Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВОДА В ДОИСЛАМСКОМ И ИСЛАМСКОМ ИРАНЕ'

КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВОДА В ДОИСЛАМСКОМ И ИСЛАМСКОМ ИРАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИРАН / РАЗВОД / КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЯ / СЕМЬЯ / БРАК / НОРМЫ / IRAN / DIVORCE / CULTURE / RELIGION / SOCIETY / HISTORY / FAMILY / MARRIAGE / NORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мохтари Сейедех Резванех Сейед Реза, Мохтари Бехруз Мохаммад Таги

Целью исследования является сравнительный анализ культурных диахронных изменений института развода в конкретные исторические эпохи развития иранского общества. Материалами послужили исторические источники, работы иранских культурологов, философов, историков и социологов. Исследовано влияние зороастризма на практику разводов в древнем Иране. Рассмотрены изменения в культуре развода, произошедшие с принятием ислама. Определено, что культурную трансформацию развода, наряду с религиозной догматикой, определяли распространение арабской и тюркской культур, а также западной культуры. Парадигмы шиитской религии и дискурс революции влияли на культуру иранской семьи и институт развода после 1979 г. Сделан вывод, что отношение различных поколений иранцев к разводу всегда было негативным, но в разные исторические периоды имело свою специфику. Иранская семья до конца не утратила своих традиций, что не позволяет расценивать процессы трансформации развода как детрадиционализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL TRANSFORMATION OF DIVORCE IN PRE-ISLAMIC AND ISLAMIC IRAN

The aim of this article is a comparative analysis of cultural diachronic changes in the phenomenon of divorce in specific historical periods of the development of Iranian society. The study employs historical-genetic and historical-comparative methods, and the method of empirical observations. The materials are historical sources, works of Iranian cultural scientists, philosophers, historians, and sociologists. The culture of divorce in ancient Iran is investigated, the rarity of this phenomenon in the Achaemenid era is noted, its causes are indicated, and the social reaction to incest and polygamy is revealed. The influence of Zoroastrianism on the practice of marriage and divorce in the Sassanid Empire is studied. In this era, consanguine marriages (xwedodah) and chakar zani (divorce of a woman from a man with the subsequent adoption by him of children born by a woman in the next marriage), as well as the prevalence of polygamy in aristocratic circles, are noted. The changes in the culture of divorce that took place in Iran with the adoption of Islam (650) are considered, the established mechanism of Islamic divorce is described. The peculiarities of divorce are noted during the seizure of Iran by the Turks, the rise to power of the Khorezmshahs, the Mongol conquest, and the rule of the Timurids. Various aspects of divorce in the Safavid era are analyzed, the significance of mahr (the remuneration that a wife received upon marriage) for financial support of a woman in case of divorce is determined. An increase in the number of divorces during the reign of the Afsharids and their decrease in the era of the Qajars, who were adherents of Islamic fundamentalism, are noted. The influence on marriage and divorce of the modernization processes that took place during the reign of the Pahlavi dynasty is considered. It has been found that as these processes deepened, the number of divorces increased. The procedures for divorce and the possible consequences of divorce for a woman at that time are described. The cultural changes that affected the institution of divorce after the Islamic revolution are examined. It is determined that the attitude of society towards divorce has been progressively changing from rejection and condemnation to a widespread “divorce by mutual consent” in recent years. It is concluded that the attitude of different generations of Iranians to divorce has always been negative, but in different historical periods this attitude had its own specifics. At the same time, the Iranian family has not completely lost its traditions, which does not allow regarding the processes of transformation of divorce as detraditionalization.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВОДА В ДОИСЛАМСКОМ И ИСЛАМСКОМ ИРАНЕ»

МОХТАРИ Сейедех Резванех Сейед Реза

аспирант кафедры культурологии Астраханского государственного университета, Астрахань, Российская Федерация Seyedeh Rezvaneh Seyed Reza MOKHTARI Postgraduate student, Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation, srezvanehmokhtari@gmail.com

МОХТАРИ Бехруз Мохаммад Таги Ph.D. в области международных отношений, отделение исследований Исламского университета Азад Министерства иностранных дел , Тегеран, Исламская Республика Иран Behrooz Mohammad Taghi MOKHTARI Ph.D. (International Relations), Islamic Azad University, Science and Research Branch,

Ministry of Foreign Affairs, Tehran, Islamic Republic of Iran, behrozmokhtari@gmail.com

УДК 347.627-044.922:008(55) DOI: 10.36343/SB.2020.23.3.009 ГРНТИ 13.11.25 ВАК 24.00.01

Культурная трансформация The Cultural Transformation

развода в доисламском of Divorce in Pre-Islamic

и исламском Иране and Islamic Iran

Целью исследования является сравнительный анализ культурных диахронных изменений института развода в конкретные исторические эпохи развития иранского общества. Материалами послужили исторические источники, работы иранских культурологов, философов, историков и социологов. Исследовано влияние зороастризма на практику разводов в древнем Иране. Рассмотрены изменения в культуре развода, произошедшие с принятием ислама. Определено, что культурную трансформацию развода, наряду с религиозной догматикой, определяли распространение арабской и тюркской культур, а также западной культуры. Парадигмы шиитской религии и дискурс революции влияли на культуру иранской семьи и институт развода после 1979 г. Сделан вывод, что отношение различных поколений иранцев к разводу всегда было негативным, но в разные исторические периоды имело свою специфику. Иранская семья до конца не утратила своих традиций, что не позволяет расценивать процессы трансформации развода как детрадиционализацию.

Ключевые слова: Иран, развод, культура, религия, общество, история, семья, брак, нормы.

Введение. Развод — одно из важнейших явлений в культурной и социальной жизни человечества. Это явление оказывает существенное влияние на институт семьи и имеет различные психологические, экономические, социальные и культурные аспекты. Причем история развода генетически восходит к истории брака. Анализ динамики отношения к разводу в Иране позволяет изучить его воздействие на социум, а также оценить масштабы культурного и экономического ущерба, наносимого им стране, живущей традиционными ценностями.

Культура брака формируется в процессе становления национальной культуры. Создание семьи и ее распад в результате развода являются одними изнаиболее значимых культурных аспектов исторического развития иранского общества. К настоящему времени проведено достаточное количество исследований, базирующихся на материале разных исторических периодов и попутно затрагивающих проблемы семьи и развода. При этом многие из них выполнены в последние десятилетия. Так, Афгами с соавторами в работе «Положение женщин в империи Ахеменидов» [8] были исследованы культурные модели брака в соответствующую историческую эпоху. М. Бойс в монографии «Зороастрийцы, их религиозные убеждения и обычаи» затронула культурное влияние зороастризма на развод [9]. Назари («Жизнь женщин в эпоху иранских династий») [22], Мансурбахт с соавторами («Брачные обычаи иранцев») [18], а также Гафарифард [11] и Тораби [30] изучили культурные аспекты развода в Иране исламского периода. Развод в период Исламской Республики и его особенности анализировали Мохаггег-Дамад («Семейное право: брак и его расторжение») [21], Сарухани и Рафатджах («Эффективные социологические факторы в переосмыслении социальной идентичности женщин») [29], Камели («Описательное исследование причин и факторов, влияющих на появление социальной патологии развода в иранском обществе») [13], Хаг-шенас («Патология семейных отношений») [35] и Форутан («Вызовы современной семьи и модернизм») [33].

Исторические исследования показывают, что культурные аспекты развода в иранском обществе варьировались от абсолютного табу и порицания в разные периоды до восхваления и даже празднования в новейшее время. Мы попытаемся ответить на вопрос, обойденный вниманием большинства исследователей: повлияли ли эти изменения на распространение развода в Иране или же, наоборот, послужили причиной укрепления иранской семьи? Таким образом, основной целью данного исследования является ди-ахронный анализ изменений культурных характеристик развода и его трансформаций за весь период тысячелетней истории Ирана в условиях доминирования различных религиозных систем. Материалами при этом послужили исторические источники, работы иранских культурологов, философов, историков и социологов.

Для рассмотрения культурных различий и общих черт развода в данной работе использованы историко-генетический, историко-сравнительный методы и метод эмпирических наблюдений.

