затрат государственных средств и кредитов на переселение дагестанского населения в Дагестан из районов, перешедших в ЧИАССР [29, л. 18-19]

Количество населения Семей Человек

Всего 11 200 44 600

Переселилось в 1957 г. 4 000 16 500

1. Стоимость автоперевозок. Расстояние перевозок - 200 км. Средний вес имущества на 1 семью - 2 т.

Стоимость перевозки одной семьи - 452 р. (4-й класс груза).

1.1. Перевозка населения.

На перевозку 11 200 семей было затрачено 5 062,0 тыс. р., расходы на переселение 4 000 семей в 1957 г. составили 1 808 тыс. р.

1.2. Перевозка имущества колхозов.

47 колхозов по 200 т на колхоз: 9 400 т * 226 р. = 2 124,4 тыс. р.; в 1957 г. 40 % этой суммы -850 тыс. р.

2. Единовременное денежное пособие - 200 р. на главу семьи, 100 р. на члена семьи. Таким образом, всего на 11 200 глав семей было выделено 2 240,0 тыс. р., на 33 400 членов семей - 3 340 тыс. р. Всего - 5 580 тыс. р. В 1957 г. на 4 000 глав семей было выделено 800 тыс. р., на 12 500 членов семей - 1 250 тыс. р. Всего - 2 050 тыс. р.

3. Данные о кредитах на строительство жилых домов представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Данные о кредитах, предоставляемых на строительство жилых домов для семей переселенцев_

Количество домов Норма на дом, р. Всего, тыс. р. В том числе кредиты, тыс. р. За счет госбюджета, тыс. р.

Всего 11 200 6 000 79 200 71 800 107 400

В 1957 г. 4 000 6 000 64 000 25 600 38 400

4. Данные о кредитах на приобретение коров для семей переселенцев (20 % общего количества) отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Данные о кредитах, предоставляемых на приобретение коров для семей переселенцев_

Количество семей Кредит на семью, р. Всего, тыс. р. В том числе за счет кредита, тыс. р.

Всего 2 240 500 3 360,0 3 360,0

В 1957 г. 800 500 1 200,0 1 200,0

5. Сведения об освобождении семей от сельхозналога и подоходного налога приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Освобождение семей от сельхозналога и подоходного налога_

Количество семей Взимается с колхозного двора, р. Всего, тыс. р. Всего на год, тыс. р. Всего на 5 лет, тыс. р.

сельхозналога подоходного налога сельхозналога подоходного налога

Всего 11 200 235,7 228 2 639,8 2 553,6 5 193,4 25 967,0

В 1957 г. 4 000 235,7 228 942,8 912 1 854,8 -

Обобщим приведенные выше данные в сводной таблице 6. Таблица 6 - Данные о всех запланированных затратах на п

На весь объем На 1957 г.

Мероприятие Всего За счет госбюджета За счет кредита Всего За счет госбюджета За счет кредита

Автоперевозка семей и их иму- 5,1 5,1 - 1,8 1,8 -

щества

Автоперевозка имущества кол- 2,1 2,1 - 0,85 0,85 -

хозов

Единовременное пособие 5,6 5,6 - 2,05 2,05 -

Кредиты на строительство домов 179,2 107,4 71,8 64,0 38,4 25,6

Кредиты на приобретение коров 3,3 - 3,3 1,2 - 1,2

Освобождение от налогов 25,9 25,9 - 1,9 1,9 -

Всего 221,1 146,1 75,1 71,8 45,0 26,8

эоцесс переселения, млн р.

Расчет фондируемых стройматериалов, необходимых республике для возведения домов переселенцев, представлен в таблице 7.

Таблица 7 - План завоза в республику фондируемых стройматериалов для строительства переселенческих домов [30, л. 20]_

Наименование материала Норма на один дом Всего В 1957 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лес круглый 8 кбм 89,6 тыс. кбм. 32 тыс. кбм

Лес пиленый 7,5 кбм 84 тыс. кбм 30 тыс. кбм

Шифер на дом - 1 200, на надворные постройки - 500, всего - 1 700 усл. плит 19,04 млн усл. плит 6,8 млн усл. плит

Цемент 1 т 11,2 тыс. т 4 тыс. т

Стекло оконное 7 кв. м 78,4 тыс. кв. м 28 тыс. кв. м

Толь 34 кв. м 380,8 тыс. кв. м 136 тыс. кв. м

Гвозди 35 кг 392 т 140 т

Сведения о гражданах, имевших в 1949 г. домостроения в районах, отошедших ЧИАССР, отражены в таблице 8.

