Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 282-290. УДК 94 (47)
DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.282-290
С. Г. Сизов
ПОПУЛЯРНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА ЖИТЕЛЕЙ БЕЛОГО ОМСКА (ИЮНЬ 1918 г. - НОЯБРЬ 1919 г.)
Исследуется досуг жителей Омска в период правления Временного всероссийского правительства и адмирала А. В. Колчака. Досуг жителей белой столицы России сохранял многие дореволюционные традиции. Наиболее популярными формами проведения досуга были: кино, театр, цирк, а также бега на ипподроме. Ломка традиционных социальных институтов привела к снижению вкусов театральной публики: предпочтение отдавалось комедийным постановкам. В то же время в театре продолжали демонстрироваться и пьесы писателей-классиков. Крупнейшими кинотеатрами города были «Гигант» и «Одеон», которые, помимо кинофильмов, устраивали театральные постановки и танцы. Среди жанров преобладали боевики, драмы, фильмы с историческим сюжетом. Главным зрелищем цирка этого времени была борьба, причём особую роль играли «звёзды», среди которых выделялся омич Иван Яго. Крупным событием такого рода стал чемпионат по борьбе 1919 г. В условиях тяжелейших потрясений вышеназванные формы досуга играли большую роль в психологической реабилитации населения.
Ключевые слова: повседневность; Белое движение; Белый Омск; Колчак; Сибирь; контрреволюция; культура; театр; кино; цирк.
S. G. Sizov
LEISURE OF RESIDENTS OF OMSK - THE WHITE CAPITAL OF RUSSIA (JUNE, 1918 - NOVEMBER, 1919)
Explores the leisure time of the residents of Omsk in the period of the Interim Russian government of Admiral A. V. Kolchak. Leisure White residents of the capital of Russia has preserved many pre-revolutionary traditions. The most popular forms of leisure activities was: cinema, theater, circus, and racing. Breakdown of traditional social institutions led to the decline of the theater audience tastes: the preference for Comedy productions. At the same time, the theater continued to display and the plays of classical writers. The largest theaters of the city was "Giant" and "Odeon", which, in addition to movies staged theatrical performances and dances. Among the genres were dominated by "action" dramas, films with historical subjects. The main spectacle of the circus this time was a struggle, with a special role played by "stars", dominated by the ohmic Ivan Iago. A major event of this kind was the championship fight in 1919. In the face of severe shocks the above forms of leisure played a big role in the psychological rehabilitation of the population.
Keywords: daily occurrence; White movement; White Omsk; Kolchak; Siberia; counterrevolution; culture; theater; cinema; circus.
Повседневная жизнь Белого Омска ещё во многом для нас неизвестна. Отдельные публикации всё ещё не дают целостной картины [1]. Между тем несомненно для истории
нашего города изучение этого времени имеет большое значение. В этой статье остановимся лишь на некоторых наиболее популярных формах проведения досуга: театре, кино и цирке.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 17-81-01006 «"Белая столица России": повседневная жизнь Омска (июнь 1918 -ноябрь 1919 гг.)».
© Сизов С. Г., 2017
Театр в культурной жизни Белого Омска занимал видное место. Театральные постановки были средством культурной коммуникации, формой отражения важнейших явлений общественной жизни Омска, Сибири, страны в целом [2]. Политические события в стране наложили определённый отпечаток и на деятельность омских артистов. Если в Советской России устанавливается контроль власти над театрами и предпринимаются попытки создания «нового революционного искусства», то в колчаковском Омске в основном продолжается прежняя культурная традиция [3].
Театральные коллективы Белого Омска можно разделить на профессиональные и любительские. Профессиональные коллективы («труппы») приезжали в Омск на гастроли, сменяя друг друга. Любительские - ставили спектакли от случая к случаю и чаще всего не делали целью получение прибыли. Нередко такие постановки носили благотворительный характер.
