Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тванба Л.Р., Шишлова Е.Э.

В статье приводится анализ актуальной культурной политики Республики Абхазия, определяются перспективные направления ее развития. Предметом исследования выступает государственная политика как инструмент сохранения уникального историко-культурного наследия республики. Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной освещенностью проблематики в отечественной науке, а также значимостью сохранения национальной идентичности малочисленного народа. Впервые систематизированы перспективные направления развития культурной политики республики в области сохранения традиций и ценностей абхазского этноса. Методологическую основу исследования составил культурологический подход, который позволяет рассматривать различные социальные явления как специфический вид духовной деятельности человека и предполагает их анализ через призму системообразующих культурных понятий, среди которых: нормы и ценности, традиции и интересы, уклад и образ жизни. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов, среди которых: системный и сравнительно-сопоставительный методы, контент- и SWOT-анализ. Изучена нормативная база актуальной политики Республики Абхазия в сфере культурного наследия; обозначены инструменты ее реализации; определены стратегические задачи и перспективы их выполнения в плане сохранения историко-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA AS A TOOL FOR THE PRESERVATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

The article provides an analysis of the current cultural policy of the Republic of Abkhazia and identifies promising directions for its development. The subject of the research is the state policy as a tool for preserving the unique historical and cultural heritage of the republic. The relevance of the chosen topic is determined by the insufficient coverage of issues in domestic science, as well as the importance of preserving the national identity of small-numbered people. For the first time the promising directions for the development of cultural policy of the republic in the field of preservation of the national traditions and values оf the Abkhaz people are systematized. The methodological basis of the study was the cultural approach, which allows to consider diverse social phenomena as a specific type of human spiritual activity and involves their analysis through the prism of system-forming cultural concepts such as norms and values, traditions and interests, ways of life and lifestyle. A set of methods were used to achieve this goal, including systematic and comparative methods, content analysis and SWOT analysis. The regulatory framework of the current policy of the Republic of Abkhazia in the field of cultural heritage was analyzed; the tools for the implementation of cultural policy are indicated, strategic tasks and prospects for their implementation in the field of preservation of historical and cultural heritage were determined.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 156-160. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 10. P. 156-160.

Научная статья УДК 908

https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.26

Культурная политика Республики Абхазия как инструмент сохранения историко-культурного наследия

Лиана Руслановна Тванба1, Екатерина Эдуардовна Шишлова2

■^Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия 1ltvanba2@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2465-2578 2Katerina.shishlova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3080-7003

Аннотация. В статье приводится анализ актуальной культурной политики Республики Абхазия, определяются перспективные направления ее развития. Предметом исследования выступает государственная политика как инструмент сохранения уникального историко-культурного наследия республики. Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной освещенностью проблематики в отечественной науке, а также значимостью сохранения национальной идентичности малочисленного народа. Впервые систематизированы перспективные направления развития культурной политики республики в области сохранения традиций и ценностей абхазского этноса. Методологическую основу исследования составил культурологический подход, который позволяет рассматривать различные социальные явления как специфический вид духовной деятельности человека и предполагает их анализ через призму системообразующих культурных понятий, среди которых: нормы и ценности, традиции и интересы, уклад и образ жизни. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов, среди которых: системный и сравнительно-сопоставительный методы, контент- и SWOT-анализ. Изучена нормативная база актуальной политики Республики Абхазия в сфере культурного наследия; обозначены инструменты ее реализации; определены стратегические задачи и перспективы их выполнения в плане сохранения историко-культурного наследия.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, традиции и ценности, государственная культурная политика, Республика Абхазия

Для цитирования: Тванба Л.Р., Шишлова Е.Э. Культурная политика Республики Абхазия как инструмент сохранения историко-культурного наследия // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 156-160. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.26.

Original article

Cultural Policy of the Republic of Abkhazia as a Tool for the Preservation of Historical and Cultural Heritage

Liana R. Tvanba1, Ekaterina E. Shishlova2

12Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia 1ltvanba2@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2465-2578 2Katerina.shishlova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3080-7003

Abstract. The article provides an analysis of the current cultural policy of the Republic of Abkhazia and identifies promising directions for its development. The subject of the research is the state policy as a tool for preserving the unique historical and cultural heritage of the republic. The relevance of the chosen topic is determined by the insufficient coverage of issues in domestic science, as well as the importance of preserving the national identity of small-numbered people. For the first time the promising directions for the development of cultural policy of the republic in the field of preservation of the national traditions and values оf the Abkhaz people are systematized. The methodological basis of the study was the cultural approach, which allows to consider diverse social phenomena as a specific type of human spiritual activity and involves their analysis through the prism of system-forming cultural concepts such as norms and values, traditions and interests, ways of life and lifestyle. A set of methods were used to achieve this goal, including systematic and comparative methods, content analysis and SWOT analysis. The regulatory framework of the current policy of the Republic of Abkhazia in the field of cultural heritage was analyzed; the tools for the implementation of cultural policy are indicated, strategic tasks and prospects for their implementation in the field of preservation of historical and cultural heritage were determined.