Таблица 8 - Количество хозяйств граждан, имевших домостроения в 1949 г.,

по районам, отошедшим к ЧИАССР [31]

Район Количество хозяйств Страховая оценка строения, тыс. р.

Андалалский 1 511 3 816,2

Веденский 4 041 7 703,1

Ритлябский 1 912 3 653,6

Шурагатский 2 251 4 782,1

Всего 9 715 19 955

Выделялась земля в плоскостных районах Дагестанской АССР, особенно в Хасавюртовском районе. В итоге финансовых средств было затрачено больше, поскольку данные расчеты были произведены исходя из количества первоначально запланированного переселения населения из ЧИАССР в Дагестан в 11 200 хозяйств, 44 600 чел., а фактически было переселено 14 690 семей, 55 763 чел.

В мае 1957 г. для ознакомления на месте с работой, проводившейся Советом министров ДАССР по переселению и трудоустройству колхозников из ЧИАССР, в командировку в Дагестан были направлены уполномоченные Совета министров РСФСР Н. Розов и И. Ламакин. В справке в Совет министров РСФСР от 16 мая 1957 г. по итогам поездки в ДАССР они объяснили необходимость переселения дагестанского населения из ЧИАССР тем, что «имеющиеся земельные угодья не позволят полностью использовать труд колхозников Дагестанской АССР и возвращающегося населения Чечено-Ингушской АССР» [32, л. 41-44] и «возвращение чечено-ингушского населения в вышеуказанные районы крайне затруднит проведение культурно-просветительской работы среди дагестанского населения и обучение детей в школах на родном языке».

В справке отмечается: «Теперь, когда восстановлена автономия ЧИАССР, чечено-ингушское население возвращается на прежнее место жительства и нередко без соответствующего разрешения предъявляет требования о возврате занятых колхозниками Дагестана жилых помещений, что создает нервозность во взаимоотношениях той и другой стороны. Есть случаи, когда колхозники ДАССР по этим причинам самовольно оставляют районы вселения в Чечено-Ингушской АССР и переселяются на прежнее место жительства, в высокогорные и горные районы, где занятость населения и без того незначительна» [33].

«Чеченцы..., возвратившиеся из ссылки в 1957 г., неоднократно сталкивались с местной полицией, и в частности с поселенцами, которые были размещены в регионе во время депортации 1944 г. Несколько раз на подавление беспорядков потребовалась отправка регулярных армейских войск» [34, р. 91].

Уполномоченные Совета министров РСФСР посчитали правильным решение Совета министров ДАССР осуществлять переселение дагестанских колхозников из ЧИАССР преимущественно в составе целых районов, а в отдельных случаях - в составе целых колхозов, предоставляя переселенцам необходимую площадь сельскохозяйственных угодий в плоскостных районах республики, при этом учитывая национальные особенности каждой народности, необходимость сохранения их культуры и быта.

Н. Розов и И. Ламакин также сообщили руководству РСФСР о намерениях Правительства ДАССР переселить колхозников из ЧИАССР в Хасавюртовский, Бабаюртовский, Кизилюртовский и частично Карабудахкентский район ДАССР, «где имеется много пахотных и других угодий, которые из-за недостатка рабочей силы используются неудовлетворительно», а также «организовать два новых административных района на территории существующих в Дагестанской АССР Хасавюртовского и Бабаюртовского районов». Это объяснялось необходимостью обеспечения переселенческого строительства, сохранения национальной целостности переселяемых из ЧИАССР районов с аварским и даргинским населением, а также тем, что «места новых поселений будут удалены от существующих районных центров на расстояние 45-50 км и дальше».

Важным было то, что уполномоченными Совета министров РСФСР также была указана фактическая стоимость строительства жилого дома с надворными постройками в ДАССР в 18 тыс. р. Отмечалось, что ранее установленный распоряжением Совета министров СССР от 21 января 1956 г. № 341-р размер ссуды для строительства жилого дома с надворными постройками для переселяемых с гор на плоскость колхозников Дагестанской АССР был определен в сумме 15 тыс. р. на одну семью с отнесением 35 % от выданной ссуды на счет государственного бюджета и погашением остальной части ссуды в течение 10 лет, начиная с третьего года со дня выдачи ссуды. Учитывая, что «дагестанское население указанных выше районов Чечено-Ингушской АССР в течение последних 13 лет переселяется уже в третий раз [35], что значительно ослабило экономику переселяемых колхозов», уполномоченные признали необходимым «распространить действие распоряжения Совета министров СССР от 21 января 1956 г. № 341-р на колхозников-дагестанцев, переселяемых из Чечено-Ингушской АССР» [36, л. 9].

