Научная статья на тему 'Иранская семья: история и современность'

Иранская семья: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1895
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шарипова Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иранская семья: история и современность»

В отличие от светских сил, «Аль-Каида» и связанные с ней группировки имеют совершенно четкие цели и программные установки. Салафиты нацелены на то, чтобы спровоцировать хаос и упрочить позиции в этой одной из ключевых стран арабского мира. Более того, для радикалов от ислама это государство интересно еще тем, что в других странах «арабской весны» радикальные салафиты, по сути, отдали инициативу светским и умеренно настроенным исламским силам.

В настоящее время конфликт в Сирии продолжает набирать обороты. Демонстрантов поддерживают радикальные исламисты, имеющие опыт политической и вооруженной борьбы, а также работы с массами. У движения политического ислама четкая программа действий, оно обладает необходимыми ресурсами для укрепления своих позиций, в то время как государственные институты в Сирии слабеют. По сути, только в Ливии экстремистам удалось в некоторой степени использовать складывающуюся политическую конъюнктуру, пополняя свои военные арсеналы со складов прежнего режима М. Каддафи, «пропуская» через конфликт своих боевиков. В Тунисе и Египте успеха достигли умеренные силы («Братья-мусульмане», «Ан-Нур», «Ан-Нахда» для сторонников «чистого ислама» являются отступниками, поскольку они участвуют в демократической процедуре выборов), но не радикалы. В Сирии «Аль-Каида» стремится не упустить инициативу и взять реванш за упущенные возможности в Северной Африке.

Нечитайло Д.А. «Идеология и практика современного радикального исламизма», М., 2013 г., с. 282-288.

Р. Шарипова, востоковед ИРАНСКАЯ СЕМЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сегодня мы нередко являемся свидетелями того, как игнорируются фундаментальные общечеловеческие ценности, исторически унаследованные народами. К таковым относятся и семья, семейные традиции и обычаи. В последние десятилетия во всем мире, и особенно в промышленно развитых странах, наблюдается все увеличивающееся количество бракоразводных процессов, внебрачных детей, распространяются гомосексуализм, однополые

браки, СПИД и другие опасные заболевания. Автор книги «Безопасность и этика в иранской семье» госпожа Лейла Садат Зафе-ранджи привела любопытные статистические данные, в соответствии с которыми в 2003 г. в Австралии было 14% неполных семей и 31% внебрачных детей. В 2005 г. в Англии было 1,9 млн неполных семей и в них 3,1 млн детей, т.е. почти каждый четвертый ребенок рос в такой семье. В США в том же году было 34,6 млн неполных семей с детьми в возрасте младше 18 лет, 72% таких семей были результатом развода или смерти одного из родителей, а в остальных 28% семей были дети от родителей, живших в гражданском браке1. Согласно статистике ООН, в 2007 г. насчитывалось около 110 млн человек (в возрасте от 15 до 65 лет), употреблявших запрещенные препараты, 25 млн из них были наркоманами с приличным стажем и около 32,2 млн ВИЧ-инфицированными2.

Одним из вызовов сегодняшнего дня, свидетельствующих о распаде семьи, является также то, что даже в ряде международных документов стараются не использовать понятия «жена» и «муж», а используют такие понятия, как «сожительница» и «сожитель»3.

Кризис семьи является следствием продолжающегося кризиса традиционной культуры, функционирующей на основе исторического наследия, образа жизни, сохранившегося неизменным на протяжении длительного времени. Что касается непосредственно иранской семьи, то она создается и существует, руководствуясь своей традиционной национальной и исламской культурой, повторяя, таким образом, жизненный цикл прошлых поколений, представителей разных исторических эпох Иранского государства. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные принципы жизнедеятельности иранской семьи в историческом аспекте. Как известно, семейная жизнь во многом зависит от реально существующих в тот или иной исторический период экономических и социальных факторов. Поэтому без их учета невозможно изучение особенностей семьи.

В Древнем Иране, в эпоху Ахеменидов (559-330 гг. до н.э.), Аршакидов (250-224 гг. до н.э.) и Сасанидов (227-651 гг. н.э.), как и во всех традиционных обществах с племенной структурой, большинство семей считались производственными ячейками. Их главным занятием были такие виды экономической деятельности, как скотоводство, земледелие и ремесла4. В частности, занятость сельскохозяйственным трудом была определяющей в формировании семьи, ее состава, внутрисемейных отношений и т.д. Английский исследователь Уилл Дюрант так писал о таких семьях: «Как и

женитьба, наличие детей было одним из атрибутов достоинства и чести. Сыновья представляли для отцов экономическую ценность, а во время войн были необходимы шахиншаху. Главенствующее положение в семье занимал отец, а женщины и девочки не имели равных прав с мужчинами и мальчиками. Рождению мальчиков радовались, так как они были помощниками родителей в тяжелом труде, а девочки считались бесполезными. Несмотря на то что женщины составляли значительную часть населения Ирана, они не принимали участия в общественно-экономической жизни страны»5.

В господствующей в то время религии - зороастризме - женатый считался достойнее неженатого, а глава семейства - достойнее того, кто не имел семьи. Рождение ребенка рассматривалось как выполнение важного долга по отношению к семье, городу и справедливому царю. Матери же принадлежала важная роль в воспитании ребенка. Причем, до пяти лет он обычно воспитывался только матерью и не общался с отцом, чтобы в случае его смерти отец не переживал.

В семье, особенно в высших слоях общества, разница между правами и положением женщины и мужчины была огромна. Несколько иной была ситуация в семьях низших социальных слоев. Например, в сельской местности на полях и в строительных работах мужчины, женщины и даже дети трудились вместе. Классовые различия проявлялись в религиозной сфере. Ричард Фрай пишет, что в правление Сасанидов храмы огня, которые были местом паломничества простых иранцев, были подчинены классовой системе. Одни из них предназначались для жрецов, знати и военачальников, другие - для деревенских жителей и простонародья6. Классовое неравенство сохранялось в иранском обществе и после завоевания Ирана арабами и появления ислама (VII в.). Жизнь общества была подчинена законам и принципам ислама, которые оказывали большое влияние на положение, статус и задачи семьи7.