Сложность настоящего исследования и одновременно его новизна заключаются в том, что культурные конфигурации развода прослеживаются на протяжении длительной истории Ирана1 и включают как зороастрийский (550 г. до н.э.— 651 г.н.э.), так и исламский периоды (суннитский Иран доэры Сефевидов — 1501 г., шиитский Иран до настоящего времени). Это привносит и некоторые исследовательские проблемы2, при том что идеология и религиозные перемены в Иране, его оккупация иноземцами оказали огромное влияние на культурные аспекты развода.

Культура развода в древнем Иране. С учетом особенностей двух культур, зоро-астрийской и исламской, историю Ирана

1 Ранние археологические находки относятся к периоду палеолита (12 000 лет назад). Это составляет время правления примерно сорока исторических династий.

2 Следует упомянуть, что по причине отсутствия исторических источников в области семьи, периоды истории Ирана, связанные с Эламским царством (2700-2004 гг. до н.э.) и Мидийской империей (120 лет после Эламского царства) не рассматривались.

можно разделить на два крупных периода: до и после принятия ислама. Принципы политики, общества и культурные ценности в древнем Иране были взяты из религиозных учений, и зороастризм — дуалистическая религия — занимал особое место в иранской жизни. Такие институты, как семья и общество, были тесно переплетены с религиозными учениями. Нет никакой достоверной информации о разводе в период Ахеменидов. Большая часть наших сведений по этой теме взята из вавилонских источников [8, с. 531].

Развод существовал в империи Ахеменидов (550-220 г. до н.э.) — первой персидской империи той эпохи,— но как достаточно редкое культурное явление. Зороастрийские жрецы осуществляли его в соответствии со своим уставом/кодексом. Согласно книге «Сад Дар Бандэхэш» — в то время одному из самых авторитетных социально-религиозных текстов,— развод обычно происходил по причине измены, сокрытия менструального цикла, занятий колдовством и бесплодия [23, с. 14]. В самом начале ахеменидского периода весьма неблаговидным, если не сказать омерзительным, поступком считался брак с родственниками (кровосмешение). Зороа-стрийцами также крайне осуждалась полигамия — как противоречащая их религиозному учению (книга «Авеста» и «Ардавирафнаме»). Это могло стать причиной незначительного количества разводов. Кроме того, согласно некоторым источникам женщин в Ахеменид-ской империи было гораздо меньше, чем мужчин. (Хотя по сведениям, оставленным греческим историком Геродотом, в то же время аристократы имели в официальном браке несколько жен, но число женщин, не состоявших в официальном браке с аристократами, было даже больше [24, с. 1535].)

Тем не менее со временем ситуация изменилась, и в позднюю ахеменидскую эпоху, а также в эпоху Селевкидов и Парфянского царства все отчетливее стала проявлять себя тенденция к вступлению в кровосмесительный брак (и, как следствие, дистанцированию от женщин из других племен). Такие браки, особенно среди королевских семей, неоднократно упоминались в древне-

иранских источниках периода Античности. Наиболее ранними из них являются исторические источники древнего Элама. Согласно им, кровосмесительные браки продолжались в поздний ахеменидский, парфянский и са-санидский периоды. Вступление в родственный брак считалось благородным поступком и поощрялось, как и развод с женщинами из других племен [9, с. 81].

После окончания правления династии Ахеменидов, во времена империи Сасанидов (224-651) — последней персидской империи до прихода ислама,— иранская цивилизация достигла пика своего величия. В эпоху Сасанидов именно зороастризм как государственная религия регламентировал отношения между мужчиной и женщиной. Эти отношения включали в себя ролевые статусы первых и вторых, брачные обычаи и права женщин в обществе (1, с. 25). Нравственные принципы, структура супружеской жизни и социальные нормы определялись религиозными текстами и законами того времени (3, с. 18).

По сведениям, почерпнутым из таких важных для рассматриваемого периода книг, как «Матикан Хезар Датсетан» и «Бандэхэш», написанных на языке пехлеви1, развод в семьях народов этой империи имел свои культурные особенности, о которых следует упомянуть [27, с. 34].

Согласно зороастрийским текстам, если женщина теряла супруга (вдовела) или же находилась на грани развода в связи с его бесплодием, она могла, не разводясь, выйти замуж за другого мужчину, и тогда дети от этого брака переходили под опеку ее первого супруга. По-видимому, это явление, называемое чакарзани, было одной из причин снижения количества бракоразводных процессов [14]. (С другой стороны, чакарзани считавшийся фиктивным и крайне неустойчивым браком, мог способствовать и увеличению числа разводов.)

Поскольку женское население в то время преобладало над мужским, кровосмеси-

1 Этот язык назывался среднеперсидским. Он был распространен в эпоху Сасанидов в качестве официального языка всей Персидской империи вплоть до прихода в Иран ислама.

тельные браки (ховидудех1), а также популяризация чакарзани считались вполне приемлемыми. Но статистика разводов оставалась на низком уровне еще и из-за того, что мужчины, несмотря на приверженность своим женам, могли удовлетворять собственные сексуальные и эмоциональные потребности другими способами — в распространенных тогда типах браков. В зависимости от обстоятельств женщин, вступавших брак в эпоху Сасанидов, называли падешах зан2, айюк зан3, сезар зан4, чакар зан5 и ходсараи зан6.

Тенденцию к полигамности можно рассматривать как одну из отличительных черт эпохи. Мужчина мог иметь несколько жен. Но многобрачие считалось привилегией знати и придворных. У простолюдинов же, как правило, была одна жена. В патриархальной семье описываемого времени мужчины пользовались привилегированным положением [6, с. 46]. Тем не менее женщина играла ключевую роль в семье, и в основном на ней лежали обязанности по воспитанию и обучению детей [26].

В отличие от всех древних обществ, где женщинам не разрешалось разводиться, в са-санидском Иране обоим полам предоставлялось такое право. Как мужчина мог подать в суд на свою жену и потребовать развод, так и женщина имела те же самые полномочия. Однако стоит отметить, что суд не разрешал супругам разводиться до тех пор, пока не получал от кого-либо из них весомых, документально подтвержденных доказательств невозможности дальнейшей совместной

1 Кровосмесительные браки (с сестрой или матерью) в конце эпохи Сасанидов.

2 Падешах зан — женщина, которая впервые выходила замуж с разрешения своих родителей.

3 Айюк зан — женщина, которая выходила замуж, будучи единственным ребенком своих родителей.

4 Сезар зан — женщина, жених которой, достигнув половозрелого возраста, умирал до свадьбы, после чего его родители готовили для нее приданое и выдавали замуж за другого мужчину.

5 Чакар зан — женщина, вступавшая в повторный брак после смерти своего мужа.

6 Ходсараи зан — женщина, выходившая замуж без согласия родителей.

жизни. Если муж хотел под недопустимым предлогом развестись с женой, она могла подать жалобу судье, и в случаях, когда вина мужчины была неопровержимой, его наказывали и отправляли в тюрьму [20, с. 147]. После развода до следующего брака жена находилась под опекой своих родителей [37, с. 53].

Еще раз подчеркнем, что полигамия, чакарзани и кровосмешение, были обычными явлениями в эпоху Сасанидов [5, с. 24].

Что касается кровосмесительного брака, то он, по всей вероятности, в патриархальных империях древнего Ирана был направлен на легитимизацию власти и со сменой идеологии в постисламском Иране был искоренен.

Культура развода в исламском Иране. С завоеванием Ирана арабами-мусульманами в 651 г. политические, социальные и культурные структуры государства были полностью преобразованы. В стране постепенно распространился ислам, и все законы, регулирующие жизнь иранцев, подверглись влиянию этой религии. Институт семьи также формировался в соответствии с новыми догмами.

С 651 по 1501 г. центральная власть в Иране переживала упадок. В этот 850-летний период религией иранцев был сун -низм, а страной управляли слабые арабские и иранские династии. В суннитской религиозной традиции, не препятствовавшей, хотя и с определенными ограничениями, многоженству (каждый мужчина мусульманин мог взять четыре жены, но не мог их держать в одном доме по этическим соображениям [25, с. 50]), развод воспринимался как нечто циничное и отнюдь не поощрялся. Тем не менее в ряде случаев расторжение брака допускалось.

