Научная статья на тему '"КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДЕЦЕНТРАЛИЗУЕТСЯ В СИЛЬНОЙ СТЕПЕНИ..." (ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1920-Е ГГ.)'

"КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДЕЦЕНТРАЛИЗУЕТСЯ В СИЛЬНОЙ СТЕПЕНИ..." (ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1920-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / CULTURAL LIFE ACTIVATION / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ОБЗОР РЕПЕРТУАРА / REPERTOIRE REVIEW / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НОВОГО ИСКУССТВА / NEW ART POPULARIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спиридонова Л.

В статье рассматриваются тенденции и особенности развития культурной жизни в Среднем Поволжье в 1920-х гг. Анализируя архивные материалы и периодическую печать региона, автор приходит к выводу, что социокультурный процесс является отражением уникальных и разнообразных течений и явлений в период формирования и популяризации массового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CULTURAL LIFE IS DECENTRALIZED TO A GREAT EXTENT..." (CULTURAL LIFE PECULIARITIES IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1920S)

The article considers the trends and peculiarities of cultural life development in the Middle Volga region in 1920s. Analyzing the archival documents and the region's printed media, the author comes to the conclusion that the social and cultural processes are a reflection of unique and various streams and occurrences during formation and popularization of common art.

Текст научной работы на тему «"КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДЕЦЕНТРАЛИЗУЕТСЯ В СИЛЬНОЙ СТЕПЕНИ..." (ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1920-Е ГГ.)»

«Культурная жизнь децентрализуется в сильной степени...»

(Особенности культурной жизни Среднего Поволжья в 1920-е гг.)

В период 1920-х гг. проявление глубокого интереса населения и местной власти к сфере искусства определило развитие культурной жизни и способствовало налаживанию послевоенной действительности. В хронике этого времени особо выделялись тенденции, связанные со зрелищностью, творчеством, самодеятельностью, что вело к активизации населения и создавало ощущение причастности каждого ко всему происходящему.

Столицы Татарской республики, Чувашской, Марийской автономных областей закономерно предоставляли больше возможностей для реализации профессионального и творческого потенциала и концентрировали человеческие ресурсы, как воспринимающие все новое, так и создающие его. Городское население в лице служащих, рабочих, учащихся, красноармейцев и беженцев было открыто к изменениям, нуждалось в психологической поддержке и социальной адаптации. Сельское же население, составлявшее большинство на общероссийской карте, оставалось консервативным к новшествам в силу материальных трудностей, удаленности от городских центров и отсутствия свободного времени. К тому же, в сравнении с другими областями Татарская АССР как крупная территориально-административная часть Средневолжского региона быстрее многих реагировала на изменяющуюся среду, спокойно или бурно воспринимала культурные изменения в обществе.

Анализ событий культурной жизни городов Поволжья позволяет говорить о многоликой по содержанию и формам (особенно в период до 1925 г.), спланированной или спонтанной культурной атмосфере, которая была неподвластна голоду, разрухе, беспризорничеству, неграмотности, классовой борьбе и стереотипам того времени. Во второй половине 1920-х гг. наблюдалось снижение полифоничности и творческого разнообразия, что пагубно отразилось на культуре.

Культурная жизнь 1920-х гг. в общероссийском плане и на местах находилась в поле зрения политиков, писателей, журналистов. По мнению поэта Д. Бурлюка, в нью-йоркской газете «Русский голос»: «Культурная жизнь децентрализуется в сильной степени. Во многих провинциальных городах России — налицо попытки поставить начало просветительской работы»1. Представителями большевистской государственной власти осмысливался созидательный и прогрессивный характер музыки как средства воздействия, которое подталкивало к действиям. Как писал А. Луначарский: «Подъем общего художественного уровня народа немыслим без воспитания талантливых музыкантов-профессионалов, так как лишь высочайшее качество музыки и ее исполнения способны воздействовать на духовный мир масс»2.