В результате неоднократных настойчивых обращений Правительства ДАССР и на основании вышеуказанной экспертной оценки уполномоченных Совета министров РСФСР отдельные предложения Правительства ДАССР были положены в основу постановления Совета министров РСФСР от 14 июня 1957 г. № 635 «О льготах населению, переселяющемуся из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР» [37], однако основные данные были подкорректированы, а вопрос о переселенческих земельных фондах был выделен для отдельного рассмотрения.

В итоге Совет министров РСФСР в частичное изменение и дополнение своего постановления от 12 апреля 1957 г. № 205 «О предоставлении льгот и оказании помощи колхозникам, рабочим и служащим, возвращающимся в Чечено-Ингушскую и Кабардино-Балкарскую АССР, Кал-мыкскую и Карачаево-Черкесскую автономные области Ставропольского края, а также в Дагестанскую АССР и некоторые районы Северо-Осетинской АССР, Астраханской и Ростовской областей» 14 июня 1957 г. решил установить для населения, переселяющегося в 1957-1960 гг. из Ножай-Юртовского, Веденского, Саясановского и Курчалоевского районов ЧИАССР в ДАССР, следующие льготы:

1) выдавать переселяющимся семьям ссуды на строительство домов с надворными постройками в размере до 15 тыс. р. на хозяйство с отнесением 35 % ссуды на счет государственного бюджета РСФСР;

2) освобождать в местах вселения колхозников-переселенцев вновь организуемые колхозы из переселенцев и колхозы, принимающие в свой состав переселенцев (по числу принятых семей), от уплаты сельскохозяйственного налога, подоходного налога с колхозов и от обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства (кроме молока) сроком на 2 года;

3) предоставить за счет государства всем переселенцам и переселяющимся колхозам бесплатный проезд, провоз имущества и другие льготы, предусмотренные пунктами 1, 7, 8 и 18 постановления Совета министров от 19 февраля 1953 г. № 517.

В июне 1957 г. в связи с ходатайством руководства ДАССР Председатель Совета министров РСФСР М.А. Яснов обратился в Совет министров СССР с просьбой «в целях более оперативного решения вопросов, связанных с переселением, предоставить в виде исключения Совету министров Дагестанской АССР право производить отвод переселяющимся колхозам земельных участков необходимых размеров из многоземельных колхозов и других землепользователей» [38, л. 10] и принять предложение Совета министров РСФСР [39, л. 11].

4 июня 1957 г. (в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 12 апреля 1957 г.) Совет министров ДАССР и Дагобком КПСС приняли постановление № 159/69 «Об устройстве колхозов, переселяющихся из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР» [40, л. 314]. Руководство республики утвердило представленный комиссией проект доприселения и отвода земель колхозам, переселяющимся из ЧИАССР в ДАССР. Согласно данному постановлению колхозы из вышеуказанных районов могли переселяться на территорию ДАССР «только в плановом порядке после передачи недвижимого имущества и определения стоимости неиспользованных затрат на оставляемых землях по оценке, оформленной в установленном порядке» [41]. Райисполкомы, горкомы и райкомы КПСС плоскостных районов обязали оказать практическую помощь колхозникам, переселяющимся из ЧИАССР в Дагестанскую АССР, и до завершения переселенческого жилищного строительства обеспечить жильем в населенных пунктах, а также ускорить оформление в установленном порядке и прием колхозников из ЧИАССР в колхозы ДАССР, слияние колхозов с их согласия и наделение приусадебными участками. Спустя три недели республиканская Комиссия по организации переселения представила в Обком и Совет министров ДАССР предложения по хозяйственному устройству, а также отводу земель остальным колхозам, подлежавшим переселению из ЧИАССР в ДАССР.