В исламе семья считается основой общества, поэтому ее созданию и благополучию придается важное значение. Известно такое высказывание Пророка: «Большинство людей, которые попадут в огонь в день Страшного суда, - те, кто отказался от брака и создания семьи». Забота о жене и детях считается поклонением Аллаху и в некоторых хадисах ставится в один ряд с джихадом (усердием) на пути к Аллаху: «Тот, кто трудится ради своей семьи, чтобы обеспечить дозволенным Аллахом способом расходы на

содержание жены и детей (нафака), является муджахидом на пути к Нему8.

В аятах Корана и хадисах говорится о том, что в результате брака на человека нисходит божья благодать, и он избавляется от дьявольских искушений. Пророк сказал: «Все, кто вступил в брак, приобрели половину веры и счастья». А в суре «Свет» сказано: «И выдавайте замуж внебрачных женщин, что среди вас, а также жените праведных рабов и ваших рабынь. Если они бедны, Аллах обогатит их Своею щедростью, ибо Аллах - Всеобъемлющий, Знающий» (24:32).

Вопреки широко распространенному утверждению о том, что ислам принес многоженство, оно было распространено задолго до появления ислама среди древних арабов, иранцев и евреев. Напротив, ислам ограничил количество жен, разрешив мужчине иметь только четыре законных постоянных жены одновременно, и оговорил условия этого. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто будет иметь две жены и не будет проявлять справедливость к ним в имущественных правах и общении, в день Страшного суда будет закован в кандалы и цепи и брошен в ад»9. Однако следует иметь в виду, что некоторые объясняли суру «Женщины» так, что Священный Коран отдает предпочтение моногамии, а не полигамии. «Если вы боитесь того, что не сможете быть справедливыми ко всем ним (своим женам), вступайте в брак лишь с одной» (4:3). Или же: «Вы никогда не сможете соблюдать справедливость по отношению к своим женам одинаково. Даже в том случае, когда захотите этого» (4:129) и т. п. Исследования показывают, что, как правило, мусульмане предпочитают иметь одну жену, а многоженство распространено среди богатых и могущественных людей.

Ислам предоставляет женщине право свободно распоряжаться своим имуществом и собственностью и запрещает отцу, мужу, сыну или брату решать ее имущественные дела. Она может самостоятельно заключать все юридические сделки, например, договоры (укуд) и односторонние акты (икаат), и завещать свое имущество кому захочет, не нарушая при этом законы шариата.

Однако социальное положение женщины в Иране в рассматриваемый период было неодинаково и во многом зависело от местных обычаев и традиций. Согласно исламскому праву, не разрешается брак по принуждению. Кроме того, требуется, чтобы вступающие в брак соответствовали друг другу по возрасту, социальному статусу и материальному положению. В мусульманской семье все расходы по ее материальному обеспечению и воспита-

нию детей несет муж. Однако, как уже отмечалось, имущество мужа и жены четко разделено, и муж не имеет права распоряжаться собственностью жены.

В Иране после принятия ислама не запрещались различные виды брака, распространенные в доисламские времена. Тем не менее предписанные Кораном ограничения не соблюдались, особенно в высших слоях. Например, в пятом веке хиджры (1029) Маджд ад-Даула Буйа после его пленения Махмудом Газневи (971-1030) на вопрос о том, почему он женился на 50 свободных женщинах, ответил, что таков был обычай его предков10. Мукаддаси пишет, что кухистанские племена, проживавшие к югу от Каспийского моря, особенно в Дейлеме, в конце X в. должны были вступать в брак с соплеменниками. Несоблюдение этого предписания нередко каралось смертью. Такие эндогамные браки напоминают распространенные в сасанидскую эпоху браки с родственниками11. Кроме того, в регионах, где большая часть населения продолжала исповедовать зороастризм, был распространен брак, осуществлявшийся путем похищения невесты. Однако он принимал разные формы в зависимости от культуры регионов12.

Стоит отметить, что в первые века ислама иранцам не разрешалось вступать в брак с чужаками. Это было связано с патриотическими настроениями, а также с враждебностью к арабам. В свою очередь, арабы также стремились избегать смешанных браков. Об этом свидетельствуют несколько предписаний, изданных в 783 г. вторым халифом Умаром, запрещающих арабам (завоевателям Междуречья) заключать браки с иранцами, даже с христианами и иудеями. Тем не менее такого рода браки имели место. Иранские власти относились к этому явлению неодобрительно. Подтверждают это события в Табаристане, где в 783 г. в ходе восстания местные женщины расстались со своими мужьями-арабами и даже выдали их на заклание своим соотечественникам13.

Позднее смешанные браки стали заключать с политической целью. Такие браки служили средством предупреждения войн. В подобных браках придавалось большое значение равенству супругов по положению . Как правило, после войны побежденный правитель отдавал свою дочь в жены победителю. Иногда в роли вдохновительницы политических союзов выступала женщина. Тем не менее браки, заключенные по политическим соображениям, часто распадались.

В тех регионах Ирана, где большую часть населения составляли шииты, широкое распространение имел временный брак. Его

популярность отдельные исследователи объясняют тем, что он похож на некоторые виды брака в сасанидскую эпоху15. Временный брак (сиге) отличается следующими особенностями: время отношений определяется заранее по согласию супругов (временны Ше рамки могут быть от одного часа до ста лет); мужчина выплачивает женщине заранее оговоренную сумму денег; брак осуществляется исключительно по согласию сторон; ни одна из сторон не наследует другой; в связи с ограниченностью по времени такого брака развод в нем не предусмотрен. Сиге был введен с целью предотвращения проституции и разврата, дети от этого брака признаются обществом как законные, а также наследуют имущество родителей16.

