Научная статья на тему 'Венская оперетта в Иркутске'

Венская оперетта в Иркутске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕТТА / ТЕАТР / МУЗЫКА / КОМПОЗИТОРЫ / ИРКУТСК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венская оперетта в Иркутске»

Беркович А.В.1, Курец Р.О.2

'Профессор, к.м.н., Заслуженный работник культуры РФ; Соискатель. Кафедра искусствоведения, Иркутский государственный технический университет

ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА В ИРКУТСКЕ

Едва ли в мире есть человек, который не знает, что такое оперетта. Да, можно сказать, «а на Востоке?» У них тоже есть представления с музыкой и танцами. Они называются иначе, но разве так важно именно название? Прежде всего, что же мы называем словом «оперетта»? Если мы посмотрим на итальянские слова, то обнаружим, что «оперетта» -это вид «лёгкой» оперы. Она родилась из французской «комической оперы», и произошло это только в середине девятнадцатого века. Франция стала родиной оперетты, и французские оперетты искрятся юмором. Жака Оффенбаха часто называют первым автором оперетт, его оперетты сегодня ставят во многих странах. Но некоторые учёные считают, что всё же первым автором оперетт был Флоримон Эрве. Его первая оперетта появилась в 1842 году. И только после французских оперетт появились их «сёстры» в Австрии (здесь мы должны, прежде всего, назвать Иоганна Штрауса) и в других странах. У некоторых оперетт жизнь была короткой, но есть много оперетт, жизнь которых на сцене стала очень долгой. Статья посвящена венской оперетте и её жизни в Сибири, в частности, в Иркутске.

Ключевые слова: оперетта, театр, музыка, композиторы, Иркутск.

Венскую оперетту знают в Сибири много лет и, более того, люди любят эти оперетты. В данной статье рассматриваются несколько авторов и оперетты, написанные ими. Но это далеко не все композиторы, писавшие так называемые венские оперетты, а только те, чьи оперетты ставили в Иркутске. Несмотря на то, что Иркутск находится далеко от Европы, но сюда приезжали многие артисты, и многие труппы ставили здесь оперетты. И сюда же приехал Театр Музыкальной комедии из Горького... Да и некоторые молодые певцы также пробовали свои силы в оперетте. Оперетта всегда была очень популярна в Иркутске, но темой данной статьи является только венская оперетта.

Франц фон Зуппе был первым автором оперетт в Вене. Алла Владимирская рассказывает читателю детективную историю о первой постановке оперетты в Вене, но это была французская оперетта. Тот, кто хочет узнать об этом подробнее, может прочитать её книгу «Звёздные часы оперетты». Мы знаем оперетты Франца фон Зуппе: «Лёгкая кавалерия» (1866), «Пансионат» (1860), «Десять невест и ни одного жениха» (1862) и другие. Иркутянам посчастливилось увидеть оперетты Франца Фон Зуппе в 1901 году. Имеются в виду оперетты «Натурщица», «Путешествие в Африку» и «Фатиница». Но в наши дни оперетты Ф. Фон Зуппе «выпали» из репертуара нашего музыкального театра.

А Иоганна Штрауса (сына) можно фактически назвать «отцом оперетты» в Австрии. Он написал много замечательных оперетт. Здесь названы лишь некоторые из них: «Индиго и сорок разбойников», написанная в 1871, была первой опереттой И. Штрауса. Иркутский Музыкальный театр поставил её в 2006 году под названием «Тысяча и одна ночь» (это название изменённой оперетте дали Лео Штейн и Карл Линдау в 1906 году). Затем появился «Карнавал в Риме» (1873). К сожалению, авторы статьи не располагают какими-либо сведениями о постановке этой оперетты в Иркутске. Но самым знаменитым стало «третье дитя» - «Летучая мышь», появившаяся годом позже. Дело в том, что существуют несколько вариантов оперетты под названием «Летучая мышь». В 1930 году Константин Марджанов ставил «Летучую мышь» в Москве. Ставили «Летучую мышь» и в Ленинграде, в том числе, и во время блокады. Константин Александрович Марджанов ставил «Летучую мышь» с текстом Е. Геркена и Г. К. Крыжицкого [1,295]. В прошлом