Несмотря на то, что право на развод было преимущественно у мужчины, женщина также могла рассчитывать на «Талаг Мобарат и Хал'э» — развод без требования удовлетворения своих прав или с выплатой супругу определенной суммы из-за утраты чувств к нему.

Развод (мобарат), происходил, когда у жены и мужа отсутствовало влечение друг

к другу и обе стороны требовали удовлетворения своих прав. [21, с. 424]. Один из наиболее важных культурных аспектов развода в исламе (имеющий место по сей день) состоит в том, что женщины не могут вступать в новый брак сразу после расторжения предыдущего и должны ждать три месяца. Это так называемый «закон времени» — идда, дающий женщине шанс все хорошо обдумать и, возможно, вернуться в свою прежнюю семью. Также, если женщина забеременела в этот период, важно сохранение плода и недопущение прерывания беременности. После трех месяцев она может выйти замуж. Период выжидания идда был известен еще до прихода ислама [38, с. 439-440].

Возвращаясь к социально-политической ситуации в Иране времен захвата его арабскими, тюркскими, татарскими, монгольскими завоевателями, стоит отметить, что режим правления в стране тогда был тираническим, а семейный уклад — патриархальным; женщины не имели практически никаких прав.

Когда Иран захватили турки и была основана ирано-турецкая империя Сельджу-кидов (1037-1194), естественным явлением стало считаться многоженство, а также получили распространение внутриплемен-ные браки. Девушки часто вступали в брак в раннем возрасте. Общепринятой нормой был брак с вдовами и женщинами, разлученными со своими мужьями. Кроме того, в период правления династии Сельджукидов браки, как и разводы, часто способствовали устранению враждебности между двумя племенами или укреплению существующей дружбы. Иными словами, культурные аспекты развода получили политический оттенок [17, с. 281-283].

После прихода к власти Хорезмша-хов (1098-1219) женщины, владевшие ранее крепостями или земельными наделами, для укрепления своего положения вступали в брак с представителями династии и, передавая имущество во владение мужей, продолжали жить прежней жизнью и имели огромное влияние в государственном аппарате [7, с. 224]. Мужчине разрешалось жениться

на его горничной, женщине, которую он купил и предпочел своей жене [7, с. 302].

Захват Ирана монголами (1219-1256) не лучшим образом сказался на иранском семейном укладе. Но в конце концов монголы погрузились в богатую культуру Ирана и создали государство Ильханидов. В нем было неприемлемым, когда дочь оставалась в семье отца незамужней. При этом было настолько распространено многоженство, что между женщинами одного мужчины почти не было ревности и споров. Мужчины могли вступать в брак со всеми своими родственницами, за исключением сестер, матерей, дочерей и невесток. Следует отметить, что ханы исултаны, были собственниками нетолько земельных угодий и водных ресурсов, но и всех женщин на подвластных им территориях. Они могли жениться на любой понравившейся им девушке [22].

Во времена Тимуридов (1370-1500) положение женщин улучшилось и к их праву на развод в обществе стали относиться с уважением. Они же, в свою очередь, начали демонстрировать недовольство патриархальным укладом жизни и отказываться вступать в повторный брак [22, с. 23].

Шахиншах Исмаил I, основатель империи Сефевидов (1500-1736), после 850 лет ослабления Ирана, вновь привел страну к процветанию, сменив суннизм в качестве основной религии на шиизм. Но по-настоящему могущественной империю сделал Шах Аббас I, установив иные принципы управления государством, обновив основы общества и политики. Сказались эти нововведения и на семейном укладе. Женщинам вернули все их права, вступление в брак и развод стали официальными. Тем не менее развод в шиитской теологии воспринимался как ужасное явление. Авторитетные высокопоставленные лица предпочитали смерть разводу с женой и скорее склонялись к тому, чтобы оборвать жизнь супруги, чем расторгнуть брак с ней. Низшие слои общества также почти никогда не одобряли развод [11, с. 65]. Одной из наиболее оправданных причин развода было женское бесплодие.

Отличительной особенностью получения развода в этот период стало предоставление денежной компенсации [15, с. 151]. В эпоху Сефевидов, в основном когда мужчины разводились со своими женами, последним выплачивалось денежное вознаграждение — махр. Махр, предусмотренный шиитскими законами, до сих пор считается нормой в иранском обществе. Как правило, его сумма определяется в начале брака для финансовой поддержки женщины, в том числе в случае развода. [36, с. 347-349].

После завоевания империи Сефевидов афганскими племенами и оккупации ими Ирана к власти пришли сначала Афшариды, а затем Зенды — династии, которые опять вернули страну к суннизму.

Во времена правления Афшаридов (1736-1751) иранское государство стало намного сильнее, чем при Сефевидах. Однако в связи с постоянными военными походами Надер-шаха — основателя династии — главной целью брака было рождение детей для военных нужд. Бесплодным женщинам в спешном порядке выдавался развод. В патриархальном обществе Афшаридов и Зендов (1751-1794), в основном по причине преобладания в Иране суннизма (особенно в эпоху Афшаридов), было чрезвычайно распространено многоженство и, соответственно, росло числа разводов.

Во время правления династии Каджа-ров (1794-1925) Иран обрел свою территориальную целостность. Каджары были тюрками, поэтому в иранской культуре начали прослеживаться тюркские тенденции. Общество в ту пору составляли многочисленные группы и племена. Религиозные деятели фактически определяли социальную жизнь страны. [32, с. 35]. Каджары были исламскими фундаменталистами и поощряли раннее (с девяти лет) вступление девушек в брак. Такая позиция сложилась на основании строгих религиозных указаний. Женатый мужчина свободно мог вступать в брак с другими женщинами и поэтому меньше всего думал о разводе [18, с.124]. Женщины имели право требовать развод только в трех случаях: во-первых, еслимуж не способен был содер-

жать жену, во-вторых, если он имел отклонения, и, в-третьих, если был не способен к нормальной половой жизни. Но все это супруга должна была доказать с произнесением клятвы. Женщина, которая получала развод, перевозила в свой дом приданое и все то, что в браке дарил ей супруг. Кроме того, она имела право потребовать махр, при условии, что больше не будет стремиться выйти замуж [12, с. 113-114]. Следует отметить, что и мужчина имел определенные ограничения: в случае если он трижды давал развод своей жене, он больше не мог на ней жениться [34, с. 202].

Иногда даже людские суеверия о том, что жена может принести в дом несчастье, становились причиной развода. Но это вовсе не означало, что после расторжения брака жизнь женщины улучшится. В то время иранки сталкивались со множеством трудностей. Экономическая зависимость, отсутствие возможности трудоустройства, поведенческие ограничения, давление социальных норм делали их положение незавидным. А возвращение в отцовский дом могло повлечь за собой еще и духовной кризис. Чаще всего разводились представители бедных слоев общества. В семьях же с достатком, даже если развод случался, женщины испытывали меньшие сложности [30].

Несмотря на то, что в конце периода правления Каджаров в Иране наблюдались конституционные трансформации и был учрежден парламент, женщины по-прежнему сталкивались с реалиями патриархального образа жизни. Непрекращающиеся войны с Россией, влияние России и Великобритании в Иране в конечном итоге привели страну к упадку, что, безусловно, отразилось и на иранской семье.