Весьма показательными фактами оживающей музыкальной деятельности являются примеры создания на рубеже 1919-1920 гг. первых музыкальных

учреждений в Казани, Чебоксарах, Цивильске, Краснококшайске и других городах. В столице Татарской республики количество народных музыкальных школ к 1921 г. возросло до шести. Занятия велись в основном по классу фортепиано и скрипки. Незначительную динамику роста выпускников может воссоздать сохранившаяся статистика. В Казани из общего количества поступивших в музыкальную школу выпускниками с фортепианного отделения были единицы. В 1922 г. — один человек, в 1925 г. — пять человек3. Здесь же действовала Центральная Восточная музыкальная школа; в 1921-1922 гг. она называлась Восточной консерваторией. Важной особенностью ее работы, даже за столь небольшой срок до реформирования, было функционирование в структуре Научной музыкально-этнографической ассоциации, которая занималась сбором, изучением и популяризацией фольклора народов Востока.

Как свидетельствуют архивные документы, уже в начале 1920-х гг. формируются первые творческие коллективы, общества, в том числе художественные, театральные, литературные и прочие. Несмотря на существующие проблемы послевоенных лет (голод, разруха, безработица, налоги), выпускались первые сборники, в которых были представлены авторы из близлежащих республик, областей и городов Поволжского региона. В 1923 г. выходит один из первых литературно-художественных альманахов, который объединял поэтов и писателей городов, находящихся на Волге: Астрахани, Царицына, Саратова, Самары, Симбирска, Казани, Нижнего Новгорода, а также Москвы и Костромы. Общей идеей таких объединений было творческое братство людей, связанных экономическими трудностями, изменяющимся бытом, стремлениями к духовному единству и поиску новых форм. Многие из новых авторов использовали псевдонимы, либо говорящие фамилии: Александр Каспий, Александр Ширяевец, Стрэнт, Виклог, П. Власов-Окский, Степан Косов, Н. Степной4.

Курс культурной политики на модернизацию краеведческой работы в учебных и профессиональных заведениях, клубах и обществах позволил воссоздать историко-региональную специфику: организовать не только музеи, но и собрать интересный фольклорный материал (песни, сказания, легенды). В связи с такой работой были записаны многие образцы народного песенного творчества — игровые, обрядовые, исторические, лирические песни. Во время экспедиции по Черемшанам, Хвалынску один из братьев-фольклористов Соколовых отмечал: «Ведь мы записали до 800 произведений народного творчества. Сказки, легенды, песни всех тонов и ладов, обряды календарные и семейные, причитания...»5. К середине 1920-х гг. появились первые нотные записи марийских песен и первые аудиозаписи, которые были сделаны на восковых цилиндрах фонографа марийским фольклористом и этнографом К. А. Четкаревым. В Йошкар-Оле, Казани и Саратове составлены и изданы литературно-художественные сборники. Казанским комбинатом издательства и печати Татарской республики по итогам краеведческой экспедиции был подготовлен микрофильм из 183 слайдов «Памятники татарской народной словесности. Сказки и легенды»6.

Укреплению городской культурной жизни способствовала массовая выставочная деятельность, как один из способов проведения досуга и работы с населением. Показателями первой половины десятилетия могут служить данные по Казани: Выставка культуры народов Востока и Первая государственная выставка искусства и науки (1920), Вторая государственная выставка живописи, скульптуры и архитектуры (1921), Выставка татарского филиала Ассоциации художников

HftMTtfitíyjfHllíP(M0fiBoCTOK4 Ш, ЧТО ОТ

носится квытх истории н ишстбуВосш

.(Ujl ¿-о*») yfjk ¿J jí-i>v> 'Jß W1 <Л>> ^

ujg ш íKTiin uní fm я 1щжгл щш Ifti Г i С. I. (яга пая), л» т .. ¿»м-уют

НА РТ, ф. Р-2915, оп. 1, д. 3388.

революционной России (1923), Вторая выставка лабораторно-производственных работ ТатЛЕФ (1925). На одном из плакатов, изготовленных к выставочному событию, содержится обращение к гражданам «нести в музей народов Востока атрибуты быта, истории и искусства». Многие наглядные агитационные средства были выполнены в цвете с наиболее выразительными символами времени и региона: типичными национальными элементами, арабской вязью, уникальными предметами быта. О проходящих событиях сообщали не только афиши и плакаты, но и газеты, брошюры и программки7.

С первых лет нового десятилетия наблюдается работа по информированию населения о мероприятиях и популяризации различных видов искусства. В особенном ряду значились специальные и юбилейные мероприятия. Показательным в этом отношении является 125-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Среди многих культурных событий, приуроченных к юбилею, выделяются выступления Живого журнала «Маяк», Пушкинские вечера-лекции в Казанском университете, многочисленные конкурсы чтецов, газетные публикации8. Осложняли проведение мероприятий существенные бытовые причины: недостаток отремонтированных помещений, неполные залы ввиду назначенных встреч в рабочие дни и неудобное время, загруженность работоспособного населения и прочее.

