Научная статья на тему 'ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АБАЗИНСКОГО НАРОДА'

ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АБАЗИНСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АБАЗИНЫ / ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИИ / ЯЗЫК / ОПЫТ / МУХАДЖИРЫ / ПРАЗДНИКИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Албогачиева М. С.-Г.

В статье рассматривается опыт реализации новых имиджевых проектов в современном абазинском обществе. Нынешние динамично развивающиеся процессы по возрождению традиционной самобытной культуры абазинского народа во многом связаны с проведением в 1992 г. Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа и включением абазинского народа в перечень малочисленных народов. С этого периода в обществе начались активные процессы по возрождению национальной культуры, традиций и обычаев, многие из которых находились практически в забвении, но сейчас благодаря усилиям общества постепенно реанимируются и даже становятся национальными брендами. Эта тема не нашла пока должного освещения в научной литературе. Отчасти в связи с этим значительная часть статьи основана на материалах полевых исследований, проведенных автором в Абазинском районе Карачаево- Черкесской Республики, и данных интернет-ресурсов. Исследование является частью научного проекта, реализуемого Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. В результате проведенной работы удалось рассмотреть ряд очень важных этнопроектов, которые реализуются сегодня в абазинском обществе. В последние десятилетия этнический компонент становится важным основанием для конструирования уникальности региона и лежит в основе имиджевых проектов абазинского народа. Опыт абазинского народа по сохранению и возрождению традиционной культуры универсален и может быть применен в любом регионе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN PRESERVING THE TRADITIONAL CULTURE OF THE ABAZIN PEOPLE

The article examines the experience of implementing new image projects in modern Abaza society. The formation in 1992 of the World Congress of the Abkhaz-Abaza people and the inclusion of the Abaza people in the list of small-numbered peoples largely prompted the current dynamic revival of the traditional culture of the Abazins. Since this period, active processes to revive national culture, traditions, and customs have started in society. Many of these traditions had been virtually forgotten, but now, thanks to society’s efforts, they are gradually being revived and even becoming national brands. This topic did not find proper coverage in the scholarly literature. Therefore, a significant part of the article is based on the materials of field studies conducted by the author in the Abaza district of the Karachay-Cherkess Republic and data from Internet resources. This research is part of a scientific project implemented by Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences. The study examined several important “ethno-preservation” projects existing in Abaza society. In recent decades, the ethnic component has become an essential basis for constructing the region’s uniqueness and is the basis of image projects of the Abaza people. The experience of the Abaza people in preserving and reviving traditional culture is universal and can be applied in other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АБАЗИНСКОГО НАРОДА»

DOI 10.31250/2618-8600-2022-3(17)-33-48 УДК 316.7

Музей антропологии и этнографии

М. С.-Г. Албогачиева им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9746-1820 E-mail: albmac@mail.ru

|Опыт сохранения традиционной культуры абазинского народа*

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается опыт реализации новых имиджевых проектов в современном абазинском обществе. Нынешние динамично развивающиеся процессы по возрождению традиционной самобытной культуры абазинского народа во многом связаны с проведением в 1992 г. Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа и включением абазинского народа в перечень малочисленных народов. С этого периода в обществе начались активные процессы по возрождению национальной культуры, традиций и обычаев, многие из которых находились практически в забвении, но сейчас благодаря усилиям общества постепенно реанимируются и даже становятся национальными брендами. Эта тема не нашла пока должного освещения в научной литературе. Отчасти в связи с этим значительная часть статьи основана на материалах полевых исследований, проведенных автором в Абазинском районе Карачаево-Черкесской Республики, и данных интернет-ресурсов. Исследование является частью научного проекта, реализуемого Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. В результате проведенной работы удалось рассмотреть ряд очень важных этнопроектов, которые реализуются сегодня в абазинском обществе. В последние десятилетия этнический компонент становится важным основанием для конструирования уникальности региона и лежит в основе имиджевых проектов абазинского народа. Опыт абазинского народа по сохранению и возрождению традиционной культуры универсален и может быть применен в любом регионе Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: абазины, общество, традиции, язык, опыт, мухаджиры, праздники, культура

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Албогачиева М. С.-Г. Опыт сохранения традиционной культуры абазинского народа. Этнография. 2022. 3 (17): 33-48. doi 10.31250/2618-8600-2022-3(17)-33-48

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы ФПНИ по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» (2020-2022 гг.), проект «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» (рук. А. В. Головнёв).

