Научная статья на тему 'Стратегии информационного потребления в сфере художественной культуры региона'

Стратегии информационного потребления в сфере художественной культуры региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
329
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / МАСС-МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА / АУДИТОРИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION STRATEGY / MEDIA / INFORMATION CONSUMPTION / ART / ARTISTIC CULTURE OF THE REGION / THE AUDIENCE OF THE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубанова Людмила Борисовна

Статья посвящена проблематике информационного продвижения художественной культуры в региональных СМИ (на примере Южного Урала), анализу информационно-культурной политики современных масс-медиа, а также вопросам восприятия искусства аудиторией. На материале социологического опроса 750 респондентов жителей г. Челябинска выделяются стратегии информационного потребления и типы личности потребителя, обобщаются основные проблемы информационного продвижения сферы искусства на Южном Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зубанова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF INFORMATION CONSUMPTION IN THE SPHERE OF ART CULTURE OF THE REGION

Article is devoted to a perspective of information advance of art culture in regional mass media (on the example of South Ural), to the analysis of questions of information and cultural policy of modern mass media. On material of sociological poll of 750 respondents residents of Chelyabinsk strategy of information consumption and types of the identity of the consumer are allocated: strategy of a comprehensive information inclusiveness in actual events of art life of the region type of the information expert; strategy of active completion of information deficiency type of the information and open consumer; strategy of dependent information consumption for art culture and art of the region type of the indifferent consumer; strategy of a conscious distancing from information type of the information closed consumer. On the basis of the received results the main problems of information advance of the sphere of art in the region are generalized: symbolical culture (discrepancy to the real and declared knowledge of the consumer), the retro focused image of art as information reason for modern mass media; a phenomenon of passive perception of information from audience.

Текст научной работы на тему «Стратегии информационного потребления в сфере художественной культуры региона»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 71-77.

УДК 316.32, ББК 60.52

Л. Б. Зубанова

стратегии информационного потребления в сфере художественной культуры региона

Статья посвящена проблематике информационного продвижения художественной культуры в региональных СМИ (на примере Южного Урала), анализу информационно-культурной политики современных масс-медиа, а также вопросам восприятия искусства аудиторией. На материале социологического опроса 750 респондентов - жителей г. Челябинска - выделяются стратегии информационного потребления и типы личности потребителя, обобщаются основные проблемы информационного продвижения сферы искусства на Южном Урале.

Ключевые слова: информационные стратегии; масс-медиа; информационное потребление; искусство; художественная культура региона; аудитория массовой информации.

Введение

В опубликованном Указе Президента Российской Федерации об утверждении основ государственной культурной политики (24 декабря 2014 года) отдельное внимание акцентировалось на необходимости формирования информационной грамотности населения, повышения качества материалов и информации, посвященной пропаганде культурно-художественных достижений и ценностей. Открытость и эффективность каналов коммуникации, создание и поддержание информационно-насыщенной среды функционирования сферы культуры и искусства, действительно, приобретает особый статус в условиях культуры XXI века, ориентированной (хотя бы, на уровне деклараций) на открытость, интерактивность и диалоговый характер коммуникаций. Вместе с тем, нахождение в системе коммуникации как информационном соучастии творцов, исполнителей и потребителей художественной культуры и искусства обеспечивается, как нам представляется, не столько увеличением объема информации или интенсификацией информационных потоков, сколько сознательным регулированием и целенаправленным влиянием, осуществляемым при помощи эффективной и грамотной информационной политики. По сути, информационная политика рассматривается в качестве значимого направления культурной политики, понимаемой как: «.. .целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая развитие общества (его части) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм, пропагандируемых ценностей» [7. С. 73].

Закрепленное и воспроизводимое в обществе отношение к образцам художественной культуры, авторитет искусства как ценности в сознании большинства аудитории связаны с имиджевой составляющей - присутствием искусства в качестве событийно-значимого повода в информационной повестке дня. Весьма актуальны данные вопросы и для локально-регионального пространства, во многом обозначающего собственную идентичность с позиций узнаваемости культурно-художественной специфики. Не случайно культурно-художественное наследие определяется российским культурологом Д. Н. Замятиным в качестве «зеркала», в котором возможно закрепить уникальность того или иного локуса [2. С. 79]. В данной статье речь пойдет о «зеркале зеркала» - отражении искусства и художественной культуры региона (на примере Южного Урала) в контексте медиарепрезентации.