Главными сценами для театральных представлений в белой столице России были Городской театр, Омский коммерческий клуб. Городской театр принимал самые известные труппы. Его частыми гостями был Верховный правитель России адмирал А. В. Колчак, дипломаты, аккредитованные в Омске, высшие военные чины, чиновничество [4. с. 135]. Что касается коммерческого клуба, то здесь проводились самые разные мероприятия: ставились спектакли, устраивались вечера, давались концерты.
Театр «Гигант» совмещал в себе функцию как театра (была своя «опереточно-комедийная труппа»), так и кинотеатра (шли как русские, так и иностранные картины). Здесь также было и кафе. В подобном же варианте работал и более скромный «театр» «Одеон», который позднее стал именоваться «электротеатр»: здесь после киносеанса ещё выступали артисты оперетты [5].
С середины мая до сентября к списку популярных мест досуга добавлялись «летние театры и сады» [6]: «Аквариум» [7] (на правом берегу Оми при её впадении в Иртыш), «Аркадия» (в районе Сибзавода) [8]. Здесь, конечно, проводились гуляния и танцы. С лета 1918 г. начал работу Интимный театр миниатюр под руководством Е. А. Плотниковой
и И. М. Арнольдова [9] (в здании «Кристалл Палас»). Финансовая составляющая в этих заведениях играла главную роль, поэтому очень часто их постановки были рассчитаны на вкусы весьма невзыскательной публики. Любительские спектакли устраивались и на сценах различных общественных организаций, в зданиях библиотек и просветительных учреждений, в гарнизонном собрании.
Главную роль в организации спектаклей в Омске играли антрепренёры. Среди них наиболее известными в этот период были: П. П. Медведев, Г. К. Невский, Д. Ф. Василь-чиков. Работали также: труппа В. Л. Глинской, труппа Б. П. Вартминского и А. Я. Ла-нова. Главными жанрами были драмы, комедии, скетчи, миниатюры. Иногда ставились классические пьесы и исторические постановки. Довольно широко ставились оперетты. Характерной чертой театральной жизни Омска этого времени являлась сохраняющаяся традиция любительских театральных постановок. Отметим также, что порой театральные постановки носили благотворительный характер.
В газете «Сибирская жизнь» названо ещё одно имя участника театральной жизни Омска - Г. К. Невский (1864-1940) [10]. Его имя известно театральной общественности. В «Театральной энциклопедии» ему посвящена небольшая статья [11]. Но информации о том, что труппа Невского выступала в Белом Омске, в энциклопедии и других источниках нет. Тем не менее омская периодическая печать свидетельствует, что в декабре 1918 г. - феврале 1919 г. труппа Григория Невского здесь работала.
В марте 1919 г. в Омске на сцене Городского театра начало работать товарищество драматических артистов. Несмотря на Гражданскую войну, осуществлялись гастроли, устраивались многочисленные бенефисы. Один из бенефисов проходил при участии известной провинциальной актрисы Марии Жвирблис (1882-1967) [12]. Среди постановок была названа пьеса С. Ауслендера «Ставка князя Матвея».
В мае 1919 г. на сцене Городского театра гастролировала труппа В. Л. Глинской. Труппа привезла исторические драмы «Меченосцы», «Ян Гус», которые ставились, как особо подчёркивалось в рекламе, «с разре-
шения Информационного отдела Штаба Сибирской Армии» [13].
В Омском коммерческом клубе в январе - феврале 1919 г. работала труппа Б. П. Вартминского и А. Я. Ланова [10]. Имена эти в театральной среде России когда-то были известны как имена талантливых актёров и антрепренёров. Помимо комедий, ими ставились и серьёзные произведения. Так, был поставлен спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Эта же труппа под руководством А. Я. Ланова ставила спектакли и в театре «Гигант». Дальнейшая судьба Б. П. Вартминского остаётся неизвестной, а А. Я. Ланов закончил свою жизнь артистом иркутского театра в ноябре 1935 г. [14].
В марте с началом весеннего сезона стала выступать труппа Д. Ф. Васильчикова «под главным режиссёрством А. А. Белостоцкого». В газете полностью названы все фамилии артистов труппы (14 женщин и 16 мужчин). Среди их постановок: пьеса В. И. Немировича-Данченко «Цена жизни», трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь» [15].