году иркутянам сказали, что «Летучая мышь» пойдёт в новой редакции. По городу ходило много слухов... Но на премьере иркутская публика не узнала любимую «Летучую мышь»! Текст той оперетты, которую знали и любили в Иркутске, был написан Н. Эрдманом и М. Вольпиным. «Пью за ваши улыбки, пью за наши ошибки... Эту чашу пью за дружбу нашу...» - поёт гостям князь Орловский - красивый интеллигентный господин. А князь Орловский в «новой - старой» версии всё-таки шокировал иркутских зрителей. Первоначальное либретто написали А. Мельяк и Л. Галеви, и это либретто основывалось на их пьесе «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»)... А их пьеса также имела «основу»: это были пьеса Р. Бенедикса «Тюрьма» и водевиль А. Мельяка и Л. Галеви и «Полночный вальс». Но после французских авторов «пришли» К. Хаффнер и Р. Жене, которые изменили пьесу [2,46]. В это время «дитя» с таким множеством «отцов» и получило новое имя: «Месть Летучей мыши». Но в Иркутском театре взяли это самое «дитя», причём, имя так и оставили «Летучая мышь» без всякой «мести». И тем самым ввели всех в заблуждение! Персонажи в этой новой (для сибирской публики) «Летучей мыши» показались многим зрителям странными и не совсем приятными. Но нужно поблагодарить автора сценографии - Андрея Штепина. На сцене стояли настоящие дома Вены, и самый настоящий снег медленно падал на их крыши. И стены тюрьмы тоже были настоящими. Зрители знали, что они смотрят пьесу, но чувствовали, что они сами живут внутри действия этой пьесы... «Летучая мышь» в так называемой «русской версии» прожила очень долгую жизнь на иркутской сцене. Написанная Н. Эрдманом и М. Вольпиным в 1947, впервые она была поставлена в Иркутске в 1948. К несчастью, в 1949 Центральный Комитет КПСС принял «печально известное постановление по идеологическим вопросам». После этого, театры оперетты в Советском Союзе начали борьбу «с безыдейщиной, штампами и консерватизмом наследства так называемого венского репертуара». Театры перестали ставить оперетты «Сильва», «Марица», «Баядера», «Роз-Мари», «Дьявольский наследник», «Разбойники», «Тангалита», «Южная ночь», «Чужая дочь», «Любовь актрисы». А директор иркутского театра Ф. А. Блиц был вынужден докладывать «начальнику отдела искусств»: «Театр полностью отказался от венского репертуара» и, кроме того, «снял с эксплуатации идейно порочные, малоценные спектакли» [3]. В 1955 Н. М. Загурский решил снова поставить «Летучую мышь». В том спектакле главными героями не были Розалинда и её муж, главной героиней стала горничная Адель. Потом «Летучая мышь» возвращалась в 1975 и 1980, в 1987 и 1991, в 1998. И зал всегда был полон! Ведь «Летучая мышь» - это «кусочек весёлой хроники» венской жизни, «увиденный и услышанный его художником». И «не было ещё в театре музыки более солнечной и пьянящей». Ведь «вся музыка «Летучей мыши» словно пенится от избытка радости» [2,47].

И оперетта «Цыганский барон», (1885) также была очень популярна в Иркутске. В феврале 1888 иркутский театр поставил её в первый раз. А через сто лет после этого Шандор Баринкаи однажды «забыл» спеть о том, что он «цыганский барон» и «в цыганку влюблён»! Это не анекдот, это действительно произошло в иркутском театре музыкальной комедии. Но перед этим «Цыганского барона» ставили в 1951, 1978, и тогда Шандор Баринкаи пел свою самую важную арию. Оперетту «Цыганский барон» любят зрители в Иркутске. Ведь, несмотря на то, что мелодия выходной арии Шандора Баринкаи «простая», по мнению Аллы Рудольфовны Владимирской она «полётная, захватывающая», это настоящий гимн «мужественной юности, безудержной отваги» [2,56].

Оперетту «Ночь в Венеции», (1883) в Иркутске впервые поставили много лет назад -в самом начале двадцатого века - а затем только в 1990 году. «Ночь в Венеции» - это «комедия положений, игра бесконечных обманов и подмен». Тем более что действие происходит «тёмной итальянской ночью, в пьянящей атмосфере карнавала». И, как пишет

А. Р. Владимирская, эта ночь всегда вспоминается при звуках баркаролы и вальсов «Лагуны» и «Карнавал» [2,47].

Иоганн Штраус - гениальный композитор, и с этим трудно не согласиться. Но были и другие композиторы, их творчество также относят к венской оперетте. Имена некоторых из них были известны в нашем городе ещё в самом начале двадцатого века.

Карл Миллёкер написал прекрасные оперетты - «Бедный Йонатан» и «Вицеадмирал», которые ставились в Иркутске в 1901-1913 годах. «Вице-адмирала» ставил театр «Советская оперетта», а «Нищий студент» (1882) был поставлен в 1953 в театре музыкальной комедии.