Keywords: historical and cultural heritage, traditions and values, state cultural policy, Republic of Abkhazia For citation: Tvanba, L.R. & Shishlova, E.E. (2022) Cultural Policy of the Republic of Abkhazia as a Tool for the Preservation of Historical and Cultural Heritage // Society: Philosophy, History, Culture. (10), 156-160. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.10.26. (In Russian)

© Тванба Л.Р., Шишлова Е.Э., 2022

Сохранение историко-культурного наследия является важнейшей задачей общества и государства. Представляя собой значительную часть ресурсного потенциала страны, оно одновременно выражает его уникальную культурную ценность в рамках мировой цивилизации (Сиволап, 2012).

Богатое культурное наследие Абхазии складывалось в процессе исторического взаимодействия ее населения с другими народами и в значительной степени было обусловлено особым географическим расположением республики. Выдающийся учёный-кавказовед Ю.Н. Воронов пишет: «Заселенная абхазами территория всегда служила как бы мостом между Северным Кавказом и побережьем Черного моря. Второе направление связей определяло море - вдоль его берегов издавна двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. Можно вспомнить такие приморские цивилизации, как, например: Греция, Рим, Византия, Генуя, с которыми древние предки абхазов также были в теснейшем контакте. Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника, занятого абхазами, было открыто воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная дорога ("Абхазский путь"), которой пользовались завоеватели и купцы» (Воронов, 1993). Таким образом, исторически Абхазия оказалась под влиянием традиций горской, южнокавказской и средиземноморской цивилизаций, что во многом определило уникальность и самобытность ее культурного достояния.

С момента обретения независимости и запуска процесса создания современного национального государства вопросы культурной политики республики представляют один из столпов, на которых держится абхазская государственность. Целью настоящей статьи является определение перспективных направлений культурной политики Республики Абхазия, обеспечивающих сохранение и приумножение богатых традиций отдельного народа, ценных для всего человечества.

Обратимся к дефиниции понятия «культурная политика». Одно из первых определений этого термина было предложено ЮНЕСКО в 1967 году. Под культурной политикой подразумевался комплекс процедур, обеспечивающих основу действий государства в области культуры. Актуальным для настоящей работы является определение, представленное в Законе «О культуре» Республики Абхазия. Согласно его формулировке она рассматривается как «совокупность принципов, приоритетов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры»1.

Для регуляции государственной и общественной активности в сфере сохранения и развития национальной абхазской культуры применяется нормативная база, которая сформирована на основе законодательных документов республики2, а также международных документов Организации Объединённых Наций, устанавливающих общепринятые нормы международного права для большинства стран3. «При анализе культурной политики, как правило, основное внимание уделяется деятельности институтов: государственных органов, негосударственных структур и некоммерческих организаций, действующих в сфере культуры» (Востряков, 2011: 57).

Рассмотрим подробнее содержание основного программного документа, регламентирующего осуществление государственной политики по сохранению, трансляции и приумножению историко-культурного наследия абхазского народа. Таким документом является «Концепция развития культуры Республики Абхазия до 2025 г.»4, в которой определены задачи культурной политики государства. Для изучения содержания концепции был применен метод контент-анализа, целью которого стало выявление значений, определяющих стратегическое направление культурной политики республики. Контент-анализ представлял собой комплексную методику, которая охватывала ряд этапов: на первом из них были систематизированы базовые понятия концепции;

1 О культуре : Закон Республики Абхазия [Электронный ресурс] // Parlamentra. URL: https7/parlamentra.org/upload/zakon/3PA%20o%20^bType.doc (дата обращения: 10.09.2022).