О нравственной атмосфере в различных слоях иранского общества рассказывается в некоторых литературных произведениях. Например, в «Кабус-наме»17 в разделе, посвященном выбору невесты, говорится о превосходстве девушки над женщиной-вдовой. Кроме того, рекомендуется, чтобы жена была из зажиточной семьи, но по статусу была бы ниже мужа, чтобы он имел возможность удовлетворять ее запросы. Обращается внимание на то, что следует хорошо охранять жену и фактически изолировать ее от общества18. Вместе с тем такие представления о женщине нельзя переносить на все элитные слои, учитывая при этом также различия культур многочисленных народов Ирана.

В сасанидском Иране были женщины, стоявшие у руля государства. Однако на всей территории Западной Азии, за исключением внутренних районов Ирана, были распространены жесткие взгляды на положение женщины. Так, в последние годы X в. в отдаленных районах Ирана женщинам разрешалось выходить из дома только ночью в черной одежде. А из «Сафар-наме»19 Насира Хусрава известно, что в 1052 г. любую женщину, разговаривавшую с мужчиной, не являвшимся ее родственником, ждала смертная казнь20. Эти взгляды оказали сильное влияние на менталитет арабов-завоевателей, и они переняли ряд персидских обычаев, в том числе хиджаб и содержание женщин в гаремах.

Однако такие нравы не имели широкого распространения. В сельскохозяйственных районах, например в Гиляне, женщины пользовались большей свободой и трудились на полях вместе с мужчинами. В районе Табаристана в Париме, где население продолжало исповедовать зороастризм, раз в две недели проходила ярмарка, где девушки и юноши имели возможность познакомиться друг с другом. Хиджаб здесь не был принят. Согласно некоторым источникам, арабы в то время также не были сторонниками обяза-

тельного ношения хиджаба. Например, по словам Табари, жена правителя Хорасана прилюдно поздравляла своего двоюродного брата с победой над тюрками21, причем хиджаба на ней не было.

На основании большинства источников, несмотря на их лаконичность, можно сделать вывод, что женщины в иранском обществе пользовались уважением. Они принимали активное участие в социальной, экономической и даже политической жизни Ирана. Так, например, мать Маджд ад-Даулы Бувайхи, временно правившая Реем до него, после бунта другого своего сына Шамс ад-Даулы, помогла последнему прийти к власти22. Женщины из низших слоев общества были не менее свободны и без всяких опасений обращались к правителю с жалобами на чиновников23.

Судя по историческим трудам, предоставление свободы женщинам во многом было связано с проникновением представителей тюркских народов во властные структуры иранского общества после прихода ислама. Пользуясь возможностью, женщины проявляли активность в благотворительных мероприятиях, а также участвовали в решении политических проблем, что вызвало недовольство Низама аль-Мулька24. Однако участие женщин в политике не прекратилось. Так, одна из вдов Малик-шаха Сельджуки в 1093 г. обратилась к Исмаилу, брату своего мужа, с предложением о браке, с тем чтобы способствовать политическим переменам в пользу своего сына Махмуда25. Жена Мухаммада Сельджуки (1105-1118) была его вазиром, а мать сельджукского султана Арс-лана до самой смерти в 1175 г. участвовала в управлении государством, обеспечении армии и даже в военных походах26. Подобные деяния не были безопасными и могли закончиться гибелью. Например, жена Баркийарука погибла в жестоком бою в 1095 г. Тем не менее, согласно историческим документам, политическая активность женщин ни одну из них не привела к политической власти, особенно при Сельджукидах (1039-1194)27.

Завоеватели-монголы (1258-1353) оказывали большое влияние на повседневную жизнь подданных, поэтому в иранском обществе произошли значительные изменения. Отличия были настолько большими, что правитель Герата Фахр ад-Дин Карт вынужден был в 1300 г. издать новый закон о необходимости хид-жаба для женщин, так как многие иранки стали отказываться от него, беря пример с монголок28. Но со временем ислам стал набирать силу, и хиджаб стал частью наряда и монгольских женщин, во всяком случае, в семьях вельмож. По указу Чингис-хана (11621227) женщина должна была ухаживать за мужем, следить, чтобы

его оружие и военные припасы были в порядке, чтобы он имел полноценный отдых и т. д. В случае необходимости она могла участвовать вместе с мужем в военном походе. Таким образом, даже жены правителя не были в этом отношении исключением. Эта традиция продолжалась и в роду Ильханов, одной из монгольских династий. В период после падения Сефевидов (1502-1736) и до Каджаров (1795-1925) к власти в Иране пришли две другие значительные династии - Афшары (1736-1795) и Зенды (17531794). Положение женщин, структура семьи и родства в эти периоды (начиная с упадка Сефевидов и заканчивая воцарением Каджаров) не претерпели серьезных изменений и оставались в рамках племенных традиций.

Катерино Зено, приехавший в Иран в правление Узун-Хасана (1453-1478), пишет о женщинах: «Обычай и традиция требуют, чтобы женщин никто не видел, а если их увидят, то это значит, что кто-то среди нас совершил блуд. В связи с этим, в то время, когда иранки прогуливаются в городе и крепости, либо верхом на лошади в шахской свите и со своими мужьями едут на войну, они надевают на себя вуаль, сплетенную из конского волоса. И эта вуаль настолько густая, что сквозь нее они могут легко видеть остальных, однако их лиц никто не видит»29. В правление Се-февидов, когда государство продолжало оставаться религиозным и фанатизм широко распространился, положение женщин заметно ухудшилось. Со времени правления шаха Тахмаспа (1524-1555) ношение вуали и чадры стало обязательным и поддерживалось остальными правителями. Женщины в основном занимались при-

"30

готовлением пищи, домом и воспитанием детей .