Говоря о репертуаре омских театров этого времени, следует отметить, что преобладающую часть составляли бульварные мелодрамы и комедийные постановки с явно выраженным эротическим уклоном. В период Гражданской войны и разрухи было не всегда просто: простые постановки требовали меньше затрат и давали больше дохода [16, с. 217].
Названия некоторых спектаклей говорят сами за себя. Так, в январе 1919 г. омский Городской театр предлагал зрителям следующие пьесы: «Любовь в 17 лет», «Госпожа пошлость», «Хочу любить», «Живой товар» (с характерным подзаголовком: «Всё продажно в наше время!»), «Неизвестная (Госпожа X)» [17].
Справедливости ради надо сказать, что ставили русскую и зарубежную классику. Среди классических постановок были: пьесы и инсценировки произведений А. Н. Островского, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Из зарубежных авторов назовём У. Шекспира, И. Гёте, Ф. Шиллера, А. Дюма, Ж.-Б. Мольера.
Характерно, что в репертуаре любительских театральных коллективов классические пьесы были представлены шире. Объясняет-
ся это просто: их целью не являлось получение прибыли, поэтому они могли себе это позволить. Цели подобных коллективов были иные: творческая самореализация, просвещение население.
Особое место в театральной жизни города занимали театральные постановки различных национальных землячеств и обществ. Нередко это вызывало интерес у широкого круга горожан. Известно, что в этот период в Омске были поставлены любительские спектакли у чехов, поляков. С особым сочувствием омская интеллигенция относилась к карпаторуссам, чья трагическая судьба не раз обсуждалась на страницах белой прессы. Карпаторусская община также ставила любительские спектакли на сцене Коммерческого собрания [18].
На страницах газеты «Сибирская речь» периодически появлялись рецензии на омские театральные и музыкальные постановки. Здесь была специальная рубрика «Театр и музыка». Порой публикации в этой рубрике были весьма критические. Так, например, 6 (19) января 1919 г. была помещена разгромная рецензия критика, скрывавшегося под псевдонимом Аргус, на комедию М. И. Разсудова «Душа и тела», поставленную на сцене Коммерческого собрания [Там же]. Высокий уровень критики свидетельствует о том, что омские театралы того времени были довольно требовательными.
Критические высказывания в адрес артистов не были редкостью. Омская публика ставила вопрос о более качественном репертуаре и обновлении состава артистов. Так, в газете «Наша заря» 6 июня 1919 г. появилась принципиально важная статья с довольно пессимистическим названием «Город без театра». Автор, подписавшийся псевдонимом Старый театрал, подверг резкой критике существующую театральную жизнь города, ставшего столицей Белой России. Если до Гражданской войны, пишет автор, «сюда наезжали столичные гастролёры, делая здесь хорошие сборы, теперь же около двух лет мы вынуждены сидеть или в душных и холодных комнатах, или же питаться убогими, уездными артистами, из сезона в сезон набивающими своей убогой игрой, а главное, своим присутствием оскомину несчастной в этом отношении омской публике» [19].
Далее Старый театрал отмечает, что публика ищет такие места, где могла бы «забыть, отмахнуться от нависшего над русской землёй, обнищания и мародёрства и т. п. Театральные предприниматели пользуются моментом и собирают, не сеявши, обильную жатву». Далее Старый театрал жалуется на плохую постановку пьес и с горечью констатирует: «Господа хозяева театров смотрят на здешнюю публику, как чеховская лошадь на жалобную книгу: лопай, что дают».
Автор требовал от руководителей театров сменить «примелькавшихся артистов», а городской управе ставить антрепренёрам условие: «Не приглашать в труппу "любимцев омской публики" и тем не отравлять предстоящего осеннего сезона» [19].