С приходом к власти династии Пехлеви (1925-1979) Иран ступил на путь модернизации. По завершении оккупации Ирана британскими и русскими войсками после Второй мировой войны он постепенно начал сближаться с западными странами, особенно с США, и это привело к культурным преобразованиям в обществе [19, с. 217]. В первый период правления Пехлеви (Реза-шах,

1925-1943) были систематизированы многие институты гражданского общества. Многоженство стало считаться неподобающим явлением, а бракоразводные документы приобрели законную силу. Реза-шах освободил женщин от ношения хиджаба и внедрил западные модели одежды и поведения. [31, с. 130]. В 1934 г. он побывал в Турции. Результатом этой поездки стала реализация в Иране реновационной модели Ататюрка, где в качестве образца была принята европейская модель. [16, с. 295]. Сохранившиеся документы о положении семьи в первый период эпохи Пехлеви говорят о том, что число разводов в Иране, когда общество еще не до конца модернизировалось и супружеские отношение в большинстве своем сохранили свой традиционный уклад, было огромно. Его основные причины нужно искать в культурных проблемах, вытекающих изтрадиционной маскулинно ориентированной идеологии, и в почти неограниченной свободе мужского пола по отношению к противоположному. Во многих случаях супруг действовал разными способами, принуждая жену к одностороннему разводу,— проявлял жестокость или выгонял из дома, прибегал к различным ухищрениям, чтобы не платить ей махр. Он также мог сам покинуть дом. Внезапный уход мужа от супруги и детей без выплаты компенсаций, или, лучше сказать, его побег из семьи, был одним из главных оснований для прекращения супружеских отношений и развода. Причиной увеличения числа разводов были также экономические трудности, которые испытывало все (а особенно бедное) население Ирана. Засилье коррупции, неэффективное управление страной, основанное на огромном разрыве между властной верхушкой и большинством, тоже сыграло в этом свою роль.

Приведем серию примеров. Разведенная жена Абдолрасула обратилась в суд, чтобы пожаловаться на действия бывшего супруга — незаконный арест приданого и неуплату махра. Или другая ситуация: молодая девушка, получившая развод, подала иск на некоего Хаджи Хасана, который склонил ее, вследствие неопытности, к браку,

но менее чем через год неоправданно подал на развод, чтобы не оплачивать ее финансовые требования. Еще один пример: женщина из северо-западного региона пожаловалась на внезапный уход супруга из дома, невыплату средств на ее содержание, несмотря на то, что она осталась с несовершеннолетней дочерью, пребывание в отдаленном городе на севере Ирана и вступление там в новый брак [10, с. 46-62].

Часто женщины из нестабильных семей для относительного улучшения своего положения старались удовлетворять любые потребности мужчины, выполнять все выдвигаемые им условия и даже прибегали к колдовству. Потому что развод, как и раньше, не способствовал обретению ими счастья и обеспеченности. Большинство женщин того времени считали брак единственным способом удовлетворения своих жизненных нужд [10]. Из положительных моментов нужно отметить знакомство женщин в первый период правления династии Пехлеви с новыми культурными, правовыми и социальными концепциями.

Когда к власти пришел Мухаммед Реза(1943-1979), сын Резы-шаха и последний шах Ирана (свергнутый в результате исламской революции в феврале 1979 г.), усилился процесс модернизации и вестер-низации иранского общества. С появлением таких атрибутов общественной жизни, как бары, ночные клубы и магазины, предлагающие западную продукцию, многие иранцы испытали серьезный культурный шок, и поскольку данный процесс проходил достаточно интенсивно, так и не смогли принять эти перемены.

Естественно, претерпел изменения и институт семьи. Иранская женщина, следуя за новой идентичностью, видела в разводе способ ухода от патриархальной жизни [26, с. 71-91]. Западные модели, представленные в киноиндустрии, пропагандировали свободу любви и внебрачные связи. Демонстрируемые фильмы были в целом эмоциональными и романтичными, что противоречило традиционной иранской культуре. Следование образам из этих фильмов в реальной жизни

вызывало кризис в иранской семье, особенно среди молодежи, и способствовало распространению разводов. Проведение фестивалей и конкурсов красоты «Мисс Ирана», активное участие женщин в образовательном процессе, пропаганда феминистских ценностей были факторами коренных изменений в социальной жизни иранских женщин.

Они получали высшее образование, постигали основы правовой грамотности. Гражданские законы и семейные права в Иране приобрели законную силу и стали исполняться, в том числе с учетом культурных преобразований, которые начались в 1925 г. Постепенно произошли изменения в структуре семьи — от ее расширенной модели к нуклеарной. Темпы прироста населения сократились, число разводов увеличилось. Правовые изменения впервые начали доминировать над традициями. В 1967 г. был принят закон о защите семьи. До этого момента мужчина имел право развестись с женой по собственному желанию при любых обстоятельствах. Расторжение брака осуществлялось в присутствии двух свидетелей, миссией которых было примирение мужа и жены. Но в действительности присутствие свидетелей не обеспечивалось [28, с. 146-153, 208]. Женщина могла подать в суд заявление о разводе только в ограниченных обстоятельствах, к которым относились мужское половое бессилие, психическое расстройство, неспособность обеспечить жену, плохое обращение и инфекционные заболевания. Согласно закону о защите семьи 1967 г., развод осуществлялся лишь с разрешения суда, и именно суд, убедившись в невозможности примирения сторон, выдавал свидетельство о разводе [28, с. 146-153].

В целом роль семьи как ячейки общества в иранском социуме осталась очень заметной, а общее отношение к разводу было негативным. Однако если семейная жизнь супружеской пары не складывалась, эта проблема разрешалась расторжением брака. Жена также получала махр. Как правило, во втором периоде правления Пехлеви, если женщина не была из религиозной семьи и не имела надлежащего экономического по-

ложения, после развода ее можно было привлечь в центры, которые оказывали мужчинам услуги сексуального характера. Подобные центры существовали в основном в крупных городах — Тегеране, Ширазе и др.— и были заполнены такими женщинами. Развод в богатых семьях приводил к большей личной свободе. В семьях же среднего класса женщины обычно вступали в повторный брак с вдовыми или разведенными мужчинами. Таким образом, концепция брака, развода и совместной жизни во втором периоде правления династии Пехлеви претерпела большие изменения, несопоставимые ни с одним из исторических периодов Ирана.

Культурные изменения в разводе после Исламской революции. С победой Исламской революции в феврале 1979 г., в политической, экономической, социальной и культурной сферах страны произошли существенные изменения. После тысячелетнего монархического правления Иран начал строить демократию на основе ислама. Священнослужители во главе с аятоллой Хомей-ни, недовольные культурной и политической ситуацией в шахском Иране, при поддержке среднего класса и академического сообщества подняли волну протестов, завершившихся установлением новой системы, которая действует и по сей день.

Шиитское учение стало главным законом страны. Многоженство было объявлено скверным и противоправным действием. Нуклеарная семья довольно быстро получила распространение. В связи с этим появились новые социокультурные предпосылки развода и изменился его процессуальный характер.

Конечно, все эти перемены произошли не сразу — на это потребовалось сорок лет. И каждое из четырех десятилетий имело свои особенности касательно развода. В первом периоде (1979-1989) страна, находясь в стадии революционных преобразований, столкнулась с вторжением соседнего Ирака и на протяжении восьми лет вела навязанную войну. Мужчины участвовали в битвах, а женщины помогали им (и очень эффективно) в тылу. В эти годы иранское общество было крайне

идеализированным. Семейный институт считался священным, и роль женщин в сохранении и развитии семьи подчеркивалась особо. В стране были приняты конкретные законы, способствовавшие увеличению рождаемости и приросту населения. В некоторой степени семьи сохранили традиционную структуру, супружеские пары среднего и низшего класса начинали совместную жизнь в доме своих родителей. В целом в первое десятилетие революции иранская семья была моральным эталоном. В учебниках развод представлялся как наследие западного общества, требующее осуждения. Поэтому мужчины и женщины для сохранения своей чести и чести детей старались избегать развода. Он имел место в основном в городах, и только в тех случаях, если у супружеских пар были серьезные, неразрешимые проблемы. Как правило, против развода более резко выступала семья жены. Если женщина разводилась, она была вынуждена вернуться в родительский дом, и ее шансы на следующий брак были невелики. По сути, она могла выйти замуж (чаще всего не сразу) за мужчину либо намного старше себя, либо разведенного (или вдовца с детьми), либо недостаточно экономически обеспеченного. Эти условия были еще тяжелее для женщины с ребенком.

Во втором десятилетии революции (1989-1999) Иран, пострадавший в результате войны, подвергся характерным для кризисных периодов культурным трансформациям. Модель иранской семьи тоже претерпела изменения. Общество стало биполярным, а семья — полностью нуклеар-ной. Развод в основном происходил из-за изменения образа жизни и перемен в культурных моделях общества и постепенно вошел в семьи среднего и высшего класса, хотя и продолжал считаться непристойным поступком. С другой стороны, беспрецедентный рост числа женщин на рынке труда привел к их экономической независимости, что сделало перспективу развода для тех из них, кто был неудовлетворен своей супружеской жизнью, более обнадеживающей. Проведенные исследования показывают, что в крупных городах число заявлений

на развод от работающих женщин намного превышало число таковых от безработных.

