Научная статья на тему 'Культурная самоидентификация будущих журналистов как поселенцев «Электронного пограничья» или региональные телеканалы в восприятии будущих журналистов'

Культурная самоидентификация будущих журналистов как поселенцев «Электронного пограничья» или региональные телеканалы в восприятии будущих журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / "ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ" / ЦЕННОСТНОЕ УЗНАВАНИЕ МИРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИАОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сумская Анна Сергеевна

В статье предпринята попытка осмысления самоидентификации будущих специалистов массмедиа в условиях современной информационной культуры. С позиции прикладной культурологии анализируются результаты исследования восприятия будущими журналистами телевизионного пространства Челябинской области. Выявляются телеканалы и медиаперсоны «властвующая информационная элита» (по Л. Б. Зубановой) для специалистов масс-медиа поколения Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная самоидентификация будущих журналистов как поселенцев «Электронного пограничья» или региональные телеканалы в восприятии будущих журналистов»

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. С. Сумская

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ КАК ПОСЕЛЕНЦЕВ «ЭЛЕКТРОННОГО ПОГРАНИЧЬЯ»

или

региональные телеканалы в восприятии будущих журналистов

В статье предпринята попытка осмысления самоидентификации будущих специалистов масс-медиа в условиях современной информационной культуры. С позиции прикладной культурологии анализируются результаты исследования восприятия будущими журналистами телевизионного пространства Челябинской области. Выявляются телеканалы и медиаперсоны - «властвующая информационная элита» (по Л. Б. Зубановой) для специалистов масс-медиа поколения Y

Ключевые слова: культурная самоидентификация, «цифровые компетенции», ценностное узнавание мира, социокультурный потенциал региональной медиаотрасли.

Развитие медиаотрасли во многом обеспечивается кадрами. Кадровый потенциал в эпоху технологических новаций признается важнейшим ресурсом в построении информационной экономики как признака/результата социокультурного развития общества. Как отмечает Д. Л. Стровский, «сбылось предвидение Маршалла Маклюэна, полагавшего в 60-е годы прошлого века, что уже в скором времени мы получим технологический прорыв, которому не было равных в медиасфере» [6. С. 6].

Подготовка работников медиа начинается в академической среде. Проблема подготовки специалистов для национальной экономики явилась ключевой на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организуемой ежегодно Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В этом 2015 г. - 7-10 апреля. В частности, Е. Г. Ясин, научный руководитель НИИ ВШЭ, в своем докладе о стратегиях развития отечественной экономики в условиях современных геополитических вызовов настаивал на срочной реформе высшего образования с тем, чтобы не только уравновесить запросы работодателей и направления подготовки в российской вышей школе, но и нарастить инновационный потенциал экономики. Этот потенциал, по мнению аналитиков бизнес-школы «Сколково», авторов отраслевых «карт будущего», заключается в подготовке новых специалистов, востребованных в связи со сменой технологического уклада современного общества, складывающейся

информационной экономики. Так, во второй редакции «Атласа новых профессий», разработанного «Сколково» и «Агентством стратегических инициатив», А. Прохоров, российский кино- и телепродюсер, обозначая профессиональные компетенции будущих специалистов сферы медиа и развлечений, обусловливает появление «цифровых компетенций» растущей автоматизацией медиасферы, потребностью создавать индивидуальные информационные пакеты по запросам потребителей и другими задачами информационного общества [3].

В условиях острой потребности обновления кадров как инновационного потенциала отечественной экономики представляется важным понять, как идентифицируют (самоотождествляют себя) будущие специалисты масс-медиа, осваивающие уже сегодня качественно иное, «продвинутое образование» в области информационной компетентности с региональной медиаотраслью.

Целью исследования явилось изучение характеристик телеканалов Челябинской области в восприятии будущих журналистов и присвоенных практик медиапотребления этих специалистов нового поколения.

Теоретической основой анализа явились: теория «информационального» общества М. Ка-стельса [термин «электронное пограничье» принадлежит именно ему - А. С.], теория социальной идентичности А. Тешфела, концепция масс-медиа как платформы диалога (в том числе, ценностного) Ю. Хабермаса, концепция «журналистского поля» П. Бурдье [2; 4;9;11].

Базовые теоретические термины исследования — «культурная самоидентификация», «образ жизни» — были подробно проанализирован российским культурологом А. Я. Флиером (работа «Культурология для культурологов») и предполагает особый статус интерпретации культурного продукта [8].

