Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В "ДНЕВНИКАХ ВОЕННЫХ ЛЕТ" В.В. ВИШНЕВСКОГО'

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В "ДНЕВНИКАХ ВОЕННЫХ ЛЕТ" В.В. ВИШНЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
623
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ДНЕВНИК / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ / ТЕАТР / ПЬЕСА / GREAT PATRIOTIC WAR / SIEGE OF LENINGRAD / CULTURAL LIFE / DIARY / DOCUMENTARY / THEATER / PLAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова Алла Александровна

В статье рассматривается культурная жизнь блокадного Ленинграда сквозь призму «Дневников военных лет» В.В. Вишневского. Раскрывается общественная значимость созданного при его активном участии музыкального спектакля «Раскинулось море широко» и его главного произведения блокадного периода «У стен Ленинграда». Особый интерес представляют дневниковые записи об участии их автора в сложной работе над документальным фильмом «Ленинград в борьбе». В статье характеризуется личное восприятие В.В. Вишневским различных сторон культурной жизни блокадного города, приводится его оценка происходящих событий, описываются этапы работы писателя над главными произведениями военного времени, трудности деятелей культуры, обусловленные не только тяжелейшими условиями блокированного города, но и жестким контролем со стороны партийного руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL LIFE OF BESIEGED LENINGRAD IN V.V. VISHNEVSKY’S “DIARIES OF THE WAR YEARS”

The paper deals with the cultural life of besieged Leningrad through the prism of the “Diaries of the War Years” by V.V. Vishnevsky. It reveals the social significance of the musical performance “The Sea Spreads Wide” created with Vishnevsky’s active participation and the play “At the Walls of Leningrad”, the main writer’s work about the siege. Of particular interest are the diary entries about the author’s participation in the difficult work on the documentary “Leningrad in the struggle”. The paper characterizes Vishnevsky’s personal perception of various aspects of cultural life in the besieged city, gives his assessment of the events, and describes the stages of the writer’s work on the main wartime plays, the problems of cultural figures, caused not only by the difficult living conditions, but also by the strict control by the party leadership.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В "ДНЕВНИКАХ ВОЕННЫХ ЛЕТ" В.В. ВИШНЕВСКОГО»

УДК 821.161.1-94(470.23-25)"1941/1944"

Смирнова Алла Александровна

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории культуры, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного института культуры

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В «ДНЕВНИКАХ ВОЕННЫХ ЛЕТ» В.В. ВИШНЕВСКОГО

Smirnova Alla Aleksandrovna

D.Phil. in History, Professor, Head, Theory and History of Culture Department, Pro-Rector for Academic Affairs, Saint Petersburg State Institute of Culture

THE CULTURAL LIFE OF BESIEGED LENINGRAD IN V.V. VISHNEVSKY'S "DIARIES OF THE WAR YEARS"

Аннотация:

В статье рассматривается культурная жизнь блокадного Ленинграда сквозь призму «Дневников военных лет» В.В. Вишневского. Раскрывается общественная значимость созданного при его активном участии музыкального спектакля «Раскинулось море широко» и его главного произведения блокадного периода «У стен Ленинграда». Особый интерес представляют дневниковые записи об участии их автора в сложной работе над документальным фильмом «Ленинград в борьбе». В статье характеризуется личное восприятие В.В. Вишневским различных сторон культурной жизни блокадного города, приводится его оценка происходящих событий, описываются этапы работы писателя над главными произведениями военного времени, трудности деятелей культуры, обусловленные не только тяжелейшими условиями блокированного города, но и жестким контролем со стороны партийного руководства.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, культурная жизнь, дневник, документальный фильм, театр, пьеса.

Summary:

The paper deals with the cultural life of besieged Leningrad through the prism of the "Diaries of the War Years" by V.V. Vishnevsky. It reveals the social significance of the musical performance "The Sea Spreads Wide" created with Vishnevsky's active participation and the play "At the Walls of Leningrad", the main writer's work about the siege. Of particular interest are the diary entries about the author's participation in the difficult work on the documentary "Leningrad in the struggle". The paper characterizes Vishnevsky's personal perception of various aspects of cultural life in the besieged city, gives his assessment of the events, and describes the stages of the writer's work on the main wartime plays, the problems of cultural figures, caused not only by the difficult living conditions, but also by the strict control by the party leadership.

