Научная статья на тему 'Культурная жизнь блокадного Ленинграда'

Культурная жизнь блокадного Ленинграда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2824
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная жизнь блокадного Ленинграда»

Подсекция «История и культурология»

Культурная жизнь

блокадного

Ленинграда

А. Карпушкина

студентка группы ДРрБ1-1

Когда говорят о блокаде Ленинграда, часто вспоминают мужество и героизм защитников города, нечеловеческие условия, в которых жили и трудились люди, сделавшие своим девизом «Все для фронта, все для победы!» «125 блокадных грамм» вошли в учебники истории и стали образом поэзии.

Однако блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали - они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки... Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы - и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера - вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними. Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги - как растопку. Давайте поставим им памятник. Поставим всем миром, потому что во многом благодаря их усилиям наш великий город не только выжил, но и сохранил себя, свои сокровища, продемонстрировал всему миру такие высоты духа, которые достойны легенд.

Они достойны памятника. В самом начале Великой Отечественной войны из Ленинградского зоосада были эвакуированы в Казань 80 ценных животных. Остальная часть коллекции осталась в бло-

194

кадном городе. Трудно себе представить, но в самую страшную голодную зиму 1941-1942 годов служители не только заботились о своих питомцах, но сумели даже подготовиться к летнему сезону, когда зоосад открылся для посетителей. Вот почему когда город снова стал Санкт-Петербургом, сотрудники зоопарка решили оставить его «Ленинградским». С осени 1941-го по весну 1943 года зоосад не принимал посетителей. Работники зверинца боролись за жизнь животных. Памятник нужно ставить зоологу Евдокии Дашиной. В городе, где еда была на вес золота, она смогла выкормить гигантскую бегемотиху Красавицу. Для нее Дашина выращивала овощи на огороде. Летом разрывалась между зоосадом и грядками в районе Удельной, где до войны хотели делать новый зверинец. А зимой Евдокия для бегемотихи и печку топила, и воду по 400 литров в сутки с Невы носила, и постоянно смазывала ее камфорным маслом, чтобы кожа Красавицы не трескалась. А ела бегемотиха по 40 кило в день. Только что это был за корм... 36 килограмм распаренных опилок и 4 килограмма кормовой смеси немного овощей, зерен, комбикорм. И Красавица выжила. Она умерла уже в 1960-е, когда ей было за 50 лет. Корм был главной проблемой зоосада в те годы. Большинство животных кормили опилками. Помогло несчастье. В начале войны разбомбило деревянный аттракцион американские горки, которые были высотой с пятиэтажный дом и тянулись вдоль зоопарка со стороны Кронверкского пролива. Их потом еще долго пилили на дрова и на корм. А однажды в зоопарке случился праздник город прислал голодающим зверям целых два мешка хлебных крошек.

Пережив самую страшную зиму 1941-1942 годов, блокадный Ленинград только-только начинал приходить в себя. Заработала Дорога жизни, к тому же в город ежесуточно стало приходить до 200 вагонов с продовольствием... Очень важно было поддержать веру ленинградцев в то, что все закончится хорошо. И кому-то пришла идея: в блокадном городе должны вопреки всему сыграть в футбол. И сыграли - на стадионе «Динамо», что на Крестовском острове. Каждый матч заканчивался одинаково: побеждала дружба. Это давало надежду на скорое освобождение.

Одним из «символов» блокады стал Аркадий Ефимович Об-рант - первый человек в Советском Союзе, который получил звание военного балетмейстера. Трудно себе представить, но в самую страшную первую Блокадную зиму он собрал детский танцевальный ансамбль, который потом даст 3 тысячи концертов на Фронте, а однажды дети чуть не погибнут, когда будут танцевать прямо в печи Ижорского завода. Сразу после выступления туда попадет снаряд. Между Марсом и Юпитером малая планета Обрант - это имя теперь увековечено в масштабах солнечной системы. Ровно через три года после того, как вышел на экраны художественный фильм о ленинградском ансамбле, малой

195

планете под номером 8471 присвоено имя первого военного балетмейстера - ленинградской звезды по имени Обрант.

