Курец Р.О. ®
Соискатель, кафедра искусствоведения Иркутский государственный технический университет,
ПОСТАНОВКИ ОПЕРЕТТЫ «РАСКИНУЛОСЬ МОРЕ ШИРОКО...»
ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Жизнь многих оперетт - очень долгая - их ставили, ставят, и будут ставить ещё много лет. Так повезло опереттам Имре Кальмана, Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса и Исаака Дунаевского... В статье пойдёт речь об оперетте, сценическая жизнь которой была очень короткой, но и очень яркой! Об оперетте «Раскинулось море широко.», посвящённой защитникам Ленинграда, и начавшей жизнь на сцене во время блокады.
Об идее создания оперетты «Раскинулось море широко.» один из авторов её -Александр Александрович Крон - так записал в своём дневнике 18 августа 1942 года: «Всеволод сообщил нам о новом задании Военного Совета - написать оперетту для спектакля к XXV годовщине Октября» [1, 477]. Драматурги Всеволод Витальевич Вишневский, Александр Александрович Крон и поэт Всеволод Борисович Азаров написали в 1942 году в блокадном Ленинграде «весёлую и героическую пьесу». «В пьесе должны были действовать балтийские моряки, и она должна отразить ту жажду активных действий на море, жажду подвигов, которой жил в те дни весь наш флот», - писал Александр Крон. Музыку написали Виктор Львович Витлин, Николай Григорьевич Минх и Лев Моисеевич Круц. Также в создании музыки этой оперетты участвовал Николай Павлович Будашкин, композитор, служивший в Политотделе Балтийского Флота. Дирижёр спектакля - А. А. Логинов [2]. Александр Крон написал первый акт пьесы, второй акт - Всеволод Вишневский, стихи написал Всеволод Азаров [1, 479]. Ставил спектакль Николай Яковлевич Янет, художник спектакля - Софья Касьяновна Вишневецкая (жена Всеволода Вишневского). Настоящие костюмы и настоящий катер «Орлёнок». Да, и «семафорил» А. В. Королькевич по-настоящему, ведь он был когда-то сигнальщиком флота [3].
По словам А. Крона, «сюжет носился в воздухе», а команду катера создавали так: В. Азаров придумал Жору Бронзу. (Но после премьеры Королькевича на улице окликнул. Жора, настоящий, и сказал, что «Свидерский играет» его немного не так), В. Вишневский - «боцмана Силыча (в честь Алексея Силыча Новикова-Прибоя), а что касается командира катера - Н. Янет «сразу объявил, что он должен быть лирическим баритоном, и петь его будет артист Кедров. Так родился лейтенант Кедров» [1, 480].
Герои комедии - команда связного катера «СК-13» - «Орлёнок»: старый боцман Капитон Силыч Щекотихин, механик Миша Чекрыгин, комендор одессит Жора Бронза (см. фото 1, 2), командир катера лейтенант Константин Кедров и разведчица Елена -девушка с Выборгской стороны [4, 65-83]. («Из молодого поколения разведчиков. Работала в Испании, знает языки») [5, 127], а также комендант береговой базы соединения Евграф Лукич (Эдди) Чижов, шпионка Киса и обманутый Кисой парикмахер Ардальон Васильевич, ну и, конечно, немцы. «Из похода возвращаются катера. Торжественная встреча. Тоскует только команда «Орлёнка» - им не поручают серьёзных операций. Появляется командир соединения и передаёт лейтенанту Кедрову секретный приказ: ночью выйти в море и высадить на вражеском берегу разведчика». Немцы «ждут из Ленинграда агента. 06» - Кису. А вместо Кисы появляется разведчица Елена; обманув врагов, Елена получает нужные документы. Внезапно появляется Киса. Враги схватили Елену, её ждёт расстрел. Свою прощальную песню Елена поёт в ожидании казни, но команда «Орлёнка» спасает девушку. А Киса получает по заслугам. «Кису уводят. А на
® Курец Р.О., 2010 г.