Инициаторами собраний и встреч, публичных лекций и концертов были творческие, музыкальные объединения или сообщества, где профессиональное начало переплеталось с любительским. Только в представленном календарно-производственном плане кружка им. А. Н. Скрябина говорится о подготовке 25 докладов, посвященных памяти композитора-новатора, и другие виды работ9. Но на деле такие мероприятия осуществлялись нерегулярно или сезонно.

Возникали новые формы концертного и музыкального исполнения. Требование времени заключалось в создании авангардного звучания наступающей эпохи и новаторских экспериментов. С другой стороны, были сильны классические дореволюционные музыкальные предпочтения у образованных слушателей и зрителей, что находило непосредственный отклик в отзывах и заметках на страницах газет. Положительная оценка намеченным культурным событиям прозвучала в очередном номере газеты «Известия ТатЦИКа»: «Застывшая в продолжении последних лет музыкальная жизнь в настоящее время начинает оживать. В ближайшее время в Казань прибывает один из крупных симфонических дирижеров А. Литвинов, под управлением которого начнется ряд больших симфонических концертов»10.

К наиболее ярким исключительным событиям Казани середины 1920-х гг. относятся концерты знаменитых исполнителей: пианистов В. Горовица (1923), С. Барера (1924), И. Элинсона (1926), Лео Сироты (1927), И. Рензина (1927) и скрипачей Н. Мильштейна (1923), виртуозов — братьев А. и Р. Китаиных (1923), М. Эрденко (1925). Такие программы классической музыки воскрешали лучшие дореволюционные музыкальные традиции. Среди всего многообразия тематических концертов, литературно-музыкальных программ выделялась небольшая их часть, качественно подобранная и исполненная. В большинстве же программ смешивались разные стили и жанры. Репертуары коллективов носили оттенок однообразия и идеологической обусловленности. Немногочисленные вкрапления в планы и программы представляют сведения об исполнителях разной профессиональной подготовки и уровне мастерства. Образцом может служить программа концерта на Съезде Совета работников просвещения, проводимого в Чебоксарах в октябре 1925 г. Диапазон содержания простирался от классических произведений П. Чайковского, А. Рубинштейна, Ш. Гуно и до народной чувашской песни, в другом направлении — до стихов пролетарских поэтов11.

На 1924-1926 гг. приходится возрастающий интерес слушателей к национальной музыке. Масштаб представленных на конкурсах и концертах народностей Средневолжского региона был широк: татары, башкиры, мордва, чуваши, вотяки, черемисы и др. Подготовка национальных музыкальных кадров способствовала расцвету этой работы. Часто в общедоступные театрализованные выступления были включены народные и революционные песни, поэтому песня как жанр благодатно воспринималась населением. Не случайно, в календарно-производственных планах комиссии по реализации татарской оперы значились народные концерты на разных городских и театральных площадках, в том числе в Оперном театре (Большой театр им. А. Луначарского). В то же время зрителями и слушателями отмечен профессионализм лишь некоторых исполнителей: «Определенно хороши были только номера известных артистов Газиза Альмухаметова и Суфии Алкиной»12. Во второй половине 1920-х гг. возросло число общедоступных концертов-лекций о национальной музыке и поэзии. Летом публичные встречи проходили на эстрадных площадках в садах и парках, а зимой — на сценах театров и в кинотеатрах.

В казанских концертах принимали участие известные татарские артисты: А. Измайлова, Р. Кушловская, М. Рахманкулова, Г. Альмухамедов, А. Хисамова, И. Илялов. Художественной частью руководил уже популярный во многих городах (Астрахани, Горьком, Уфе, Казани) композитор С. Сайдашев13.

На фоне новых экономических реформ 1920-х гг. менялась ценовая политика; начали появляться предложения о продаже абонементов на театральные постановки, кинофильмы, зрелищные мероприятия. Быстро развивалась система льготных билетов для профсоюзов и определенных социальных групп. Тем не менее, увеличение рынка предложений культурных развлечений требовало от населения немалых затрат. Как отмечено в «Трудовой газете» очевидцем после одного из концертов: «Театр был битком набит изголодавшимися по музыке алатырцами, несмотря на то, что цены на билеты были от 3 до 8 рублей»14.