Благодаря омской прессе мы также можем получить некоторое представление о закулисной жизни актёров. Сообщалось, что 4 марта 1919 г. под председательством Г. Невского состоялось собрание актёров, на котором рассматривались вопросы о выделении денег артистам. Актриса Парфёнова, прослужившая на сцене пятьдесят лет, просила увеличить ей пенсию со 100 до 200 рублей. Собрание удовлетворило прошение и решило добавить единовременно ещё 500 рублей. Также положительно решалась просьба ещё одной пожилой артистки - Варламовой о выделении денежного пособия. Заявление же артистки Строевой с просьбой дать 1 500 руб. на оплату услуг врача, наоборот, вызвало недоверие. Решили дать 250 руб., но деньги передать непосредственно врачу [20].
В начале ХХ в. в России начинается триумфальный рост популярности кино. Невероятные возможности нового вида искусства быстро оценили и зрители, и предприниматели. Первоначально русские зрители смотрели зарубежные фильмы, но затем стали появляться и отечественные картины. Ко времени революции Омск уже имел многолетнее знакомство с кинематографом [21]. Первый сеанс в нашем городе состоялся 12 января 1897 г. в Манеже Омской крепости. В конце января 1907 г. здесь состоялось открытие стационарного электротеатра «Одеон» [22]. Следом появились: «Омский кинематограф-театр», электротеатр «Иллюзион», «Ново-Американский электротеатр»,
«Двадцатый век», «Прогресс». К 1910 г. Омск имел 6 электротеатров, а 7-й был открыт в Атаманском хуторе [23].
В повседневной жизни Белого Омска кино играло заметную роль. Главной киноплощадкой был кинотеатр «Гигант», сочетавший и функции театра. Он находился напротив гостиницы «Россия» рядом с мостом через Омь. Кинофильмы шли также в электротеатре «Одеон» и в кинотеатре «Сар-гон» [24], находившемся на Атаманском хуторе. Интересно, что «Гигант» в 1919 г. принадлежал городу и городская управа объявляла торги на право аренды кинотеатром с 10 октября 1919 г. до 10 октября 1922 г. [25]. (Конечно, после прихода большевиков аренда была аннулирована).
Помимо просмотров кинофильмов, устраивались театральные постановки и танцы. Среди жанров преобладали боевики, драмы, фильмы с историческим сюжетом. Помимо дореволюционных кинолент, в Омск привозили и фильмы, снятые в Крыму после революции. Крупные газеты белой столицы («Омский вестник», «Сибирская жизнь») периодически публиковали рекламу кинофильмов. Кино в годы Гражданской войны выполняло не только развлекательную роль, но и служило определённым психологическим компенсатором, напоминало о прежней дореволюционной жизни [26].
В белой столице в этот период шли фильмы, в основном вышедшие на экран ещё до революции, но были и новые картины, снятые в Крыму на студии Хаджонкова. Так, в декабре 1918 г. в кинотеатре «Гигант» шёл фильм «Когда цветёт сирень» с участием Витольда Полонского [27]. Фильм был снят в конце 1917 г., но к зрителям попал позднее. В январе 1919 г. на экраны вышла ещё одна картина студии Хаджонкова - «Вдова» (по роману Октава Фелье). Фильм был поставлен Фёдором Комиссаржевским в 1918 г. и рекламировался как «первый (т. е. лучший, качественный. - С. С.) боевик». В картине снимались: З. Баранцевич, М. Стальский, В. Свобода, В. Вограм [28].
Жанр боевиков был настолько популярным, что газетные рекламщики активно использовали этот термин, рекламируя даже фильмы, поставленные по произведениям русских классических авторов. Например,
именно как на «колоссальный боевик» зазывалась публика на фильм «Обрыв», поставленный по знаменитому роману И. А. Гончарова. Фильм шёл в шести частях. Главную роль в нём исполнил Иван Мозжухин [28]. В январе 1919 г. омские зрители смотрели картину «Призыв смерти». В картине снимались популярные артисты - тогдашние звёзды Лидия Рындина и Вячеслав Свобода [18].
Ещё один «мировой боевик» назывался «Смерть богов (Юлиан отступник)» [29]. Этот фильм режиссёра Владимира Касьянова (его другое название «Гибель богов») был поставлен в 1916 г. по одноимённой трилогии Д. Мережковского. В современном понимании он, конечно, не являлся боевиком, а был историческим фильмом. Действие фильма разворачивалось в Древнем Риме в IV в. Фильм характеризовался большим постановочным размахом и являлся подражанием грандиозным итальянским историческим постановкам.
