УДК 008/392.5
БОТ: 10.24412/2070-075Х-2020-10016
С.Р. Мохтари
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ИРАНА
Институт брака в социальной истории иранского народа имеет давние корни и в различные исторические периоды подвергался культурным переменам. Целью данной статьи является выявление динамики развития института брака и его взаимокультурных влияний в различные исторические периоды (Древний Иран; от прихода ислама в Иран до Исламской Революции; Исламская Республика). В статье применяются описательный и исторический методы, впервые показано, что транскультурная диахронная трансформация иранского института брака прежде всего зависит от фактора доминирующей религии и сопутствующих ей социокультурных феноменов, изменяющих функции семейно-брачных отношений и их роль в обществе.
Ключевые слова: брак, Иран, культурные преобразования, история, семья, женщина, религия ислам.
Преобразования, связанные с браком и созданием семьи, - важнейшие культурные перемены иранского общества в различные исторические эпохи. Эти фундаментальные перемены включают в себя преобразование формы брака, изменение устоявшихся норм, традиций и обычаев, изменение структуры и функций иранской семьи.
Для иранской культуры институт брака, взаимосвязанный с религиозными нормами, имел особое значение1 и тем самым кардинально отличался от других восточных и даже исламских (из-за шиитского направления ислама) традиций. Ход культурных изменений в иранском обществе можно отчетливо проследить по изменению видов брака в разные периоды: кровосмесительный брак (Древний Иран), моногамия, многоженство, временный брак и, наконец, незарегистрированный брак. Целью данной статьи является выявление основных факторов трансформации брака в социальной истории Ирана. Результаты получены с помощью аналитического, описательного, сравнительного и исторического методов на основе изучения записей и письменных исторических свидетельств.
В работе выделено три исторических периода: Древний Иран (550 до н.э. - 651 н.э.), время от начального периода ислама до исламской революции (651-1979) и современный период Исламской Республики. Каждый период характеризовался своей структурой власти и системой религиозных институтов. На протяжении названных исторических периодов иранское общество стало свидетелем культурных потрясений в сфере брака, от обожествления института брака, моногамии, обычаев и традиций проведения брачных церемоний до многоженства, временного и незарегистрированного брака и воздержания от проведения традиционных церемоний.
Каждый период характеризуется собственными традициями, нормами, функциями, сравнительный анализ которых в таком диахронном аспекте был проведен впервые. Несмотря на достаточное количество научной литературы, касающейся отдельных периодов или аспектов института брака, до сих пор нет комплексного и документиро-
1 Сожительство без заключения брака никогда не одобрялось иранским народом, хотя время от времени все же имело место.
ванного исторического исследования, в котором бы прослеживалась вся история культурной трансформации института брака.
Изучению разных моментов в истории иранского брака посвящено достаточное количество исследований. Как отдельный проходной элемент его рассматривали в монографиях, посвященных истории Ирана (Петрушевский И.П., «Ислам в Иране», 1984 г., Пирния Хасан, «История древнего Ирана», 1996 г., Акбари Амир, «История правления Тахиридов от начала и до конца», 2012 г., Кристенсен Артур, «Иран во времена Сасанидов», 1989 г., Шарден Жан, «Журнал путевых заметок», 1971 г.).
Часть работ имеет общий характер (Асефи Асефех, «Семья и воспитание в Иране», 1977 г., Алави Хедайатоллаха, «Женщина в древнем Иране», 1999 г., Лэмбтон Энн Катрин, «Преемственность и преобразования в средневековой истории Ирана», 1993 г., Байани Ширин, «Женщина в Иране эпохи монголов», 1973 г.).
Много работ в этой области посвящено институту брака в конкретный исторический период, например: «Иранская семья в доисламский период», Мазахери Али Акба-ра, 1994 г., «Брак в древнем Иране» Карими Занджани Мохаммада, 2000 г., «Брак и семейное право в эпоху Сасанидов» Ранджбартилаки Туба, 2018 г.
Ряд исследователей проанализировали вопросы, связанные с институтом брака после победы Исламской Революции (Разави Наджма, «Статистическое исследование браков молодых людей», 2002 г., Хагшенас Сейед Джафар, «Патология семейных отношений», 2009 г., Хейдари Заргуш Масумех и Наджафи Экхас, «Социологический анализ окончательного безбрачия иранской молодежи», 2017 г., и Махдави Мохаммадсадег, «Сравнительное исследование изменений в браке», 1998 г.).
Культурные аспекты брака в древнем Иране
Большая часть сведений о брачном процессе, его культуре, нормах и традициях в этот период относятся преимущественно к правящим династиям, информация о жизни простолюдинов для нас менее доступна [1. С. 67-158]. Брак у древних иранских народов был священен, считался самым важным событием в жизни, и его заключение входило в число религиозных церемоний. Супружеские отношения имели сакральный характер, так как народ верил, что верующий человек посредством брака и воспроизведения потомства помогает Ахуромазде (один из верховных богов зороастризма) в выполнении его божественных дел. Соответственно, супружеская жизнь была необходима для каждого человека, и одиночество не вызывало одобрения. Уклонение от этого порядка считалось преступлением и заслуживало самого серьезного наказания [2. С. 3337]. Выбор супруги должен был осуществляться в пределах соответствующего социального слоя, и пренебрежение этим законом способствовало возникновению трудностей [3. С. 839]. Религиозное общество древнего Ирана, опираясь на религию зороастризма, пропагандировало учение о браке: «Выбирай жену с добрым именем из благородной семьи, благопристойную, страшащуюся всего дурного, любящую отца, мать, предков и супруга своего». Мать и отец, оба родителя, выступая в качестве заступников и опекунов, оказывали поддержку детям в браке. Отец, как покровитель дочери, играл ключевую роль в ее браке, а в его отсутствие эту роль исполнял попечитель, коим в первую очередь была мать [4. С. 149-173]. Но если мать умирала, ответственность ложилась на плечи одного из родственников девушки. Девушка самостоятельно не имела права выйти замуж. Отец или официальный покровитель девушки, как только она достигала половозрелого возраста, был обязан выдать ее замуж, дабы не совершать грех, препятствуя появлению детей [5. С. 440-479].