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences

M . Albogachiyeva St. Petersburg, Russian Federation

ORCID: 0000-0001-9746-1820 E-mail: albmac@mail.ru

I Experience in Preserving the Traditional Culture of the Abazin People

ABSTRACT. The article examines the experience of implementing new image projects in modern Abaza society. The formation in 1992 of the World Congress of the Abkhaz-Abaza people and the inclusion of the Abaza people in the list of small-numbered peoples largely prompted the current dynamic revival of the traditional culture of the Abazins. Since this period, active processes to revive national culture, traditions, and customs have started in society. Many of these traditions had been virtually forgotten, but now, thanks to society's efforts, they are gradually being revived and even becoming national brands. This topic did not find proper coverage in the scholarly literature. Therefore, a significant part of the article is based on the materials of field studies conducted by the author in the Abaza district of the Karachay-Cherkess Republic and data from Internet resources. This research is part of a scientific project implemented by Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences. The study examined several important "ethno-preservation" projects existing in Abaza society. In recent decades, the ethnic component has become an essential basis for constructing the region's uniqueness and is the basis of image projects of the Abaza people. The experience of the Abaza people in preserving and reviving traditional culture is universal and can be applied in other regions of the Russian Federation.

KEYWORDS: the Abazins, society, traditions, language, experience, the Muhajirs, holidays, culture

FOR CITATION: Albogachiyeva M. Experience in Preserving the Traditional Culture of the Abazin People. Etnografia. 2022. 3 (17): 33-48. (In Russ.). doi 10.31250/2618-8600-2022-3 (17)-33-48

ВВЕДЕНИЕ

Абазины (самоназвание — абаза) — автохтоны Кавказа, отнесены к малочисленным народам Российской Федерации, проживают в Карачаево-Черкесии, исповедуют ислам суннитского толка. Абазинский зык относится к абхазо-абазинской ветви абхазо-адыгской группы кавказской языковой семьи.

Абазины проживали на северных, северо-западных и южных склонах Большого Кавказского хребта. Однако с ХУШ-Х1Х вв. они массово начали покидать историческую родину. Это был своего рода социальный и политический протест против российской аннексии их земель в ходе Кавказской войны, но вместе с тем и религиозное движение мусульман, видевших на этом пути сохранение своей веры. Таким образом, в результате переселения абазины, как и многие народы Кавказа, оказались рассредоточенными в разных концах мира. Самая большая и значительная часть мухаджиров (переселенцев), конечно, живет в Турции и странах Ближнего Востока. Только в Турции имеется 228 абхазо-абазинских селений, рассредоточенных в 20 провинциях страны (Чирикба 2012: 22). Живя за пределами исконной родины, они частично утратили язык, многие их традиции трансформировались или исчезли совсем. Неизбежный процесс адаптации и ассимиляции наложил свой отпечаток на судьбы переселенцев. Тем не менее мухаджиры никогда не забывали о своей исторической родине и с появлением возможности, после перестройки, стали искать своих родственников, живущих в Российской Федерации. С помощью интернета многие находили не только соотечественников, но и близких родных, связь с которыми была потеряна или частично утрачена предками современных абазин еще 150 лет назад. Это движение обрело большие масштабы. Виртуальная реальность (т. е. киберпространство) расширила возможности взаимодействия между представителями абхазского и абазинского этносов. Подобные практики стали частью современного бытия многих народов. Это подтверждается исследованиями А. В. Голов-нёва и Т. С. Киссер, которые подчеркивают, что «повышенная киберак-тивность свойственна сообществам, в том числе этническим меньшинствам и диаспорам, испытывающим потребность в самовыражении и компенсирующим посредством сети дефицит реальной территориальной близости и коммуникации». И далее: «По существу, интернет замещает одно из оснований этнической идентичности, традиционно обозначаемое как общая территория. Интернет, восполняющий реальную удаленность виртуальной близостью, становится удобной площадкой для насыщения этничности индивидуальными этнопроектами» (Головнёв, Киссер 2021: 83).

Киберпространство, позволившее укреплять и репрезентировать народную культуру, широко используется не только абазинами, живущими

в городах, но и жителями сел (независимо от места проживания), которые активно задействовали в этом процессе Facebook, «ВКонтакте», Telegram, Twitter, «Одноклассники» и другие социальные сети и мессен-джеры. Наличие таких платформ расширяет инструментарий для реализации задач стоящих перед народом, дополняя их новыми возможностями. С целью поддержать своих соотечественников, разбросанных по различным уголкам мира, было решено создать общий орган, который будет координировать работу по сохранению национальной идентичности абхазского и абазинского народов, независимо от места проживания. Реализовать такую идею удалось 8 октября 1992 г. в абхазском селении Лыхны, где начал свою работу Всемирный абхазо-абазинский конгресс (ВААК)1. В нем приняли участие проживающие на исконной родине и живущие за ее пределами. Первое заседание состоялось 9 октября 1992 г. в городе Гудауте. На нем был принят устав, отразивший основные цели организации, в числе которых — восстановление подлинной истории, сохранение национальной самобытности, традиций и обычаев абхазского и абазинского народов. Возглавил вновь созданную организацию абхазский и российский общественно-политический деятель, ученый Тарас Миронович Шамба. Всемирный абхазо-абазинский конгресс активно включился в процессы, связанные с интересами этих этнических групп. Нужно отметить, что в обсуждаемый исторический период не оставалось в стороне от проблем абазинского народа и государство. Наряду с инициативами общества, создающими различные организации для сохранения своей самобытной культуры, специальными комиссиями была проведена большая работа по выявлению и уточнению списка малочисленных народов (Строгальщикова 2008). Итогом этой работы стало принятие в 1999 г. закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Этот закон в «соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов»2. Принятие этого закона активизировало в разных этнических группах процессы, направленные на сохранение самобытной культуры. Инициативная