В работе использован диагностический инструментарий, разработанный и апробированный аналитическим центом «Видео Интернешнл» в социологических исследованиях российской медиаотрасти и рекламного бизнеса в период с 2000 по 2011-й г. Преимущественно, эти исследовательские проекты «диагностировали» настроения и потребности обычных зрителей городов населения свыше 100 000 человек [7]. Не случаен выбор телевидения как объекта исследования, поскольку по М. Ка-стельсу, аудиовизуальные средства массовой информации представляют в культуре инфор-мационального общества основной материал коммуникационных процессов. Это подтверждается актуальными рейтингами медиапрактик современности. В частности, результаты исследования социокультурного потенциала развития Южного Урала, проведенного путем социологического опроса городов Челябинской области в 2011 г. по методу целенаправленной квотной выборки общей численностью 1300 человек под руководством доктора культурологии, профессора Л. Б. Зубановой свидетельствуют, что доминирующий интерес у потребителей медийной продукции проявлен, прежде всего, к телевидению. По данным исследования телевидение в 2011 г. сохраняет свои лидирующие позиции - 61,1%, против 30,1% радио, 31% — прессы и 19,5 % интернета. Причем, процентное распределение ответов позволяет говорить об удовлетворенности лишь на 39,7% информационных потребностей аудитории, получении гражданами необходимых сведений о Челябинске и области [1. С. 196].

В настоящее время (май 2015 г.) на территории области действуют девять телеканалов (5 эфирных, имеющих интернет версию — ГТРК Южный Урал, ОТВ, 31 канал, СТС-Челябинск, Домашний-Челябинск и 4 интернет ТВ, не имеющих эфирного аналога — телеканал 74.ru, Выбирай ТВ, Интернет телевидение Ural1, Geometría TV-Челябинск).

В заявленном исследовании приняли участие студенты первых и последних курсов факультета журналистики Челябинского государственного университета численностью

46 человек 18-23 лет, из них 10% — юноши и 90% — девушки. В исследовании принял участие не весь списочный состав студенческих групп, а наиболее ее активная часть: студенты, систематически присутствующие на занятиях и, вероятно, наиболее заинтересованные в профессиональной самореализации.

По сути, субъекты исследования занимают двойственную позицию по отношению к средствам массовой коммуникации: это и будущие создатели медийного продукта, не еще не включенные в практику реального медийного производства, и потребители массовой информации. Согласно типологии аудитории телевидения Ю. Левады, Е. Шамиса и А. Антипова, в основе которой глубинные ценности людей, родившихся в определенный исторический период и испытывающих влияние одних и тех же событий, воспитанных в рамках одной семейной модели - это поколение У Среди важных событий этого поколения - распад СССР, теракты в крупнейших городах мира, активное внедрение Интернета в повседневную жизнь. Среди ключевых ценностей поколения ^ уверенность в себе, готовность к переменам, нежелание быть телезрителями в традиционном понимании этого слова, формирование иных привычек медиапотребления [5. С. 74].

Исследование восприятия телеканалов Челябинска и Челябинской области будущими журналистами показали следующие результаты: лидерами признания стали ГТРК Южный Урал, телеканал 74.ru и ОТВ в ответе на вопросе о том, нравятся ли респондентам телеканалы, обеспечивающие местное вещание. Отвечая на вопрос «Если можно было бы оставить только три телеканала для просмотра, какой бы вы оставили в первую очередь?», студенты первенство отдали ГТРК Южный Урал: 35% — на первом курсе, 60% — на третьем и 50% — на четвертом. Вероятно, это объясняется тем, что будущие журналисты «выделяют из действительности», обращают внимание, прежде всего, на каналы информационного вещания, они «видят» и воспринимают тех (по П. Бурдье), с чем/кем может быть связано их профессиональное будущее.