Надо заметить, что мнением девушки о предложенном кандидате интересовались, и, если она не хотела выходить замуж за какого-то мужчину, отец не имел права действовать против воли своей дочери [6. С. 125]. Отец не мог наказать ее за непослушание или лишить наследства. Однако девушка не могла выйти замуж за полюбившегося ей человека без разрешения родителей [7. С. 117].
Подбор пар в большинстве своем проводился в детском возрасте [8. С. 2878-2879]. Соотношение по возрасту соблюдалось [9. С. 16]. Девушка по достижении 15-летнего возраста могла выйти замуж, а 20 лет был законным возрастом мужчины для вступления в брак. В большинстве случаев предложения о браке передавались через так называемого посредника, и мужчина для решения церемониальных вопросов обращался к нему за помощью. Проведение переговоров о сватовстве, условиях брачного контракта, определении «махра» и приданого брал на себя посредник, связанный с отцом девушки [5].
Согласно историческим источникам, определение «махра» у женщин было одним из древних иранских свадебных обычаев. Вначале определяли размер махра, затем супруг платил оговоренную сумму отцу той девушки, однако супруг мог потребовать деньги обратно, если после свадьбы выяснялось, что женщина бесплодна [8].
Подготовка к браку в современном Иране и некоторые обычаи и традиции, которые преобладают в обществе, напоминают об эпохе Древнего Ирана, например, такие как передача приданого отцом невесты своей дочери. После того как пара определялась, заключали брачный контракт согласно особому ритуалу. Во время брачной церемонии сначала жених надевал новую одежду и вместе со своими друзьями и родственниками шел в дом невесты. Невесту наряжали как можно красивее, жених брал ее за руку, и вместе они стояли на каменной плите. Жених приговаривал невесте: «Я мужчина, а ты женщина. Я небо, а ты земля. Я и ты вместе здесь сядем, и из нас дети выйдут на свет». Затем жених усаживал невесту в повозку, запряженную белыми лошадьми и украшенную цветами, и со стихами и песнями увозил к себе домой.
Ритуал поездки жениха в дом невесты и привоза невесты в свой дом был общепринятой практикой и до сих пор распространен в некоторых регионах Ирана [5]. Забота о чистоте крови в иранском обществе была настолько значимой, что в знатных семьях допускались кровосмесительные браки, называемые «ховидудех».
В древние времена считалось нормальным жениться на вдовах, оставшихся после смерти отца или сына. В некоторых случаях даже женитьба на жене отца после его смерти считалась правом старшего сына. Практиковалось и заключение брака с двумя сестрами. Никаких запретов в этой области не существовало [4]. Многоженство было приемлемым. Количество женщин, которое мог позволить себе мужчина, было пропорционально его финансовым возможностям. Малообеспеченные мужчины в целом не имели больше одной жены [10. С. 138].
Исследователи классифицировали различные виды брака в эпоху господства зороастризма, но, согласно зороастрийским текстам, брак в основном совершался пятью способами [11. С. 193]. Женщину, которая впервые выходила замуж с разрешения своих родителей, называли «падешахзан» [12. С. 196] и дети, которых она рожала, принадлежали своему отцу (мужу) [13. С. 55]. Женщина, которая была единственным ребенком своих родителей, называлась при выходе замуж «июкзан», и первый сын, которого она рожала, принадлежал ее отцу (отцу женщины) в связи с тем, что мог при необходимости с юридической точки зрения стать наследником рода женщины. Но уже после рождения сына эту женщину также называли «падешахзан» [14. С. 103].
Если мужчина достигал половозрелого возраста и умирал до того, как вступить в брак, тогда его родители могли для какой-либо женщины из своей семьи подготовить приданое и выдать ее замуж за другого мужчину, и такую женщину называли «сезарзан». Один из детей, которых эта женщина рожала, принадлежал покойному мужчине, а остальные дети принадлежали живому супругу, так как считалось, что в том мире эта женщина будет женой усопшего [15. Т. 2. С. 178-179].
Всякий раз, когда женщина вступала в повторный брак после смерти своего мужа, ее называли «чакарзан или чакерзан», «чакер» означало покорный или слуга. Если у «чакарзан» не было ребенка от первого супруга, ее называли «сезарзан» и один из детей этой женщины принадлежал бы первому супругу, поскольку в ином мире она будет женой своего первого мужа [16. С. 223]. Женщину, которая вышла замуж без согласия
своих родителей, называли «ходсарайзан» то есть «сама по себе женщина» [17. С. 16]. Она занимала очень низкое положение среди женщин и ничего не наследовала от своих родителей.
Браки на женщинах «падешахзан» и «чакарзан» были двумя распространенными видами официального и постоянного брака. Падешахзан была равной мужчине по социальному статусу, и муж был обязан, помимо «махра», оплачивать ее расходы с учетом ее социального и семейного положения. Чакарзан также получала «махр», но она по статусу была ниже и супруга, и падешахзан [18. С. 1344]. Таким образом, в Древнем Иране брак был способом воспроизведения рода, духовного спасения мужчин, показывал приверженность религиозному праву, указывал на сохранение религиозных ценностей и место женщины в обществе.
Культурные трансформации брака от начального периода ислама до Исламской революции.
После захвата Ирана исламскими войсками (651 г. н.э.) произошли фундаментальные перемены в религии и культуре иранского народа [19. С. 13]. В действительности зороастрийская религия ослабла, и большинство иранцев приняли Ислам, который проник во все социальные аспекты жизни иранцев и по сей день продолжает оказывать на них влияние [20. С. 39]. Принятие ислама изменило законы, касающиеся семьи и брака, такие как: обязательная общая религиозная принадлежность супругов2, недопустимость полигамии для женщины, необходимость согласия отца в вопросе брака дочери, обеспечение супругом расходов на содержание женщины, подчинение женщины мужу и признание экономической независимости женщины посредством признания ее права на наследство и собственность.