И конечно, нужно назвать Лео Фалля, ведь его оперетты «Принцесса долларов» и «Прекрасная Ризетта» также ставились в Иркутске в 1913 году.

Не забудем и Карла Целлера. Его оперетта «Мастер» (1894) также ставилась в Иркутске. Но здесь эта оперетта называлась «Мартин-рудокоп». И оперетту «Продавец птиц» (1891) ставили в Иркутске в 1955 году.

А ведь были ещё Виктор Якоби: в начале двадцатого века иркутян порадовали постановкой оперетты «Ярмарка невест» и

Карл Михаэль Цирер. Его оперетты «Посыльный 6666», «Редкая парочка» и «Три желания» также появились на иркутской сцене в самом начале двадцатого века.

А теперь речь пойдёт о том, как в Иркутске ставили (и ставят) оперетты Франца Легара и Имре Кальмана.

Первая встреча иркутян с опереттами Франца Легара произошла в 1910-е годы. Тогда публике показали оперетту «Венские женщины» (1902). Позже были поставлены: «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь», «Ева» и «Горный князь». С тех пор оперетты Франца Легара прожили на иркутской сцене так долго, что в этом они могут соперничать только с опереттами Иоганна Штрауса и Имре Кальмана. Когда в Иркутск приехал театр музыкальной комедии из Горького (потом этот театр остался в Иркутске и стал иркутским театром музыкальной комедии), конечно, оперетты Ф. Легара были в его репертуаре. В 1945 (и 1969) ставили оперетту «Весёлая вдова», а годом позже на иркутской сцене появилась «Голубая мазурка» (1920) (эту оперетту поставил Григорий Гросс). В 1961 и 1965 на сцену снова пришли и «Граф Люксембург» и «Голубая мазурка», которую поставил уже Н. М. Загурский. Оперетту «Граф Люксембург» в 2010 году Иркутский музыкальный театр показал на гастролях в Приморском крае. А уже через неделю и иркутяне смогут насладиться прекрасной опереттой Ф. Легара.

Имя Имре Кальмана в Иркутске узнали в 1900-е годы: «Осенние манёвры» (1908) и «Цыган-премьер» (1912). Во время войны театр музыкальной комедии ставил и «Осенние манёвры» и «Цыгана-премьера» и «Сильву» и «Дьявольского наездника» и другие оперетты И. Кальмана. Оперетту «Цыган-премьер» ставили и в 1976 году. Как мог иркутский театр пройти мимо этой оперетты, ведь музыка оперетты «Цыган-премьер» -это «венгерско-цыганский фольклор, ...соединённый с блистательным парижским вальсом». Это «чудесные лирические мелодии», которые выражают «и тоску по ушедшей молодости, и тайное... чувство любящих» [2,56]... А оперетту «Королева чардаша» или как её ещё называют «Княгиня чардаша», (1915) - «Сильва» (так в России называется эта оперетта) - театр музыкальной комедии «дал» в 1946 и 1953. И с тех пор иркутский театр часто ставит эту чудесную оперетту.

Но задолго до появления в Иркутске театра музыкальной комедии, в 1931, артисты Театра рабочей молодёжи организовали концерт в иркутском театре (в те дни как раз решался вопрос об открытии Театра рабочей молодёжи). И зрители смогли послушать арии из «Сильвы» и «Баядеры». М. И. Матео и С. М. Смородинов исполняли арии, С. Берггольц и А. Кери дирижировали оркестром, а Елена Балабина была концертмейстером. А когда иркутский Музыкальный театр готовился к своему 50-летию, была поставлена

новая «Сильва». Этот спектакль был создан на основе нескольких либретто. И от этого спектакль стал интереснее, поскольку многие роли стали шире и ярче («всегда эпизодический Ронсдорф обрел жену» и дочь!).

Что касается оперетты «Принцесса цирка» (1926) или «Мистер Икс» (её ставили и под этим именем)... Первая постановка в театре музыкальной комедии состоялась в 1956 году. Да и позже было несколько очень интересных спектаклей. Со спектаклем «Принцесса цирка» театр приезжал на гастроли в Мамакан (Николай Загурский играл Пеликана). Как раз этот спектакль и повлиял на решение Владимира Яковлева стать артистом. Спустя годы В. Яковлев и стал артистом иркутского театра музыкальной комедии.