В третьем десятилетии революции (1999-2009) в Иране сформировался новый дискурс под названием «реформы». Роль женщин стала более заметной. В результате повсеместного развития университетов ипреобразований всфере культуры вырос образовательный и интеллектуальный уровень молодежи. Новый образ мышления и стиль жизни молодых людей, а также критерии в выборе супруга(и) полностью отличались от критериев их родителей. Международные отношения Ирана с западными странами улучшились, культурное и политическое развитие вошло в повестку дня работы правительства. Проблемы семьи стали рассматриваться в университетском курсе под названием «Планирование семьи», и иранское общество опять начало вестернизироваться. Менее чем через три десятилетия после революции число зарегистрированных браков постепенно уменьшилось, а количество разводов возросло. Исследования также указывают на то, что тенденция изменений в браке и разводе больше не была присуща исключительно крупным городам [13]. Разведенные супруги, как правило, уже не возвращались в дом родителей, а жили самостоятельно. Родители не так, как в прежние времена, вовлекались в процесс принятия решения своими детьми относительно развода, так как их влияние на детей уменьшилось.

В четвертое десятилетие революции (2009-2020), которое можно назвать периодом современной семьи, мы наблюдаем новые модели и стиль жизни, полностью отличающиеся от всей предшествующей истории Ирана. Фактически в этот период в связи с принятием новых законов в области семьи, женщины получили больше социальных и экономических прав, они могут подать на развод в судебные инстанции, получить его и добиться своих прав за время супружеской жизни. Развод перестал считаться чем-то непристойным, и некоторые молодые пары после развода, приглашают своих друзей и знакомых, чтобы отметить это событие [4, с. 143].

В современном обществе, с учетом увеличения числа разводов, влияние старших в семье уменьшилось. Уменьшилась также и сплоченность членов семьи [35, с. 28-29,197]. Институт брака уже не так священен, как раньше, и молодые супружеские пары легко разводятся. После развода, как правило, не вступают в брак или делают это слишком поздно, а в некоторых случаях снова разводятся. Повторение брака и развода для супружеских пар в нынешнем Иране стало обычным делом. Махр, консультации с родителями, религиозные учения, прежние строгие законы полностью утратили свое влияние и функциональность в предотвращении развода. «Развод по обоюдному согласию» является очень распространенным явлением, и супруги получают его легко, в течении одной недели. Согласно последним статистическим данным, максимальная продолжительность совместной жизни не достигает пяти лет. В Тегеране, как показывают исследования, на три зарегистрированных брака случается один развод [35, с. 129-150]. В крупных городах некоторые пары, не придерживающиеся религиозных устоев, после развода вступают в «гражданский брак». Изменения в области культуры в современном иранском обществе привели к глубоким, ранее не наблюдавшимся изменениям на личностном уровне.

Заключение. Подводя итог, следует сказать, что богатая на социально-политические потрясения история Ирана дает нам все основания называть эту страну «перекрестком событий». Прямое влияние этих событий на иранскую культуру и семью было повсеместным. Развод, история которого восходит к истории брака, был одним из неотъемлемых аспектов культурной и общественной жизни Ирана.

Религия всегда играла ключевую роль в функционировании иранской семьи — со времен правления династии Ахеменидов и зороастрийского вероисповедания до принятия ислама как в суннитской, так и в шиитской форме. На протяжении всей истории Ирана институт семьи в этой стране был

священным и ценным, а развод почти во все периоды считался нежелательным явлением.

Тем не менее наряду с преобразованиями семьи наблюдались изменения и в культуре развода. Иранская семья до прихода ислама и арабского господства в целом имела иное представление о браке и разводе. В период же, известный как исламский, в Иране полностью изменились концепции, дискурсы и культурные ценности семьи. В течение первых 850 лет после победы ислама в стране господствовали суннитские религиозные ценности, а арабские, тюркские и монгольские племена, правившие Ираном, распространили здесь многоженство, и культурные аспекты развода стали меняться от периода к периоду. С того момента, как иранские династии вновь взяли бразды правления в свои руки, до революции 1979 г. иранская семья претерпела ряд трансформаций. Из полностью патриархальной, превратившей женщин в домохозяек и препятствовавшей разводу в эпоху Каджаров, она с началом второго периода правления Пехлеви, на который пришелся пик модернизма в Иране, стала нукле-арной, все больше напоминающей западные модели.

После исламской революции сформировались новые дискурсы в отношении брака и развода. На протяжении этих сорока лет восприятие развода колебалось от крайнего неприятия до его празднования в иранских семьях. В начале революции иранская семья была основой системы национальных ценностей и настойчиво сопротивлялась разводу, однако через четыре десятилетия ситуация полностью изменилась.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на значительные изменения, происходящие в иранском обществе, отношение различных поколений к разводу всегда было негативным, хотя в разные периоды истории оно имело свою специфику. Мы также можем констатировать, что иранская семья до конца не утратила своих традиций, и этот факт не позволяет нам расценивать процессы трансформации развода как детрадиционализацию.

Seyedeh Rezvaneh Seyed Reza MOKHTARI

Postgraduate student,

Astrakhan State University,

Astrakhan, Russian Federation,

srezvanehmokhtari@gmail.com

Behrooz Mohammad Taghi MOKHTARI

Ph.D. (International Relations),

Islamic Azad University, Science and Research Branch,

Ministry of Foreign Affairs,

Tehran, Islamic Republic of Iran,

behrozmokhtari@gmail.com

The Cultural Transformation of Divorce

in Pre-Islamic and Islamic Iran

Abstract. The aim of this article is a comparative analysis of cultural diachronic changes in the phenomenon of divorce in specific historical periods of the development of Iranian society. The study employs historical-genetic and historical-comparative methods, and the method of empirical observations. The materials are historical sources, works of Iranian cultural scientists, philosophers, historians, and sociologists. The culture of divorce in ancient Iran is investigated, the rarity of this phenomenon in the Achaemenid era is noted, its causes are indicated, and the social reaction to incest and polygamy is revealed. The influence of Zoroastrianism on the practice of marriage and divorce in the Sassanid Empire is studied. In this era, consanguine marriages (xwedodah) and chakar zani (divorce of a woman from a man with the subsequent adoption by him of children born by a woman in the next marriage), as well as the prevalence of polygamy in aristocratic circles, are noted. The changes in the culture of divorce that took place in Iran with the adoption of Islam (650) are considered, the established mechanism of Islamic divorce is described. The peculiarities of divorce are noted during the seizure of Iran by the Turks, the rise to power of the Khorezmshahs, the Mongol conquest, and the rule of the Timurids. Various aspects of divorce in the Safavid era are analyzed, the significance of mahr (the remuneration that a wife received upon marriage) for financial support of a woman in case of divorce is determined. An increase in the number of divorces during the reign of the Afsharids and their decrease in the era of the Qajars, who were adherents of Islamic fundamentalism, are noted. The influence on marriage and divorce of the modernization processes that took place during the reign of the Pahlavi dynasty is considered. It has been found that as these processes deepened, the number of divorces increased. The procedures for divorce and the possible consequences of divorce for a woman at that time are described. The cultural changes that affected the institution of divorce after the Islamic revolution are examined. It is determined that the attitude of society towards divorce has been progressively changing from rejection and condemnation to a widespread "divorce by mutual consent" in recent years. It is concluded that the attitude of different generations of Iranians to divorce has always been negative, but in different historical periods this attitude had its own specifics. At the same time, the Iranian family has not completely lost its traditions, which does not allow regarding the processes of transformation of divorce as detraditionalization.

Keywords: Iran, divorce, culture, religion, society, history, family, marriage, norms.

Использованная литература:

1. Ahmed L. Women and Gender in Islam. New Haven&London: Yale University Press, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Daryaee T. The Oxford Handbook of Iranian History. Oxford: Oxford University Press, 2012.