пирсе, в соответствии с добрыми традициями оперетты, начинается лирический дуэт Елены и Кедрова. Любовь не умирает и на войне». В Ленинграде оперетта шла 168 раз, потом она обошла всю страну. «Всюду гремела под занавес матросская песня: За смерть наших близких, за слёзы, Вперёд, матросы! За Ленинград!» [4, 65-83].
В спектакле играли: Иван Кедров - лейтенант Константин Кедров, Анатолий Викентьевич Королькевич - Миша Чекрыгин, Александр Александрович Орлов - боцман Капитон Силыч Щекотихин, Лидия Колесникова и Валентина Христианова - разведчица Елена, Валентин Свидерский - Жора Бронза, Николай Яковлевич Янет - Евграф Лукич (Эдди) Чижов, Клавдия Астафьева - Мария Асафьевна, Михаил Алексеевич Михайлов -капитан фон Дитмарштейн, Виктор Катун - парикмахер Ардальон Васильевич, Нина Ивановна Болдырева - Киса, Георгий Бельникевич - обер-лейтенант Гофман, Владимир Фёдорович Артамонов - ефрейтор гестапо Шульц.
Фото 1. «Миша - А. Королькевич, Силыч - А. Орлов, Жора - В. Свидерский» [из книги А. Владимирской].
«ДО т
а. и, с*и<|чи,;
Фото 2. Артист Ленинградского театра музыкальной комедии В. Н. Свидерский
Подпись под фотографией немного не соответствует действительности. Играл Свидерский одессита Жору Бронзу! Об этом же пишет и А. В. Королькевич, а кто может знать лучше! [3]. Кстати, Алла Рудольфовна Владимирская пишет, что «зрители тех лет не забудут и чудесного, обаятельного балагура Жору - В. Свидерского, и колоритнейшего боцмана - А. Орлова, и огневой танец Нины Пельцер» [5, 130]
Вот как вспоминал об этой оперетте один из «зрителей тех лет» - Филиппов Виктор
Васильевич, видевший её в блокадном Ленинграде, в своей книге «Воздухоплаватели»: «Приподнятое песней настроение много значит на войне для солдата. Оно сродни высокому боевому духу. Помню, какое «взлётное» впечатление произвела на нас оперетта «Раскинулось море широко», просмотр которой организовал наш замполит. Она ставилась единственным ленинградским театром, который не закрывал свои двери в блокаду — Театром музыкальной комедии. Его коллектив попал в «яблочко» злободневностью своего жизнелюбивого представления. До сих пор всем нам нет-нет, да и припомнится этот фронтовой культпоход и боевая, наэлектризованная радостным ощущением обязательной победы атмосфера зрительного зала» [7].
Артистке Ленинградского театра Музыкальной комедии Нине Ивановне Болдыревой авторы пьесы написали записку:
«15/Х1-42 г.
Тов. Болдыревой
Привет. Блестящей артистке за ее работу в военном политическом спектакле, за призыв к бдительности, за смелый удар по врагам, поклон.
Примите скромный подарок.
А. Крон, В. Азаров, Вс. Вишневский». [2].
А ведь Н. И. Болдырева играла шпионку Кису! (фото 3).
Фото 3. Нина Ивановна Болдырева в роли Кисы [5]
Всеволод Вишневский изменил судьбу разведчицы Елены. «Эта девушка... на самом деле была. Она не вернулась. Единственно, что я позволил себе как писатель, -это возвратить героиню живой в Ленинград», - говорил Всеволод Вишневский [3].
Эти стихи Всеволод Борисович Азаров посвятил первой постановке оперетты в Ленинграде:
Свет в зале гаснуть стал, Танцоры и певцы Уже смычки запели, Блокадной оперетты, Переполняют зал Спасибо вам, бойцы, Бушлаты и шинели. За представленье это.