1 ВААК является самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для укрепления этнокультурного единства абхазо-абазинского и убыхского народов; создания необходимых условий для возвращения представителей абхазо-абазинской диаспоры на историческую Родину; восстановления подлинной истории, сохранения национальной самобытности, традиций и обычаев абхазо-абазинского и убыхского народов. URL: https://static.abaza.org/files/documents/ru/ustav-vaak.pdf (дата обращения: 24.08.2022).

2 Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».. URL: www.kremlin.ru/acts/bank/13778 (дата обращения: 23.02.2022).

часть общества продвигала интересы народа на различных уровнях. В результате в 2000 г. абазины были включены в список коренных малочисленных народов РФ. Являясь одной из пяти титульных наций в Карачаево-Черкесской Республике, абазины ставили перед руководством региона вопрос о создании Абазинского района. Многие годы этот вопрос не решался региональными властями. Однако летом 2005 г. «абазины, основываясь на реализации федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" и республиканского закона "О правовом статусе коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике", добились создания Абазинского района» (Албогачиева 2010). Наконец район с таким названием появился на административно-территориальной карте региона. В последние годы «согласно программе "Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2019 годы" издаются пять республиканских газет, семь сборников и пять детских журналов на языках титульных народов. Республиканское книжное издательство выпускает литературу на всех языках титульных народов, работают союзы художников, писателей, журналистов, в которые входит творческая интеллигенция — представители наций региона» (Герюгова 2020: 72). На радио и телевидении организовано вещание на абазинском языке, издается национальная газета «Абазашта», детский журнал «Шый-ач1ва» («Утренняя звезда»), научно-просветительский журнал «Родники Абазашты». В 2017 г. депутаты Народного собрания (парламента) Карачаево-Черкесии приняли в окончательном чтении изменения в республиканском законе «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики», законодательно закрепив изучение родных языков в школах республики в обязательном порядке с 1-го класса. Преподавание абазинского языка ведется также в детских садах Абазинского района республики. Центры по изучению абазинского языка находятся в Черкесске и Сухуме (Абхазия).

Создание собственного района актуализировало процессы возрождения традиционной культуры, родного языка, фольклора абазинского народа.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ АБАЗИНСКОГО НАРОДА

Все годы наряду с государственными структурами интересы народа поддерживались членами Всемирного абхазо-абазинского конгресса. Молодежь не оставалась в стороне от этой деятельности. Было принято решение создать соответствующую молодежную структуру. Так 20 августа 2006 г в Черкесске был образован Союз абазинской молодежи «Шарпны» («Рассвет»). Как мы отмечали уже в другой своей работе, своей основной задачей это объединение считает «сплочение абазинской

молодежи для реализации проектов по сохранению национального языка, культуры, традиций». И далее: «На сегодняшний день они [члены Союза абазинской молодежи. — Прим. ред.] являются движущей силой этого малочисленного народа. От их работы зависит будущее нации. У молодежной организации за эти годы накоплен большой опыт работы. Молодые люди активно включаются в социально значимые проекты для реализации поставленных целей. Они имеют свою эмблему, сайт, группы в социальных сетях» (Албогачиева 2021: 94).

Интересы народа были близки не только живущим в республике абазинам, но и инициативной и творческой части общества из других регионов страны. Так, 25 февраля 2011 г. в Санкт-Петербурге абазинский меценат, ученый, общественный и государственный деятель Мусса Хабальевич Экзеков создал автономную некоммерческую организацию «Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса "Алашара"» (АНО «Алашара»). Всемирным абхазо-абазинским конгрессом и АНО «Алашара» была разработана программа по сохранению и развитию родного языка, культуры, развитию гражданского общества, программа по информационно-аналитическому обеспечению населения, популяризации физической культуры и здорового образа жизни, программы по вопросам семьи и детей, развития молодежи, правовой консультации населения и др.3 «Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса "Алашара"» с момента своего создания позиционировало себя как организация, работающая по принципу «не вместо, а вместе». Руководитель АНО «Алашара» в Черкесске Мурат Муков отмечает, что «"Алашара" не подменяет государственные структуры, а сотрудничает с ними». Под эгидой этой организации издается международный журнал «Страна Абаза», где публикуются различные материалы, связанные с культурой, историей, этнографией абазинского народа. Это позволяет налаживать связь с абазинами всего мира, объединенными общей идеей сохранить свой народ.

