Я.В. Капустина
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Отражены основные тенденции культурной жизни города Красноярска в 1918-1920 гг.: городские праздники и развлечения, работа театра, кинотеатров, художественных выставок и цирка; состояние городских библиотек и музея; различные спортивные мероприятия.
Ключевые слова: культура; Гражданская война; Красноярск.
Значение культуры в процессе формирования и развития образа жизни общества особенно наглядно выступает, в частности, через действие социальнопсихологических факторов (сознательные установки, потребности, ценности и т.д.), влияющих на нормы поведения, формы и стиль общения людей. В этом смысле образ жизни всегда представляет собой выражение достигнутого уровня культуры [1. С. 21].
Сибиряки во время Гражданской войны с удовольствием посещали гулянья, театр, кино, цирк [2. С. 150]. Население Красноярска больше волновали не проблемы образования, культурного воспитания, а развлечения, праздники, торжества. После революции появились новые революционные празднества, на которые уставшие от кризиса в экономической, политической и социальной сферах обыватели шли с радостью [3. С. 19]. Граждане превратились в «обывателей», которым нет дела до революции, которым «все равно» [4].
В период Гражданской войны праздники стали неотъемлемым явлением в жизни г. Красноярска. Практически во всех газетах печатались объявления и заметки, привлекавшие жителей города к развлечениям [5. С. 38]. Помимо разнообразных праздников, население города Красноярска «Было подвержено посещению разного «рода» номеров в гостиницах, азартным играм в домино, в карты, в лото на деньги» [6. 1918. 22 февр.]. Работали в Красноярске театры и электротеатры. В их репертуарах значились такие произведения, как «Смерть шута», «Женщина-вампир» [7], «Касатка», «Встреча Нового года», «Змейка» [8] и др.
Интерес у местной публики вызывали различные гастролеры. Когда они появлялись, в газетах публиковались объявления такого содержания: «Анонс. На днях в Красноярске состоится Большой концерт братьев Игнатия (рояль) и Александра (скрипка) Гилесберг. В программе: Бах, Лист, Шопен.» [4. 24 июля].
В Красноярске продолжал работу городской цирк. Газета «Воля Сибири» постоянно сообщала обывателям о представлениях в цирке. Вот, к примеру, несколько из них: «В субботу, 20 июля, после небольшого перерыва начал свои представления цирк “Кооператив”. Несмотря на сильное повышение цен, сборы в цирке пока хорошие. Программа, за исключением 2-
3 номеров, старая. Тяжелое впечатление производит на арене появление детей, исполняющих двусмысленные куплеты и недвусмысленный канкан» [9], «11 августа днем дирекцией цирка было дано детское представление. Все ряды цирка были заняты маленькой публикой, которая встречала и провожала артистов долгими аплодисментами. Между первым и вторым отделениями было устроено катание на лошадях и ослике, что доставляло детям большую радость.» [4. 13 авг.]. Также передвижной цирк привлекал довольно много публики
не только в Красноярске, но и в других городах [10]. Устраивались различные праздники в пользу раненых и больных воинов [11], а также грандиозные гулянья с музыкой, аукционами и качелями [12. 9 апр.].
В городе проводились праздники по различным поводам. К примеру, 3 августа 1919 г. Первым Енисейским казачьим полком в городском саду устраивалось гулянье в пользу семей убитых казаков и офицеров Енисейского казачьего войска [15. 2 авг.]. 17 августа 1919 г. в Общественном собрании Красноярска состоялся благотворительный вечер, 50% сбора которого пошло на улучшение быта раненых местного военного госпиталя [6. 1919. 16 авг.]. Большой успех у красноярской публики имели концерты московской артистки Е.П. Воскресенской-Соколовой [6. 1919. 9 февр.]. Также были популярны спектакли, ставившиеся труппой Глинской. Пьесы «Измаил», «Меченосец», «Ян Гус» и другие вызывали восторг у горожан [6. 1919. 7, 9 авг.].
Культурная жизнь города была неразрывно связана с творчеством Петра Ивановича Словцова, которого современники называли «сибирским соловьем». Талантливый уроженец села Устьянского Канского уезда создал высокохудожественные образы лирических героев в операх русских и зарубежных композиторов. В Петрограде он пел вместе с Ф.И. Шаляпиным, А.В. Неждановой. Словцов приехал в Красноярск в
1918 г. Вместе с музыкантами Н. Тихоновым, П. Ивано-вым-Радкевичем он организовал в 1920 г. народную консерваторию, ставшую первым музыкальным учебным заведением в Сибири [13. С. 312]. По поводу зрительской оценки концертов, которые давал П.И. Слов-цов, газета «Енисейский вестник» писала: «Господин Словцов с первого до последнего номера был предметом вполне заслуженной овации. Певец обладает лирическим тенором чистой воды. Голос его местами достигает дивной прозрачности, унося слушателей в беспредельную даль. Бесспорно, Словцов сейчас занимает одно из первых мест среди первоклассных теноров русской оперной сцены. Техника искусства пения Словцова доведена до совершенства» [12. 21 окт.].