Постепенно в семейной жизни иранцев произошли колоссальные преобразования. Браки с родственниками первой степени родства (кровосмесительные браки) прекратили свое существование, и правовой статус наследования приобрел приемлемый порядок, что привело к появлению нового взгляда на проблемы брака и семьи [21. С. 121-123]. В начале исламского доминирования в Иране можно упомянуть о культурных и функциональных изменениях в браке. Арабские мусульмане-оккупанты внедрили в Иране исламские фундаменталистские нормы, и институт брака в Иране приобрел исламские черты. До периода правления Тахиридов (821-873 г.), первого независимого иранского государства, семейное право подчинялось законам, изданным в Леванте и Хиджазе [22. С. 80]. В период династии Газневидов (975-1187) и империи Хорезмшахов (1094-1219) на институт брака оказали влияние политические течения, а элиты страны использовали политические браки для получения стабильного политического, финансового и социального положения [23. С. 80]. В эти периоды традиции, касающиеся махра и приданого имели место, а гаремы были заполнены женщинами, состоящими в официальном и временном браках, а также служанками.
Парень и девушка не могли вступать в брак друг с другом по своей воле, и именно отцы организовывали их брак. Девушек до достижения полового созревания обручали и даже их включали в брачный договор. Размер махра зависел от статуса и положения жениха и невесты. Жених и невеста не видели друг друга, и только представитель со стороны жениха ходил на сватовство и читал свадебную проповедь. В культуре правящего класса браком часто двигали материальные и политические мотивы. Когда посягательство на территорию с помощью военных походов было невозможно, осуществлялись подобные браки, и при этом, принимая дорогостоящее приданое и ценные подарки от семьи девушки, семья жениха преумножала свое богатство [24. С. 541]. В эпоху монголов (ильханидов) и тимуридов (1219-1500), несмотря на то, что иранское общество было подвержено раздробленности, оккупации внешними силами и
2 Религия ислам разрешает постоянный брак только в том случае, если оба супруга являются мусульманами.
нашествию монгольских и тюркских племен, иранские традиции и культура все также оставались незыблемыми. Брак в каждой семье считался важным делом, и вступали в брак в самом раннем возрасте. Считалось недопустимым, если незамужняя девушка оставалась в доме отца [25. С. 25]. С другой стороны, многоженство было настолько распространенно, что между женами одного мужчины почти не было ревности и споров. Их дома были отделены друг от друга, все пользовались равными правами и, за исключением первой супруги, ни одна из них не имела особого преимущества над другой [26. Т. 2. С. 1343]. Мужчины могли заключить никах (религиозный брак) со всеми родственниками женского пола, за исключением сестры, матери, дочери и жены своего сына. Ханы и султаны, как владели водой и землей на своей территории, точно так же имели право распоряжаться всеми девушками и женщинами, проживающими на этой территории.
В культуре монголов также имеется традиция выдачи махра, она сохранялась и после официального признания ислама, размер махра среди султанов, принцев и командиров был достаточно высок [27. С. 531]. В целом культура и традиции монголов и полномочия, которыми обладали мужчины-монголы в выборе супруги, послужили причиной того что, почти не было мужчин или женщин, которые бы оставались одинокими и не вступали бы в брак. Причину этой важной особенности следует искать в культурных, социальных и экономических корнях социума монголов [28. С. 93]. Вступление в брак приводило к воспроизведению потомства, которое, в свою очередь, приводило к увеличению числа людей в родовых общинах, и во время войны или охоты это шло на пользу племени; в то же время браки с представительницами других племен способствовали установлению родственных связей с чужеземными родовыми община -ми, и в свою очередь это приводило к увеличению богатства племени и появлению необходимой поддержки в случаях возникновения военных действий [2 9. С. 313].
После того, как монголы приняли ислам и стали династией ильханидов в Иране, их культура претерпела изменения, а исламский фикх заменил монгольское супружеское право. Традиции, противоречащие религиозным нормам, также упразднились [30. С. 8]. В период империи Сефевидов (1501-1732) Иран отдалился от суннизма и стал шиитским. Заключение брака в этот период сопровождалось особыми обычаями и тради-циями. Детей обручали с 8-9 лет, а иногда и раньше. Жена и муж никогда не видели друг друга до свадьбы [31. С. 643].
Жан Шарден, анализируя проблемы брака в Иране этого периода, выделил три типа женщин, брак с которыми осуществлялся определенными способами. Существовало три формы брака: со служанками, наемными женщинами (временный брак) и законными женами. Согласно исламским нормам, каждый мужчина мог заключить брачный договор с четырьмя законными женами. Высокопоставленные граждане обычно вступали в брак с равными себе по положению. Только представители среднего класса женились на наемных женщинах (временный брак) и таким образом с легкостью по собственному желанию разводились с ними. И наоборот, простые люди и люди с низким положением в обществе редко заключали с женщиной временный брак, поскольку сумма по выплате расходов на ее содержание для них была неподъемной. [32. Т. 2. С. 339-342]. Сватовство совершалось одним посредником. Жених за день до свадебной церемонии в дом невесты отправлял серьги, браслет и другие украшения, а также определенное количество съестного для гостей, которые приглашались на церемонию. Невесте и жениху не разрешалось появляться на этом празднике [33. С. 294-295]. Заключение брачного договора обычно осуществлялось представителем или поверенным, так как женщины полностью скрывались от взглядов мужчин. Церемония проходила в особом месте, где находились жених, представители сторон и духовное лицо [34. С. 31]. Поскольку империя Сефевидов считалась первым централизованным иранским государством, то в этот период Иран смог вернуться к золотому времени своего могущества, культурное наследие этой шиитской империи сохранялось до конца пери-
ода правления Каджаров. Культура и традиции брака, опирающиеся на основы шиитской религии, также получили свое продолжение. После прихода ислама большинство обычаев и традиций иранцев либо исчезли, либо изменились. Вместе с тем между брачными обычаями зороастризма и ислама есть схожие черты. В обеих конфессиях девушка не может без согласия отца или попечителя выйти замуж. По закону дети, рожденные в браке, принадлежат отцу. Женщина, за исключением особых случаев, не имеет права разводиться, а супруги наследуют имущество друг друга [35. С. 534-535]. В краткосрочных исторических династиях Афшаридов и Зандов (1735-1794) культура брака в иранских семьях все еще находилась под влиянием учений шиитской религии и социальных норм периода империи Сефевидов. Многоженство, необходимость для дочери получения разрешения отца в вопросе брака и обряды проведения брачной церемонии также имели место, как и в период Сефевидов. В период правления Каджаров (1795-1925) сначала посредник выбирал девушку и получал информацию о ее характере. Если характер девушки соответствовал требованиям мужчины-заявителя, он отправлял двух своих друзей для сватовства к отцу невесты.