27 июня 1957 г. Совет министров ДАССР и Дагобком КПСС приняли постановление № 178/72 «О переселении колхозов из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР» [42, л. 77-90], согласно которому во изменение пункта 1 постановления Совета министров ДАССР и Дагобкома КПСС от 4 июня 1957 г. № 159/69 был утвержден представленный комиссией план отвода земель под переселение колхозов и граждан из ЧИАССР в Дагестанскую АССР. В данном постановлении, состоящем из 24 пунктов, были затронуты почти все вопросы, касающиеся организации обустройства переселенцев из ЧИАССР на территории ДАССР. Так, секретарей районных комитетов (РК) КПСС и председателей райисполкомов районов выхода и вселения переселенцев обязали довести до сведения всех переселяемых колхозов и колхозников информацию о льготах, установленных населению, переселяющемуся из ЧИАССР в ДАССР, постановлением Совета министров РСФСР от 14 июня 1957 г. [43].

Предписывалось не допускать при обустройстве переселенцев насаждения хуторов, добиваясь компактного размещения переселяемого населения в крупных населенных пунктах в порядке доприселения, а также создания самостоятельных колхозов. Для обеспечения организованного переселения из районов выхода, а также практического руководства и помощи в проведении выбора мест под населенные пункты и в организационно-хозяйственном устройстве переселяемых колхозов на новых местах вселения были направлены ответственные работники Совета министров и Обкома КПСС, министерств и ведомств ДАССР.

Министерство здравоохранения ДАССР обязали направить медицинских работников с медикаментами в районы вселения для обслуживания переселяющегося населения в пути следования и проведения профилактических мероприятий по предотвращению эпидемических заболеваний. Госплан Совета министров ДАССР к 1 июля 1957 г. обязали выявить и направить на строительство жилых домов для переселенцев необходимые местные и фондируемые стройматериалы за счет фондов учреждений и организаций республики. Правление Дагпотребсоюза обязали продать переселенческим колхозам по безналичному расчету, без отоваривания, строительные материалы по фондам, выделяемым Роспотребсоюзом целевым назначением на переселенческое строительство, а также продать колхозникам-переселенцам в достаточном количестве инвентарь, необходимый для выполнения строительных работ.

Безусловно, основная доля работы выпала на Министерство сельского хозяйства ДАССР. Оно обязано было обеспечить: отвод земель в натуре колхозам, переселяемым (согласно приложению к постановлению) из ЧИАССР в ДАССР с определением места под организацию новых населенных пунктов; отвод Управлению промышленности стройматериалов при Совете министров ДАССР участков зарослей камыша для выработки 50 тыс. кв. м камышитовых плит; строгий контроль за проведением ветеринарно-зоотехнических мероприятий при перегоне скота колхозов и колхозников, переселяющихся из ЧИАССР в ДАССР.

Управление по строительству в колхозах при Совете министров ДАССР и райисполкомы обязали организовать заготовку колхозами местных стройматериалов (булыжного камня, саманного кирпича, леса и др.) для переселенческого строительства и обеспечить организационно-техническое руководство и контроль за ходом этого строительства [44, л. 77-90].

Распоряжением Совета министров РСФСР от 20 июля 1957 г. № 1988-р ДАССР было дополнительно выделено 12 000 кбм пиломатериалов на изготовление деталей стандартных домов со стенами из местных материалов в счет обеспечения жильем 11 200 хозяйств, переселяемых в том же году из ЧИАССР [45, л. 64].

23 июля 1957 г. Совет министров ДАССР и Дагобком КПСС приняли постановление № 210/74 «О дополнительном переселении и обеспечении зимними пастбищами 48 колхозов, переселяющихся из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР» [46, л. 168-176]. В связи с выделением в плоскостной зоне Дагестана земельных фондов для переселяющихся колхозов из ЧИАССР, изъятием для этой цели зимних пастбищ от некоторых колхозов республики и необходимостью компенсации их за счет других земель было установлено, что колхозы, переселявшиеся из ЧИАССР в ДАССР, лишаются ранее закрепленных за ними пастбищ в пределах республики, которые включаются в состав земельных фондов. Данным постановлением был утвержден порядок компенсации колхозам ДАССР за изъятые у них земли под переселение, а также список колхозов Веденского, Андалалского, Ритлябского и Шурагатского районов ЧИАССР, дополнительно переселяющихся в ДАССР. Колхозам Гумбетовского, Ахвахского, Ботлихского, Акушин-ского и Левашинского районов за изъятые от них земли, в соответствии с постановлением Совета министров и Обкома КПСС от 27 июня 1957 г., были отведены земли в Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.