Любовные истории и мелодрамы с эротическим уклоном также были очень популярным жанром. В августе 1918 г. в Омске шёл фильм «Ева» (драма в 5 частях). В газетной рекламе давались и названия частей, призванные ещё больше заинтриговать зрителя: 1. Венец любви. 2. То, что было приманкой. 3. Венец любви. 4. Поверивший. 5. Ева и крест [30]. Этот фильм, снятый в 1918 г. режиссёром Виктором Туржанским, имел и другое название - «Приманка притона» и повествовал о жизни проститутки. Роли исполняли: Зоя Карабанова, Амо Бек-Назаров, Иван Перестиани, Сергей Гудков (II), Елена Чайка. Красавица Зоя Карабанова была одной из звёзд тогдашнего кино. В 1920 г. она покинула Россию и позднее работала в Париже и США.
Ещё более популярной актрисой тогдашнего русского кино была знаменитая Вера Холодная. Фильмы с её участием также шли в Омске в годы Гражданской войны. Так, например, в 1918 г. шёл фильм-драма «Человек-зверь» [30], поставленный по одноимённому роману Э. Золя (картина была снята в 1917 г.).
В январе 1919 г. шла картина «Мара Крамская» (1915 г. выпуска). Чтобы привлечь публику, омские рекламодатели это название давали в скобках, а крупным жирным шриф-
том шло другое наименование: «Жрица свободной любви». В картине снимались актёры Московского художественного театра. Главную роль исполнила Ольга Гзовская [31].
Совершенно необычным (на современный взгляд) способом создания фильма была экранизация стихов. Сценарий фильма писался на основе классических стихов, и этим дополнительно создавалась интрига для публики. В омском «Гиганте» в 1919 г. шёл «выдающийся боевик» «Ты ко мне не вернёшься», поставленный по стихам И. Северянина [Там же]. Известно лирическое стихотворение И. Северянина 1910 г. с таким же названием, первое четверостишие которого приведено ниже:
Ты ко мне не вернёшься
даже ради Тамары, Ради нашей дочурки, крошки
вроде крола: У тебя теперь дачи, за обедом - омары, Ты теперь под защитой вороного крыла... Сюжет другой картины - «Вырыта заступом яма глубокая», шедшей в Белом Омске, был задуман по одноимённому стихотворению Ивана Никитина. Стихотворение, написанное в 1860 г., показывает весьма безотрадную картину жизни разочаровавшегося молодого человека. Приведём здесь первую половину стихотворения:
Вырыта заступом яма глубокая, Жизнь невесёлая, жизнь одинокая, Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая, Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -Горько она, моя бедная, шла И, как степной огонёк, замерла. Что же? усни, моя доля суровая! Крепко закроется крышка сосновая, Плотно сырою землёю придавится, Только одним человеком убавится... Убыль его никому не больна. Сценарист фильма из весьма невнятного сюжета сделал настоящую «драму в пяти частях с прологом и эпилогом», каждая из которых была названа в рекламе фильма: 1. Сиротская доля. 2. Любовь хитра. 3. Молодой и старый. 4. Разбиты все надежды. 4. О жизни покончен вопрос. Сценаристом, режиссёром и исполнителем одной из главных ролей стал Александр Чаргонин (19151939). Главную женскую роль сыграла в этом фильме Е. Романова. Фильм был снят в 1917 г.
на киностудии «Русь» и носил второе название «Тайна весёлого дома» [32]. Интересно, что в рекламе фильма указывалось, что это «киноинсценировка по стихотворению Никитина». А сверх программы зрителям предлагалось посмотреть оперетку «Пупсик», подготовленную опереточно-комедийной труппой Я. С. Гальского [33]. Картина «Саядэ, дочь Крыма» [34] Интернету неизвестна вообще, между тем она тоже шла в Омске в 1919 г.