Традиционно отец и семья девушки встречали сватов холодно, поскольку верили, что если выразят свою заинтересованность, то семья жениха решит, что от дочери хотят поскорее избавиться [36. С. 203-204]. Девочки выходили замуж в возрасте от семи до тринадцати лет и становились опорой в семейной жизни.
Такие факторы, как достижение экономической независимости, патриархат, быстрый рост девочек и низкая средняя продолжительность жизни в связи с распространением различных заболеваний и несоблюдением принципов гигиены оказали влияние на увеличение числа этих ранних браков. Широко распространенные культурные и социальные убеждения также влияли на это. Согласно этим убеждениям, самыми счастливыми девочками были те, которые достигали совершеннолетия в доме мужа [37. С. 22]. В патриархальном обществе того времени и доминирующей мужской культуре девушки не имели права выбора супруга и не противоречили мнению отца. Большинство браков, особенно в семьях аристократов, совершалось по причине доверия между людьми и с целью укрепления родственных связей, сохранения родовой знатности, в кругу родственников и знакомых [36].
Церемония бракосочетания была напрямую связана с богатством двух семей, небогатые семьи очень скромно проводили свадебную церемонию. В таких семьях сумма махра была небольшой, и супруги начинали свою жизнь в доме родителей [38. С. 376].
В период правления династии Пехлеви (1925-1979) по мере того, как индустриализация, урбанизация и модернизация развивались по западному образцу, дети, особенно в семьях высших слоев общества, получили еще большую независимость в определении сроков вступления в брак и выборе супруги, а патриархальные элементы культуры стали менее выраженными [39. С. 130]. Вопреки политике своего отца Резы-шаха, официальная политика Мохаммада Резы Пехлеви заключалась в том, чтобы дистанцироваться от шиитского духовенства и религиозных учений шиитского ислама, поэтому культура и нормы брака, отношения между девочками и мальчиками и социальные свободы претерпели коренные изменения, и в подходах к выбору супруги возникли большие изменения. Постепенно в менее религиозных городах и семьях, сыновья и дочери сами выбирали своих супругов. Несмотря на то, что роль родителей была ключевой и важной, но к праву выбора молодых людей относились с уважением. В этот период исламские законы по-прежнему продолжали действовать внутри иранского общества, и девушке без одобрения своего отца не разрешалось выходить замуж. Происхождение семьи, красота и девственность по-прежнему считались важнейшими критериями для вступления в брак. Желание женщин учиться и работать привело к тому, что возраст для создания семьи незначительно возрос, и пары среднего класса и выше, особенно в городах, начали жить отдельно от родителей [40. С. 146-153]. Традиционные свадебные церемонии включали в себя сватовство, «бале-борон» (собрание, на ко-
тором определяется махр и выкуп невесты), помолвку, «хенабандан» (украшение невесты хной), заключение брака, свадьбу и «патахти» (праздник на следующий день после дня свадьбы). Другие иранские традиции в этот период, такие как «выкуп» (оплата наличными женихом отцу невесты), маленькая сумма махра, проведение свадебных церемоний дома и в четверг вечером, также были наиболее важными обычаями этого периода [41. С. 125-126]. Во втором периоде правления Пехлеви (Мохаммад Реза-шах 19651975) в связи с ускорением тенденции модернизации в иранском обществе, культурные критерии выбора супруги столкнулись с переменами, беспрецедентными в истории Ирана.
Поскольку с точки зрения исламских учений и традиционной иранской культуры «смешивание»3 чужих мужчин и женщин считалось непристойным поступком, во втором периоде правления Пехлеви с учетом начала работы вечерних развлекательных учреждений, таких как ночные клубы, концертные залы и банкетные помещения, для молодежи была создана возможность знакомиться с противоположным полом и, вероятно, вступить в брак [42. С. 71-91].
Культурные трансформации брака после победы исламской революции.
После победы Исламской революции в Иране в феврале 1979 года в политической, экономической, социальной и культурной сферах страны появился новый дискурс, которого еще не знала история. После тысяч лет монархического правления был сформирован республиканский строй, в основу которого было положено исламское учение шиитского толка. Духовенство в Иране во главе с аятоллой Хомейни, которое было недовольно культурой в стране и модернизацией по западному образцу, осудило культурную политику шаха и установило новый порядок, который существует и по сей день. Многоженство стало считаться отвратительным и антикультурным явлением.
Нуклеарная модель семьи постепенно стала более распространенной. В начале революции из-за культурных и интеллектуальных перемен, которые произошли у людей, семьи стали отличаться нравственностью и стремиться к идеалу. Общество стало принимать только моногамию, ценились крепкая семья и преданность супругов. Институт семьи и брака был представлен как священный, сделан особый акцент на роль и место женщины в сохранении и развитии семьи. Функции семьи имели традиционный уклад, и большинство пар начинали совместную жизнь в доме своих родителей. В основном способ выбора супруги говорил о доминировании принципов традиционного и закрытого общества. Роль семей в выборе девушки была чрезвычайно важной, и сватовство, по крайней мере первый раз, проходило без присутствия сына. К мнению девушек в выборе супруга относились с уважением; хотя по причине уважительного отношения к родителям в семье дети в основном не возражали против выбора своих родителей.
Возраст вступления в брак незначительно увеличился. Государственные СМИ публично обращали внимание общества на брак без прикрас, и многие невесты выходили замуж очень скромно, без макияжа и с покрытой головой (чадрой). В связи с тем, что парень и девушка не состояли в религиозном браке, помолвка теряла свою значимость, поэтому после проведения сватовства заключался религиозный брак, чтобы воспрепятствовать незаконным с религиозной точки зрения отношениям между мужчиной и женщиной.
В течение (1982-1989) годов Иран являлся страной, поглощенной революцией, вовлеченной во внешнеполитические проблемы, восьмилетнюю навязанную войну с Ираком и внутренние потрясения. Концепция брака и пропагандируемые учения, распространенные на тот момент, были рассчитаны на утопическое общество. В этот период из-за соответствующих обстоятельств: военных столкновений с Ираком и большого
3 Смешивание чужих женщин и мужчин - это термин в исламском фикхе, который означает установление неразрешенных связей между двумя разными полами с целью получения наслаждения.