Обзор работ по теме

Медиарепрезентация художественной культуры Южного Урала анализируется как с позиций общей проблематики изучения специфики южноуральского региона (Г. М. Казакова, И. Я. Мурзина, С. Б. Синецкий, Л. Г. Скульмов-ская, В. С. Цукерман), так и в специфическом ракурсе осмысления средств массовой информации как транслятора художественно-эстетических ценностей, инструмента пропаганды искусства. Именно второй подход, ориентированный на применение социологических методик опроса аудитории, контент-анализа масс-медийных источников - на сегодняшний день находится в стадии формирования соответствующей базы данных. Одной из наиболее удачных попыток классификации художественно-

информационных потоков («центр - регионам», «регионы - центру», «регионы - регионам») на материале конкретного информационного издания - газеты «Музыкальное обозрение» -можно назвать работу челябинского музыковеда и социолога Т. М. Синецкой [6. С. 85-87]. Отдельные аспекты изучения взаимодействия информационных источников и аудитории в регионах становились предметом исследования столичных социологов [см., например: 9; 10].

Исследовательским коллективом кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, под руководством автора статьи, с 2011 года осуществляются мониторинговые замеры стратегий информационного потребления жителей г. Челябинска [1].

Цель, задачи, материал исследования, которому посвящена статья

Исследование, которому посвящена данная статья, связано с проблематикой информационного продвижения художественной культуры в региональных СМИ. На материале социологического опроса, осуществленного под руководством автора в 2014 году по методу целенаправленной квотной выборки (750 респондентов - жителей г. Челябинска), были выделены стратегии информационного потребления (и соответствующие типы личности потребителя), обобщены наиболее существенные проблемы информационного продвижения сферы искусства в регионе: несоответствие реальной и декларируемой информированности потребителя, ретро-ориентированный имидж искусства как информационного повода для современных масс-медиа; феномен пассивного восприятия информации со стороны аудитории.

Полученные результаты и их интерпретация

Осознание целесообразности пропаганды и информационного продвижения художественной культуры вообще и региональных достижений в частности, как свидетельствуют результаты опроса, в целом, осознается аудиторией (см. таблицу).

Необходимость пропаганды достижений в сфере искусства региона с позиций аудитории

Оценка личной заинтересованности респондентов в пропаганде творческих достижений Южного Урала %

- считаю, что это необходимо: во многом благодаря художественным достижениям, формируется неповторимый облик Южного Урала 33,6

- важно пропагандировать художественную культуру вообще, независимо от ее региональных особенностей 42,6

- в принципе, важно демонстрировать самобытность и успехи регионального искусства, но на Южном Урале нет достойных художественных образцов 7,4

- демонстрация региональной специфики отрицательно сказывается на общем чувстве патриотизма: только подчеркивает отличия и обостряет противоречия 3,0

- когда есть реальные успехи - это и так станет достоянием общественности, не нужно предпринимать специальных усилий по пропаганде 14,0

Тем не менее, полученные данные вступают в противоречие с параметрами личной осведомленности респондентов в проблематике художественной жизни, а также ответами, свидетельствующими о популярности и узнаваемости деятелей художественной культуры Южного Урала среди аудитории масс-медиа. Так, наибольший процент выборов связывается с вариантами ответов: «располагаю некоторой информацией, но не могу припомнить никого конкретно» - 20,9 %, и «совершенно не информирован(а) по данному вопросу» -25,2 %.

Достаточно тревожной видится ситуация, при которой отсутствие четких и полных сведений о художественной культуре региона автоматически приравнивается респондентами к отсутствию достойного информационного повода, искомого предмета освещения. Так, на вопрос об известности имен творческих деятелей Южного Урала, респонденты объясняли собственную неосведомленность тем, что: «таких деятелей просто нет на Южном Урале» (69,1 %). Подобная ситуация может трактоваться как поиск рациональных объяснений и оправданий собственного неучастия в художественной жизни через указание на ее негативные черты, «объективное» несовершенство. С другой стороны, современная культура демонстрирует нам справедливость концептуального тезиса классика теории коммуникации М. Маклюэна: «Средство сообщения есть само сообщение» - другими словами, только те элементы действительности, которые прошли через медийную трансляцию, и могут рассматриваться в качестве события, заслуживающего внимания. Сам факт информационно-символической маркировки художественного события

может зачислять его в ранг общезначимости и социокультурной ценности.