2 Об историко-культурном наследии : Закон Республики Абхазия [Электронный ресурс] // Министерство культуры Республики Абхазия. URL: https://minkult.apsny.land/images/docs/OB_ISTORIKO-KULTURNOM_NASLEDII.pdf (дата обращения: 28.08.2022) ; Об утверждении государственного списка объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия : указ [Электронный ресурс] // Министерство культуры Республики Абхазия. URL: https://minkult.apsny.land/images/docs/SPISOK_OBEKTOV_ISTORIKOKULTURNOGO_NASLEDIYA.pdf (дата обращения: 28.08.2022) ; Об утверждении списка государственных историко-архитектурных, археологических и историко-культурных заповедников Республики Абхазия : указ [Электронный ресурс] // Министерство культуры Республики Абхазия. URL: https://minkult.apsny.land/images/docs/UP149.pdf (дата обращения: 28.08.2022).

3 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 28.08.2022) ; Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения: 28.08.2022) ; Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения: 28.08.2022).

4 Концепция развития культуры Республики Абхазия на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Министерство культуры Республики Абхазия. URL: https://minkult.apsny.land/dokumenty/item/835-концепция-развития-культуры-республики-абхазия-на-период-до-2025-года (дата обращения: 15.09.2022).

на втором - вычислялось количество их упоминания в документе; на третьем - выявлялось процентное значение использования данного понятия относительно общего контента.

Количественный анализ показал, что базовым понятием концепции, характеризующимся наиболее высокими показателями употребления, является «культурное наследие». Также было обнаружено, что акцент в тексте документа делается на следующих действиях, касающихся культурного наследия:«сохранение»,«формирование»,«развитие».

Качественный анализ полученных результатов выявил стратегический вектор культурной политики Абхазии, который заключается, согласно выявленным значениям, в «сохранении, формировании и развитии культурного наследия» республики.

Определяющую роль в реализации культурной политики Абхазии по сохранению и развитию наследия предков, а также продвижению и укреплению международного статуса государства играет Министерство культуры. Ведомство реализует культурную политику посредством организации различных мероприятий, финансирования целевых проектов и программ, создания банка памятников, что становится достоянием общественности.

Реализация культурной политики не является только ведомственной проблемой (Межуев, 2008), соответственно, она не ограничивается рамками деятельности министерства культуры республики. В качестве партнёров ведомства выступают различные неправительственные объединения, фонды, благотворительные и диаспоральные организации, разделяющие цели министерства культуры (Тужба, 2021).

Особого внимания среди партнёров министерства культуры Республики Абхазия в поддержке и продвижении абхазской культуры внутри страны и за рубежом заслуживает общественная организация «Всемирный абхазо-абазинский конгресс» (ВаАк). Абаза - это собирательное название двух близкородственных народов - абхазов и абазин, говорящих фактически на одном языке. Деятельность ВААК направлена на укрепление этнокультурного единства абхазо-абазин-ского народа, на участие его представителей в социальном, экономическом и культурном развитии республики, на укрепление национальной самобытности, традиций и обычаев, а также на сохранение и изучение родного языка представителями диаспоры. Организация не только способствует восстановлению и укреплению родственных связей, но и стремится к развитию сети контактов между живущими в разных странах абхазами и абазинами с целью формирования единства диас-поральных организаций (Тания, Шанава, 2018). ВААК осуществляет большую работу по сохранению такого малочисленного коренного народа России, как абазины, а также близкородственного ему народа абхазов («апсуа»), способствует решению демографических и экономических проблем, направляет свою активность на возрождение и сохранение традиционной культуры. Для абхазо-абазинских национально-культурных меньшинств, землячеств и диаспор популяризация и сохранение традиционной культуры, налаживание этнокультурных связей и в то же время интеграция в принимающие общества без жёсткой ассимиляции составляют животрепещущую «повестку дня» на протяжении всего периода нахождения вне родины (Айба, 2022: 163). Стоит отметить, что роль диаспоры в деле сохранения наследия республики очень значима, так как большая часть ее населения проживает за пределами своей исторической родины (по разным подсчетам, около 700 тысяч человек). Связано это с изгнанием абхаз, абазин и убыхов на территорию Турции, стран Ближнего Востока и Западной Европы в Х1Х-ХХ вв. (данное явление получило название «махаджир-ство»). «Несмотря на такую географическую разобщенность, всюду, где пока еще звучит абхазская (или абхазо-абазинская) речь, сохраняются традиционная культура и фольклор абхазо-абазин-ского этноса», - писал ученый З.Д. Джапуа (Джапуа, 2019: 439).