Keywords:

the Great Patriotic War, the siege of Leningrad, cultural life, diary, documentary, theater, play.

В предисловии к новому изданию «Дневников военных лет» В.В. Вишневского, появившихся спустя почти 50 лет после их первой публикации в 1956 г., секретарь правления Союза писателей России Ю.Н. Пахомов справедливо отметил, что они и сегодня являются «значимым событием в культурной жизни страны» [1, с. 3]. Действительно В.В. Вишневский, видный советский драматург и журналист, автор широко известных произведений - «Первая Конная», «Оптимистическая трагедия», «У стен Ленинграда» и др., оставил в своих «Дневниках военных лет» богатейший материал о многих важных событиях Великой Отечественной войны, окрашенных его ярким восприятием и глубоким пониманием.

Находясь в осажденном Ленинграде, как сам В.В. Вишневский записал 1 ноября 1944 г., «40 месяцев и 10 дней» [2, с. 4], он сосредоточил свою деятельность в политуправлении Балтийского флота, где возглавил оперативную группу писателей, проводившую огромную агитационно-пропагандистскую работу на кораблях, в воинских частях и среди ленинградцев. Вместе с тем он был не только в курсе культурной жизни блокадного города, но и, как видно из дневников, ее активным участником. «Подвел итоги по писательским кадрам КБФ. В наличии двадцать пять писателей. Погибло до шестнадцати человек», - записал В.В. Вишневский 21 ноября 1941 г. И здесь же: «В Народном доме - "Евгений Онегин". Зал переполнен. С первых же тактов весь кошмар войны - в сторону! И чистая, гармоничная музыка - воплощение русской великой культуры - празднует победу» [3]. 16 декабря 1941 г. он делает запись: «Голодные актеры идут в части на Охту и на Васильевский остров в надежде там немного поесть...» [4].

В «Дневниках военных лет» содержатся многочисленные свидетельства о глубокой связи их автора с интеллигенцией блокадного города. «Иду на "утренник" для ленинградской интеллигенции, - записал В.В. Вишневский 11 января 1942 г. - Я счастлив, что я в Ленинграде, на посту

и делаю свое дело. На ходу обдумываю речь к ленинградской интеллигенции... Отчет о действиях Балтийского флота и гимн Ленинграду, городу-герою - вот о чем я буду говорить сегодня. На Мойке, 20 - холодина, но публики полно. Огромный зал, сверкает орган, бледно-зеленые стены, люстры. Кажется слышишь музыку последних концертов. Снял шапку и говорю свою речь. Внимательно слушают, перебивают меня глухими аплодисментами. (Глухими потому, что руки людей в рукавицах, в теплых перчатках). После меня читает стихи Прокофьев. Он в шапке-ушанке, в шинели, с полевой сумкой через плечо. Пришел Николай Тихонов, он тоже в форме. Тут же готовятся к выступлению художник Серов и Кетлинская.» [5].

18 января 1942 г. В.В. Вишневский отмечает необычный для первой блокадной зимы факт: «Сегодня мягкая погода. На улицах как будто оживление. У книжного киоска толпа. Берут книги.» [6]. В январские дни 1942 г. В.В. Вишневский неоднократно выступает по радио. «Эти беседы с ленинградцами, - отметил он 22 января 1942 г., - одна из высших моих радостей. Как они слушают и как откликаются!» [7].

16 февраля 1942 г. В.В. Вишневский присутствовал в Доме Красной Армии на просмотре в исполнении агитвзвода фронтового спектакля «Первая Конная». «Встреча оставила отличное впечатление, - писал он. - В холодной комнате, на полу, без сцены, создавался и шел боевой спектакль. Спектакль отжатый, с минимальной театрализацией. А за окнами разрывы снарядов - немцы опять били по району, прилегающему к Неве» [8]. 25 февраля писательская группа при политуправлении Балтийского флота посетила в полном составе Кировский завод. В.В. Вишневский сделал доклад о ходе войны, военных традициях России. Его поразило, как рабочие в условиях прифронтовой обстановки живо реагировали на его выступление. «Зал реагирует: и аплодисменты, и смех, и движение. Мне душевно хорошо: здесь цвет рабочего класса, боевые питерцы, кировцы. Они под выстрелами и плясать умеют.» [9].