Изучение имиджевых характеристик телеканалов Челябинской области на основе методики семантического дифференциала (качественно-количественное индексирование значений и смыслов с помощью двухполюсных антонимичных шкал прилагательных или других оппозиций) позволили получить сле-

дующие результаты. На первом этапе обучения будущие журналисты еще не знают, какие точно характеристики присвоить телеканалам, и в ответах 69% респондентов были получены нейтральные ответы (диапазон 3,0-4,0). Тем не менее, на основе 31% ответов, в которых характеристики телеканалов наиболее выражены, получены результаты: тенденциозным и серьезным признан ГТРК Южный Урал, наименее профессиональным - Интернет телевидение ига11. СТС «заслужил» характеристики «веселый» и «динамичный», «для всей семьи». Геометрия ТВ признан «добрым» и «разнообразным». К современным отнесены: СТС-Челябинск, Выбирай ТВ, телевидение 74.ru. Большинство телеканалов оценено как «не для таких, как я».

На последующих этапах обучения ответы поляризуются. Это является свидетельством «понимания» телевизионной индустрии Челябинской области к третьему-четвертому году обучения журналистике и социальной самоидентификации в этом пространстве (по А. Тешферу). Студенты третьего курса обучения к числу телеканалов «для всей семьи» относят ОТВ и СТС- Челябинск, а, конечно, Геометрия ТВ-Челябинск характеризуется как «не для всей семьи». Наиболее объективными и профессиональными респонденты считают ГТРК Южный Урал и телевидение 74.ru. Характеристики «добрый» и «красивый», по мнению респондентов, свойственны телеканалам: Домашний-Челябинск, СТС-Челябинск, Выбирай ТВ. Наиболее современными студенты признают (в порядке убывания): Выбирай ТВ, Геометрия ТВ, СТС - Челябинск. ОТВ характеризуется как вялый. Гораздо меньше отмечено телеканалов по параметру «не для таких, как я». К числу таковых респонденты отнесли 31 канал и Домашний-Челябинск. Полагаем, что в отношении Домашний-Челябинск такие характеристики вполне допустимы для будущих журналистов, поскольку телеканал в меньшей степени ориентирован на информационное вещание.

На заключительном этапе обучения ответы студентов отличаются большей однозначностью, чем ответы младших курсов. Обобщенная матрица ответов четвертого курса представлена в Табл. 1.

Этой группой респондентов все телеканалы Челябинской области характеризуются как массовые, при этом большинство из них, кроме Домашний-Челябинск и СТС-Челябинск - не для всей семьи. Самым объективным счита-

ют 74.ru, профессиональным - ГТРК Южный Урал и непрофессиональными - Выбирай ТВ и ига11. Яркие, интересные и современные -Выбирай ТВ и Геометрия ТВ. Отрицательны характеристики 31 канала: «непрофессиональный», «злой», «глупый», «вялый» и «однообразный», «бледный», «блеклый» и «старомодный». Все каналы: «не для таких, как я».

Таким образом, в процессе формирования профессиональной «Я- концепции» студенты на этапе «социальной категоризации» осмысляют «вес» телеканалов как часть социального окружения, соотносят себя с этой группой медиа, идентифицируют телеканалы в соответствии с параметрами своей культурной идентичности, которая усвоена на основе сформировавшихся способов познания, поведения, вкусов и медиапривычек, и проявляется в оценках. Поэтому наибольший «профессиональный вес» в представлении студентов имеют каналы информационного вещания, один из которых (74.ru) работает в он-лайн режиме. Лидерами по критерию «современный» являются также каналы, не имеющие эфира в традиционном понимании. Эти телеканалы представляют для респондентов наиболее «выпуклую группу» (по А. Тешферу), которая значима для выработки взгляда на профессию.

Что касается телеканала «ига11», то проявленная позиция - результат недостаточного знания деятельности телеканала, поскольку он функционирует на рынке всего четыре месяца (с декабря 2014 г.), пока недостаточно использует ресурсов для продвижения, не является идентификационным маркером для групп респондентов, принявших участие в исследовании.

На вопрос об ассоциациях, с которыми связывают студенты телеканалы, собственно ассоциаций было предложено меньше всего. В большей степени ответы можно назвать совокупностью характеристик и контентных предпочтений на местном телевидении. Обобщение по этому вопросу представлено в табл.2

Ответы на вопрос об ассоциациях и ответы, фиксирующие предпочтения респондентов, являются рядоположенными, включают (в порядке убывания): (1) новости, (2) сериалы, кино, (3) видеоотчеты с развлекательных мероприятий, (4) телевизионные передачи (проекты) развлекательного характера; (5) работа/ прогноз погоды.