За музыку и стих, Творили бытие, Наивные порою, Шутили в час тревожный И что себя самих И авторы ее Здесь узнают герои. И фронтовой художник.
Звучал оваций гром, Под небом грозовым Был людям страх неведом, Морские флаги вьются. Мы нашу над врагом Народ непобедим, Предвидели победу. Когда бойцы смеются! [8].
Есть ещё один вариант оперетты «Раскинулось море широко». Зимой 1942 года Всеволод Вишневский прислал Александру Таирову в Барнаул, где был в эвакуации Московский камерный театр, пьесу «Раскинулось море широко». Читка состоялась в редакции газеты «Алтайская правда». Александр Таиров написал Всеволоду Вишневскому, что «пьеса сделана здорово - молодо, звонко, задорно. Она своим неукротимым натиском, как хочет, рвёт блокаду и наотмашь бьёт врага.» Таиров просил прислать музыку, но музыка из Ленинграда так, и не пришла (шла вторая зима блокады). Тогда Таиров поручил написать музыку композитору Георгию Свиридову. «Музыкальная партитура спектакля была невелика по объёму - всего пятнадцать номеров, но она вместила в себя и высокий пафос пьесы, и традиционную для музыкальной комедии лиричность., и откровенный музыкальный «каскад». И 23 февраля 1943 года состоялась премьера оперетты «Раскинулось море широко» в Барнауле [9]. У А. Таирова роль боцмана Силыча сыграл Дмитрий Федорович Васильчиков, Заслуженный артист республики (1922 год). «Алиса Коонен вспоминала: «Казалось, что Вс. Вишневский специально написал роль боцмана Силыча, в музыкальной комедии «Раскинулось море широко» для уникального комедийного дара Д. Ф. Васильчикова, настолько она совпала с его колоритной фигурой и врожденным чувством народного юмора» [10].
Оперетту «Раскинулось море широко» на музыку Георгия Свиридова ставили во многих театрах страны [9.] «В 1960 году по ней был создан телевизионный спектакль» [11].
Но в Иркутском театре музыкальной комедии режиссёр Л. А. Майсель поставил оперетту на музыку ленинградцев Виктора Витлина, Николая Минха и Льва Круца. Музыкальную часть оперетты ставил С. А. Заславский, «художественным оформлением занимался заслуженный деятель искусств А. В. Хвостов». Зрители увидели спектакль 1 августа 1944 года.
Роли исполняли: лейтенант Константин Кедров - Михаил Снегов, боцман Силыч -Николай Матвеевич Загурский, Жора Бронза - Григорий Муринский, Елена - Августа Воробьёва, комендант порта Эдди Чижов - Григорий Семёнович Гросс, капитан фон Дитмарштейн - Флавий Александрович Блиц. (фото 4, только программа 1948 года).
Фото 4. Программа спектакля «Раскинулось море широко.». Иркутск.
Иркутская публика хорошо приняла оперетту о моряках-балтийцах: «в зрительном зале не умолкал смех, и звучали громкие аплодисменты» [12], [13].
В музее Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского можно увидеть эту фотографию Михаила Снегова в роли командира катера «Орлёнок» лейтенанта Константина Кедрова. И почему-то трудно отделаться от мысли, что с фотографии на посетителя смотрит сам лейтенант Кедров, а вовсе не артист, играющий эту роль (фото 5).
Фото 5. Михаил Снегов в роли лейтенанта Кедрова. Иркутский театр музыкальной
комедии [13].
На гастролях 2008 года в Минске солисты теперь уже Иркутского Музыкального театра имени Н. М. Загурского - заслуженная артистка России Любовь Полякова и народный артист России Владимир Яковлев исполнили отрывок из оперетты «Раскинулось море широко» [14] В. Яковлев сыграл Эдди Чижова.