Особый интерес представляют записи об участии В.В. Вишневского в работе над документальным фильмом «Ленинград в борьбе». Первая запись сделана 25 марта 1942 г.: «Днем поехал на кинохронику. Горком просит заняться фильмом о Ленинграде. Просмотрел три с половиной тысячи метров заснятого материала. Есть сильнейшие куски. Довоенный Ленинград, отдельные куски боев, минометы, бомбежки, пожары. Особенно сильны эпизоды блокады - застывший город и т. д. Фильм будет сильный. Сроки дают минимальные: пять недель. Это должен быть фильм острейшего международного звучания - рассказ о героизме Ленинграда, стойкости ленинградцев. Вызов Англии и США: вот как надо драться. Все ваши "жертвы" не идут ни в какое сравнение с жертвами России, Ленинграда.» [10]. После просмотра первой части отснятого материала В.В. Вишневский высказал создателям фильма свои впечатления, а также свое негативное отношение к решению руководства Комитета кинематографии монтировать собранные для фильма материалы в Москве: «Как это могут режиссеры, не зная Ленинград, его борьбы, делать фильм?» [11].

Просмотрев 27 марта 1942 г. еще две тысячи метров пленки, даже В.В. Вишневский был взволнован увиденным. Он записал в своем дневнике: «Снова сильные куски: город, Волховский фронт, пленные немцы. Сидели, смотрели, думали, волновались. Много, ох как много пережито!» [12]. Писатель отметил героизм операторов блокадного города и тяжелейшую работу по монтажу фильма в нечеловеческих условиях: «Герои операторы - худые, бледные, истощенные - все засняли, сохранили для истории. На фабрике грязно, запущенно. Люди усталые, небритые, в заношенных полушубках, но работают упорно» [13].

Чтобы успеть к намеченному сроку, В.В. Вишневский, несмотря на накопившуюся усталость, отдает все свое время и силы на завершение работы. Наконец, 10 апреля 1942 г. на студии кинохроники состоялся рабочий просмотр фильма: все семь частей со звуком. В.В. Вишневский в целом остался доволен: «Да, это фильм о великом Ленинграде - образ осажденного города получился сильнее всего. Сильно, очень сильно вышел "эпизод немцев". Улучшены боевые куски. Жду просмотра в Смольном» [14]. Конечно все зависело от просмотра фильма партийным руководством города. В.В. Вишневский был приглашен на просмотр [15]. Судя по реакции партийного руководства после ночного просмотра фильма в Смольном, оно явно разошлось в его оценке с одобрительной оценкой В.В. Вишневского. 17 апреля на студии кинохроники состоялось обсуждение, в котором активно участвовали первые лица города. В их выступлениях прозвучало резкое недовольство содержанием и направленностью документального фильма о блокаде Ленинграда [16]. Первым выступил председатель Исполкома Ленгорсовета П.С. Попков, который четко указал, в каком направлении должна продолжиться доработка фильма. «Впечатление удручающее. Часть эпизодов о гробах надо будет изъять. Я считаю, что много не нужно показывать - зачем вереница?... Промышленность не показана. Это одно из главных упущений картины. Это хорошо, как показан момент, как берут воду на улицах, но отдельные моменты, мне думается, надо изъять.» [17]. Секретарь горкома партии А.А. Кузнецов в своем выступлении высказал полное неприятие трактовки ситуации в городе, предложенной авторами фильма. По его мнению, картина не отражала действительного

положения вещей. «Получается чересчур много трудностей, - резюмировал он. - Разваленный город, разбомбленный, захламленный, кругом пожары, все порыто льдом, люди едва движутся, а борьбы не показано. Оборона не показана. Разве это оборона? Скажут, вот правители, довели город до такого состояния. Направление взято неправильно. Показываются мрачные стороны, а действительная жизнь - борьба с трудностями не показана.» [18].