References:

1. Ahmed, L. (1992) Women and Gender in Islam. New Haven & London: Yale University Press.

2. Daryaee, T. (2012) The Oxford Handbook of Iranian History. Oxford: Oxford University Press.

3. Nashat G. & Beck L. Women in Iran from the Rise of Islam to 1800. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2003.

.üb^.l ^д^й^З o)j.í¿J í^jajic .4

1396. 'ül^li^ 3 ül^li^ 'üb-©-1'

4. Абедини М. Социально-культурные изменения Ирана. Тегеран: Методисты и социологи, 2017. .üli^b ü)j.) jJ üj i^la-o . j^jj) Л>>л .5

.1354 .f3J .)j ^ :üb-£>

5. Азаргашсб М. А. Положение женщины в древнем Иране. Изд 2-е. Тегеран: Бина, 1975.

.1372 'ó^0 'üb-©' ' .dJ)j íjlSj^^T .6

6. АмузгарЖ.Ардавирафнаме. Тегеран:Муин,1993. ^j^io оjj^ .0.лЛ_1©^ ' ^jAjj .7

o)jl^!j) OÍ:ü)>©j' ^i^-o 3 ^í^^i' .

1394. '^i&ji з ^Lc

7. Ан-Насави Ш. М. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны / ред. М. Мтнуй. Тегеран: Научные и культурные публикации, 2015.

'líj .^Sj oj)j ^jj .j3>©) ^.ü) .8

3 jJ üj CJ3J jJ üj ol^jl^

.1397üli^oj .4 cyU.^ .jiü

8. Афгами Б., Зейнизадех Т., Хосейниния С. М. Положение женщин в империи Ахеменидов // Женщины в культуре и искусстве. 2018. № 4. DOI: 10.22059/ JWICA.2019.262553.1109

.l©-i) ^>.J _)j) з l&j3b 'ülji^ijj .9

1386. í^^lai :ü)j-©J .(^b-©->

9. Бойс М. Зооастрийцы: религиозные верования и обычаи / Пер. А. Бахрами. Тегеран: Гогнус, 2007.

3 .^-c Лд>л ^j-Í) .ó^^j^.jü .10

Jl^ .jli^) ¿Lolil.oi / jli^) Oj.)3j dj ü)jj.) jJ ¿^b

46.-62.^^^ .1396j...b '3 3 O^.

10. Ганбарпур Х., Акбари М. А. Вызовы семейно-брачным отношениям и развод в Иране на основании документальных источников // Ганжине Аснад. 2017. № 3. С. 46-62.

:ü)^jl^-j &>jt> jJ üj .^S^l^c 'Jji ^jl¿¿ . 11

1387. 'jí^Í jo)

11. Гафарифард А. Г. Женщины в эпоху Сефевидов и Каджаров. Тегеран: Амир кабир, 2008.

jUic) .ü)j.) jJ .jli^lí 'J.33jJ .12

1367.'jj.3L^ 'üb-©' .^лоо

12. Друвиль Г. Путешествие в Персию / Пер. М. Э. Могадам. Тегеран: Изд-во Шабавиз, 1988.

jj'>0 J-o)>C 3 J-Lc ^^jj-J .j)>? ЛлЛО .13

¿Lolil.oi //ü) j.) dxol^ jJ ¿Ub ^-doi^) ^í^) j3 jJ jJ

195.-180 .35 ojl^^ .1386'^l^ij) )j

13. Камели М. Дж. Описательное исследование причин и факторов, влияющих на появление социальной патологии развода в иранском обществе // Данеше Энтезами. 2007. №35. С. 180-195.

:üli^l> ü)j.) jJ &)3Jj) 'J-^) ^l^jj .14

Cjlo.¿> .1378 'll^u.^ doliólo 3 í_j)j) 3 ^^li^

663 .-674 '159 3 158

14. Карими Занджани Асл М. Брак в древнем Иране: Типология и обычаи // Чистан. 1999. № 158-159. С. 663-674.

d-o-^-jj' /j&ao-í ¿loljjfl^ .Oj-L^j) 'j&Ao-S" .15 3. £.1363 '<^jj)>> :üb©>

15. Кемпфер Э. Путевой очерк Энгельберта Кемпфера/Пер.К.Джахандари.Тегеран:Харазми,1983.Т.3.

3. Nashat, G. & Beck, L. (2003) Women in ¡ran from the Rise of ¡slam to 1800. Urbana and Chicago: University of Illinois Press.

4. Abedini, M. (2017) Sociocultural Changes in ¡ran. Tehran: Methodists and Sociologists. (In Persian).

.¿IJJI ^-clai^l .^AQ« Î^JAJIC .4

143.. ^^ .1396 '¿l^li^ 3 ¿l^li^

5. Azargashsb, M.A. (1975) The Position of Women in Ancient ¡ran. 2nd edition. Tehran: Bina. (In Persian). .¿h_^l> ¿1j_>) jj ¿j ^li« . j-^jjl a>3« i^^^Sjj) .5

24..^.1354 .f3J .]j ^ ^b-Q'

6. Gignoux, F. (1993) Le Livre d'Arda Viraz [Book of Arda Viraf]. Translated from French by J. Amouzgar Tehran: Muin. (In Persian).

.1372 I^JΫ ^b-QJ ' J-J^IJjl .^Jij .jlij>«ï .6

46.

7. Shihab al-Din Muhammad al-Nasawi. (2015) The Biography of Sultan Jalal ad-Din Mingburnu. Tehran: Scientific and Cultural Publications. (In Persian).

^j-^io ^JAJIJU^ OJJ-^ .^JAJI^IQ^ Î ^jAjj .7 oijl^Ij] OSJ^ :¿IJ-QJ .^^i-o 3 .

224.".^ '.1394 3

8. Afkhami, B., Zinizadeh, T. & Hosseyninia, S.M. (2018) Women's Position in the Achaemenian and Assyrian Period based on Archaeological Evidence. Journal of Women in Culture and Arts. 4. pp. 527-548. (In Persian). DOI: 10.22059/JWICA.2019.262553.1109

.^AQo Aj-^ il-j .^¿J Oj]j ^jj .j3j-Q^ ^^il .8

3 i^i&ji jJ ¿j ÛJ3J jJ ¿j ûl£)l>

531. .1397¿li^«j .4 ojla^

9. Boyce, M. (2007) Zoroastrians: Their Religious Beliefs and Practices. Translated from English by A. Bahrami. Tehran: Gognus. (In Persian).

4a>jj' .iQj) ^JJ 3 l&j3l> (¿l-l^Jjj .9

81. .1386 i^^iiâ :¿lJ-QJ .^IJQJ

10. Pourghanbar, M., Akbari, M. (2017). Divorce in Iran During the 1920s and 1930s. Ganjine-ye Asnad. 27(3). pp. 42-46. (In Persian).

.^c AaXo .10

Aolil^i / jli^l OJJ3J ¿IJJ] jJ ¿Ub 3

.1396>JJIJ '3 3 Jl^ .jli^l

46.-62.^^

11. Gafarifard, A.G. (2008) Women in the Safavid and Qajar Periods. Tehran: Amir Kabir. (In Persian).

^lj-QJ ^jl^-j ¿jjlJ jJ ¿j .^-fl^L-c 'jji ^jlii . 11

65. ^.1387 j-«l

12. Drouville, G. (1988) Voyage en Perse [Travel to Iran]. Translated from French by E. Moghaddam. Tehran: Shabaviz. (In Persian).

jlaicl .¿lJJ] jJ j-i^ .jlj^l? 'Jj33jJ .12

114.-113

13. Kameli, M.J. (2007) A Descriptive Study of the Causes and Factors Affecting the Incidence of the Social Harm of Divorce in Iranian Society. Danesh-E-Entezami. 35. pp. 180195. (In Persian).

jj'3« ^«l^c 3 J-Lc Aax« '^«l^ .13

¿Lalil.oi //¿lJJ] jJ ¿Ub ^clai^l j3jJ jJ

195.-180

.35 ojla^ .1386'^l^ijl

14. Karimi Zanjani, Asl.M. (1999) Marriage in Ancient Iran: Typology and Customs. Chista. 158-159. pp. 663-674. (In Persian).