Эти результаты не противоречат официальной статистике телепотребления обычных зри-

Таблица 1

Характеристики телеканалов Челябинской области в восприятии будущих журналистов

Характеристики/ ГТР О 3 «Д «С Т В Ин Ge

телеканалы К Т 1 ом ТС е ы тер от

«Юж аш _ л нет еШ

ный В ни Че е- б тел а.Т

Ура к й ля ка и еви V-

л» а - би н р де Че

н Че нс а ни ля

ля к» л а е би

а би 7 й иг нс

л нс 4. а11 к

к» ги Т

Характеристики/ телеканалы

Элитарный

5,5

5,1

6,1 6,0

6,1

5,2 6,2 5,2

4,2

Массовый

Для всей семьи 3 6

3,3

4,2 2,4

2,8

5,0 4,1 5,5

Недля всей семьи

Тенденциозный 4 0

3,7 3,1 3,

2,4

4,5

3,0 3,2

4,0

Объективный

Профессионалы 2 8 ый

3,0 4,2 4,2

3,3

3,2 4,

4,7

3,6

Непрофессио нальный

Добрый

4,0

3,9 4,4 2,8

3,6

4,0 2,5 3,7

4,2

Злой

Красивый

3,6

4,1 4,2 3,2

3,5

4,2 3,5 3,5

2,4 Некрасивый

Умный

3,3

3,3

4,5 4,6

4,9

3,5 4,5 4,2

4,2 Глупый

Динамичный

4,0

4,3 4,7 4,4

3,4

4,1

3,1 2,7

2,2

Вялый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Веселый

4,6

4,0 4,7 3,1

3,1

4,2 2,4 3,7

2,8 Серьезный

Разнообразный 4 8

4,0 4,3 4,1

3,3

3,5 3,0 4,0

3,2

Однообразны й

Для таких, как я 49

4,3 5,4 4,7

5,1

4,4 4,7 5,7

4,6

Не для таких, как я

Богатый

4,0 4,7 4,6

3,9

3,5 3,

3,7

4,2

Бедный

Интересный

3,6

3,7 4,3 4,0

3,5

3,1 2,8 3,7

3,2

Скучный

Яркий

3,9

3,9 4,7 3,7

3,3

2,2 3,7

2,2

Блеклый

Современный

3,9

3,6

4,4 4,1

3,4

4,0 2,2 3,0

2,4 Старомодный

В

6

3

3

Таблица 2

Ассоциации будущих журналистов на телеканалы Челябинска и области

№ Название телеканала Ассоциации

1. ГТРК ЮжныйУрал1 Официальный, власть, пропаганда, новости.

2. ОТВ1 Региональный, разнообразный, новости.

3. 31 канал1 Скучный, криминальный, странный, новости.

4. Домашний -Челябинск1 Нелепый, веселый, семья, домохозяйка, сериалы.

5. СТС-Челябинск1 Молодежный, развлекательный, яркий, веселый.

6. Телеканал 74.ru2 Интервью, свежие новости.

7. Выбирай ТВ2 Урал, яркий, веселый, рекламный.

8. Интернет телевидение ига112 Подающий надежды, современный, реклама.

9. Оеотейа.ТУ-Челябинск2 Современный, модный, стильный, фотографии.

1 - эфирный телеканал, имеющий электронную версию.

2 - интернет-канал, не имеющий эфирной версии.

телей Южного Урала. Так, согласно исследованию Л. Б. Зубановой наиболее предпочтительная тематика телепередач населения Челябинской области: информационно-новостные программы (56,8%), художественные фильмы (36,9%), юмористические программы (35,6%), документальные фильмы, познавательные программы (31,4%) криминальная хроника (31,2%) [1. С. 197].

Имея в виду двойственность позиции субъектов исследования, полагаем, что в данном случае респонденты проявили первую субъектную позицию - роль рядовых потребителей СМИ. С другой стороны, на предыдущие вопросы студенты большое количество каналов маркировали «не для таких, как я». Это подтверждается и низкими значениями удовлетворенности контентом. Исключением является ГТРК Южный Урал - 41% будущих журналистов удовлетворяет информационная повестка, предлагаемая этой компанией.