Все годы наряду с государственными структурами интересы народа поддерживались, а инициативы в этой области по возможности реали-зовывались членами Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа. Однако в декабре 2017 г. в конгрессе произошла смена руководства. Председателем Высшего совета, избранного согласно новому уставу, стал М. Х. Экзеков. В своем выступлении он подчеркивал: «Мы будем создавать сетевую структуру управления, программу для каждой страны, по кажд[ому] регион[у] и начнем работать очень плотно, с поддержкой информационного портала, который мы в ближайшие месяцы создадим»4.

3 Публичный отчет АНО «Алашара» за 2019 год. URL: http://www.alashara.org/news/otchet_o_rabote_ ano_alashara_v_2019_godu (дата обращения: 23.02.2022).

4 Итоги абхазо-абазинского конгресса. URL: https://www.ekhokavkaza.eom/a/28910305.html (дата обращения: 23.02.2022).

22 марта 2018 г. на втором заседании конгресса, как и было обещано, презентовали информационный портал ВААК (www.abaza.org), который транслирует информацию на шести языках: абхазском, абазинском, русском, английском, турецком и арабском. Пользователи интернета из более чем 155 стран читают материалы об истории, традициях, языке, обычаях абхазского и абазинского народов, а также о деятельности конгресса по всему миру (Информационный портал 2018). На сайте есть возможность зарегистрироваться и, пользуясь созданной разработчиками базой данных, найти представителей абхазо-абазинского этноса в любой стране (Лазба 2018). Наличие такой платформы позволяет изучать историю, этнографию, культуру своего народа независимо от места нахождения.

С этого периода начался новый виток в деятельности Всемирного абхазо-абазинского конгресса. За этот период были инициированы и реализованы проекты, имеющие высокое значение для сохранения традиционных ремесел и уникальной культуры народа, представители которого живут в разных уголках мира. Активное использование современных информационных технологий для реализации проектов позволило объединить разделенный народ. Работая в абазинских селах, я встречала много социально активных и инициативных жителей региона, которые в тесном сотрудничестве с Всемирным абхазо-абазинским конгрессом и АНО «Алашара» реализуют многие проекты. Проводится большая подготовительная работа среди местного населения с целью выявления наиболее злободневных проблем абазинского общества. Все полученные в ходе работы сведения анализируют члены ВААК и при необходимости привлекают экспертов не только из республики, но из других регионов страны и мира. Эксперты разрабатывают индивидуальные программы сохранения и развития родного языка, культуры и традиций абхазского и абазинского народов, которые впоследствии претворяются в жизнь.

Слаженная работа общественных организаций и Всемирного абха-зо-абазинского конгресса содействует сохранению национальной культуры и традиций, а также стимулирует развитие гражданского общества, нацеленного на созидательные инициативы.

За прошедшие годы абазины смело стали выдвигать различные новые инициативы, жизнеутверждающие идеи и активнее заниматься поэтапной реализацией их в обществе. С 2014 г. в период с 21 по 23 июля в Черкесске ежегодно проходит трехдневный культурно-спортивный фестиваль «Абаза». Праздник начинается с открытия «Игр народа Абаза». Соревнования проходят не только по современным видам спортивных игр, но команды, как и в старину, участвуют в традиционных спортивных состязаниях: в перетягивании каната, лазании на столбы, прыжках в длину с разбега, броске камня, беге на 100-метровую дистанцию, стрельбе по мишеням и многих других. Проводя такие конкурсы, абазины пытаются сохранить свои старинные игры и поддержать дух соревнования, который

царит в обществе во время этого зрелищного мероприятия. Впервые «Игры народа Абаза» прошли в ауле Инжич-Чукун. Число участников составило около 100 человек из абазинских аулов Карачаево-Черкесии. С тех пор состязания проводились шесть раз (в 2020 и 2021 гг. соревнования были отменены из-за ограничений, связанных с COVID-19). С 2014 г. география участников Абазинских игр значительно расширилась. В них приняли участие не менее 1800 спортсменов не только из Карачаево-Черкесии, но и соседних регионов страны, Ставрополья, Москвы и Санкт-Петербурга. Также в играх принимают участие команды Республики Абхазия, Турции, Сирии, Иордании и др.5 В последний день соревнований в рамках фестиваля начинается празднование Дня культуры народа Абаза. В программу входят народные гуляния, конкурсы, выставки, организация абазинского этнографического двора с национальной кухней, концерт абазинской и абхазской песни и танца. Главной целью праздника являются популяризация истории и культуры абазин, сплочение абазинского народа, единение абазин и абхазов. Организаторами праздника выступают Совет старейшин абазинского народа, общественная организация «Абаза», Союз абазинских женщин, молодежная организация «Шарпны», Международное абазино-абхазское объединение «Алашара» и др.6