Суммируя данные по ценам за период 1923-1925 гг., можно отметить, что поход в театр приравнивался к дорогим покупкам. Под «дорогими» подразумевались покупки китайского чая стоимостью 3 рубля 26 копеек или сукна — 3 рубля 80 копеек за аршин. Для сравнения на Казанской ярмарке 1924 г. соль стоила 90 копеек, а сковорода — 1 рубль. Возникшее новшество того времени — моментальная фотография — стоила 30 копеек15. Таким образом, чтобы пойти на концерт, городскому жителю приходилось уменьшать материальные затраты на одежду, питание или товары не первой необходимости. Во второй половине 1920-х гг. цены на билеты заметно снизились, что соответствовало настроению масс и способствовало приобщению населения к культурно-зрелищным мероприятиям, упрощению форм работы с ним. В 1928 г. билеты на киносеанс в казанский «Колосс» стоили от 5 до 40 копеек, а в Большой театр имени А. Луначарского — от 15 копеек до 1 рубля. Для сравнения, в 1928 г. ржаной хлеб стоил 10 копеек, а белый — 34 копейки, местные яблоки — 2 рубля 40 копеек, привозные — 4 рубля, виноград — 6 рублей16. Налаживание экономики и городского быта, устремления к всеобщей грамотности, снижение массовой бытовой морали, демократизация многих проявлений культуры способствовали процессу окультуривания человека нового типа.

Таким образом, переломность эпохи, культурные традиции прошлого, выбор желаемого за действительное, активизация населения в мирной жизни в период новой экономической политики — вкупе определили пестроту и исключительность периода 1920-х гг. Потребность в общественных и культурных событиях практически для всех социальных групп замещала уход от действительности и тягот повседневной жизни, способствовала психологической устойчивости людей. Искусство, с одной стороны, оказывалось вне политики, сохраняя народный дух и классические традиции, с другой стороны, подвергалось вовлечению в идеологические маневры власти. Мозаичная картина культурной жизни Среднего Поволжья в этот период приобрела уникальные, противоречивые и самобытные черты, несмотря на изменившийся политический вектор, определяющий иную систему вкусов и ценностей трудящихся.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Красная Татария. - 1924. - № 5.

2. Луначарский А. В. В мире музыки: Статьи и речи. - М., 1971. - С. 126.

3. НА РТ, ф. Р-2812, оп. 1, д. 41, л. 7-8.

4. Литературно-художественный альманах. Выпуск № 1 // Бюро по объединению литераторов Поволжья. - 1923. - 54 с.

5. Из далеких двадцатых годов XX века. Исповедальная переписка фольклористов Б. Н. и Ю. Н. Соколовых. - М., 2010. - С. 382.

6. Васильев А. А. Микрофильм «Памятники татарской народной словесности (сказки и легенды)». - Казань, 1926.

7. Красная Татария. - 1926. - № 68, 114, 198, 201.

8. Казанский музейный вестник. - 1923. - № 7-8, - С. 15; Красная Татария. - 1924. -№ 35, 45.

9. Национальный музей РТ. Архив Ю. Виноградова, ф. 22571, оп. 1.

10. Известия ТатЦИКа. - 1921. - № 35.

11. Государственный исторический архив Чувашской республики, ф. Р-21, оп. 1, д. 76, л. 37.

12. Красная Татария. - 1924. - № 125.

13. НА РТ, ф. Р-4088, оп. 1, д. 2, л. 49.

14. Трудовая газета. - 1923. - № 189.

15. Из бюллетеня Казанской торговой биржи. - 1924. - № 1; Красная Татария. -1924. - № 30.

16. Марийская деревня. - 1927. - № 27; Красная Татария. - 1928. - № 221.

№ 1. Проект календарно-производственного плана работы кружка им. А. Н. Скрябина в г. Казани

9 ноября 1925 г.

I. Устройство собраний (по 2 раза в месяц).

II. Устройство на Рождественских каникулах концерта из произведений [А. Н.] Скрябина:

а) для учащихся музыкального техникума;

б) повторение концерта для рабочих районов с целью популяризации творчества Скрябина.