В Исфагане иногда во время иллюминации по приказу шаха Аббаса (1587-1629) освобождали центральную часть города и базары от мужского населения с тем, чтобы сам шах и его жены могли свободно гулять и делать покупки. По этому случаю, знатные женщины могли ходить без чадры и никаба31.

Жан Шарден, французский путешественник (1643-1713), во время своего путешествия в Азию, побывал в Иране. Вот что он писал о социальном статусе женщин: «Женщины шахского гарема никогда не выходят из него, и в Иране самыми важными женщинами являются те, кто редко выходит из дома и принимает других у себя. Иногда сестра идет навестить свою сестру или кузины навещают друг друга. Кроме этого визиты осуществляются в исключительных и чрезвычайных случаях, таких как свадьба, похороны или важные государственные и религиозные праздники»32. Фран-

цузский купец Жан-Батист Тавернье, неоднократно бывавший в Иране, писал: «Иранских женщин не видит никто, кроме их мужей. Женщин из среднего и низшего слоев общества можно увидеть на улицах только, когда они идут в баню. Они надевают на себя чадру, закрывающую их с ног до головы, и видят дорогу лишь с помощью двух отверстий, расположенных на уровне глаз. Также если кто-то войдет в дом, то женщины больше не принимают пищу со своим мужем. Женщины не являются хозяйками внутри дома, их положение больше похоже на положение слуг...»33.

В афшарский период, при Надир-шахе (1736-1747), положение женщин несколько улучшилось, так как были отменены некоторые ограничения. А в царствование Карим-хана Зенда (17501779), которому не были свойственны жестокость и фанатизм, народ почувствовал большую свободу. Согласно историческим источникам, социально-экономическое положение женщин в племенах было значительно лучше, чем положение горожанок. Женщины племен из-за большого объема работ, выполняемых ими, пользовались почетом и уважением мужчин. В племенах была распространена моногамия, было меньше разводов, а заключение временного брака сиге считалось позором.

Таким образом, структура семьи, брака и родства не изменялась и осталась в прежнем виде, несмотря на смену династий.

Проблема семьи и брака в каджарский период (1795-1925) рассматривалась исследователями на трех уровнях: среди простого народа, у знати и при дворе. Мнения исследователей о положении женщин в этот период неоднозначны. Одни из них считают, что женщины того периода вели замкнутый образ жизни и не принимали никакого участия в общественной жизни страны. Однако авторы исследований последних лет высказывают противоположную точку зрения. По их мнению, для каджарских женщин были привычными такие занятия, как прогулки на природе, покупка необходимых для семьи товаров на рынке, а также посещение религиозных собраний. Об активности женщин свидетельствует также их участие в событиях, связанных с запретом табака, а также в Конституционной революции 1905-1911 гг. И это касалось представительниц всех слоев общества...34

Согласно каджарским документам и текстам, в рамках традиций этого периода девочек выдавали замуж в возрасте от семи до тринадцати лет. Это объяснялось такими причинами, как «ранняя возможность обрести экономическую независимость, относительно быстрое физическое развитие девочек в этом возрасте и

небольшая средняя продолжительность жизни»35. Учитывалась также «распространенность социально-культурных представлений о пользе ранних браков, согласно которым к счастливым девушкам относили тех, кто, достигая зрелости в доме мужа, был обезопасен от плотских соблазнов»36.

Такие браки, распространенные не только среди простонародья, но и среди знатных родов, имели своей целью обеспечить определенные интересы семей, в частности, сохранить их благородное происхождение. В таких семьях мальчик и девочка нередко были помолвлены с колыбели, а по достижении зрелости заключали между собой брак. В каджарскую эпоху самым распространенным был постоянный брак. Согласно шариатским законам, мужчина мог иметь четыре жены, а богатый, в зависимости от материального достатка, мог иметь при этом еще неограниченное количество временных жен. Временные жены были выгодны путешествующим мужчинам или пребывающим в далеких краях или в военном походе, куда они не брали постоянную жену (или жен). В святых городах из-за многочисленности паломников был большой спрос на сиге, поэтому брак заключался с помощью сводников, которые подыскивали даже иностранок37.

Многие мужчины заключали сиге, если их нареченные не достигли зрелости или возраста вступления в брак. В знатных семьях мальчикам 16-17 лет находили временных жен, а когда они достигали финансовой независимости, женили на девушках из зажиточных и уважаемых семей или на кузинах (дочерях дяди по отцу), а временных жен либо изгоняли, либо поселяли в отдельном доме38. В северных районах Ирана крестьяне прибегали к временному браку в период сельскохозяйственных работ, а после уборки урожая (с окончанием срока сиге, указанного в договоре) разводились с временными женами39. Отцы бедных семей (например, в городе Керман) соглашались, чтобы их дочери становились временными женами. С одной стороны, семьи временно освобождались от обеспечения повседневных нужд дочери, а с другой - по окончании срока сиге семьи получали небольшую сумму (мах-рийа), заработанную дочерью40. Следует отметить, что в каджар-ском обществе «урф» (обычай) одобрял временные браки. Нередко «временные жены» вступали в постоянный брак с другими муж-чинами41.

Существовала еще одна форма брака, когда мужчинам продавали женщин и девушек в качестве служанок. Как правило, это были плененные в ходе войн или украденные во время набега,

иногда купленные. Так, в 1795-1796 гг. в результате завоеваний Ага-Мухаммада - хана Каджара в плен попали и были выставлены на продажу 15 тыс. кавказских девушек42. Надо отметить, что в южных портах Ирана была распространена, хотя и в ограниченной форме, работорговля. Несмотря на наказание за работорговлю, пленных незаконным путем ввозили в Иран. По мнению ряда исследователей, это были африканцы, а Абд Аллах Бахрами считал, что это были жители юга страны и Белуджистана. По его словам, женщин и девушек превращали в пленниц из-за бедности населения страны, частого разбоя и военных конфликтов.