Хотя некоторая часть населения Красноярска с настороженностью относилась к чехославацким военным частям, расположенным в городе, тем не менее торгово-промышленными кругами для них достаточно часто устраивались банкеты и праздники [12. 25 марта, 31 мая]. К примеру, еще в 1918 г. «Воля Сибири» писала: «В воскресенье, 11 августа, в Г ородском театре состоялся вечер, устроенный обществом организации народного университета и посвященный Чехии. Вечер кончился в 2 часа ночи» [4. 21 авг.]; «Свободная Сибирь» сообщала: «Сегодня, в 8 часов вечера, город и земство устраивают банкет в помещении городской управы в честь чехословацкой делегации, прибывшей с
родины. На банкет будут приглашены представители союзных держав, различных учреждений и общественных организаций города» [6. 1919. 20 сент.]. В городе устраивались «Товарищеские учительские вечеринки с концертами» [4. 21 авг.].
Проводились и национальные вечера. Так, Красноярское римско-католическое общество устраивало семейные польские вечера со спектаклями и танцами. На объединенном заседании делегатов четырех существовавших в Красноярске польских обществ было решено всю культурно-просветительскую и общественную деятельность этих обществ сосредоточить в одной мощной организации под старопольским названием «Гмина». [12. 9 мая]. Культурно-просветительной комиссией при штабе Восьмой Сибирской стрелковой дивизии были организованы для воинских частей Красноярского гарнизона бесплатные посещения кинематографа «АРС». Первый из таких сеансов посетили девять воинских частей гарнизона [12. 19 нояб.]. Дамский комитет Красного креста устраивал Украинский вечер и спектакль, а также лотерею в пользу больных и раненых [6. 1919. 27 нояб.].
В связи с наступлением большевиков с 29 ноября 1919 г. приказом начальника Красноярского военного района запрещались азартные игры в общественных местах, а также танцевальные вечера и маскарады, спектакли, концерты; представления в цирке должны были заканчиваться не позднее полуночи [6. 1919. 4 дек.]. В условиях революции и Гражданской войны часть интеллигенции хотя немного, но старалась приукрасить быт города. Ею организовывались секции ИЗО, выставки художников [14. С. 21]. В сентябре 1918 г. в помещении общества «Самодеятельность» была открыта выставка работ, где демонстрировались приемы лепки, рисования, вырезания [4. 19 сент.]. Во время правления ВСП военнопленные иностранцы получили возможность участвовать в выставках местных художников [14. С. 10].
Красноярцы в этот период противоречивых тенденций упорно сохраняли дореволюционные, художественные объединения, которые под воздействием небольшой группы областников из среды журналистов поддерживали этнографические исследования Сибири, зарисовки краеведческого характера [14. С. 14]. В сентябре 1919 г. в Красноярске работала выставка картин художника И.В. Лапускина [6. 1919. 20 сент.]. Большой вклад в развитие красноярской живописной школы внес Д.И. Каратанов, подхвативший традиции своего земляка и учителя В.И. Сурикова. Каратанов активно сотрудничал с Красноярским музеем. Его работы на исторические темы «Красноярский бунт 1695-1698», «На восток», «Землепроходцы», «Строительство острога», портреты и пейзажи составили основу музейной коллекции живописи, а также выставлялись в исторических экспозициях [13. С. 311].
В Красноярском городском музее с первых дней революции не прекращалась работа по сбору различных политических, научных, краеведческих материалов того времени. Музеем собирались воззвания, обращения, листовки, выпускавшиеся различными партиями и организациями [4. 3 сент.], также в это время музеем была собрана большая коллекция нелегальной литературы 1905-1906 гг. и Первой мировой войны» [4.
4 сент.]. Пополнялся музей и коллекциями. Так, в сентябре 1919 г. «Енисейский вестник» сообщал: «В Красноярский городской музей через А.Я. Тугаринова поступило ценное пожертвование от зоолога-энтомолога Академии наук В. Д. Кожанчикова и его сыновей - научно-обработанная и прекрасно монтированная коллекция чешуйчато-крылых южной части Енисейской губернии. Эта коллекция послужит основным пособием для работ по систематизации представителей указанного рода насекомых и является крупным научным приобретением нашего музея» [12. 29 сент.].