С 4 февраля 1919 г. в Омске начался показ картины в 5 частях «Белые голуби» («Сектанты»). Фильм, снятый в 1917 г., был посвящён истории борьбы православной церкви с сектантством. «Белые голуби» -название скопческой секты, основанной в Москве в царствование Александра I «пророком» скопческого бога Кондратием Селивановым. В фильме снимались: Александр Чаргонин, Бронислава Рутковская, Николай Маликов, Ольга Оболенская, Рафаил Кречетов, Фёдор Дунаев, Иван Лазарев, Всеволод Ордынский и другие известные актёры. Рекламщики не скупились, расхваливая фильм в газетах: «Мировая картина затмит всё до сих пор виденное. Все должны видеть!» Мелким шрифтом были дополнительные аргументы, которые должны были заставить прийти в кино сомневающуюся публику. Во-первых, реклама уверяла, что снимались лучшие русские артисты. Во-вторых, публику убеждали, что картину обязательно будут бурно обсуждать и что будет много «справедливой и несправедливой критики» увиденного. Для удобства зрителей (не забудем, что все фильмы были немыми) продавали «подробное иллюстрированное либретто» [35].
В субботу, 1 февраля, был показ драмы «Кровавый восток». После этого «сверх программы» шла «весёлая оперетта "Тайны вашего города"». После окончания киносеансов в 10 часов вечера начиналось выступление «Кабаре» с участием лучших артистических сил Омска, Самары, Казани и других городов. Вход туда был по «особым билетам». В фойе кинотеатра проводились танцы. Веселье заканчивалось в 2 часа ночи [Там же]. Нередко выступали в «Гиганте» и другие артисты. Своих поклонников находили и мистические представления. Так, например,
успехом пользовались гастроли «ясновидящей девочки 12 лет, мадмуазель Луции» [36].
Почему же люди шли в кино даже в самые тяжёлые дни? Это, безусловно, было важным психологическим средством сохранения стабильности психики. В августе 1919 г. в одной из омских газет Калистратом Кедровым был опубликован весьма интересный материал, озаглавленный «Тоска по старой жизни». Он проливает дополнительный свет на роль кинематографа в годы Гражданской войны. Беседуют два человека. Один из них предлагает сходить в кинематограф. И когда его собеседник отказывается, поясняет: «Я хожу посмотреть старую жизнь, отдохнуть немного от этого кошмара, от революции. Сижу это я в кинематографе, хочу забыть настоящее... И думаю, что всё приснилось. Представляете, отдыхаю душой» [26].
Ещё одним общепризнанным развлечением в Белом Омске было посещение цирка [37]. Цирковое искусство в начале ХХ в. имело исключительную популярность. И Омск в этом смысле не являлся исключением. В 1898 г. купец из Екатеринбурга П. К. Сичкарёв у Любиной рощи в Санни-ковском переулке (ныне ул. Партизанская) построил цирк-театр - круглое деревянное здание с ареной, амфитеатром и галереей [38]. В 1909 г. специально для выступлений знаменитого Сибирского цирка Стрепе-това на Казачьей площади Омска возвели временное здание нового цирка [39].
Главными организаторами циркового искусства, как и в случае с театром, были антрепренёры. Именно они собирали труппу и организовывали гастроли. Омский цирк в 1918-1919 гг. назывался весьма торжественно - «Цирк Спорт Палас». Он не имел постоянной труппы, а, как правило, принимал гастролирующих артистов. Но всё-таки были и артисты, выступающие здесь практически постоянно.
Одним из главных номеров в цирке того времени была борьба. Кумиром многих оми-чей был Иван Яго (другие варианты написания имени - Яан Яаго, Ян Яго). В программе «грандиозного спортпредставления» было заявлено два номера: демонстрация его силы в состязании «с двумя рабочими лошадьми» и борьба с Оскаром Креем. Призовые составляли 350 рублей: две части получал победи-
тель, а одну - проигравший [40]. В омском цирке 25 февраля 1919 г. состоялось большое событие - «торжественное открытие Всемирного чемпионата французской и русско-швейцарской борьбы». В газетах особо подчёркивалось, что чемпионат перенесён из Петрограда в Омск [41]. Приз должен был составить немалую сумму - 15 тысяч рублей.