Готовы ли студенты к профессиональному сотрудничеству с телеканалами города и области? В этом случае диагностировалась другая позиция субъектов исследования - точка зрения будущих работников медийной сферы. Самый распространенный ответ - «нет». Исключением снова является ГТРК Южный Урал, поскольку 46% заявили о своей заинтересованности и готовности работать на ГТРК Южный Урал. Далее, среди лидеров - 74.ru, ОТВ и, неожиданно, ига11. Значит «подающий надежды» телеканал может рассчитывать на проявление инициативы по трудоустройству со стороны выпускников журфака. Это еще раз подтверждает, что противоречивые суждения по поводу ига11 - признак как недостаточного знания о канале, так и неуверенность по поводу устойчивых перспектив развития нового телеканала в условиях экономического кризиса.

Нужно отметить, что данные результаты не являются особенными только для этой группы испытуемых. Скорее, это уже очевидная данность. В 2013 г. подобные результаты получены в ходе исследования профессиональной мотивации студентов факультета журналистики ЧелГУ. В том исследовании около 50% студентов четвертого курса факультета журналистики проявили позицию отказа от работы в профессии.

Таким образом, культурная самоидентификация испытуемых, как представителей поко-ленческой культуры Y, проявляется, преимущественно, на уровне отстройки от существующей телевизионной отрасли Челябинской области, за исключением ГТРК Южный Урал

и цифровых интернет-каналов. Даже на завершающих этапах освоения профессии, в большинстве своем, будущие журналисты не ощущают свою причастность или принадлежность к местной телеиндустрии. Исследование подтвердило и теорию К. Ховланда об изменении характера воздействия информации в зависимости от образования потребителя. Результаты констатируют, что чем выше уровень образования, тем меньше процент доверия и признания ценностной транслируемой информации.

Анализ опроса испытуемых о платформах получения информации показал также очевидные результаты: студенты формируют свою повестку дня на основе интернет СМИ, предпочитают коммуницировать, решать оперативные задачи, возникающие в процессе жизнеустройства, используя социальные медиа. Причем потребление отличается избирательностью и преднамеренностью, поскольку современные настройки позволяют фильтровать информацию в соцсетях. Такая практика медиапотре-бления вполне удовлетворяет нашу группу респондентов, поскольку доступность информации, ее объем и качество позволяет эффективно перерабатывать и передавать информацию для «коллег по цеху». Контент-анализ тем выпускных квалификационных работ 2015 г. студентов факультета журналистики, показывает, что более 80% работ связаны с реализацией профессиональных функций журналистов в интернет среде. Это неудивительно, поскольку в процессе своего обучения студенты имели возможность освоить «Сетевые информационные технологии», «Современную печатную и сетевую журналистику», «Интернет-журналистику» и другие дисциплины, формирующие современную информационную культуру. Таким образом, актуальные практики медиапотребле-ния будущих специалистов масс-медиа идентифицируют их как представителей культуры информационного общества, что лишь частично соотносится с поколенческими традициями как культуры производства телеканалов Челябинской области, так и медиапотребления их целевой аудитории.

На вопрос «кто, по вашему мнению, из журналистов/ведущих/ режиссеров являются лицами/ брендами канала» были выделены две группы лидеров: медиаперсоны ГТРК Южный Урал и персоны-бренды других каналов Челябинска и области.

Обобщение результатов по ГТРК Южный Урал представлено в порядке убывания на Рис 1.

Вся пятерка лидеров рейтинга - журналисты, ведущие новостных программ. За исключением Вячеслава Афанасьева все закончили факультет журналистики ЧелГУ. В. Афанасьев и Л. Битков - представители другого поколения, чем наши испытуемые. В этом видится проявление гендерной позиции респондентов, поскольку 90% испытуемых - девушки.

Обобщение результатов по другим каналам Челябинской области представлено в порядке убывания голосов на Рис 2.

Коротко о «лидерах мнений»: П. Седов - ведущий новостей и развлекательных проектов, А. Глебов - ведущий программы «Агентство чрезвычайных новостей», М. Хижняк - ведущая новостной программы «Телефакт», Д. Ковин -ведущий авторской программы «Home concert», П. Михайлов - автор и ведущий многих развлекательных проектов на телеканалах Челябинска и области, в настоящее время работает главным продюсером ОТВ, Евгений Хажеев - знаковый фотограф для Geometria.TV-Челябинск.