Процесс функционирования «культу-рем» [4] - сообщений, передающихся от создателя к потребителю (и в обратном движении) средствами массовой коммуникации, имеет свои неоспоримые преимущества: возможности фиксации и многократного обращения к художественной информации, регулярность ее обновления, оперативность и широта контента, способствующего расширению художественной компетентности и информированности пользователя.

С точки зрения показателя информационной включенности, мы можем выделить несколько ключевых стратегий информационного потребления, а, соответственно, и типов личности потребителя:

- стратегия всесторонней информационной включенности в проблематику художественной культуры, выражаемая через потребность в постоянном обновлении получаемой информации, высокой осведомленности по различным аспектам функционирования художественной культуры, ориентацию в актуальных событиях художественной жизни региона - тип информационного эксперта;

- стратегия активного восполнения информационного дефицита, ориентированная на пополнение сведений по отдельным (наиболее ярким и значимым) событиям художественной жизни региона, потенциальная готовность к расширению медиа-контактов и форм получения информации о региональном искусстве — тип информационно-открытого потребителя;

- стратегия зависимого информационного потребления по вопросам художественной культуры и искусства региона - отсутствие целенаправленных и активных стимулов к восприятию, получение информации в своеобразном режиме «информационного довеска» к основным, не связанным с культурой и искусством, вопросам и проблемам, освещаемым в СМИ и попадающим зону внимания аудитории, - тип индифферентного потребителя;

- стратегия сознательного дистанцирования от информации, посвященной художественным явлениям и событиям, игнорирование ее значимости, отрицание информационной привлекательности освещаемых событий - тип информационно-закрытого потребителя.

Говоря о необходимости информационного продвижения сферы художественной культуры как формировании у аудитории активной

и непосредственно-включенной позиции в отношении художественной жизни региона, наиболее ценными оказываются стратегии всесторонней информационной включенности и активного восполнения информационного дефицита. Не случайно в концепции художественной культуры М. С. Кагана нейтральный термин 'коммуникация' заменяется личност-но-эмоциональным - 'общение': «...общение тех, кто создает произведение искусства с теми, для кого они создаются, ибо эти последние не просто воспринимают передаваемую им информацию, но каждый зритель, читатель, слушатель, по-своему переживая произведение, тем самым соучаствует в выработке этой информации, становясь своего рода соавтором художника» [3. С. 24]. Действенная коммуникация, обеспечиваемая именно фактом присутствия как своеобразным актом событийного включения зрителя, и может формировать особый тип аудитории, органично входящей в художественную жизнь региона.

Как показывают результаты опроса, наиболее распространенной оказывается стратегия активного восполнения информационного дефицита по вопросам культуры и искусства, осознанное стремление большей части респондентов (56,3 %) к расширению «багажа знаний» по соответствующей проблематике. Тип информационно-открытого потребителя, настроенного на расширение объема знаний и сведений по художественной культуре региона, может рассматриваться в качестве потенциальной (или реальной) ориентированности к переходу от информационных контактов - к непосредственному участию в художественной жизни региона (посещению мероприятий, занятиям художественно-эстетической направленности и т. п.).

И хотя, с одной стороны, выстраиваемая на основе ответов респондентов картина информационной включенности в художественную жизнь региона выглядит весьма благоприятной, при более глубоком анализе полученных данных возникают определенные сомнения. В частности, нельзя исключать то обстоятельство, что в сознании аудитории существует определенный символически-привлекательный имидж художественно-просвещенной личности (не случайно одним из распространенных в обыденном понимании значений слова 'культурный' оказывается 'информированный по вопросам культуры и искусства'), не всегда соответствующий реальной информированно-

сти потребителя. В подобной ситуации стратегия информационного восполнения оказывается не столько реально-действующим, сколько престижно-демонстрационным личностным ресурсом, при котором кажущаяся ориентация на социально-одобряемую информацию заменяет реальную осведомленность аудитории по тематике художественной культуры и искусства.