На рассматриваемом этапе были также внесены дополнения и изменения в постановление Совета министров ДАССР и Бюро Обкома КПСС от 27 июня 1957 г. № 178/72 «О совершенствовании земельного обустройства и обеспечении хозяйств земельными угодьями по районам вселения в Дагестанской АССР». При этом райисполкомы и РК КПСС обязаны были «разместить переселявшихся колхозников в населенных пунктах колхозов или на кутанах, руководствуясь пожеланиями переселенцев» [47, л. 170].

Из многоземельных колхозов Бабаюртовского, Карабудахкентского и Дербентского районов изымались 6 500 га избыточных пахотных земель, в том числе 5 000 га от колхозов Бабаюртовского района, 1 200 га от колхозов Карабудахкентского района по усмотрению районных организаций и 300 га от колхоза им. Сталина (село Великент) Дербентского района [48, л. 172].

Райисполкомам и райкомам КПСС названных районов предписывалось в пятидневный срок представить Совету министров ДАССР и Обкому КПСС материалы на передачу в состав Госфонда избыточных земель колхозов.

В состав Госфонда переходили 52 413 га избыточных земель колхозов Караногайского района, в том числе по колхозам: им. 40 лет Октября села Нариман-аул - 27 303 га, им. Ленина села Ленин-аул - 14 910 га, им. Ворошилова села Орта-Тюбе - 3 800 га, им. Сталина села Кумбатар -6 400 га, и, соответственно, были внесены изменения в государственные акты на вечное пользование землей указанных колхозов. При этом отметим, что формулировка этого пункта (16) постановления была выдержана в духе того времени: изъятие земель в Госфонд аргументировалось

необходимостью «удовлетворить ходатайства колхозов и Караногайского райисполкома об изъятии (!) <...> избыточных земель колхозов Караногайского района» [49, л. 174]. Земли Госфонда в Караногайском районе были распределены между нуждающимися колхозами республики.

Из-за продолжавшихся ходатайств колхозов и районов и в частичное изменение постановлений Совета министров ДАССР и Дагобкома КПСС от 27 июня 1957 г. № 178/72 и 23 июля 1957 г. № 210/74 Совет министров ДАССР 22 августа 1957 г. принял еще одно постановление по переселению «дагестанцев» из ЧИАССР - № 258 «О дополнительном переселении и отводе земель переселяющимся колхозам из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР» [50, л. 91-96].

Согласно постановлению, Правительство ДАССР разрешило переселиться: 1) 31 хозяйству из колхоза им. Фрунзе села Таши Веденского района ЧИАССР в совхоз «Комсомолец» Ки-зилюртовского района; 2) 280 хозяйствам из колхоза им. Калинина и им. Ленина Шалинского района ЧИАССР в совхоз Аксай Хасавюртовского района; 3) 129 хозяйствам из колхоза им. М. Горького села Ахатлы Ножай-Юртовского района ЧИАССР в колхозы Буйнакского района; 4) 195 хозяйствам из колхоза им. М. Горького Саясановского района ЧИАССР на скотоплощадку Акташ-Кордон в Хасавюртовском районе. Хасавюртовскому райисполкому было поручено обеспечить указанный колхоз землей за счет отвода до 250 га от скотоплощадки Акташ-Кордон и выделить на имеющемся в его пользовании участке Кушбар дополнительно до 400 га из свободных земель Госфонда; 5) 64 хозяйствам колхоза им. М. Горького Курчалоевского района ЧИАССР в колхоз им. Калинина села Мюрего Сергокалинского района.