числа погибших в сражениях - брачные церемонии стали проводиться еще более скромно. Размер махра и приданного тогда был небольшим, и супружеская пара начинала свою жизнь с набором минимальных жизненных благ.
Наиболее важными критериями выбора супруги для молодежи были религиозность, нравственность и семейное происхождение. Церемония бракосочетания и свадебное торжество проходило в один и тот же день, и только в присутствии родителей и близких родственников. Церемонии были лишены помпезности, правительство публично пропагандировало деторождение. На третьем десятилетии революции, когда в 1997 году пришло к власти так называемое правительство «реформистов», иранское общество столкнулось со «сменой культурной парадигмы».
После окончания войны получили распространение потребительские настроения и стремление к роскоши, а модель иранской семьи трансформировалась. Структура семьи стала полностью нуклеарной. Беспрецедентное увеличение числа женщин, поступающих в университеты и приходящих на рынок труда, привело к их экономической независимости, в результате чего возраст вступления в брак постепенно увеличился, а статистика по заключению браков уменьшилась [43. С. 22]. Внешние связи Ирана с западными странами улучшились, а культурное и политическое развитие было вынесено на повестку дня правительства. Эффективная роль родителей и старших в выборе супруги стала менее значимой, в то время как роль молодых в принятии решения о заключении брака усилилась.
Одновременно с индустриализацией, урбанизацией и модернизацией новые стили жизни вошли в культуру современных иранских семей [44. С. 53]. Киберпространство и СМИ столкнули концепции выбора супруги и брака с новыми реалиями. Таким об -разом, мы являемся свидетелями появления новых концепций брака, таких как «белый брак» (гражданский брак), особенно в больших городах, который считается незаконным [45. С. 12]. Дети получили большую самостоятельность в определении времени вступления в брак и выборе супругов, и их браки также преобразились. Выбор супруги, который осуществлялся в прошлом по предложению родителей, старших или при посредничестве другого человека, делается сегодня посредством знакомства девушки и парня друг с другом на месте работы, учебы, на просторах интернета и т.д. Иногда мнение родителей полностью не учитывается. Вопреки прошлому, критерии выбора супруга определяются с учетом обеспечения полного благополучия на начальном этапе совместной жизни, доступности всех жизненных благ и определения большой суммы махра [46. С. 28-29]. Стремление к окончанию образования и трудоустройству считается одной из причин постоянного увеличения возраста вступления в брак, до такой степени, что сегодня мы столкнулись с явлением «полного безбрачия» и уменьшением числа браков среди молодежи [47. С. 65]. С точки зрения норм и культуры иранского народа брак младших детей (особенно дочери) в семье зависел от брака старших детей, но в последние годы это обстоятельство утратило свое значение [48. С. 57]. Молодые люди игнорируют традиции и процесс вступления в брак.
Празднование брака в современном иранском обществе стало сложной проблемой. Зажиточные слои населения и привилегированные классы расходуют много денег на брак, который поражает своим великолепием и роскошью. Другие довольствуются лишь путешествиями, без проведения церемонии (медовый месяц). Средний класс, как правило, несет чрезмерно высокие расходы на свадебное пиршество, которое включает в себя аренду огромного зала и приглашение примерно семисот человек из круга друзей и знакомых обеих семей [49. С. 35].
В настоящее время в Иране проводятся церемонии заключения брака в соответствии с учениями шиитского направления ислама. На этой церемонии «брачная проповедь» на арабском языке декламируется духовным лицом в официальных центрах брака,
4 Женщина говорит мужчине: «Я вышла замуж за тебя с определенным махром», а мужчина говорит, что принял.
и после совершения религиозных обрядов женщина и мужчина, читая вслух одно предложение4, официально вступают в брак друг с другом. Традиция чтения свадебной проповеди на арабском языке существует со времен прихода ислама в Иран [50. С. 424].
Заключение
Таким образом мы видим, что институт брака, его культурные и процессуальные особенности в достаточной степени меняются от одного исторического периода к другому: Древний Иран, время от начального периода прихода ислама до Исламской Революции, период Исламской Республики. С помощью сравнительного метода исследования выявлено, что глубокие культурные изменения в браке, его традициях и нормах являются результатом фундаментальных изменений в религии и религиозных воззрениях иранского народа (от зороастризма до ислама шиитского толка), повышения степени общественного сознания, переосмысления культурных функций этого института и структурных изменений в иранском обществе на протяжении истории, вследствие иногда противоречивых направлений и политических курсов иранских правителей.
Результаты рассмотрения этих сравнительных моделей подтверждают тот факт, что фундаментальные изменения в браке и его культурных функциях с точки зрения иранского общества сопровождались серьезными культурными потрясениями, которые происходили в результате возникновения широкого спектра концепций: от вознаграждения в загробной жизни и обожествления института брака, непристойности многоженства, доброжелательности и важности рождаемости до уделения внимания особым и явным функциям этого института, таким как удовлетворение сексуальных потребностей, распространения многоженства и временного брака. В целом выводы, сделанные в данной статье, показывают, что явление брака и его культурные аспекты, которые в последние десятилетия находятся под влиянием глобализации и смешения западного образа жизни и исламской культуры, претерпели кардинальные и беспрецедентные в истории преобразования. Увеличения возраста вступления в брак, снижение рождаемости, повышение тенденции окончательного безбрачия, распространенность явления незамужних девушек среднего и пожилого возраста, сожительство, незарегистрированный брак и пассивное воспитание и руководство со стороны родителей в вопросах брака среди молодежи являются в последние годы одними из наиболее значительных культурных изменений в структуре института брака.
Литература
1. Hejazi B. Woman from the Perspective of History. Tehran: Shahrab Publications, 1992. (In Persian).
2. Mazakheri A.A. Iranian Family in the Pre-Islamic Period. Tehran: Ghatreh Publications, 1994. (In Persian).
3. Alavi K. Woman in Ancient Iran. Tehran: Hirmand Publications, 1999.
4. Ranjbartilaki T. Marriage and Family Law in the Sassanid Era // Farhang Pezhuhesh. 2018. 33. Spring. pp. 149-173. (In Persian).