Для понимания социальной значимости информации, ориентированной на художественную проблематику, мы предложили респондентам обозначить свое мнение по ряду суждений, отображающих различные стороны отношения к необходимости осведомленности в сфере художественного предложения, творческих достижений региона и страны в целом. Позиции, набравшие наибольшее количество процентов, раскрывались через следующие суждения: «современный человек должен в полной мере обладать художественной информацией, только тогда он включен в полноценную жизнь общества и культуры» (28,3 %), «быть художественно-развитой личностью - это не обязательное, но желательное условие существования в наше время» (24,7 %) - отражают представление о художественной информации не просто как о социально-престижном или прагматически-необходимом типе потребления, но выступают актуально-значимым компонентом существования в условиях социума. Классическое же искусство и художественная культура (особенно, в ее региональном варианте) нередко вызывают в сознании аудитории ретро-ориентированные ассоциации, воспринимаются в качестве «запаздывающего» в актуальном развитии элемента социокультурной действительности. Тем не менее, в вопросах художественно-информационной «продвинутости» мы наблюдаем явно выраженную ориентацию на освоение соответствующей информации большинством аудитории.

Получается, что сами по себе региональное искусство и художественная культура могут восприниматься как не вполне современные, но, одновременно, информированность в вопросах художественной жизни региона видится важным атрибутом развития современного человека. Вероятно, речь в данном случае должна идти об ассоциированном имидже - соединении медийного контента и явлений художественно-эстетической направленности, при котором транслируемый информационный поток укрупняет «вес» самого художественного события, делает его социально-значимым, а потому и востребованным аудиторией.

Заключение, выводы и перспективы исследования

Актуальные векторы популяризации художественной культуры - PR-продвижение художественных событий, медиапозициони-рование сферы, грамотный и эффективный информационный менеджмент (всё то, что способно обеспечить успех в современной действительности), - как свидетельствуют результаты проведенного нами опроса, практически не рассматриваются респондентами в качестве значимых рычагов регулирования художественного пространства в Челябинской области. Так, лишь 10,9 % опрошенной аудитории смогли позитивно оценить пропаганду сферы художественной культуры в региональных СМИ. Подобная ситуация может трактоваться двояко: либо как непризнание со стороны респондентов необходимости становления художественной культуры на «рельсы» современных технологий медиауправления; либо как невысокая оценка конкретно-адресных (связанных с соответствующими социальными институтами) усилий, направляемых на перевод искусства и художественной культуры на актуальные «языки» информационно-маркетинговых и PR-коммуникаций. В таком случае низкие показатели оценки вышеназванных факторов (PR-продвижение, медиа-раскрутка, эффективный информационный менеджмент) связываются не с тем, что они не принимаются в расчет аудиторией как эффективные способы регулирования художественного процесса, а с тем, что неэффективным и неуспешным видится их применение в границах конкретного региона.

Стратегия информационного воздействия на аудиторию не может носить эпизодический характер, но должна представать именно технологией влияния на процессы интерпретации социальной жизни региона с позиций значимости и необходимости включения в него художественного компонента; должна стать именно «.. .технологией воздействия на процесс интерпретации действительности посредством предложенной информационной модели Мира (и/ или ее фрагментов), что, в свою очередь, приводит к конструктивным изменениям исходной модели Мира потребителя информации» [8. С. 78]. Реализация данной задачи должна основываться на использовании всего арсенала новационных, ориентационных, стимуля-ционных и корреляционных социокультурных коммуникаций [11. С. 279], помогающих ауди-

тории ориентироваться в многообразии информационных выборов, задавая критерии оценочных суждений, уточняющих или обновляющих знания и представления о художественной жизни региона.

В ситуации широкого и повсеместного распространения медиакоммуникаций диалоговая природа художественной культуры оказывается вполне созвучной актуальным социокультурным реалиям, а потому необходим поиск наиболее оптимальных способов презентации художественной продукции, среди которых именно медиарепрезентация видится одним из наиболее востребованных аудиторией и привлекательных с имиджевых позиций форматом.

Благодарности

Результаты опроса, приведенные в статье, основываются на материалах исследования, выполненного в рамках программы грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - МД-6764 «Художественный потенциал Южного Урала: региональные тенденции развития культуры».

Список литературы

1. Зубанова, Л. Б. Художественная культура в социологическом измерении: наследие прошлого и актуальные практики современности / Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб, А. Ю. Павлова. Челябинск: Энциклопедия, 2014. 184 с.

2. Замятин, Д. Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследие / Д. Н. Замятин // Социс. 2010. № 2. С. 75-82.

3. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 2003. 368 с.

4. Моль, А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / А. Моль; вступит. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова, С. Н. Плотникова. Изд. 2-е, стер. М.: URSS: КомКнига, 2005. 404 с.

5. Плющ, А. Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат / А. Н. Плющ // Социс. 2010. № 1. С. 77-86.