Итоги обсуждения или, скорее, осуждения фильма подвел А.А. Жданов, увидевший еще до обсуждения кадры хроники страшной зимы 1941-1942 гг. и обеспокоенный тем, что эти кадры увидят с экрана все. Оставляя за собой последнее слово, секретарь ЦК ВКП(б) и первый секретарь областного и городского комитетов партии подчеркнул, что первой должна быть показана оборона. «Надо показать, что есть враг, а он совершенно не показан. Враг показан только в виде пленных, причем тщедушного и жалкого вида. Спрашивается, в чем дело? Если враг такой, то откуда трудности, блокада, разруха, голод, холод и т. д.? Надо показать в чем дело, показать, что враг около Ленинграда. В картине переборщен упадок. Вплоть до торчащих машин! Выходит, все рухнуло. Люди говорили, что голодаем, но живем надеждой на победу. Картина не удовлетворяет. Она представляет из себя большую кашу. Все дело надо привести в систему.» [19].

В.В. Вишневский был категорически не согласен с требованиями партийного руководства. Вечером 17 апреля 1942 г. он записал в своем дневнике: «Работу над фильмом продолжать отказался - на уступки и компромиссы не пойду» [20].

Несогласие В.В. Вишневского с оценкой первоначального варианта документального фильма партийными руководителями, если судить по дневнику, вскоре было сглажено и не привело к ослаблению его интереса к культурной жизни блокированного города, несмотря на большую занятость флотскими проблемами в политуправлении Балтийского флота. «К пяти часам тридцати минутам по просьбе Военного Совета поехал в Театр музыкальной комедии смотреть спектакль военного времени "Лесная быль", - отметил 4 августа 1942 г. он в своем дневнике. - В общем это самодеятельный спектакль. Текст убогий. Высказал обо всем этом свои соображения дирекции и режиссуре. Есть проект к 7 ноября сделать с ними героическую комедию или "вообще спектакль"» [21].

Через несколько дней Вишневский возвращается к этой мысли. 23 августа 1942 г., после просмотра в Театре музыкальной комедии оперетты «Роз-Мари» с целью «вызвать забытые за время войны театральные эмоции, рефлексы, расшевелить творческое воображение, ослабленное напряжением всех сил, усталостью.» [22], он заносит в дневник: «Думаю в месяц-полтора сделать пьесу? Где взять легкость, задор, шутливый тон? О-о!.. Ведь со страниц газет смотрят наши люди, повешенные, растерзанные фашистами.» [23]. Но уже через несколько дней Вишневский вместе с А. Кроном и В. Азаровым «обсуждали структуру пьесы, образы, сквозные линии, некоторые сюжетные положения.» [24].

27 августа 1942 г. В.В. Вишневский с удовлетворением записал: «.Работали над первым актом, вчерне набросали его. Ряд забавных мест. Сами хохотали. Выйдет! Сделали схематические записи для второго акта. Там надо сочетать и юмор, и драму. Съели по репке, по кусочку белой свеклы и брюкву. Вкусно. После казарменного положения так отдыхают и тело, и душа.» [25]. 4 сентября 1942 г. Вишневский торжествовал успех: «Сел и сразу написал третий акт. Работа напомнила мне чем-то 1930 год, лето, залпом написанный "Последний решительный" с его политическим устремлением, музыкальными номерами, пародиями, монологами, эмоциями. Вещь будет» [26]. Правда, эта «вещь» еще не имела своего названия, хотя Вишневский признавал, что «пьеса нашлась от мгновенной идеи дать флотскую песнь "Раскинулось море широко" в драматургическом решении» [27]. Приглашенный авторами художественный руководитель Театра музыкальной комедии Н.Я. Янет после устроенной персонально для него читки пьесы остался в полном восторге: «Замечательная вещь, это музыкальная поэма. Это о Ленинграде!.. Музыку мы, конечно, поручим флотским композиторам.» [28].