Другие популярные жанры омского цирка: фокусы, комические представления, акробатические номера, выступления жонглёров. Большим успехом пользовались комики и клоуны. Так, был проведён бенефис «короля смеха» - комика и жонглёра Карро [35].
Одним из номеров в омском цирке 1919 г. были танцы: профессиональные танцоры показывали разные танцы. Большим успехом пользовались и выступления артистов кабаре. Среди танцевальных номеров популярность имело также «бразильское танго». Своеобразной данью моде стало выступление в омском цирке и «французских апашей» [42]. Для маленьких зрителей давались дневные представления: праздники и карнавалы [43].
Таким образом, досуг жителей белой столицы России сохранял многие дореволюционные традиции. Наиболее популярными формами проведения досуга были: кино, театр, цирк, а также бега на ипподроме. В условиях тяжелейших потрясений вышеназванные формы досуга играли большую роль в психологической реабилитации населения. Люди хотели отвлечься от тяжелейших переживаний и потрясений. Ломка традиционных социальных институтов привела к определённому снижению вкусов публики: предпочтение отдавалось комедийным постановкам на темы любовных приключений. В то же время продолжали демонстрироваться в театре произведения писателей-классиков.
Главными жанрами в театре были драмы, комедии, скетчи, миниатюры. Иногда ставились классические пьесы и исторические постановки. Довольно широко ставились небольшие оперетты. Характерной чертой театральной жизни Омска этого времени являлась сохраняющаяся традиция любительских театральных постановок. Отметим также, что порой театральные постановки носили благотворительный характер.
В повседневной жизни Белого Омска заметную роль играло кино. Зрелищность и общедоступность делали его привлекательными для населения. Достаточное количество кинотеатров, постоянный привоз кинопромышленниками новых фильмов привлекал омскую публику. Крупнейшими кинотеатрами города были «Гигант» и «Одеон», которые, помимо демонстрации кинофильмов, устраивали театральные постановки и танцы. Среди жанров преобладали боевики, драмы, фильмы с историческим сюжетом. Помимо дореволюционных кинолент, в Омск привозили и фильмы, снятые в Крыму после революции. Крупные газеты белой столицы («Омский вестник», «Сибирская жизнь») периодически публиковали рекламу кинофильмов. Кино в годы Гражданской войны выполняло не только развлекательную роль, но и служило определённым психологическим компенсатором, напоминало о прежней дореволюционной жизни.
Продолжались и традиции старого цирка. Главным зрелищем цирка этого времени была борьба, причём особую роль играли «звёзды», среди которых выделялся омич Иван Яго. Крупным событием такого рода стал чемпионат по борьбе 1919 г. Выступали также фокусники, акробаты, клоуны, танцоры (бразильское танго, апаш и др.). В меньшей степени были представлены дрессировщики. Давались и детские представления. Несмотря на военные действия, гастроли цирковых артистов продолжались в Белом Омске всё время.
Безусловно, революция и Гражданская война ухудшили положение многих деятелей культуры, некоторые из которых были вынуждены отказаться от гастролей или даже покинуть Россию. С другой стороны, ряд артистов бежал из Советской России на территории, неподконтрольные большевикам, в том числе Белый Омск, где могли продолжать свою прежнюю деятельность. Антрепренёры в условиях Гражданской войны продолжали устраивать гастроли театральных и цирковых артистов, привозить новые кинофильмы, в том числе снятые в Крыму, куда ещё в то время не дошли большевики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сизов С. Г. Историография повседневности «Белой столицы России»: Омск (июнь 1918 -
ноябрь 1919 гг.) // Архитектура, строительство, транспорт : материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). - Омск : СибАДИ, 2015.- С. 1674-1682.
2. Вьюхина М. В. Театральная жизнь Сибири в период революции и гражданской войны (1917-1919 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке : сборник научных статей / науч. ред. В. И. Шишкин. - Новосибирск : Параллель, 2012. - Вып. 3. - С. 80-101.