В этой группе примечательны два «героя времени» (по Л. Б. Зубановой): Дмитрий Ковин и Евгений Хажеев. Д. Ковин в настоящее время обучается на втором курсе факультета театра, кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры и искусств, осваивает профессию режиссера телевизионных программ, и, одновременно, занимаясь продвижением творчества уральских поэтов, ведет программу «Home concert» на Urall. Евгений Хажеев - фотограф, своеобразный бренд GeometriaTV-Челябинск. Выделение этих персон в группе лидеров - «знак поколения», признание того, что их деятельность входит в область ценностного поля респондентов. Факт медийной маркировки этих лиц созвучно исследованиям С. Харварда и Л. Петерсона (Университет Копенгагена, Дания) о медиатизации культуры. В их работе «Mediatization and cultural change» выдвигается тезис о том, что современная культура повседневности трансформируется и в новых социальных условиях культурная жизнь развивается по законам ме-диатизированного общества, в котором ключевые позиции и значения занимают носители цифровых технологий и любое культурное событие признается существующим, если отображено в медиа. В этой связи проекты Д. Ко-вина и Е. Хажеева, их способ донесения до аудитории - новые артефакты поколения людей цифровой культуры, понятные и ценностно-значимые для поколения Y. [10]

Таким образом, исследование восприятия будущими журналистами телеканалов Челябинской области показало, что в процессе ценностного узнавания местной телеиндустрии картина будущего профессионального мира трансформируется. Телеканалы информационного вещания, обеспечивающие трансляцию контента он-лайн, представляются для респондентов более значимыми, чем «другие» (эфирные каналы развлекательного формата). Респондентами присвоены ценности медиапо-ведения цифровой эпохи, которую в свое время М. Кастельс назвал «электронным пограни-чьем», метафорически ставя грань между поколениями эфирного и интернет-телевидения. Действительно, компьютерная коммуникация приобретает все большую важность в формировании будущей культуры.

На региональном телевидении для респондентов есть свои «люди известности» (по Л. Е. Гринину), которые, как правило, одной поколенческой эпохи вместе с испытуемыми, являются для них своеобразной «властвующей информационной элитой» (по Л. Б. Зубановой) и примером для самоидентификации в современном профессиональном сообществе.

Список литературы

1. Бетехтин, А. В. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики [Текст] / А. В. Бе-техтин, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб / науч. ред. В. С. Цукерман.- Челябинск: Энциклопедия, 2011.- 280 с.

2. Бурдье, П. О телевидении и журналистике [Текст] / П. Бурдье. пер. с фр. Т. В. Анисимо-вой и Ю. В. Марковой; отв. ред. Н. А. Шматко. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Ин-т экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.

3. Видепрезентация «Атлас новых профессий» [Электронный ресурс] / Атлас новых профессий 2.0: какие компетенции будут востребованы в ближийшие годы. — М., 2013-2015. URL: http://neohr.ru/hr/article_post/ atlas-novykh-professiy-2-0-kakiye-kompetentsii-budut-vostrebovany-v-blizhayshiye-gody.

4. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шка-ратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 608 с.

5. Новикова, А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительно-

о, г щ /""1 Л

Вячеслав Афанасьев Дарья Блинова Мария Неустроева Лев Битков Влада Лунева

Рис. 1. Ведущие медийные лица ГТРК «Южный Урал» в восприятии будущих журналистов

ЧелГУ на основе опроса 2015г.

Павел Седов

Андрей Глебов

Маргарита Хижняк

Дмитрий Ковин

Павел Михайлов

Евгений Хажеев

Б

БЕ ОМ ЕТ Ч I А

Рис. 2. Ведущие медийные лица телеканалов Челябинской области (кроме ГТРК Южный Урал) в восприятии будущих журналистов ЧелГУ на основе опроса 2015 г.

сти: монография [Текст] / А. А. Новикова. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2013. — 150 с.

6. СМИ в условиях информационной глобализации : материалы междунарародной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2012 г. [Текст] / сост. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина.— Уральский федеральный университет. - Екатеринбург, 2013. -219 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Телевидение глазами телезрителей [Текст]: монография / Аналитический центр «Видео Интернешнл», под ред. И. А. Полуэх-товой. - М.: ООО «НИПКЦ Восход - А», 2012. - 364 с.

8. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие / А. Я. Флиер - М.: МГУКИ, 2009. - 724 с.

9. Habermas, J. Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society [Text] / J. Habermas; tr. T. Burger, F. Lawrence. - Cambridge (Mass.), 1989 [1962].

10.Hjarvard, S. Mediatization and cultural change [Text] / S. Hjarvard., L. N. Peterson // Mediakultur. - Volume 54. - 2013. - P. 1-7.