123 НАСЛЕДИЕ ¡JEITOB

www.heritage-magazine.com 2020 № 3

/о.>5 оЬ. ^Ы^ ^^ $ (0-5$Ь" .16

16. Кронин Э. Реза-шах и формирование нового Ирана / Пер. Мортеза Сагеб Фар. Тегеран: Джами, 2004.

4л>/о).) 4_51л« ^ $ 1*$)^' .о' .17

1372. :о)>&> .лУ}) ^^ал.

17. Ламбтон А. Преемственность и преобразования в истории средневекового Ирана / Пер. У Ажанд. Тегеран: Ней, 1993.

.18

.15 .4«15Ль^ // .1& З) 0^-5)..)

1394.о1^) $

18. Мансурбахт К., Хосейни М. Брачные обычаи иранцев в период правления Каджаров согласно путевым заметкам // Хераднаме. 2015. №15.

^ оЬ.) .19

1393. (О^. :о1>£> оЬ$^

19. Махдави Х. Внешняя политика Ирана в период Пехлеви. Тегеран: Пейкан, 2014.

О..) 4ЛОЬ> $ .^Ь-С .20

1349.

20. Мехрин Шуштари А. Государственное управление и общество Ирана во времена Сасанидов. Тегеран: Изд-во Атайи, 1970.

$ ^л)^^ .цоЬ.^д Л^ ¿¿л« .21

1379. >5>о :оЬ4" .О' )

21. Мохаггег-Дамад С. М. Семейное право: брак и его расторжение. Тегеран: Изд-во гуманитарных наук, 2000.

ь.) 41^1^ О^З Jl■?j$J .22

23 .- 22.^ .1395 .3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Назари С. Жизнь женщин в эпоху иранских династий // Шабак. 2016. Май. №3. С. 22-23.

:о)ьф'' л^ .23

1. л!) (14 .1909 ' (<^)Ь

23. Несаванджи Э. Б. Сад-Дар Бандэхэш. Тегеран: Сарпарасти парси, 1919. Разд. 14. Параграф 1.

оЬ.) ¿и^1' .о^^ Л^Ь.. .24 .^.1375

24. Пирния Х. История древнего Ирана: Карманное издание. Тегеран: Дуния кетаб, 1996. Т. 6.

^ ¿М-Ъ 45^^ .ол.Ь .^лф« .25

.Р ¿¿^1' I) а^-Ъ $

1389. (3

25. Пишвайи М., Пишвайи Ф. Типы разводов в период Джахилии и преобразование системы развода джахилийского периода с появлением ислама // История через призму исследования. 2010. №3.

.Лдлл .26

//4«15 сз)4) ^ о^)^^

(84 .¿О^'

72.-53 .1396>оЬ

26. Рабизадех А., Хасани М. Исследование структуры института семьи в период Сасанидов по книге Ардавирафнаме // Научно-исследовательский журнал «История». 2017. № 84. С. 53-72.

:о)>Ф' .о)Ь.) .^^¡.о .27

. 2л1> .1354(Ь^Ь«1

27. Раванди М. Социальная история Ирана. Тегеран: Амир Кабир, 1975. Т.2.

¿1jl jJ £)3Jj1 iJ.^1 ^l^jj .14

cyU.^ .1378 ili^u? 4«li&l« 3 i_J)JI 3 ^^li^

663 .-674 i159 3158

15. Kaempfer, E. (1983) Die Reistagebucher Engelbert Kaempfers [Engelbert Kaempfer's Travel Diaries]. Translated from German by K. Jahandari. Tehran: Kharazmi. (In Persian).

.Ojj-i&l ij.a^.5" .15 151. .3 £.1363 i^jjl^i

16. Cronin, S. (ed.) (2004) The Making of Modern Iran: State and Society under Riza Shah. Translated from English by Morteza Saqebfar. Tehran: Jami. (In Persian).

oLj.) 3 ol^ l^j .^Lai^l .16.

295. .1383i^l^ :o1>Qj' .>s t_^ätS

17. Lambton, A. (1993) Continuity and Change in Medieval Persia. Translated from English by Yaghoub Azhand. Tehran: Ney Publication. (In Persian).

/¿1jl jJ 3 (°3)AJ .¿1 i^^Ij.-®-' .17

283.-281 .1372 i^ :¿1>^j' .Ajjl i^i*.

18. Mansourbakht, G. & Hoseini, M. (2015) Customs of Iranian Marriage in Qajar Period From the Perspective of Travel Diaries. Kheradname-ye Sadra. 2015. 15. pp. 117-142. (In Persian).

£)3Jj) _)ii

.18

3 .15 .4^ljjiji // j-a^ j^i« j) ¿lo)j.)

124. .1394¿lI^«j

19. Mahdavi, H. (2010). Iran's Foreign Policy During Pahlavi Era. Tehran: Peykan. (In Persian).

jJ ¿1jj) i^3A4-o .19

217. .1393 iol^iJ :¿lJ■4^' ¿1j3J

20. Shushtari, A. (1970) Ruling and Society in Iran in the Sassanid Period. Tehran: Ataee Press. (In Persian).

jJ ¿1J..1 4*ol> 3 ^j)j>i^ji^^^ .20

.1349 i^lki ^Ic^j-b« :¿1>^' .¿l^jL^l^ ¿l«j

147.

21. Mohaghegh Damad, S.M. (1387). Family Law, Marriage and Its Dissolution. Tehran: Center for Publication of Islamic Studies. (In Persian).

3 ^Kj .^¿b.o« AJ^ ijl«)j .21

424. .1379 i^l^j) ^ij-« :¿1.¿1 J^j)

22. Nazari, S. (2016) The life of women in the era of Iranian dynasties. Shabak. May. 3. pp. 22-23. (In Persian). Jl^ .^1jl jj ¿lij jUj3j .ojl^ i^j^j .22

23 .- 22.^ .1395 jljji .3 .^33

23. Nasarvanji, E.B. (ed.) (1919) Saddar Nasr and Saddar Bandehesh. Sec. 14. Paragraph 1. Tehran: Sarparasti Parsi. (In Persian).

>©->' .^^Ai) jJ A^ jj)3j) .23

1. Ai) i14 J-^i .1909 i^>jl>

24. Pirnia, H. (1996) History of Ancient Iran: An Abridged Version. Vol. 6. Tehran: Dunya-yi ketab. (In Persian).

^LjjJ .¿li^L> ¿lj.) ¿JJIJ iljjJJJ .24

1535..^.1375 i^j^ Ai^

25. Pishvayi, M. & Pishvayi, F. (2010) Types of Divorces in the Jahiliyyah Period and the Transformation of the Divorce System of the Jahiliyyah Period After the Advent of Islam. Tarikh dar Äyene-ye Pazhuhesh. 7 (3). (In Persian). jJ ¿Ub 4)^^ .OAJj-i ^l^^j. ^l^^oj .25

jJ ¿..jlj' a^b ^l^j 3 Oji&l^

50. .1389 ijjjL) i3 Jl^

26. Rabizadeh,' A. & Hassani, M. (2017) Study of the Structure of the Institution of the Family during the Sassanid Period by the Book of Arda Viraf. History. 84. pp. 53-72. (In Persian).

НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ 124

2020 № 3 www.heritage-magazine.com

'¿Ь^Ь ) ¿1 >>1 ¿1)3 .^-1-4 '¿1))1^1)1^ .28

4л>_>' / (1375 Ь' 1280 31 <^>5"з J>^1 1384. '¿1>!>1

28. Санасариян Э. Движение за права женщин в Иране (восстание, закат и подавление от 1901 до 1996 гг.) / Пер. Н. А. Хорасани. Тегеран: Ахтаран, 2005.

4хл1? .^)>л о1? '>^1) .29

¿1)3 //¿1)3 О->>& ^»х»!) ">'>о

91.-71 ^^ .1383 '1 .О-^Ь^ з 4*^3'

29. Сарухани Б., Рафатджах М. Эффективные социологические факторы в переосмыслении социальной идентичности женщин // Женщины в развитии и политики. 2004. № 1. С. 71-91.