6. Синецкая, Т. М. «Музыкальное обозрение» как инструмент взаимодействия центра и регионов / Т. М. Синецкая // Челяб. гуманитарий. 2014. № 3 (28). С. 85-94.

7. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография / С. Б. Синецкий. Челябинск: Энциклопедия, 2011. 288 с.

8. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также для преподавателей культурологии / А. Я. Флиер. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 492 с.

9. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей: (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология) / Ю. У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Алетейя, 2001. 556 с.

10. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. / Рос. АН, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Дмитрий Була-нин, 1997. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. 212 с.

Зубанова Людмила Борисовна - доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. milazubanova@gmail.com

Zubanova L. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. milazubanova@gmail.com

strategy of information consumption in the sphere of art culture of the region

Article is devoted to a perspective of information advance of art culture in regional mass media (on the example of South Ural), to the analysis of questions of information and cultural policy of modern mass media. On material of sociological poll of 750 respondents - residents of Chelyabinsk strategy of information consumption and types of the identity of the consumer are allocated:

- strategy of a comprehensive information inclusiveness in actual events of art life of the region -type of the information expert;

- strategy of active completion of information deficiency - type of the information and open consumer;

- strategy of dependent information consumption for art culture and art of the region - type of the indifferent consumer;

- strategy of a conscious distancing from information - type of the information closed consumer.

On the basis of the received results the main problems of information advance of the sphere of art in

the region are generalized: symbolical culture (discrepancy to the real and declared knowledge of the consumer), the retro focused image of art as information reason for modern mass media; a phenomenon of passive perception of information from audience.

Keywords: information strategy; media; information consumption; art; artistic culture of the region; the audience of the media.

References

1. Zubanova, L. B., Shub, M. L. and Pavlova, A. Yu. (2014) Hudozhestvennaya kultura v sotsiologicheskom izmerenii: nasledie proshlogo i aktualnyie praktiki sovremennosti [= Art culture in the sociological aspect: the heritage and actual modern practice], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 184 p. (in Russ.).

2. Zamyatin, D. N. (2010) "Obraz naslediya v kulture. Metodologicheskie podhodyi k izucheniyu ponyatiya nasledie" [=The image of heritage in a culture. Methods of study of termine ,heritage'], in: Sotsis [=Sociological Studies], N 2, pp. 75-82 (in Russ.).

3. Kagan, M. S. (2003) Vvedenie v istoriyu mirovoy kulturyi [introduction to the history of world culture], Izdatelstvo «Petropolis», SPb, 368 p. (in Russ.).

4. Karahanova, T. M. (2014) "Svobodnoe vremya gorodskih zhiteley: proshloe i nastoyaschee" [=Free time urban residents: Past and Present], in: Sotsis [=Sociological Studies], N 1, pp. 66-78 (in Russ.).

5. Mol, A. (2005) Sotsiodinamika kulturyi [=Sociodynamics of culture], Per. s fr., vstup. st., red. i primech. B. V. Biryukova, R. H. Zaripova i S. N. Plotnikova, Izd. 2-e, KomKniga, Moskva, 404 p. (in Russ).

6. Ortega-i-Gasset, H. (1991) Degumanizatsiya iskusstva [=Dehumanization of Art], in: Samosoznanie evropeyskoy kulturyi XX veka: Myisliteli Zapada o meste kulturyi v sovremennom obschestve, Self-awareness of European culture of the twentieth century: Western thinkers about the place of culture in modern society], Politizdat, Moskva, pp. 230-263 (in Russ.).

7. Petrunina, L. Ya. (2014) "Dva litsa odnogo muzeya. "Noch muzeev" v Tretyakovskoy galeree" [=Two faces of the same museum. "Museum Night" in the Tretyakov Gallery], in: Sotsis [=Sociological Studies], N 1, pp. 60-66. (in Russ.).

8. Plyusch, A. N. (2010) "Ob informatsionnom vliyanii politicheskih sub'ektov na elektorat" [=Information about the influence of political actors in the electorate], in: Sotsis [=Sociological Studies], N 1, pp. 77-86. (in Russ.).

9. Sinetskaya, T. M. (2014) "Muzyikalnoe obozrenie" kak instrument vzaimodeystviya tsentra i regionov" [="Musical Review" as a tool for interaction between the center and regions], in: Chelyabinskiy Gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], N 3 (28), pp.85-94. (in Russ.).