В каджарском Иране имели место случаи продажи женщин и девушек. Во время Конституционного движения 1906 г. Асаф ад-Даула заставлял население Хорасана выплачивать огромную сумму. Кучанцы, чтобы собрать необходимую сумму, были вынуждены продавать своих девушек. Некоторые курдские племена из-за бедности также продавали своих девушек. Однако рабство в те времена не имело ничего общего с нынешними представлениями о рабстве, поскольку женщины выполняли домашнюю работу, считались почти членами семьи, а если выходили замуж за одного из мужчин семьи, то становились свободными. Мужчина в зависимости от достатка мог купить любое количество служанок, которые были обязаны наряду с домашней работой удовлетворять сексуальные желания хозяина. Ребенок, родившийся от этой связи, получал равные с законными детьми права.

Служанки в гареме знатных семей подчинялись одной из главных жен хозяина и были обязаны наряду с домашней работой развлекать хозяйку: исполнять песни и танцы. Если хозяин относился с большой симпатией к служанке, то его жены из ревности

43

могли подвергнуть ее суровому телесному наказанию . В результате трех видов брака в Иране каджарского периода появились большие и малые гаремы, принадлежавшие принцам, наместникам провинций и богачам. Некоторые из этих гаремов по количеству женщин соперничали с шахским44.

В городах Ирана среди знати было распространено многоженство, а остальное население придерживалось моногамии. В отличие от городов в племенах была распространена полигамия. Так, среди белуджей даже малоимущие мужчины имели 7-8 жен45, а у санджанийцев46 ни у одного из мужчин не было меньше трех жен47. Бахтияры также имели несколько женщин, даже самые бедные из них имели больше одной жены48. Многоженство в племенах объяснялось, во-первых, тем, что женщины, в отличие от муж-

чин, выполняли разнообразную работу. Во-вторых, многие племена занимались разбоем и грабежом на дорогах и поэтому нуждались в большом количестве сыновей.

Из-за нищеты среди простонародья была распространена моногамия. Ремесленники и торговцы также обычно имели одну жену. В эту эпоху зороастрийцы не брали в жены больше одной женщины.

Как уже отмечалось, роль и обязанности женщины в доме зависят от видов брака и формы семьи, в этом отношении каджар-ский период не был исключением. В эту эпоху женщины рожали много детей из-за незнания способов, предохраняющих от беременности, высокой детской смертности, связанной с антисанитарией, широким распространением инфекционных заболеваний, а также из-за желания иметь большое количество сыновей. Вступая в брак в раннем возрасте, женщины уже в 30 лет становились бабушками. На них лежала основная ответственность за воспитание детей. В знатных семьях отцы обычно были заняты разнообразными делами вне дома, в том числе увеселениями, старались держаться подальше от домашних проблем. Отношения между детьми и отцом были сухими и официальными49, так как считалось, что это поможет детям в будущем быть самостоятельными в решении разных житейских проблем. Девочек в возрасте 10-12 лет выдавали замуж и, войдя в новую семью, они наряду с новыми обязанностями брали на себя и материнские50. Мальчики в 11 лет начинали работать с отцом, а в 17 лет женились и брали на себя ответственность за новую семью.

В обычных семьях дети достаточно рано вступали в жизнь и сталкивались с действительностью. Женщины в таких семьях наряду с воспитанием детей выполняли такую работу, как приготовление пищи, уборка, шитье одежды для членов семьи и покупки вне дома. Кроме того, они занимались ковроткачеством, прядением шерсти и другими ремеслами. Знатные же женщины занимались лишь тем, что надзирали за большим количеством прислуги, нянек, кормилиц, рабов и слуг или проводили время, нанося визиты и принимая гостей51. Чрезмерное безделье таких женщин было причиной распространения нездоровой обстановки в гаремах. Находясь в замкнутом пространстве, они думали только о том, как доставить большее удовольствие хозяину гарема.

Занятость женщин в доме зависела не только от их социального статуса, но и от места проживания - в городе или сельской местности. Действительно, в каджарскую эпоху сельские женщи-

ны, как и горожанки, отвечали за воспитание детей и ведение дома. Кочевая и сельская жизнь того периода казалась намного проще городской, так как сельчане и кочевники сами производили основную часть необходимой им продукции - мясо, молочные продукты, овощи; одежду они также шили сами. Жены кочевников имели еще такие обязанности, как доставка воды для нужд семьи, установка палаток в ходе кочевки племени, внутреннее обустройство палаток, приготовление необходимых для строительства своего жилища материалов, плетение черных гелимов для крыши и тростника для стен палаток52. Такие женщины были весьма целомудренными, им не были свойственны нравственные пороки.

В каджарских семьях разводы были редкостью. Они происходили по инициативе мужа только в случае бездетности жены, ее безнравственного поведения, физических недостатков, например, слепоты, или, если она «приносила несчастье в дом мужа»53. Жена имела право на развод, если муж не давал средств на ее содержание (нафака) или отличался физическим бессилием54. Дети после развода оставались с отцом, а мать лишалась всех прав на них. Большинство женщин уклонялось от развода, так как не было законов, защищавших их права, и их возвращение в родительский дом (после развода) общество осуждало.

Сведения Джона Малькольма (1769-1833), британского государственного деятеля, о причинах малого числа разводов среди племен можно экстраполировать на все иранское общество кад-жарской эпохи: «Разводы редко случаются у кочевников, и, можно сказать, этому имеется множество причин. Одна заключается в том, что в этом племени больше нравственной чистоты, а вторая -в том, что женщины из-за их трудов милее мужчинам. Бедняки к тому же не могут уплатить калым»55.