11.Tajfel, H. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior [Text] / H. Tajfel, J. Terner // Psychology of Intergroup Relations. - Chicago, 1986.

A. S. Sumskaya

CULTURAL SELFIDENTITY OF FUTURE JOURNALISTS AS SETTLERS IN «ELECTRONIC FRONTIER»

OR

THE REGIONAL CHANNELS IN THE PERCEPTION OF FUTURE JOURNALISTS

The article makes an attempt to comprehend selfidentification of future mass media specialists in modern information culture. In terms of applied branch in cultural studies we analyze research results of a survey, that studies characteristics of TV channels in Chelyabinsk region given by future specialists of mass media.

The survey also studied manners of media consumption acquired by a new generation of media specialists. The theoretical basis of the analysis were: M. Castells's theory of "informational" society, A. Techfile's theory of social identity, Habermas's concept of mass media as a platform for dialogue, P. Bourdieu's concept of "journalistic field". This scientific work identifies channels and media personalities that constitute "dominating information elite" (concept by L. B. Zhubanova) for specialists of Generation Y in mass-media. We found out the fact that cultural identity of test subjects, as representatives of the Generation Y, reveals itself mainly at the level of offset from the existing television industry in Chelyabinsk region, except for State TV & Radio Channel 'Southern Urals' and digital online channels.

Keywords: cultural identity, "digital competence", value recognition of the world, socio-cultural potential of the regional media industry.

References

1. Betekhtin, A. V., Zubanova, L. B., Sinicki, S. B., Shub, M. L. (2011) Sociokul'turnyj potencial YUzhnogo Urala: vyzovy vremeni i orientiry kul 'turnoj politiki [=Socio-cultural potential of the South Urals: the challenges and objectives of cultural policy], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 280 p. (In Russ.).

2. Burde, P. (2002) O televidenii i zhurnalistike [=On television and journalism], Fond nauchnyih issledovaniy «Pragmatika kulturyi», In-t eksperimentalnoy sotsiologii, Moscow, 160 p. (In Russ.).

3. Videprezentatsiya «Atlas novyih professiy» (2015) [=Videopresentation «Atlas of new professions»], in: Atlas novyih professiy 2.0: kakie kompetentsii budut vostrebovanyi v blizhiyshie godyi [=Atlas of new professions 2.0: what competences will be needed in blijaishie years], available at: http://neohr.ru/hr/article_post/atlas-novykh-professiy-2-0-kakiye-kompetentsii-budut-vostrebovany-v-blizhayshiye-gody, accessed 20.05.2015 (In Russ.).

4. Castels, M. (2000) Informatsionnaya epoha: ekonomika, obschestvo i kultura [=The Information age: economy, society and culture], GU VShE, Moscow, 608 p. (In Russ.).

5. Novikova, A. A. (2013) Televizionnaya realnost: ekrannaya interpretatsiya deystvitelnosti: monografiya [=Reality TV: on-screen interpretation of reality] Monograph, Izdatelskiy dom VShE, Moscow, 150 p. (In Russ.).

6. SMI v usloviyah informatsionnoy globalizatsii: materialyi Mezhdunar. nauch. prakt. konf. (2013) [=Media in the information globalization : proceedings of the international. scientific. practical. conf.], ed. D. L. Strovsky, O. V. Ilyina, Ural. fed. un-t, Ekaterinburg, 219 p. (In Russ.).

7. Televidenie glazami telezriteley: monografiya (2012) [=TV eyes of viewers. Analytical center «Video international»], ed. by I. A. Poluektova, OOO «NIPKTs Voshod - A», Moscow, 364 p. (In Russ).

8. Flier, A. Ya. Kulturologiya dlyakulturologov: ucheb. posob. [=Cultural studies to cultural studies], MGUKI, Moscow, 724 p. (In Russ.).

9. Habermas, J. Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge (Mass.), 1989.

10.Hjarvard, S., Peterson L. N. (2013) Mediatization and cultural change. Mediakultur, vol. 54, pp. 1-7.

11.Tajfel, H., Terner, J. (1986) The Social Identity Theory of Intergroup Behavior. Psychology of Intergroup Relations. Chicago.

Сумская Анна Сергеевна - доцент кафедры режиссуры кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры и искусств, кандидат педагогических наук.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.