'О_о>з :)1?1з ¿1)3 >)' .30

1^з1с .¿) 31 )1л? з О!^ ¿1®?

'2 .(¿1>>1 з ) 1>&>11 ^1^)1

22.-1 .1388 ¿Ь^Ь

30. Тораби Ф. С. Борьба женщин эпохи Каджаров: индивидуальность, мир традиций и переход // Журнал гуманитарных наук ун-та Альзахра (История ислама и Ирана). 2009. №2. С. 1-22. DOI: 10.22051/Н11.2014.741 4л>>)' //¿1">>1 31 .¿1з '¿1^>1о"¿)1о>3 .31

1378. ^Ь-^)' .^Ь-ЪЬ-Ъ

31. Фарманфармаиуан С. Девушка из Ирана / Пер. А. Табатабаии. Тегеран: Каранг, 1999.

^ ¿1»1 ¿»ь 31 .32

£ .1368 '^>>' >^) : ¿1>£> ^.^¿Лз) >>'

2.

32. Флур В. Очерки социальной истории Ирана в эпоху Каджаров / Пер. А. Сери. Тегеран: Тус, 1989. Т.2.

I) з 'о'3>3 .33

'2 .¿1>>1 .¿иЪ > Лл5Ь

150.-129 .1392 ¿11^3

33. Форутан У. Вызовы современной семьи и модернизм // Социальные проблемы Ирана. 2012. №2. С. 129-150.

4л?>5 //1з15^>9 4л1)>а^ '1з15^>9 .34

34. Фурукава Н. Путевой очерк Фурукавы // Пер. Х. Раджабзадех. Тегеран: Сообщество произведений и видных деятелей культуры, 2005.

^л^) ."¿х? .35

1388. о^Ь) з ¿1)3 )зл1 >5>л

35. Хагшенас С. Дж. Патология семейных отношений. Тегеран: Центр по вопросам женщин и семьи при Президенте, 2009.

4л?>5 .¿3)1^ .¿I? .36

1350. '>-5 .^^Ь-с

36. Шарден Ж. Журнал для путевых заметок Жана Шардина / Пер. Мохамад Али Абаси. Тегеран: Амир кабир, 1976.

¿1£и1о 4л?>5 .Л)зл .37

1386.'>.з>3 :¿1.¿Ь^)'1.:)1>&

37. Шахзади Р. Разговорный перевод Матикан Хезар Датастан. Тегеран: Форухар, 2007.

: ¿1. ^Лл .о^^ Лл^ .38

4. .Л1? .1340

38. Эмами С. Х. Гражданское право. Тегеран: Книжный магазин Эсламийе, 1961. Т.4.

jl^j jli^l^ .AAÄ« .^-C <oj)j ¿¿)j .26

//4«l) ^l^j^ljjl jlii^l 4) 0J3J jj ojl^jli

<84 .¿Jjl) 4«li^&3jj -^^LC

72.-53 .13963^;L).

27. Ravandi, M. (1975) Soc/a/ History of Iran. Tehran: Amirkabir Publication. (In Persian).

oljl^Dl J-^J J.jl ^CIAI^I ¿Jjlj* .^^J>0 j .27 TT. . .1354i>^^S'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Sanasarian, E. (2005) Women's Rights Movement in Iran: Mutiny, Appeasement, and Repression From 1900 to Khomeini. Translated from English by M.A. Khorasani. Tehran: Akhtaran. (In Persian).

) ÜL>.) JJ o1)j 'olijL^LiL^ .28

/ (1375 IJ 1280 jl ' 3" J^il .oli^b

.1384 ioljl^l :ol>^J ^A^^l

208. .146-153

29. Saroukhani, B., & Rafatjah, M. (2004) Effective Sociological Factors in Rethinking the Social Identity of Women. Women in Deve/opment and Po/itics. 1. pp. 71-91. (In Persian).

^¿■li^ J-ol^i- .^Jjo öl> O-xij iJ^L) .29

jJ oljj //oDj ^cLa!^) öj^ä ^j>*jjl) jJ jj'30

91.-71 ^^ .1383 i1 3

30. Torabi Farsani, C. (2009) The Endeavor of Qajar Women: Individuality, the World of Tradition and Its Transition. Journa/ of History of Is/am and Iran. 2. pp. 1-22. (In Persian). DOI: 10.22051/HII.2014.741

<ÖJJ>i :jl>li J.OC o1)j i^L^ijli ^l>J .30

-^^Lc .¿I jl j)a? 3 öi^ ol^^

.2 .(oljjl 3 ^U^l ¿.jl* ) lj&j-Jl oll^jlj ^l^jl

22.-1 .1388 oli^jlJ

31. Farman Farmaian, S. & Munker, D. (1999) Daughter of Persia. Translated from English by A. Tabatabaya. Tehran: Karang. (In Persian).

4a>jJ //olJ.l jl ^Ji^J .olJ^J.J 3 öjli^ 'olijlo>ijl«>i .31 130. .^.1378 <^jjlS':ol>«J.^l;bl+LJ^ÄJl3jl

32. Floor, W. (1989) Change and Development in the Judicial System of Qajar Iran (1800-1925). Translated from English by A. Seri. Vol. 2. Tehran: Tus. (In Persian).

j.^c jj olj.) ^-cIai>) ¿J.jl) jl .^-l>3 'j3-li .32

.1368 4^3) : olj-^J /jl>lä

.2 £

33. Foroutan, Y. (2012) The Challenges of Contemporary Family and Modernization: An Emphasis on Divorce in the Process of Demographic Transition. Socia/ Prob/ems of Iran. 2. pp. 129-150. (In Persian).

l) ^>3-) 3 j^lxo oj)3jl> ^Jl> .^3flx) iOJ3>i .33 .2 .oljjl ^CIA!^) ^l^o 4oL'l.i .¿Ub Ai^l)

150.-129 .1392 oli^oj

34. Furukawa, N. (2005) Perusha kiko [Journey to Persia]. Translated from Japanese by H. Rajabzäda and K. Eura. Tehran: Association of Cultural Works and Honors. (In Persian).

^.^lfc //)3lS,3j3i 4ol)>i^ .^^3.3)3) i)3l5"3j3i .34

.1384i^Si&>i J^lio 3 jl)) OA^j) :ol>^J .°j)j ^^j

202.

35. Hagshenas, S.J. (2009) Patho/ogy of Fami/y Re/ations. Tehran: Center for Women and Family Issues under the President. (In Persian).

:o).ojl>)l> ^^li^ .jix^ AJ^ i^^li^ .35 .1388 ö^l)j oj)3jl> 3 ol)j j3«l

197. .29-28

125 НАСЛЕДИЕ ВЕКОТ

www.heritage-magazine.com 2020 № 3

36. Chardin, J. (1976) Journal du voyage du chevalier Chardin [Journal of the Travel of the Cavalier Chardin]. Translated from French by M.A. Abasi. Tehran: Amirkabir Publication. (In Persian).

.¿-jl^ doUl^lj^ 'O-jt^ .36

349.-347 .1350 >Joi .^W*

37. Shahzadi, R. (2007) Oral Translation ofMâtikân ê hazâr Dâtastân, or The Digest of a Thousand Points of Law. Tehran: Forouhar. (In Persian).

ol^j'Lo cyLjj ^jliii .AJ^O ^i^jj .37

53. .1386'>&3>s oljL^ijl

38. Emami, H. (1961) Civil Law. Vol. 4. Tehran: Eslamieh. (In Persian).

: olJ-®-1' . ^Ao AJ^ '^^lol .38

440.-439 .4 .AL> .1340 'djoU^l

Полная библиографическая ссылка на статью:

Мохтари, С. Р. С. Р. Культурная трансформация развода в доисламском и исламском Иране / С. Р. С. Р. Мохтари, Б. М. Т. Мохтари // Наследие веков. - 2020. - № 3 - С. 112-126. DOI: 10.36343^В.2020.23.3.009

Full bibliographic reference to the article:

Mokhtari, S.R.S.R. & Mokhtari, B.M.T. (2020) The Cultural Transformation of Divorce in Pre-Islamic and Islamic Iran. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 3. pp. 112-126. (In Russian). DOI: 10.36343/SB.2020.23.3.009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.