В последние годы начал функционировать новый, очень значимый и важный для повышения благосостояния и культурного развития региона проект. Во всех населенных пунктах жители абазинских сел добровольно и на регулярной основе делают взнос в размере 100 рублей в месяц в Национальный фонд народа Абаза. Эта идея возникла в конце 2017 г. у руководителя АНО «Алашара» в Черкесске Рамазана Мхце, который и предложил создать фонд. Разумеется, реализовать такую задумку непросто, но идея была чрезвычайно перспективна. Инициатору необходима была поддержка команды единомышленников, которые смогли бы проработать детали и общую концепцию. Заместитель АНО «Алашара» Мурат Гедугов поддержал начинание и разработал концепцию. Этому предшествовала большая подготовительная работа по изучению и внедрению казавшейся поначалу заманчивой, но утопичной идеи в жизнь. Вдумчивая работа команды дала результаты. В настоящее время проект работает. Национальный фонд народа Абаза — не отдельная структура, а рабочее название Фонда содействия культурному и социально-экономическому развитию абазино-абхазского этноса «Алашара». Позиционирование Фонда «Алашара» как Национального фонда народа Абаза было связано с желанием отделить его от деятельности организации и ассоциировать

5 Игры народа Абаза. URL: https://abaza.org/bolee-600-chelovek-prinyali-uchastie-v-ezhegodnykh-natsionalnykh-igrakh-naroda-abaza (дата обращения: 24.08.2022).

6 Праздник культуры народа абаза отметят в Карачаево-Черкесии. URL: https://www.riakchr.ru/ prazdnik-kultury-naroda-abaza-otmetyat-v-karachaevo-cherkesii/ (дата обращения: 12.01.2022).

в сознании абазин с единой общенародной структурой, которая является достоянием всего абазинского народа (ПМА 2022). Организаторы подчеркивают:

.. .основной целью создания Фонда было желание создать систему на десятилетия, а то и столетия вперед, при которой сам народ берет свою судьбу в руки и решает свои проблемы самостоятельно.

Нынешняя система работы Фонда позволяет любому желающему зачислять средства на конкретный аул через услугу «Сбербанк-онлайн». Есть также возможность подключить автоплатеж для автоматического перевода денег с банковской карты на счет фонда. Несмотря на то что фактически расчетный счет у Фонда один и все средства поступают «в общий котел», благодаря еженедельным отчетам Сбербанка, поступающим в нашу бухгалтерию, у нас есть возможность отслеживать поступления по каждому населенному пункту в отдельности.

Возможность перечислять средства на расчетный счет Фонда через систему «Сбербанк-онлайн» появилась в начале 2018 г. С тех пор по нынешний день собрано средств в размере более 2 млн рублей и полностью реализовано 16 проектов, таких как: модернизация насосной станции в ауле Красный Восток, приобретение и установка оград для кладбищ аулов Мало-Абазинск и Инжич-Чукун, приобретение и установка современных спортплощадок в ауле Псыж и Инжич-Чукун, приобретение спортивной формы для юношеской футбольной команды аула Кара-Паго и т. д.

Что примечательно, все строительные и ремонтные работы в рамках вышеупомянутых проектов были выполнены сельскими жителями на безвозмездной основе. Если оценить их труд в денежном эквиваленте, то сумма составит свыше 1 млн рублей.

Важно отметить, что проекты, осуществляемые на средства Фонда, обязательно выбирают сельские активы поселений. «Алашара» ведет техническое и документационное сопровождение проектов, а также оказывает софинансирование реализуемым проектам (ПМА 2022).

Все средства Фонда могут расходоваться исключительно безналичным путем. Кроме денег, которые перечисляют жители на ремонтные работы или иные важные для поселения дела, есть еще меценаты, которые вносят, когда необходимо, недостающую сумму для проведения запланированных мероприятий. Для реализации этого проекта большую работу на местах проводят общественные, молодежные, женские советы. Они оценивают ситуацию в своем населенном пункте и определяют приоритетные

вопросы, которые предстоит решать в течение календарного года. Таким образом общество само составляет программу улучшения качества жизни односельчан.

В планах на 2022 г. на собранные деньги построить в парковой зоне селения Инжич-Чукун своего рода амфитеатр, в котором разместятся посадочные места-площадки, очаг и сцена. По замыслу здесь смогут собираться старейшины абазинского народа для решения насущных вопросов. Институт старейшин на сегодняшний день перестал играть столь значимую, как прежде, роль в среде абазинского народа. Это приводит к потере преемственности поколений, утрате жизненных ценностей и культурных особенностей народа. Для укрепления связей между поколениями 27 декабря 2019 г. в рамках программы АНО «Алашара» по поддержке деятельности общественных советов сельский актив центра Абазинского района организовал мероприятие под названием «Очаг мудрецов» («Ауасаражвква рытшг1ва»). На него были приглашены почетные старцы, работники администрации сельского поселения, представители духовенства, молодежь и жители аула Инжич-Чукун7.