15 сентября 1942 г. обсуждение пьесы прошло с большим успехом в Театре музыкальной комедии. «К двенадцати часам в солнечный прохладный день помчались на мотоцикле через Троицкий и Марсово поле на осуждение пьесы, - отметил этот день в дневнике Вишневский. -В театре дружная встреча - очень хвалят пьесу. Обсуждение прошло на хорошем уровне - много похвал, серьезных мыслей, замечаний, советов. Решение: ставить пьесу. 19-го читка всей группе, 20 - его первая репетиция.» [29]. В рекордно короткие сроки, к началу октября 1942 г., «флотские композиторы» справились с порученным заданием. Уже 3 октября Вишневский с облегчением записал: «Еду на Бородинскую улицу к композиторам. Слушаю всю музыку к спектаклю. Все это светло, лирично, бодро. Молодцы Круц, Минх, Витлин и Будашкин - офицеры флота. Есть места просто блестящие. Мы сидели у раскрытого окна. Пустынная улица осажденного города, а из окон льются бравурные песни. Вызов врагу в лицо.» [30].

Перед премьерой музыкальной комедии «Раскинулось море широко» Вишневский был принят в Смольном А.А. Ждановым, А.А. Кузнецовым и начальником политуправления Ленинградского фронта К.П. Куликовым [31, с. 202]. После такой аудиенции он мог, наконец, успокоиться и даже не соглашаться с теми, кто предлагал дать пьесе другое название [32].

7 ноября 1942 г. в Театре музыкальной комедии состоялась премьера. «Спектакль идет ровно, в темпе, чисто, - отметил Вишневский. - После второго акта - овации. Спектакль выше других работ этого театра... Подумал - какая нужна драматургия, чтобы взволновать в будущем людей, переживших эту войну?.. [33]. Побывавший на премьере Н.С. Тихонов с восторгом писал в газете «Правда»: «Когда взвивается занавес и перед зрителем начинает расти оптимистический музыкальный рассказ, зрители видят на сцене знакомые лица, типичные бытовые черты ленинградской жизни, артисты же видят тех, кого они сейчас играют. И если бы они сошли со сцены и сели бы между зрителями, то вы не отличили бы их в зрительной массе. От этой близости на спектакле лежит и особая печать правдивой простоты, которая не позволяет артистам уклониться от правильно выбранного толкования роли. И этот спектакль нравится ленинградскому зрителю» [34, с. 3].

Пьеса «Раскинулось море широко» привлекла внимание деятелей культуры за пределами осажденного Ленинграда. Художественный руководитель Камерного театра А.Я. Таиров, поставивший ранее «Оптимистическую трагедию» В.В. Вишневского, телеграфировал: «Коллектив Камерного театра восторженно встретил пьесу. Шлет тебе, своему автору, горячий братский привет, обнимаем.» [35]. После прорыва блокады Вишневский получил телеграмму от Таирова об успехе спектакля в Барнауле, где находился в то время Камерный театр [36]. Вишневский с удовлетворением констатировал, что пьеса «Раскинулось море широко» идет во многих театрах страны: «Видимо, пьеса вошла в историю театра периода Отечественной войны» [37]. 7 ноября 1943 г., в первую годовщину премьеры спектакля «Раскинулось море широко», в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялся его 100-й показ. «Играют с удивительным подъемом, легко и чисто, - писал в этот вечер Вишневский. - После второго акта - за кулисами короткий митинг. Приветствие директора театра; председатель Ленинградского комитета искусств зачитал приказ - благодарность театру, авторам и художнику» [38]. В феврале 1944 г. пьеса «Раскинулось море широко» шла в 29 театрах страны [39].

Главному произведению военного времени В.В. Вишневского - пьесе «У стен Ленинграда», законченной к осени 1943 г., еще предстояло пройти нелегкий путь к своему утверждению и успеху. Состоявшаяся 23 ноября 1943 г. генеральная репетиция вызвала восторженную реакцию общественности, с одной стороны, и неодобрительное отношение политуправления Балтийского флота и Ленинградского горкома партии, с другой: «явный перевес отрицательных персонажей» [40, с. 22-24].