Тот факт, что руководство республики столь быстро (спустя месяц-полтора после принятия) отменяло свои же решения и издавало новые, свидетельствует о том, что процесс передачи земли в плоскостной зоне Дагестана проходил весьма непросто. Мероприятия же, намеченные постановлениями Совета министров ДАССР и Бюро Дагобкома КПСС от 4, 27 июня и 23 июля 1957 г. по вопросам переселения, выполнялись неудовлетворительно. В связи с этим 16 августа 1957 г. Совет министров ДАССР и Бюро Дагобкома КПСС приняли постановление № 244/78 «О ходе переселения населения из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР». В постановлении отмечалось, что по состоянию на 1 августа 1957 г. в республику было переселено всего лишь 2 400 хозяйств и при этом со стороны ряда республиканских организаций, райкомов КПСС и райисполкомов районов вселения переселенцам не оказывалась должная помощь в их хозяйственно-бытовом устройстве. Далее конкретно указывались виновные в сложившейся ситуации. Так, отмечалось, что Дагмясотрест, МВД ДАССР и Дагсельхозинститут затянули выполнение постановления Совета министров и Бюро Дагобкома КПСС о передаче земель и строений переселяемым колхозам. Вместо практической помощи в обеспечении переселяемых колхозов землей Сергокалинский, Бабаюртовский, Гумбетовский и некоторые другие райкомы партии, райисполкомы и отдельные правления колхозов всячески препятствовали передаче земель переселенческим колхозам. Отмечалось, что руководители отдельных районов и колхозов, в том числе Цума-динского, Унцукульского и др., не проявляли должной заботы об устройстве переселенцев. Работы по планировке населенных пунктов и отводу приусадебных участков не были своевременно закончены, крайне неудовлетворительно велось строительство жилых домов для переселенцев. Министерство сельского хозяйства медленно решало вопросы подготовки и проведения сева озимых культур на землях, отведенных для переселенческих колхозов. Министерства культуры, просвещения и здравоохранения ДАССР, райкомы КПСС и райисполкомы не принимали необходимых мер к учету детей переселенцев, по организации медицинского и культурного обслуживания в местах вселения переселенцев. Правительством республики были определены конкретные мероприятия по искоренению имеющихся в этой работе недостатков и упущений [51, л. 78].

Важно отметить, что в ходе кампании по переселению все же имело место и самовольное возвращение переселенцев в горы, на прежнее место жительства. Об этом свидетельствует постановление Бюро Дагобкома КПСС 9 мая 1958 г. «О фактах самовольного переселения и захвата земель колхозниками переселенческих колхозов» [52, л. 189-190]. Очевидна озабоченность Бюро Обкома тем, что «в республике участились факты самовольного переселения части колхозников переселенческих колхозов в бывшие места жительства в горах, где нет условий для устройства их, а также самовольного захвата земель, закрепленных за другими колхозами» [53]. В документе приводятся примеры, что из совхоза им. Алиева Дербентского района самовольно переехало в селение Старый Каракуреш (Кала-Корейш. - Д. Р.) Дахадаевского района около 50 хозяйств переселенцев; из Казьма-аула Хасавюртовского района переселилось в селение Старый Сулевкент (Дахада-евский район) более 50 хозяйств колхозников. Более 20 хозяйств переселенцев убыли из села Герга (Каякентский район), самовольно захватили земли колхозов Сергокалинского района для выпаса скота личного пользования. Факты самовольного переселения в горы и незаконного захвата земель имели место также в Кайтагском и Левашинском районе. Органы власти отмечали, что многие переселенцы фактически не работают в колхозном производстве, занимаются раздуванием

личного хозяйства, некоторые из них ведут дезорганизационную работу в колхозах, что серьезно мешает благоустройству колхозников в местах вселения и активному участию их в общественном производстве. Бюро Обкома постановило «считать совершенно недопустимым переселение колхозников на хутора в горы, где нет никаких условий для их устройства» и обязало МВД совместно с партийными и советскими органами «провести работу по возвращению колхозников в места переселения, а в тех случаях, когда самовольно переселяющиеся добровольно не возвратятся, принять меры к переселению их в административном порядке» [54].

Горкомам и райкомам КПСС предписывалось усилить партийно-политическую работу среди переселенцев, «разъяснив им о вредности самовольного ухода в горы, где нет никаких перспектив для улучшения их материального благосостояния» [55], а Совет министров ДАССР, Минсельхоз, горкомы, райкомы КПСС и райисполкомы - «принять меры к ускорению строительства в переселенческих колхозах и устройству переселенцев» [56].

Таким образом, во второй половине 1950-х гг. была проведена беспрецедентная по своим масштабам перекройка территории в плоскостной зоне Дагестанской АССР, где под строительство новых поселков для переселенцев был создан Переселенческий земельный фонд. Согласия на изъятие земель в Переселенческий фонд колхозы и организации не давали, что потребовало вмешательства Совета министров РСФСР, который поддержал обращение Совета министров ДАССР и согласился на изъятие.

Организация совхозов, строительство переселенческих поселков, хозяйственное устройство переселенцев на необжитых землях сопровождались оказанием государственной помощи и предоставлением им льгот по переселению.