Инициатором многих новых идей указанного селения является коллектив Центра культуры и досуга, который работает с 2009 г. За недолгое время он стал стержнем активной культурно-досуговой деятельности жителей Абазинского района. Приоритетное направление — сохранение и развитие фольклора, традиционных народных обычаев, обрядов, праздников абазинского народа. В учреждении работают 10 клубных формирований. Несмотря на сравнительно небольшую историю, у культурного центра есть свои достижения. В составе центра действуют творческие коллективы (в том числе занимающиеся народными видами творчества). Они ведут активную концертную деятельность, принимают участие в крупных мероприятиях районного и республиканского значения8.

В ноябре 2020 г. Всемирный абхазо-абазинский конгресс и международное объединение «Алашара» запустили проект о нематериальном наследии абхазо-абазинского народа «Амазара» («Сокровище»), направленный на сохранение и развитие нематериального культурного наследия абхазского и абазинского народов. Председатель Высшего совета ВААК М. Экзеков так охарактеризовал этот проект:

Проект нацелен на популяризацию нематериального культурного наследия абхазо-абазинского народа посредством современных интернет-технологий. Неотъемлемой частью идентичности народа является красивый и богатый родной язык, традиции и обычаи, национальные танцы, народные

7 В Инжич-Чукуне разожгли «Очаг мудрецов». URL: http://alashara.org/news/v_injieh_ehukune_razojgli_ ochag_mudretsov (дата обращения: 02.04.2022).

8 Центр культуры и досуга аула Инжич-Чукун. URL: https://www.culture.ru/institutes/30520/centr-kultury-i-dosuga-aula-inzhich-chukun (дата обращения: 03.01.2022).

наигрыши, древние знания о традиционных ремеслах. Мы ставим перед собой задачу все это сохранять и развивать для будущих поколений9.

В рамках проекта проводятся съемки коротких видеороликов о национальных танцах, народных инструментах, родном языке, кузнечном деле, национальном этикете, традиционной культуре народа и др. Благодаря сайту и страницам в социальных сетях видео проекта популярны в интернете: под каждым видеороликом — информация о сотнях тысяч просмотров. Здесь же хочется отметить, что интернет-ресурсы дают большие возможности для популяризации народной культуры, и поэтому проект «Ама-зара» имеет важное значение не только для проживающих в республике, но и для соплеменников, живущих за пределами исторической родины.

В 2020 г. Международное объединение «Алашара» разработало проект «Абанпара: культурная связь поколений народа Абаза», направленный на сохранение народных ремесел абазинского и абхазского народов. Проект поддержал Фонд президентских грантов. Руководитель проекта «Абанпара» Мурат Муков подчеркивает, что благодаря поддержке «Ала-шары» и Фонда президентских грантов в художественном кружке абазинского селения Инжич-Чукуна обучают не только рисованию, но и резьбе по дереву, чеканке, плетению, здесь организованы курсы по золотному шитью, создаются познавательные видеофильмы о народных ремеслах и обрядах10. В Черкесске также открыта мастерская по изготовлению традиционных абазинских ножей. Холодное оружие всегда было предметом гордости абазин, среди них были известные мастера, изготавливавшие ножи. К сожалению, многие навыки утеряны, но поиск и обучение умельцев ведутся. Так, Мурад Гедугов, заместитель руководителя обособленного отделения АНО «Алашара», вспоминает:

Увлечение ножами произошло случайно. У меня никогда даже в мыслях не было заниматься этим ремеслом. Просто в один момент я услышал, что есть такой человек из числа абазин, которого зовут Зураб Такушинов. Узнал, что он занимается изготовлением национальных абазинских ножей. Мне стало интересно, что из себя представляют его ножи (Гонова 2021).

Об уникальном абазинском мастере сообщили М. Экзекову, благодаря которому было приобретено оборудование и создана мастерская, куда приходят ученики, желающие овладеть мастерством изготовления ножей. Пока овладевших этим ремеслом мастеров немного, поэтому их

9 ВААК и АНО «Алашара» запустили новый проект о нематериальном наследии абхазо-абазинского народа «Амазара». URL: https://abaza.org/vaak-i-alashara-zapustili-proekt-amazara (дата обращения: 14.02.2022).

10 АНО «Алашара» реализует проект по сохранению народных ремесел. URL: http://alashara.org/news/ ano_alashara_realizuet_proekt_po_sohraneniyu_narodnyih_remesel (дата обращения: 14.02.2022).