По случаю 30-летия Красноярского музея 30 марта
1919 г. в зале общественного собрания состоялось торжественное заседание подотдела Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества под председательством В.М. Крутовского. На собрании, кроме членов общества, присутствовали: управляющий губернией П.С. Троицкий, его помощник Г.Г. Бондарь, заместитель городского головы Я. Органов, члены управы и других общественных организаций и около 200 человек гостей [12. 5 апр.].
В Красноярске не переставали работать и библиотеки [12. 9 мая], хотя в городе еще с 1918 г. наблюдалась огромная нужда в книгах [6. 1918. 14 авг., 21 сент.]. По поводу нехватки книг «Свободная Сибирь» публиковала фельетоны, один из которых гласил: «Бумага дорожает и может наступить время, когда она будет продаваться на вес золота. И теперь уже невозможно издавать книг. И вместо того, чтобы сделаться общедоступной, книга все дальше и дальше отходит от народа. И народ остается без чтения. Великие писатели - запертые в библиотеках, случайно уцелевших от диких погромов черни - сумрачно смотрят из своего уединения» [6. 1918. 14 авг.].
Помимо общественных организаций, стремившихся разнообразить культуру и досуг, в Красноярске существовали и спортивные объединения. «Свободная Сибирь» периодически печатала объявления и сообщения о сборах и прогулках организации скаутов [6. 1919. 8 июня]: «Экскурсии бойскаутов устраиваются каждое воскресенье. Экскурсии направляются за монастырь. Дети проводят на чистом воздухе весь день, руководитель бойскаутов мистер Альпин знакомит детей с разнообразными спортивными играми; в промежутках дети поют, танцуют. Каждая экскурсия заботливо обдумывается: закупаются запасы провизии, из которых дети сами готовят обеды, ведется целый ассортимент спортивных игр». «Домом юношества» устраивались экскурсии с целью изучения окрестностей в естественном и геологическом отношениях [6. 1919. 12 июля, 1, 9 авг.].
Немалую роль в спортивной жизни города играл футбол среди воинских частей. Активное участие в футбольных матчах принимали команды итальянских и чешских полков. Матчи между ними проводились довольно часто и привлекали значительное количество зрителей как из русской публики, так и из всех союзных частей, прибывающих в город. Так, «6 июля 1919 г. на площадке общества “Сокол” братьями чехами совместно с русскими соколами в память погибшего в 1415 г. чешского героя мученика Яна Гуса устроена была Сокольская олимпиада. Олимпиада закончилась футбольным матчем между Красноярской сборной и командой Десятого чехословацкого полка. Результат матча полу-
чился 9 на 1 в пользу чехов [6. 1919. 3, 10 окт.]. Нередко печатались в газетах объявления такого рода: «Сегодня, в 3 ч 30 мин на площадке общества “Сокол” состоится футбольный матч между командой “Гранит” и командой артиллеристов “Гаон”, при участии оркестра военной музыки. Игра на серебряный кубок Отечественной войны 1812 г.» [6. 1919. 5 окт.]. В октябре 1919 г. в Красноярске проводился чемпионат
французской борьбы, охотно посещавшийся публикой [6. 1919. 18 окт.].
В революцию и Гражданскую войну весьма сложно и упорно менялось культурное восприятие мира. Впрочем, трудно судить о подлинных масштабах и глубине этого процесса. По всей вероятности, культура людей строилась на обыденном уровне, включая те условия, в которых находился человек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие и реальность проблемы. М., 1975.
2. ПаршуковаА.П. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин о городах Сибири // О городах Сибири XVIII - нач. XX вв.: Сб. науч. ст. Барнаул, 2001.
3.АксеновВ.Б. Повседневная жизнь Петрограда и Москвы в 1917 году: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2002.
4. Воля Сибири (Красноярск). 1918.
5. Енисейский учитель (Красноярск). 1918. № 3. Март.
6. Свободная Сибирь (Красноярск).
7. Голос момента (Красноярск). 1918. 5 окт.
8. Канский голос (Канск). 1918. 2 авг.
9. Знамя труда (Красноярск).1918. 9 апр.
10. Ачинский край (Ачинск). 1919. 15 ноября.
11. Канский земский голос (Канск). 1919. 5, 6 янв.
12. Енисейский вестник (Красноярск). 1919.
13. Красноярск: этапы исторического пути. Красноярск, 2003.
14. Муратов П. Художественная жизнь Сибири 1920-х гг. Л., 1974.
Статья представлена научной редакцией «История» 15 ноября 2008 г.