Конституционная революция (1905-1911) положила начало модернизации иранского общества и привела к свержению династии Каджаров. В 1925 г. к власти пришел Реза-шах Пехлеви, нововведения которого нередко носили принудительный характер и не соответствовали социальному контексту Ирана. Это несоответствие оказало влияние на иранскую семью, навязав ей некоторые несвойственные функции. Объявленные Реза-шахом (после возвращения из Турции под впечатлением реформ, проведенных Ататюрком) унификация одежды и отмена хиджаба вызвали недовольство большинства населения страны. Но постепенно влияние западной цивилизации оказало свое воздействие на отношения мужчин и женщин, отцов и матерей в стране. В результате изме-

нения социальных отношений и большего распространения общего и специального образования женщина становилась соратницей мужчины. Государство, стремясь к модернизации, стало больше вмешиваться в дела семьи. Население начало принимать некоторые изменения, происходящие в семейных отношениях, хотя было много традиционных семей, сопротивлявшихся реформам.

Главными факторами, инициировавшими изменения в семье в период правления Реза-шаха и затем его сына Мухаммада Реза Пехлеви, были: изменение характера производства, усиление активности рабочих благодаря появлению новых технологий в промышленности и в сфере услуг, а также повышение уровня потребления товаров и услуг56. Если по переписи 1956 г. иранская семья состояла в среднем из семи человек, то по переписи 1966 г. количество членов семьи уменьшилось до 557. С развитием городов стало меньше эндогамных (внутриродовых браков)58. Однако эти изменения коснулись не всех семей. Так в докладе, подготовленном сотрудниками Организации социальных исследований (созданной в 1958 г. при Тегеранском университете), отмечалось: «...обширная патриархальная семья не вдруг упаковала вещи, и вместо нее повсеместно не воцарилась малая супружеская семья. Не только среди племен и деревенских жителей, но и среди городского населения все еще наблюдаются следы и пережитки старой семьи. Иногда в одном доме царят оба принципа, и два поколения, старое и молодое, живут вместе, спорят друг с другом о старом и новом, и, например, тогда как старшее поколение считает выбор супруга прерогативой родителей, молодое поколение полагает вмешательство стариков неприемлемым»59. По мнению многих исследователей, молодежь, находясь, благодаря прессе и радио, под влиянием западных обычаев и традиций, отдавала предпочтение материальным, а не духовным ценностям. В этих условиях подрывались основы семьи, опирающейся на семейное чувство, свободное от всего материального. Увеличилось количество разводов, один из четырех или пяти браков заканчивался разводом. Женщины, недовольные традиционной ролью домохозяек и хранительниц домашнего очага, требовали равных прав с мужчинами, из-за чего дети работающих матерей были предоставлены сами себе.

Таким образом, в результате принудительных реформ Реза-шаха и ускоренной (несогласованной с традиционной социальной структурой общества) модернизации в правление Мухаммада Реза Пехлеви многие институты в Иране не могли нормально функционировать. К таким институтам относилась и семья.

Ситуация коренным образом изменилась после исламской революции 1979 г. Она положила конец западному влиянию и провозгласила главенство исламских и собственно иранских обычаев в общественной жизни страны. О семье в Конституции Исламской Республики Иран сказано следующее: «Семья является основополагающей единицей общества и главным местом развития и роста человека. Главным принципом при образовании семьи, создающей условия для движения человека к совершенству и росту, является идеальное согласие. Создание возможностей для достижения этой цели является обязанностью исламского государст-ва»60. Имам Хомейни в своих выступлениях подчеркивал важную роль женщин в семье, указывал, что они «свободны в достойных делах»61, в том числе могут поступить в университет и делать все, что не противоречит исламской нравственности и не подрывает основы семьи. Он считал, что женщины имеют право участвовать в общественно-политической и социально-экономической жизни страны, создании здорового исламского общества, обладают правом избирать и быть избранными.

После революции женщины стали принимать активное участие в социально-экономической жизни страны. Увеличилась занятость женщин, особенно горожанок, в таких сферах, как образование и здравоохранение. Кроме того, они занимаются ковроткачеством, прядением, сельским хозяйством и животноводством, шитьем, производством пищевых продуктов, административной работой в учреждениях и секретарским делом62.

Все законы, постановления и программы страны направлены на то, чтобы облегчить создание семьи и укрепить семейные отношения. В ст. 21 Конституции отмечается, что государство обязано гарантировать права женщины, как одного из столпов семьи, с соблюдением норм ислама63. В связи с этим подчеркивается необходимость обратить внимание на следующие моменты: 1) создание благоприятной почвы для развития личности женщины и возрождения ее имущественных и духовных прав; 2) создание особого суда для сохранения семьи; 3) создание страхования для вдов и пожилых женщин, оставшихся без кормильца; 4) защита матерей, особенно в период вынашивания и вскармливания, и защита детей, оставшихся без кормильца; 5) предоставление опеки над детьми достойным матерям64.

Укреплению семейных уз способствуют также организации, выполняющие функции института семьи и дающие рекомендации по делам семьи. К таковым относится Общество воспитателей и

наставников, образованное еще до Исламской революции в конце 1960-х годов и действующее по сей день. Его основная цель заключается в установлении сотрудничества двух институтов -школы и дома, решении различных проблем семейной жизни, как необходимого условия для образования и воспитания детей. Общество разрабатывает программу для обучения молодых семей. Она осуществляется по всей стране в форме курсов и включает шесть обязательных предметов об обязанностях и долге родителей в семье. Кроме того, в центральном офисе Общества Совет по планированию приступил к составлению расширенной программы об этапах изменения семейной жизни. Курсы обучения проводятся и для учителей начальной школы.

Значительную роль в укреплении семьи играют также Спра-вочно-консультативные семейные центры. В настоящее время в разных регионах страны действует около 25 таких центров, предполагается довести их количество до 7565.