9 августа 1942 года. В этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой (»Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.

Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиас-берг - главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...». Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...» (В.А.Гергиев)

Но особенно тяжелым это время было для детей. Их подвиг заключался уже в том, что они выжили в это страшное время. Настоящим вызовом юных жителей врагу была учеба. Даже в жутких условиях блокадной жизни многие ленинградские дети не переставали ходить в школу!

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой, ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды. Во время урока нередко раздавался вой сирены, и тогда ученики спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. В некоторые дни тревога объявлялась до 10 раз, поэтому учителя имели 2 плана уроков: один для работы в нормальных условиях, другой - на случай артобстрела или бомбежки.

Занятия в школах длились не более 3-х часов. Ученики и учителя шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. Ученики умирали не только дома, но и по дороге в школу и прямо в классах.

В декабре 1941 года из-за голода и холода закрыли многие школы. В городе не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод, страшный голод косил население. Но 39 ленинградских школ работали без перебоя даже в самые тяжелые зимние дни!

Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычайно

196

тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах - у них не было сил. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печка-»бур-жуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Детей, продолжавших заниматься в ту суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками». Учиться в жестоких условиях зимы стало настоящим подвигом.

Осенью 1942 года в школах Ленинграда снова начались занятия. И хотя 2-я блокадная зима мало, чем походила на 1-ю - в городе ходили трамваи, дороги были расчищены от снега, работали театры, кино, библиотеки, в условиях города-фронта обучение по-прежнему было трудным. Дети и учителя были очень слабы. К дистрофии прибавилась еще и цинга.

В конце 1942 года в ленинградских школах училась лишь 6-я часть от довоенного количества. Основную массу составляли ученики младших классов, остальные вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах. Старшеклассники рано взрослели, заменяя своим младшим братьям и сестрам погибших родителей.

В январе 1943 года, когда была прорвана блокада Ленинграда, началось возвращение детей из эвакуации. Число учеников стало расти с каждым днем. Из-за войны многие дети не посещали школу, поэтому уровень их подготовки очень различался. Это осложняло процесс обучения. Используя систематическое повторение программы, Ленинградские учителя провели громадную работу по выравниванию знаний учащихся.

Почетное звание «Город-Герой» было присвоено Ленинграду 8 мая 1965 года. Ленинградские учителя и их воспитанники вписали одну из самых героических и славных страниц в историю города. В страшные блокадные дни они самоотверженным трудом в школе помогли отстоять Ленинград.

В канун 60-летия снятия блокады, на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга появился не совсем обычный памятный знак - «Блокадная парта». Уникальность символа в том, что идея его создания принадлежит школьникам - ребятам из объединения «Поиск». Они предложили увековечить память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые, несмотря на голод и лишения, продолжали ходить на уроки. В граните памятной плиты высечены слова: «Учителям и школьникам блокады, поправшим смерть и свершившим подвиг на века».

Весной 1942 года множество ленинградцев носило на груди жетон ЛАСТОЧКУ с письмом в клюве. Маленький жестяной значок, а

197

на нем - ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда - этот символ стал коротким и ясным ответом на заявления немецкой пропаганды о том, что теперь в город даже птица не пролетит.Люди ждали благих вестей с фронта, они никогда не теряли связи с огромной страной, несмотря на то, что они были полностью отрезаны от нее.

Ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. Когда блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись верхолазы - Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.

Когда трудная и опасная работа была закончена, под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти - ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

Не хватит слов, чтобы описать восхищение блокадниками. Эти люди с невероятным мужеством и силой духа смогли не только выжить, но и с гордо поднятой головой прожить дни трагедии всего города. Блокадники умирали, но танцевали, пели, ухаживали за животными во времена холода и голода, бомбежек и смертей.

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.