3. Сизов С. Г. Театральная жизнь Белого Омска (1918-1919 годы) // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 25 апреля 2016 г.). - Омск : СибАДИ, 2016.- С. 999-1004.
4. Ракова А. Омск - столица Белой России. -Омск, 2010. - 198 с.
5. Объявления // Омский вестник. - 1918. - 4 авг.
6. Парки, скверы и сады Омска. - ЫЯЬ: Шр:// nashomsk55.ru/ulitsy/346-parki (дата обращения: 14.04.2016).
7. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 10 мая.
8. Объявления // Сибирская речь (Омск). -
1918. - 26 июля.
9. Объявления // Сибирская речь (Омск). -
1919. - 3 янв.
10. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 17 янв.
11. Невский Григорий Кириллович // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. - М. : Советская энциклопедия, 1964. - Т. 3. -1086 стб.
12. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 5 марта.
13. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 13 июня.
14. 1935. Ноябрь. Хронология. - ит_: Ь|«р:// irkipedia.ru/content/1935_noyabr (дата обращения: 14.04.2016).
15. Сибирская речь (Омск). - 1919. - 8 марта.
16. Кокоулин В. Г. Повседневная жизнь горожан Сибири в военно-революционные годы (июль 1914 - март 1921 гг.). - Новосибирск : Офсет, 2013. - 385 с.
17. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 6 янв., 9 янв.
18. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 19 янв.
19. Объявления // Наша заря (Омск). - 1919. -6 июня.
20. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 8 марта.
21. Сизов С. Г. Кино Белого Омска (июнь 1918 -ноябрь 1919) // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 25 апреля 2016 г.). - Омск : СибАДИ, 2016. - С. 993-998.
22. История омского кинематографа. - URL: http://kinovideocentreomsk.ru/index.php/2-stati /9-istoriya-omskogo-kinematografa (дата обращения: 14.04.2016).
23. Объявления // Омский вестник. - 1910. - 6 янв.
24. Объявления // Наша газета (Омск). - 1919. -4 сент.
25. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 22 янв.
26. Объявления // Наша Газета (Омск). - 1919. -24 авг.
27. Объявления // Сибирская речь (Омск). -
1918. - 10 дек.
28. Объявления // Сибирская речь (Омск). -
1919. - 21 янв.
29. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 4 янв.
30. Объявления // Омский вестник. - 1918. -4 авг.
31. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 24 янв.
32. Чаргонин Александр. - URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/20593 (дата обращения: 14.04.2016).
33. Сибирская речь (Омск). - 1919. - 11 янв.
34. Сибирская речь (Омск). - 1919. - 16 янв.
35. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 19 февр.
36. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 7 марта.
37. Сизов С. Г. Цирк Белого Омска (июнь 1918 -ноябрь 1919) // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 25 апреля 2016 г.). - Омск : СибАДИ, 2016. - С. 1004-1009.
38. Эволюция омского цирка. - URL: http:// omskvech.ru/page120676.html (дата обращения: 14.04.2016).
39. Объявления // Омский вестник. - 1909. -4 авг.
40. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 21 янв.
41. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 25 февр.
42. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 21 февр.
43. Объявления // Сибирская речь (Омск). -1919. - 6 июля.
Информация о статье
Дата поступления 9 мая 2017 г.
Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.
Article info
Received May 9,2017
Accepted July 12, 2017
Сведения об авторе
Сизов Сергей Григорьевич - д-р ист. наук, доцент, профессор кафедры общей экономики и права Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644080, Россия, Омск, пр. Мира, 5
E-mail: [email protected] Для цитирования
Сизов С. Г. Популярные формы досуга жителей Белого Омска (июнь 1918 г. - ноябрь 1919 г.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 282290.
About the author
Sizov Sergey Grigorievich - Doctor of Historical sciences, Associate Professor, Professor of the Department of General Economics and Law of the Siberian State Automobile-highway University (Omsk, Russia)
Postal address: 5, Mira pr., Omsk, 644080, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Sizov S. G. Leisure of Residents of Omsk - the White Capital of Russia (June, 1918 - November, 1919). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 282-290. (in Russian).