Размышляя сразу же после генеральной репетиции по поводу высказанного мнения начальства о том, что «трагические дни сентября 1941 года должны выглядеть на сцене обычно, "чисто".», а «откровенный показ тягот, травм, трудностей и их преодоление режет глаз и ухо» [41], Вишневский приходил к выводу, что спектакль «во что бы ни стало надо довести до массового зрителя.» [42]. 24 ноября 1943 г. он записал в дневнике: «Думаю весь вечер, ночь. Надо сохранить эту работу - первую большую пьесу об обороне Ленинграда, - пусть переделки, доработки. А этот вариант останется для будущего» [43]. И Вишневский пошел на эти «переделки» и «доработки», чтобы сохранить пьесу и победить. 10-11 апреля 1944 г. он, наконец, смог поставить точку: «Официальная премьера "У стен Ленинграда". Звонки, обсуждения, встречи, беседы. Не успеваю записывать. Общественный прием был хороший - вызовы, овации и т. д. Я рад, что все же, несмотря на все мытарства, - спектакль сохранил свое патетическое, трагедийное звучание» [44].

До предела загруженный в политуправлении Балтийского флота, работая часто по ночам над собственными произведениями, Вишневский старается быть в курсе основных событий культурной жизни осажденного Ленинграда. Он показывает в своем дневнике, как после прорыва блокады активно возникали новые формы общения деятелей культуры. «В 6 часов - в лекторий, -отметил Вишневский 27 февраля 1943 г. - Большой литературный вечер (Фадеев, Тихонов, Ин-бер, Берггольц, Рывина, Азаров и др.). И писатели, и публика совсем иные, чем до войны. Задумчиво слушаю: у одних писателей - скрытые чувства, у других - признания. Сухие, лобовые агитационные стихи никому не нужны, идут мимо души. У всех обнажены нервы, - видишь, как люди утирают слезы, остро реагируют» [45]. Ему импонирует, что ленинградские писатели обсуждали на своем заседании доклады Лесючевского и Саянова о журналах «Звезда» и «Ленинград». «Отраден факт входа журналов в Ленинграде, - отмечает он 1 марта 1943 г. - Литература все-таки живет, творит, - пусть еще несовершенно, но разве можно без исторической дистанции описывать события, потрясающие мир десятилетие за десятилетием?» [46].

Большим событием в культурной жизни еще осажденного Ленинграда стало возвращение из эвакуации Большого драматического театра им. М. Горького в марте 1943 г., о чем пишет в

своем дневнике и В.В. Вишневский [47]. Состоявшийся 24 марта 1943 г. первый спектакль в родном городе театра - пьесу «Давным-давно» - закончить не удалось: помешали продолжительные артиллерийские обстрелы и воздушные налеты противника [48, с. 642]. Побывавший 28 марта 1943 г. на спектакле «Дорога в Нью-Йорк» Вишневский записал в дневнике: «"Большая премьера" - много знакомых. Разговоры, приветствия. Давно не дышал этим "премьерным" будоражащим театральным воздухом. Спектакль свежий, лирически-комедийный. Пахнуло далеким миром, музыкой, ароматом расцветающей юной любви... Странно звучит этот спектакль в нашем городе на двадцатом месяце осады. И все-таки: жизнь неистребима, дьявольски упорна!» [49].

Общественным признанием активной роли В.В. Вишневского в культурной жизни блокадного Ленинграда стало его выдвижение в состав Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Присутствуя на первом заседании этой комиссии 17 мая 1943 г., он был под огромным впечатлением от фактов о предварительных потерях города: с 8 сентября 1941 г. по май 1943 г. ленинградцы лишились миллиона квадратных метров жилой площади. «Прибавить к этому разрушения архитектурных памятников, музеев, театров, школ, больниц, - размышлял Вишневский в дневнике. -А потери в людях? А потери от простоев, болезней, эвакуации? Все это выражается в астрономических цифрах!.. Работы в комиссии будет много.» [50]. Спустя год, 5 мая 1944 г., председатель Исполкома Ленгорсовета П.С. Попков в интервью В.В. Вишневскому назовет полученные комиссией новые данные: «Немцы причинили Ленинграду убытки на пятнадцать миллиардов рублей. Разрушено три миллиона квадратных метров жилой площади» [51].