Средства массовой информации уделяют большое внимание семейным проблемам. Тематика радио и телепередач о семье охватывает такие вопросы, как морально-правовой статус семьи, внутрисемейные отношения, воспитание и образование детей, женское образование, гигиена питания, гигиена семьи (матери и ребенка), наследственные болезни, семья и различные виды инфекционных заболеваний, женские болезни и т. д.66 Семейные и женские проблемы решаются также Центром по делам женщин и семьи, созданным при Администрации Президента ИРИ. По словам госпожи Зухры Табибзаде Нури, советника президента и главы указанного Центра, одной из его главных задач является повышение образовательного уровня молодых людей, особенно девушек, будущих матерей, которым предстоит играть важную роль в формировании культуры в семье как основы культуры общества в целом67. И в этом процессе, как считает Джамиле Алам-аль-Хода, профессор Университета имени шахида Бехешти, государство должно принимать самое непосредственное участие. С точки зрения госпожи Алам-аль-Хода, исходя из того, что система образования в Иране реформируется в соответствии с исламским вероучением, возникает необходимость в урегулировании взаимоотношений государства и семьи с учетом воспитательной теории ислама, а также необходимость уточнения самого понятия «государство» в соответствии с политической теорией ислама. Она подчеркивает, что подход ислама к воспитательной миссии семьи и

государства отличается двумя особенностями: соучастием в про-

68

цессе воспитания и контролем над воспитательным процессом .

При этом большое значение придается обучению морально-правовой системе семьи. Особенности правового регулирования семейных отношений в исламе, по мнению Махмуда Хекматния, сотрудника иранского Института исламской культуры и мысли, заключаются в том, что «морально-правовая система семьи - одна из важнейших частей правовой и моральной систем ислама. Соединяя теоретическую и ценностную основу с разработками семьи, а также уважая свободу и личностные права человека, эта система предусматривает различные правовые и моральные правила в сфере создания, существования и распада семьи»69.

Вместе с тем, если учитывать развернувшуюся ныне компьютерную революцию, иранская молодежь заимствует некоторые элементы современной культуры, не противоречащие исламу. При этом парадоксальное взаимодействие указанных культур в иранской семье отнюдь не снижает роль отца в воспитании подрастающего поколения. Более того, это не приводит к тому, чтобы образованная женщина отказалась от скромных и не всегда заметных обязанностей жены, матери и хозяйки. И дело не в том, что она не может быть врачом, педагогом, чиновником и т. д., а в том, что она по-прежнему ценит ту роль, которая ей предназначена природой, религией, историей и здравым смыслом.

Учитывая, что распад семьи предполагает серьезные последствия для устойчивости страны, государство придает большое значение помощи многодетным и малоимущим семьям, распределяя между ними средства, полученные от «закята» (очистительного налога, взимаемого с состоятельных людей) и от добровольной милостыни «садака». Известный иранист Александр Полищук считает, что Иран является образцом того, как социальные программы, направленные на поддержку многодетных и малоимущих семей, претворяются в жизнь. Так, в зарплату госслужащих государство закладывает сумму, которая выделяется на поддержание достойного уровня жизни иранских семей. В соответствии с иранским законом, госслужащие, содержащие большие семьи, также обеспечиваются бесплатными продуктовыми наборами. Кроме того, в стране реализуется программа обеспечения жильем молодых семей, развивается инфраструктура для молодежи и т. п. Интересно и такое явление, как массовые свадьбы, которые помогают сократить расходы на пышные торжества. Новобрачные, как отмечает А. Полищук, сэкономившие таким образом

на церемонии бракосочетания, имеют небольшой капитал, который могут потратить по своему усмотрению70.

От благополучия семьи зависит благополучие всего общества. «Одним из факторов, способствующих укреплению устоев иранской семьи и общества в целом, - как считает Абузар Эбра-хими Торкаман, руководитель Культурного представительства при посольстве ИРИ в Москве, - является взаимное уважение членами семьи прав друг друга, а также соблюдение членами семьи прав других членов общества»71. По его мнению, «уважение прав родителей способствует укреплению их роли в семье, а также выполнению ими своей воспитательной роли, что в итоге способствует реализации возвышенных целей всего общества»72.

Примечания

1 Zaferanchi L.S. The security and ethics in the Iranian family. - Tehran, 2008. -P. 5-6.

2 Zaferanchi L.S. The security and ethics in the Iranian family. - Tehran, 2008. -P. 6.

3 Zaferanchi L.S. The security and ethics in the Iranian family. - Tehran, 2008. -

P. 7.

4 Хушанг Фархуджаста. Семья в Иране. - СПб., 2008. - С. 16.

5 Цит. по: Инсафпур Г.-Р. История экономической жизни сельского населения и социальных слоев Ирана с доисторических времен до конца Сасанидского периода. - Андиша, б.г. - С. 132.

6 Фрай Р.Н. Древнее население Персии. - Тегеран: Илми ва фарханги, 1965. -С. 379, 380.

Хушанг Фархуджаста. Семья в Иране. - СПб., 2008. - С. 19. Цит. по: Хушанг Фархуджаста. Семья в Иране. - СПб., 2008. - С. 24. Цит. по: Хушанг Фархуджаста. Семья в Иране. - СПб., 2008. С. 25. Ибн Асир Изз ад-дин. Всеобщая история. Тегеран: Хилми, 1972. - Т. 16. -С. 86.

Мукаддаси Ш.М. Лучшее из разделений для познания областей. - Лейден, 1906. - С. 368.

Хушанг Фархуджаста. Семья в Иране. - СПб., 2008. - С. 27. Ибн Исфандийар. История Табаристана. - Тегеран: Падида, 1987. - С. 183. Ибн Асир Изз ад-дин. Всеобщая история. - Тегеран, Хилми, 1972. - Т. 14. -С. 195-196.

Шпулер Б. История Ирана в первые века ислама. - Тегеран: Илми ва фарханги, 1990. - С. 185.

Сарухани Б. Введение в социологию семьи. - Тегеран: Кайхан. - С. 82. «Кабус-наме» - назидательная проза, написанная мифическим царем Древнего Ирана Кей-Кавусом для своего сына Гиляншахуа. Она содержит 42 главы о поведении в обществе, ведении хозяйства, служении господину, о правилах правления, воспитании наследника и т. п.