В результате проведенных масштабных мероприятий республиканское руководство сумело «разгрузить» горную часть Дагестана и значительно расширить территорию расселения аварцев, даргинцев, лакцев, сначала - за счет опустевших после переселения чеченцев земель, затем (после восстановления ЧИАССР и вынужденного возвращения ее территории) - путем освоения и окультуривания целинных или залежных (свободных) земель на равнине и частично за счет доприселения в населенные пункты на территории проживания равнинных народов Дагестана. Кроме того, постановлением Бюро Дагобкома КПСС от 9 мая 1958 г. органы власти запретили возвращение желающих переселенцев в свои селения, на свою землю в горах, считая это самовольными действиями. Разрешалось применять меры к их переселению на новое место жительства в административном порядке.

Ссылки и примечания:

1. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1944 г. «Об административно-территориальном устройстве районов Дагестанской АССР» переданные Дагестану районы бывшей ЧИАССР были преобразованы: Курчало-евский - в Шурагатский с присоединением к нему восточной части Гудермесского района, Ножай-Юртовский - в Андалалский, Саясановский - в Ритлябский, Веденский район сохранил прежнее название (переименовали только его населенные пункты и сельсоветы). Чеберлоевский и Шароевский районы были ликвидированы с передачей их территории соответственно в Ботлихский и Цумадинский районы.

2. Ибрагимов М.-Р.А. Депортация населения Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и ее этнокультурные последствия // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 43. С. 84-90 ; Курбанов М.Р., Курбанов Ж.М. Народы Дагестана: история депортаций и репрессий. Трагедия и уроки. Махачкала, 2009. 369 с. ; Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70-е годы ХХ в.). Махачкала, 2000. 333 с. ; Его же. Дагестан в ХХ в.: исторический опыт регионального развития : в 2 кн. Кн. 1. Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности сельского хозяйства Дагестана. Махачкала, 2006. 600 с. ; Его же. Дагестан в Хх в.: исторический опыт регионального развития. Кн. 2. Общественно-политическая жизнь и социально-культурное развитие народов Дагестана. Махачкала, 2007. 621 с. ; Ра-мазанова Д.Ш. Реабилитация репрессированных народов Дагестана в 1957-1960-е гг. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С. 15-24 ; Ее же. По следу 1944 года: переселения народов Дагестана, репрессии и реабилитация. М., 2015. 672 с. ; Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф., Уру-шадзе А.Т. Российский Северный Кавказ: исторический опыт управления и формирования границ региона. Ростов н/Д., 2012. 272 с. ; Шахшаев Д.Г., Гасанов Н.Н. Республика Дагестан: социально-политические проблемы. Махачкала, 1996. 135 с. ; Шахбанова М.М. Проблемы реабилитации репрессированных народов Дагестана (на примере чеченцев-аккинцев). Махачкала, 2006. 225 с. ; Derluguian G.M. Bourdieu's Secret Admirer in the Caucasus [Электронный ресурс]. L. ; N. Y., 2004. URL: http://www.sociology.kpi.ua/wp-content/uploads/2014/06/Bourdieu%E2%80%99s-Secret-Ad-mirer-in-the-Caucasus.pdf (дата обращения: 04.04.2018).

3. ЦГА РД (Центр. гос. арх. Респ. Дагестан). Ф. Р-168. Оп. 41. Д. 97. Л. 203-208.

4. ЦГА РД. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 9. Л. 4.

5. Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф., Урушадзе А.Т. Указ. соч. С. 250-251.

6. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 46. Д. 26. Л. 356.

7. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Л. 41-44.

8. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 41. Д. 97. Л. 10.

9. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Л. 9.

10. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 46. Д. 26. Л. 398.

11. Там же.

12. Там же.

13. О переселении колхозов из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР : постановление Совета министров ДАССР и Дагобкома КПСС от 27 июня 1957 г. № 178/72.

14. О дополнительном переселении и обеспечении зимними пастбищами 48 колхозов, переселяющихся из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР : постановление Совета министров ДАССР и Дагобкома КПСС от 23 июля 1957 г. № 210/74.

15. О дополнительном переселении и отводе земель переселяющимся колхозам из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР : постановление Совета министров ДАССР от 22 авг. 1957 г. № 258.

16. Шароевский район ЧИАССР (за исключением его северо-западной части) по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. отошел к ДАССР. Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1944 г. был ликвидирован с передачей его территории в Цумадинский район ДАССР.

17. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 34. Д. 847. Л. 91-96.