5. Christensen A. Iran During the Sassanids. Translated by Rashid Yasami. Tehran: Donyaye ketab Publications, 1989. (In Persian).
6. Golshanirad K. Study of the Position of Women in the Family and Society of the Sassanid Era // Woman in Culture and Art (Studies of Women). 2011. 3. Spring. (In Persian).
7. Rostamshakhzadi M. A Talk About the Book Matikan Hezar Datestan. Tehran: Forouhar Publications, 2017. (In Persian).
8. Pirnia H. History of Ancient Iran. Tehran: Donyaye ketab Publications, 2017. (In Persian).
9. Rawandi M. Social History of Iran. Tehran: Negah Publications, 2016. (In Persian).
10. Pirnia H., Ekbal Ashtiani A. History of Iran from Accession to the Fall of the Qajar dynasty. Tehran: Khayam Publications, 2001. (In Persian).
11. Macuch M. The Pahlavi Model Marriage Contract in the Light of Sasanian Family Law // Macuch, M., Maggi, M. & Sundermann, W. (eds) Iranian Languages and Texts from Iran and Turfan. Harrassowitz Verlag, 2007.
12. Karimi Zanjani M. Marriage in Ancient Iran // Collection of Articles of Iranian Researchers. 2000. Vol. 4. (In Persian).
13. Jafaritabar H. Discourse on Iranian Religious Law in the Sassanid Era // Journal of the Faculty of Law and Political Science. 2005. Winter. 70. (In Persian).
14. Salehi F., Kyrosh N. The Social Structure of Marriage in the Sassanid Period // Historical Sociology. 2013. 5 (2). Autumn and Winter. (In Persian).
15. Azargoshasb A. Religious Rites and Customs of the Zoroastrians. 1978. Vol. 2. Tehran: Forouhar Publications. pp. 178-179. (In Persian).
16. Motahari M. The System of Women's Rights in Islam. Tehran: Sadra Publications, 2017. (In Persian).
17. Mazdapur K. Study of the Terms of the Middle Persian Language About the Family. 2010. Vol. 1. Institute of Humanities and Cultural Studies of Cognitive Language. (In Persian).
18. Bartholomae C. Woman in Sassanian Law.Translated by Nasreddin Sahebzamani. Tehran: Ataee Publications, 1958. (In Persian).
19. von Blucher W. Blucher's Travel Notes.Translated by Keykavus Jahandari. Tehran: Kharazmi Publications, 1990. (In Persian).
20. Petrushevsky I.P. Islam in Iran. Translated by Karim Keshavarz. Payam Publications, 1984. (In Persian).
21. Asefi A. Family and Education in Iran. Tehran: Magazine of Maktab Mam Publications, 1977. pp. 121-123. (In Persian).
22. Akbari A. History of Taherian Rule from Beginning to End. Tehran: Samat Publications, 2012. (In Persian).
23. Memariyan Z., Dashti M. History of Islam through the Lens of Research. 2013. Issue 2. Autumn-Winter. (In Persian).
24. Bayhaqi A. Bayhaqi's History. Tehran: Donyaye ketab Publications, 1992. (In Persian).
25. Bayani Sh. Woman in Iran of the Mongol Era. Tehran: Tehran University Publications, 1973. (In Persian).
26. Wahhab W. A Study in the Legal Thought of Genghis Khan Based on the Yasa. Vol. 2. Tehran: Shahid Beheshti University Publications, 2000. (In Persian).
27. Rashid aldin F. Jami' al-tawarikh. Tehran: Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR, 1957. (In Persian).
28. Marco Polo. Travelogue. Translated by Habibullah Sahihi. Tehran: Translation Agency and Books Publishing Publications, 1971. (In Persian).
29. Lambton A.K. Continuity and Change in Medieval Persia.Translated by Yaghub Azhand. Tehran: Ney Publications, 1993. (In Persian).
30. Malekzadeh E. The Political, Social and Cultural Situation of Women in the Era of the Mongols and Ilkhanids. 2006. Moskyeh. 4. (In Persian).
31. Tavernier J.-B. Tavernier Travelogue.Translated by Aby Turab Nuri. Tehran: Sanaee Library Publications, 1990. (In Persian).
32. Chardin J. Journal du voyage du chevalier Chardin [Journal of the Travel of the Cavalier Chardin]. Translated by M.A. Abasi. Tehran: Amir Kabir Publication, 1976. pp. 339342. (In Persian).
33. Olearius A. Travelogue of Adam Olearius.Translated by Ahmad Behpur. Tehran: Ebtekar Publishing and Cultural Organization, 1984. pp. 294-295. (In Persian).
34. Dunyari S. The Social Status of Women in the Safavid Period Based on the Views of Travel Writers // Jundishapur Specialized Scientific Quarterly. Khuzestan. 2016. Fall. 3. (In Persian).
35. Badamchi H., Ghazanfari K., Davari P. Temporary Marriage in Zoroastrianism and Islam. Woman in Culture and Art. 2016. 4. pp. 534-535. (In Persian).
36. Jokar M. The Evolution of the Iranian Family over Time // Tahoora Quarterly. 2012. Spring. 12. pp. 203-204. (In Persian).
37. Delrish B. Woman in the Qajar period. Tehran: Sureh Mehr Publishing Company Publications, 1997. (In Persian).
38. D'Allemagne H.R. From Khorassan to the Land of Backhtiari: Three Months of Travel in Persia. Translated by Mohammad ali Farehvashi. Tehran: Amir Kabir Publications, 1956. (In Persian).
39. Farmanfarmaiyan S. A Girl from Iran. Translated by Abolfazl Tabatabai (1999). Tehran: Karang Publications, 1999. (In Persian).
40. Sanasarian E. Women's Rights Movement in Iran: Mutiny, Appeasement, and Repression From 1900 to Khomeini. Translated from English by M.A. Khorasani. Tehran: Akhtaran, 2005. pp. 146-153. (In Persian).
41. Katirai M. From Clay to Clay. Tehran: Institute of Social Studies and Research Publications, 1999. pp. 125-126. (In Persian).
42. Sarukhani B., Rafatjah M. Effective sociological factors in rethinking the social identity of women // Quarterly Journal of Women in Development and Politics. 2004. 1. pp. 7191. (In Persian).