«Дневники военных лет» В.В. Вишневского позволяют посмотреть на события исключительно сложной культурной жизни блокадного города глазами человека, который не только активно участвовал в ней, но и при всей насыщенности своей жизни постоянно размышлял над значимостью происходящего в его родном городе, подмечал своим опытным взглядом наиболее яркие моменты. И, конечно же, дневники писателя дают возможность глубже почувствовать дыхание блокадного Ленинграда.

В заключение хочется привести одну из последних записей в «Дневниках военных лет», сделанную В.В. Вишневским 5 мая 1944 г. накануне его отъезда в Москву, где он возглавит журнал «Знамя»: «Поехали на открытие выставки литературы и печати за период обороны Ленинграда. Два зала: щиты, витрины, доски, альбомы. В целом скромно. Было много народа. В 3 часа дня в Смольном, у товарища Попкова. Речь шла о создании литературно-документального сборника: обвинительного акта Ленинграда против Гитлера. Наметили план-схему; составили редколлегию» [52]. Однако представить сценарий дальнейшего развития событий и судьбы людей, участвовавших в них, не мог даже такой опытный драматург, каким был, несомненно, В.В. Вишневский.

Ссылки:

1. Вишневский В.В. Ленинград: Дневники военных лет: в 2 кн. Кн. 1. М., 2002. 319 с.

2. Вишневский В.В. Ленинград: Дневники военных лет: в 2 кн. Кн. 2. М., 2002. 414 с.

3. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 1. С. 24.

4. Там же. С. 40.

5. Там же. С. 64.

6. Там же. С. 71.

7. Там же. С. 76.

8. Там же. С. 97.

9. Там же. С. 105-106.

10. Там же. С. 121.

11. Там же.

12. Там же. С. 122.

13. Там же.

14. Там же. С. 132.

15. Там же. С. 134.

16. Кино на войне: документы и свидетельства / авт.-сост. В.И. Фомин, отв. ред. А.С. Дерябин. М., 2005. 941 с.; Ломагин Н.А. Неизвестная блокада: в 2 кн. Кн. 1. СПб., 2004. 556 с.

17. Ломагин Н.А. Указ. соч. С. 224.

18. Там же. С. 224-225.

19. Там же. С. 225.

20. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 1. С. 138.

21. Там же. С. 212-213.

22. Там же. С. 229.

23. Там же.

24. Там же. С. 232.

25. Там же.

26. Там же. С. 237.

27. Там же. С. 238.

28. Там же.

29. Там же. С. 246.

30. Там же. С. 256.

31. Журнал посещений А.А. Жданова, 1941-1944 гг. / отв. ред. К.А. Болдовский. СПб., 2014. 393 с.

32. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 1. С. 267-268.

33. Там же. С. 277.

34. Архив газеты «Правда» 1942 год, № 334 от 30.11.1942 [Электронный ресурс] // Главный портал МПГУ. URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/biblioteka/kultumo-prosvetitelskie-proektyi/god-pamjati-i-slavy-v-biblioteke-mpgu/hroniki-velikoj-otechestvennoj-po-stranicam-gazety-pravda/1942-2/arhiv-gazety-pravda-1942-god/ (дата обращения: 12.08.2020).

35. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 1. С. 267.

36. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 2. С. 59.

37. Там же.

38. Там же. С. 224.

39. Там же. С. 289.

40. Смирнова А.А. «О Ленинграде канонических пьесок писать нельзя.»: к 75-летию первой постановки пьесы Вс. Вишневского «У стен Ленинграда» // Общество, среда, развитие. 2018. № 2 (47). С. 20-25.

41. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 2. С. 235.

42. Там же. С. 236.

43. Там же.

44. Там же. С. 304.

45. Там же. С. 59.

46. Там же. С. 60.

47. Там же. С. 73.

48. Очерки истории Ленинграда: в 7 т. Т. 5: Период Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. / В.Б. Азаров, Т.С. Александрова, А.Р. Дзенискевич [и др.]. М., 1967. 747 с.

49. Вишневский В.В. Указ. соч. Кн. 2. С. 73-74.

50. Там же. С. 100.

51. Там же. С. 310-311.

52. Там же. С. 310.

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.