Оперетту «Фиалка Монмартра» (1930) в Иркутске ставили в 1963 и 1983... Но первый раз «Фиалку Монмартра» поставили в 1944 году. В то время Киевский театр оперы и балета был в эвакуации в Иркутске. И директора киевского театра оперы и балета Н. В. Смолича пригласили для постановки «Фиалки Монмартра». Нужно добавить, что Н. В. Смолич работал в Ленинградском малом оперном театре, и ставил там «Фиалку Монмартра». По мнению Георгия Константиновича Крыжицкого, Н. В. «Смолич повторил свою ленинградскую постановку» [1,296]. «Фиалка Монмартра» - это «очаровательное произведение», оперетта пронизана «ароматом весны, юности, поэзии». Алла Владимирская пишет, что «молодость, её заблуждения и радости, её счастливейшие минуты упоения любовью, творчеством, просторами открывающейся... жизни - вот пафос, плоть и кровь» оперетты «Фиалка Монмартра» [2,95-96].

И, конечно, иркутяне часто могут посмотреть постановки оперетт «Графиня Марица» (1924) и «Баядера» (1921). Музыка «Баядеры» «пряная, сладкая, как восточная пряность», а «местами эротически-напряжённая». И Алла Рудольфовна Владимирская сравнивает музыку «Баядеры» с жаркой южной ночью [2,92]. И постановка оперетты «Последний чардаш» в 1964 году. Эту оперетту создали на основе «Сильвы»: «венгр-офицер был революционером и пробирался через Китай на Родину, а цыганка-певичка из варьете Сильва в новой пьесе стала колхозницей» [4] Но сведения о постановках оперетты «Дьявольский наездник» (1932) после постановления 1949 года найти не удалось. Кстати, после того, как в 1949 году были запрещены оперетты Имре Кальмана, «резко снизился приток зрителей в театр. Лишившись многих спектаклей текущего репертуара, в 1950 году театр впервые не смог выполнить план по доходам» [4]. Видимо, советские оперетты не так привлекали зрителей.

Те зрители, кому посчастливилось видеть Виктора Жибинова в опереттах иркутского театра музыкальной комедии, никогда не смогут забыть его Бони в «Сильве», Зупана в «Марице», и его роли в «Летучей мыши» и «Баядере»... И во многих других спектаклях, которые находятся за рамками статьи, посвящённой только венской оперетте... Его «Бони

- за внешним балагурством» оставался «верным, сочувствующим, добрым другом». Его «Зупан - ...не просто король свиного богатства, а отличный малый, способный на большое чувство» [5,28]. Люди в Иркутске любили Виктора Жибинова, великого артиста, и до сих пор вспоминают о нём с грустью и благодарностью.

В венских опереттах играли лучшие артисты иркутского театра музыкальной комедии. Иркутяне видели Григория Гросса и Николая Загурского... Евгения Васильева и Макса Шнейдермана в «Последнем чардаше»... И Николая Каширского в роли Тони в «Принцессе цирка» - не только в незабываемом фильме «Мистер Икс»... Елена Волошина играла Мари в «Принцессе цирка» в 1956 году, а спустя много лет она играла уже Мадам Каролину. А Пеликаном в том же спектакле был Вячеслав Дычинский. Да и постановки «Летучей мыши» в «русской» версии и в «оригинальной» были интересны, и в них было то, что будет вспоминаться и спустя годы.

Театр не может жить без венской оперетты. Пример с запретом оперетт Имре Кальмана это наглядно доказал. А новые авторы часто пишут мелодии, навеянные

мелодиями венских оперетт. Потому, что мелодии венской оперетты живут в сердцах слушателей, и слушатели передают эти мелодии своим детям и внукам. Вот почему венская (и не только венская) оперетта живёт и находит новых слушателей.

Те, кто хочет больше узнать о венской оперетте, может прочитать книгу Аллы Рудольфовны Владимирской «Звёздные часы оперетты». Здесь можно найти много интересного о жизни композиторов. А что касается Иркутска, можно прочитать книгу Арнольда Владимировича Берковича «С театром связанные судьбы» и книгу Дмитрия Валентиновича Скоробегова «Очерки по истории Иркутского музыкального театра».

Литература

1. Крыжицкий Г.К. Дороги театральные / Г.К. Крыжицкий. - М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 318 с., ил.

2. Владимирская А. Звездные часы оперетты / А. Владимирская. - Л. : Искусство, 1975. 136 с., ил.

3. Иркутский музыкальный театр имени Н. М. Загурского : 65 лет / сост. Д. В. Скоробегов.

- Иркутск: РА «Весь Иркутск», 2006.

4. Негода Л. Оперетты Кальмана на иркутской сцене / Людмила Негода // Культура. -2002.

- №5. - Сентябрь.

5. Беркович, А. В. С театром связанные судьбы / А.В. Беркович. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. - 114 с., фото.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.