Важным партнером ведомства среди неправительственных общественных организаций выступает Московская абхазская диаспора (МАД). Согласно уставу она преследует следующие цели: сохранение национальной самобытности, традиций и обычаев абхазского народа; защита прав и законных интересов абхазов; расширение международных контактов и др. мАд играет значительную роль в укреплении и дальнейшем развитии абхазо-российских отношений (Тания, Шанава, 2018).

Особую роль в формировании позитивного имиджа Абхазии за рубежом играет созданное в 2017 г. благотворительное движение «Послы доброй воли Абхазии», объединяющее известных общественных и политических деятелей республики и России. Главной целью данного движения является взращивание в молодежи гражданского самосознания и активной позиции при помощи реализации различных проектов в культурной, образовательной, здравоохранительной сферах, а также продвижение Абхазии на внешнеполитической арене (Тания, Шанава, 2018).

Итак, основными институтами, реализующими государственную культурную политику в Республике Абхазия, является Министерство культуры и взаимодействующие с ним общественные неправительственные объединения, фонды, диаспоральные и благотворительные организации. Несмотря на положительные достижения в их деятельности, существует ряд определенных проблем. Наряду с тем, что государством принята концепция развития культуры до 2025 г., до сих пор отсутствует единая стратегическая программа, координирующая деятельность различных институты в сфере сохранения и перспективного развития культурного наследия. При наличии богатого

культурно-исторического опыта Абхазия не имеет выхода на широкую международную арену для взаимообогащающего культурного обмена с другими этносами. Приоритетным ее партнёром остается Россия, которая первой в ряду небольшого числа стран признала независимость Республики Абхазия. В контексте развития двусторонних отношений, в том числе в культурной сфере, в регионе действует Общество абхазо-российской дружбы, стало традицией проведение культурных сезонов «Абхазия - Россия», популярностью пользуются совместно проводимые фестивали, ярмарки, выставки. В значительной степени благодаря развитию межгосударственных культурных связей с Россией стало возможным приобщение Абхазии к мировой культуре (Шулумба, 2013).

Представляется актуальным определение дальнейших перспективных направлений развития культурной политики Абхазии. Для этого на основании изучения научной литературы, имеющейся нормативной базы и накопленного опыта в данной сфере был применен специальный метод стратегического планирования и прогнозирования - метод SWOT-анализа, построенный на обнаружении факторов внутренней и внешней среды того или иного явления и структурировании их по следующим позициям:

• сильные стороны (strength) - слабые стороны (weakness);

• возможности (opportunities) - угрозы (threats).

Проведенный SWOT-анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ культурной политики Абхазии в сфере сохранения историко-культурного наследия_

Сильные стороны (strength) Слабые стороны (weakness)

• культурно-географическое измерение; • запрос общества на сохранение этнической самобытности; • наличие богатого материального и нематериального культурного наследия; • формирование национального государства; • наличие сотрудничества в сфере культуры с Российской Федерацией; • сохранение связей с диаспорой и с родственными народами • международно-правовая субъектность; • отсутствие доступа ко множеству международных программ, ответственных за сохранение историко-культурного наследия; • ограниченный доступ к международным или региональным фондам, занимающимся вопросами сохранения культуры и памятников культурного наследия; • трудности с привлечением инвесторов для сохранения традиционной культуры малого народа

Возможности (opportunities) Угрозы (threats)

• укрепление взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией; • привлечение финансовых ресурсов через диаспору и родственные народы; • развитие межкультурных связей с народами Кавказа; • коммуникация с независимыми исследователями и привлечение компетентных кадров; • развитие туризма для продвижения имиджа • низкая мотивация институционализации межэтнических и межкультурных отношений с народами общего культурно-географического ореола; • политические риски, способные подорвать доверие; • непоследовательность в реализации культурной политики в связи с отсутствием стратегической программы действий; • недостаточная координация ведомств и неправительственного сектора

Проведение SWOT-анализа как метода стратегического прогнозирования и планирования позволило определить стратегические направления перспективного развития культурной политики Абхазии. Таковыми являются:

1) укрепление и всестороннее развитие культурного, гуманитарного и социально-экономического сотрудничества с Российской Федерацией;

2) развитие межкультурного взаимодействия с ближними народами северного и южного Кавказа;

3) повышение эффективности деятельности различных институтов, реализующих культурную политику;

4) разработка проектов, ориентированных на привлечение финансовых ресурсов на добровольной основе через диаспору и родственные народы;

5) взаимообогащающая коммуникация и обмен опытом с независимыми и компетентными исследователями;

6) продвижение культурного имиджа страны в международном формате с использованием туристического бизнеса.