изделия не имеют еще широкого распространения в регионе. Абазинские ножи скорее относятся к классу премиум-продукции из-за ограниченного ее объема. С целью привлечь к этому старинному ремеслу новых мастеров в рамках совместного проекта «Алашара» и ВААК по сохранению и развитию нематериального культурного наследия народа Абаза «Ама-зара» был снят документальный фильм «Традиционное ножевенное дело абазин»11. 4 ноября 2021 г. этот документальный фильм принял участие в первом Всероссийском конкурсе национальных видеороликов «Мы» и занял второе место среди снятых профессионалами фильмов в номинации «Документальные ролики» в программе из 600 фильмов. В этой же номинации он стал победителем народного голосования (фильм «Абазинские ножи», 2021). Проект «Амазара» является важным ресурсом для конструирования идентичности, пропагандируя национальную культуру, искусство, народные промыслы и традиции.

Традиции и обычаи абазинского народа претерпели значительные изменения под влиянием различных социальных, экономических, культурных процессов, но при этом система ценностей, выработанная в абазинском обществе в течение веков, еще очень важна. Все описанные проекты и новые идеи находят отклик в местном обществе, где за последние десятилетия сформировалось устойчивое ядро единомышленников, силами общества и собственными инициативами решающих судьбу своего малочисленного народа, у которого есть шансы улучшить не только жизненные условия, но и общую демографическую ситуацию.

Результаты анкетирования 2020 г., проведенного сотрудниками МАЭ РАН среди абазин в рамках изучения малочисленных народов РФ в Карачаево-Черкесии, свидетельствует о существующих нарушениях и ущемлении их прав. Все полученные от респондентов сведения указывают на то, что абазинам не предоставляются никакие льготы, которые они должны были бы получать как малочисленный народ. Изучавшие этот вопрос исследователи выяснили: проблема кроется в том, что в первом Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 коренными малочисленными народами в России были признаны представители всего 47 национальностей. Однако во втором изданном по этому поводу Распоряжении Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р таковыми считаются представители уже не 47, а 41 национальности — 6 народов и территория их традиционного проживания по неизвестным причинам не были учтены, а именно: абазины (Карачаево-Черкесская Республика), бесер-мяне (Удмуртская Республика), нагайбаки (Челябинская область), сету

11 Барганджия С. Документальный фильм о ножевом деле абазин продолжил проект Всемирного абхазо-абазинского конгресса и АНО «Алашара» о нематериальном наследии абхазо-абазинского народа. URL: https://www.abaza.org/traditsionnoe-nozhevoe-delo-abazin-proekt-amazara-vypustil-trete-video (дата обращения: 12.02.2022).

(Псковская область), шапсуги (Краснодарский край) и ижоры (Ленинградская область).

Активисты абазинского народа проводят большую работу для восстановления своих прав, но существенных результатов нет. В числе льгот, которыми могут воспользоваться абазины как представители коренного малочисленного народа, можно выделить только две:

1. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 24.02.2004 г. № 84-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики». В данном законе именно для абазин как коренного малочисленного народа предусмотрены дополнительные права, позволяющие защитить территорию его проживания при условии проведения соответствующего референдума (статьи 8 и 9 данного закона). Во многом благодаря этому нормативно-правовому акту удалось создать в 2005-2006 гг. Абазинский муниципальный район в Карачаево-Черкесской Республике.

2. Льготные условия при поступлении в учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга (в Карачаево-Черкесии такие льготы не предоставляются). Однако установление такого рода правил целиком зависит от воли ректора того или иного учебного заведения.

Нам представляется очень актуальным введение института уполномоченного по правам малочисленных коренных народов в субъектах Российской Федерации. Это позволило бы решить многие проблемы в регионах, учитывая имеющийся в нашей стране положительный опыт трех субъектов РФ в этом отношении — Сахи (Якутии), Камчатского и Красноярского краев. Создание в других регионах института уполномоченного по правам малочисленных коренных народов позволило бы выработать рациональные формы и методы защиты их прав и интересов (Цой 2017: 543).

Комплекс указанных мероприятий помог бы изменить статус малочисленных народов и расширить возможности по реализации проектов, направленных на сохранение языка, традиций и культуры абазинского народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В глобализирующемся мире наблюдается рост интереса отдельного народа к своим корням, к исторической родине. В случае с абазинами мы имеем пример разделенного народа, проблема культурного воссоединения которого в настоящее время особенно актуальна. За последние десятилетия после образования ВААК проделана большая работа по организации изучения родного языка абазинами, живущими в Российской Федерации, и их соотечественниками, проживающими более чем в сорока странах мира. Подготовлены сборники сказок, песен, рассказов для детей школьного и дошкольного возраста на абазинском, открыты курсы абазинского