III. Проработка следующих докладов:

1) Подробная биография [А. Н.] Скрябина;

2) [А. Н.] Скрябин как человек;

3) Искусство в понимании [А. Н.] Скрябина (роль искусства, его значение);

4) [А. Н.] Скрябин и революция ([Ю.] Виноградов);

5) [А. Н.] Скрябин и пролетарское искусство;

6) [А. Н.] Скрябин и русская музыка ([Г.] Линсцер);

7) Путь [А. Н.] Скрябина (Некрасов);

8) [А. Н.] Скрябин как пианист (Кванина);

9) [А. Н.] Скрябин как фортепианный композитор ([Ю.] Виноградов);

10) [А. Н.] Скрябин как симфонист (Некрасов);

11) [А. Н.] Скрябин и его значение для современной музыки ([Ю.] Виноградов);

12) Что такое мистерия? (Некрасов);

13) Гармония [А. Н.] Скрябина (просить проф[ессора] [К. А.] Корбута);

14) Ритм и метр ([Ю.] Виноградов);

15) Мелос (Зекина);

16) [А. Н.] Скрябин и [Ф.] Шопен (Победоносцева);

17) [А. Н.] Скрябин и [ф.] Лист (Елина);

18) [А. Н.] Скрябин и [Р.] Вагнер (Евлампиев);

19) Первая симфония ([Ю.] Виноградов);

20) Вторая симфония (Некрасов);

21) Третья симфония;

22) Сонаты [А. Н.] Скрябина ([Л. М.] Юрьева);

23) Поэмы [А. Н.] Скрябина (Что такое поэма [А. Н.] Скрябина);

24) [Р.] Вагнер и [А. Н.] Скрябин как представители вертикального музыкального мышления ([Ю.] Виноградов);

25) Последователи [А. Н.] Скрябина в современной русской музыке ([А. А.] Крейн, [Д. М.] Мелких, [Ф. П.] Павлов, [Л. Л.] Сабанеев, [Н. А.] Рославец, [В. Д.] Дроздов, [С. Е.] Фейнберг).

IV. Возможна широкая иллюстрация вышеуказанных докладов как произведениями [А. Н.] Скрябина, так и других композиторов.

Национальный музей РТ. Архив Ю. Виноградова, ф. 22571, оп. 1.

№ 2. Программа концерта на Съезде членов Совета работников просвещения Чувашской АССР

22 октября 1925 г. Музыкальная часть в исполнении музыкальной школы г. Чебоксары.

1. «Интернационал», исп[олняет] духовой оркестр.

2. «Жатва и дождинки», муз. [А. Д.] Кастальского, исп[олняет] хор.

3. «Тройка», муз. [А. Д.] Кастальского, исп[олняет] хор.

4. «Мазурка», муз. [Г. Н.] Венявского, соло на скрипке, исп[олняет] Кузьмин.

5. «Сосна», муз. [Е. И.] Букке, исп[олняет] ученица школы.

6. «Мой миленький дружок», муз. [П. И.] Чайковского. Дуэт, исп[олняют] Хомская, Колобова.

7. «Бонита», муз. [Э.] Меццекапо, исп[олняют] Кузьмин и Соколов.

8. «Не плачь, дитя», из оперы «Демон» [А.] Рубинштейна, исп[олняет] Пикторинский.

9. «Серенада», муз. [Г.] Брага, исп[олняют] Колобова и Соколов.

10. Соло на рояле, исп[олняет] Агенорова.

11. «Свадьба», муз. [А.] Даргомыжского, исп[олняет] Кузьмин.

12. «Кузнецы», исп[олняет] хор.

13. «Славянская полька», исп[олняет] хор.

14. Попурри из оперы «Фауст» муз. [Ш.] Гуно, исп[олняет] духовой оркестр. Музыкальная часть в исполнении хора педагогического техникума.

15. «Тухати те тухмасти».

16. «Тунки тунки».

17. «Пирен урам апатала».

18. «Варман витер».

19. «Хура зарман».

20. «Песней красной».

Литературная часть.

21. Стихотворение [Д.] Бедного «Вор», исп[олняет] Илларионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Стихотворение [Д.] Бедного «Утешитель», исп[олняет] Илларионов.

23. [А.] Толстой «Дьяк», исп[олняет] Илларионов.

24. [Д.] Писарев «Где стих», исп[олняет] Маландин.

ГИА ЧР, ф. Р-221, оп.1, д.76, л.110.

Публикацию подготовила Лариса Спиридонова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.