18 Кай-Кавус б. Вуишмгир. Кабус-нама. - Тегеран: Фуруги, 1989. - С. 93, 94.

19 «Сафар-наме» - книга путешествий персидско / таджикского поэта и философа Насира ибн Хусрау, написана в XI в.

20 Насир-и Хусрау Кубадийани. Сафар-нама. - Париж, 1970. - С. 94.

21 Хушанг Фархуджаста. Семья в Иране. - СПб., 2008. - С. 31.

22 Ибн Асир Изз ад-дин. Всеобщая история. - Тегеран: Хилми, 1972. - Т. 15. -С. 314.

23 Кай-Кавус б. Вушмгир. Кабус-нама. - Тегеран, Фуруги, 1989. - С. 170, 171.

24 Низам аль-Мульк Туси. Сийасат-нама. - Тегеран, 1976. - С. 242-251. Низам аль-Мульк (1019/1020-1092) - вазир сельджукских султанов, один из выдающихся деятелей средневекового мусульманского Востока.

25 Раванди Мухаммад б. Али. Успокоение сердец и чудо радости в истории Сельджукидов. - Тегеран: Амир Кабир, 1985. - С. 141.

26 Раванди Мухаммад б. Али... - С. 141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Хушанг Фархуджаста...- С. 33.

28 Хушанг Фархуджаста... - С. 37.

29 Раванди Муртаза. Социальная история Ирана. Т. 3. - Тегеран: Амир Кабир, 1978. - С. 702.

30 Раванди Муртаза. Социальная история Ирана... - С. 702.

31 Раванди Муртаза... - С. 703.

32 Раванди Муртаза... - С. 708.

33 Раванди Муртаза...- С. 709.

34 Хушанг Фархуджаста... - С. 41.

35 Хушанг Фархуджаста... - С. 42.

36 Хушанг Фархуджаста... - С. 42.

37 Серена К. Персия: люди и события. - Тегеран: Заввар, 1983. - С. 182.

38 Альмань А.-Р. Из Хорасана в страну бахтияров. - Тегеран: Ибн Сина, 1956. -С. 68.

39 Альмань А.-Р. ... - С. 269.

40 Полок Э.Я. Иран и иранцы. - Тегеран: Хваразми, 1982. - С. 147.

41 Мустафа Абдаллах. Моя жизнь. - Тегеран: Заввар, 1964. - Т. 1. - С. 157.

42 Хидайат Махди-Кули-хан. Иран. - Тегеран: Нукра, 1983. - С. 40.

43 Серена К. Персия: люди и события. - Тегеран: Заввар, 1983. - С. 64.

44 Хушанг Фархуджаста... - С. 46.

45 Петинджер Г. Путевой дневник Петинджера. - Тегеран: Диххуда, 1969. -С. 65, 66.

46 На западе страны.

47 Изам Кудси Хасан. Мои воспоминания. - Б.м., 1963. - Т. 1. - С. 402.

48 Керзон Дж. Н. Персия и персидский вопрос. - Тегеран, 1971. - Т. 2. - С. 366.

49 Даулатабади Йахйа. Жизнь Йахйи. - Тегеран: Ибн Сина, 1957. - Т. 1. - С. 17.

50 Друвилль Г. Путешествие в Персию в 1812-1813 гг. - Тегеран: Гутинбирг, 1969. - С. 76.

51 Полак Э.Я. Иран и иранцы. - Тегеран: Хваразми, 1982. - С. 157.

52 Лоти П. Исфахан. - Б.м., б.г. - С. 132.

53 Полак Э.Я. Иран и иранцы. - Тегеран: Хваразми, 1982. - С. 151.

54 Шариф Кашани Мухаммад-Махди. События в истории. - Тегеран: Тарих-и Ира, 1983. - С. 762.

Малькольм Дж. История Ирана. - Тегеран, Саъди, б.г. - С. 216. Асафи Асифа. Семья и воспитание в Иране. - Тегеран, 1973. - С. 145. Хушанг Фархуджаста... - С. 67. Хушанг Фархуджаста... - С. 67.

Бихнам Д. Родство в иранских семьях. - Тегеран, Хваразми, 1973. - С. 14.

Конституция Исламской Республики Иран. - Тегеран, 1991, статьи 13, 14.

Хушанг Фархуджаста... - С. 105.

Хушанг Фархуджаста... - С. 109.

Хушанг Фархуджаста... - С. 105.

Хушанг Фархуджаста... - С. 105.

Сафи А. Сбалансированная семья. - Тегеран, 1995. - С. 21. Хушанг Фархуджаста... - С. 129.

Zaferanchi L.S. The security and ethics in the Iranian family. - Tehran, 2008. -P. 1.

www.Muslima.ru www.alfurkan.ru www.alfurkan.ru

Торкаман А.Э. Иран - Россия - Ислам: Время понимать друг друга. - Москва; Нижний Новгород, 2009. - С. 42. Торкман А.Э. ... - С. 42.

«Страны Востока в контексте мировых процессов», М., 2013 г., с. 203-217.

56

57

58

59

60

63

64

65

68

69

70

71

72

Н. Краснова,

кандидат экономических наук СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ДИНАМИКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В МОНАРХИЯХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

На Всемирной конференции по народонаселению (Бухарест, 1974) отмечалась тесная взаимосвязь между показателями роста населения и экономического развития. В последней трети XX -начале XXI в. произошли значительные изменения в условиях и образе жизни коренного населения стран Персидского залива, получила развитие система здравоохранения, улучшились жилищные условия подданных, многие переселились в города, но социальная система была сохранена. Все это не могло не отразиться на динамике демографических показателей.

Арабский Восток с его жарким климатом и постоянными проблемами с пресной водой сформировал и адаптировал к суровым жизненным условиям социальную систему и культурные стереотипы коренного населения. «Это было население, не допус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.