43. Razavi N. et al. Study of the Marital Status of Youth. National Youth Report. Tehran: National Youth Organization Publications, 2002.
44. Sheikhi M.T. Sociology of Women and Family. Tehran: Saham company Publications,
2003. (In Persian).
45. Sarayi H. Continuity and Family Change During Iran's Demographic Transition // Iranian Demographic Association. 2009. 2.
46. Haghshenas S.J. Family Pathology. Tehran: Presidential Center for Women and Family Affairs Publications, 2009. (In Persian).
47. Heydari Zargoosh M., Najafi E. Sociological Analysis of Definite Celibacy of Iranian Youth. INTCESS 2017. 4th International Conference on Educational Psychology and Social Studies. Civilica. 2017. p. 65. (In Persian).
48. Mahdavi M. A Comparative Study of Changes in Marriage. Shahid Beheshti University Publications. 1998. (In Persian).
49. Mahboobi Manesh H. Social Changes in Marriage // Strategic Studies of Women.
2004. 26. (In Persian).
50. Khomeini R. Thesis on Clarification of Questions. Tehran: Imam Khomeini Publications, 2016. (In Persian).
Transformation of the Institution of Marriage in the History and Culture of Iran
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2020, 3 (78), 129142. DOI: 10.24412/2070-075X-2020-10016
Rezvaneh S.P. Mokhtari, Astrakhan State University (Astrakhan, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: marriage, Iran, cultural transformations, history, family, woman, religion Islam.
Transformations connected with marriage and family creation are among the most important cultural changes in Iranian society in different historical epochs. These fundamental changes include the transformation of the form of marriage, changes in established norms, traditions and customs, changes in the structure and functions of the Iranian family in different historical periods. The course of cultural changes in Iranian society can be clearly traced by changes in the types of marriage in different periods: consanguineous marriage (Ancient Iran), monogamy, polygamy, temporary marriage and, finally, unregistered marriage. This article aims to study these changes and their impact on the culture of married life in Iran during
historical periods. Despite serious upheavals throughout history and the transition of Iranian society from Zoroastrianism to Islam, in which, in turn, Sunnism was replaced by Shiism, the rites of marriage, although different, were always preserved in the social history of the Iranian people and performed a kind of a cultural function. The author identifies three periods in the development of marriage: (1) the era of Ancient Iran, (2) the era of the adoption of Islam before the Islamic Revolution, and (3) the era of the Islamic Republic. It is believed that marriage and family in Iran have gradually undergone many transformations under the influence of religious attitudes prevailing in society, the structure of Iranian rulers' political power, government propaganda, and radical cultural changes in each period. In general, the results of the study show that the institution of marriage and its traditions in the millenia-long history of Iran have undergone unique functional and cultural changes in order to meet the needs of the Iranian family in cultural terms.
References
1. Hejazi, B. (1992) Woman from the Perspective of History. Tehran: Shahrab Publications. (In Persian).
2. Mazakheri, A.A. (1994) Iranian Family in the Pre-Islamic Period. Tehran: Ghatreh Publications. (In Persian).
3. Alavi, K. (1999) Woman in Ancient Iran. Tehran: Hirmand Publications. (In Persian).
4. Ranjbartilaki, T. (2018) Marriage and Family Law in the Sassanid Era. Farhang Pezhuhesh. 33. Spring. pp. 149-173. (In Persian).
5. Christensen, A. (1989) Iran During the Sassanids. Translated by Rashid Yasami. Tehran: Donyaye ketab Publications. (In Persian).
6. Golshanirad, K. (2011) Study of the Position of Women in the Family and Society of the Sassanid Era. Woman in Culture and Art (Studies of Women). 3. Spring. (In Persian).
7. Rostamshakhzadi, M. (2017) A Talk About the Book Matikan Hezar Datestan. Tehran: Forouhar Publications. (In Persian).
8. Pirnia, H. (2017) History of Ancient Iran. Tehran: Donyaye ketab Publications. (In Persian).
9. Rawandi, M. (2016) Social History of Iran. Tehran: Negah Publications. (In Persian).
10. Pirnia, H. & Ekbal Ashtiani, A. (2001) History of Iran from Accession to the Fall of the Qajar dynasty. Tehran: Khayam Publications. (In Persian).
11. Macuch, M. (2007) The Pahlavi Model Marriage Contract in the Light of Sasanian Family Law. In: Macuch, M., Maggi, M. & Sundermann, W. (eds) Iranian Languages and Texts from Iran and Turfan. Harrassowitz Verlag.
12. Karimi Zanjani, M. (2000) Marriage in Ancient Iran. In: Collection of Articles of Iranian Researchers. Vol. 4. Tehran: Alkhuda International Publications. (In Persian).
13. Jafaritabar, H. (2005) Discourse on Iranian Religious Law in the Sassanid Era. Journal of the Faculty of Law and Political Science.Winter. 70. (In Persian).
14. Salehi, F. & Kyrosh, N. (2013) The Social Structure of Marriage in the Sassanid Period. Historical Sociology.5 (2). Autumn and Winter. (In Persian).
15. Azargoshasb, A. (1978) Religious Rites and Customs of the Zoroastrians.Vol. 2. Tehran: Forouhar Publications. pp. 178-179. (In Persian).
16. Motahari, M. (2017) The System of Women's Rights in Islam. Tehran: Sadra Publications. (In Persian).
17. Mazdapur, K. (2010) Study of the Terms of the Middle Persian Language About the Family.Vol. 1.Institute of Humanities and Cultural Studies of Cognitive Language.(In Persian).
18. Bartholomae, C. (1958) Woman in Sassanian Law. Translated by Nasreddin Sahebzamani. Tehran: Ataee Publications. (In Persian).
19. von Blucher, W. (1990) Blucher's Travel Notes. Translated by Keykavus Jahandari. Tehran: Kharazmi Publications. (In Persian).
20. Petrushevsky, I.P. (1984) Islam in Iran. Translated by Karim Keshavarz. Payam Publications. (In Persian).
21. Asefi, A. (1977) Family and Education in Iran. Tehran: Magazine of Maktab Mam Publications. pp. 121-123. (In Persian).