В заключение следует отметить, что именно культура и богатое наследие абхазского народа обеспечивают сегодня его консолидацию и способствуют занятию им своего достойного места среди других народов.

Приоритетная роль в сохранении культурно-исторического наследия принадлежит государственной культурной политике, которая служит укреплению и дальнейшему развитию молодого абхазского государства.

Список источников:

Айба Т.Г. Абхазо-абазинская диаспора в Европе. Некоторые вопросы сохранения традиционной культуры абхазов и абазин за рубежом // История, археология и этнография Кавказа. 2022. Т. 18, № 1. С. 154-166. https://doi.org/10.32653/CH181154-166.

Воронов Ю.Н. Абхазы - кто они? : экспресс-очерк. Гагра, 1993. 30 с.

Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели. СПб., 2011. 168 с.

Джапуа З.Д. Фольклорное знание абхазской диаспоры Турции: история и практика полевых исследований // III Всероссийский конгресс фольклористов : в 5 т. Тула, 2019. Т. 4 : Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития. С. 439-457.

Межуев В.М. Государство и культура: теоретические предпосылки культурной политики // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2008. № 1 (29). С. 63-78.

Сиволап Т.Е. К вопросу сохранения культурного наследия в России: некоторые аспекты решения проблемы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 80-89.

Тания К.В., Шанава Т.А. Дипломатия Республики Абхазия: 25 лет на службе суверенного государства. Сухум, 2018. 124 с.

Тужба Э.Н. Трансформация культурной сферы Абхазии: динамика и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2021. № 1. С. 96-100.

Шулумба Б.В. Особенности межкультурного взаимодействия Абхазии и России // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 6. С. 1-24.

References:

Ayba, T. G. (2022) Abkhaz-Abazin Diaspora in Europe. Some Issues of Preserving the Traditional Culture of Abkhazians and Aba-zins Abroad. Istoriya, arkheologiya i etnografiya Kavkaza. 18 (1), 154-166. Available from: doi:10.32653/CH181154-166 (in Russian).

Dzhapua, Z. D. (2019) Fol'klornoe znanie abkhazskoi diaspory Turtsii: istoriya i praktika polevykh issledovanii [Folklore Knowledge of the Abkhazian Diaspora in Turkey: History and Practice of Field Research]. In: III Vserossiiskii kongress fol'kloristov. Vol. 4 : Rossiiskaya fol'kloristika v XXI veke. Perspektivy razvitiya. Tula, рр. 439-457 (in Russian).

Mezhuev, V. M. (2008) Gosudarstvo i kul'tura: teoreticheskie predposylki kul'turnoi politiki [State and Culture: Theoretical Prerequisites of Cultural Policy]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo up-ravleniya. (1 (29)), 63-78 (in Russian).

Shulumba, B. V. (2013) Peculiarities of Cross-Cultural Interaction Between Abkhazia and Russia. Izvestiya Irkutskoi gosu-darstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava). (6), 1-24 (in Russian).

Sivolap, T. E. (2012) On the Issue of Preservation of Cultural Heritage in Russia: Some Aspects of Solving the Problem. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. (1 (9)), 80-89 (in Russian).

Taniya, K. V. & Shanava, T. A. (2018) Diplomatiya respubliki Abkhaziya: 25 let na sluzhbe suverennogo gosudarstva [Diplomacy of the Republic of Abkhazia: 25 Years in the Service of a Sovereign State]. Sukhum. 124 р. (in Russian).

Tuzhba, E. N. (2021) Transformation of the Cultural Sphere of Abkhazia: Dynamics and Prospects. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Seriya: Istoricheskie nauki. Kul'turologiya. Politicheskie nauki. (1), 96-100 (in Russian).

Voronov, Yu. N. (1993) Abkhazy - kto oni? : ekspress-ocherk [Abkhazians - Who are They? : Express Essay]. Gagra. 30 р. (in Russian).

Vostryakov, L. E. (2011) State Cultural Policy: Definitions and Models. Saint-Petersburg. 168 р. (in Russian).

Информация об авторах Л.Р. Тванба - аспирант кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия.

Е.Э. Шишлова - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=482347.

Information about the authors L.R. Tvanba - PhD student, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

E.E. Shishlova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=482347.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 11.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.