18. Там же. Д. 857. Л. 91-96.

19. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 41. Д. 97. Л. 196-197.

20. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Л. 43.

21. Там же. Л. 43-44.

22. Там же. Л. 33.

23. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 46. Д. 26. Л. 4-5. Копия: Ф. Р-168. Оп. 41. Д. 97. Л. 73-74. (На письме пометка: «В дело 8/13. Лично в руки Предс. Сов. Мин. РСФСР Алехину»).

24. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 46. Д. 26. Л. 5.

25. Там же. Л. 4.

26. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Л. 29.

27. Там же. Л. 25-26.

28. Там же. Л. 21. Сведения заверены подписью завотделом переселения и оргнабора рабочих Совета министров ДАССР А. Гамзатова.

29. Там же. Л. 18-19. Сведения заверены подписью завотделом переселения и оргнабора рабочих Совета министров ДАССР А. Гамзатова, 3 мая 1957 г.

30. Там же. Л. 20.

31. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Заверено подписью начальника Управления Госстраха по ДАССР И. Хасаева, 3 мая 1957 г. (Из данной таблицы следует, что количество оставляемых дагестанцами-переселенцами в ЧИАССР домов было много меньше, чем было построено для них после переселения).

32. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 41. Д. 97. Л. 41-44.

33. Там же.

34. Derluguian G.M. Op. cit. P. 91.

35. Так указано в документе. Верно: «во второй раз».

36. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Л. 9.

37. Там же.

38. Там же. Л. 10.

39. Там же. Л. 11.

40. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 34. Д. 846. Л. 314.

41. Там же.

42. Там же. Д. 847. Л. 77-90.

43. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 17. Д. 9. Постановление Совета министров РСФСР от 14 июня 1957 г. № 635 «О льготах населению, переселяющемуся из Чечено-Ингушской АССР в Дагестанскую АССР».

44. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 34. Д. 847. Л. 77-90.

45. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 46. Д. 26. Л. 64.

46. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 34. Д. 848. Л. 168-176.

47. Там же. Л. 170.

48. Там же. Л. 172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Там же. Л. 174.

50. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 34. Д. 857. Л. 91-96.

51. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 46. Д. 26. Л. 78.

52. ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 2. Д. 1308. Л. 189-190.

53. Там же.

54. Там же.

55. Там же.

56. Там же.

References:

Derluguian, GM 2018, Bourdieu's Secret Admirer in the Caucasus, London, New York, viewed 04 April 2018, <http://www.so-ciology.kpi.ua/wp-content/uploads/2014/06/Bourdieu%E2%80%99s-Secret-Admirer-in-the-Caucasus.pdf>.

ibragimov, М^А 2011, 'Removal of the population of Dagestan during the Great Patriotic War (1941-1945) and its ethnic and cultural effects', Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN, No. 43, pp. 84-90, (in Russian).

Khlynina, TP, Krinko, EF & Urushadze, AT 2012, The Russian North Caucasus: a historical experience in the management and development of the regional borders, Rostov-on-Don, 272 p., (in Russian).

Kurbanov, MR & Kurbanov, ZhM 2009, The peoples of Dagestan: the history of removals and repressions. Tragedy and lessons, Makhachkala, 369 p., (in Russian).

Osmanov, AI 2000, Agrarian transformations in Dagestan and the migration of the mountaineers to the plain (the 1920s-1970s), Makhachkala, 333 p., (in Russian).

Osmanov, AI 2006, Dagestan in the 20th century: a historical experience of regional development, in 2 books, Book 1, Makhachkala, 600 p., (in Russian).

Osmanov, AI 2007, Dagestan in the 20th century: a historical experience of regional development, in 2 books, Book 2, Makhachkala, 621 p., (in Russian).

Ramazanova, DSh 2011, 'Rehabilitation of the repressed peoples of Dagestan in 1957-1960', Izvestiya Rossiyskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, No. 127, pp. 15-24, (in Russian).

Ramazanova, DSh 2015, Following the 1944 events: the migration of the peoples of Dagestan, repression and rehabilitation, Moscow, 672 p., (in Russian).

Shakhbanova, MM 2006, Rehabilitation problems of the repressed peoples of Dagestan (by a case study of the Chechen Akkins), Makhachkala, 225 p., (in Russian).

Shakhshaev, DG & Gasanov, NN 1996, The Republic of Dagestan: social and political issues, Makhachkala, 135 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.