Во время войны оперетту «Раскинулось море широко.» ставили и в Новосибирске (в театре «Красный факел») и в Чкалове (сейчас этот город называется Оренбург)... Сталинградский театр музыкальной комедии ставил её в Омске, в эвакуации. Музыкальный театр в Ростове-на-Дону поставил её уже после войны. В Иркутске она шла и в 1948 году. Ставил её и Абезьский театр, где артистами были, в основном, политические заключённые [15].
В 1956 году Ленинградский театр музыкальной комедии снова поставил эту оперетту. Ставил эту оперетту и театр оперетты Закавказского военного округа, именно с этого спектакля началась «актёрская карьера» Арчила Гомиашвили [16]. А «в ноябре 1970» состоялся как бы прощальный показ оперетты «Раскинулось море широко» в Центральном театре Советской Армии. Выходя на сцену, персонажи рассказывали зрителям, кто из авторов создал их. В. Азаров и А. Крон присутствовали на этом спектакле [2, 130-131]. Это был «спектакль-воспоминание» о постановке в блокадном Ленинграде. В. Азаров и А. Крон и артисты, игравшие в 1942 году, «с грустью вспоминали ...первую постановку, когда пьеса была важна сама по себе». А ведь и враги понимали значение этой оперетты: «фашисты очень хотели сорвать премьеру и обстреливали в тот день Ленинград особенно яростно» [5, 131].
Можно, к сожалению, констатировать тот факт, что оперетта «Раскинулось море широко» практически сошла со сцены. Но ещё Александр Крон сказал, что «во время работы все. были глубоко убеждены, что. спектакль не выйдет за пределы осаждённого города и останется чисто блокадным явлением, неинтересным и непонятным людям с Большой земли. сегодня» пьеса «уже умерла. Сделала своё дело и умерла, как рядовой» [1; 481].
Сейчас оперетта «Раскинулось море широко» для нас - это память о войне, память о подвиге нашего народа и о том, как в самые страшные дни блокады в осаждённом Ленинграде люди смогли создать комедию, которая помогла сражаться с врагом.
Литература:
1. Крон, А.А. Собрание сочинений в 3 т. Т.3 / Александр Крон. М.: Худож. лит., 1991. 605 с.
2. Пивень З. Г. Навечно в памяти народной : Записки работника музея истории Ленинграда / З. Г. Пивень. Л.: Лениздат, 1984. (с сайта: http://blokada.otrok.ru/library/piven.
3. Королькевич Анатолий Викентьевич «День в Ленинграде», с сайта http://militera.lib.ru/memo/index.html.
4. Алянский, Юрий Театр в квадрате обстрела / Юрий Лазаревич Алянский. Л. : Искусство, 1985. 191 с., ил.
5. Владимирская А. Звездные часы оперетты / А. Владимирская. Л. : Искусство, 1975. 136 с., ил.
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://militera.lib.ru/memo/russian/fillipov_vv/04.html
8. http://www.navy.ru/welfare/lito/azarov/
9. Рябова Е. Этот театр мы не забудем никогда / Елена Рябова // Алтайская правда - 2001. - 17 мая.
10. Виталий Григоренко К 125-летию со дня рождения Д.Ф. Васильчикова http ://kobza. com.ua/ content/vi ew/2594/86/
11. http://www.altai.fio.ru
12. Анна Федотова, www.edu.irkutsk.ru/project/war
13. Иркутский музыкальный театр имени Н. М. Загурского : 65 лет / сост. Д. В. Скоробегов. Иркутск : РА «Весь Иркутск», 2006.
14. Вавилова Н. Зрелищно и ярко. На сцене Белорусского государственного музыкального театра коллектив Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского / Наталья Вавилова // Минский курьер. - 2008. - 18 июля.
15. Ясный Вадим Кононович, Год рождения - девятьсот семнадцатый. М. : ИНТЭК ЛТД, 1997. - 126 с. : портр., с сайта http://www.sakharov-center.ru
16. http://www.theatre.ru/news/2001/03/23/