22. Akbari, A. (2012) History of Taherian Rule from Beginning to End. Tehran: Samat Publications. (In Persian).
23. Memariyan, Z. & Dashti, M. (2013) History of Islam through the Lens of Research. Issue 2. Autumn-Winter. (In Persian).
24. Bayhaqi, A. (1992) Bayhaqi's History. Tehran: Donyaye ketab Publications. (In Persian).
25. Bayani, Sh. (1973) Woman in Iran of the Mongol Era. Tehran: Tehran University Publications. (In Persian).
26. Wahhab, W. (2000) A Study in the Legal Thought of Genghis Khan Based on the Yasa. Vol. 2. Tehran: Shahid Beheshti University Publications. (In Persian).
27. Rashid aldin, F. (1957) Jami' al-tawarikh. Tehran: Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR. (In Persian).
28. Marco Polo. (1971) Travelogue.Translated by Habibullah Sahihi. Tehran: Translation Agency and Books Publishing Publications. (In Persian).
29. Lambton, A.K. (1993) Continuity and Change in Medieval Persia. Translated by Yaghub Azhand. Tehran: Ney Publications. (In Persian).
30. Malekzadeh, E. (2006) The Political, Social and Cultural Situation of Women in the Era of the Mongols and Ilkhanids. Moskyeh. 4. (In Persian).
31. Tavernier, J.-B. (1990) Tavernier Travelogue.Translated by Aby Turab Nuri. Tehran: Sanaee Library Publications. (In Persian).
32. Chardin, J. (1976) Journal du voyage du chevalier Chardin [Journal of the Travel of the Cavalier Chardin]. Translated by M.A. Abasi. Tehran: Amir Kabir Publication. pp. 339342. (In Persian).
33. Olearius, A. (1984) Travelogue of Adam Olearius.Translated by Ahmad Behpur. Tehran: Ebtekar Publishing and Cultural Organization. pp. 294-295. (In Persian).
34. Dunyari, S. (2016) The Social Status of Women in the Safavid Period Based on the Views of Travel Writers. Jundishapur Specialized Scientific Quarterly. Khuzestan. Fall.
3. (In Persian).
35. Badamchi, H., Ghazanfari, K. & Davari, P. (2016) Temporary Marriage in Zoroastrianism and Islam. Woman in Culture and Art. 4. pp. 534-535. (In Persian).
36. Jokar, M. (2012). The Evolution of the Iranian Family over Time. Tahoora Quarterly. Spring. 12. pp. 203-204. (In Persian).
37. Delrish, B. (1997) Woman in the Qajar period. Tehran: Sureh Mehr Publishing Company Publications. (In Persian).
38. D'Allemagne, H.R. (1956) From Khorassan to the Land of Backhtiari: Three Months of Travel in Persia. Translated by Mohammad ali Farehvashi. Tehran: Amir Kabir Publications. (In Persian).
39. Farmanfarmaiyan, S. (1999) A Girl from Iran. Translated by Abolfazl Tabatabai Tehran: Karang Publications. (In Persian).
40. Sanasarian, E. (2005) Women's Rights Movement in Iran: Mutiny, Appeasement, and Repression From 1900 to Khomeini. Translated from English by M.A. Khorasani. Tehran: Akhtaran. pp. 146-153. (In Persian).
41. Katirai, M. (1999) From Clay to Clay. Tehran: Institute of Social Studies and Research Publications. pp. 125-126. (In Persian).
42. Sarukhani, B. & Rafatjah, M. (2004) Effective sociological factors in rethinking the social identity of women. Quarterly Journal of Women in Development and Politics. 1. pp. 71-91. (In Persian).
43. Razavi, N. et al. (2002) Study of the Marital Status of Youth. National Youth Report. Tehran: National Youth Organization Publications.
44. Sheikhi, M.T. (2003) Sociology of Women and Family. Tehran: Saham company Publications. (In Persian).
45. Sarayi, H. (2009) Continuity and Family Change During Iran's Demographic Transition. Iranian Demographic Association. 2.
46. Haghshenas, S.J. (2009) Family Pathology. Tehran: Presidential Center for Women and Family Affairs Publications. (In Persian).
47. Heydari Zargoosh, M. & Najafi, E. (2017) Sociological Analysis of Definite Celibacy of Iranian Youth. INTCESS 2017. 4th International Conference on Educational Psychology and Social Studies. Civilica. p. 65. (In Persian).
48. Mahdavi, M. (1998) A Comparative Study of Changes in Marriage. Shahid Beheshti University Publications. (In Persian).
49. Mahboobi Manesh, H. (2004) Social Changes in Marriage. Strategic Studies of Women. 26. (In Persian).
50. Khomeini, R. (2016). Thesis on Clarification of Questions. Tehran: Imam Khomeini Publications. (In Persian).
УДК 008
Б01: 10.24412/2070-075Х-2020-10017
Л.М. Слюсаренко
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.А. ШОЛОХОВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ВОСПРИЯТИИ ДАТЧАН
В статье анализируется восприятие произведений М.А. Шолохова в Дании на фоне таких исторических событий ХХ века, как Октябрьская революция в России, Вторая мировая война. Осмысление позиции М.А. Шолохова как культурного посредника между Россией и Скандинавскими странами является неисследованным феноменом, требующим пристального внимания. Автор делает вывод об общности взглядов русского писателя и датского народа на ценностные ориентиры, о принятии датчанами утверждаемых в произведениях и выступлениях Шолохова идеях народности, неразрывной связи человека с землей, где он родился, человеческой жизни как высшей ценности.
Ключевые слова: Дания, Скандинавские страны, диалог культур, Советский Союз, реализм, Движение Сопротивления, социализм, Шолохов, ценностные ориентиры.
Произведения русского писателя М.А. Шолохова явились объектом рецепции представителей многих культур - не только европейских, но и азиатских, и западных. Прошлый век вывел взаимодействие культур в новое измерение - пережитые народом глобальные изменения, связанные с развитием научно-технических технологий, событиями Первой и Второй мировых войн, привели к необходимости ведения диалога, способного дать ответы на остающиеся открытыми вопросы. По наблюдению В.С. Биб-лера, «в XX веке типологически различные «культуры» (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности...) втягиваются в единое временное и духовное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом <...> Культуры