языка. За указанный период абазинским народом накоплен огромный опыт по сохранению и возрождению начатых в предшествующий период проектов. Как справедливо отмечает А. В. Головнёв, «каждая этноисто-рия — бесконечная череда перерождений, каждое поколение заново воссоздает свою этничность, и всякий раз в чем-то по-новому» (Головнёв 2009: 46). Этот дрейф этничности мы видим в абазинском обществе, где этнический компонент становится важным основанием для конструирования уникальности региона, а также лежит в основе интересных имиджевых проектов абазинского народа, таких как День абазинской культуры, Игры народов Абаза, Амазара и др. Все они способствуют поддержанию патриотических и гражданских ценностей, воспитанию любви к культуре и традициям народа, духовности и нравственности подрастающего поколения, за которым будущее народа. С помощью этих проектов решаются также такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, проживающего в Абазинском районе Карачаево-Черкесии. Модель, предложенная ВААК для работы по сохранению и развитию культуры, традиций, образа жизни абазов и самого абазинского народа, претендует на универсальность и может быть применена к любому этносу вне зависимости от территории проживания. Этот опыт малочисленного абазинского народа не имеет аналогов в Российской Федерации, однако мог бы стать примером для других субъектов нашей страны, в которых имеются схожие проблемы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

АлбогачиеваМ. С.-Г. Абазинский язык: история и современность // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 90-98.

Герюгова А. М. Современные технологии регулирования межнациональных отношений (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Некоторые аспекты управленческих технологий в современном российском обществе: сб. науч. статей / Под ред. Л. В. Королёвой, Е. И. Боровлёвой. М.: Государственный университет управления, 2020. С. 66-74.

Головнёв А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4 (25). С. 46-55.

Головнёв А. В., Киссер Т. С. Проекции этничности коренных малочисленных народов России (по данным веб-опроса) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 80-89.

Гонова А. На ножах: Мурат Гедугов об уникальном наследии предков. URL: https:// www.riakchr.ru/na-nozhakh-murat-gedugov-ob-unikalnom-nasledii-predkov/ (дата обращения: 12.02.2022).

Лазба А. Информационный портал Всемирного абхазо-абазинского конгресса презентовали в Сухуме 18 сентября. URL: https://abaza.org/amina-lazba-o-portale-vaak-my-budem-rasskazyvat-miru-o-nas (дата обращения: 24.01.2022).

Строгальщикова З. И. Коренные малочисленные народы России в политике государства: формирование законодательства и его реализация в постсоветский период // Финно-угорский мир. 2008. № 1 (1). С. 48-63.

Тания К. В. Общественная организация «Всемирный абхазо-абазинский конгресс»: планы, проекты, реализация // Кавказ: перекресток культур. СПб.: МАЭ РАН, 2021. Вып. 3. С. 200-212.

Цой А. С. Институт уполномоченного по правам малочисленных народов как средство защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: сб. материалов Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. Ростов н/Д: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. С. 543-550.

Чирикба В. А. Расселение абхазов и абазин в Турции // Джигетский сборник. М., 2012. Вып. 1. С. 22-96.

REFERENCES

Albogachieva M. S.-G. [Abazin language: history and modernity]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Journal], 2021, no. 2 (71), pp. 90-98. (In Russian).

Chirikba V. A. [Resettlement of Abkhazians and Abazins in Turkey]. Dzhigetskij sbornik. Moscow, 2012, no. 1, pp. 22-96. (In Russian).

Coi A. S. [The Institute of the Commissioner for the Rights of Small Peoples as a means of protecting the rights of indigenous small peoples of the Russian Federation]. Perspektivy gosu-darstvenno-pravovogo razvitiya Rossii v 21 veke. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii kursantov i slushatelej vuzov MVD Rossii, studentov gumanitarnyh vuzov, ad"yunktov, aspirantov i soiskatelej [Prospects for the state and legal development of Russia in the 21st century. Collection of materials of the All-Russian scientific and theoretical conference of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, students of humanitarian universities, adjuncts, graduate students and applicants. Rostov-on-Don: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Rostov-on-Don: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2017, pp. 543-550.

Geryugova A. M. [Modern technologies for regulating interethnic relations (using the example of the Karachay-Cherkess Republic)]. Nekotorye aspekty upravlencheskih tekhnologij v sovre-mennom rossijskom obshchestve [Some aspects of management technologies in modern Russian society: Sat. scientific. Articles]. Moscow: State University of Management Publ., 2020, pp. 66-74. (In Russian).

Golovnev A. V. [Drift of ethnicity]. Ural 'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Journal], 2009, no. 4 (25), pp. 46-55. (In Russian).

Golovnev A. V., Kisser T. S. [Projections of the ethnicity of the indigenous small peoples of Russia (according to a web survey)]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Journal], 2021. no. 2 (71), рр. 80-89. (In Russian).

Strogal'shchikova Z. I. [Indigenous small peoples of Russia in the politics of the state: the formation of legislation and its implementation in the post-Soviet period]. Finno-ugorskij mir. Finno-Ugric world, 2008, no. 1 (1), pp. 48-63. (In Russian).

Taniya K. V. [Public organization "World Abkhaz-Abazi Congress": plans, projects, implementation]. Kavkaz:perekrestokkul'tur [Caucasus: a crossroads of cultures]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2021, no. 3, pp. 200-212.

Submitted: 24.03.2022 Accepted: 01.05.2022 Article published: 01.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.