10. Sinetskiy, S. B. (2011) Kulturnaya politika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proektu Buduschego [=Cultural policy of the XXI century: Stories from precedent to the project for the future], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 288 p. (in Russ.).

11. Flier, A. Ya. (2002) Kulturologiya dlya kulturologov: uchebnoe posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskateley, a takzhe dlya prepodavateley kulturologii [=Cultural for cultural studies: textbook for undergraduates and graduate students, doctoral students and competitors, as well as for teachers Cultural Studies], Akademicheskiy proekt, Delovaya kniga Moskva, Ekaterinburg, 492 p. (in Russ.).

12. Foht-Babushkin, Yu. U. (2001) Iskusstvo v zhizni lyudey (konkretno-sotsiologicheskie issledovaniya iskusstva v Rossii vtoroy polovinyi XX veka. Istoriya i metodologiya) [=Art in people's lives (concrete sociological studies of art in Russia in the second half of the twentieth century. History and Methodology)], Aleteyya, SPb, 556 p. (in Russ.).

13. Hudozhestvennaya zhizn sovremennogo obschestva (1997) [=Artistic life of modern society], v 4

t., Ros. AN, Gos.in-t iskusstvoznaniya M-va kulturyi Ros. Federatsii; Otv. red. Yu. U. Foht-Babushkin. Dmitriy Bulanin, T. 2 : Auditoriya iskusstva v Rossii: vchera i segodnya, [=Followers of art in Russia: Yesterday and Today], SPb, 212 p. (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 77-84.

УДК 8Р271.2, ББК 81.2Рус-5

П. П. Лебедев

культурно-речевой аспект и блогосфера

Исследование выполнено при поддержке доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой медиаречи Институа массмедиа РГГУ Евгении Наумовны Басовской (научного руководителя аспиранта П. П. Лебедева)

Статья посвящена анализу культурно-речевой ситуации в блогосфере. Автор характеризует феномен народной журналистики как проявление демократизации и либерализации медиа. Рассматривается взаимодействие любительского контента и текстов профессиональной журналистики. Основное внимание уделяется особенностям речевого поведения авторов блогов, выявляются черты, вызывающие коммуникативные помехи. На основе исследования анализируются перспективы народной журналистики.

Ключевые слова: блоги; блогосфера; народная журналистика; культура речи; речевая норма.

Характеризуя сложившуюся в массмедиа ситуацию, А. Н. Потсар пишет: «Если раньше сфера СМИ была сферой исключительно профессиональной речевой деятельности, то сейчас формируется новое коммуникативное пространство, доступ в которое открыт для самых разных участников. Журналистские тексты все еще главенствуют в СМИ, но больше не занимают эту территорию полностью. Меняясь под воздействием множества факторов, в первую очередь развивающихся блогосфе-ры и социальных сетей, журналистика приобретает новый статус» [8]. Подобная точка зрения о неспособности традиционных СМИ удовлетворить в полной мере возросшие потребности общества в информации и коммуникации высказывается все чаще. Ряд исследователей стоит на позиции равноправного сосуществования «старых» и «новых» медиа. И. М. Дзялошинский, в частности, указывает на заинтересованность журналистов в совместном с аудиторией поиске решений сложных проблем [5. С. 83]. По мнению А. А. Казакова, к новым медиа следует отнести «социальные сети, блоги, интернет-версии газет, журналов, телеканалов, радиостанций, видеохостинги и

подкастинги» [9. С. 202]. Показательно, пишет далее А. А. Казаков, что люди обращаются за информацией сначала «к новым медиа, а затем к традиционным СМИ» [9. С. 206].

Массовость подобных утверждений связана с мнением о журналистике как о мастерстве, которому невозможно научить. Подобная точка зрения широко распространена и явилась следствием прихода в журналистику людей, не имеющих специального образования. Несовершенство типологии и классификации новых медиа приводит к полярным утверждениям относительно их роли и взаимодействия с традиционными СМИ. Одни исследователи, подобно А. А. Казакову, склонны считать все интернет-ресурсы новыми медиа, другие относят к таковым лишь онлайн-версии традиционных СМИ.

Цель настоящей стать - показать, что журналистика - это профессиональная деятельность, культурно-речевой уровень которой зависит от квалификации специалистов. «Только отсутствие специального образования позволяет человеку обо всем судить широко, размашисто и безответственно. Только круглый невежда считает, что он обо всем располагает достаточными сведениями» [1. С. 84].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.